Храм Христа Спасителя: мифы и реальность. Пасхальное Богослужение: все о Пасхальном Богослужении

19 августа - престольный праздник Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Москвы. Уникальный статус - причина возникновения множества мифов. Раз храм «не такой, как все», то и происходит в нем все «не так, как у людей». И вообще, с самого начала говорили о том, что долго эта церковь не простоит… Насколько соответствуют истине расхожие представления о жизни главного храма Москвы, рассказывает ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

Отец Михаил, Вам лично приходится сталкиваться с мифами о Храме Христа Спасителя? Какие из них наиболее распространены?

Приходится. Подобные мифы стали появляться еще на этапе строительства Храма Христа Спасителя. Все вдруг вспомнили, что игуменья Алексеевского монастыря, который находился на месте, где предполагалось построить храм, уходя, якобы произнесла какие-то проклятия, и поэтому впоследствии храм был разрушен. Уходя - потому что в 1837 году монастырь перевели в Красное село, где раньше стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня с шатровой колокольней, сооруженная в конце ХVII века (ныне там проходит Красносельская улица).

Когда мы знакомились с историческими материалами, то узнали, что игуменья Алексеевского монастыря была старицей высокой духовной жизни и, кончено, никаких проклятий изречь не могла, потому что и перемещение монастыря, и постройка храма делались по благословению правящего архиерея Москвы митрополита Филарета (Дроздова). Это была нормальная практика: старые постройки разбирали, на их месте устраивали новые здания, в том числе церковные.

Так вот, будучи человеком высокой духовной жизни, как бы прозревая дальнейшую историю храма, игуменья Алексеевского монастыря произнесла следующие слова: «Бедный. Недолго ему здесь стоять». А потом эти слова стали обрастать слухами, и получилось какое-то проклятие.

Эти слова до сих пор вспоминают в каких-то газетных статейках, когда пишут, что Храм Христа Спасителя то проваливается, то трещит по швам, и люди ждут - не дождутся, когда же он, в конце концов, развалится. Но я хочу сказать, что не дождутся, потому что храм построен на совесть, с применением современных строительных материалов. Хотя и это не всем нравилось: некогда храм был построен из кирпича, строительная смесь замешивалась на яичных желтках, а тут он строится из бетона! Недовольные всегда найдутся. Но главное ведь то, что на этом месте стоит храм и в храме совершается Божественная литургия! Может быть, именно это и не дает покоя недоброжелателям? И они выискивают какие-то внешние факторы, чтобы очернить само присутствие храма на этом месте.

Говорили также о том, что незачем было тратить на постройку храма столько денег и было бы лучше раздать их нищим. Однажды даже была высказана мысль о том, что у нас тюрем не хватает, а мы храм строим, на что патриарх Алексий II остроумно заметил, что если будут строить храмы, может быть, отпадет необходимость строить тюрьмы.

Приходят наши благочестивые, воцерковленные, как они себя называют, люди, и возмущаются по поводу того, что в оформлении храма присутствуют шестиконечные звезды. Действительно, паникадила выполнены в виде шестигранников, узор на полу, орнамент тоже включают в себя такие изображения. И еще многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы. И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…». Хотя, собственно говоря, такой орнамент в христианском искусстве и в оформлении православных храмов использовался с древности. На севере Италии в городе Аквилея сохранилась базилика IV века, и в мозаичных изображениях внутри этого храма я сам видел орнамент в виде шестигранников, а ведь в те времена о масонах и речи не было! А что касается надписи под куполом, там написано «Бог», так что ничего страшного нет.

А потом, ведь то ли забывают, то ли не знают, то ли не хотят вспоминать, что непосредственное участие в оформлении Храма Христа Спасителя принимал святитель Филарет, митрополит Московский. И уж этот святитель, который постоянно боролся за чистоту Православия, наверное, лучше понимал значение всех тех изображений, которыми украшен Храм Христа Спасителя.

А вообще, с этими шестигранниками был такой курьезный случай. В нашем храме постоянно дежурят священники, и как-то раз пришел мужчина и предъявил претензию: «Как так - в православном храме кругом звезды Давида?». Наш отец Александр задал ему вопрос: «А Вы знаете, кто такой Давид?». - Царь израильский. - «А еще?». Дальше знания человека не простирались. Тогда отец Александр спросил: «Вы Псалтирь читаете?» - Как же, каждый день! - «Так вот, пророк Давид и написал Псалтирь!». Реакция пришедшего была поразительная: «Так что же мне, теперь и Псалтирь не читать?».

Хотя он мог бы среагировать по-другому и переосмыслить свой взгляд в соответствии со словами священника и что-то для себя узнать. Человек ведь имеет свободу.

Разные люди приходят. Одни просто слова не могут вымолвить от восторга, восхищения, наплыва чувств при виде этого величественного, громадного храма, в котором можно потеряться. А другие испытывают к нему неприязнь. Господь говорит: «лежит на падение и на восстание». Думаю, что Храм Христа Спасителя производит как раз такое действие. Если человек действительно рад тому, что возрождаются храмы, совершается богослужение, то он принимает храмы всей душой и всем сердцем и употребляет всякие способы, чтобы прийти в храм. А другие люди дышат ненавистью, злобой. Ну что ж? И Христа тоже распинали, и дышали злобой по отношению к Нему. А храм наш называется Храм Христа Спасителя.

Насчет оформления многие говорят, что храм выглядит как слишком новый, что из-за этого он какой-то неживой…

Храм не то что новый, но вновь построенный. Но построен он точно таким, каким был до разрушения - это был основной принцип воссоздания. И никаких споров о том, например, в каком стиле его расписывать, не было.

Интересно, что в XIX веке, когда роспись храма была закончена, приехал император Александр III, осмотрел, и приказал переписать, потому что что-то показалось ему не подходящим для этого храма. Так что императоры тоже принимали участие в оформлении Храма Христа Спасителя.

Еще одна тема, которая возникает, когда сравнивают прежний и нынешний Храм Христа Спасителя - деньги. Первый строился на народные деньги, а нынешний - непонятно на какие средства…

Средства вполне определенные. Ведь миф заключается в том, что якобы первый храм был построен искл ючительно на народные средства. Так вот я скажу, что это не совсем так. Действительно, каждый человек мог принять посильное участие в строительстве Храма Христа Спасителя. Для этого была определена мера - 1 или 2 копейки, чтобы богатый не кичился вкладом, а бедный не был лишен возможности внести свою лепту и не стыдился того, что она такая малая. Но таким образом было собрано 15 % от общей суммы, которую потратили на строительство. 85% выделили из государственной казны.

Такое же соотношение было решено оставить при воссоздании Храма Христа Спасителя. Только из государственной казны средства не отчислялись. Более того, на первом этапе строительства 13% от поступающих средств государство забирало в качестве налога, и священноначалию пришлось дважды обращаться к президенту Борису Николаевичу Ельцину с просьбой отменить налог на собранные средства, потому что люди жертвовали их на строительство храма. В итоге поступающие суммы перестали облагать налогом.

Но государство не участвовало в строительстве, участвовало правительство Москвы. Всем известно, что инициатором воссоздания Храма Христа Спасителя был наш мэр Юрий Михайлович Лужков, как бы к нему сейчас ни относились. И именно благодаря его энергии и предприимчивости храм был построен. Уж не знаю, как он изыскивал средства для финансирования со стороны городских структур.

На входе в нижний храм помещены гранитные доски, на которых запечатлены организации и частные лица, от которых шли пожертвования. Список частных лиц возглавляет Мстислав Ростропович, который дал концерт в строящемся храме. Пришло множество народа, был произведен сбор, и всю сумму он перечислил в Фонд Храма Христа Спасителя. И вообще было немало людей, которые приносили деньги и всей душой воспринимали строительство храма как благое дело.

Сегодня многих возмущает, что простым людям нельзя пройти в ваш храм на Пасху, что Храм Христа Спасителя - храм для vip-персон.

Храм вмещает пять тысяч человек?

С учетом всех галерей - десять тысяч. Но во время богослужения на галереях ведь никто не стоит, все находятся внизу, и там помещается пять с половиной тысяч человек.

Многих возмущает, что на Пасху в Храм Христа Спасителя пускают только по билетам…

Что касается билетов, на Пасху мы делаем 1500 для каждой из боковых сторон и 2500 для входа в центральную часть. Это делается, чтобы ограничить число пришедших, потому что большее количество храм просто не может вместить.

А как эти билеты распространяются?

По приходам. Запросы на билеты нам присылают архиереи, чтобы раздать их своим духовным чадам, которые хотят на Пасху помолиться вместе с Патриархом. Часть билетов по просьбам мы отсылаем в правительственные организации. Своих личных гостей приглашает Святейший Патриарх.

И, конечно же, мы раздаем билеты нашим прихожанам, потому что кто, как не они, должен иметь возможность помолиться в храме на Пасху?

На Страстной седмице, особенно во время вечерних богослужений, наши батюшки раздают билеты своим чадам и тем, кто просит. Кончено, мы смотрим и на состояние человека, и, если он не совсем адекватен, приходится отказывать. В определенной степени это делается, чтобы обеспечить безопасность и спокойствие других людей на время пасхального богослужения. Не секрет ведь, что на Пасху в храмы приходят разные люди. Кто-то у нас начинает отмечать Пасху сразу после того, как освятит куличи. Они приходят домой, начинают «разговляться», хотя и не постились, а к ночи такие «радостные», «пасхальные», навеселе идут в храм. И что получится, если такая публика окажется на богослужении? Конечно, будет уже не до службы…

А на Рождество?

На Рождество, престольный праздник нашего храма, мы делаем билеты только в центральную часть. В боковые стороны храма вход свободный, и любой желающий может попасть в храм, если только придет пораньше и успеет войти до того момента, когда храм заполнится и доступ будет прекращен.

Когда смотришь трансляцию пасхального богослужения по телевизору, видно, что на крестный ход выходят только священнослужители и высокопоставленные гости. А остальные люди? Вы их не выпускаете?

Да. Опять же, из соображений безопасности. Ведь можно представить, что случится, когда эта пятитысячная толпа начнет выходить в одни двери! К сожалению, без жертв подобные мероприятия у нас не обходятся. Любим потолкаться, кого-то придавить, потеснить - будь то во время елеопомазания, в очереди за артосом или за святой водой.

Когда я был в Японии, меня поразило, насколько организованно и спокойно люди подходили к Причастию. У нас стараются к Чаше подойти в числе первых А если служит архиерей, особенно Патриарх, все стремятся попасть именно к нему и создается давка, хотя рядом могут стоять несколько священников и владык с Чашами.

В Японии ничего подобного нет. Люди выстраиваются в очередь и спокойно, с благоговением, с поклонами, как это у них принято, подходят к Чаше. Картина совершенно иная, чем у нас.

Так вот, если вся пятитысячная толпа начнет после крестного хода входить в двери, боюсь, будет много неприятных моментов. Поэтому мы стараемся не выпускать народ. Зато, когда Святейший Патриарх входит в храм, он в первую очередь христосуется с теми, кто оставался в храме.

Как же при таком количестве народа на Пасху проходит Причастие?

Максимальное количество Чаш у нас - 17. Все духовенство, которое служит в эту ночь в храме, выходит с Чашами, так что Причастие проходит довольно быстро.

А вообще, сколько клириков в Храме Христа Спасителя?

В штате - пять священников и четыре диакона.

В Храме Христа Спасителя проходят практику диаконы и священники после хиротонии. Что представляет собой эта практика? Много ли неудобств она доставляет штатным клирикам?

Во-первых, для нас большая честь, что священноначалие воспринимает Храм Христа Спасителя как место, где молодому клирику можно начать делать первые шаги служения в Церкви и как место, где молодых священнослужителей, которые только-только приняли священный сан, могут научить правильному совершению богослужения и правильному отношению к совершению богослужения.

Конечно, бывают разные моменты, разные люди приходят. Одни очень хорошо подготовлены и с ними нет проблем, а другие приходят в замешательство, когда встают к Престолу, и приходится употреблять все свое терпение и выдержку, чтобы их успокоить. Алтарь - место, которое воспринимается как что-то необыкновенное, и можно понять, что люди просто теряются. Но со временем успокаиваются, начинают нормально воспринимать советы, которые дают более опытные священнослужители, и к концу практики уже твердо становятся на ноги.

Конечно, за 40 дней - а именно столько по традиции продолжается практика - всему научить невозможно, но поставить на ноги, помочь человеку начать спокойно и свободно ориентироваться в чинопоследовании богослужений и треб возможно. А дальше все придет с опытом.

В чем заключается правильное отношение к совершению богослужения?

Это очень объемное понятие, начиная с облачения. Вот если батюшка облачается, а у него подризник справа задран, слева волочится по полу, из-под поручей торчат рукава подризника, а фелонь постоянно где-то на боку, думаю, что человек, пришедший в храм и увидевший такого священника, сделает определенный вывод и постарается найти для себя другого священника, который выглядит аккуратнее. Это может казаться мелочью, ведь главное - душа, благочестие… Но на самом деле внешний вид говорит о многом.

Важно, как священник произносит возгласы. К сожалению, наша приходская практика свидетельствует о том, что на это не обращают внимания. Произносят либо впопыхах, либо скороговоркой, либо шепчут что-то себе под нос, так что человек, который стоит в храме, или вообще не слышит того, что произносится в алтаре, или слышит, но не понимает. Да что там говорить, подчас и находясь в алтаре не поймешь, что произнес священник.

Вот обсуждается проблема церковнославянского языка и возможности перевода богослужения на русский язык. Действительно, она существует, и, может быть, со временем мы придем к тому, чтобы перевести на русский язык если не все богослужения, то хотя бы некоторые моменты, благодаря чему наши прихожане смогут лучше понять то, что происходит в храме. Но я уверен, что если будет священник четко и со смысловыми интонациями читать текст на церковнославянском языке, даже тот современный человек, который бывает в храме нечасто, все равно поймет смысл текста и уловит общее содержание.

Но у нас этого не происходит, потому что у священников какая-то каша во рту. И у нас народ все принимает на веру, доверяет священнику. Что он там говорит, непонятно, но народ верит, что священник говорит правильно.

К сожалению, в наших духовных учебных заведениях произнесению возгласов не обучают. А ведь надо! Может быть, не в семинариях и академиях - там и так программа насыщенная, но в каких-то начальных учебных заведениях, например, училищах, церковному чтению должно уделяться особое внимание. Причем не только выработке дикции, но и пониманию того, что человек читает. Ведь если священник сам плохо разбирается в церковнославянском тексте, он читает невнимательно и лишь бы быстрее прочитать, тем более что и прихожанам текст неинтересен и все равно никто ничего не поймет. И очень жаль, что у нас происходит именно так.

Священнослужители служат в алтаре все 40 дней?

Первую неделю они нам сослужат, то есть основную нагрузку берет наш штатный священник, а практиканты в большей степени смотрят со стороны. Если практикант понимает, что и как нужно делать и готов, на второй или третий день мы доверяем священнику совершать проскомидию. Потом уже практиканты начинают служить сами, но все равно на протяжении всей практики кто-то из опытных священников находится с ними в алтаре.


К сожалению, сейчас сроки практики сократились. Если раньше все 40 дней священник или диакон служил - и это называлось «сорокоуст» - то теперь 25 дней он стоит у Престола, а потом, по просьбе епископа Пантелеимона (Шатова), на 15 дней уходит на практику в Отдел по благотворительности и социальному служению, где основной акцент делается на обучении разнообразной социальной работе, например, помощи бедным, больным, нуждающимся. Безусловно, пастырю эти навыки необходимы, но мне кажется, что процесс становления священника и усвоения им навыков совершения Божественной литургии все же нельзя сокращать. Человек только успокаивается, только начинает «входить во вкус» - и должен уйти, не дав закрепиться полученным знаниям и навыкам.

Один из мифов - то, что в Храме Христа Спасителя нет приходской жизни.

Относительно недавно мы летали со Святейшим Патриархом на Соловки (как раз была хиротония владыки Пантелеимона). Сидели в Архангельске в аэропорту, ждали вылета на острова, и один из московских священников, который был с нами, подошел ко мне и говорит: «Извините, можно задать Вам вопрос?». - Пожалуйста. - «Почему у Вас в храме нет воскресной школы?». Я даже как-то опешил от этого вопроса: «Как нет?». - А что, она у вас есть? - «Да уже лет 10 как существует». - Правда? А я не знал.

Может быть, это мы виноваты, что даем недостаточно информации. А может быть, действительно, отношение к нашему храму такое, что раз тут все не так, раз тут только для vip-персон, то какая же воскресная школа может быть? И человек не доставляет себе труда как-то поразмыслить о том, что раз есть храм, логично, что при нем есть и воскресная школа.

Так вот, у нас есть и детская воскресная школа, и взрослая.

Детей примерно 60 человек, что для центра нормально, потому что рядом с храмом почти нет жилых домов. Родители приезжают с разных концов Москвы, везут детей, которым поспать бы, потому что их и так в школе загружают. Но дети сами стремятся в храм.

Занимаемся мы с ними после воскресной Литургии. Посещение Литургии обязательно, с этого начинается занятие.

Плюс есть воскресая школа для взрослых. Каждое воскресенье на занятие остаются человек 100-150. Мы не имеем возможности их собрать и покормить, так что они что-то берут с собой, перекусывают и идут на занятия.

Эти люди составляют основу нашего прихода. Многие пришли, еще когда основной храм строился и мы служили в Преображенской церкви, так что немало наших прихожан ходит в наш храм на протяжении 15 лет.

Нет возможности собрать и покормить? Звучит достаточно странно, если учесть, сколько помещений в Храме Христа Спасителя!

Помещение правда огромное, а собраться-то и негде. Самую значительную площадь у нас занимает Зал Церковных Соборов. Также есть трапезные, которые не приспособлены для занятий, и музейная галерея.

Для школы мы выделили помещение, в котором раньше была книжная лавка. Никто туда особо не заходил, и мы оборудовали помещение для детской воскресной школы. Еще собираемся в одной из трапезных, и в зале Синода. Синод там никогда не собирался, но название такое. Взрослые занимаются в так называемом Малом Архиерейском Зале, который расположен за сценой Зала Церковных Соборов и рассчитан как раз на 150 мест.

Есть ли возможность вместе праздновать, собраться на трапезу?

Детишек у нас поздравляют, в праздники делают угощение, праздничное чаепитие. Кончено, если речь идет о Рождестве или Пасхе, то не ночью после богослужения, а на Святках или на Светлой седмице. Сотрудников поздравляем с Днем Ангела.

Вы ведете занятия в воскресной школе?

Я занятия не веду, но в курсе всего, что у нас происходит.

Много ли людей хотят принять Крещение или окрестить ребенка в Храме Христа Спасителя?

С такими просьбами к нам обращаются практически ежедневно. Мы совершаем крещения, но, конечно, не в таких количествах, как, скажем, священники в храмах в спальных районах, когда приходит по 15-20 человек.

К тому же, сейчас лето, и в городе меньше народа. Зато, бывает, приходят те, кто приехал в Москву и хочет принять Крещение именно в Храме Христа Спасителя.

С того момента, как Храм Христа Спасителя стал действующим, мы проводили беседы с теми взрослыми, кто желал покреститься. Если выяснялось, что человек действительно осознанно подходил к этому шагу, мы совершали Таинство Крещения.

Если было понятно, что человек не совсем осознал, для чего ему это нужно, мы старались наставить его, научить чему-то, давали почитать Евангелие и книги, в которых разъясняется смысл Таинства Крещения. Через некоторое время человек возвращался и после очередной беседы, если он усвоил все необходимое, а не формально подошел к этому вопросу, мы совершали крещение.

В Алексеевском приделе нижнего, Преображенского храма, у нас сделан баптистерий, где мы совершаем крещение с полным погружением

С крестными и родителями младенцев также проводились беседы?

Предварительных бесед с крестными и родителями у нас не было, но, как правило, до или после совершения Таинства Крещения священник обращался со словом назидания к присутствующим и в первую очередь к крестным, которые взяли на себя ответственность за духовное воспитание ребенка, разъясняя им, как они должны воспитывать крестников в будущем.

Теперь, когда Святейший Патриарх Кирилл утвердил практику предварительных огласительных бесед, перед совершением Таинства мы беседуем с родителями ребенка и с будущими крестными.

Нередко практика таких бесед вызывает протест и непонимание…

Да, и мы встречаем порой какое-то недопонимание и неприятие такой практики. У нас ведь как? Люди решают окрестить младенца, заранее оповестят своих родных и близких о том, что они пойдут крестить, купят продукты для праздника. Идут в храм, ничего не узнав заранее - и вдруг оказывается, что еще нужно немножко позаниматься катехизисом. Конечно, это вызывает недовольство.

Но постепенно люди привыкают к тому, что к Таинству Крещения надо подходить осознанно, и появляется другое настроение. Люди благодарят, что в храме к ним отнеслись со вниманием, и не получилось так, что они просто пришли, заплатили деньги и ушли.

Если практика огласительных бесед во всех храмах Москвы или даже во всех храмах нашей Церкви утвердится, это, кончено, пойдет на пользу людям.

Храм Христа Спасителя - одно из тех мест, которое традиционно посещают молодожены после заключения брака. А вот всем ли можно повенчаться в кафедральном соборе Москвы?

Венчания у нас бывают, хотя и немного. Особенно часто венчаются на Красную горку или осенью, когда обычно играются свадьбы. На будние дни венчания приходятся редко, чаще - на пятницу или воскресенье. Но больше пяти венчаний в день у нас не было.

Пять? Ничего себе, как много!

В некоторых храмах бывает и больше, так что несколько пар приходится венчать одновременно. Знаю, что такая практика существует в Богоявленском соборе, потому что много желающих повенчаться именно там.

А у нас пять пар вполне возможно повенчать по отдельности в течение дня.

И венчание проходит в самом Храме Христа Спасителя?

Все требы у нас совершаются в нижнем, Преображенском храме.

Все-таки верхний храм - Патриарший, торжественный, и до сих пор мы не решались совершать так какие-то требы, чтобы не получилось так, что кто-то кичится тем, что он принял Крещение или повенчался в главном храме Москвы.

Мне кажется, если бы такая практика была, то люди стали бы венчаться здесь из-за тщеславия, а это неправильно.

Что касается Преображенского храма, там очень благодатная атмосфера. Обычно мы перекрываем вход для посторонних, и в храме во время венчания находятся только родные, близкие, друзья молодоженов и нет суеты и хождения из угла в угол. Люди стоят, кто молится, кто радуется за молодых - в зависимости от степени веры. И создается особенная, камерная, домашняя обстановка.

Естественно, верхний храм мы не могли бы перекрыть и прекратить доступ людей. Там всегда бывает какая-то суета, много народу, много туристических групп, порой шумные группы. На мой взгляд, все это стало бы как-то отвлекать и молитвенное настроение могло бы попросту раствориться.

Во всяком случае, когда люди узнают, что венчания совершаются не в верхнем храме, а в нижнем, то не отказываются венчаться и никаких возражений не высказывают, а относятся с пониманием. Думаю, это верное направление.

После венчания некоторые молодожены поднимаются в верхний храм, где имеют возможность приложиться к святыням нашего храма: частице Ризы Господней, мощам святителя Филарета, митрополита Московского, и другим, которые находятся в особом мощевике, расположенном по левую сторону от иконостаса.

Какие проблемы современной приходской жизни Вам лично кажутся основными?

Я сказал, что около 150 человек составляют «ядро» нашего прихода. Но ведь в основном-то большинство тех, кто находится в храме - люди приходящие и проходящие. И с такой текучей публикой очень сложно работать. Конечно, мы общаемся с людьми, говорим проповеди, но ведь одно дело - когда люди постоянно ходят в храм и слышат слова священника, и совсем другое - когда одни люди уходят, а на их место приходят другие, чтобы, в свою очередь, также уйти.

И порой бывает, что в храме много народа стоит, а поешь «Верую» или «Отче наш» - и поют всего несколько человек. Особенно это чувствуется по праздникам, когда надо спеть величание. Наших прихожан всегда слышно, а большинство даже и не знает, что нужно петь.

Что же делать?

А вот на это и нужно обратить внимание, помнить, что, когда идешь в храм, надо готовиться к службе. И мы всегда говорим, что в богослужении надо принимать участие. Ведь люди в храме не просто стоят как зрители, но являются участниками богослужения в молитве, пении. Священники и миряне составляют полноту Церкви, а когда в богослужении участвуют только священники, это какая-то неправильность и ущербность.

Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

Обряды, проводимые до Пасхи

Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

Время начала пасхальной службы

В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

  1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
  2. Крестный ход вокруг храма.
  3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
  4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
  5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

Первые этапы пасхальной службы

Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

  • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
  • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
  • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
  • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

Пасхальная заутреня

Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

  • пение канона и стихиры;
  • торжественное чтение евангелия;
  • чтение заамвонной молитвы.

Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

Еще несколько важных моментов церковного богослужения

Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.

Пасха в храме Христа Спасителя - ровно такая же, как и в любом другом. Это самое удивительное - ничего особенного там нет. Примерно с середины Страстной седмицы храм стал каким-то очень домашним. Стоишь внутри, и ощущение - что ты на самом обычном приходе.

Вечером накануне Великого Четверга нижний, Преображенский храм, был заполнен. У входа даже образовалась небольшая очередь. Подходя к храму, я думала, что стоят к святыням - Ризе и Кресту Господним, но нет: святыни эти - в верхнем храме, а люди пришли именно на богослужение.

После службы (как и в другие дни Страстной) один из священников раздал желающим приглашения на Пасху.

Вечером Страстной Пятницы Патриарх Кирилл совершил в храме Христа Спасителя вечерню с выносом Плащаницы. Когда Святейший читал или произносил возгласы, было ощущение, что мы стоим не в кафедральном соборе, а в самом обычном храме, просто намного более вместительном, чем остальные. И что в храме, наконец, служит настоятель. Бывает ведь, что настоятель куда-то уехал, или у него послушания такие, что часто приходится уезжать - а тут он вернулся, чтобы быть со своими чадами до самой пасхальной ночи.

И вот, наконец, долгожданный пасхальный вечер.

На «Кропоткинской» - группы полицейский в серых пальто, возле храма - тоже полиция и охрана. Храм оцеплен, но ни одного резкого слова от охраняющих не слышно. У всех приходящих несколько раз проверяют пропуска сотрудников или приглашения, проводят через специальную рамку - и вот ты уже в соборе. Пускают через нижний, Преображенский храм. Вместе с мирянами проходят священнослужители.

Внутри, у наклонных столиков, за которыми пишут записки, стоят люди, у церковных лавок выстроились небольшие очереди. Перед входом в музей храма Христа Спасителя встречаю иерея Александра Тимофеева, который сегодня ночью будет читать Евангелие от Иоанна на еврейском языке. Мы немного говорим, и по своей доброте батюшка прочитывает мне «свой» евангельский отрывок прямо здесь, в коридоре. Звучит потрясающе!

До полунощницы остается совсем немного времени.

Храм заполнен до отказа. Если на Рождество у стен оставалось свободное место, сегодня люди стоят очень плотно, буквально от стены до стены. Дети рассматривают храм, взрослые переговариваются, а главное - все ждут. Немного позже, уже во время службы, те, кто бывал тут на Пасху раньше, скажут, что такого количества молящихся в пасхальную ночь в московском кафедральном соборе еще не было.

Перед крестным ходом подъезжает машина, и епископ Воскресенский Савва и председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин вносят в храм небольшие лампадки, зажженные от Благодатного огня в Иерусалиме.

В храме огонь быстро раздают молящимся: кому - в лампадку, кому - на свечу. С двумя белыми свечами благословить собравшихся выходит из Царских врат Патриарх Кирилл.

- Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника ― Воскресения Христова , - проповедь Патриарха предваряет крестный ход, который в прямом эфире будут транслировать на всю страну.

Организация этого крестного хода вызывает вопросы. Некоторое время назад мне посчастливилось о пасхальном шествии ключаря храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева:

- Когда смотришь трансляцию пасхального богослужения по телевизору, видно, что на крестный ход выходят только священнослужители и высокопоставленные гости. А остальные люди? Вы их не выпускаете?

- Да. Опять же, из соображений безопасности. Ведь можно представить, что случится, когда эта пятитысячная толпа начнет выходить в одни двери! К сожалению, без жертв подобные мероприятия у нас не обходятся. Любим потолкаться, кого-то придавить, потеснить - будь то во время елеопомазания, в очереди за артосом или за святой водой… Поэтому мы стараемся не выпускать народ. Зато, когда Святейший Патриарх входит в храм, он в первую очередь христосуется с теми, кто оставался в храме.

Увидеть и сфотографировать самый знаменитый в Русской Церкви пасхальный крестный ход мне удалось с соборной колокольни.








Все время, пока крестный ход идет вокруг храма, звонят колокола. После хода - непродолжительная пауза. И новый звон. Христос воскресе!

Звон в храме Христа Спасителя, по традиции, - первый в Москве, он как бы возвестил Пасху нашему городу, и сразу после того, как соборные колокола замолчали, стали звонить в нескольких соседних храмах, как будто бы в ночной темноте то тут, то там стали загораться пасхальные огоньки.

После того, как крестный ход обошел собор, началась Литургия Иоанна Златоуста. В середине несколько священников прочли отрывки из Евангелия от Иоанна на разных языках, а самым первым Евангелие читал Предстоятель Русской Церкви, сперва на греческом языке, а затем на латыни.

Пасхальная Литургия шла своим чередом.

Причащать вышли несколько священнослужителей, так что у всех, кто готовился, была возможность подойти к Чаше. Никакой давки не было. Патриарх причастил несколько человек и ушел в алтарь, на его место с Чашей встал епископ Солнечногорский Сергий. К одной из Чаш у алтаря подвозили инвалидов-колясочников, вперед пропускали маленьких детей и взрослых с младенцами на руках. Кто-то встречал в очередях причастников своих знакомых, люди радостно здоровались и поздравляли с наступившей Пасхой.

После Литургии многие расходились по домам с зажженными от Благодатного огня лампадками. На улице люди христосовались, отдыхали на скамейках и рассматривали огонь, который светился в красных лампадках.

Это была очень мирная, спокойная и, если можно так говорить, уютная Пасха.

На трапезу я пришла в храм святой мученицы Татианы при МГУ. Настоятель, протоиерей Максим Козлов, с радостью рассказывал, что причастников по сравнению с прошлым годом в Татианинском храме было намного больше - и на богослужениях Страстной седмицы, и в пасхальную ночь. После утренней Литургии выяснилось, что в совокупности на Пасху причастились 745 человек.

То, что человек приходит не просто на крестный ход, но молится на службе, готовится к принятию Святых Христовых Таин, говорит о многом. И то, что все больше людей стремятся прийти в Церковь ради самого главного - общения со Христом, - один из самых больших подарков и одно из самых светлых утешений для священнослужителей и, наверное, всех христиан.

- Вот и сегодня, идя в Божий храм, давайте оставим за своей спиной все то, что нас так беспокоило в течение последнего времени и в течение всего года, который прошел с прошлой Пасхи. Оставим эти переживания ― трагические, а иногда трагикомические, оставим злобу и ненависть, оставим чувство вражды, все то, что надрывает нашу душу, постараемся примириться с нашими ближними и дальними, в самих себе преодолеть те конфликты, которые так будоражили наше сознание, так омрачали нашу жизнь, оставим все за спиной и войдем в храм со спокойным и мирным сердцем и пред лицом Божиим помолимся, - сказал Патриарх на Пасху в храме Христа Спасителя.

- Обратившись ко Господу, мы сможем выбраться из духовной пустоты и царствующего в мире эгоизма, увидеть свет Воскресения, воспринять его как путеводный ориентир в шествовании к Небесному Граду , -написал Святейший в Пасхальном послании. - Источником сил в этом движении к вечности да станет для нас приобщение к единой Евхаристической чаше. Да укрепит нас благодать Всесвятого Духа, даруя нашим душам неотъемлемый мир, стойкость в вере, преуспеяние в добродетелях.

Христос воскресе!