Эпидемический процесс его структура формы проявления. Контрольная работа эпидемический процесс. ?Госпитализация инфекционных больных проводится…

Учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

  • причина и условия (факторы) эпидемического процесса;
  • механизм развития эпидемического процесса;
  • проявления эпидемического процесса.

В первом разделе вскрывается сущность эпидемического процесса, то есть внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс. В клинической медицине, где на организменном уровне изучается патологический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией .

Во втором разделе учения об эпидемическом процессе излагается механизм его развития. Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс. На организменном уровне изучения патологического процесса аналогичный раздел в клинической медицине называется патогенезом .

В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса, то есть систематизируются материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинической медицины, изучающий признаки патологического процесса, называется семиотикой .

Причина и условия (факторы) эпидемического процесса

Социальные факторы

Социальные факторы - это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К социальным факторам относятся:

  • социальное развитие;
  • социальная активность населения;
  • санитарное благоустройство населенных пунктов.

Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются: повышение качества жизни и питания, а как следствие - улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могу послужить: повышение количества лиц, употребляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения - распространение ВИЧ -инфекции и вирусного гепатита ; ухудшение состояния экологии - снижение иммунитета .

Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества.

Уровень санитарного благоустройства населенных пунктов оказывает непосредственное влияние на интенсивность развития эпидемического процесса. Сюда относятся состояние систем водоснабжения, водоотведения, сбора и удаления твердых и пищевых отходов и т. д.

Природные факторы

Природные факторы - это совокупность природных условий, способствующих или препятствующих проявлению эпидемического процесса.

К природным факторам относятся:

  • биотические элементы;
  • абиотические элементы.

Биотические элементы - это компоненты живой природы. Примером регулирующего влияния биотических элементов при зоонозах является изменение интенсивности течения эпидемического процесса при изменении численности грызунов (интенсивности эпизоотического процесса) при природно-очаговых инфекциях. При трансмиссивных зоонозах численность и миграции членистоногих переносчиков оказывает регулирующее влияние на интенсивность протекания эпидемического процесса.

Абиотические элементы - это климат и ландшафтно-географические условия. Например, чем ближе к экватору, тем выше разнообразие нозологических форм инфекционных болезней.

Механизм развития эпидемического процесса

В соответствии с первым законом Л. В. Громашевского, эпидемический процесс развивается по триаде:

  • источник возбудителя инфекции;
  • механизм передачи возбудителя инфекции;
  • восприимчивый организм.

Источник возбудителя инфекции - зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей.

Резервуар источника возбудителя инфекции - совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов - домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов - абиотические объекты окружающей среды.

Механизм передачи возбудителя инфекции

Путь передачи - определенная совокупность и последовательность факторов передачи, с помощью которых реализуется механизм передачи.

Аэрозольный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • воздушно-капельный (менингококковая инфекция, ОРВИ; время существования - минуты)
  • воздушно-пылевой (скарлатина,туберкулез; время существования - сутки, недели, месяцы)

Фекально-оральный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • водный (фактор передачи - вода)
  • пищевой (фактор передачи - пища)
  • контактно-бытовой (фактор передачи - предметы быта)

Контактный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • прямой (син. непосредственный; источник - человек; пример - половые инфекции)
  • непрямой (син. опосредованный; источник - предмет - человек; пример - микозы)

Трансмиссивный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • естественный (контаминационный - возбудитель выделяется с фекалиями переносчика; инокуляционный - возбудитель вводится со слюной)
  • искусственный (связанный с медицинскими манипуляциями: инъекционный, ассоциированный с операцией, ассоциированный с диагностической манипуляцией, трансфузионный, трансплантационный)

Фактор передачи - объект окружающей среды, с помощью которого возбудитель перемещается из больного организма в здоровый. К факторам передачи относятся: воздух, вода, пища, почва, предметы быта, переносчики (членистоногие).

Факторы передачи подразделяются на:

  • начальные,
  • промежуточные
  • конечные.

Кроме того, факторы передачи можно условно разделить на основные и дополнительные.

Восприимчивость - способность хозяина болеть заболеваниями, вызываемыми возбудителями, что проявляется патологическими и ответными защитными специфическими (иммунитет) и неспецифическими (резистентность) реакциями.

Восприимчивость подразделяется на:

  • видовую;
  • индивидуальную (генотипическую и фенотипическую).

Иммунитет - специфическая реакция организма на внедрение чужеродного биологического агента.

Резистентность - комплекс неспецифических защитных реакций организма.

Проявления эпидемического процесса

Спорадическая заболеваемость - заболеваемость, характерная для данного сезона года, данного коллектива, данной территории (единичные случаи заболеваний, эпидемически не связанные между собой).

Эпидемическая заболеваемость - обратная спорадической: нехарактерное, временное повышение уровня инфекционной заболеваемости (групповая эпидемически связанная между собой заболеваемость). Принцип разделения эпидемической заболеваемости на эпидемическую вспышку, эпидемию и пандемию - территориальные и временные параметры.

Эпидемическая вспышка - кратковременное повышение заболеваемости в пределах одного коллектива, длящаяся в течение 1-2 инкубационных периодов.

Эпидемия - повышение уровня заболеваемости до региона (области) и охватывающая, как правило, один сезон года.

Пандемия - повышение уровня заболеваемости, длящееся несколько лет и десятилетий и охватывающее континенты.

Проявления эпидемического процесса по неравномерности

Неравномерность проявлений эпидемического процесса по территории.

В основе деления неравномерности проявлений эпидемического процесса по территории лежит ареал распространения резервуара инфекции:

  • глобальный ареал (человек - резервуар антропонозов);
  • региональный ареал (природно-очаговые зоонозы).

Неравномерность проявлений эпидемического процесса по времени.

Неравномерность проявлений эпидемического процесса по группам населения.

Признаки, по которым население подразделяются на группы классифицируются на формальные и эпидемически значимые. Распределение населения по формальным признакам:

  • возрастные группы;
  • профессиональные группы;
  • по месту проживания: городские и сельские жители;
  • неорганизованное население и организованные коллективы.

Распределение населения по эпидемически значимым признакам осуществляется на основе логических умозаключений эпидемиолога и может включать различные признаки: привитость и непривитость и т. д.

Эпидемический процесс с позиций социально-экологической концепции (Б.Л.Черкасский ,1990)

Социально-экологическая концепция, с позиций системного подхода вскрывает иерархическую структуру системы эпидемического процесса и выявляет функциональные взаимосвязи между явлениями, свойственными разным уровням его структуры.

В структуре собственно эпидемического процесса были выделены два уровня:

  • соцэкосистемный (высший);
  • экосистемный (низший), который входит в состав соцэкосистемного в качестве его подсистемы.

Соцэкосистемный уровень (так же, как и эпидемический процесс в целом) - биосоциальное (социально-экологическое) явление, экосистемный - биоэкологическое.

Иерархия инфекционного процесса также имеет многоуровневый характер, включая в себя ряд соподчиненных уровней:

В структуре эпидемического процесса высшим является соцэкосистемный уровень, в состав которого эпидемиологическая экосистема входит в качестве внутренней подсистемы. Второй внутренней подсистемой здесь является социальная организация человеческого общества. Причиной возникновения и существования эпидемического процесса является взаимодействие этих двух его составных подсистем. При этом социальная подсистема служит регулятором процессов в эко-системе.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Эпидемический процесс - это процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприимчивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому).

Он включает три звена:

1.Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные).

2.Факторы передачи возбудителя.

3.Восприимчивый организм, то есть человек, который не имеет иммунитета против данной инфекции.

Из каких звеньев состоит эпидемический процесс?

1 восприимчивый организм 2 факторы передачи возбудителя 3 источник инфекции

4 только источник инфекции и восприимчивый организм

Источники инфекции:

1. Человек. антропонозами (от греч. anthropos - человек, nosos - болезнь). Например, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентерией, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зоонозы (от греч. zoon - животное, nosos - болезнь), при которых источником инфекции служат различные виды домашних и диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа антропозоонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).

Инфекционные болезни, возбудители которых поражают только людей, называются

1 зоонозы 2 антропонозы 3 антропозоонозы

Инфекционные болезни, возбудители которых передаются от животных человеку, называются

1 зоонозы 2 антропонозы3 антропозоонозы

Инфекционные болезни, возбудители которых передаются от животных и людей, называются

1 зоонозы 2 антропонозы3 антропозоонозы

Факторы передачи возбудителя.

Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1.Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума, туляремия).



2.Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.

3.Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции, глисты и др.

4.Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители дифтерии, скарлатины, туляремии, чумы и др.

5.Предметы труда и обихода, зараженные больным животным или человеком, могут служить фактором передачи заразного начала здоровым людям.

6.Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи передают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сыпной тиф; мухи - кишечные инфекции и глисты; омары - малярию, энцефалиты; мошки - туляремию; москиты - лейшманиоз и т. д.

7. Биологические жидкости ("кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жидкость) - СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфекции и др.

Варианты развития эпидемического процесса

1.Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

2.Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3.Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком один или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4.Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватываю щей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5.Пандемия . Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ).

Выберите определение - природно-очаговое заболевание

Эпидемический процесс - это процесс воз­никновения и распространения среди насе­ления специфических инфекционных состо­яний - от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных цир­кулирующим в коллективе возбудителем.

Условия и механизмы формирования эпи­демического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционных заболеваний, являются предметом изучения специальной наукой - эпидемиологией.

Эпидемический процесс обуславливает не­прерывность взаимодействия трех его эле­ментов:

1) источник инфекции;

2) механизмы, пути и факторы передачи;

3) восприимчивость коллектива.
Выключение любого из этих звеньев приво­
дит к прерыванию эпидемического процесса.

Первый элемент эпидемического процес­са представляет собой источник инфекции. Понятие «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнеде­ятельности патогенных микробов, из кото­рого происходит заражение людей или жи­вотных. Источником инфекции могут быть организм человека (больного или носителя), организм животного и абиотические объекты окружающей среды.

Инфекции, при которых источником ин­фекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при кото­рых источником инфекции служат больные животные, но может болеть и человек, - зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником ин­фекции служат объекты окружающей среды. Сапронозы - это болезни, возбудители ко­торых имеют не только позвоночного хозяи­на, но и место развития, и резервуар неживо­го происхождения (органические вещества, в том числе пища, почва, растения).

Второй элемент эпидемического процесса составляют механизмы, пути и факторы пере­дачи инфекции. Русским ученым-эпидемио­логом Л. В. Громашевским был сформулиро­ван закон соответствия механизма передачи и локализации возбудителя в организме, со­гласно которому механизмы, пути и факторы передачи инфекции можно представить сле­дующим образом (табл. 8.1).

Третий элемент эпидемического процес­са составляет восприимчивость коллектива. Замечено, что если иммунная прослойка в по­пуляции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидеми­ческого благополучия и циркуляция возбуди-


теля прекращается. Поэтому задачей по пре­дупреждению эпидемий является создание в коллективах данной иммунной прослойки путем проведения вакцинации против соот­ветствующих возбудителей.

В соответствии с этим противоэпидемичес­кие мероприятия, проводимые в коллективе, могут быть направлены на различные звенья эпидемического процесса. Мероприятия 1-й группы направлены на источник инфекции, мероприятия 2-й группы - на разрыв меха­низмов и путей передачи, мероприятия 3-й группы - на восприимчивый коллектив.

К мероприятиям 1-й группы относится комплекс мер, направленных на ликвидацию источника инфекции: больных необходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей - выявлять, ставить на учет и санировать; боль­ных животных, как правило, уничтожают.

Мероприятия 2-й группы, направленные на разрыв механизмов и путей передачи, включа­ют в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пунктов (например, централизованное водо­снабжение и канализация), разукрупнение организованных коллективов, карантинные мероприятия, санитарный надзор за объек­тами пищевой промышленности и общепита, соблюдение правил асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации в больничных учреждениях и др. Это наиболее трудоем­кие и, к сожалению, наименее эффектив­ные мероприятия, особенно при инфекциях, характеризующихся множественностью ме­ханизмов, путей и факторов передачи, как, например, зоонозные или внутрибольничные инфекции (ВБИ).

Мероприятия 3-й группы, направленные на восприимчивый коллектив, включают в себя, если это возможно, мероприятия по созданию искусственного приобретенного иммуните­та- активного (путем проведения вакцина­ции) или пассивного (с помощью сывороток и иммуноглобулинов). При отсутствии в арсе­нале врача специфических профилактических иммунобиологических препаратов мероприя­тия 3-й группы сводятся к санитарно-просве-тительной работе среди населения.

В соответствии с вышеизложенным, ин­фекции можно подразделить на управляемые,

при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакци­нация), и неуправляемые, при которых такие меры отсутствуют. Поэтому конечной целью эпидемиологии по борьбе с управляемыми инфекциями является их ликвидация в гло­бальном, мировом масштабе. К 1980 г. усили­ями мирового сообщества, координируемыми ВОЗ, удалось ликвидировать особо опасную инфекцию - натуральную оспу. В ближайших планах ВОЗ - ликвидация ряда других управ­ляемых инфекций, таких как полиомиелит, корь и др.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в интенсивных показателях за­болеваемости (смертности): количество за­болевших (умерших) на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интен­сивности эпидемического процесса:

Спорадическая заболеваемость - это обычный уровень заболеваемости данной но­зологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;

Эпидемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени,


резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

Пандемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболевае­мости трудно удержать в рамках определенно­го географического региона и заболеваемость обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, панде­мии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географи­ческих рамках, например пандемия сыпного тифа в период Гражданской войны в России (1918-1922 гг.), которая не вышла за границы России.

Эндемия не характеризует интенсивность эпидемического процесса, она включает в себя относительную частоту заболеваемости данной нозологической формой на данной географической территории. Различают энде­мию природно-очаговую, связанную с природ­ными условиями и ареалом распространения в природе резервуаров инфекции и перенос­чиков (например, природные очаги чумы), и эндемию статическую, обусловленную комп­лексом климатогеографических и социально-


экономических факторов (например, холера в Индии и Бангладеш).

В соответствии с распространенностью ин­фекционные болезни можно разделить на:

1. Кризисные - заболеваемость свыше
100 случаев на 100 000 населения, например
СПИД.

2. Массовые - заболеваемость 100 случаев на 100 000 населения, например острые рес­пираторные заболевания (ОРЗ), острая ки­шечная инфекция (ОКИ), гнойно-воспали­тельные заболевания (ГВЗ).

3. Распространенные управляемые - забо­леваемость менее 20 случаев на 100 000 насе­ления, например газовая гангрена, псевдоту­беркулез.

5. Спорадические - единичные случаи на 100 000 населения, например сыпной тиф.

8.8.1. Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней

С учетом изложенных выше особенностей эпидемического процесса разработана совре­менная эколого-эпидемиологическая класси­фикация инфекционных болезней человека (табл. 8.2).

Первичное эколого-эпидемиологическое разделение всех инфекционных болезней че­ловека должно учитывать в своей основе глав­ную среду обитания (резервуар) возбудителя в природе, с которой так или иначе связано заражение человека. Существуют три главные специфические среды обитания возбудителя: организм человека (антропонозы), организм животного (зоонозы), внешняя среда (сапро-нозы). Сочетание двух резервуаров возбуди­теля свойственно переходным формам. При антропонозах человек - единственный ре­зервуар возбудителя в природе и источник за­ражения. Во главу угла классификации здесь ставится характер взаимоотношений возбу­дителя с организмом человека (локализация) либо с человеческой популяцией (механизм передачи). При более детальной классифи­кации антропонозов придерживаются обще­принятого деления на кишечные, кровяные, респираторные, наружных покровов и «вер­тикальные» (от матери плоду).

Принципиально другая картина наблюда­ется у инфекций, возбудители которых имеют


внечеловеческие резервуары в природе. При этих инфекциях локализация возбудителя в организме человека или механизм его переда­чи от человека человеку есть вовсе не причи­на, а следствие процессов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность патогенного микроба.

При зоонозах основным резервуаром воз­будителя в природе служат животные, пре­имущественно млекопитающие, и членисто­ногие. Именно они обеспечивают существо­вание возбудителя как биологического вида и вызывают эпизодическое заражение чело­века, тогда как роль человека биологически недетерминирована и несущественна для па­разита. Зоонозы делятся на две эколого-эпи-демиологические группы: болезни домашних (сельскохозяйственных, пушных, домашних) и синантропных (в основном грызуны) жи­вотных; болезни диких животных.

При сапронозах основной резервуар возбу­дителя - субстраты внешней среды (почва, вода и др.), которые способны сами по себе обеспечить устойчивое его существование в природе. Для возбудителей типичных сап-ронозов внешняя среда служит практически единственной или основной средой обитания возбудителя. Другие сапронозы представляют длинный и плавный переход к зоонозным инфекциям, в ходе которых постепенно воз­растает роль животных как резервуара возбу­дителя. Их называют сапрозоонозами.

Классификация сапронозов по механизму передачи невозможна. Человек и теплокров­ные животные являются биологическим «ту­пиком» для возбудителя, поэтому закономер­ной цепной передачи его от особи к особи не существует. Эпидемический процесс носит качественно иной - веерообразный - ха­рактер, будучи представлен независимыми заражениями людей от общего резервуара - субстратов внешней среды. С эпидемиологи­ческих позиций сапронозы подразделяются по природным резервуарам на почвенные и водные.

«Чистые» сапронозы - природно-очаго-вые заболевания: их возбудители являются компонентами естественных наземных или водных экосистем. Доказано автономное су­ществование легионелл в природных водо-


Таблица 8.2. Эколого- эпидемиологаческая классификация инфек ционных болезней
Классы инфекционных б - Антропонозы _ Группы внутри классов Кишечные Респираторные Кровяные Наружных покровов « Вертикальные» Основной резерву- , г ар возбудителя Человек „ Репрезентативные оолезни Брюшной тиф. гепатит А, поли­омиелит, корь, краснуха, дифте-рия, паротит, ветряная оспа, сып­ной тиф, возвратный тиф вшивый, сифилис, гонорея и др.
Зоонозы Домашних и синантроп-ных животных Диких животных (при- родно-очаговые) м"™,., . животные Бруцеллез, ящур, Ку-лихорадка. орнитоз, трихофития и др. Туляремия, клещевой риккетсиоз, клещевые боррелиозы. арбовирус- ные инфекции, обезьянья оспа, бешенство, лихорадка Ласа и др.
Почвенные Почва Клостридиозы, актиномикоз, ас-пергиллез, гистоплазмоз, бласто-микоз, кокцидиоидомикоз и др.
Сапронозы Водные Зоофильные (сапрозоо-нозы) _ Вода „ Внешняя среда + животные Легионеллез, холера, мелиоидоз. Т1АГ, НАГ-инфекция и др. Сибирская язва, лептоспирозы. , иерсинеозы, листериоз, столбняк и др.

емах; клостридий и грибов - возбудителей глубоких микозов в почве.

S.8.2. Понятие о конвенционных I карантинных) и особо опасных инфекциях

Настоящее время характеризуется бурным ростом международных связей. Активации межгосударственной миграции населения в значительной степени способствует раз­витие современных транспортных средств. Попытки предотвращения распространения шфекционных болезней путем установления газного рода карантинов известны с XIV в. Накопленный опыт международных мер по


предупреждению распространения карантин­ных инфекций позволил прийти к принципи­альному выводу: без наличия быстрой и цен­трализованной системы обмена эпидемиоло­гической информацией между государствами невозможно своевременно принять соответс­твующие меры национальной и международ­ной безопасности.

Конвенционная (карантинная) болезнь - это болезнь, система информации и меры профилактики которой обусловлены между­народными соглашениями (конвенцией).

1 октября 1952 г. вступили в действие Международные медико-санитарные прави­ла, которые касались чумы, холеры, желтой лихорадки и натуральной оспы. Основная цель этих Правил заключалась в обеспечении противоэпидемической защиты государств от заноса инфекций. Правила обязывают нацио­нальные органы здравоохранения немедленно уведомлять ВОЗ о возникновении карантин­ных болезней и регулярно сообщать об эпи­демиологической ситуации в стране. В свою очередь, на ВОЗ возлагается ответственность за быстрое распространение получаемой ин­формации.


При возникновении в любой точке планеты случаев карантинных инфекций вступает в си­лу, согласно Правилам, следующая система:

1) страна направляет в ВОЗ информацию о возникших случаях;

2) ВОЗ обрабатывает данные и направляет их всем странам мира;

3) страны мира, получив информацию, при­нимают решение относительно проведения каких-либо особых противоэпидемических мероприятий и информируют об этом ВОЗ;

4) ВОЗ обрабатывает полученную информа­цию и направляет ее всем странам мира.

Аналогичным образом осуществляется об­мен информацией после ликвидации случаев заболевания в пораженном районе. Главным каналом передачи информации является еже­недельный эпидемиологический бюллетень «Weekly epidemiology review» (WER), а также автоматическая телексная связь накопления и передачи информации, по которой распро­страняется дневная сводка по карантинным болезням.

Наиболее эффективный контроль за между­народным распространением инфекционных болезней может быть основан на постоянно действующей системе глобального эпидеми­ологического надзора, направленного, с од­ной стороны, на выявление и уменьшение



ЧаСТЬ II.

ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ

Эпидемический процесс- это процесс передачи разного начала от источника инфекции к восприим­чивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена.

1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные),

2. Факторы передачи возбудителя,

3. Восприимчивый организм, то есть человек, кото­рый не имеет иммунитета против данной инфекции.

Источники инфекции:

1. Человек. Инфекционные болезни, которые пора­жают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos - человек, noses - болезнь). Напри­мер, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентери­ей, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зооно- 11,| (от греч. zoos - животные), при которых источни- |, ом инфекции служат различные виды домашних н диких животных и птиц. К зоонозам относятся бру­целлез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа зооатропонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, саль­монеллезы).

Факторы передачи возбудителя. Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1. Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума ту­ляремия);

2. Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туля­ремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.;

3. Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции глис­ты и др.;

4. Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители диф­терии, скарлатины, туляремии, чумы и др.;

5. Предметы труда и обихода, зараженные боль­ным животным или человеком, могут служить факто­ром передачи заразного начала здоровым людям;

6. Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи пере­дают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сып­ной тиф; мухи кишечные инфекции и глисты; кома­ры - малярию; клещи - энцефалиты; мошки - туля­ремию; москиты - лейшманиоз и т. д.;

7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жид­кость) СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфек­ции и др.

Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распростране­ния, обширностью территории эпидемии и массовос­тью охвата заболеванием населения.

Варианты развития эпидемического процесса:

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Воз­никают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие замет­ного распространения среди населения. Свойство ин­фекционной болезни к распространению в окруже­нии заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях по­стоянного и тесного общения людей. Заболевание раз­вивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распрост­ранение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории,охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболев­ших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпиде­мической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных госу­дарств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).

Природная очаговость инфекционных заболева­ний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое- либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией . Как правило, - это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих террито­риальных очагах среди животных, с помощью насеко­мых, переносящих возбудителя инфекции. Учение о природной очаговости инфекционных заболевании было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н. Павловским. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, кле­щевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так причиной эндемичности служат природные факто­ры, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подоб­ные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геоло­горазведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явления природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым - академику Е.Н. Павловскому и академику А.А. Смородинцеву.



Эпидемический очаг. Объект или территория где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболева­ния ставятся источником распространения инфекции;

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повы­шенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, меди­цинские работники, педагоги и пр.);

4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала вос­приимчивым людям;

5. Факторы окружающей среды, особенно в заго­родных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользова­ния и продовольственного обеспечения, наличие гры­зунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);

6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителя­ми, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического оча­ги отражают три основных звена эпидемического про­месса: источник инфекции - пути передачи (механизм заражения) - восприимчивый контингент.

Не все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «рас­ползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.

Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз.

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки боль­ного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь, капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемичес­кий паротит, скарлатина и др. Воздушно-пылевой пуль распространения инфекции, когда возбудители с потокамивоздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.). При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыхательных путей (через респираторный тракт) распространяясь затем по всему организму.

Фекально-оральный механизм заражения отличается ем, что при этом возбудители инфекции, выделя­ясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окру­жающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в та­ких случаях служит инфицированная кровь, различ­ными путями проникающая в кровяное русло здорово­го человека. Заражение может произойти при перели­вании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразо­вого пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, си­филис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся че­рез укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуще­ствляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные заболевания и болезни, передающиеся поло­вым путем - БППП).

Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например детские инфекции (коклюш).

  • Основные задачи эпидемиологии:
  • 7.Описательные эпидемиологические исследования. Скрининг- как основной метод выявления своевременно нераспознанных болезней и состояний «предболезни». Типы скрининга.
  • 8.Аналитические эпидемиологические исследования (когортные исследования и исследования типа « случай-контроль»).
  • 9.Применение эпидемиологических исследований в клинике. Рандомизированные клинические контролируемые испытания. Организационные особенности формирования групп для клинического исследования.
  • 10.Факторы, определяющие развитие эпидемического процесса. Социально-экологическая концепция б.Л. Черкасского.
  • 11.Характеристика проявлений эпидемического процесса. Теория саморегуляции паразитарных систем в.Д. Белякова.
  • 12.Природный фактор эпидемического процесса. Учение о природной очаговости е.Н. Павловского. «Очаговая триада». Природные и антропургические очаги.
  • 13. Учение об эпидемическом процессе. Определение эпидемического и эпидемиологического процесса. «Триада Громашевского».
  • 1) Антропонозы
  • 3) Сапронозы (контаминированный объект внешней среды)
  • 15. Механизм передачи - вторая необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Фазность механизма передачи. Пути и факторы передачи инфекций
  • 16. Восприимчивый организм - третья необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Иммунная прослойка, естественные и искусственные пути её формирования.
  • 17. Эпидемиологическое понятие неспецифической резистентности. Использование иммуномодуляторов в профилактике инфекционных заболеваний. Характеристика цитокинов, лактонов.
  • 19.Природно-очаговые болезни. Определение. Классификация по характеристике возбудителя, резервуару инфекции, переносчикам. Теоретические и практические положения учения о природной очаговости.
  • 20. Эпидемиологические закономерности формирования природных очагов инфекционных заболеваний, характеристика типов природных очагов. Законы е.Н. Павловского о природно-очаговых инфекциях.
  • 21. История вакцинопрофилактики. Эпидемиологические принципы и особенности иммунопрофилактики на современном этапе глобальности эпидпроцесса. Расширенная программа иммунизации.
  • Национальный календарь профилактических прививок
  • 22.Современная структура социального,иприродного и биологических факторов эпидпроцесса. Эпидемиологическая безопасность,этапы ее достижения.
  • 23. Эпидемиология чрезвычайных ситуаций. Содержание и организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
  • 26. Дифференциально – диагностические признаки вспышек острых кишечных инфекций различного происхождения. Особенности эпид процесса. Основные направления профилактики.
  • 27. Структура системы управления эпид процессом. Структура службы по надзору в сфере защиты прав потребителя.
  • 29.Структура системы эпидемиологического надзора, субъект эпидемиологического надзора и контроля. Социально-гигиенический мониторинг, его цели, задачи, особенности.
  • 30. Правовые основы профилактики и противоэпидемических мероприятий. Закон рф № 52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Вопрос 32 Уровни правового обеспечения противоэпидемической практики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы профилактики инфекционных болезней.
  • 5 Законов по Воронежской области
  • Вопрос 33
  • Вопрос 34 Структура профилактических (противоэпидемических) мероприятий. Противоэпидемическая работа в очаге инфекционной болезни.
  • 2. Зараженные животные.
  • Вопрос 37
  • 39.Современные методы дезинфектологии и стерилизации. Химический метод дезинфекции.
  • 40 Медицинские отходы. Классификация, правила сбора, утилизация.
  • Вопрос 41 Медицинская дезинсекция и дератизация. Борьба с педикулезом. Нормативно-законодательные акты. Медицинская дератизации
  • Медицинская дезинсекции
  • Механический метод
  • Физический метод
  • Биологический метод
  • Химический метод
  • Борьба с педикулезом
  • 1. Федеральный закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-фз.
  • 9. Санитарные правила сп 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
  • Вопрос 44 Сущность и цели иммунопрофилактики. Правовые и нормативные основы иммунопрофилактики. Закон рф «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний».
  • Глава IV. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики
  • Глава V. Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений
  • 1. Утвердить:
  • 2. Признать утратившими силу:
  • Вопрос 46 Организация прививочной работы. Основные нормативные документы по организации прививочной работы.
  • населения.

    Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского" ):

    1)источника возбудителя инфекции,

    2)меха­низма передачи возбудителя

    3)восприимчивого организма (коллектива).

    Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для суще­ствования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

    Механизм передачи возбудителя - это эволюционно сложившийся за­кономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в вос­приимчивый организм человека или животного. (аспирационный, фекально-оральный, контактный, трансмиссивный, вертикальный, артифициальный(искусственный).

    Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процес­сом на внедрение возбудителя. Состояние восприимчивости зави­сит от большого числа факторов, определяющих как состояние макроорганиз­ма, так и вирулентность и дозу возбудителя.

    Возможность возникновения и распространения заболе­ваемости среди населения зависит от 3-х факторов: биологического, природно­го и социального.

    Природный фактор - это климатические и ландшафтные условия, кото­рые способствуют или препятствуют развитию эпидемического процесса.

    14. Учение об эпидемическом процессе. Источник инфекции как необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Характеристика источников инфекции. Резервуар инфекции.

    Инфекционный процесс - взаимодействие возбудителя и восприимчиво­го организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.

    Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для суще­ствования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

    Резервуар инфекции- совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объ­ектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечиваю­щих его существование в природе. Т.е. это та среда обитания,без которой возбудитель не может существовать как биологический вид.

    Различают следующие источники