5 основных морских узлов. Как завязывать морской узел рыбацкий штык. Морские узлы: история и схема вязки

Завязывание морских узлов на верёвке для её практического использования является важным вопросом морской практики. Прежде всего, хотел бы сделать небольшое пояснение. В описании представленных ниже морских узлов под словом «коренной конец» подразумевается неподвижный конец троса, а «ходовой конец» обозначает другой, рабочий (подвижный), конец троса. В описании выполнения узлов для облегчения изучения представлены рисунки.

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.

По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.

10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).

Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.

13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.

16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.

18. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

Применение. Узел \»затягивающаяся удавка\» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

22. УЗЕЛ \»КОШАЧЬИ ЛАПКИ\»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).

Применение. Узел \»кошачьи лапки\» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).

24. УЗЕЛ \»ВОСЬМЕРКА\»
(первый вариант)

Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

25. УЗЕЛ \»ВОСЬМЕРКА\»
(второй- вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.

Применение. См. применение узла \»восьмерка\» (первый вариант).

26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.

С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Вязать и распутывать узлы - занятие, достойное настоящего мужчины, причем как в прямом, так и в переносном смысле, но пригодится и женщинам. С детства мы слышим про мифические «морские узлы», вязать которые мало кто умеет, но вот сравниться с ними по прочности и сложности не могут никакие «бантики». И действительно, морская жизнь немыслима без знания определенного набора узлов, каждый из которых служит для определенной цели и может стать эффективным орудием в руках умелого узловязателя.

Когда-то мастерство такелажника ценилось наравне с опытными штурманами. За специалистами в узлах охотились морские компании, а на судне такой человек ценился куда больше обычного матроса. Сегодня, мастерство вязания узлов понемногу уходит в прошлое, однако даже самые базовые навыки этого старинного ремесла - вязания морских узлов - могут оказаться бесценными в разных ситуациях.

Перед вами 10 узлов, которые незаменимы и в морском переходе, и в обычной жизни.

Прямой узел
Этим узлом пользовались древние египтяне еще за три тысячи лет до нашей эры, а также древние греки и древние римляне. Прямой узел - это два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Если нагрузка на связанные тросы очень большая или тросы намокли, узел сильно затягивается, однако даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1-2 секунды.



Плоский узел
Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.


Восьмерка
Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.


Португальский булинь
Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.


Улучшенный кинжальный узел
Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра, так как весьма несложен по своей схеме и достаточно компактен, когда затянут. В затянутом состоянии два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел несложно развязать, если ослабить одну из крайних петель.


Фламандская петля
Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.


Фламандский узел
Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел - один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Даже будучи сильно затянутым, он не портит трос, и его сравнительно легко развязать.


Стопорный узел
Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.


Удавка
Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу - не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Узлы - это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.
Узлов существует достаточно много. Как пишет Л.Н. Скрягин в книге «Морские узлы», американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости. Вообще, для многих людей вязание узлов - область далекая и не самая нужная; они прекрасно обходятся без этого. А с узлами сталкиваются, лишь когда завязывают ботинки или галстук. А раз нет потребности в узлах - нет и необходимости знать из различные виды.
Другие же, напротив, считают, что даже в быту умение вязать узлы дело все-таки полезное и нужное, и что это умение их не раз выручало. Эти люди охотно берут веревку в руки, умеют с ней обращаться, свободно вяжут на ней узлы, умело привязывают веревку к чему-либо, быстро связывают веревки между собой. И все это они делают красиво, уверенно и, главное, - надежно.
Вязать узлы - дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Одни узлы под нагрузкой затягиваются, другие - нет. Некоторые узлы могут «ползти» - медленно развязываться, а другие же затягиваются так, что развязать их не удается…
Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.
Некоторые найдут иные способы завязывания узлов - и, действительно, для некоторых узлов эти способы существуют. В этой книге варианты вязки узлов не приводятся. Исключение составляют узлы, которые можно вязать как петлей (кольцом), так и свободным концом веревки, что порой бывает очень важно при работе с ними.
К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Узлы должны:
завязываться просто (легко запоминаться);
не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия;
не «ползти» при переменных нагрузках;
не затягиваться «намертво» без необходимости;
соответствовать своему назначению.
Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.
Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» - на 25%, узел «булинь» - на 30%, ткацкий - на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой (для капроновых веревок). Использование таких веревок для страховки недопустимо.
Несколько слов о названиях узлов, приведенных в книге. Некоторые из них называются здесь иначе, чем в литературе по морской практике. Автор оставил те названия, под которыми эти узлы известны большому кругу людей - туристам, альпинистам и др. Если кто-то считает, что другие названия более удачны, - переучиваться не стоит. Главное - не в названии узла, а в его назначении.
Книга, безусловно, будет полезна тем, кто в своей работе, увлечении без узлов обойтись не может. Это, конечно, альпинисты, моряки, охотники, рыбаки, скалолазы, туристы, яхтсмены и т.д. Но и другие читатели найдут также полезные для себя сведения. Так, раздел «Галстучные узлы» поможет выбрать подходящий способ завязывания галстука, а раздел «Декоративные узлы» - красиво оформить подарочную коробку. А женщины, увлекающиеся макраме, смогут использовать сведения из книги в своих практических занятиях.
Автор

Обозначения, принятые в книге:
(+) - положительные свойства узла;
(-) - отрицательные свойства узла;
(!) - рекомендации и область использования.

Узлы и как их завязывать - казалось бы, что в этом сложного? Ведь мы сталкиваемся с ними в повседневной жизни на каждом шагу и завязываем их, даже не задумываясь. С раннего детства нас учили завязывать шнурки, девочкам - ленточки и бантики, потом мужчины учатся завязывать галстук. А далее - в быту, на рыбалке, на отдыхе, охоте, в спорте или морском деле - так или иначе, но узлы присутствуют всюду. Разберемся, как завязать узлы на веревке правильно и какие из них получаются самыми крепкими.

Что такое узлы

Узлы существуют с давних пор, еще наши далекие предки использовали их для создания первых инструментов, одежды, добывания пищи: охоты и рыбалки. По сути, узел - это определенный способ плетения веревок, лески, лент, нитей и прочего, способ соединять их между собой или привязывать к чему-либо путем создания петли.

То есть узлы имеют очень давнюю и довольно богатую историю и применения, и развития. Ведь в каждом деле, ремесле, направлении, где они использовались, придумывали свои виды, наиболее удобные, крепкие или красивые, в зависимости от приоритетов. Такое соединение может быть сплетено из разного количества веревок, их разной длины, диаметра. Различаются они по сферам применения.

Какие существуют

Узлы могут быть морскими, туристическими, альпинистскими, охотничьими или рыболовными - это различие по сфере их применения. Например, только морских узлов насчитывается около семисот!

К каждому из видов применяются определенные требования. Например, туристические, помимо того, что должны быть крепкими и простыми: обязаны просто запоминаться, легко завязываться, не ползти под нагрузкой, не затягиваться намертво, если этого не нужно.

Конечно, знать, как завязать узлы на веревке всех видов вряд ли возможно, да и не нужно. Это не доступно ни оному человеку на планете. Достаточно просто понимать, как завязать узлы на веревке крепко и так, чтобы они выглядели при этом презентабельно.

Само собой, сразу хорошее, крепкое соединение или нужная петля не получатся. Нужно учиться тому, как завязать крепкий узел на веревке, практикуясь, а не только в теории. Хотя теоретическую базу знать также необходимо. Например, как завязать узел на конце веревки: свободные края сложить в петлю, оставив хвостик той длины, какой величины нужен узел, продеть в нее, затянуть. Узел на конце веревки готов!

От чего зависит крепость узла

Как завязать узлы на веревке так, чтобы они были крепкими? Ответ на этот вопрос прост: во-первых, нужно уметь их вязать, как бы ни банально это звучало. А во-вторых, сама веревка для этого должна быть достаточно прочной, иначе какими бы навыками по вязанию узлов вы не обладали, а толку от этого будет мало.

Любой канат, шнур или веревка и все, из чего вяжутся узлы, имеет свою характеристику прочности. Причем, если веревка используется, например, для привязывания палатки к колышку или даже лодки к рыбацкому причалу, вряд ли кто сильно задумывается об уровне ее прочности. Но в некоторых сферах применения узлов такая невнимательность непростительна, например, в альпинизме.

Стоит учитывать один факт: любой узел так или иначе делает веревку менее прочной, например:

  • узел-восьмерка ослабляет на четверть;
  • булинь - на треть;
  • ткацкий - на 35%.

Все прочие узлы делают веревку менее прочной примерно на столько же. Также для уровня прочности и веревки, и узла стоит учитывать следующее:

  • если она мокрая, то ее прочность снижается на 10%;
  • если используется при сильных заморозках (до 30 градусов), то она становится менее прочной на треть;
  • половину прочности теряют веревки грязные, старые, много времени бывшие на солнце, с поврежденной оплеткой.

Варианты применения

Узлы встречаются даже в обычной жизни на каждом шагу, причем они могут быть как функциональными, так и просто декоративными. Например, в последнее время особую популярность приобрели браслеты или колье, сделанные из жгутов, шнурков и тонких веревок, завязанными красивыми узлами.

Используются они также для того, чтобы связать две веревки одной толщины. В туризме вместо веревок могут использоваться другие материалы, имеющие разную толщину. При помощи узла можно завязывать самые разнообразные петли: затягивающююся, альпинистскую, быстроразвязывающююся (он же бантик), булинь или те, что развязать очень сложно. Учитывайте, что большинство узлов приводят к перетиранию веревки, а также имеют свойство развязываться сами собой.

Морской узел

Наверное, самый известный из всех узлов. Можно не уметь его завязывать, но слышали о нем наверняка все. Что же он из себя представляет и как завязать морской узел на веревке?

В первую очередь нужно сказать, что морских узлов существует несколько, и каждый из них имеет свое название: бегущий простой, рифовый, булинь, силковый, эшафотный. Все они являются затягивающимися петлями, при помощи которых привязывали судно к пирсу. Их особенностью является определенной способ вязки и стягивания веревки, при котором она натягивается, делая узел надежным. А когда веревку ослабляют, петлю легко развязать.

Чаще всего используют булинь или беседочный узел. В том, чтобы научиться его завязывать, нет ничего сложного, а пригодиться такое умение может в любой момент. Завязывают его следующим образом:

  • делается небольшая петля, в запасе оставляется кусок веревки такой длины, какой величины нужен узел;
  • этот конец продевается через петлю, как при завязывании простого узла;
  • оборачивается вокруг свободного конца веревки, продевается в маленькую и затягивается.

Для связывания двух веревок

Бывает, что необходимо связать между собой две или даже больше веревок, а еще добавить узлы на уже завязанных веревках. Для этих целей существуют специальные петли. Итак, как завязать узел на завязанной веревке фламандской петлей или встречной восьмеркой, которая является одной из самых старых, прочных и крепких:

  • на конце незавязанной веревки делают восьмерку из ее свободного края;
  • оставшимся концом завязанной повторяют изгибы и продевают в них, при этом петлю затягивая.

Этот узел практически не ослабляет прочность веревки, при этом его легко развязать при необходимости.

Неразвязывающийся узел

Иногда необходимо завязать такую петлю, которая не развяжется ни при каких обстоятельствах. Как правило, это Одним из таковых считается ткацкий. Итак, как завязать крепкий узел на веревке, который точно не развяжется в самый неподходящий момент? Прежде всего нужно понимать, что он представляет собой комбинацию двух узлов, которые ходовыми концами завязываются вокруг основания:

  • положите две веревки концами друг к другу;
  • на одном конце выполните простой узел;
  • конец другой пропустите через сделанную на первой петлю, сделайте оборот вокруг ее основания;
  • завяжите второй веревкой такой же простой узел;
  • сдвигайте обе петли навстречу друг другу до тех пор, пока они не сойдутся вместе;
  • как следует затяните узел.

Это очень крепкий узел, при всей своей кажущейся простоте при натягивании он становится настолько крепким, что развязать его представляется маловероятным.

Красивый узел

Конечно, не все петли и узелки служат исключительно для функциональных целей, их используют также для создания украшений: браслетов, колье. А еще узлы завязывают просто на удачу, используют в технике макраме, кружевоплетении и не только.

И именно здесь пригодится знание того, как завязать красивый узел на веревке. Но таких узелков довольно много, так что расскажем о паре самых легко выполнимых и привлекательных.

Все помнят и знают, Так вот, если переплетать подобным образом одну или несколько веревок, получается красиво завязанная тесьма из узелков.

Еще один популярный узор - плетеная корона или, используя терминологию техники макраме, кобра. Используется для создания текстильных браслетов, колье, фенечек, брелоков и шнурков для зонтика или поводка для собаки. Вяжется он из четырех веревок следующим образом:

  • соединить концы веревок между собой;
  • развернуть концы на себя;
  • завяжите узел-корону, делая из каждой веревки петлю и протягивая в нее тот конец, что лежит следом за ней;
  • затяните и продолжайте вязать узлы до нужной длины.

Шнурок «плетеная корона» готов! Теперь можно закрыть его кончики специальными колпачками с застежкой, которые приобретаются в магазине с фурнитурой для бижутерии, и использовать в качестве браслета или колье.

Каждому из нас когда-нибудь приходилось сталкиваться с процессом вязания узлов. Иногда нужно завязать простой узелок. Но бывают случаи, когда необходимо завязать более надёжные соединения. Именно тогда и стоит прибегнуть к использованию всем известных «морских узлов». Зная дюжину из самых распространённых, можно подобрать нужный для каждой задачи, начиная с привязывания крючка на рыбалке и заканчивая поднятием объёмных грузов на верёвочном тросе.

Краткая история возникновения

Берёт своё начало на заре времён. Издревле первобытные люди использовали узловые письма для передачи информации. За неимением других материалов для создания орудий труда и предметов быта также применялись такие соединения.

Однако наибольшую популярность техника плетения узлов приобрела с развитием мореходства. Уже тогда возникли предпосылки для создания системы узловых соединений, способных надёжно фиксировать корабельную оснастку.

Моряками использовалась треугольная деревянная дощечка с привязанной верёвкой. На всей длине ее были завязаны узелки. Расстояние между ними было кратно определённой доли морской мили. Выбрасывая доску за борт, моряки засекали время разматывания бечёвки. Таким нехитрым образом они определяли скорость движения судна. Впоследствии эту единицу измерения назвали морской узел.

Из школьной программы нам хорошо знаком так называемый «гордиев узел» . Им была привязана телега в храме Зевса во Фригии. Легенда гласила, что тот, кто сможет его развязать, легко покорит весь мир. Но это не удавалось сделать никому до великого полководца - Александра Македонского. Он просто разрубил связку мечом.

В конце двадцатого столетия популяризация туризма (а в частности альпинизма) дала новый толчок для развития техники плетения узлов. Немаловажная роль в третьем тысячелетии отводится вязанию рыболовных оснасток. В зависимости от способов ловли используются разные типы соединений.

Классификация по главным признакам

Делятся по ряду факторов. Отсюда можно разделить их по нескольким главным признакам:

Существует ещё масса признаков, по которым можно квалифицировать узловые соединения и петли. Для полного познания потребуется изучить не один десяток книг по данной тематике. На практике же достаточно иметь представление о дюжине основных методов того, как вязать узлы на верёвке.

Виды и способы вязки

Если попытаться квалифицировать узлы и петли на группы по определённым признакам, то на такое занятие уйдёт очень много времени. В разных странах имеются свои названия и модификации одних и тех же видов. К тому же со временем вносятся конструктивные изменения в некоторые из них. Но все же стоит отметить наиболее часто применяемые соединения в различных сферах жизнедеятельности.

Лучше всего начинать с изучения верёвочных видов:

Для привязывания объектов

Освоив вышеназванные соединения, можно переходить к крепёжным узлам . Из них стоит выделить несколько основных:

  1. Удавка - прост в освоении и довольно надёжен. Наибольшую крепость набирает при использовании более четырёх внутренних оборотов. Наилучшим применением служит постоянная равномерная нагрузка. При её отсутствии довольно легко развязывается.
  2. Для временного крепежа предназначен быстро развязывающийся узелок. Один конец используется для удержания груза. Потянув за второй, можно быстро освободить весь шнур. Незаменим в случаях, когда нужно опустить груз и вернуть верёвку.

Туристам и альпинистам

Туристические узлы имеют, как правило, узкую специализацию. Их применяют для вязки функциональных петель:

В помощь рыболову

Особое место занимают рыболовные узлы . В зависимости от применяемого материала основного шнура (монофильная леска, плетёнка, флюорокарбон) и диаметра используются те или иные узловые соединения:

Для декоративных поделок

Основной смысловой нагрузкой такого плетения неоспоримо является духовное или эстетическое восприятие. С давних пор определённым переплетениям принадлежала религиозная или мистическая подоплёка.

Язычники изготавливали себе оберегающие амулеты и браслеты из различного вида узлов. С развитием христианства на первый план вышла декоративная функция плетения:

В каждом направлении имеется десяток проверенных временем узлов. Поэтому не стоит забивать голову детальной информацией о различных модификациях. Лучше выбрать для себя дюжину определённых. Но для этого понадобится только практический опыт их использования.

Несколько основополагающих терминов

Если начать вдаваться в подробности вязания тех или иных узлов, то в нужной литературе можно встретить набор определённых специфических терминов . Имея общее представление о них, будет намного проще осмыслить нужную информацию:

Любые знания, в том числе и о плетении узлов, обязательно пригодятся в повседневной жизни. Так или иначе, любая сфера жизнедеятельности, будь то хобби или повседневная работа, связана с этой наукой. Поэтому проведя пару вечеров за основами плетения узлов, можно избежать большинства трудностей в будущем.