Серп, молот и красное знамя: так ли просты эти символы? Загадочный «серп и молот» на Болотной улице

Личность его мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте.

Родился в зажиточной и очень религиозной семье, сдававшей в наем дачные дома в подмосковном Пушкино. Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 - 1912 годах. Камзолкин — член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин. Но Евгений Иванович всю жизнь жил уединенно и загадочно. Во время учебы он не просто увлекается искусством Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, но считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 - 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922). Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода — «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 - 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

С 1918 по 1922 годы Е.И.Камзолкин - главный художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов. Здесь, в пустом зале, накануне 1 мая 1918 года он рисует символ мирного труда - перекрещивающиеся Серп и Молот. Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов засвидетельствовал миг рождения этого великого русского символа, :
«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были сразу же отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...

Вот такими и перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. "Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти..."»

Евгений Камзолкин активно участвовал в художественной жизни страны. Исполнил панно "Мартеновский цех (масло, 1923) для 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. В последующие годы писал тематические картины и пейзажи. В 1935-36 принимал участие в работе над проектом оформления ж.-д. вокзала Новосибирск- Главный. В 1921 году состоял на службе в отделе народного образования Моссовета в должности инструктора по рисованию детской колонии «Лесной городок». В 40--х годах Евгений Иванович отдал свою мастерскую под детскую музыкальную школу №1 и шефствовал над ней до конца жизни. Автор брошюры "Рабочий и крестьянский театр" (1919). Персональные выставки его произведений состоялись в 1938 и 1950 (Москва), 1965 (Пушкино). В 1983 в Пушкино была открыта мемориальная комната Е.И.Камзолкина.

Евгений Иванович Камзолкин

Серп и Молот - удивительный по простоте и гениальный по выразительности советский символ создал 25 апреля 1918 года русский художник Евгений Иванович Камзолкин (1885 – 1957).

Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964) засвидетельствовал миг рождения великого русского символа:

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет - и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР - художник И. И. Дубасов.

"Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, - объяснял Евгений Иванович. - У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти..."»

Личность Евгения Камзолкина мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте, что тоже знак и символ.

Предки Евгения Ивановича были состоятельными купцами. Его родной дед Василий Иванович Камзолкин, поселившись в XIX веке в подмосковном дачном поселке Пушкино, отстроил несколько дач, взял в аренду землю и проложил дорогу к фабрике Армандов. Имели Камзолкины доходные дома и в Москве.

Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 – 1912 годах. Камзолкин - член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин.

Но во время учебы Евгений Иванович увлекается искусством и духовно-религиозными практиками Древнего Египта, Ассирии и Вавилона. Он считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 – 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922).

Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода - «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 – 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

В январе 1913 года газета «Руль» писала: «Хотел бы и даже может сказать свое слово г-н Камзолкин. Талантливый художник на этот раз задался целью воскресить трудно воссоздаваемые для современного человека картины ветхозаветного Ассура и Вавилона. Во многом это удалось мастеру. Сапфиры, бирюза и золото - основные краски г-на Камзолкина, на них он создает увлекательную и дерзкую симфонию».

Революционные ненадолго годы вырвали из плена Древнего Востока. Всей душой восприняв лозунг «Искусство - в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно - для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А. К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.

Меняется и тематика его картин. Он пишет полотна: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал», «На помещика». Создает пейзажи иллюстрирующие русские песни: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку».

Известен Евгений Камзолкин и как фотограф, создатель собственной техники фотографии и изобретатель оригинальных фотодевайсов.

В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи - его картина «Комсомольцы 20-х гг.».

Выдающийся художник так и не стал знаменитым по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Да и «египетская» тематика его работ вызывала нежелательные ассоциации с современностью.

Он тихо ушел из жизни в 1957 году.


Е.И. Камзолкин. Пейзаж "У реки".

Этот символ украшал советский красный флаг. Кроме того, серп с молотом был главной эмблемой Союза СССР и одним из символов коммунистического движения. Данный материал посвящается 100-летию Октябрьской революции.

…Точи для новой жатвы серп,
Храни для новой битвы молот!
В.Брюсов «Серп и молот», 1921

Итак, начнем с молота

В самом широком смысле он выступает символом ремесла и производительной деятельности. Этим орудием «вооружены» такие божества-громовержцы, как индийский Вишну и германо-скандинавский Тор. Молот часто символизировал удар грома и сверкание молнии. В мифологии многих народов молот был неотъемлемым орудием кузнеца, выступающего в качестве творца-демиурга; и тем самым наделялся магической способностью созидания.

Один из главных скульптурных символов Советского Союза, монумент Рабочему и Колхознице – также перекликается с античными памятниками

Метафорически молот олицетворяет творческую силу и вдохновение, которые живут в душе каждого человека. Эта сила помогает человеку преодолевать лень, пассивность, инерцию и пробуждает энергию и активность для реализации лучших качеств. Здесь стоит вспомнить, что бог-покровитель всех творцов Гефест всегда изображался с молотом в руках.

Преобразуя пространство, молот символизирует победу над ним. Молот выступает главной преобразующей силой, главным инструментом для создания нового из того, что было раньше.

Серп – символ очень древний и не всегда однозначный

Это символ как плодородия и изобилия, так и смертельной «жатвы». Серп выступает атрибутом многих древних богов Луны и плодородия: вавилонского Мардука, греческого Кроноса, римского Сильвана, галльского Эзуса и других.

Для земледельческих народов орудие жатвы имело сакральный смысл. Так, например, в Древнем Египте праздник сбора урожая открывал сам фараон, срезая первый сноп золотым серпом для жертвенного подношения колосков нового урожая богу плодородия Мину.

Похожий ритуал существовал и у древних славян (отсюда и название месяца жатвы – «серпень»). Однако в славянском язычестве серп был одним из символов богини зимы и смерти – Мары. Мара «жнет колосья, собирая урожай», метафорически определяя для людей меру жизни и смерти.

Серп – неотъемлемый атрибут бога времени Сатурна (в греческой мифологии ему соответствует Кронос, а в славянской – Числобог). Олицетворяя орудие времени, серп разрушает прошлое для рождения будущего.

«Можно ли однозначно назвать серп орудием смерти? – задается вопросом исследователь Олег Хан. – Очевидно, что сбор урожая в каком-то смысле – смерть для колосьев, то есть смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев».


Под серпасто-молоткастым флагом советские люди не только успешно созидали, но и отважно воевали

Если молот символизирует власть над Пространством, а серп – власть над Временем, то эти два орудия, изображенные вместе, олицетворяют победу человека над временем и пространством .

Интересно, что в античном пантеоне дочерью Кроноса, бога Времени и Реи, богини Пространства была Гестия (в римском соответствии – Веста), богиня Огня. Этот вечно горящий огонь, как и пролитую в боях кровь, символизировало алое знамя СССР.

Символизирует смертность. Это Смерть-Жнец. Атрибут Кроноса (Сатурна), олицетворяющего время. Изображается в руках скелета или Старика-Смерти. Кроме того, серп и капюшон Кроноса олицетворяют заход или осеннее истощение силы Солнца. У шумеров серп - царский символ. Его часто можно видеть в руках у Приапа как символ оплодотворяющей силы; он служит также символом плодородия в смысле земледелия.


Смотреть значение Серп в других словарях

Серп — м. зубреный, кривой нож для срезки или сжатия хлеба с корня. ы затыкают в сенях, под потолок. Луна серпом, узкой вырезкой, полоской, серповидно, -образно. Тупой серп руку........
Толковый словарь Даля

Серп — серпа, м. Ручное орудие для срезывания хлеба с корня, представляющее собой длинный изогнутый нож с зазубренным лезвием. И сверкали в светлом поле серп и быстрая коса.........
Толковый словарь Ушакова

Серп М. — 1. Ручное орудие для срезывания злаков с корня, представляющее собою длинный изогнутый, мелко зазубренный нож. 2. То, что имеет форму такого предмета.
Толковый словарь Ефремовой

Серп — -а́; м.
1. Ручное сельскохозяйственное орудие - изогнутый в форме дуги мелко зазубренный нож для срезания хлебных злаков с корня. Жать серпом. ● Серп и молот: государственная........
Толковый словарь Кузнецова

Серп — Общеславянское слово индоевропейской природы (в частности, в латинском находим sarpo – "срезываю").
Этимологический словарь Крылова

Дистракционный Серп
Большой медицинский словарь

Паховый Серп — (falx inguinalis, PNA, JNA; falx (aponeurotica) inguinalis, BNA; син.: апоневроз серповидный, Генле связка, сухожилие соединенное, сухожилие соединительно) пучок сухожильных волокон в медиальном........
Большой медицинский словарь

Серп Большого Мозга — (falx cerebri, PNA, BNA, JNA; син. серповидный отросток большой) отросток твердой оболочки головного мозга, расположенный в срединной плоскости и вдающийся в продольную щель между........
Большой медицинский словарь

Серп Мозжечка — (falx cerebelli, PNA, BNA, JNA; син. серповидный отросток малый) отросток твердой оболочки головного мозга, расположенный в срединной плоскости и вдающийся в вырезку между полушариями мозжечка.
Большой медицинский словарь

Серп Перегородки — (falx septi, PNA) см. Заслонка овального отверстия.
Большой медицинский словарь

Серп И Молот — - коммунистическая эмблема; государственная эмблема СССР, символизирующая союз рабочих и крестьян, мирный труд народа, один из основных элементов существовавших в........
Исторический словарь

Серп, Серп Большого Мозга — (falx сеrebrf) - серповидная складка твердой мозговой оболочки, проходящая вниз от крыши черепа по средней линии между полушариями большого мозга.
Психологическая энциклопедия

Дистракцио́нный Серп — обнаруживаемое при офтальмоскопии резко очерченное образование белого цвета в виде узкого серпа, охватывающего височную половину диска зрительного нерва; наблюдается........
Медицинская энциклопедия

Па́ховый Серп — - пучок сухожильных волокон в медиальном........
Медицинская энциклопедия

Серп (falx, Множ./alces), Серп Большого Мозга (falx Сеrebrf) — серповидная складка твердой мозговой оболочки, проходящая вниз от крыши черепа по средней линии между полушариями большого мозга.
Медицинский словарь

Серп Большо́го Мо́зга — (falx cerebri, PNA, BNA, JNA; син. серповидный отросток большой)
отросток твердой оболочки головного мозга, расположенный в срединной плоскости и вдающийся в продольную щель........
Медицинская энциклопедия

Серп Мозжечка́ — (falx cerebelli, PNA, BNA, JNA; син. серповидный отросток малый)
отросток твердой оболочки головного мозга, расположенный в срединной плоскости и вдающийся в вырезку между полушариями мозжечка.
Медицинская энциклопедия

Серп Перегоро́дки — (falx septi, PNA)
см. Заслонка овального отверстия.
Медицинская энциклопедия

Серп И Молот — филат. назв. рис. водяного знака бумаги, использ. при печати почт, марки СССР 1950 № 1525. Единственный случай использ. такой бумаги для сов. почт, марок.
Словарь филателиста

СЕРП — СЕРП, -а, м. 1. Ручное орудие - изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня. Жать серпом. 2. перен. Предмет, своими очертаниями напоминающий........
Толковый словарь Ожегова

Один из главных символов СССР – «Серп и молот» – известен каждому, в том числе – далеко за пределами так называемого «постсоветского пространства». И в этом нет ничего удивительного, ведь на протяжении многих десятилетий этой знак половине мира внушал страх и уважение, а другой половине – страх и неприкрытую ненависть.

«Серп и молот» – символ достаточно простой в конструктивном и семантическом плане. Серп олицетворяет крестьянско-фермерское хозяйство, а молот – заводских рабочих. Фактически речь идет о двух базисах экономики СССР – сельском хозяйстве и тяжелой промышленность. Как минимум, именно так эта эмблема разъясняется нам со страниц школьных учебников истории. Но все ли так очевидно?

Стоит обратить внимание на то, что молот – одна из древнейших геральдических эмблем, известных в Европе (в частности – Восточной) со Средневековья. Молот – символ ремесла, в определенном смысле – знак, воплощающий созидательный, творческий акт. Кроме того, молот также входит в базовую символику вольных каменщиков (масонов). При этом на гербе СССР символ серп и молот имеют строго определенную позиционную закономерность – серп всегда наложен на молот. Это значит, что молот является основой, предтечей, тогда как серп – вторичен. Но называются эти предметы в обратном порядке – в той последовательности, в которой они предстают перед созерцающим их человеком, сначала серп, потом молот.


В свою очередь серп европейскому символизму известен со времен Древнего Рима, где он был персональной эмблемой бога Сатурна (у греков – Кроноса), который отличался жестоким и мстительным нравом. Сатурн являлся богом времени и земледелия, он олицетворял неумолимость и непрерывность жизненных процессов. Серп в его руках выступал символом жатвы, и в определенном смысле– жертвы. Тут же стоит вспомнить, что не зря первые традиционные изображения смерти в облике скелета в хламиде снабжались вовсе не косой, а именно серпом. В традиционной европейской эзотерике до сих пор сохранилось понятие «серп юпитера», которое указывает на определенную и крайне негативную позицию этой планеты в отношении Земли. Но вместе с тем – это сакральный, почитаемый символ, ведь, к примеру, кельтские друиды собирали священную омелу специально подготовленным золотым серпом.


На гербе СССР символ «Серп и молот» «накрывает» собой планету. Вроде бы речь тут идет о пресловутом «мировом коммунизме», но вверху – красная пентаграмма, а внизу – восходящее солнце, у которого 33 луча. И вновь невольно вспоминаются традиции вольных каменщиков, где 33 – одно из сакральнейших чисел, собственно – максимальный градус посвящения в масонстве – как раз тридцать третий. Именно эти, на первый взгляд – едва заметные совпадения, навели многих исследователей (среди которых можно отметить, в частности, А. Егазарова) на мысли о том, что у символа СССР «Серп и молот» был еще один семантический пласт, вероятно – гораздо более глубокий, чем тот, который выдавался за «официальную версию»…