Личность, которая повлияла на ход истории: примеры. Люди, изменившие ход мировой истории

Юрий Андропов 15 лет возглавлял КГБ и 15 месяцев был Генеральным секретарем СССР. За время его короткого правления страной были сменены 18 министров, «переизбрано» 37 первых секретарей обкомов КПСС.

Усиление КГБ

С 1967 по 1982 годы Юрий Андропов занимал должность председателя КГБ СССР. Это было время напряженного противостояния МВД и КГБ. Когда к власти пришел Брежнев, ему необходим был мощный противовес армии и КГБ, им стало Министерство внутренних дел, во главе которого встал близкий Брежневу Николай Щелоков.

Высшие должности в Политическом управлении Внутренних войск МВД занял зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов (про него в народе ходила поговорка «Не имей сто баранов, а женись, как Чурбанов»).

Когда главой КГБ стал Андропов, Комитет ещё не был той всевластной организацией, которой он стал позже. КГБ набрало силу на фоне противостояния с МВД. Андропову удалось создать хорошо функционирующую сеть райотделов КГБ, штат которых курировал все организации и предприятия. Хотя КГБ формально не вмешивался в кадровую политику, ни одно важное назначение не могло состояться без вмешательства Комитета.
Хотя взяточничество и коррупцию в своем ведомстве Андропов пресекал на корню, сотрудники КГБ, благодаря всеобъемности своего влияния, пользовались солидными привилегиями. Повысились при Андропове оклады и премии сотрудников Комитета.

Разведчик Михаил Светлов писал: «Андропов внедрил чекистов во все звенья государственной машины. Заместители руководителей от «органов» сидели на радио и телевидении, в министерстве культуры».
Для того, чтобы доказать степень важности своей структуры, Андропов вел активную борьбу с «диссидентством», а затем и с «агентами влияния» (термин, введенный Андроповым в 1972 году).
Усилить КГБ у Андропова получилось. Доказательством этому служит большое количество бывших «комитетчиков» в кабинетах власти в крупном бизнесе.

Борьба с коррупцией

Андропов вел борьбу с коррупцией еще когда занимал должность председателя КГБ. Специальными следственными бригадами КГБ в Азербайджанской ССР и Грузии были проведены проверки, в ходе которых были разоблачены коррупционные схемы, арестованы сотни партийных функционеров, чиновников и даже несколько районных прокуроров.

КГБ проводил проверки и в столичных кабинетах, но пока у власти был «дорогой Леонид Ильич» хода громким делам не давали.

Когда Андропов стал генсеком борьба с коррупцией приобрела союзные масштабы. Андропов начал настоящее наступление на «торговую мафию». Одним из первых был арестован директор Елисеевского магазина Юрий Соколов, пойманный с поличным во время получения очередной взятки. Его приговорили к высшей мере наказания.
Дальше - больше. За короткое время в одной только Москве к ответственности были привлечены больше 15 000 работников торговли. В числе прочих были арестованы директор гастронома «Новоарбатский» Филиппов, начальник Мосплодоовощепрома Уральцев, директор Куйбышевского райпищепрома Бегальман.

Также Андропов проводил чистки среди партийных верхов. В Москве было сменено более 30% партийных руководителей, на Украине - 34, в Казахстане - 32%.

Борьба с коррупцией давала свои плоды. По официальным данным, темпы роста экономики СССР в 1983 году составили 4,2% (против 3,1 - в 1982-м); национальный доход вырос на 3,1; промышленное производство - на 4; производство сельскохозяйственной продукции - на 6%.

Начал смену элит

Кадровая политика Юрия Андропова отличалась решительностью. Ещё в семидесятые годы он создавал «внутреннюю партию» своих приверженцев в элитных кругах СССР. При этом он сводил их в «пятерки», причем каждая пятерка знала только друг друга - но не ведала об иных.

Этот принцип Андропов, возможно, унаследовал от своего учителя Отто Куусинена, который состоял в масонской ложе.

Андропову мы «благодарны» за то, что он ввел в Политбюро и «продвинул» Михаила Горбачева. Также Андропов способствовал продвижению по властной лестнице Эдуарда Шеварднадзе, Александра Яковлева, Николая Рыжкова и Егора Лигачева, которые заменили брежневские кадры.

Приоткрыл «железный занавес»

Несмотря на репутацию жесткого борца с инакомыслящими, Андропов проявлял искренний интерес к жизни интеллигенции и даже приобрел славу либерального генсека в отношении к творческим людям.

Знавшие Андропова лично, свидетельствуют, что интеллектуально он выделялся на общем сером фоне Политбюро застойных лет, читал литературные журналы, с интересом следил за жизнью искусства.

Андропов хорошо относился к абстракционистам и даже покупал их картины.

На его рабочем столе лежали книги Гегеля и Декарта. Когда члены Политбюро спрашивали Андропова, зачем ему эти книги, то Юрий Владимирович отвечал: «Чтобы было, о чём с вами разговаривать».

В кругу доверенных людей Андропов мог позволить себе сравнительно либеральные рассуждения. Что показательно, при Андропове начался массовый выпуск лицензионных грампластинок популярных западных исполнителей тех жанров (рок, диско, синти-поп), которые раньше считались идеологически неприемлемыми - это должно было подорвать экономическую базу спекуляции грампластинками и магнитными записями. Так потихоньку приоткрывался идеологический «железный занавес».

Не допустил появления ракет в Европе

В вопросах международной политики Андропов придерживался принципиальной, жесткой позиции. В июле 1983-го Андропов принимал в Кремле канцлера ФРГ Гельмута Коля и министра иностранных дел Ганса Геншера. На встрече стоял вопрос о размещении американских «Першингов» в Европе. Андропов был твёрд: «Пускай Запад не сомневается. Появление «Першингов» в Европе означает, что мы примем ответные меры». Решительность своих намерений Андропов проявил 1 сентября 1983 года, когда в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747».

«Андроповка»

Не каждый глава государства удостаивался «чести» остаться в истории благодаря народному прозванию одного из самых «народных» продуктов. Андропову это удалось.

Поступившая в продажу 1 сентября 1983 года водка сначала была названа «школьницей» или «первокласницей».

Поллитровка экономкласса в последние годы правления Брежнева стоила 5.30 и неизменно дорожала, новая водка стоила 4.70 рублей. Советские граждане её оценили и назвали «Андроповкой». Наименование же самого напитка одно время даже расшифровывали как «Вот Он Добрый Какой Андропов». Ставшая легендарной «Андроповка» прожила недолго и через два-три года во времена Горбачева тихо сошла на нет, хотя и оставалась советским водочным хитом сезона 1983-1984 годов.

XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита "граждан от сограждан", выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к "снижению качества" генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие "священной и неприкосновенной" частной собственности.

С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".



Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг "Жить по средствам", по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

АРЛ ВЕЛИКИЙ (лат. Carolus Magnus, фр. Charlemagne, нем. Karl der Große) (ок. 742-814), король франков и лангобардов, воссоздатель Римской империи на западе, один из величайших правителей в истории. К концу пребывания Карла на троне его власть распространялась на всю Центральную и Западную Европу - от Северного моря до Средиземного и от Атлантического океана до восточных берегов Адриатического моря. Карл заложил военизированные поселения в глубине мусульманской Испании и на территории славянской Восточной Европы, а на Балканах вошел в непосредственное соприкосновение с владениямиВизантийской империи. Но Карл Великий был не просто военачальником, но и блестящим администратором, с поразительной эффективностью правившим колоссальным и сложно устроенным королевством. Он провел многочисленные экономические и аграрные реформы, покровительствовал образованию, активно участвовал в решении сложных церковных вопросов. Карл Великий сосредоточил в своих руках власть над всеми сторонами жизни, как религиозной, так и светской. Карл Великий родился, по-видимому, в 742, днем его рождения традиционно считается 2 апреля. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Ахен и Зальцбург. Карл был старшим сыном Пипина Короткого и внуком Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье (732). Его матерью была Берта, или Бертрада, дочь Калиберта, графа Ланского. Брачный союз между родителями был узаконен лишь в 749.Каролингская династия.Крупнейшим из германских королевств, возникших в Западной Европе после распада Римской империи, было франкское. Во главе франков на протяжении почти 300 лет стояли короли из династии Меровингов. К 7 в. Меровинги выродились в бездеятельных и ничтожных правителей. Вследствие хронической слабости монархов реальную политическую власть в королевстве осуществлял ближайший сподвижник короля, именовавшийся майордомом. В 751 Пипин Короткий, отпрыск древнего рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов, решил положить конец призрачной власти своих повелителей. При поддержке папы Римского он сместил последнего из Меровингов и возложил корону на себя. Первый каролингский король, он расширял и укреплял франкскую державу в тесном союзе с папами. При помазании Пипина на царство, которое совершил папа Стефан II в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 754, помазаны были также его сыновья Карл и Карломан. Когда 24 сентября 768 Пипин умер, королевство, согласно его воле, досталось двум сыновьям, Карлу и Карломану (теоретически оно оставалось неделимым, но фактически каждый из сыновей был самостоятельным правителем своей части). С самого начала это создало напряженность между братьями. Однако чреватая угрозой распада королевства ситуация завершилась, когда Карломан внезапно умер в декабре 771. Карл стремительно двинулся в область брата и добился от подданных Карломана присяги на верность, а жена Карломана с двумя сыновьями бежала и укрылась у короля лангобардов Дезидерия.


Так уж сложилось, что ведущие роли в политике, науке и общественной жизни занимают мужчины. И это в то время, как женщины пекутся о том, чтобы создавать домашний уют, занимаются воспитанием детей и хлопочут на кухне. Сегодня в нашем обзоре речь пойдёт о женщинах, которых не затянули домашние будни. Они внесли существенный вклад в историю, но при этом остались незаслуженно забытыми.

1. Жанна Барре


Ботаник и исследователь Жанна Барре была первой женщиной, которая совершила кругосветное путешествие. В 1766 году 26-летняя француженка нанялась на корабль в качестве слуги известного французского ботаника Филибера Коммерсона (на самом деле она была его любовницей). Чтобы пробраться на корабль (женщин в то время пускали на борт очень неохотно), она переоделась мужчиной и представилась именем "Жан".

Так она проплыла по всему миру, собирая и изучая образцы растений вместе с Филибером Коммерсоном. Ее истинный пол был разоблачен уже в южной части Тихого океана, после чего ее и Коммерсона высадили на острове Маврикий. Барре вернулась во Францию только десять лет спустя, но на родине она была награждена правительством за свой вклад в ботанику.

2. Анита Тегейская


Одна из величайших поэтесс Древней Греции Анита (3-й век до н.э.) была одним из самых ранних поэтов, которые начали писать в первую очередь о реальном мире, а не о сверхъестественном, сосредоточив свое внимание на флоре и фауне, а не на богах. Анита была также известна благодаря написанию эпитафий, многие из которых носили юмористический тон. На сегодняшний день сохранилось больше работ Аниты, чем любой другой греческой поэтессы.

3. Саида Аль Хурра

Знаменитая исламская "владычица Средиземного моря" 16 века Саида Аль Хурра была королевой города Тетуан на севере Марокко и легендарным пиратом, которая наводила ужас на большую часть запада Средиземного моря. Хотя ее настоящее имя неизвестно, Саиду Аль Хурру часто называли "благородной леди, которая является свободной и независимой", а также "женщиной-правительницей, которая не кланяется высшей власти".

4. Афра Бен


Драматург, прозаик, поэт и правительственный шпион 17-го века Афра Бен, возможно, была первой женщиной в Англии, которая зарабатывала себе на жизнь в качестве профессиональной писательницы. Она прославилась тем, что ее работы зачастую носили откровенно эротический характер. Во время англо-голландской войны (с 1666 по 1667 годы) Афра Бен выполняла секретные поручения Карла II под псевдонимом Астрея.

5. Каролина Гершель


Британский астроном Каролина Гершель родилась в Германии в 1750 году, а уже в 22 года переехала в Англию к своему брату-астроному, начав в итоге помогать ему. Мало того, что Гершель стала первой женщиной, которая открыла комету, ее научные труды стали известны во всем мире.

6. Чьеу Тхи Чинь


Вьетнамская Жанна д"Арк.

Чьеу Тхи Чинь, которую иногда называли вьетнамской Жанной д"Арк, была вьеткой, которая в 3 веке до н.э. возглавила повстанческую армию против китайских захватчиков. Она наводила настоящий ужас на китайцев.

7. Сара Гуппи


Британский изобретатель Сара Гуппи получила 10 патентов на различные электроприборы в течение своей жизни в конце 18 - начале 19 века: от кофеварок, которые использовали избыток пара, чтобы варить яйца и жарить тосты, до устройства для удаления моллюсков с днищ судов (за этот патент британский флот заплатил Саре £ 40 000).

8. Сара Мур Гримке и Ангелина Гримке


Существенно повлиявшие на отмену смертной казни, сестры Сара и Ангелина Гримке были ораторами 19 века, которые исколесили всю Америку, читая лекции об ужасах рабства. Они также постоянно ратовали за предоставление больших прав женщинам.

9. Маргарет Найт


Маргарет Найт родилась в штате Мэн в 1838 году, а стала известна тем, что изобрела продукт, который навсегда изменил мир: бумажный пакет. Найт также создала машину, с помощью которой можно было массово производить бумажные мешки с плоским дном (существующие на тот момент бумажные мешки были больше похожи на плоские конверты). Машины на основе оригинального дизайна Найт используются по сей день.

10. Фанни Фармер


Фанни Фармер в девятнадцатом веке часто называли "матерью кулинарии". Фанни, которая родилась в Бостоне в 1857 году, и чьи кулинарные книги печатают до сих пор, стала первой женщиной, которая начала зарабатывать деньги на кулинарии и домоводстве.

11. Мирабаи


Мирабаи, также известная как Мира Баи или Мирабай, был индийским поэтом 16-го века, которая, несмотря на неодобрение своей семьи, написала многочисленные бхаджаны (молитвенные песни) индуистскому богу Кришне. Мирабаи родилась в богатой семье, но избегала аристократического образа жизни, полностью посвятив себя поклонению Кришне и пению бхаджанов.

12. Эдмония Льюис


Одна из первых всемирно известных афро-американских художниц, Эдмония Льюис родилась в Нью-Йорке в 1844 году и изучала искусство в колледже Оберлин, прежде чем стать профессиональным скульптором. Она была известна своими мраморными бюстами известных аболиционистов, таких как Лонгфелло и Хорас Грили. К числу ее покровителей относился президент Улисс Грант.

13. Лозен


Великая воительница апачей Лозен была возмущена тем, что ее с семьей переселили в резервацию в 1870-х годах. Вместе со своим братом Викторио она возглавила группу воинов и начала совершать набеги на земли, которые были отняты у них поселенцами.

14. Цю Цзинь


Китайская феминистка, революционер, поэт, и в конечном итоге мученица, Цю Цзинь боролась за предоставление женщинам права на образование и выступала против практики перевязывания стоп. Она основала феминистский журнал и пыталась начать восстание против династии Цин. Казнили Цю Цзинь в 1907 году.

15. Гарриет Пауэрс


Родившись в рабстве в Джорджии в 1837 году, Гарриет Пауэрс стала известна как одна из самых больших мастеров по текстилю в истории Соединенных Штатов. На протяжении всей своей жизни Пауэрс использовала лоскутные одеяла-аппликации, чтобы передавать потрясающие и сложные образы из библейских историй и мифов, а также возродила западноафриканские художественные традиции. Сегодня сохранились только два ее одеяла - одно находится на выставке в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а другое в Бостонском музее изобразительных искусств.

Женщины во все времена могли дать фору мужчинам. В одном из наших обзором мы рассказывали про .

Позиция уважаемого Кирилла Мартынова понятна и довольно распространена. Кастанеда, мол, объелся грибами, всё придумал и на этом сделал состояние. Что же, очень может быть. Но это не отменяет удивительной глубины, стройности и связности картины мира, которую он описывает в своих книгах. Кроме того, хорошо заметно, как он сам меняется от книге к книге: на глазах у читателя наивный самовлюблённый дурачок превращается в совершенно другого человека. Это легко было бы сделать задним числом, запланировав все книги сразу, но чтобы сделать это в прямой последовательности, нужно было либо действительно меняться, либо быть гением.

Мир Кастанеды существенно отличается от большинства мистических воззрений. Главное отличие, пожалуй - это то, что он безжалостен, а человек в нём одинок и беззащитен. Не на кого положиться, никто не предложит спасительную помощь: только сам, преодолев эгоистические чувства, человек может перестать себя жалеть и встать на «путь воина», в попытке избежать поглощения своего осознания после смерти Орлом - неизвестным существом, которое питается переживаниями живых существ. Но именно такой жестокий мир может сподвигнуть человека на удивительные подвиги и открытия.

В книгах Кастанеды нет благостного блеяния в стиле нью-эйдж и Коэльо, о том, что «мы все одно», или «мы - боги», нет призывов к перманентному счастью и обещаний о помощи. Поэтому смешивать Кастанеду с околомистическими словоблудами может только тот, кто его в действительности не читал.

Так же вряд ли читали его те, кто пишет об «имитации когнитивных процессов под воздействием транса». Кастанеда устами своего учителя дона Хуана излагает совсем другое представление о мире. Он говорит о том, что люди устроены таким образом, что в состоянии воспринимать лишь микроскопическую долю внешних воздействий. Кроме того, после того, как сигналы от органов чувств поступают в мозг, там они проходят дополнительную фильтрацию и «глоссировку» - процесс сверки сигналов с существующим «словарём» и идентификация всех ощущений в соответствии с ним. Этот механизм хорошо известен тем, кто в темноте принимал шевелящийся на дороге пакет за собаку.

Такой характер восприятия, очевидно, сформировался у людей эволюционным путём, позволяя им не перегружать свой перцептивный аппарат и быстро реагировать на опасность. Обратной его стороной является то, что человек оказывается узником небольшого канала восприятия, к которому его приучают с детства. Цель же обучения по системе «древних толтеков» как раз и состоит в том, чтобы вначале сделать перцептивный аппарат более гибким, позволяя ему воспринимать другие комплекты сигналов, а затем, в качестве последнего достижения, начать воспринимать всё сразу, таким образом обретя свободу от ограничений этого мира.

У этого обучения есть определённые шаги, включающие работу над собственной личностью, телесные упражнения, обучение особому способу поведения и сна. Все они довольно подробно поясняются и обосновываются, и складываются в довольно стройную систему работы над собой.

Ещё одна отличительная черта, которую редко где встретишь - это необыкновенно острый, постоянный и часто довольно грубый юмор, который сопровождает все события книги. Обычно все гуру напускают на себя ауру сияющего величия, требующего благоговейного отношения к ним. Дон Хуан же со своими друзьями, напротив, только и ищут возможности чтобы посмеяться над собой или подшутить над своими учениками.

И всё это вместе - система знания, таинственность и красота жестокого мира, острота одиночества и грубые шутки надо всем этим формирует замечательно поэтическое, глубокое и сильное мировоззрение, познакомиться с которым стоит каждому.

Есть у Кастанеды и серьёзные последователи. Из русских авторов особенно хочется отметить Алексея Ксендзюка. В своей книге «Тайна Карлоса Кастанеды» он делает замечательный обзор учения дона Хуана, анализируя его с разных сторон и сравнивая с другими философскими школами и практиками. У него же можно найти обширный список других авторов, занимавшихся этой темой.