Выхожу один я на дорогу главные образы. «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

Во многих стихотворениях Лермонтова: «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» – звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихов там было и «Выхожу один я на дорогу» . Произведение было написано в 1841 году, за несколько дней до гибели поэта.
Жанр стихотворения – лирический монолог, исповедь лирического героя, с элементами медитации. Мы можем отнести его к пейзажной и философско-медитативной лирике.
Тон лирического героя с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой и одновременно – величественный.


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

И уже эта возвышенная интонация намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь – это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).
Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя – хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его – все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:


В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова.


Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл…

На свои старые, давно прошедшие чувства Печорин реагирует с той же силой, как и на чувства свежие, настоящие.
Поэтому так важен здесь мотив забвения, душевного отдыха, покоя. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:


Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб – это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. В начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале – «жизнь догоняет его» и он доверяется ей.
Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – это пейзаж, вторая часть – описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу – там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг .
Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифмы, катренами. Рифмовка – перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя – «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»). Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Уж не ж ду от ж изни ничего я, И не ж аль мне прошлого ничуть») и ассонансы («Но не тем хо ло дным сно м мо гилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.
Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И эта черта является характерной для многих произведений поэта.

В этом отношении чрезвычайно значительно стихотворение «Выхожу один я на дорогу...», написанное, как принято считать, в самую печальную и безнадежную минуту состояния духа поэта.

Лирический герой в стихотворении поставлен лицом к лицу со всей Вселенной. Находясь на земле, он обнимает взором сразу и «дорогу», и «кремнистый путь», и Вселенную (земную и космическую «пустыню»). Важнейшие «действующие лица» этой маленькой мистерии - «я», Вселенная (земля и небо), Бог.

Время действия - ночь, когда Вселенная по-прежнему бодрствует, а земля погружается в деятельный сон, который исключает смерть. Наступает час видимого с земли таинственного общения небесных тел между собой и с высшим существом. Все преходящее и сиюминутное ушло в небытие, все материальное и социальное удалилось и исчезло. Человек остался наедине с землей, с небом, со звездами и с Богом. Между ними, казалось бы, нет ничего, что мешало бы непосредственному и живому разговору. Во Вселенной нет никаких конфликтов, кругом царит гармония: «Пустыня внемлет Богу», «И звезда с звездою говорит». Ночь - прекрасная греза бытия:

    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом...

Небо и земля полны согласия. Вселенная являет жизнь в ее величавом спокойствии и царственном могуществе.

Лирический герой также переживает гармонию со Вселенной, но согласие находится вне лирического «я». Внутренний мир лирического «я» полон волнений, беспокойства и тревоги. В центре гармонично устроенной Вселенной помещен негармоничный герой:

    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    После этих тревожных вопросов следуют ответы:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть...

Казалось бы, лирический герой совершенно отчаялся и застыл в печальной безнадежности. Однако душа его вовсе не опустошена, и желания в нем не угасли:

    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!

Можно сказать, что лирический герой жаждет такой же гармонии вне и внутри себя, какую он наблюдает и переживает во Вселенной. Он мечтает о вечном слиянии со всем естественным бытием, но не ценой растворения своей личности в природе или космосе, не ценой физической и духовной смерти. Деятельный «сон» становится метафорой блаженства и счастья по аналогии со спящей «в сиянье голубом» землей, которая в ночной Вселенной окружена красотой и гармонией. Поэтому и «сон» лирического героя мыслится в земных образах, возвращающих героя на грешную землю, и всегда, не только ночью, но и днем, сохраняющих признаки вселенского блаженства и счастья. Желание «забыться и заснуть» предполагает не смерть, а наслаждение ценностями жизни:

    Но не тем холодным сном могилы...
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея
    Темный дуб склонялся и шумел.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» совмещает в себе и сознание недостижимости «свободы и покоя», и страстную устремленность к вечной жизни, наполненной естественной красотой и гармонией. Личность в своих желаниях мыслится равновеликой мирозданию и жизни в их бессмертных, величественных и возвышенных проявлениях - в природе, любви, искусстве. Слить воедино вечное и преходящее, ограниченное и беспредельное, забыть себя смертного и почувствовать обновленным и вечно живым - таковы мечты Лермонтова, который, желая совместить несовместимое, прилагает к себе (и человеку вообще) две меры - конечное и бесконечное. Понятно, что такого рода романтический максимализм невозможен, но на меньшее Лермонтов не согласен и потому всегда не удовлетворен, разочарован, обманут и обижен. Однако тот же романтический максимализм говорит о высоте претензий к миру и человеку, о высоте тех требований к поэзии, которые предъявляет Лермонтов. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» оглашены новые идеалы, на которые, возможно, хотел опереться Лермонтов, чтобы выйти из творческого кризиса. Если в стихотворении «Любовь мертвеца» герой-мертвец признается, что «В стране покоя и забвенья» не забыл земной любви, если он бросает вызов Богу («Что мне сиянье Божьей власти И рай святой? Я перенес земные страсти Туда с собой»), то в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» он, напротив, переносит небесную красоту и гармонию на землю, и его чувства перестают быть бунтарскими и мятежными, давая герою наслаждение и умиротворение.

Совершенно понятно, что выход из творческого кризиса только намечен, и поэтому трудно сказать, в каком направлении развивалась бы лирика Лермонтова в дальнейшем.

Вопросы и задания

  1. В чем различие между ранней и зрелой лирикой Лермонтова? В строе чувств или в стиле?
  2. В каких стихотворениях с наибольшей силой выразился трагизм сознания Лермонтова и какие его стороны освещены в зрелой лирике?
  3. Как вы думаете, где мятежность Лермонтова ощущается больше - в ранней или зрелой лирике?
  4. Где поэт пытается найти выход из трагизма и на какой почве? Какую роль играют в этом поэзия, любовь, природа, религия?
  5. Как изменяется жанровая система лирики Лермонтова в зрелый период по сравнению с ранним? Расскажите о жанрах элегии, послания, романса, баллады и их судьбах в зрелой лирике поэта.
  6. Подумайте, в чем разница между поэтикой Пушкина и поэтикой Лермонтова.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» Анализ

План

1. История написания

2. Вид лирики

3. Тема стихотворенья

4. Идея

5. Композиция

6. Тропы

7. Основная мысль

1. История. Стихотворенье «Выхожу один я на дорогу...» считается одним из самых известных и трогательных творений а. Написанное в конце мая 1841 года, за несколько месяцев до смерти поэта, пятистопным хореем стихотворение является словно его завещанием миру, подобно "Памятнику" Пушкина.

2. Вид лирики - философская, присутствуют элементы пейзажной.

3.Тема стихотворения - размышления лирического героя, чей путь кремнист в тумане жизни, о своем прошлом и будущем, внутренний монолог на фоне засыпающей, умиротворенной природы.

4.Идеей стихотворения является третья строфа, в которой герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о прошлом, он ищет свободы и покоя.

5.Рассматриваю композицию, стихотворение можно условно поделить на две части: в первой описывается красота и гармония природы в тихую ночную пору, вторая же представляет собой рассуждения лирического героя, который задается вопросом: "Ждет ли он что-то от жизни? Жалеет ли о чем-либо?" Сразу же следует опровержение: " Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть". Гармония, нарастающее волнение, переживания и снова тихая, спокойная развязка, такая же спокойная, как спящая в сияньи голубом земля. Это уже вовсе не Лермонтов-революционер, прощающийся с "немытой Россией". Душевные переживания лирического героя, вопросы самому себе о прошлом и будущем - поэзия пронизана трогательной ноткой тревог и переживаний.

6.Стихотворенье наполнено большим количеством средств художественной выразительности (эпетитеты - кремнистый путь; метонимия - холодный сон могилы; олицетворение - звезда с звездою говорит. Помимо тропов, в стихотворении присутствуют также стилистические фигуры, в особенности, риторические восклицания и риторические вопросы- Жду ль чего? жалею ли о чём?)

7. Последняя строфа, являющаяся основной мыслью стихотворения, очень напоминает "Нерукотворный памятник" Пушкина, к которому "не зарастет народная тропа". И если душа Пушкина в заветной лире переживет его прах, то Лермонтов, юный Лермонтов, так бурно отреагировавший на смерть своего кумира, светила русской поэзии, желает, чтобы над ним склонялся и шумел вечно зеленый дуб. Это стихотворенье по праву может считаться одним из лучших, более того, одним из самых душевных " ночного светила русской поэзии". Поразительное сочетания спокойствия природы и душевных волнений, философской и пейзажной лирики, вопросов, касающихся прошлого и будущего, поэта-революционера и поэта-философа. Мне кажется, стихотворенье "Выхожу один я на дорогу" по праву занимает почетное место не только в поэзии Лермонтова, но и в мире русской литературы.

Н.Г.Шакирова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей с.Месягутово

«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей. В. Туркин.

С исключительной проницательностью, верно поняв

творчество Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». Он же назвал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» шедевром русской лирики.

Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу. "Выхожу один я на дорогу..."- лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Оно написано за несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года. Лермонтов написал стихотворение, которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, он изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, пытаясь найти ответы на мучившие его вопросы.

В стихотворении переплетены черты, традиционные для лирики Лермонтова, и в то же время появляются мотивы, ознаменовавшие новый этап в творчестве поэта.

Если говорить о традициях, то мы видим привычные мотивы одиночества, тоски поэта, жажды найти собеседника, обрести «родственную душу». К числу новаторских мотивов отнесём примирённость стиха, устремлённость к положительным идеалам. Таким образом, можно сказать, что стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии.

Жанр произведения - лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. В основе стихотворения- контраст

В первой же строчке - уже знакомый нам мотив одиночества:

Выхожу один я на дорогу…

«Я», «один». Однако слово « выхожу» нарушает привычный образ одинокого узника (Ср.: «Пленный рыцарь»). Лирический герой находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним- дорога, над ним -небо. Человек погружён в открытую и свободную стихию природы. Мир природы наделён чертами, необычными для романтической поэзии. Здесь нет привычного погружения героя в мир разобщённости. Здесь мир характеризуется единением: путь перед героем освещён и залит лунным светом, соединяющим небо и дорогу.

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Туман тоже связующее звено: он заполняет пространство между землёй и небом. «Кремнистый путь»- указание на кавказский пейзаж.

Пространство перед лирическим героем расширяется: перед стоящим на дороге путником– пустыня

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

Значение слова «пустыня» имеет в стихотворении два значения:

    Пространство, противопоставленное городу(Лермонтов считал город средоточием зла и порока, значит, его герою лучше держаться от него подальше);

    Открытое, большое распахнутое пространство.

Значит «пустыня»- возможность избежать пороков общества и выйти на простор.

Герой один в огромном мире, и мир этот «говорит» и «внемлет»

И звезда с звездою говорит.

Изумительны метафоры, олицетворения, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет Богу»). Поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»).Лирический герой понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира, он прекрасен:

В небесах торжественно и чудно!

Слово «чудно» тоже имеет два значения:

    Нечто прекрасное;

    Нечто чудесное

Лирический герой оказывается свидетелем какой-то тайны природы, и слово «один» приобретает новый смысловой оттенок, оттенок избранничества: только ондопущен в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства.

Спит земля в сиянье голубом

Обобщение мотива слияния земли и неба. Сон не синоним смерти, как обычно, а спокойная полнота жизни. Но полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние лирического героя.

Он сомневается в будущем:

Жду ль чего?

С горечью вспоминает о прошлом:

Жалею ли очём?

Мир природы представлен глаголами настоящего времени, для неё нет ни прошлого, ни будущего. Для лирического героя переживания настоящего момента невозможны без памяти о прошлом и мечты о будущем. Не случаен образ дороги, она понятие движения: от прошлого к настоящему и будущему.

Третья строфа полностью посвящена поэтическому «Я».Начиная с неё, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Лирический герой стремится вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы.Перекличка вопросов: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
и ответов:
Уж не жду от жизни ничего не я,(отказ от будущего) И не жаль мне прошлого ничуть (отказ от прошлого)… -

Придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни:

Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Герой хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к её сну.

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Что вкладывает лирический герой в понятия «сон» и «покой»? Здесь это не синонимы к слову «смерть», как, например, в стихотворении «Сон», а синонимы к словам «счастье», «гармония». Сон-это полнота жизненных сил. Смятение души героя образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.

Но не тем холодным сном могилы…

Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

Я б хотел навеки так заснуть

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . В пятой строфе появляется надежда на любовь и достижения личного счастья:

Про любовь мне сладкий голос пел

И слияние с мифологической и космической жизнями:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Дуб-символ мирового дерева, соединяющего небо и землю, символ вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Дуб - это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт. Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Использование приема звукописи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой.

И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.

«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича. По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения. Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.

Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».

Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.

Жанр и размер

Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.

Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.

Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.

Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.

Композиция

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф. Композиция произведения трёхчастна.

  1. Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.
  2. С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.
  3. Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».
  4. В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.

Таким образом, композиция произведения не может не восхищать мастерским, невероятно рациональным и гармоничным изложением мыслей, продиктованных поэту вдохновением.

Направление

«Выхожу один я на дорогу» является одним из характерных стихотворений для позднего романтизма. Можно сказать, здесь поэт подводит итог своего жизненного пути; в произведении отразились и его литературные увлечения, и основные темы эпохи романтизма. Поиск покоя, увядание жизни волнуют и таких поэтов как Гейне, Пушкин. Например, Лермонтов в стихотворении «Выхожу…» вступает в диалог с одним из своих любимых поэтов Г. Гейне. Последняя строфа имеет прямую отсылку к стихотворению «Смерть - это ночь, прохладный сон», где автор мечтает о ложе, с растущим над ним деревом, и пении молодого соловья, слышимом сквозь сон.

Другой романтический чертой является мотив странничества, который Лермонтов разрабатывал ещё в своей поэме « ». Только герой представлен уже иначе: это не молодой бунтарь, но зрелый мыслитель.

Образ лирического героя

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов создаёт образ романтического героя. Он предстаёт читателю созерцающим гармоничную, величественную природу. Окружающий мир героя безмятежен, но каков его внутренний? Рассказчик не находит покоя в своей душе. Нет, он не страдает от несбывшихся желаний или невозможности любви. Это всё было свойственно юношеским переживаниям и раннему романтизму. Персонаж Лермонтова же ищет не приключений или новых миров, а «свободы и покоя». Это уже взрослая, полностью сформированная личность, за плечами которой большой жизненный опыт, немало разочарований, но ему теперь хватает мудрости не сожалеть о прошлом. Стихотворение говорит о новом этапе в его жизни: он по-новому смотрит на вещи, не стремится к звёздам, но восторгается их величием, желает постичь их тайну. Он мечтает о сне, который снял бы с его когда-то бунтарской души накопившееся за долгие годы напряжение.

Темы

  • Странничество . Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
  • Одиночество . Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
  • Природа . К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.
  • Идея

    Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни. Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!