Маски против чумы в средние века. Как появилась маска чумного доктора. Соц пакет и гарантии

В провинциальном городке
Был праздник, музыка звучала,
Но вот в ликующей толпе
Возник зловещий лик бродяги.
Он шёл, как будто бы один,
Толпа его не замечала.
И как-то странно на него
Смотрели местные собаки.
Был грязный плащ на нём одет,
Цилиндр чёрный смят в гармошку,
Себе под ноги он глядел,
А в кулаке сжимал он маску.
В чёрном цилиндре, в наряде старинном,
В город на праздник путник очень спешил…

Доброго времени суток!
Припев этой песни звучал в голове, когда делалась эта маска. Дабы отвлечься от ремешковой тематики взялся за эту работу. Давно хотел ее осуществить, и тут поступил заказ от моего друга на маску. Делалась не быстро, иногда лежала месяц другой, особенно в поисках латунной фурнитуры. А еще были переделки. Основная задача была сделать к Хэллоуниу. В заданные сроки я уложился.
Первым делом перелопатил интернет, на предмет отчетов по изготовлению маски. Чертежей не густо, но того что есть хватило - и
В обоих вариантах мне не понравилась форма клюва, хотелось более «изящных форм». И нужно было уложиться в размеры имеющихся в наличии кусков кожи. Для этого сделал несколько разных вариантов из бумаги.

На основе бумажных выкроек вырезал детали маски из кожи толщиной около 4 мм, с припуском 6мм для шитья.

Тут же пробил отверстия под шов. Края припусков срезались под углом 45 градусов, на клюве и низе они загибались внутрь.

Лобная часть так же срезалась под углом, но без загиба. Далее сшил между собой боковины и лоб.

Приобрел красные линзы из акрила. Стекло под защитной пленкой. И вырезал кожу под них. Торцы еще не красил.

Простые кругляши из кожи смотрелись не интересно, решил сделать бортики - имитацию век. Нашел 3 пластиковых кольца, каждое на 2 мм в диаметре меньше другого. Подобрал самую тонкую кожу из запасов, толщиной меньше 1мм и замочил ее в теплой воде. После размачивания она хорошо тянется. И продел ее через эти кольца. Затем дал высохнуть, потом намочил центральную часть, прорезал в ней отверстие и вытянул в обратную сторону. Среднее колечко осталось внутри и посажено на клей.

В результате получились такие элементы.

Занялся нижней частью.

Затем снова вернулся к глазам.

P.S. от себя дам совет - отверстие под стекло в маске и в наглазнике должно быть как минимум на 10 мм меньше диаметра стекла. От края наглазника до линии шва у меня где-то 3-4 мм. В таком случае стекло зажмется между двумя слоями кожи. В противном случае стекло может выскальзывать. Я этого не учел, и мне пришлось изнутри делать еще 3-й слой кожи, т.к. стекла у меня проваливались во внутрь из-за большого отверстия в маске - оно было меньше диаметра стекла на 5 мм.

Ну и общий вид. Мне не понравилось место на клюве, где сходятся все 4 части. Вышло не очень аккуратно.

А с пряжками вышла задержка. Из-за моего перфекционизма и желания добиться аутентичности пряжки планировались исключительно из латуни.
Первый вариант был нарисован в corel draw и вырезан гидрорезом.
Но приложив к маске мне показалось, что они не вписываются в композицию.
Возможно позже применю их в другом изделии.

Затем путем поисков была найдена пряжка которая мне понравилась, делаются в Англии. При цене 0,86$ за пряжку минимальная доставка заказа в Россию с сайта производителя порядка 30$. Есть они и на амазоне, но в 3 раза дороже. Удалось найти одну в России. Но не подошла по размеру - под ремень 25 мм.

И еще друг откопал в закромах такие пряжки под 18 мм. Тоже латунь, за годы простоя покрылись патиной.

А вот и вся куча.

Пока искались пряжки маска лежала без дела, брал ее в руки и все казалось, что-то не то. И вот уже и пряжки на руках, а она все лежит. Потом у меня случился двухмесячный аврал на работе, работал по 13-14 часов и не было свободного времени. В итоге когда раскидал аврал пришел к выводу, что все дело в швах. Распорол низ, и шов поверху клюва. Подрезал по линии сгиба и перешил верх. Предварительно так же сняв 45 градусов с внутренних кромок. Шов косичкой, при этом обе половины не зафиксированы жестко между собой. Поэтому пустил еще дополнительную нить, красного цвета для контраста.

Наступила очередь ремней. Их будет два - сбоку и сверху. Соответственно пряжек тоже 2. А 3-я… тоже в дело пойдет))) Люверсы и хольнитены из чистой тру латуни, тоже пришлось заказывать на стороне.

Левый бок.


Правый бок.

P.S. Хлястик вышел коротким, чуть позже я его переделал.

С лобной части срезал окружность.

Хлястик переделал.

И занялся нижними половинками. Их я вырезал заново.

P.S. На такой шов нитки уходит много, примерно девять длин шва. В самом начале брал 45 метров вощенной нитки. Сейчас осталось совсем чуть-чуть, хватит только на нижний шов. Если бы не однократные переделки еще бы осталось метров 5-10.
Шью я обычно при помощи рыбацкого поводка из гитарной струны. Нравится тем что жесткий, тонкий и длинный, его можно продеть в труднодоступных местах. Особенно удобно вдеть в отверстие куда трудно залезть рукой и вытащив с внутренней стороны продеть в него нить и вытянуть наружу.

И вот конечный результат.

В нижней части для вентиляции установил 6 люверсов. Еще видны линии разметки.

На ремешках установил шлефки для фиксации хлястика.

Потом появилась запоздалая мысль, что с красными нитками можно было и так обыграть… но сроки уже поджимали, поэтому оставил как есть.

Торцы закрашивались и заглаживались. Об этом и об остальном инструменте по коже подробнее в моем топике с . Поверхность кожи покрыл кремом и блеском.

Другу работа понравилась. Фото от него.

А чуть позже мы сделали небольшой фотосет.

На этом все. Готов ответить на все вопросы.

Можно легко вспомнить приметы, связанные с пернатыми, да простят нас орнитологи. Ласточки низко летают, голубь сидит на подоконнике, но когда птичий клюв появлялся на пороге дома, в средневековой Европы было не до шуток.

Подобный образ принадлежит «чумным докторам», врачевателям, которые специализировались на борьбе с бактерией чумной палочки Yersinia pestis. Напомним, что инфекция попала в Европу по Великому шелковому пути из Китая в XIV веке. Первый случай в Европе относится к осени 1347 года, когда несколько торговых судов пришвартовались в сицилийском порту Мессина. На палубе уже были зараженные, в том числе и со смертельным исходом, но основная опасность заключалась, что вместе с членами экипажа на сушу ступили и главные носители инфекции – крысы. Человечеству предстояло пережить вторую эпидемию чумы, до этого была «юстинианова» 551–580 гг, «черная чума» 1346-1353 г.г., а впереди ждала пандемия конца XIX - начала XX века.

Медицина в средние века

Качество медицины в то время наглядно демонстрирует количество жертв — 25 миллионов человек на первую половину 1348 года, к середине столетия около 75 миллионов человек на трех континентах. Основной ошибкой была уверенность в том, что бубонная чума передается от одного человека другому в результате физического контакта, отсюда способы лечения и костюм «черного доктора». На самом деле инфицирование происходило через укусы блох, крыс, контакты с открытой раной и воздушно-капельным путем. Болезнь протекала достаточно быстро, без медицинского вмешательства начиналась лихорадка, сепсис, заканчивалось все в большинстве случаев смертью пациента.

Медицина была очень тесно связана с религией, в Испании Папа Климент VI разрешал сбрасывать тела умерших в реку, предварительно ее освятив. Были и героические истории, в 1665 году портной из села Иям в Дербишире (Англия) заказал ткань из Лондона. Эпидемия уже распространилась в столице, поэтому вместе с сырьем портной получил и инфекцию в свое родное село. Жители стали умирать один за другим, при этом они располагали информацией, что до ближайших селений чума еще не добралась. Летом 1966 года в селе Иям был объявлен добровольный карантин. В период блокады в деревне вели учет, к началу эпидемии число жертв составляло 78 человек, а к концу выросло до 256 человек. Главное, что все было не напрасно, в соседних деревнях не зафиксировано случаев «черной чумы».

Эскулапы Средневековья

Портрет эскулапа того времени выглядел так: широкополая черная шляпа была узнаваема и со временем превратилась в символ смерти; бесформенное, кожаное пальто черного цвета от шеи до пола, под которым искало защиты тело врача, при этом обильно вымазанное воском или жиром; плотные, кожаные брюки защищали конечности врачевателей также в сочетании с обильным слоем воска и жира; деревянная трость служила средством самообороны для отчаявшихся пациентов или для того, чтобы передвигать мертвые тела.

Образ и наш рассказ был бы неполным без французского врача Шарля де Лорма, это он в 1619 году завершил работу над созданием универсального средства защиты.

Маска с клювом птицы напоминала древнеегипетское божество. Возможно, это обстоятельство должно было наводить ужас на болезнь. Одним внушением дело не обошлось, клюв маски заполняли целебными травами, мятой, гвоздикой, чтобы предотвратить заражение. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, в клюве имелись два небольших отверстия. Стеклянные вставки из красного стекла защищали глаза. Конструкция действовала как респиратор и защищала врача от смертельного вируса, передающегося воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже не догадывались (считалось, что болезнь вызывают “миазмы”).

Эффективным лечением бубонной чумы в разгар эпидемии было прижигании чумных бубонов или их удаление хирургическим путем. В качестве крайней меры врачи сжигали на кострах трупы умерших или целые дома, наполненные ими, для предотвращения распространения болезни. Специалисты, работавшие в «масках», очень ценились и пользовались определенными преференциями, оплата их работы была в четыре раза выше обычного, они и обладали исключительным право на эксгумацию и исследование трупов, умерших от чумы.

10 января 1897 года человеку впервые была введена вакцина от чумы. Создатель этой вакцины, русский микробиолог Владимир Хавкин, сделал инъекцию самому себе.

Выбрала такую картинку для меня:

Но получилось так, что мне предоставилась срочная возможность написать на эту тему в другом месте, и чтобы не дублировать информацию, этот пост, написанный еще в феврале, пришлось скрыть от всех... Тем не менее, я о нем всегда помнила, и сейчас предоставилась возможность показать его всем, что я с удовольствием и делаю.

Данный пост посвящен одной из самых зловещих внешне и благодатных по сути фигур средневековой истории - чумному доктору, который и изображен на фото выше. Это фото было сделано мной 19 июля 2005 года во время путешествия по Эстонии, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в Средние века наводил, например, костюм палача - этот балахон, маска, скрывающая лицо и делающая анонимным ее обладателя... Но не меньший страх, хотя и не без доли надежды, вызывал еще один костюм - т.н. Чумного доктора. Оба они, и доктор и палач, имели дело со Смертью, только один помогал отнимать жизни, а второй пытался их спасать, хотя чаще всего безуспешно... Появление на улицах средневекового города страшного силуэта в темном одеянии и с клювом под широкополой шляпой было зловещим признаком, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.

Чума была давно известной болезнью - первая достоверная пандемия чумы, известная как "юстиниановская", возникла в VI веке в Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Затем последовала вспышка бубонной чумы в Европе в VIII веке, после чего несколько столетий она давала о себе знать лишь спорадически.

Пандемия, известная как "великий мор" или "черная смерть" в XIV веке (1348–51), была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Надо сказать, что более эффективного средства распространения чумы, чем средневековые корабли, сложно найти. Трюмы кораблей кишели крысами, распространяющими блох на всех палубах.

Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. Вот, например, схема, показывающая циклы заражения и смертности в одной отдельно взятой ячейке общества. Зараженная крыса, помеченная красной точкой в графе "1-й день", на 5-й день погибала от болезни. Когда крыса подыхала, блохи покидали ее, перенося чуму другим крысам. К 10-му дню эти крысы тоже погибали, и их блохи переходили на людей, инфицируя примерно 75% из них. К 15-му дню около половины людей на корабле или в доме умрет от чумы; четверть выздоровеет, а четверть избежит заражения.

Ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.

Чума "передвигалась" со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей. Вымирали целые семьи. На карте Европы показаны пути распространения этой эпидемии:

Антисанитарная обстановка, постоянное недоедание и снижение физической сопротивляемости человеческого организма, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения способствовали распространению эпидемии. От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. В списке умерших - французский король Людовик IX (Святой), Жанна Бурбонская – супруга Филиппа Валуа, Жанна Наваррская – дочь Людовика X, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан. Как рассказывает хроника Руссова, в Ливонии умер магистр могущественного Ливонского ордена крестоносцев Брюггеней.

Название "бубонная чума" произошло от одного из ранних признаков болезни: появления больших болезненных, именуемых бубонами припухлостей лимфатических узлов на шее, в паху и под мышками. Через три дня после появления бубонов у людей поднималась температура, начинался бред и тело покрывалось черными неровными пятнами в результате подкожных геморрагий. По мере развития болезни бубоны увеличивались и становились более болезненными, нередко лопались и вскрывались.

Реконструкция облика такого больного из музея в Голландии:

Около половины заболевших умирали еще до наступления этой стадии. Изображения больных с бубонами часты на старинных изображениях того времени.

На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание. Оно фиксировалось слишком поздно, когда что-либо сделать уже представлялось невозможным. Возбудители болезни еще несколько веков останутся неизвестными, лечения как такового не существовало вообще. Врачи полагали, что чума распространяется в результате т.н. "заразного начала" (контагиона) - некоего токсического фактора, который. может передаваться от больного здоровому. Передача от человека к человеку, думалось, может проходить или через физический контакт с больным, или через его предметы одежды и постельное белье.

На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм Средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы врачи обязаны были носить эту специальную одежду, которая была плодом сочетания как здравых с точки зрения эпидемиологии вещей, так и предрассудков.

Например, считалось, что подобные конструкции масок в виде воронов и прочих созданий с клювами, придающие доктору вид древнеегипетского божества, "отпугивают" болезнь. В то же время клюв нес и функциональную нагрузку - защищал врача от "болезнетворного запаха". Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами. Это был своеобразный естественный фильтр, упрощающий дыхание в условиях постоянного смрада. А также оберегал окружающих от иного "зловония" - поскольку доктор в профилактических целях непрестанно жевал чеснок, а также помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы доктор не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.

Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся и скальпель для вскрытия бубонов. Или же это могли быть курящиеся благовония. В палке-жезле также был ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Еще в арсенале врача имелся поммандер - шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были "отпугнуть" чуму.

В более поздние времена костюм чумного доктора стал таким:

Кроме врачей были еще т.н. Мортусы (специальные служащие, набранные из тех, кто выжил, переболев чумой, или из осужденных преступников), обязанностью которых было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.

На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.

На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха. Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла перейти из рук в руки.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.

Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, - cito, longe, tarde: бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Страх, наводимый чумой, показан на картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти", где смерть в виде бродячих скелетов уничтожает все живое. Ни король с его золотом, ни молодые кутилы за столом не могут избежать нашествия безжалостной армии мертвецов. На заднем плане скелеты сталкивают свои жертвы в наполненную водой могилу; неподалеку можно видеть бесплодный, безжизненный ландшафт.

Писатель Даниэль Дефо, известный как автор "Робинзона Крузо" и бывший также у истоков английской разведки, писал в своем "Дневнике чумного года": "Если бы только возможно было точно изобразить то время для тех, кто не пережил его, и дать читателю правильное представление об ужасе, обуявшем горожан, это и теперь произвело бы глубокое впечатление и исполнило людей удивлением и трепетом. Можно без преувеличения сказать, что весь Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. Плач и причитания раздавались почти в каждом доме, особенно в начале мора, потому что позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь".

Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», действие которого происходит как раз во время эпидемии чумы в 1348 году в Италии, писал: "Умерший от чумы человек вызывал столько же участия, сколько издохшая коза".

Описание Боккаччо трагично: "Славную Флоренцию, лучший город Италии, посетила губительная чума... От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья... Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Во Флоренции умерло, как уверяют, 100 тысяч человек... Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете".

В те времена люди искали спасения от эпидемий в церквах, молились об исцелении все вместе - больные, и здоровые… Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"

По свидетельству очевидцев, паника была такой, что "люди заво­рачивались в две простыни и устраивали себе по­хороны при жизни (что было просто неслыханным!)".

Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. На заре своей карьеры Нострадамус прославился благодаря своим успехам в деле спасения сограждан от чумы. Секрет Нострадамуса был прост - соблюдение элементарной гигиены. Иных средств в его арсенале не было, и потому он оказался бессилен спасти от этой страшной болезни свою первую семью, после чего отправился в изгнание. И только в 1545 году (в возрасте 42 лет) он возвратился в Марсель, и на этот раз его новое лекарство было способно воздействовать на легочную чуму, а затем, в Провансе в 1546 году на "черную чуму".

Сценка из экспозиции музея Нострадамуса в Провансе:

О методах Нострадамуса известно не слишком много. Всюду, где свирепствовала бубонная чума, он велел рисовать на домах обреченных черные кресты, чтобы предостеречь здоровых и затруднить распространение эпидемии. Надо помнить, что знакомые нам правила гигиены в те времена многим не были известны, и потому способы Нострадамуса некоторый эффект имели. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.

В городе Экс, столице Прованса, Нострадамус впервые приме­нил свои знаменитые пилюли, замешанные на основе лепестков роз и богатые витамином С. Он раздавал их прямо на улицах зараженных городов, попутно разъясняя согражданам правила элементарной гигиены. "Все, кто пользовались ими, - писал он впоследствии, - спас­лись, и наоборот."

Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библи­отеке св. Женевьевы под необычным для нас заглавием "Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделен­ная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варе­нья различных сортов из меда, сахара и вина. Со­ставлена магистром Мишелем Нострадамусом - доктором медицины из Шалона в Провансе. Лион 1572 г.". В частности, разделы этой книги назывались "Как приготовить порошок, вычис­тить и отбелить зубы... а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью... Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мяг­кими руки и обладающего сладким и вкусным за­пахом... Способ приготовить род дистиллирован­ной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо... Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую пол­ноту тела".

До открытия чумной бактерии и применения антибиотиков в лечении этого заболевания оставалось еще почти без малого полтысячелетия...

Картина "Чума" Арнольда Бёклина (1898) показывает весь ужас перед этой болезнью - ведь даже в его время, на рубеже 19 и 20 веков еще не научились с ней бороться!

И даже в наше время еще регистрируются отдельные вспышки этого заболевания:

В подготовке статьи использовались материалы:
из статьи Колина Макэведи "Бубонная чума" из издания В МИРЕ НАУКИ. (Scientific American. Издание на русском языке). 1988. № 4,
Википедии и энциклопедии "Британника"
из статьи "Война с «черной смертью»: от обороны к наступлению" В. С. Ганин, канд. мед. наук, Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, в журнале «Наука и жизнь» №7, 2006
Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
ИСТОРИЯ ЧУМНЫХ ЭПИДЕМИЙ В РОССИИ

Чума - страшная болезнь, которая унесла миллионы жизней в Средние века и наложила отпечаток на дальнейшее развитие всей цивилизации, особенно в Европе.

Переносчиками чумы являются мелкие животные, такие как сурки и крысы. Даже в настоящее время периодически встречаются вспышки заболевания, особенно это касается бедных поселений, с повальной антисанитарией и обилием крыс.

К счастью, в настоящее время при быстром установлении диагноза и правильно подобранной терапии чума лечится практически без негативных последствий для человека.

Неизгладимый след в истории человечества

Первое упоминание о чумной пандемии датируется 551-580 годами и называется ""Юстинианова чума"". Очагом возникновения стал Египет, после чего болезнь распространилась практически на весь цивилизованный мир того времени. Жертвами стали приблизительно 100 миллионов человек.

Однако когда говорят о чуме, чаще всего имеют в виду страшную эпидемию в 14 веке. Черная смерть, занесенная из Китая, выкосила треть населения Европы.

В этот период и появилась такая профессия, как чумной доктор. Это врач, чьей обязанностью было лечение больных зараженных чумой. Чтобы не заразиться, врачи надевали специальный защитный костюм, изображение которого наверняка многим знакомо.

Прежде всего, данный костюм известен благодаря маске с ""клювом"", которая, к слову, сыграла впоследствии значительную роль в европейской культуре. Ее начали копировать в итальянских комедиях Ренессанса и она стала прототипом

Медицина в средневековом мире

Конечно, в Средневековой Европе медицина находилась в весьма плачевном состоянии и не имела никаких адекватных методов лечения даже простейших заболеваний, из-за чего смертность была очень высокой, а срок жизни крайне мал. Были забыты все достижения докторов Римской Империи, и мир снова начал утопать в эпидемиях и пандемиях.

Из-за сомнительных методов лечения и их неэффективности отношение людей к лекарям было неоднозначным. Однако с приходом чумы особо выбирать не приходилось.

Первые чумные доктора

Папа Римский Климент 6 первым ввел такую должность, как чумной врач. Доктора начали искать лекарство от недуга, и вероятнее всего, они нашли какие-то слабые методы, либо же смогли показать видимость прогресса. Поэтому вскоре профессия эта стала очень востребованной и высоко оплачиваемой.

Так, исходя из записей, жалованье чумного доктора в 4 раза превышало зарплату обычного врача.

Основными методами лечения черной смерти были кровопускание, прижигание или вырезание чумных бубонов, прикладывание жаб, лягушек и еще непонятно чего к пораженным участкам. Антисептиков в те времена не было.

Костюм

Костюм чумного лекаря в своем окончательном виде появился в 1619 году, и изобрел его медик французского происхождение Шарль да Лом. Одеяние делалось из кожи и напоминало собой доспехи. Оно включало в себя:

  • маску с ""клювом"";
  • длинный, до лодыжек, плащ;
  • узкие штаны;
  • перчатки;
  • ботинки;
  • шляпу.

Имелась особая технология для того, чтобы полностью свою функцию выполняла маска чумного доктора. Своими руками создание такой маски было маловероятным делом, этим занимались специально обученные люди.

Маска с клювом

Маска с клювом, как считалось, своим видом должна отпугнуть болезнь. Однако она имела и более функциональную нагрузку, а именно защищала врача от царившего вокруг смрада, в котором и протекали будни лекарей. В кончике клюва размещались специальные лекарственные травы с сильным запахом. Клюв имел и обратный эффект, так как доктора постоянно жевали чеснок, маска защищала окружающих от чесночного запаха.

В ноздри и уши помещались ватки с ладаном. Также маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза.

Интересный факт: знаменитый предсказатель Нострадамус тоже работал чумным доктором.

Костюм чумного доктора в наше время

Наряд чумного врача популярен и узнаваем в настоящее время. Так, на многих костюмированных вечеринках или праздниках типа Хэллоуина образ средневекового доктора будет смотреться весьма кстати. Не говоря уже о разных театральных постановках.

Именно поэтому маска чумного доктора, своими руками изготовленная, будет очень полезной заготовкой для будущего мероприятия. Смастерить ее можно различными способами, и в целом делается она легко и не требует каких-то специфических навыков. Существует много методов, посредством которых может появиться весьма внушительная маска чумного доктора.

Своими руками выкройки делаем методом проб и ошибок, подбирая нужную форму клюва. Вся маска должна быть пропорциональной. Не делайте клюв чересчур длинным или толстым.

Маска из бумаги

Например, маска чумного доктора своими руками из бумаги делается элементарно. Просто возьмите бумагу формата А3 или 2 листа А4. Далее вырезаем две половинки маски с длинным клювом, лобную часть боковую. Все это склеиваем с помощью скотча.

Приклеиваем тонкую резинку, чтобы маску можно было надеть. При желании раскрасьте ее в черный или какой-либо другой цвет.

Делаем маску чумного доктора из папье-маше

Маска чумного доктора, своими руками из папье-маше изготовленная, будет гораздо плотнее и реалистичнее, нежели просто из бумаги.

Для этого понадобится:

  • острый нож;
  • пенополистерол;
  • предыдущий бумажный вариант маски;
  • клей;
  • туалетная бумага;
  • газета.

Итак, берем два блока пенополистерола, шириной приблизительно в 7 сантиметров каждый. Для начала нам нужен правильный макет. Придадим блокам некое подобие маски. Для этого просто обводим бумажный вариант на пенополистероле. Далее с помощью ножа обрабатываем каждый блок, придавая им вид половинок маски.

Склеиваем две половинки при помощи клея. Ждем несколько минут, пока маска высохнет. И потом ровняем поверхность так, чтобы она стала относительно гладкой.

Теперь берем клей ПВА и разводим его водой в пропорции 4:1. Хорошо перемешиваем кисточкой. Фольгой плотно обмотаем макет. Ничего страшного, если она помнется. Далее берем кусочек туалетной бумаги, прикладываем ее к фольге и обмазываем раствором клея. Таким образом обклеиваем всю маску.

На следующий день надо отсоединить маску от макета. Для этого можно слегка поддевать ее с помощью канцелярского ножа. Когда маска отсоединена, достаньте фольгу.

Теперь следует вырезать отверстия для глаз, впоследствии их можно украсить с помощью круглой оправы для очков. Для красоты покрасьте маску гуашью. Только используйте минимум воды, чтобы не размочить конструкцию. Приклейте резинку.

Маска чумного доктора, своими руками созданная, готова.

из кожи?

Вот и дошли мы до материала, из которого изготавливались оригинальные маски докторов. Это будет маска чумного доктора, своими руками из кожи сделанная. Приступим.

  1. Понадобится бумажная основа. Разрезаем бумагу на отдельные элементы маски.
  2. Используя полученную выкройку, вырежьте такие же детали из кожи.
  3. Сшейте две половинки клюва.
  4. Теперь присоединяем клюв к основной части маски.
  5. Далее нужно склеить боковые части маски.
  6. Когда клей высохнет, аккуратно сшить детали для прочности и красоты.
  7. Если хотите придать маске нужный цвет, это надо сделать на данном этапе, используя краситель для кожи.
  8. Следующим этапом станет приделывание с помощью заклепок, клея или ниток ремней.
  9. И последний штрих - украсить глазные отверстия. Например, с помощью боковых граней крышек от бутылок.

Все, маска чумного доктора, своими руками созданная, готова. Легко и быстро. Теперь никакой возбудитель чумы вам не страшен и смело можно противостоять напасти. Осталось только подобрать плащ, и ботинки с перчатками.

Не бойтесь экспериментировать с разными материалами, чтобы получилась максимально правдоподобная маска чумного доктора. Своими руками как сделать макет, вы уже знаете.

Интересно, что штаны и плащ чумного врача были пропитаны воском или маслом. Считалось, что это защитит от болезни. В любом случае блохи на подобную пропитку реагировали отрицательно и держались подальше от борцов с чумой. Возможно, именно это и спасало врачей.

Своеобразный костюм дополнялся палкой, которой врачи протыкали бубоны, откидывали трупы, а порой защищались от агрессивных жителей зараженных территорий.

Кстати, в оригинальных масках стекла для глаз должны были быть красного цвета, вероятнее всего, люди верили, что красный цвет отпугнет болезнь, как и птичий клюв. Непонятно только, думали ли лекари, что заразу переносят птицы или, наоборот, птицы отпугивают чуму. Как бы там ни было, а маска имела именно такой вид, что несет преимущественно мистический характер.

Кроме того, бытовало еще одно заблуждение: будто бы чуму переносят коты, поэтому очень часто в целях профилактики мохнатых братьев меньших просто сжигали, вместе с трупами и домами.

На поясе у врачей имелась связка чеснока. Очевидно, что докторами могли стать исключительно мужчины, так как женщины в христианской Европе не имели особых прав.

Вот мы и разобрали, как можно сделать сделать такой необычный предмет, как маска чумного доктора, своими руками. Мужские чумные маски несколько отличались по внешнему виду в зависимости от региона, где работал доктор. Так что строгих критериев для изготовления нет.

Для чего средневековому чумному доктору были нужны маска, плащ и птичий клюв.

Твитнуть

Отправить

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в средние века наводил костюм палача – балахон и маска, скрывающая лицо. Не меньший ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.

Сведения о первой эпидемии чумы относятся к VI веку: она разразилась в Восточно-Римской империи во время правления императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. В его честь чума и была названа «юстиниановской». Но самая крупная пандемия – «великий мор» (она же – черная смерть) (1348 – 1351) была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Сложно было придумать более эффективное средство распространения чумы, чем средневековые корабли. Трюмы кишели крысами, разносчиками инфекции, оставляющими блох на всех палубах.

Цикл распространения инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. В результате ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.

Чума передвигалась со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей.

От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. Среди умерших - французский король Людовик Святой (Людовик IX0, супруга Филиппа Валуа - Жанна Бурбонская, дочь Людовика X - Жанна Наваррская, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан.

На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье.

На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха». Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного аромата. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали. Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой.

Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся, и скальпель для вскрытия бубонов. В палке-жезле помещался ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Кроме того в арсенале врача имелся поммандер - шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были «отпугнуть» чуму.

Помимо врачей, на улицах и в домах зараженных орудовали Мортусы: их набирали из осужденных преступников или их тех, кто переболел чумой и сумел выжить. Это специальные служащие, чьей обязанностью, было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.

На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.

На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривани

е помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха.

Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла передаваться с деньгами.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.

Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, был "cito, longe, tarde", то есть, бежать из зараженной местности скорее, как можно дальше и возвращаться как можно позже.

Медпортал 7 (495) 419–04–11

Новинский бульвар, 25, корпус 1
Москва, Россия, 123242