Кого называют интеллигентным человеком

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .

от лат. intellegens - умный, понимающий; знающий) - обществ. прослойка, в к-рую входят лица, профессионально занимающиеся умств. трудом. И. играет большую роль в развитии общества, с ее деятельностью в первую очередь связано развитие науки, техники, искусства, нар. образования и т. д. Впервые термин "И." был введен в обиход русским писателем П. Боборыкиным (в 70-х гг. 19 в.). Предпосылкой появления И. в ее первичных формах было отделение умств. труда от физического, происшедшее на рубеже первобытнообщинного и рабовладельч. строя. Рядом с огромным большинством, занятым исключительно физич. работой, образовался обществ. слой (численно незначит.), освобожденный от физич. труда и исполнявший такие функции, как руководство всякого рода работами, гос. управление, судопроизводство, занимавшийся науками, лит-рой, иск-вом и т. д. (Первой проф. группой, к-рую. можно считать зачаточной формой И., было жречество). В докапитали-стич. формациях осн. часть И. относилась к господствующим классам (рабовладельцам, феодалам) или примыкала к ним, помогала укреплению их господства. На практике, однако, монополия эксплуататоров на знания и культуру не была абсолютной. В среде эксплуатируемых классов уже в первые периоды развития клас. общества встречаются лица умств. труда. Для средних веков была характерна монополия в духовной культуре духовенства, оберегавшего свое привилегир. положение обладателя знаний. Постепенно в феод. городах вырастает бюргерская И., к-рая выходит большей частью из низших сословий. Бюргерская культура носит подчеркнуто светский характер. Развитие товарно-ден. отношений сопровождается ростом экономич. и финанс. конфликтов; это определяет потребность в юристах, ставших относительно наиболее многочисл. и влият. группой среди лиц умств. труда еще до победы бурж. революции. Зарождавшаяся бурж. И. внесла огромный вклад в развитие науки, лит-ры и иск-ва; ее деятельностью во многом определяется содержание эпохи Возрождения, а затем Просвещения. Из среды И. вышли мн. видные деятели бурж. революций. Наиболее передовые представители И. фактически переходят на сторону эксплуатируемых, становясь их идеологами (Т. Мюнцер, Ж. Мелье и др.). С наступлением капиталистич. эпохи в связи с быстрым подъемом в развитии производит. сил число лиц, занимающихся умств. трудом, быстро растет. По мере появления и развития машинной индустрии растет потребность в инженерах, механиках, впоследствии техниках. Представители И. во все большей степени становятся производит. работниками. Растущие личные потребности увеличивающегося слоя частных собственников способствуют дальнейшему развитию интеллигентных профессий сферы услуг (учителя, врачи, деятели иск-ва и т. д.). Среди И. эпохи домонополистич. капитализма значит. часть составляли независимые предприниматели (отсюда пошло выражение "свободные профессии", отражавшее их преим. самостоят. положение). Эта часть И. принадлежала либо к средним слоям (мелкой буржуазии), либо к буржуазии. Остальные лица умств. труда оказывались на положении наемных рабочих, существуя за счет продажи своей рабочей силы капиталистам (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 426; его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 395-96; В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 183). Познание объективной реальности, участие в клас. борьбе пролетариата приводит передовых представителей бурж. И. к тому, что они преодолевают идеологию своего класса, вырабатывают, социалистич. сознание и вносят его в рабочее движение. Именно таким был путь Маркса, Энгельса, Ленина. Превращение науки на совр. этапе в непосредств. производит. силу, развитие механизации и автоматизации требуют участия в производств. процессе все большего числа инженеров, техников, науч. работников. В развитых капиталистич. странах производств. И. составляет ныне от трети до половины всей И. Общее число науч. работников в мире с 1896 по 1954 возросло с 65 тыс. до 2 млн. чел. Вследствие растущего паразитизма крупной буржуазии в период империализма, а также в силу усложнения функций управления произ-вом, капиталисты привлекают в качестве управляющих (менеджеров) и сотрудников управленч. аппарата все увеличивающееся число наемных работников умств. труда. Рост нек-рых групп И. стимулируется стремлением буржуазии усилить, особенно в условиях обострения общего кризиса капитализма и борьбы двух систем, идеологич. одурманивание масс с помощью таких средств массового влияния, как печать, кино, радио, телевидение и т. д. Клас. положение И. в условиях совр. капитализма, как и прежде, неоднородно. Однако главная и все усиливающаяся тенденция заключается в ее пролетаризации. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющей части И. (80-90%) к работе по найму. Часть И. (постепенно уменьшающаяся) нередко сочетает работу по найму с частной практикой. Удельный вес предпринимателей среди И. развитых капиталистич. стран не превышает 3-4%. Но к буржуазии следует отнести также часть специалистов-управляющих, чьи высокие оклады, дивиденды и т. д. включают не только цену их рабочей силы, но и часть совокупной прибавочной стоимости. Роль осн. массы И. капиталистич. стран в обществ. организации труда определяется подчинением ее буржуазии. Инженеров и техников, работающих в сфере материального произ-ва, буржуазия противопоставляет рабочим, нередко наделяя первых - дисциплинарными функциями. Большая часть И., обеспечивающей общество духовными услугами, также является исполнителем воли класса капиталистов, занимаясь идеологич. укреплением существующего строя. Однако потеря И. экономич. самостоятельности вызывает ее недовольство властью буржуазии. Этому способствует демократизация ее состава за счет выходцев из рабочего класса и др. трудящихся слоев. Уровень жизни И. в условиях совр. капитализма стал крайне дифференцированным. Высшие слои И., примыкая к эксплуататорским классам, ведут по существу бурж. образ жизни. Низшие слои И. нередко оплачиваются хуже, чем квалифицированные или даже полуквалифицированные рабочие. Ряд интеллигентных профессий, преим. из сферы услуг, страдает от безработицы. Особенно тяжело материальное положение учителей. Усиливаются т. о. двойственность и противоречивость в положении И. Наряду с пролетаризацией И. при капитализме происходит и процесс создания рабочим классом собств. "рабочей интеллигенции" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 258). Это активисты коммунистич. партий, прогрессивных профсоюзов, кооперативов и др. орг-ций трудящихся. Мировоззрение И. в условиях капитализма пронизано индивидуализмом. Тем не менее пролетаризация не может не сближать ее с рабочим классом по сознанию и по боевому духу. Различные отряды И. в борьбе за свои интересы все чаще прибегают к такой специфич. пролет. форме борьбы, как забастовка. Если в нач. 20 в. почти единств, формой организации И. были ассоциации корпоративного характера, то ныне И. вовсе большей степени вливается в профсоюзы. По мере того как правящие круги капиталистич. стран стремятся все шире использовать И. в милитаристских и др. реакц. целях, прогрессивная, по существу социальная функция И. приходит в острое противоречие с характером бурж. строя. В борьбе за разрядку междунар. напряженности, против ядерной войны, за мир и разоружение активно участвуют видные деятели науки и иск-ва (Б. Рассел, Ж. П. Сартр, Л. Полинг и др.), хотя нередко эти выступления оказываются направленными лишь против нек-рых проявлений капитализма. Многие прогрессивные представители И. склоняются в сторону идей марксизма-ленинизма, многие связали свою судьбу с коммунистами (А. Франс, Т. Драйзер, Л. Арагон, П. Элюар, Б. Брехт, Д. Сикейрос, У. Дюбуа, П. Пикассо, Дж. Олдридж, Ф. и И. Жолио-Кюри и др.). Компартии капиталистич. стран в соответствии с линией на создание антимонополистич. фронта борются за привлечение широких кругов И. на свою сторону. В колониальных и зависимых странах ведущее место среди специалистов занимали иностранцы. Такое положение - результат политики колонизаторов, к-рые препятствовали развитию нац. культуры и образования в этих странах (в лучшем случае создавали привилегированный образованный слой из детей феодалов). Однако, вопреки этой политике, в наиболее развитых из этих стран создавался слой (хотя и очень узкий) разночинной нац. И. Ввиду слабости пролетариата и рабочего движения И. (часто воен. И.) почти повсеместно играла руководящую роль в нац.-освободит. революциях после 2-й мировой войны (Египет, Алжир, Индонезия и др.). Ее осн. масса, отражая интересы нац. развития, настроена радикально, выступая как против империалистов, так и против феодалов и реакц. слоев буржуазии. Мн. представители И. освободившихся стран все активнее воспринимают социалистич. идеи, в т. ч. марксизм-ленинизм (хотя среди И. весьма сильны мелкобурж. иллюзии). В то же время из привилегированной прослойки И. нередко формируется, напр. в нек-рых странах Африки, новый господств. слой - бюрократич. буржуазия. И. в экономически слаборазвитых странах составляет весьма незначительную часть населения, тем меньшую, чем ниже уровень развития страны. В осн. это студенты, учителя, юристы, врачи, служащие гос. и муницип. учреждений, а также офицерство (воен. И.). Очень мал удельный вес производств. И. Среди всех профессиональных групп большинство приходится на специалистов низшей квалификации. В тех из освободившихся стран, к-рые вступили на капиталистич. путь и где уже активно развивается клас. поляризация, низшие слой И. находятся в тяжелом экономич. положении, страдают от безработицы (напр., учителя в Индии, Турции и т. д.). Создание кадров нац. И. - важная проблема нац. развития стран, добившихся независимости. Пр-ва ряда этих стран предпринимают большие усилия для создания отечеств. И. Большую роль приобретает сотрудничество с социалистич. странами в области науки, образования и культуры, помощь социалистич. стран в создании нац. кадров. В социалистич. обществе всеобщей его закономерностью является осуществление культурной революции и в ее процессе - создание и развитие новой И. из трудящихся наряду с максимальным использованием и перевоспитанием старой, бурж. И. Бурж. и реформистско-ревизионистские идеологи (Д. Даллин, Ф. Левенталь, Ги Молле, М. Джилас и др.), извращая положение И. в социалистич. странах, объявляют ее "новым правящим классом", говорят об обострении противоречий между И. и народом. Эти утверждения не имеют ничего общего с действительностью. Социалистич. И. резко отличается по своему характеру от И. дореволюционной. В ее числе нет эксплуататорских элементов. Находясь в одинаковых со всеми трудящимися отношениях к средствам произ-ва, И. по этому классовому признаку не отличается от осн. массы народа. Она активно участвует в создании материально-технич. базы социализма и коммунизма, развитии науки и культуры, формировании нового человека. Она придерживается социалистич. марксистско- ленинской идеологии. Между И. и остальной частью народа нет антагонистич. противоречий. Для социалистич. стран характерно значит. возрастание общей численности И., создание и быстрый рост нац. И. ранее отсталых народов. Развитие И. в условиях перехода социалистич. стран к коммунизму обусловлено постоянно ускоряющимся прогрессом производит. сил, возрастающей ролью науки, поднятием культ.-образоват. уровня всех трудящихся, ликвидацией существ. различий между умств. и физич. трудом и постепенным синтезом этих форм труда при росте его многообразия. Ликвидация этих различий будет определяться не тем, что И. периодически станет заниматься неквалифицированным физич. трудом, а, наоборот, исчезновением таких форм труда, его "интеллектуализацией". В связи с механизацией и автоматизацией произ-ва уже сейчас изменяется характер труда рабочих и крестьян, растет их квалификация и культурный уровень. И. как особая социальная группа сохранится "...впредь до достижения высокой ступени развития коммунистического общества..." (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 169). При полном коммунизме, когда труд каждого человека приобретет творч. характер, когда небывало поднимется научно-технич. и культурный уровень всех трудящихся, И. перестанет быть особым социальным слоем. Об И. в СССР см. подробнее ниже, а также В ст. Культурная революция. Лит.: (кроме указ. в статье): Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же, т. 29 (см. также предметный указатель к Соч. В. И. Ленина); Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, М., 1924; его же, Об интеллигенции, М., 1923; его же, Мещанства и индивидуализм, М., 1923; Лафарг П., Пролетариат физического и умственного труда, Соч., т. 2, М.-Л., 1928; Грамши А., Интеллигенция и организация культурной деятельности, Избр. произв. в 3 тт., т. 3, М., 1959; Городские средние слои современного капиталистического общества, М., 1963; Изменение классовой структуры общества в процессе строительства социализма и коммунизма, М., 1961; Структура рабочего класса капиталистических стран, (сб.), Прага, 1962; Федюкин С. A., Привлечение буржуазной технической интеллигенции к социалистическому строительству в СССР, М., 1960; Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Парфенов Д. A., Умственный и физич. труд в СССР. Экономич. предпосылки преодоления существенных различий, М., 1964; Губер А. A., К вопр. об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии, "Уч. зап. АОН", 1958, в. 33; Sozialismus und Intelligenz, В., 1960; Le parti communiste fran?ais, la culture et les intellectuels, P., 1962; Kohout J., Inteligence a soudob? bur?oazn? sociologie, Praha, 1962. E. A. Амбарцумов. Москва. И. в России и в СССР. По своему происхождению И. в эпоху феодализма в подавляющем большинстве принадлежала к дворянству, духовенству, выражала интересы господствующего класса феодалов и находилась у него на службе. В Киевской Руси и в последующий период феодальной раздробленности на Руси работали учителя первых школ, врачи (лечьцы), математики (числолюбцы). Наряду с авторами церковно-проповеднич. лит-ры появляются писатели лит-ры светской. Из народной среды выходят талантливые архитекторы. Важным стимулом в развитии образования и в формировании И. имело зарождение в сер. 16 в. книгопечатания. В 16 и 17 вв. появляются талантливые умельцы, деятели в области техники. В 17 в. в связи с возникновением придворного театра появились первые профессиональные актеры. Потребность рус. Централизов. гос-ва в И. для гос. аппарата вызвала к жизни в 17 в. ряд гос. уч. заведений (напр., в Москве с 1665 работала гос. школа при Заиконоспасском монастыре, в 1687 была основана высшая школа - Славяно-греко-латинская академия). Вследствие разложения феод.-крепостнич. отношений, все ускоряющегося развития производит. сил, зарождения и развития капиталистич. производств. отношений значительно возрастает потребность гос-ва в И. Уже в 1-й пол. 18 в., наряду с увеличением числа учебных заведений, готовивших служащих гос. аппарата, возникает ряд учебных заведений для подготовки воен. специалистов, технич. И., врачей и т. п. (при Петре I были открыты артиллерийская школа, школа математич. и "навигацких" наук, хирургическая, инженерная школы, морская академия). В 1755 был основан первый в России Моск. ун-т, в нач. 19 в. - ун-ты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге и несколько позже в Киеве. В 1-й пол. 19 в. возникает ряд высших технич. и с.-х. уч. заведений. Шел процесс демократизации И.; уменьшался удельный вес дворянства в составе И., увеличивалось число И., вышедшей из мелкого чиновничества, гор. мещанства, духовенства, купечества, зажиточного крестьянства. К сер. 19 в. формируется демократич. бессословная разночинная И., выражавшая интересы либеральной и демократич. буржуазии. Большой вклад в 18 и 1-й пол. 19 вв. внесла И. в развитие науки, техники и культуры России. Передовая И. играла активную роль в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Вначале эту борьбу ведет дворянская И. (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен). Во 2-й пол. 19 в. развертывается революц. борьба разночинной И.; ее идеологами и руководителями становятся В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. До сер. 19 в. И. была количественно невелика. Развитие капитализма после реформы 1861 обусловило быстрый темп роста И. К концу 19 в. И. в России становится довольно массовой прослойкой. Состав И. по переписи 1897. 1) Интеллигенты, работавшие в сфере материального производства. В том числе: инженеры и технологи - 4010 ч., ветеринары - 2902 ч., начальники ж.-д. станций и служб, служащие в правлениях жел. дорог и пароходных об-в - 23 184 ч., почтово-телеграфные чиновники - 12 827 ч. 2) Интеллигенты, работавшие в области духовной культуры. В том числе: начальники и учащие уч. заведений - 79 482 ч., частные преподаватели - 68 173 ч., начальники лечебных заведений, врачи (в т. ч. военные и зубные) - 18 802 ч., фельдшеры, фармацевты, акушерки - 49 460 ч., художники, музыканты, актеры - 18 254 ч., ученые и литераторы - 3296 ч. 3) И., служившая в гос. аппарате и в аппарате управления пром-стью и помещичьими х-вами. В том числе: служащие органов гражданской гос. власти - 151 345 ч., лица, состоявшие на частной службе у капиталистов и помещиков, - 204 623 ч., военная И. (генералы, офицеры, топографы, служащие воен. канцелярий) - 52 471 ч., адвокаты, нотариусы и их служащие - 12 473 ч. В составе всего населения, имевшего самостоят. занятия, И. в целом составляла 2,7%. И. же, трудившаяся в сферах материального произ-ва и культуры, составляла только 1,3%. Более половины И. были лица, находившиеся на службе в гос. аппарате и в органах управления капиталистич. х-вом. Абсолютное большинство И. работало по найму. "Свободные профессии" имели сравнительно широкое распространение только среди врачей, учителей, литераторов, художников. Наиболее квалифицированные и наиболее материально обеспеченные слои И. жили в Петербурге и Москве (45,8% всех ученых и литераторов, 30,7% художников и актеров, 30,5% инженеров). В нач. 20 в. в результате быстрого развития капиталистич. х-ва, роста городов темп роста И. ускоряется. За 15 лет (с 1896 по 1911) количество врачей в России увеличилось на 61%, учителей нач. школы - на 70%, число инженеров к 1913 по сравнению с 1896 выросло почти вдвое (7880 чел.). Тем не менее удельный вес И., работавшей в сферах материального произ-ва и духовной культуры, был очень низок. Разные слои И. резко отличались друг от друга по своему материальному положению. Верхи бурж. И. и чиновничества имели крупные доходы. Этот слой являлся органич. частью бурж. и помещичьего классов. Часть мелкобурж. И. по своему экономич. положению была близка к зажиточным мелким хозяевам. Большинство же (нар. учителя, средний мед. персонал, мелкие почтово-телеграфные, ж.-д. и конторские служащие и т. п.) по всем условиям жизни примыкало к беднейшим мелким хозяевам и полупролетарским элементам. В период капитализма в России возникает И. и из среды пролетариата. Этот слой, в силу тяжелых условий жизни и труда рабочих, до Окт. революции был невелик. С развитием пролетариата зарождается его духовная культура. Важнейшую роль в ее создании играет большевистская партия во главе с В. И. Лениным. Неодинаковое социальное положение разных слоев И. обусловило их позиции в классовой борьбе в России в период империализма. Зажиточная бурж. И., экономич. и политич. связанная с помещиками и царизмом, составляла значит. часть партии кадетов, проводившей политику сотрудничества с царизмом против интересов народа. В период революции 1905-1907 большая часть мелкобурж. И., связанная многими нитями с трудящимися, под влиянием революц. борьбы пролетариата и крестьянства принимала участие в стачечной борьбе и крест. движении, а наиболее решит. элементы участвовали в вооруж. восстаниях. После поражения революции 1905-07 в обстановке реакции колеблющаяся мелкобурж. И. в большинстве своем подпала под влияние либеральной буржуазии. Последовательные революц. позиции занимала только та часть И., к-рая в рядах большевистской партии рука об руку с рабочими-большевиками вела борьбу за победу демократич. и социалистич. революции. В развитии материальной и духовной культуры роль разных слоев И. была разной. Реакционные помещичье-бурж. круги И. отстаивали реакционную культуру гибнущих классов - помещиков и империалистич. буржуазии. Им противостояла прогрессивная демократич. И. Победа Окт. социалистич. революции 1917 открыла качественно новый период в истории И. России. Коммунистич. партия проделала большую работу, чтобы привлечь массу И. на сторону пролетариата, направить ее силы на дело стр-ва социализма. Даже в самые трудные годы гражданской войны Сов. пр-во, руководимое В. И. Лениным, проявляло большую заботу об интересах и нуждах И. Ленин подчеркивал, что партия и Сов. гос-во добиваются того, чтобы И. "...жилось лучше при социализме, чем при капитализме, в отношении и материальном, и правовом, и в деле товарищеского сотрудничества с рабочими и крестьянами, и в отношении идейном..." (Соч., т. 33, с. 169). Коммунистич. партия вела решительную борьбу против тех, кто пытался проповедовать и осуществлять давно осужденные марксистами взгляды махаевцев (см. Махаевщина), рассматривавших И. как враждебный трудящимся эксплуататорский слой. Победу социалистич. революции различные слои И. восприняли по-разному. Революц. И., находившаяся в рядах большевистской партии, вела самоотверж. борьбу за победу идей марксизма-ленинизма. Сов. власть приветствовали выдающиеся ученые, писатели. В борьбе с интервентами и буржуазно-помещичьей контрреволюцией на стороне народа выступила часть старой военной И. Большинство И. в первые месяцы и годы Сов. власти проявляло значит. колебания. Ленин, намечая перспективы развития трудовой И., писал: "Весь опыт неминуемо приведет интеллигенцию окончательно в наши ряды и мы получим тот материал, посредством которого мы можем управлять" (Соч., т. 29, с. 211). Коммунистич. партия и Сов. пр-во заботливо помогали И. преодолевать колебания и сомнения, воспитывали ее в духе социализма, вовлекали ее в активную созидат. работу. В результате масса И., вышедшая из старого общества, сумела порвать со своим бурж. прошлым и стать в ряды активных строителей социалистич. общества. Против Сов. власти с первых дней ее существования вели активную борьбу буржуазные верхи И., составлявшие значит. часть партии кадетов, и часть мелкобурж. И., находившаяся в рядах и под влиянием партии эсеров, меньшевиков и т. п. После окончания гражданской войны среди буржуазной И., бежавшей за границу, возникло "сменовеховское" общественно-политическое течение (см. Сменовеховство). Огромное значение имела деятельность Коммунистич. партии и Сов. пр-ва по подготовке новых кадров И. из среды рабочих и крестьян. Это была одна из основных задач культурной революции в СССР. Для ее решения особенное внимание было уделено развитию высшего и среднего спец. образования в СССР (см. таблицу). -***-***-***- Таблица 1. Развитие высшего и среднего спец. образования СССР [s]ИНТЕЛЛ_1.JPG За годы социалистич. стр-ва была подготовлена огромная армия работников умств. труда: только с 1926 по 1939 армия И. в СССР увеличилась в 5 раз, а к 1963 достигла 22 млн. чел. и составляла более 1/5 всех работающих. Состав И. в СССР по ряду основных профессий по переписям 1939 и 1959 характеризуется след. данными (см. таблицу). -***-***-***- Таблица 2. Состав интеллигенции в СССР по ряду основных профессий по переписям 1939 и 1959 гг. [s]ИНТЕЛЛ_2.JPG На первом месте по темпам роста среди всех слоев И. находятся инженеры. Их число в 1959 увеличилось по сравнению с 1939 в 3,4 раза, а с 1913 - в 105 раз. СССР занимает 1-е место в мире по числу подготавливаемых инженеров (в 3 раза больше, нежели в США). На 2-м месте по темпам роста находятся врачи и науч. работники; их число по сравнению с 1939 возросло в 2,8 раза. Количество врачей по сравнению с 1913 возросло в 16 раз, а число науч. работников в 1962 сравнительно с 1914 увеличилось в 44 раза. Одним из самых больших по численности слоев И. являются учителя начальной и средней школы, составляющие св. 10% всего состава И. Их число по сравнению с 1911 увеличилось в 13 раз. За 10 лет с 1953 по 1963 количество специалистов с высшим и средним спец. образованием в с. х-ве возросло в 3,5 раза (со 114 тыс. до 400 тыс.). И все же уд. вес И. в сельской местности по сравнению с городами пока еще значительно ниже и в среднем по СССР составил 11,7% ко всему сельскому самодеятельному населению. Значит. место в составе И. СССР принадлежит женщинам: с 1939 по 1959 количество женщин в среде И. увеличилось в 2,4 раза, а их уд. вес вырос с 34% в 1939 до 54% в 1959. В СССР впервые создана новая народная И. как по происхождению, так и по своей сущности, по тем задачам, к-рые она решает. Большинство сов. И. - это вчерашние рабочие и колхозники или их дети. Сов. И. однородна в социальном отношении. Она объединена воедино с рабочим классом и колхозным крестьянством марксистско-ленинской идеологией, общими целями строительства коммунизма. Все увеличивающаяся близость между И., с одной стороны, рабочим классом и колхозным крестьянством - с другой, обусловливается не только изменениями в самой И., но и культурно-технич. ростом людей физич. труда. Уже в конце 1961 40% рабочих и св. 23% колхозников имели среднее и высшее образование. Сотни тыс. рабочих и колхозников получают высшее и среднее спец. образование без отрыва от произ-ва. В труде новаторов промышленности и с. х-ва, овладевших новейшей техникой и высотами знания, сочетаются элементы физического труда рабочего и колхозника и умственного труда интеллигента. Социализм создал неисчерпаемые возможности для применения всех знаний, способностей и таланта каждого интеллигента. Велик вклад сов. И. в создание материально-технич. базы социализма и коммунизма. Невиданного нигде расцвета достигла сов. наука, техника, литература, живопись, музыка и т. д. Велико значение И. как помощника Коммунистич. партии в воспитании человека коммунистич. об-ва. И. помогает партии формировать коммунистическое мировоззрение народа. Под руководством Коммунистич. партии сов. И ведет борьбу против бурж. идеологии во всех ее проявлениях. Коммунистич. партия вооружает И. знанием законов обществ. развития, руководит ее творч. деятельностью на благо народа. Партия на добровольных началах объединяет "...передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР" (Устав КПСС, 1961, с. 3). Из 2,5 млн. чел., принятых в КПСС между XX и XXII съездами партии, 35,6% составляли служащие и 1% учащиеся. Почти 2/3 из этого числа служащих - инженеры, техники, агрономы и др. специалисты. К концу 1961 каждый третий коммунист имел высшее или среднее образование. Роль и значение И. в процессе строительства коммунизма все более возрастает. Будет еще быстрее расти И., работающая в сфере материального произ-ва, здравоохранения, просвещения, культуры. Численно расти будут не все слои И. В процессе перерастания социалистич. гос-ва в коммунистическое обществ. самоуправление будет резко сокращаться адм.-управленч. и канцелярский аппарат и в связи с этим количественно уменьшаться и И., работающая в этой области. Важнейшая задача завершающего этапа культурной революции, на к-ром находится СССР, - поднять культурный и технич. уровень рабочих и крестьян до уровня И. "С победой коммунизма, - подчеркивается в Программе КПСС, - произойдет органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем..." (1961, с. 63). Лит.: Ленин В. И., Проект программы нашей партии, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Попятное направление в русской социал-демократии, там же; его же, Внутреннее обозрение, там же, т. 5; его же, Что делать?, там же; его же, Новая демократия, там же, т. 18; его же, Доклад о партийной программе 19 марта. (VIII съезд РКП(б)), там же, т. 29; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же; Калинин М. И., О задачах советской интеллигенции, (М.), 1939; Луначарский А. В., Об интеллигенции (сб. ст.), М., 1923; его же, Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, (М.), 1924; Горький М., Ответ интеллигенту, в его кн.: Публицистические статьи, (М.), 1931; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963, М., 1963; XX съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1959; XXII съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-3, М., 1962; Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., (т.) 2, СПБ, 1905; Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 34, СССР. Занятия, М., 1930; Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. СССР (Сводный том), М., 1962; Народное хозяйство СССР в 1962 г. Стат. ежегодник, М., 1963; Культурное строительство СССР. Стат. сб., М., 1956; Лейкина-Свирская В. Р., Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х годах XIX в., "ИСССР", 1958, No 1; Смирнов И. С., Ленин и советская культура, М., 1960; Ким М. П., Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР, М., 1955; Процько М. A., Роль интеллигенции в строительстве коммунистического общества, М., 1962; Сухарев А. И., Сельская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма, М., 1963; Голота А., Королев Б., Советская интеллигенция в период развернутого строительства коммунизма, "Коммунист", 1963, No 10; Ерман Л. К., Состав интеллигенции в России в конце XIX и начале XX в., "ИСССР", 1963, No 1; его же, Участие демократич. интеллигенции в стачечном и профсоюзном движении (1905-1907 гг.), (М., 1955). Л. К. Ерман. Москва.

Вот представьте – приехали вы в администрацию района за справкой и встали у кабинета № 158, ждете момента, чтобы проскользнуть. А вам граждане, что ещё раньше прибыли караулить заветный кабинет, вежливо так говорят: «Женщина, вас тут не стояло». Заметьте, не грубо, а очень даже ласково они это вам сообщают. Получается, что и граждане не унизили себя грубостями, и вы не обиделись.

А все почему? Потому что в очереди собрались интеллигентные люди. Кстати, а кто они?

Что это вообще такое, интеллигентность – чуткое состояние души, буддистский уровень эмоциональной зрелости, мультидипломный статус или небоскрёбы прочитанных книг?

У каждого утверждения есть критерии: если ранней весной ваш сад – пионер по части тюльпанов, вы без сомнений талантливый садовод; если вчера вы снова принесли домой голодного котёнка — вы добрый и чуткий человек; если вы можете часами вести аргументированный спор о противостоянии литературной значимости Пушкина-Карамзина – вы умница и эрудит. При этом не факт, что интеллигент.

Спор о том, кого можно отнести к интеллигенции, ведется уже несколько столетий и продолжается сегодня. Исторические события и социальные нормы не раз меняли портрет интеллигента. Мы составили собственный шорт-лист определений этого культурного явления, принадлежащих перу личностей национального и муниципального масштаба.

Репост в России больше чем репост

В латинском языке слово intellego являлось глаголом и значило «мыслить, разбираться», т.е. транслировало действие.

Сегодняшний интеллигент больше склонен наблюдать и выносить оценки, чем забираться на баррикады и оттуда с девяти до шести азартно менять мир.

Русского интеллигента ХХI века легче всего найти на Фейсбуке. Именно тут он собирает или сеет урожай мнений, обменивается реверансами с приятными гражданами, пикируется с неприятными и отчаянно противостоит злу — ханжеству, глупости и лицемерию. У зла есть рейтинг – первое место занимает любая политика и произвол власти, второе – падение нравов, третье – околорелигиозные прения, четвертое – чёрствость и хамство чиновников, пятое – всякие мелочи, типа pr-околесицы звезд шоу-бизнеса.

В части добра современная интеллигенция — понятие клубное. Благодаря распространению социальных сетей интеллигент больше не индивидуалист. Интеллигент делится яркими мыслями, пламенными призывами и стихийными манифестами с членами клуба – благо, сегодня это делается простым репостом. Репост в России больше чем репост.

И да, согласны вы с этим или нет, тренд современной русской интеллигенции — мат. Причем, у самих носителей идеологии мата аргументы на этот счет имеются надежные, как сейфовая дверь – во-первых, мы не ханжи, во-вторых, мат придает речи образность, в-третьих, мат – это демонстрация свободы личности. Сдается нам, что интеллигентный мат – простое пижонство. Однако такой аргумент интеллигенции не люб.

Интеллектуалы vs интеллигентов

В России принято считать, что, в среднем по палате, натура русского человека тоньше, чувствительнее и острее в восприятии, чем натура толстокожего европейца. Отчасти это подтверждается фактом возникновением в России интеллигенции.

Запад не стал разбираться в тонкостях и нюансах этого явления, а просто разбил общество на две команды – работников умственного и работников физического труда. Во время формирования в России особого класса идеалистов с пламенным сердцем и чуткой душой, западные империи назначили цветом наций юристов и философов, назвав их intellectuals — интеллектуалы. Получается, что европейцы просто не выделили в отдельную группу интеллектуальных джедаев, хранителей духовности и чести своей цивилизации, считая, что образованный и законопослушный человек приносит обществу исчерпывающую пользу и не нуждается в дополнительных социальных нагрузках.

Интеллигенция от энциклопедистов

Теперь попробуем разобраться с определениями.

Советский энциклопедический словарь 1988 г. определяет интеллигенцию как « общество, слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры»

Действительно, вроде всё на своих местах – непонятно только где найти творческую составляющую в труде образованного и даже начитанного участкового терапевта? И у идейного дауншифтера – вдохновенного булочника, защитившего когда-то диссертацию о влиянии северного ветра на стихотворную форму Цветаевой, в этом определении тоже нет шансов на интеллигентность.

Интеллигентный негатив

Лев Гумилев. Фото: gumilevica.kulichki.net

Многие русские философы не скрывали негативного отношения к интеллигенции. Так, когда Льва Гумилева спросили, считает ли он себя интеллигентом, историк ответил:

« Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция – это такая духовная секта . Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия».

Вячеслав Плеве отозвался об интеллигенции так:

«Русская интеллигенция имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитированию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна».

Впоследствии, Плеве, презрительно отзывавшийся об интеллигенции, был убит интеллигентом-бомбистом. Так что, «кто с мечом к нам войдет…»

А вот мнение Николая Бердяева :

«Интеллигенция напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием … Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями…»

Иван Бунин тоже довольно резко отзывался о предмете споров:

«Не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать? А без этого и жизнь не в жизнь была».

Получается, что главные претензии, которые предъявляли значительные русские мыслители к понятию интеллигенция, это поверхностность, прикрытая склонностью к показному беспокойству и хлопотливости на фоне апатичности и безынициативности.

Сегодня это выглядит так: значимая персона с высокими гуманными принципами бросает в сеть язвительный пост, ругающий и высмеивающий, допустим, тупость чиновника N. Пост оканчивается пронизывающей горечью автора по поводу проржавевшей системы. И все. Никаких предложений. Никаких действий. Каждый лайк и репост, выдаваемый за действие, таковым не является. Это удобная иллюзия того, что вы несёте в мир добро и справедливость. Просто. Удобно. Для тебя!

Интеллигентный позитив

По счастью, существует и противоположный взгляд на интеллигенцию.

После идеологов понятия – Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, самым ярким представителем прекраснодушной русской интеллигенции был — интеллектуал, «стремившийся не столько к политическому, сколько к нравственному переустройству мира».

Продолжил эстафету интеллигентофилов Леонид Андреев:

«Это, во-первых, не подпевала сильным мира сего. Во-вторых, человек с обостренным, прямо-таки изнуряющим чувством совести. И в-третьих, сколько бы ни выпил, все равно остается культурным человеком».


Василий Макарович Шукшин

Есть и более современные позитивные определения. Василий Шукшин писал так:

« Интеллигентный человек — это неспокойная совесть, ум, … горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «что есть правда», гордость… И сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное »

Тонкости восприятия интеллигенции в новейшей истории доходчиво обозначил Александр Солженицын:

«В Советском Союзе это слово приобрело совершенно извращенный смысл…Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы…Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком.

А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна»

Опираясь на мнение адептов, можно утверждать, что важнейшие характеристики интеллигентного человека – неподдельная искренность, острое милосердие, неутолимая жажда духовности и упрямое безоглядное взращивание собственной личности. Говорить, о чем думается. Помогать тихо. Благодарить обязательно. Думать всегда. Как-то так…

Что думает по этому поводу интеллигенция?

«А что подумал по этому поводу Кролик, никто не узнал, так как Кролик был очень воспитанным». Помните, у ? С интеллигенцией, несмотря на её хорошее воспитание, всё обстоит иначе. Тонкая общественная прослойка продолжает делать ёмкие, простые, лаконичные попытки самоопределения, которые можно отнести к разряду афоризмов:

— Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя;

— Интеллигент соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери;

— Интеллигент — человек, который может написать это слово без ошибок;

— Интеллигент — это человек, который имеет три высших образования: первое получил его дед, второе его отец, а третье он сам;

— Интеллигент обладает интеллектом и знаниями, умеет использовать их себе на пользу и не во вред другим, толерантен, терпим к недостаткам других и достаточно мудр, чтобы не спорить с дураками;

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Уникальное русское понятие «интеллигенция» - иностранное заимствование, почему-то оно закрепилось в языке и оказалось близко нашей ментальности, став столь важным для нашей культуры. Интеллигенты есть в любой стране, но лишь в России для них не только подобрали отдельное слово (которое, правда, часто путают с родственным «интеллектуал»), но и придали этому понятию особый смысл.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, -и, ж., собир. Люди умственного труда,

обладающие образованием и специальными знаниями

в различных областях науки, техники и культуры;

общественный слой людей, занимающихся таким трудом.

Толковый словарь русского языка

Интеллигенция - это о чем?

«Великая перемена совершилась в русском обществе — даже физиономии изменились, - и особенно изменились физиономии солдат - представь – человечески интеллигентными сделались», – писал в 1863 году литературный критик В. П. Боткин своему великому современнику И. С. Тургеневу. Примерно в это время слово «интеллигенция» стало приобретать смысл, близкий тому, который используется сейчас.

До 60-х годов XIX века в России «интеллигенция» употреблялось в значении «разумность», «сознание», «деятельность рассудка». То есть фактически речь шла об интеллекте – в сегодняшнем понимании. Именно так это понятие трактуется в большинстве языков по сей день. И не случайно: происходит оно от латинского intellego – «ощущать», «воспринимать», «мыслить».

Одна из наиболее авторитетных версий гласит, что слово «интеллигенция» было заимствовано из польского языка. На это, в частности, указывал языковед и литературовед В. В. Виноградов: «Слово интеллигенция в собирательном значении “общественный слой образованных людей, людей умственного труда” в польском языке укрепилось раньше, чем в русском... Поэтому есть мнение, что в новом значении это слово попало в русский язык из польского». Впрочем, переосмыслено оно было уже на русской почве.

Появление русской интеллигенции

Общая атмосфера в дворянской среде второй половины XIX века очень живо описана в «Воспоминаниях» Софьи Ковалевской: «От начала 60-х до начала 70-х годов все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера».

Не успело ещё новое слово адаптироваться, как у него начали появляться тихие и открытые ненавистники. В 1890 году филолог, переводчик, педагог, специалист по сравнительно-историческому языкознанию Иван Мокиевич Желтов в заметке «Иноязычие в русском языке» писал: «Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения с окончанием -ировать, наводнивших нашу повременную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный и даже чудовищное имя существительное - интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ...Эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо интеллигенции и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были ”люди учёные“, затем ”люди образованные“, наконец, хотя и ”не учёные“ и ”не образованные“, но все-таки ”умные“. Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией».

Дело, конечно, не просто в словах, но в самом явлении. Именно на русской почве происходит придание ему нового смысла.

Хотя ещё во втором издании словаря Даля от 1881 года слово «интеллигент» появляется со следующим комментарием: «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей», в целом это слишком академичное восприятие не прижилось. В России интеллигенция – не просто люди умственного труда, но определённых политических взглядов. « Есть в истории русской интеллигенции основное русло - от Белинского через народников к революционерам наших дней. Думаю, не ошибёмся, если в нём народничеству отведём главное место. Никто, в самом деле, столько не философствовал о призвании интеллигенции, как именно народники», - писал в своём эссе «Трагедия интеллигенции» философ Георгий Федотов.

Типичный интеллигент

Штамп, закрепившийся за многими писателями и мыслителями XIX – начала XX веков – «типичный русский интеллигент». Одним из первых образов в памяти выскакивает, как петрушка из бочонка, благообразное лицо с испанской бородкой в пенсне.

Антон Павлович укоризненно глядит на потомков, которые посмели сделать его символом интеллигентности. На самом деле Чехов, появившийся на свет в 1860 году, начал писать как раз тогда, когда слово «интеллигенция» уже вполне укоренилось. «Человек без селезенки» быстро почувствовал подвох... «Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция… которая непатриотична, уныла, бесцветна, которая пьянеет от одной рюмки и посещает пятидесятикопеечный бордель, которая брюзжит и охотно отрицает всё, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т.д. Вялая душа, вялые мышцы, отсутствие движений, неустойчивость в мыслях…», - это не единственное антиинтеллигентское высказывание писателя. И критиков интеллигенции как явления в России хватало во все эпохи.

Интеллигенция и революция

- Красиво идут!

- Интеллигенция!

(к/ф «Чапаев, 1934 г.)

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий умственной занятости был далеко не на первом плане. Основными признаками российского интеллигента конца XIX века стали не деликатные манеры или занятие умственным трудом, а социальная вовлечённость, «идейность».

«Новые интеллигенты» не жалели сил на отстаивание прав бедных, пропаганду идеи равенства, социальную критику. Интеллигентом мог считаться всякий развитый человек, который критически относился к правительству и текущему политическому строю – именно эта особенность подмечена авторами нашумевшего сборника 1909 года «Вехи». В статье Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» читаем: «Интеллигенцию не интересует вопрос, истинна или ложна, например, теория знания Маха, её интересует лишь то, благоприятна или нет эта теория идее социализма: послужит ли она благу и интересам пролетариата… Интеллигенция готова принять на веру всякую философию под тем условием, чтобы она санкционировала её социальные идеалы, и без критики отвергнет всякую, самую глубокую и истинную философию, если она будет заподозрена в неблагоприятном или просто критическом отношении к этим традиционным настроениям и идеалам».

Октябрьская революция раздробила умы не только физически, но и психологически. Те, кто выжил, вынуждены были подстраиваться под новую действительность, а она перевернулась с ног на голову, и в отношении интеллигенции в особенности.

Хрестоматийный пример – письмо В. И. Ленина к М. Горькому, написанное в 1919 году: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. ”Интеллектуальным силам”, желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат в Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт».

Революция пожирает своих родителей. Понятие «интеллигенция» оттесняется на обочину общественного дискурса, а слово «интеллигент» становится своего рода пренебрежительной кличкой, знаком неблагонадёжности, свидетельством едва ли не моральной ущербности.

Интеллигенция как субкультура

Конец истории? Вовсе нет. Пусть и серьёзно ослабленная социальными потрясениями, интеллигенция никуда не делась. Она стала основной формой бытия русской эмиграции, а вот в «рабоче-крестьянском» государстве сформировалась мощная интеллигентская субкультура, по большей части далёкая от политики. Её знаковыми фигурами стали представители творческой интеллигенции: Ахматова, Булгаков, Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Бродский, Шостакович, Хачатурян… Их поклонники ещё в период хрущёвской оттепели создали свой стиль, который касался и манеры поведения, и даже одежды.

Cвитера, джинсы, бороды, песни под гитару в лесу, цитирование всё тех же Пастернака и Ахматовой, жаркие споры о смысле жизни… Кодовым ответом на вопрос: «Что читаешь?» стал ответ: «Журнал "Новый мир"», на вопрос о любимом кино, конечно, следовал ответ: «Феллини, Тарковский, Иоселиани…» и так далее. Представителей интеллигенции, по большому счету, уже не волновала политическая ситуация. Битлы и «Роллинг Соунз», перемежавшиеся с Высоцким и Окуджавой, уход в литературу – всё это было формой социального эскапизма.

Солженицын в статье «Образованщина» в 1974 году написал: «Интеллигенция сумела раскачать Россию до космического взрыва, но не сумела управлять её обломками ». Лишь совсем небольшая группа интеллигентов-диссидентов в лице А. Д. Сахарова, Е. Боннер, Л. Бородина и их соратников вели борьбу за новый «символ веры» - права человека.

«Интеллигенция нужна обществу, чтобы не забывало, что с ним было раньше, и понимало, куда идёт. Интеллигенция выполняет функцию болящей совести. За это её и прозвали в советское время «гнилой». Совесть и на самом деле должна болеть. Здоровой совести не бывает», - тонко заметил литературовед Лев Аннинский.

Так кто же такие интеллигенты в современном понимании этого уникального русского слова? Как в случае с другими исключительными словами, например португальским Saudade (которое в грубом переводе означает тоску по утраченной любви), cлово «интеллигент» останется понятно только русским. Тем, кому небезразлично собственное культурное наследие. И кто, в то же время, готов к его переосмыслению.

Возможно, интеллигенты XXI века найдут себе и своим уникальным качествам применение. А может быть, это слово попадёт в «красную книгу» русского языка, и на смену ему появится что-то качественно иное? И тогда кто-то скажет словами Сергея Довлатова: «Я обратился к вам, потому что ценю интеллигентных людей. Я сам интеллигентный человек. Нас мало. Откровенно говоря, нас должно быть ещё меньше».

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.