Русские баснописцы фамилии. Русские баснописцы

Басня – стихотворный или прозаический жанр короткого литературного произведения.

Характеристика басни

В басне заключена поучительная мысль (мораль), используется прием иносказания и применяется большое количество диалогов. В основном, главными героями являются разумные животные, имеющие нравы, черты и пороки людей (упрямство, жадность, хитрость). Цель написания басни – научить людей искоренять свои недостатки. Также героями этого жанра могут быть люди, растения, предметы.

Известны следующие русские баснописцы:

  • Иван Иванович Хемницер;
  • Иван Андреевич Крылов;
  • Александр Ефимович Измайлов;
  • Иван Иванович Дмитриев;
  • Лев Николаевич Толстой.

Сведения о баснописцах

И. И. Хемницер – русский поэт, переводчик и баснописец 18 века. Всего поэт написал 91 басню; в это число входят произведения собственного сочинения, а также его переводы басен Лафонтена и Геллерта. В баснях Хемницера отсутствует свойственный этому жанру сатирический характер; им больше свойственен меланхоличный настрой. Примеры его произведений: «Стрекоза», «Счастливый муж».

И. А. Крылов – поэт и баснописец рубежа 18-19 веков. Сюжет его басни «Стрекоза и муравей» во многом был списан с сюжета басни его предшественника Хемницера «Стрекоза», но это произведение было дополнено юмором и сатирическими оборотами. Басни Крылова известны своими многочисленными крылатыми выражениями (например, «Хоть видит око, да зуб неймет» - басня «Лисица и виноград»).

А. Е. Измайлов – чиновник, журналист, педагог и баснописец первой половины 19 века. Его басням свойственен реализм, а также родственна сатира. Пример его басни – «Волк и журавль», в которой с помощью приема иносказания осуждается неблагодарность человека.

И. И. Дмитриев – поэт, сатирик и прозаик 18-19 веков. Переводил басни и сказки с французского языка на русский (пример: «Дуб и трость»). Некоторые его стихотворения впоследствии были положены на музыку.

Л. Н. Толстой – известнейший русский писатель и мыслитель 19 века. Своих басен Толстой не писал, но он занимался буквальными переводами басен Эзопа – древнегреческого поэта-баснописца, жившего его до нашей эры. Примеры басен: «Волк и ягненок», «Кот и мыши».

Басня – древнейший жанр литературы, берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом.

Развитие жанра

Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра. Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.).

Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев и, конечно же, И. А. Крылов.

Эзоп – известный древнегреческий баснописец

Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии.

Главный источник сведений о баснописце – легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание».

Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».

Творчество Жана де Лафонтена

История современной басни начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.

Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.

Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.

Жанр басни в русской литературе

Интерес к творчеству Эзопа, а затем и Лафонтена наблюдался во многих странах, в том числе и в России. Еще в 17-м веке были известны басни Стефанита и Ихнилата. Однако наибольшей популярности этот жанр достигает только после Петровской эпохи, когда в литературе появляются по-настоящему известные баснописцы. Русские подражательные произведения этого жанра постепенно сменяются оригинальными.

Первыми здесь стали А. Кантемир, написавший 6 басен в духе Эзопа, и В. Тредиаковский, занимавшийся переработкой произведений древнегреческого поэта.

Известные баснописцы А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев

Следующий серьезный шаг сделал А. Сумароков: в его творческом наследии 334 басни, большинство из которых уже самостоятельные произведения. Это небольшие живые сценки, написанные вольным стихом и несколько грубоватым языком. По утверждению автора, этого требовал низкий штиль, к которому относились басни. Сами произведения очень напоминали натуралистическую сценку из обыденной жизни, да и сюжет происходил из фольклора, что также придавало произведениям народный характер. Сам Сумароков часто называл их баснями-притчами, что уже определяет авторский замысел.

Во второй половине 18-го века вышел сборник «Басни и сказки N.N. в стихах», особенностью произведений которого стало сочетание черт классицизма и сентиментализма. Имя автора - И. И. Хемницера стало известно широкому читателю лишь спустя два десятилетия, когда книгу переиздали после смерти поэта. Основные черты его басен хорошо выражаются в эпиграфе ко второму сборнику: «В природе, в простоте он истину искал…» Для поэта важнее были точность и логическое выражение мысли, что ограничивало его в выборе выразительных средств. Многие отмечали, что, в отличие от Сумарокова с его «мужицким» разговором, язык Хемницера больше походил на дворянскую речь, более сглаженную и изящную.

Замыкает этот ряд баснописцев И. Дмитриев, который был очень дружен с Карамзиным. Это наложило отпечаток на его творчество. Язык Дмитриева отличается особой легкостью, плавностью и хорошим вкусом, а герои-животные изъясняются остроумно и вместе с тем мило. Не случайно его называли реформатором в области поэтического языка и основоположником салонной басни.

В русской литературной критике сохранилось мнение, что эти известные баснописцы сумели реформировать язык произведений этого жанра и заложили основы для формирования творчества другого известного поэта.

Виды рифм. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Закрытая рифма. Алексей Плещеев. Женская рифма. Дактилическая рифма. Дождь шуршал. Стихотворная речь. Способы рифмовки. Стихи Мандельштама. Банальные рифмы. Н.А. Некрасов. Раскачайте качели. Разновидности рифм. Рифма бывает точная и неточная. Рифма связывает строки. В.А.Жуковский. Наташа поглядела. Влияние европейской поэзии. Впустить прохладу утра на заре. Рифма.

«Русские баснописцы» - Нравоучительный рассказ. Памятник Крылову. Иллюстрации. Отгадываем. Стрекоза и муравей. Иван Иванович Дмитриев. Афоризмы из басен. Чему учат басни. Лебедь, щука и рак. Иван Андреевич Крылов. Басни. Русские баснописцы. Особенности басен. Крылатые выражения. Ворона и лисица.

«Новокрестьянская поэзия» - Клычков (Лешенков) Сергей Антонович (1889-1937). Клычков. С.Есенин. Николай Алексеевич Клюев(1884-1937). Крестьянская тема в русской литературе. Гордость за многовековую богатую национальную культуру. Новокрестьянская поэзия (начало 20 века). Сумрак сизый на дозоре, на стороже у ворот. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. Всё, что грязного есть в жизни самой бедной. Группа «Краса».

«Обрядовая поэзия» - Гипербола. Обычаи. Фольклор. Святки. Собрать информацию о Святках. Календарная обрядовая поэзия. Подблюдные песни. Исследователи фольклора. Наблюдение. Сценарий праздника. Песня. Обрядовая поэзия. Опрос среди близких людей. Сборник.

«Природа в английской поэзии» - Тексты стихотворений и поэм. Анализ произведений английских поэтов. Буря на Северном море. Активные романтики. Водная стихия. Воплощение. Концептосфера. Флора. Сегмент. Сущность понятия «концептуальная картина мира». Ненастные проявления природы. Пароход. Ветер. Лексемы. Флора и фауна. Кораблекрушение. Времена года.

«Поэзия об осени» - Люблю природу русскую. Скоро осень проснётся. Соедини название произведения с фамилией автора. Вспомни и вставь пропущенные слова. Сравнение. Сухие листья. Осеннее ненастье. Пожелтела листва. Вспомните четверостишья. Серп. Придумай небольшое стихотворение. Поспевает брусника. Выразительные средства языка. Листопад. Осень наступила. Олицетворение. Покой и простор. Эпитет. Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом.

Развитие жанра

Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра. Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.).

Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, и, конечно же, И. А. Крылов.

Эзоп - известный древнегреческий баснописец

Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии.

Главный источник сведений о баснописце - легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание».

Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».

Творчество Жана де Лафонтена

История начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.

Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.

Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.

Жанр басни в русской литературе

Интерес к творчеству Эзопа, а затем и Лафонтена наблюдался во многих странах, в том числе и в России. Еще в 17-м веке были известны басни Стефанита и Ихнилата. Однако наибольшей популярности этот жанр достигает только после Петровской эпохи, когда в литературе появляются по-настоящему известные баснописцы. Русские подражательные произведения этого жанра постепенно сменяются оригинальными.

Первыми здесь стали А. Кантемир, написавший 6 басен в духе Эзопа, и занимавшийся переработкой произведений древнегреческого поэта.

Известные баснописцы А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев

Следующий серьезный шаг сделал А. Сумароков: в его творческом наследии 334 басни, большинство из которых уже самостоятельные произведения. Это небольшие живые сценки, написанные вольным стихом и несколько грубоватым языком. По утверждению автора, этого требовал низкий штиль, к которому относились басни. Сами произведения очень напоминали натуралистическую сценку из обыденной жизни, да и сюжет происходил из фольклора, что также придавало произведениям народный характер. Сам Сумароков часто называл их баснями-притчами, что уже определяет авторский замысел.

Во второй половине 18-го века вышел сборник «Басни и сказки N.N. в стихах», особенностью произведений которого стало сочетание черт классицизма и сентиментализма. Имя автора - И. И. Хемницера стало известно широкому читателю лишь спустя два десятилетия, когда книгу переиздали после смерти поэта. Основные черты его басен хорошо выражаются в эпиграфе ко второму сборнику: «В природе, в простоте он истину искал…» Для поэта важнее были точность и логическое выражение мысли, что ограничивало его в выборе выразительных средств. Многие отмечали, что, в отличие от Сумарокова с его «мужицким» разговором, язык Хемницера больше походил на дворянскую речь, более сглаженную и изящную.

Замыкает этот ряд баснописцев И. Дмитриев, который был очень дружен с Карамзиным. Это наложило отпечаток на его творчество. Язык Дмитриева отличается особой легкостью, плавностью и хорошим вкусом, а герои-животные изъясняются остроумно и вместе с тем мило. Не случайно его называли реформатором в области поэтического языка и основоположником салонной басни.

В русской литературной критике сохранилось мнение, что эти известные баснописцы сумели реформировать язык произведений этого жанра и заложили основы для формирования творчества другого известного поэта.

Великий И. А. Крылов

Этот известный нам с детства поэт начинал с переводов любимого им Лафонтена в 1805 году, а затем еще 6 лет пробовал силы в разных жанрах.

Признание Крылова как баснописца произошло в 1811 году, в течение которого было написано 18 басен, причем 15 из них были оригинальными. Яркий и меткий образный язык, привлекательные и зачастую неожиданные образы, практически все ставшие нарицательными, моментальные отзывы на самые актуальные общественно-политические события - это самые существенные черты басен И. Крылова. Его произведения воплотили в себе мудрость и самобытность народа и заложили основы реализма. Творческое наследие И. Крылова включает 340 басен, изданных в 9 сборниках. Еще при жизни поэта его книги были переведены на итальянский, немецкий, английский, французский языки.

Так получилось, что известный русский баснописец И. А. Крылов сыграл ведущую роль в развитии этого жанра во всей мировой литературе. Лучше и больше него уже никто сказать не мог.

Басня это жанр, который пришел к нам еще с Древней Греции. В далеком прошлом предстал перед нами знаменитый . Позднее писатели и поэты обращались к басне, чтобы с помощью своих героев, где чаще всего выступают различные животные, высмеивать недостатки людей, правителей и поучать читателей. Были баснописцы и в русской литературе. Чего только стоит Иван Андреевич Крылов, которого называют великим русским баснописцем и ведь не спроста. Однако начнем по порядку, ведь до Крылова, точно также как и после него, были и другие не менее талантливые писатели, чей список фамилий начинают изучать с 4 класса.

Список фамилий русских баснописцев

Итак, басня — это замечательный жанр, где с помощью небольших стихотворных произведений баснописцы доносили и доносят истину к читателям и где всегда имеется мораль. Если называть баснописцев нашей страны, то в свой список я включу тех людей, которые действительно добились успеха в данном жанре, став знаменитыми. Среди них А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д.И Фонвизин, Г.Р. Державин, И. И. Дмитриев. Конечно же И. А. Крылов, чьи басни знает даже ребенок. После Крылова были такие замечательные баснописцы как Жуковский, Прутков, Толстой, и наш современник Михалков. Хотелось бы теперь рассмотреть список фамилий баснописцев, остановившись более подробно на некоторых из них.

Баснописец Сумароков А.П.

Сумароков был одним из известных баснописцев, которые не только наследовали своих предшественников, подражая творчеству Эзопа и переделывая работы древнегреческих поэтов как это делал Кантемир и Тредиаковский. Сумароков был талантливым человеком, который один из первых среди писателей сделал серьезный шаг вперед и стал писать собственные небольшие произведения. Свои короткие сценки, что напоминали обыденную жизнь и были написаны грубоватым языком. Их он называл притчами.

Русский баснописец Дмитриев И.И.

Дмитриев стал основоположником салонной басни. Язык его произведений отличался легкостью, а герои животные своей остроумностью. Читая работы Дмитриева, мы отмечаем его хороший вкус. Он, как и его предшественники Сумароков, Фонвизин, Державин, реформировал язык и дал основу для творчества всем известного поэта — баснописца Крылова.

Крылов И.А.

— писатель, знакомый нам с детства. Его короткие сатирические произведения отражают жизнь девятнадцатого века. В своих работах автор использует неожиданные образы, язык его работ меткий, яркий и образный. Когда читаешь басни Крылова, видишь не только недостатки и пороки, ведь автор высмеивает хитрость, лень, трусость, глупость и невежество. В своих работах автор также показывает пути исправления. Этим мы видим стремление писателя сделать мир лучше, добрее, честнее. При этом все делается доступным нам языком, просто и понятно. Наверное поэтому его басни читаются легко и воспринимаются правильно даже школьниками.

Баснописец Михалков

Михалков Сергей — любимый писатель всех девчонок и мальчишек Советского Союза. Его басни также, как и басни Крылова, знают многие с детства. Он продолжил традицию русской классической басни, рисуя отрицательные явления в быту и нравах, подвергая осмеянию пороки человечества и поступки людей.