Логопедическая игротека. Дидактические игры для автоматизации звуков

Екатерина Рязанцева

Цель : Автоматизация поставленного звука «Р» , «Л» , «Ль» изолированно, в слогах, в словах, в связной речи. Дифференциация звуков «Р- Л» , «Рь – Ль» .

Задачи : Закреплять поставленный звук в речи . Научить проговаривать речевые единицы сопряжёно, отражённо, самостоятельно. Мотивировать ребёнка на систематическую продолжительную коррекционную работу над звуком . Обогащать словарь, развивать связную речь.

Игра проводится на коррекционных логопедических занятиях по формированию правильного произношения, развитию речи.

Описание : ставим пальчик на первую пуговицу в верхнем ряду, чётко произносим слово с нужным звуком (например : моРРРоженое) и передвигаемся слева направо. Пальчик перемещается по пуговицам в ряду.

Игра «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных с сущ – ым) .

Игра «Жадина» (мой, моя, моё, мои) . Например : моё мороженое, мой подарок, мои мухоморы, моя клубника и т. д.

Составляем предложения. Например : Дед Мороз на Новый год подарил мне (Роме, Рае.) пять красных автомобилей . На полянке выросло пять красных мухоморов… У Ромы пять точилок, а У Андрея пять самолётов.

Публикации по теме:

Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

Материал для автоматизации звука [С] для использования при заполнении тетради взаимодействия с родителями ребенка Методическая зарисовка «Будем говорить правильно!» Чтобы ребенок научился правильно произносить звук «С» необходима автоматизация этого.

Настольная дидактическая игра для автоматизации звука [Ц] для детей дошкольного возраста «Собери яблоки в корзины» Настольная дидактическая игра для автоматизации звука Ц для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Собери яблоки в корзины". Жанна.

Эта методика направлена на автоматизацию звука в слогах и словах с помощью настольных игр, так называемых «ходилок», «бродилок».

Ведущий вид деятельности у дошкольников - это игра. Именно в игре у детей происходит развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, воображение, речь. Закладывается пространственное видение, ориентировка в пространстве и на листе. Игра учит взаимодействию с другими участниками игры, отрабатываются коммуникативные навыки с окружающими людьми, животными или природой.

Основываясь на научных работах таких ведущих специалистов как: Л.С. Выготский, Е.А. Кравцова, Д. Б. Эльконин и многих других, мной была разработана и апробирована на практике методика для автоматизации звука в слогах и словах, с помощью игр - ходилок (бродилок).

Для использования данной методики нам потребуется:

  • Любая настольная игра - ходилка (бродилка). Её можно сделать самостоятельно или взять готовую.
  • Один кубик.
  • Фишки или маленькие игрушки. Желательно, что бы ребенок сам выбрал каким фишками он будет ходить.

Перед самым началом игры необходимо проговорить с ребенком все правила: когда пропускается ход, когда делается дополнительный, кто начинает ходить первым. После этого раскладываем карту игрового поля. Ставим фигурки на старт. Кидаем кубик и ходим, исходя из того, сколько ходов нам на нём выпало. При этом каждый ход мы делаем произнося слоги на отрабатываемый звук.

Например:

Отрабатываем звук Ш в слогах и на кубике выпало четыре. Это значит, что игрок ходит четыре клеточки вперёд и на каждый ход произносит слоги: ША, ША, ША, ША. Окончания слогов могут меняться по договоренности: ША, ШО, ШУ, ШИ. Слоги могут быть разнообразные и меняться в зависимости от целей занятия и отработки определенного звука в слогах. Например: автоматизация в прямых слогах - ША, в обратных - АШ, в слогах со стечением - ШТА. После автоматизации звука в слогах, с помощью игры можно автоматизировать звук в словах: ШОВ, ШОК, ШУМ, ШЕЯ и т. д.

Можно отрабатывать слова в предложениях, то есть, сколько ходов выпало игроку, столько слов он сказал. Если остановились, но при этом не договорили предложение, то продолжаете его в следующий ход.

Например начинаете ходить и проговаривать предложение:

Саша шапкой шишку сшиб…

Ход закончился, но при следующем ходе игрок должен закончить предложение:

….шишка шмяк с макушки Сашу по Макушке.

Тут, безусловно, необходимо помогать, подсказывать ребенку слоги и слова. Особенно когда ребенок играет в первый раз. В последующие игры, можно предложить ребенку самому придумать слоги и слова с отрабатываемым звуком. Чтоб не пропал интерес к такому виду игровой деятельности, я рекомендую менять поля и действующих героев (фишки, игрушки). Здесь все может быть ограничено только вашей фантазией или воображением ребенка.

В результате, с помощью игры, мы не только автоматизируем звук в слогах и словах, мы еще и учим ребенка коммуникации, общению, ориентировке на игровом поле и соблюдению правил игры. В игровой форме дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого, которое обычно очень быстро им надоедает и становится скучным и неинтересным. Игровая деятельность влияет на формирование поведения и всех психических и психологических процессов - от элементарных до самых сложных, оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра