Подростковая наркомания. Причины и последствия подростковой наркомании

Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

Причины подростковой наркомании

Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

Проблема подростковой наркомании

Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

Профилактика наркомании в подростковой среде

За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

Лечение подростковой наркомании должно быть:

— индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

— продолжительным и непрерывным;

— комплексным;

— ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.

Подростковая наркомания впервые начала зарождаться в США и других западных странах в конце 50-х – начале 60-х годов, а в СССР подростковая наркомания стала зарождаться в конце 60-х годов.

Ученые, изучая наркоманию среди подростков , отметили следующие возрастные особенности:

  • Периодическое злоупотребление без зависимости от наркотиков преобладает над сформировавшейся наркоманией.
  • Подростковая наркомания постоянно омолаживается, возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.
  • «Мода» на наркотики не постоянна, используемые наркотические вещества весьма разнообразны.
  • Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания», подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.
  • Подростки склонны к экспериментам, они попеременно пробуют различные наркотики.
  • Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер и т.п.).

В СССР подростковая наркомания носила региональный характер, т.е. были регионы, где подростки употребляли только коноплю (Средняя Азия, Казахстан, Кавказ), ингалянты употребляли на севере и средней полосе, на Крайнем Севере подростки баловались транквилизаторами. Региональный характер объяснялся тем, что взрослые (чаще иностранные туристы) навязывали «моду» на наркотические вещества, эти регионы раньше других выпали из-под наблюдения государства и именно сюда стали проникать отрицательные поведенческие модели западного образа жизни. Подростки, которые так хотели походить на «крутых» взрослых иностранных дяденек с быстротой впитывали модели поведения и прочие атрибуты красивой беззаботной жизни. В 80-х годах потребление наркотических веществ распространилось по всей стране. Возрастные особенности подростковой наркомании сводились к тому, что токсикоманить предпочитали подростки 12-15 лет, а внутривенные наркотики предпочитали более взрослые подростки (16-18 лет). Те подростки, которые токсикоманили переходили либо на тяжелые наркотики, либо на алкоголь. Алкоголизм у таких подростков развивался злокачественный, причиной служили тяжелые психические расстройства, возникающие из-за вдыхания токсических веществ.
Наркомания среди подростков тяжело лечилась , это связано с тем, что подростки редко давали добровольное согласие на принудительное лечение от наркомании, а если и давали, то только для того, чтобы избежать других неприятностей. Подростки рассматривали лечение от наркомании, как форму наказания , поэтому большинство из них снова начинали принимать наркотики в течение первого года. Лечение наркомании среди подростков оказалось недостаточно эффективным, а специальных средств подавляющих влечение к наркотикам не существует и в наше время. Наиболее эффективным методом лечения подростковой наркомании является психотерапия, да и то только в том случае, если подросток добровольно изъявил желание вылечиться от наркомании. Психотерапия при подростковых наркоманиях ставит цель, побудить желание излечится от наркомании. Большинство подростков наркоманов не считают что они наркоманы или считают, что они всегда могут бросить эту «вредную привычку». Поэтому психотерапия должна убедить подростка наркомана в том, что он действительно болен, и настроить подростка на лечение от наркомании. Индивидуальная психотерапия не так эффективна, как групповая, но групповая психотерапия чревата осложнениями, поэтому должна выполняться опытными специалистами. Иначе психотерапевтическая группа, созданная из подростков наркоманов способна быстро превратиться в типичную группу наркоманов. Лечение необходимо начинать, когда у подростка нет еще сформировавшейся зависимости от наркотиков. Для подростков характерен так называемый «поисковый» полинаркотизм, это когда подросток пробует на себе многие наркотические вещества (обычно идет по возрастающей). Внутривенные наркотики поначалу настораживают подростков, но постепенно они добираются и до них, поэтому важно как можно раньше начинать лечить подростка от наркомании. На раннем этапе употребления наркотиков подростком даже не требуется использования лекарственных препаратов, за исключением случаев интоксикации.

Профилактика подростковой наркомании

Должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркомании ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

Около 80 тысяч россиян в год становятся наркоманами. Хотя средний возраст наркомана составляет 28 лет, среди зависимых немало детей и подростков. Проблема подростковой наркомании и лечения зависимости актуальна и сложна, ведь несформировавшаяся психика ребёнка подвержена постоянным изменениям и требует особого подхода.

Скорость развития зависимости у подростков выше, чем у взрослых: одного разового употребления запрещённых препаратов достаточно, чтобы начать запуск поражения организма. В некоторых, запущенных случаях, даже профессиональное лечение бесполезно.

Факторы развития зависимости

Причины развития наркомании у подростков

Многие медицинские эксперты спорят о том, какие факторы являются главными в формировании у подростка зависимости.

В подростковый период тело и сознание претерпевают колоссальные изменения, а динамика развития болезни становится неуправляемой. Выделяют 2 основных причины, повышающих вероятность развития наркозависимости у подростков.

Биологическая

Результаты многих экспериментов свидетельствуют о существовании генетической предрасположенности некоторых людей к употреблению наркотических веществ. В условиях свободного доступа к психоактивным препаратам одна группа людей отмечается высоким уровнем потребления, а другая – более низким.

Наличие генетической обусловленности подразумевает повышенную скорость мозговых реакций, которые отвечают за укрепление зависимости от наркотических препаратов. Некоторые психиатрические заболевания также повышают риск вовлечения подростков в наркотическую среду (шизофрения, биполярное расстройство, склонность к депрессиям).

Социально-психологическая

Принадлежность семьи ребёнка к асоциальной группе повышает риск развития подростковой наркомании. Отсутствие надзора и общения со стороны родителей может закончиться плачевно для отпрыска. Наличие вредных привычек (алкоголь, курение) у родителей отрока также повышает риск развития наркомании.

Период полового созревания подразумевает глобальную перестройку подросткового организма. Бушующие гормоны запускают ряд цепных реакций, с которыми человек не в состоянии справиться. Резкие перепады настроения, отсутствие жизненных ориентиров, а также индивидуальные особенности характера подталкивают ребёнка к подростковой наркомании.

Пресловутый подростковый максимализм играет не последнюю роль в формировании зависимости. Поиск острых ощущений в пределах знакомой компании приводит к заинтересованности запрещёнными веществами. Личностная незрелость вынуждает некоторых тинэйджеров утвердиться таким образом среди сверстников.

Признаки болезни

Предупредить появление наркомании всегда легче, чем провести грамотное лечение давней зависимости. Существуют определённые признаки наркомании у подростков, которые должны насторожить родителей:

  • изменение питьевого режима и распорядка дня;
  • хроническая усталость;
  • резкие перепады настроения;
  • бледность и отёчность кожных покровов;
  • неестественный размер зрачков;
  • постоянный насморк;
  • ускорение или замедление поведенческих реакций;
  • появление посторонней атрибутики.




Изменения во внешнем виде

Признаки употребления наркотиков

Приём наркотиков отражается на внешнем виде зависимого. Одним из информативных признаков подростковой наркомании является состояние глаз. Изменение зрачковых реакций – один из характерных признаков приёма наркотических препаратов. Отклонение от нормального размера зрачка стоит расценивать как ключевой внешний показатель.

Необходимо также обращать внимания на руки. Появление на руках следов от уколов, ношение одежды с длинными рукавами в жаркое время года – прямое указание на то, что подросток употребляет психоактивные вещества.

Этапы развития болезни

Подростковая наркомания развивается в 4 этапа.

Первый этап

Разовое употребление наркотиков может не вызвать желаемых положительных ощущений. Но не стоит недооценивать эту , так как именно в это время человек перестаёт считать наркотическое вещество потенциально опасным. Неудачный приём веществ ослабляет границы и внутренние запреты.

Этот период характерен тем, что ребёнок впервые испытывает ощущение эйфории. Желание «сбежать» от реальности и расширить сознание подталкивает отрока к повторному употреблению вещества. Наркотик становится отличным релаксантом и лёгким способом развлечения.

В данный период происходит закрепление психологической и физической зависимости от веществ. Длительный отказ от запрещённых веществ может стать причиной серьёзного расстройства. Теперь погружение в наркотическое состояние воспринимается не как забавное развлечение, а как необходимый и единственный способ решения проблем. На данном этапе рекомендуется начать принудительное лечение наркозависимого.

На данном этапе проявляются все характерные симптомы, происходит токсическое поражение всех систем подросткового организма. В случае долгого неупотребления препарата может развиться « ». Человек не скрывает свою зависимость. Зачастую происходит экстренная госпитализация наркозависимого и дальнейшее лечение.

Оценка наносимого урона

Диапазон последствий, получаемых при подростковой наркомании, чрезвычайно широк – от поражения отдельных систем организма до летального исхода. Разрушительное воздействие наркотических препаратов на здоровье человека давно доказано, а некоторые из последствий не поддаются лечению.

В результате злоупотребления наркотиками могут возникнуть следующие последствия:

  • болезни головного мозга;
  • поражения внутренних органов;
  • патологические изменения психики;
  • нарушение менструального цикла;
  • появление суицидальных наклонностей;
  • заболевания миокарда.

Лечение болезни

Налаживание отношений в семье с подростком, является одним из лучших лекарств

Нежелание родителей поверить, что их чадо употребляет наркотики, и «замалчивание» проблемы – самая большая ошибка, которую они могут допустить. Налаживание общения с подростком и создание доверительных отношений – один из лучших методов лечения, которому можно подвергнуть наркозависимого человека.

Существуют специализированные медицинские заведения, профессионально занимающиеся лечением подростковой наркомании. В случае отказа от лечения можно вызвать медицинскую бригаду и изолировать зависимого в принудительном режиме. В наркологических клиниках выводят человека из состояния интоксикации, а также занимаются снятием наркотического синдрома.

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.

Один из самых распространенных страхов современных родителей – это узнать, что ребенок давно и прочно зависит от наркотических веществ. Однако выход всегда есть, ни в коем случае не стоит оставлять без внимания эту проблему. Мы проводим качественное и эффективное лечение наркомании у подростков.

Вы заметили, что поведение вашего взрослеющего ребенка изменилось? Увидели следы от инъекций на руках или ногах? Именно это самые распространенные признаки наркомании у подростков, которые можно определить визуально.

Первичная консультация наркозависимого и близких

Мы предлагаем первичную консультацию, в ходе, которого опытный психолог и врач – нарколог проведут первичную беседу с юным наркозависимым, с близкими родственниками, для определения проблемы, дальнейшего плана действия.

Именно в этот начальный период необходимо очень аккуратно начать беседу с подростком, выявить причину побудившую начать принимать наркотические вещества, разобраться во внутренних переживаниях. И самое главное простимулировать желание начать лечение от наркотической зависимости.

Диагностика наркотической зависимости у подростка

Наркозависимость – очень сложное заболевание, которое требует тщательной диагностики. Прежде всего, ваш ребенок будет полностью обследован (будут взяты все необходимые анализы, проведено ультразвуковое исследование и другое).

С помощью специальных лабораторных исследований в нашей клинике в Москве можно узнать, конкретно от каких наркотических средств выработалась зависимость у подростка (каннабиоиды, «спайс», психостимуляторы, опиаты и прочее), а также ее степень.

В ходе обследования будут выявлены также сопутствующие заболевания, которые могли развиться вследствие хронической интоксикации организма. Кроме того, наши психологи будут работать с вашим ребенком для того, чтобы выявить причины, которые спровоцировали наркозависимость. Проблемы юношеской наркомании могут иметь множество разнообразных причин, которые для успешного лечения важно устранить.

Индивидуальное лечение подростковой наркомании

Лечение подростковой наркомании – это нелегкий, но преодолимый путь. Для успешного преодоления наркозависимости для каждого пациента мы разрабатываем исключительно индивидуальный план лечения.

Проводится комплексное медикаментозное лечение, которое направлено на снятие признаков интоксикации (в случае необходимости), а также на поддержание молодого организма и возобновление его нормального функционирования.

Неотъемлемой частью лечения является работа психолога с подростком. Поскольку полное преодоление наркозависимости практически невозможно без работы над сознанием пациента. Психологи нашей клиники в Москве всеми силами проводят коррекцию поведения подростка, таким образом, устраняя первопричины наркомании.

Реабилитация – важная часть закрепления успеха

Юношеская наркомания часто характеризуется срывами и рецидивами. Чтобы навсегда забыть о проблемах, связанных с наркотиками важная роль отведена не только непосредственному лечению, но и этапу реабилитации.

В нашей клинике для подростков также разрабатываются особые реабилитационные программы, пройдя которые у подростков в 90% случаев не возникает желания вернуться к употреблению наркотиков.

Мы работаем на благо наших пациентов. Через нашу клинику прошли уже сотни подростков, которые смогли успешно справиться с проблемой наркозависимости. Подарите своему ребенку шанс на выздоровление, обращайтесь в нашу клинику!

Стоимость лечебных услуг

Услуга Стоимость
Лечение наркомании 1300 руб./сутки
Реабилитация наркозависимых от 35000 руб. месяц
Реабилитационный центр в Тайланде от 5000 руб./сутки
Лечение наркомании вип-класса (VIP услуги) от 2500 руб./сутки
Снятие ломки (Абстинентного синдрома) 3000 руб.
Капельница на дому 3000 руб.
Клиника лечения наркомании 1300 руб.
Услуги нарколога (Психолога) 3000 руб.
Принудительное лечение наркомании (Мотивационная бригада) от 10000 руб.
Лечение наркомании в стационаре 1300 руб./сутки
Убод (Детоксикация) 25000 руб.