Лев николаевич толстой отрочество рассказать кратко содержание. Л.Н. Толстой "Детство. Отрочество. Юность": описание, герои, анализ произведений

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Повесть «Отрочество» состоит из 27 глав.

Краткое содержание повести «Отрочество» Толстого по главам: краткий пересказ

Главный герой повести — 14-летний подросток, дворянин Николенька Иртьеньев, После смерти матери Николенька и его семья переезжают из своего имения в Москву. Поездка длится 4 дня.

Однажды во время этого путешествия Николенька видит грозу, слышит гром. Это навод на него страх. Затем идет дождь. Николенька восхищается свежим воздухом после дождя.

В пути Николенька едет в бричке с Катенькой, дочерью гувернантки Мими. Катенька плачет из-за того, что она и ее мать бедны и их жизнь тяжела. Николенька впервые осознает, что мир это не только он и его семья, что вокруг есть другие люди со своими проблемами.

Глава V. Старший брат.

Глава VIII. История Карла Иваныча.

Глава X. Продолжение.

Глава XI. Единица.

Глава XVI. Перемелется, мука будет.

Николенька ночует в чулане. На следующий день его приводят к бабушке. Бабушка требует, чтобы Николенька попросил прощения у Сен-Жерома, но тот отказывается и плачет. Бабушку это расстраивает, она впадает в истерику. Тут же появляется отец, который говорит с Николенькой о портфеле и сломанном ключе. Мальчик обещает, что не будет так делать. Он плачет и просит отца защитить его от гувернера Сен-Жерома.

Глава XVIII. Девичья.

15-летний Володя, старший брат Николеньки, готовится поступать в университет. Он успешно сдает все необходимые экзамены. Поступив в университет, Володя становится «взрослым», ездит на взрослые балы и т.д.

Переезд семьи Иртеньевых в Москву продолжался четыре дня. Во время путешествия Николай чувствовал себя спокойно. Он счи-тал верстовые столбы, общался с родными и слугами. У него ме-няется отношение к окружающему миру, он понимает, что во-круг существует много людей, которым до него нет никакого дела.

При встрече с бабушкой Николенька поражается тому, как она постарела. Отец отдаляется от семьи и живет во флигеле. Пор-тятся отношения Николая с братом Володей, они все больше от-даляются друг от друга. Николеньку смешит Карл Иванович, ко-торый в Москве зачем-то стал носить рыжий парик с нитяным пробором.

В это время четырнадцатилетнего Николеньку начинают вол-новать женщины. Ему очень нравится горничная Маша. Но он был стыдлив от природы и убежден в своей уродливости, поэтому он даже и не думал о том, чтобы подойти к ней.

Бабушке очень не понравился гувернер-немец, и по ее насто-янию его заменил француз Сен-Жером. Перед своим уходом Карл Иванович рассказал Николаю историю своей жизни. Он был не-счастен еще с детства, потому что его считали незаконным сы-ном графа фон Зоммерблата, и отчим очень не любил его за это. Он отправился служить в армию вместо своего младшего брата. Попал в плен, бежал из него, работал на канатной фабрике. В Эмсе он познакомился с генералом Сазиным, который привез его в Россию. Когда генерал умер, мама Николая взяла его на службу, поручив ему воспитание мальчиков, к которым он очень привязался и полюбил, как родных.

В день рождения Любочки у Николая с самого утра все не ладилось. Он получил двойку по истории, а когда за обедом отец попросил его принести из его кабинета конфет — случайно сло-мал ключик от отцовского тайника.

Гувернер отругал Николая за дурное поведение и прилежа-ние, велел ему идти наверх. Николай отказался подчиниться и показал язык, а когда гувернер пообещал наказать его роз-гами — ударил его. Его заперли в чулан. После обеда мальчика отвели к бабушке, где она, ругаясь, довела себя до истерики. Когда Николай, плача, выходил от бабушки, его встретил отец и стал бранить за сломанный ключ. Мальчик попытался расска-зать, что произошло, но у него начались конвульсии, и он поте-рял сознание. Домашние простили его, но Николай возненавидел гувернера, считая, что Сен-Жером унижает его.

Николай наблюдает за Машей и очень переживает, когда отец не разрешает ей и портному Василию обвенчаться. Впоследствии мальчик убеждает отца дать Маше приданое и поженить их. Стар-ший брат Володя поступает в университет, сдав экзамены на «отлично». У него появляются новые друзья, но Николаю особен-но нравится князь Нехлюдов — у них очень много общего во взглядах на жизнь. Материал с сайта

Николай обращает внимание на то, как изменились Любочка и Катя. Они похорошели и выросли. Отец больше всех детей любит дочь Любочку, потому что она удивительно похожа на мать. Ни-колай по- прежнему искренне любит и уважает отца, но позволя-ет себе критиковать некоторые его поступки.

Умирает бабушка, оставляя все наследство Любочке и назна-чив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О смерти бабуш-ки не сожалел никто, кроме горничной Кати.

Николай готовится к поступлению в университет на математи-ческий факультет. Он уже больше не ссорится с гувернером. Ува-жает его.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • толстой отрочество краткое содержание по главам
  • краткое содержание бабушку
  • отрочество толстой краткое содержание
  • краткое содерж рассказ л. и толстого карл иванович
  • краткое содержание с 1 по 5 главу толстой отрочество

– это трилогия под названием «Детство. Отрочество. Юность». Эта трилогия является автобиографическим произведением, и повесть «Отрочество», анализ которой мы сейчас коротко проведем, идет соответственно второй по счету в данной трилогии.

В повести «Отрочество» Толстой продолжает излагать события жизни главного героя-рассказчика, которым представляется Николенька Иртеньев.

Многое о главном герое мы узнаем из первой части трилогии – «Детство», теперь же автор затрагивает период взросления Николеньки, когда он становится отроком. Делая анализ повести «Отрочество» Толстого, стоит сказать, что отрочество здесь начинается с момента, когда Николаю исполняется четырнадцать лет. Он отправляется жить к бабушке в Москву.

Воспитание

После того как умерла мама у Николая, он с семьей, как мы отметили выше, переезжает к бабушке по маминой линии. Однако, бабушке не до внуков, и она особо не воспитывает никого из них. У отца тоже свои заботы – мало того, что он на многое в жизни смотрит слишком просто и ко многому легко относится, он еще и любитель поиграть.

В анализе «Отрочества» очень важно отметить, что воспитание детей в итоге доверяют гувернеру Карл-Ивановичу, но очень скоро гувернер уволен, так решила бабушка. А его место теперь занимает утонченный французский камердинер, которого Николенька явно недолюбливает.

Отношение к себе и другим главного героя

Главному герою повести все время казалось, что он одинок, и день ото дня эти чувства усиливались. Николай понимал, что он никому не нужен, никто им по-настоящему не интересуется и не любит. Отсюда вытекают многие комплексы, и можно проанализировать его поведение. Николай робкий, не уверен в себе, ему кажется, что он крайне некрасив. Часто проводя время один на один с собой, он много думает о жизни и окружающих.

Душевная доброта Николая поспособствовала тому, что он помог состояться свадьбе Маши и Василия (горничная и слуга в доме), хотя сам Николай считал себя влюбленным в Машу, боясь раскрыть свои чувства.

Анализ повести «Отрочество» Толстого невозможно представить без упоминания о Нехлюдове. Ведь именно он, приходя к брату Николая, начинает дружить и с главным героем. В то время дом бабушки уже после ее смерти переходит во владение сестры, а сам Николенька подготавливается к институту.

Выводы в анализе «Отрочество»

Толстой в своем произведении показывает изменение внутреннего мира героя, и оно более важно для нас, чем его изменения во внешности, связанные с периодом взросления. Николай смотрит на всё теперь по-другому, и старается отыскать смысл.

Очень важно, что Толстой мастерски смог отразить отношения подростка со взрослыми, его психологическое и эмоциональное состояние. Многие молодые люди, читая повесть, могут узнать в главном герое самих себя, и это поможет им на что-то в жизни пересмотреть свой взгляд.

Произведение Толстого очень актуально, обязательно прочтите его, или предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием «Отрочество» . Надеемся, что вам понравился анализ повести «Отрочество», будем рады, если вы почаще сможете заглядывать в наш литературный

В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года - «Юность».

Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева - дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии - «Юность» - посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст - не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь. После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство… До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.