Икона Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы. Основатели обители, преподобные сергий и герман

Монахи на Руси всегда были духовными лидерами, которые помогали простому народу лучше понимать истины Священного Писания. Один из самых известных монастырей был основан Сергием и Германом Валаамскими. По сей день сюда приезжают тысячи людей, которые ищут путь к Богу.


Из истории

Хотя подробного жития этих святых не сохранилось, все же церковное предание донесло до нас основные сведения о жизни Сергия и Германа Валаамских. Считается, что они были греками и пришли в Россию, чтобы просвещать местное население. Случилось это в 10 в., когда в землях Новгородских появились первые христианские миссионеры.

Валаамский монастырь очень часто подвергался нападениям. Во время этого случались пожары и разрушения, именно они стали причиной того, что до нас так мало дошло документальных свидетельств о том периоде. Документ середины 16 в. подробно описывает обретение и перенесение мощей святых, которые уже прочно заняли свое место среди праведников.

  • В 1163 г. останки преподобных были переправлены в Новгород, чтобы уберечь их от нашествия шведов. Лишь после заключения мира святыня вернулась на свое историческое место пребывания.
  • В этот период начинается церковное почитание.
  • Величественный храм Сергия и Германа Валаамских был построен к лету 1789 г. Мощи преподобных до сего дня покоятся там, под спудом (как принято было погребать святых со времен первых мучеников).

Несколько позже (1819 г.) пишется совместный образ и составляются молитвы, одобренные Синодом. Эти святые особо почитались в царской семье. Например, Александр I совершал паломничество в Валаам, стоял на заутрене вместе с братией как простой паломник (а ведь цари, как правило, в храме занимали особое место).


Почитание

Чем же так дороги народной памяти преподобные Сергий и Герман Валаамские? Свидетельством их прославления у Бога стали многие чудеса, которые происходили по молитвам у гробницы.

  • От святых получали помощь те, кто тонул или замерзал во время путешествия по Ладоге.
  • Страдающие духовными болезнями чувствовали облегчение.
  • Братия, живущая в монастыре, ощущает непрестанную молитвенную помощь от небесных покровителей.

Велико значение для русской духовной истории Валаамской обители. Считается, что раньше на ее месте хотели воздвигнуть храм языческому богу. Но пришедший сюда апостол Андрей разрушил капище и благословил построить здесь монашескую общину. И сегодня ее защищают молитвы праведных, предстоящих Богу. Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!


Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

О, велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избав​ление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О, преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Сергий и Герман Валаамские - житие и почитание was last modified: Июнь 22nd, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Похожие статьи

Один из самых прославленных и любимых в народе святых земли Русской - Сергий Радонежский. Икона преподобного есть, наверное, в каждом храме, многие приобретают ее и для домашних молитв.

к XII, а то и к XIV веку или даже к концу XIV - началу XV века. Не сохранилось и Житие преподобных Сергия и Германа (скорее всего, оно никогда и не существовало), а отдельные фрагментарные упоминания о первоначальниках,Валаамской обители, встречаются исключительно в поздних источниках (самое раннее XVI века)..

Некоторая ясность относительно времени жизни прославленных русских святых появилась совсем недавно - а именно после обнаружения в рукописи XVI века особого Сказания о Валаамском монастыре . Сказание это имеет следующее весьма пространное название: «Сказание кратко о создании пречестныя обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме . И отчасти повесть о преподобных святых отец, тоя же обители началь ник Сергия и Германа, и о принесении святых мощей их». Сказание подтверждает наиболее позднюю из предлагавшихся ранее датировок основания обители.

Согласно Сказанию, в конце XIV века из Великого Новгорода на озеро Нево (Ладожское) пришли двое «неких святоученых священноиноков»: одного из них звали Ефрем, другого - Сергий; с ними было еще несколько человек. (Позднейшие источники называют Сергия Валаамского греком, но вряд ли это известие достоверно.) «Устремившись на подвиг», пишет автор Сказания , старцы приплыли к острову Валаам, намереваясь, вероятно, начать здесь монашеское житие; однако остров этот был уже занят «корелой», то есть карелами. «Великий же этот остров Валаам, - восторженно описывает его агиограф XVI века, - сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчисленные. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки - так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие». Один из этих небольших островков с восточной стороны от Валаама, получивший впоследствии название Святого острова , или острова Александра Свирского, иноки и выбрали для своего поселения. Остров же этот «прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, искусно и предивно сотворен Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная». (Позднейшее монастырское предание связывало эту пещеру с именем преподобного Александра Свирского, подвижника XVI века.) Братия водрузили на острове крест, поставили церковь во имя Преображения Господня и начали жить в трудах и молитвах. Для своих нужд на других малых островах они развели огороды. «Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости».

Вскоре старец Ефрем покинул остров и переселился на озеро Ильмень , где основал Перекомский монастырь. (Об основании Перекомского монастыря Новгородская летопись сообщает под 1407 годом. Преподобный Ефрем Перекомский был причтен Церковью к лику святых. Сохранилось его Житие , однако оно датирует основание Перекомской обители серединой XV века; вот и еще одна необъяснимая загадка наших древних источников.) Ко времени его ухода число иноков Валаамской обители заметно возросло; Святой остров оказался для них тесен, и преподобный Сергий отправился в Новгород, к архиепископуИоанну II, который занимал новгородскую архиепископскую кафедру с 1388-го по 1415 год. Он должен был, во-первых, получить благословение архиепископа на открытие в Новгородской епархии нового монастыря, а во-вторых, заручиться поддержкой гражданских властей для переселения братии на большой остров и изгнания оттуда язычников карел. Обе задачи были успешно выполнены. «Правители же города, прилежно повинуясь словам архиепископа, быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию , а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками».

Для выселения с острова «корелы» потребовалось применение военной силы. Язычники не хотели уступать, и на острове развернулись настоящие сражения с жертвами с обеих сторон. «Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены - рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались».

Преподобный Сергий выбрал место для строительства обители - «весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань». По благословению архиепископа Иоанна была построена церковь во имя Спаса Преображения - «большая и весьма красивая и высокая», с приделами во имя Иоанна Богослова и Николы Чудотворца , а затем и другая церковь, во имя Рождества Господа, с трапезной, - «весьма чудная и преславная». Монастырь оградили стенами, так что Спасо-Преображенская церковь оказалась в самом центре обители, «на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя куща между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты».

Точный год основания монастыря в Сказании не обозначен. Отмечено лишь, что это произошло при архиепископстве Иоанна II, то есть не ранее 1388 и не позднее 1415 года. (Вероятно, создатель Сказания имел в своем распоряжении грамоту новгородского владыки, не имеющую даты, но подписанную самим Иоанном.) На основании некоторых соображений косвенного порядка исследователи предлагают две наиболее вероятных даты начала обители - 1389 или 1399 год. (В поздних источниках встречаются еще две даты: 1329 год как год начала жительства старца Сергия на Валаамском острове, и 1399 год как память «преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа на Валамском острове ».) Известно также, что преподобного Сергия связывала тесная дружба с другим великим русским подвижником - преподобным Арсением Коневским, основателем монастыря Рождества Богородицы на острове Коневец на Ладожском озере. (Основание Коневского монастыря датируется летописью 1398 годом.)

Сказание о начале Валаамского монастыря излагает основные положения устава, введенного в обители преподобным Сергием.

Это общежительный устав, предусматривающий полное равенство иноков во всем и осуждающий всяческие «стяжания». Сергий предписывал инокам «лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам; еду есть самую простую - какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, - такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только необходимейший квас - и для своих, и для приходящих. Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем равная - от последних до первых по званию». Преподобный игумен также «совершенно запретил просить у постригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает приобрести ангельскую святую жизнь - хоть бы и из простых людей был». Так были заложены основы процветания знаменитейшего из северных русских монастырей.

Дальнейшая судьба преподобного Сергия сложилась, однако, драматически. В обители возник конфликт между игуменом и братией. «Творец греха - лукавый дьявол, - сообщает автор Сказания, - находит некоторых из иноков, разумом некрепких, и подбивает их на вражду со святым и великим игуменом Сергием». Преподобный , не вступая в споры с братией и возложив упование на Бога, отказывается от игуменского сана и удаляется из монастыря. Первоначально он поселился в некоем пустынном месте на том же острове, где стал вести уединенную молитвеную жизнь. Но, по-видимому, братию это не устроило; в результате начавшейся на острове «второй брани» (по выражению автора Сказания) «принуждением и бесчестием» преподобный вынужден был покинуть Валаам и удалиться в Новгород. Здесь Сергий поселился в монастыре Иоанна Богослова (что это за монастырь, в точности неизвестно), где занимался переписывание книг. «И было его трудолюбивое писание весьма хорошим из хранящейся в нем глубины божественной философии, - отмечал книжник XVI века. - И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и называют их «Сергиев перевод»». Богословском монастыре преподобный Сергий прожил несколько лет и, достигнув маститой старости, отошел к Господу. Тело его было похоронено в том же монастыре, у церковных стен. Рассказывали, что позже на церковной стене было искусно написано красками изображение преподобного Сергия, а в ногах у гроба вырос огромный тополь.

Преемником Сергия стал священноинок Герман , второй игумен Валаамского монастыря . Автор Сказания пишет о нем, он «во всех первых трудах был вместе с преподобным Сергием . Однако какие-либо подробности о его жизни совершенно стерлись из памяти потомков, и потому агиограф ограничиваете лишь самыми общими фразами: «Тот великий Герман прилежи пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах, при своей пастве в созданном ими монастыре ; тут же и погребен был. Спустя приблизительно сто лет после основания монастыря , то есть в конце XV века, в обители случился страшный пожар, не пощадивший ни церкви, ни прочие монастырские строения, не имущество монастыря; гробница преподобного Германа , однако, уцелела. После этого ее перенесли в церковь, где она пребывала на одном месте более сорока лет, до торжественного пере несения мощей преподобного Сергия, основателя обители, и Новгорода на Валаам .

Это перенесение мощей явилось значительным событием в истории Валаамского монастыря и особенно в истории почитания его святых основателей. Валаамский игумен Пимен обратился с просьбой о перенесении мощей преподобного Сергия из Великого Новгорода на Валаам к архиепископу новгородскому Феодосию (1542-1550). Тот, в свою очередь, отправил игумена в Москву, к святителю Макарию . «Тот же великий и чудесный добродетелями муж понял своим духом: не сам по себе игумен осмелился на такую вещь, но поощряемый святым преподобным Сергием . По совету светлейшего христоименитого царя Иоанна тот преосвященный митрополит пишет архиепископу соборное писание, чтобы отпустить мощи преподобного - с честью, которой они достойны, - в созданную им обитель». Из Новгорода мощи проследовали в «насаде» (корабле) по Волхову и далее в Ладожское озеро, по пути игумен Пимен посетил со святыней Коневецкий монастырь, основанный преподобным Арсением, другом и собеседником преподобного Сергия . На Валааме же святые мощи были положены в Спасо-Преображенской церкви, за алтарем; вместе с ними положены были и мощи преподобного Германа . Это произошло 11 сентября, однако точный год перенесения мощей неизвестен.

К тому времени Валаамская обитель становится одной из самых значительных на севере России . В невероятно сложных условиях, на каменистой, совершенно не приспособленной для возделывания земле, иноки развивают образцовое монастырское хозяйство, выращивают хлеб, другие продукты земледелия, занимаются рыболовным промыслом. В неукоснительной строгости соблюдается устав, завещанный обители преподобным Сергием . Иноки Валаамского монастыря стали основателями многих прославленных северорусских обителей. Так, именно из Валаама вышел преподобный Зосима Соловецкий. Валаамскими постриженниками были и преподобный Александр Свирский, основатель знаменитого Троицкого монастыря на реке Свири, и Савва, основатель менее известного Троицкого Сенного монастыря (на одном из островов Ладожского озера).

Последующая судьба Валаамского монастыря оказалась драматичной, во многом даже трагической. Дважды монастырь подвергался полному разорению и надолго запустевал - в первый раз после шведского разорения 1611 года, в Смутное время по заключенному в 1617 году Столбовскому миру, территория Карельского уезда перешла Швеции; монастырь был полностью уничтожен , а братия перебралась в Васильевский монастырь под Ладогой. Возрождение монастыря началось лишь в 1718 году, после победоносной для России Северной войны, а во второй раз в 1940 году, после того как территория Ладожского озера, входившая прежде в состав Финляндии, перешла Советскому Союзу, монастырь вновь был полностью разорен, а иноки переселились вглубь Финляндии, где возник существующий и поныне Ново-Валаамский монастырь. В 1989 году Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был возрожден вновь.

Преподобные основатели Валаамской обители прославились как великие чудотворцы . «Многие же замечательные чудеса показал Бог через Своих угодников Сергия и Германа», - писал автор Сказания о начале Валаамского монастыря в XVI веке. В своем сочинении он привел лишь малую толику этих чудес (о явлении преподобных валаамским инокам и местным жителям, об исцелении некоего рыбака, о защите преподобными иноков от клеветы), ибо «у всех на слуху сотворенные ими ранее великие чудеса, но также и ныне неоскудно являют свои чудеса всем, с верою их призывающим, и над ними свои преславные чудеса творят».

Местное почитание святых Сергия и Германа Валаамских (по-видимому, только в пределах Карельского уезда) было установлено после перенесения их мощей в середине XVI века. Что же касается общецерковного прославления, то оно произошло значительно позже, лишь в 1819 году память преподобных была внесена в общерусские месяцесловы.

Церковь празднует память преподобных Сергия и Германа Валаамских 28 июня (11 июля) и 11 (24) сентября.

, Новгородских и Санкт-Петербургских святых

Исторические сведения о преподобных Сергие и Германе очень скудны. Их житие было утрачено в результате опустошительных набегов на Валаамский монастырь , и кто они были - доподлинно неизвестно. Их почитают основателями Валаамского монастыря, но о времени основания обители также ничего не известно.

Кем были святые Сергий и Герман?

Местное предание, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея Первозванного к славянам Новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темныя предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, который, как полагают, и был назван Германом. Повесть эта извлечена из древней рукописи и ничем не подтверждается.

Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. кн. Ольги (X в.) и почитают их выходцами из Греции, искавшими просветить север. Но это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского , который, в церковной истории своей, относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого (X-XI в.). В Софийской летописи сказано: "Лета 6671 () обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне". Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России, и Иоанн не был еще епископом, так как он был хиротонисан в 1165 г. Сочинитель Истории Российской Иерархии считает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать архиепископа Иоанна , жившего в конце XIV и начале XV века, что согласно и со временем присоединения Карелии к Российскому владению.

В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: "В лето 6837 () нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий" . По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство прп. Герман в г. Посему и можно предположить основание монастыря в XIV веке.

Почитание и прославление преподобных

Издревле было положено начало местному церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых , упоминания в службе "Всем русским святым", составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: "Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго , ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго , риза преподобническая, на плечах схима" .

В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных, встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы", памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа, Карельских чудотворцев, из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo - Старый Валаам, и на этом острове указан крест.

Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

Мощи преподобных Сергия и Германа почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре , сохранился сборник "Чудеса преподобных Сергия и Германа", составленный по благословению игумена Дамаскина.

Тропарь, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Тропарь, глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Кондак, глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Использованные материалы

  • Патерик:: Основатели обители, преподобные Сергий и Герман // Официальный сайт Валаамского монастыря
  • Сергий Валаамский, преподобный, чудотворец // Сайт "Русское Православие"
Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы" - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ("Карельских чудотворцев") из Новгорода в монастырь "Всемилостивого Спаса" - по "утишении военной опасности", по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция "нестяжателей" в известной церковной полемике XVI века.
В 1819 году Святым Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа почивают и ныне под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

Преподобные отцы наши Сергие и Германе, молите Бога о нас!

Из «Летописи Валаамского монастыря»:

1163 г.
обретение мощей Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
[" В лето 6671 о архиепископе Иоанне.
Поставиша великому Новуграду архиепископа Иоанна перваго а прежъ были епископы. Тогоже лета обретены быша мощи и пренесены преподобныхъ отецъ нашихъ Сергия и Германа, Валаамскихъ Новгородскихъ чюдотворцовъ при архиепископе Новгородком Иоанне..."]

Факт обретения и переноса мощей в 1163 - 1164 гг. (ввиду военной опасности) подтверждается рядом достоверных летописных источников, новгородских по происхождению.
Источник, хорошо известный историкам XIX века, - так называемая Уваровская летопись, новгородская по происхождению. На 1163 год в ней содержится сообщение о переносе мощей преп. Сергия и Германа.

В конце XIX века был обнаружен еще один источник данных сведений - Российская Летопись по списку Софийскому Великого Новгорода (в собрании Погодина). Историки, относящие возникновение Валаамского монастыря к XIV веку, считают, что все церковные даты были вписаны в нарвскую летопись позднее, а Погодинский отрывок лишь копирует это позднейшее внесение. Однако, вновь обнаруженные летописные обрывки, сообщающие о перенесении мощей в 1163 году, позволяют говорить не о компиляции, а о существовании единого древнего летописного источника, хранящего изначально данные сведения. Так, в сб. XVII в. из собр. Погодина на л. 89 вновь сообщается о переносе мощей и указывается источник сведений: «Выписано из Новгородского Летописца Антониевского монастыря книги». Видимо в Антониево-Дымском монастыре хранился один их списков Летописца - протографа. Указание на существование древнего новгородского Летописца мы встречаем в рукописи из собрания Лихачева Н.П. "О святых великоновгородских епископах и архиепископах и преподобных чудотворцах". Подтверждение этому находим в летописных отрывках XVII - XVIII веков:

["Преподобные отцы Сергий и Герман иже на Валаамском езере. Был тамо монастырь в нем же пострижен Александр Свирский ныне пусто. От швецъ и немецъ разорено. Мощи ихъ ныне неизвестны. Токмо стоят часовня и прежъ сего в Летопясце пясано: обретены быша мощи их в лето 6671 (1163) и пренесены на Валаамский островъ во обитель Спасову в лето 6690 (1182) при архиепископе Новгородском Иоанне, Чюдотворце"]

Обретение и перенос мощей прпп. Сергия и Германа в XII веке подтверждает широко распространенный на Руси текст «Валаамской беседы». Само распространение списков «Беседы» говорит о высоком духовном авторитете прпп. Сергия и Германа. Зачало Беседы, несомненно, нужно рассматривать как свидетельство факта переноса и обретения мощей в ХII веке.

[- перенесение моще прпдныхъ оцъ нши Сергiа и Германа, Валаамьскихъ чюдотворцовъ началниковъ того Валаамского мнтыря изъ Великого Новограда в корельскиi уъздъ всемлтваго спса...]

1179 - 1180 гг.
четвертое и последнее перенесение мощей Прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам. По прибытии в монастырь некоторое время мощи находились на том месте, где ныне стоит Покровская часовня. Более достоверной является точка зрения о переносе мощей из Новгорода на Валаам в 1182 г., так как она подтверждается рядом летописных источников, указанных выше. Церковная историческая наука не подтверждает сведений о том, что этот перенос мощей был четвертым. Источник сведений - текст "Оповеди".

1198
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам (по утишении военной опасности).


1719 г. 13 марта
освящение деревянного храма на Валааме во имя Прпп. Сергия и Германа и вместе с этим и деревянных зданий обители [сгорели при пожаре в 1754 г.].

1799 г. 28 июня
в монастырском соборном храме освящена другая церковь во имя Прпп. Сергия и Германа.

1819 г. 20 октября
Российским Святейшим Синодом предписано: во все церковные книги вносить имена Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, с помещением, где следует, тропаря и кондака сих святых.

1823 г.
сооружена серебряная рака для Прпп. Сергия и Германа.

1858 г. 15 июня
в монастырском соборе, в нижней его церкви, по перестройке, освящен храм во имя Прпп. Сергия и Германа.

1892 г. 26 июня
освящен нижний монастырский собор во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1899 г. 18 июля
в Сергиевском скиту освящен каменный храм во имя прп. Сергия, Валаамского чудотворца.

1903 г.
освящен каменный храм в Германовском скиту во имя прп. Германа, Валаамского чудотворца.

1990 г.
в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием вновь совершено освящение главного престола нижнего соборного храма во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1996 г., 9 - 12/22 - 25 июля
Святейший Патриарх Алексий II посетил Валаамскую обитель. Им было совершено освящение вновь сооруженной раки над мощами Прпп. Сергия и Германа, почивающих под спудом,

Тропарь, глас 4:

Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся, преподобнии, / мир и вся яже в нем, яко не сущая преобидевше любве ради Христовы, / и в морский остров вселистеся, / и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся, / постом, бдением же и всенощным стоянием / плоти своя духу мудре повинули есте. / Сего ради от вседержительныя десницы / достойныя венцы прияли есте. / И ныне Пресвятей Троице предстояще, / молитеся, всеблаженнии отцы Сергие и Германе, / сохранитися в мире отечеству нашему, и спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

От мирского жития изшедше, отвержением же мира Христу последовасте, и достигосте великого Нева езера, и в нем на острове Валааме всельшеся, равноангельским житием пожили есте: отонудуже веселящеся, пришли есте к небесным чертогам. И ныне со ангелы Владычню престолу предстояще, поминайте нас, чад своих, яже собрали богомудрии, да радостно от души вопием: радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва:

О, велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О, преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков.

(valaam.karelia.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; community.livejournal.com;
www.cirota.ru; eparhia.onego.ru; kizhi.karelia.ru; www.valaam.ru; img0.liveinternet.ru; www.valaamphoto.narod.ru; www.fap.ru; www.photocity.ru; fotki.yandex.ru;
www.mitropolia-spb.ru).

Память преподобных Сергия и Германа , Валаамских чудотворцев, совершается в Православной Церкви 11 июля и 24 сентября по новому стилю.

Жизнеописание Сергия и Германа Валаамских
До нас не дошло практически никаких сведений о жизни основателей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. По преданию, они были родом из Греции, и пришли на русские земли вместе с другими греческими священнослужителями около X века с миссионерской целью. Они проповедовали христианство среди карельских племен, проживавших в Новгородских землях. Ими была заложена Спасо-Преображенская обитель, которая впоследствии стала одним из крупнейших духовных центров северной Руси. Монастырь неоднократно подвергался вражеским нападениям, потому древние летописи из монастырской библиотеки погибли, и, таким образом, житие Сергия и Германа не дошло до нас, однако сохранился древний синодик, в котором упоминаются имена преподобных в списке игуменов обители. Во время шведского нашествия 1163-1164 годов были обретены мощи святых и перенесены в Новгород, и именно с этого времени начинается почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских как местночтимых святых, а также были созданы их иконописные изображения. Кроме того, в литературном памятнике XVI века «Валаамская беседа» встречаются неоднократные упоминания о святых миссионерах. В XVII веке Валаамские острова были захвачены шведами, и некоторое время там проживали шведские колонисты. Сохранились сведения о том, что захватчики хотели надругаться над мощами святых, однако за свое кощунство были поражены непонятной болезнью. Испуганные этой карой, шведы построили над мощами Сергия и Германа часовню. Позже святые мощи основателей монастыря были погребены в соборе под спудом, а сверху над ними установлены раки с иконописными изображениями угодников Божиих.
По указанию Святейшего Синода в 1819 году было установлено общероссийское почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Чудеса, совершенные Сергием и Германом Валаамскими
Преподобные Сергий и Герман прославились как чудотворцы. По молитвам к ним совершались многочисленные исцеления и чудеса, о которых рассказывает сохранившийся сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».
Один из иеромонахов Валаамского монастыря рассказывал о том, как во время своей мирской жизни он был спасен от гибели преподобными. Однажды ему случилось проходить поздней осенью из Кронштадта в Ораниенбаум по льду, и неожиданно лед начал трескаться под ногами, и его спутники стали тонуть. Молодой человек стал просить святых Сергия и Германа о помощи, и чудесным образом ему удалось добраться до берега, после чего он принял пострижение в Валаамском монастыре.
Известны случаи, когда святые являлись некоторым инокам, которые сомневались в том, что мощи угодников Божиих находятся в обители. Сохранилось несколько свидетельств о том, что после молитвы к святым Сергию и Герману сомневающиеся видели у раки с мощами явления двух святых старцев, которые удостоверяли тем маловерных, что не оставляют свою обитель.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские продолжают проявлять свое заступничество и в наши дни. По молитвам к ним совершаются многочисленные чудеса, а благодарные верующие люди в честь этих святых дают имена своим чадам. Особенное попечение преподобные проявляли и продолжают проявлять по отношению к основанной им обители, защищая ее и ее насельников от нападения видимых и невидимых врагов рода христианского. К их молитвам часто прибегают и многочисленные паломники святой обители, большое количество из которых неоднократно посещают монастырь.

Тропарь, глас 4:
Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Величание:
Ублажаем вас, преподобнии отцы Сергие и Германе, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Молитва:
О велицыи отцы наши Христови угодницы, и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающым кормчии, и утопающым благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся к Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния, и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.