М п лазарев годы жизни. Лазарев, михаил петрович

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель,знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Биография

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их - Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус.

20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет).

8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В мае 1808 г. был произведен в мичманы - первое офицерское звание.

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф.Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.).

Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный».

28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света - Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

Командование Черноморским флотом

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут - Палермо - Мессина - остров Занте - Наваринская бухта.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды - кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 декабря 1827 г. был произведен в контр- адмиралы за «отличие».

В 1831-1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом . Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота , а в следующем году - его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

Титульная страница «Атласа Черного моря».

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853-1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины. 24 октября 2008 г. в Доме ученых Российской академии наук по инициативе военно-исторической секции прошел круглый стол на тему: «Адмирал Лазарев - активный строитель Черноморского флота. История и современность».

Ссылки

Галерея изображения

Российский флотоводец, мореплаватель и исследователь, адмирал. В 1834 - 1851 годах командовал Черноморским флотом, принимал участие в Кавказской войне.

Семья и начало военной карьеры

Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.

В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.

В 1808 - 1813 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808 - 1809 и Отечественной войне 1812 г. .

Кругосветные путешествия

В 1813 - 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне "Суворов" совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.

В 1819 - 1821 годах М.П. Лазарев принимал участие в кругосветной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовал шлюпом "Мирный" и был помощником начальника экспедиции. В ходе экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева была открыта Антарктида и ряд островов в Тихом океане .

С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом "Крейсер", на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822-25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.

С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля "Азов".

В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.

8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.

Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира М.П. Лазарев, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт.

Командование Черноморским флотом

В 1830 - 1831 гг. М.П. Лазарев принимал участие в работе Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.

С 1832 г. М.П. Лазарев - начальник штаба Черноморского флота.

В феврале - июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.

С 1833 года М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева . При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи .

Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне .

В 1838 - 1840 годах М.П. Лазарев во главе эскадр Черноморского флота организовывал и проводил высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. М.П. Лазарев уделял большое внимание теоретической подготовке и планированию десантных операций, обеспечению огневой поддержки. Была установлена тесная связь между флотом и командованием сухопутных войск.

Высаженные войска создавали Черноморскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море кораблей блокировала доставку оружия и многих жизненно важных материалов черкесам, чем оказала серьезное влияние на ход военных действий на Северо-Западном Кавказе. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским (ныне микрорайон Лазаревское города Сочи) .

При этом ряд современных черкесских активистов - например, Асфар Куек или Маджид Чачух - неоднократно высказывали в адрес М.П. Лазарева обвинения в неизбирательном применении силы во время высадки десантов, в том числе против черкесского гражданского населения.

"Адмирал Лазарев... это герой, много сделал для России, но дело в том, что он в 1838 году здесь убивал шапсугов - детей, женщин" , - сказал Асфар Куек .

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев - один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: "Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов" .

Источники:

  1. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
  2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
  3. Михаил Лазарев. Биография - Сайт Peoples.ru.
  4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.
  5. Михаил Петрович Лазарев. - Сайт "ХРОНОС – всемирная история в интернете".
  6. Кавказские хроники. Шапсуги. - Радио Свобода, 9.03.2004 г.
  7. Светлана Турьялай. Памятник войне. - "Известия", 1.08.2003 г.

Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817) и первооткрыватель Антарктиды. Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.


Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей - Андрея, Михаила, Алексея - в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин - мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В 1808-1813 служил на Балтийском флоте.

Участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра - португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадлежавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков губернатор острова по случаю окончательной победы над Наполеоном.

«Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред­варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. Он занимался подготовкой не только своего шлюпа, но и второго, которому тоже предстояло принять участие в плавании к берегам Антарктики. Шлюпы утеплили, усилили крепление корпуса, поставили двойную обшивку и произвели замену старых парусов новыми. Лазарев также лично занялся подбором членов команд для участия в экспедиции.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

Энергичные действия Лазарева по подготовке шлюпов к дальнему походу принесли свои плоды. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» - единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» - на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» - к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был назначен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами(греческий - «Командорский крест Спасителя», английский - Бани и французский - Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828-1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 - главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года - командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строилельство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Память

Марка СССР, 1987 г.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,

На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.

В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

В 1994 году, Банком России, выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».



Сама судьба задолго до рождения предопределила ему стать моряком, адмиралом, знаменитым путешественником, одним из первооткрывателей Антарктиды.

Михаил Петрович Лазарев, выходец из высокородной дворянской семьи, попал в Морской кадетский корпус в 12 лет, и с тех пор его жизнь была связана исключительно с морем, увлекательными путешествиями и кровавыми морскими баталиями.

Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. В 1800 году, незадолго до своей смерти, словно чувствуя ее, сенатор определил всех троих своих сыновей - Андрея, Михаила и Алексея в Морской кадетский корпус.

В те времена за будущее тех дворянских подростков, которые попали в корпус, можно было особо не беспокоиться. Ежели высокородный отрок был способен к учению и дисциплинирован, любой из них мог рассчитывать на успешную военную карьеру. Так, собственно, случилось и с темя братьями Лазаревыми – все достигли немалых высот в карьере.

Как гласят исторических хроники, Михаил в 1803 году весьма успешно выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. Уже в декабре 1805 года он был без проблем произведён в первый офицерский чин - мичмана. Даже не скажешь, что ему повезло, когда среди 30 лучших выпускников корпуса он был отправлен на учебу в Англию – эта «командировка» была им честно заслужена беспорочной службой и неимоверной тягой к знаниям.

В Англии он несколько лет служил волонтёром на флоте для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. И, что самое важное, в течение целых пяти лет Мичман Михаил Лазарев находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

Он участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Молодой офицер показал себя не только как грамотный специалист, но и как героический воин. Успешное участие в этих войнах еще больше помогло ему в быстром продвижении по карьерной лестнице.

И уже в 1813 году лейтенант Лазарев получил новое престижное назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. В те времена не только российские императоры (за очень редким исключением) способствовали развитию российского мореплавания по различным океанам, но и коммерческие компании (опять же с одобрения самодержцев).

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал известной Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками еще в конце XVIII-го столетия. По свидетельствам историков, своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Средств на развитие регулярного сообщения между Санкт-Петербургом и Америкой компания явно не жалела, и экспедиция Лазарева была обеспечена превосходно.

9 октября 1813 года «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. Это, конечно, было не первое кругосветное путешествие русских мореплавателей, однако ученые признают, что именно эта экспедиция под руководством молодого лейтенанта Михаила Лазарева была, пожалуй, наиболее «наукоемкой» на те времена.

«Суворов» успешно пересек экватор, посетил Рио-де-Жанейро и ряд других портов. В английском Порт-Джексоне при подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков местный губернатор по случаю окончательной победы России над Наполеоном.

Выйдя в Тихий океан, через несколько недель экипаж Лазарева неожиданно увидел землю там, где согласно тогдашним географическим картам ее быть не могло. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (атолл Суворова).

Наконец корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил знаменитый (вспомните мюзикл «Юнона и Авось»)управитель Российско-Американской компании Александр Андреевич Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

Несколько месяцев по команде Баранова «Суворов» под командованием Лазарева курсировал между Алеутскими островами и материком, обеспечивая русские поселения всем необходимым. В Кронштадт он вернулся, пройдя вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн и далее через Атлантику, по пути решая в разных портах вопросы Русско-американской компании.

Наконец, в марте 1819 года Лазарев получил главное назначение своей жизни - командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вторым кораблем, который собирался в Антарктиду, был шлюп «Восток» под командованием легендарного капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена. Он же руководил и всей экспедицией, подобных которой еще не было в российском флоте.

16 января 1820 корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе нынешнего Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному "льдинному материку". Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды они пересекали Южный полярный круг, в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у нынешнего Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть.

В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян.

В ноябре 1820 корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 прибыл в Кронштадт. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Было открыто 29 островов и один коралловый риф.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Беллинсгаузена сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. Дома путешественников встречали, как героев. Да они и были героями – настоящими морскими волками, открывшими миру шестой континент!

Кстати, у многих историков уже второй век возникают вопросы: а почему, собственно, первооткрывателями Антарктиды стали именно русские моряки? Почему именно они стали первыми, ведь в этих местах намного ранее плавал знаменитый капитан Кук?

Некоторые историки дают такое объяснение этому феномену: да все потому, что англичанин Джеймс Кук, направляясь на юг, встретил на своем пути множество льдов, которые вынудили его повернуть обратно. После этого он заявил, что на юге ничего, кроме льдов, нет, и плавать в этих широтах вообще бесполезно - только время тратить. Авторитет мореплавателя был настолько высок, что 45 лет никто даже и не думал искать на юге какую-то землю. Русские моряки стали первыми…

Конечно, открытие Антарктиды стало главным в жизни Михаила Лазарева. После этого, так сказать, географического подвига он долго плавал на различных кораблях и судах в районе Русской Америки, Океании, служил командиром боевых фрегатов на Черном море, героически участвовал в Наваринском сражении, стал адмиралом.

Под его руководством в Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. Географическое общество избрало его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений. Выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков…

Он умер в Вене в 1851 году, но его тело было перевезено в Севастополь, там и ныне его могила, к которой до сих пор приходят благодарные потомки….


Главным открытием научной экспедиции адмирала Лазарева и Беллинсгаузена является находка Антарктиды возле Земли принцессы Марты 28 января 1820 года.

Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в имении своего отца Владимирской губернии. Его родители умерли рано, поэтому по ходатайству Гаврилы Державина в 1800 году юноша был определен в Морской кадетский корпус, как и оба его брата.

В этот период наставниками учебного заведения были известные флотоводцы вице-адмирал Карцев П.К. и академик капитан 1 ранга Гамалея П.Я., которые оказали огромное влияние на воспитанников, закладывая в них твердые знания морской науки и доброе отношение к людям.

В 1803 году после блестящей сдачи экзаменов Лазарев , получил звание гардемарина и был направлен на Балтийский флот, на парусный корабль «Ярослав ». Уже в первом мореплавании будущий адмирал проявил любовь к морскому искусству.

Осенью того же года гардемарин в числе других моряков был направлен на британские корабли, на которых в течение 5 лет стажировался, осваивая все тонкости морского дела. В этих морских путешествиях юноша привязался к географии и мечтал о новых неоткрытых морях и островах.

Возвратившись в Санкт-Петербург, в начале 1808 года Михаил Лазарев успешно сдал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе и выпустился в звании мичмана. В 19 лет он уже имел богатый опыт морского офицера.

По распределению мичман Лазарев попал на корабль «Благодать » Балтийского военного флота, на котором участвовал в нескольких морских сражениях с англо-шведскими кораблями. В 1810 году он был переведен на бриг «Меркурий », который вскоре принимал участие в спасательной операции в Финском заливе. За добросовестное выполнение своих обязанностей 1 февраля 1811 года Михаилу Лазареву было присвоено звание «лейтенант».

С началом русско-французской войны 1812 года молодой человек проходил службу на Балтике на бриге «Феникс » под руководством капитана 2 ранга Толубьева. Этот корабль регулярно вел крейсерство в Финском заливе и лишь иногда заходил в порт для пополнения запасов.

Осенью 1813 года, когда бриг «Феникс » с командой вернулся в Кронштадт, Михаил Лазарев уже имел за плечами опыт одиннадцати миссий и характеризовался морским руководством как опытный и искусно владеющий морскими знаниями офицер, при этом он был авторитетным командиром, способным выполнить задачу любой сложности.

Михаил Лазарев был не только прекрасным морским офицером, он стал непосредственным участником нескольких кругосветных плаваний. В 1813 году под его командованием корвет «Суворов» доставил разнообразные грузы для русских поселений в Северной Америке. Во время этого мореплавания были открыты несколько атолловых островов бескрайнего Тихого океана, впоследствии названых островами Суворова. И только через два с лишним года сквозь многочисленные штормы парусник благополучно прибыл в Кронштадт.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев

шлюп «Восток»

шлюп «Мирный»

В период с 1819 по 1821 год лейтенант Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который командовал шлюпом «Восток ». Подборкой экипажей, а это около 200 человек, а также подготовкой необходимого сопутствующего обеспечения, занимался Михаил Лазарев, который был назначен командиром 20-пушечного шлюпа «Мирный ».

Согласно миссии Адмиралтейства парусные корабли должны были осмотреть остров Южного Георгия, потом направиться к «Земле Сандвича», и, пройдя ее с восточной стороны, идти на юг насколько это возможно. Кроме этого, экспедиция должна была произвести научные описания астрономических категорий, наблюдений за приливами и отливами, полярного сияния и так далее.

Итак, 4 (16) июля 1819 года, шлюпы «Восток » и «Мирный » вышли из порта Кронштадт и направились в Рио-де-Жанейро. После этого корабли взяли курс на остров Южная Джорджия, открытого Джеймсом Куком в 1775 году. В результате мореплавания на географическую карту были нанесены мысы этого удивительного острова, которые были названы фамилиями членов экипажей. От Южной Джорджии экспедиция взяла курс на восток к «Земле Сандвича», осмотрев которую было установлено, что это архипелаг, который впоследствии получил наименование Южные Сандвичевы острова. Оттуда корабли пошли на восток.

В январе 1820 года шлюпы «Восток » и «Мирный » довольно близко подошли к антарктическому материку на траверзе Земли принцессы Марты. Это и стал крайний пункт, достигнутый научной экспедицией. В ходе мореплавания были открыты несколько неизвестных островов.

По Тихому океану экспедиция обошла южный материк, сделав еще несколько географических открытий - найдено десяток неизвестных островов. После пополнения запасов в порту Рио-де-Жанейро шлюпы «Восток » и «Мирный » взяли курс в родной порт, куда прибыли 24 июня 1821 года. Труды научной экспедиции, которая провела в море 751 день, легли в основу Описания, которое составило два тома и атласом карт.

Результаты кругосветного мореплавания Беллинсгаузена и Лазарева считаются одними из самых значительных в истории географических экспедиций. За время похода парусные корабли обошли вокруг всей Антарктиды, открыли и нанесли на карту немалое число островов и изобразили уникальную коллекцию превосходных видов животных, обитающих на южном материке.

После успешного возвращения из похода в июле 1821 года Михаил Петрович Лазарев получил звание капитан 2 ранга.

В период с 1822 по 1825 год флотоводец осуществил свою третью кругосветку, находясь на должности командира 36-орудийного фрегата «Крейсер ». Целью путешествия были исследования по океанографии и метеорологии. проходило по маршруту Кронштадт - Рио-де-Жанейро - мыс Доброй Надежды - Русская Америка - мыс Горн - Кронштадт. За прекрасное выполнение поставленной задачи Лазарев был произведен в капитана 1 ранга и награжден орденом.

После подписания 24 июня 1827 года русско-англо-французского договора о совместном выступлении против Турции началась усиленная подготовка Балтийской эскадры, которой предписывалось направиться в Средиземное море. Капитан 1 ранга Лазарев был назначен командиром линкора «Азов », который еще строился на верфи в Архангельске.

Несмотря на многочисленные преграды со стороны чиновников, его требования по улучшению конструкции парусного корабля были удовлетворены. В результате этого « » стал лучшим линейным кораблем русского флота того времени и служил образцом при постройке новых кораблей этого же класса. В команду корабля Лазарев отобрал самых опытных и талантливых молодых офицеров, среди которых был П. С. Нахимов, В. И. Истомин и В. А. Корнилов.

В октябре 1827 года Михаил Лазарев и его отличился в Наваринском сражении, став первым в истории парусником, удостоенным звания «гвардейский». Георгиевский флаг был торжественно поднят 23 марта 1823 года, а командир корабля был произведен в контр-адмиралы.

После окончания Средиземноморской компании эскадра Лазарева успешно прибыла на Балтику. До февраля 1832 года контр-адмирал Лазарев продолжал служить на Балтийском флоте, занимаясь военно-морскими проблемами. Вскоре флотоводец был назначен начальником штаба Черноморского флота и военным губернатором городов Николаева и Севастополя, получив звание вице-адмирал. В этот период военачальник проводил подготовку личного состава к десантным операциям, подробно изучал крымские и другие берега Черного моря, издал лоции Азовского и Черного морей. Эти старания не были напрасны - восемь десантных операций Черноморского флота на побережье Кавказа в период с 1838 по 1840 год прошли успешно.

адмирал Михаил Петрович Лазарев

Помимо военной службы адмирал Лазарев занимался и организаторской деятельностью. Так флотоводец хорошо понимал превосходство машинных судов над парусными кораблями, и был сторонником создания мощного парового флота. Под его началом в Севастополе было построено пять первоклассных батарей, морскую библиотеку, морские казармы, сухие доки и два училища. Под его непосредственным наблюдением с николаевской верфи были спущены на воду два линейных корабля и фрегат. Лазарев воспитал созвездие выдающихся флотоводцев, включая П. С. , В. А. , В. И. Истомина и Г. И. Бутакова. Отличительными качествами характера адмирала Лазарева были инициатива и смелость, молниеносность в принятии решений, добропорядочность и честность.

В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в адмиралы, а в 1845 году он тяжело заболел. 11 апреля 1851 года сердце М.П. Лазарева остановилось. В это время он был в Вене, где находился на лечении. Тело адмирала похоронено в Севастополе.

Имя выдающегося российского флотоводца и адмирала присвоено броненосному кораблю, построенному в 60-х годы XX века, а также другим военным кораблям. Его именем названы море, шельфовый ледник, атолл, остров, поселок, бухта и два мыса.