Бесплатные лекарства для льготников: оригиналы и дженерики. Почему льготники остаются без лекарств? Почему нет лекарств для льготников

Рассказываем, как в Кировской области устроена система обеспечения льготными лекарственными препаратами, почему она даёт сбои и что делать пациентам, если им не досталось положенных медикаментов.

Пришла за бесплатными лекарствами в поликлинику, а мне говорят – покупайте сами, лекарств нет. Как это понимать?

К сожалению, современная система обеспечения льготными лекарственными препаратами - в России в целом и в Кировской области в частности - выстроена довольно криво. Сегодня есть две основные категории получателей льготных лекарств - это так называемые федеральные и региональные льготники. Первые обеспечиваются препаратами за счёт федерального бюджета, а перечень лекарств для них ежегодно утверждается . Вторая категория - региональные льготники - получают бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, а список лекарств, на которые они могут рассчитывать, определяется .

Кто относится к федеральным льготникам?

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, которые с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее полугода проходили военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии; военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов;
  • члены семей погибших и умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

По данным регионального Минздрава на 1 октября 2017 года из 159,6 тыс. федеральных льготников 79,7% отказались от набора социальных услуг, то есть вместо бесплатных лекарств они получают денежную компенсацию. Остальные 20,3% оставили свою льготу на лекарства. В основном это наиболее тяжёлые больные, страдающие онкологическим заболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хронической почечной недостаточностью, которым требуются дорогостоящие лекарства и процедуры. По данным на 1 октября, на бесплатные лекарства за счёт бюджета в Кировской области имели право 30 630 федеральных льготников.

В последние три года численность граждан, которые обеспечиваются бесплатными лекарствами за счёт федерального бюджета, растёт в среднем на 10 - 15% в год. Это связано как с общим ростом числа федеральных льготников, так и с тем, что всё большее количество из них предпочитают получать бесплатные лекарства, а не денежную компенсацию.

Кто относится к региональным льготникам?

Перечень региональных льготников, имеющих право на бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, утверждён в п. 1 ст. 9 регионального закона от 05.12.2012 № 227-ЗО « ». В него входят:

  • дети первых трёх лет жизни;
  • дети из многодетных семей в возрасте до шести лет;
  • граждане, страдающие ДЦП, СПИД и ВИЧ, онкологическими и гематологическими заболеваниями, туберкулезом, бронхиальной астмой, шизофренией, эпилепсией, диабетом, ревматизмом и т.д. (всего в этом перечне заболеваний 40 пунктов).

По данным на 1 октября, численность граждан, имеющих право на бесплатные лекарства за счёт бюджета Кировской области, составляла 189 536 человек. И их число также растёт на 10 - 15% ежегодно.

Кто из льготников обеспечивается лекарствами лучше?

Из двух вышеперечисленных категорий в более выигрышном положении находятся федеральные льготники. Во-первых, потому что норматив финансовых затрат у них выше. Сравните: в 2017 году на льготные лекарства для одного федерального льготника в бюджете 807,2 руб. в месяц . На региональном уровне норматив финансовых затрат законодательно не установлен, но из расчёта выделенных средств и количества льготополучателей эта сумма сегодня составляет 119,54 руб. на человека в месяц . Во-вторых, федеральное финансирование обычно более стабильное, чем областное. Соответственно, лекарственное обеспечение у федеральных льготников налажено лучше.

Стоит пояснить, что эти нормативы являются расчётными, они используются для планирования бюджета. Фактически затраты на одного пациента могут быть как больше, так и меньше заложенной суммы, а врач при назначении препаратов руководствуется не нормативами, а медицинскими показаниями, диагнозом пациента и перечнями лекарственных средств, отпускаемых льготникам. Получается принцип общего котла: если кому-то из пациентов выписываются бесплатные лекарства на сумму сверх норматива, то это делается за счёт других таких же льготников, которым достанется меньше лекарств или не достанется вовсе. Если сравнить норматив, особенно для региональных льготников, и цены в аптеках, очевидно, что удовлетворить потребности всех льготников во всех необходимых им препаратах при нынешних бюджетных расходах в принципе невозможно.

При этом федеральные льготники вне зависимости от того, получают они свои льготы в натуральном виде (то есть лекарствами) или в виде денежной компенсации, имеют право на бесплатные лекарства и по региональной льготе. Например, больной диабетом, имеющий инвалидность, получает двойную лекарственную помощь от государства: из федерального бюджета - как инвалид, а из регионального бюджета - как диабетик. Такая система ставит «федералов» в ещё более привилегированное положение, ведь чем больше льготников претендует на «кусок» регионального бюджетного «пирога», тем меньший «кусок» достаётся каждому из них.

О том, что такая система двойных льгот несправедлива, уже много лет говорят и общественники, и медицинское сообщество. Однако попытки на областном уровне отсечь федеральных льготников от региональных льгот строго пресекала прокуратура. Теперь с такой , и вполне возможно, что уже в первом квартале 2018 года двойное финансирование льготного лекарственного обеспечения будет ликвидировано.

Кроме того, в мае 2015 года граждане, страдающие хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в части бесплатного лекарственного обеспечения также практически полностью были переведены с федерального на областное финансирование, причём в общий котел с региональными льготниками. Естественно, это сказалось на общей обеспеченности льготными лекарствами самым плачевным образом. Сама категория «орфанников» в Кировской области немногочисленна - всего 92 человека, в том числе 59 детей, но лекарственные препараты, которые им необходимы, стоят очень дорого. Лечение одного такого пациента может обходиться бюджету в несколько миллионов рублей в год. Сегодня порядка 90% от стоимости отпущенных «орфанникам» препаратов финансируются из областного бюджета, и только 10% - из федерального. С начала 2017 года граждане с орфанными заболеваниями получили дорогостоящие лекарства на сумму 27,2 млн рублей, при этом дефицит средств на лекарственное обеспечение таких пациентов сегодня составляет около 60 млн рублей.

Многие регионы, в том числе и Кировская область, поднимают вопрос о том, чтобы бесплатные лекарства «орфанникам» вновь приобретались за счёт федерального бюджета, но пока безрезультатно.

Почему не хватает определённых лекарств?

Помимо явной нехватки бюджетных средств, выделяемых на обеспечение льготными лекарствами, есть и другие моменты. Закупками лекарственных препаратов для всех категорий льготников занимается Министерство здравоохранения Кировской области на основании заявок больниц. А те, в свою очередь, составляют свои заявки с учётом заявок участковых терапевтов и педиатров. По крайней мере, так должно быть в идеале. Предполагается, что врач, зная, сколько льготников, какой категории и с какими диагнозами прикреплено к его участку, должен лучше ориентироваться, какие лекарства и в каком количестве нужно заказать.

Но проблема в том, что система заявок действует на год вперёд. То есть сейчас, во втором полугодии 2017 года, больницы формируют заявку по лекарствам на весь 2018 год. Это значит, что уже сейчас нужно знать, сколько человек и чем заболеет в следующем году, сколько из них получит инвалидность и попадёт в определённую категорию льготников, в каких препаратах и в каких дозировках они будут нуждаться. Как отмечают врачи, более-менее просчитать на год вперёд можно только ситуацию с больными сахарным диабетом, так как по ним в режиме онлайн ведётся специальный регистр. По всем остальным заболеваниям лекарства заказываются «методом тыка», на основании подсчётов количества существующих пациентов и возможного их прироста.

Тендеры по закупке лекарств для льготников проходят в среднем раз в полгода. Плюс бывают дополнительные закупки, когда разыгрываются средства, сэкономленные от предыдущих торгов, и аукционы по дополнительным заявкам от больниц на покупку препаратов, которые не были приобретены по основной заявке. Как это бывает в системе госзакупок, не всегда торги на покупку лекарств проходят с первого раза. В этом случае сроки фактического закупа препаратов могут сдвигаться на месяц и больше.

Как выкручиваются врачи?

Согласно порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному , врач обязан выписать льготный рецепт пациенту, если тот имеет право на получение бесплатных препаратов. При этом не имеет значения, есть в аптеке нужный препарат или нет. Правила отпуска лекарственных препаратов, также , гласят, что в случае отсутствия препарата в аптечном пункте, рецепт должен ставиться на отсроченное обслуживание, а максимальный срок отсрочки по различным категориям препаратов не может превышать 15 рабочих дней. Если за положенное время препарат так и не поступил в аптеку, рецепт должны передать обратно в поликлинику. Там специальная комиссия должна решить: если пациент не перестал нуждаться в лекарстве, придётся выписать ему либо рецепт на аналог, имеющийся в наличии, либо новый рецепт на то же лекарство, то есть фактически продлить срок ожидания препарата.

Однако, судя по отзывам кировских врачей, существует негласное правило: если нужного препарата нет на складе и он не закуплен, рецепт на него не выписывают. Это прямое нарушение закона, на которое медиков фактически вынуждают идти, чтобы в аптеках не росли очереди из отсроченных рецептов. В противном случае Минздраву придётся как-то решать проблему этих очередей, а средств на покупку дополнительных лекарств в бюджете нет.

Получается, когда льготнику требуется препарат, который отсутствует на складе, врачи фактически становятся заложниками ситуации. Многие просто не сообщают своим пациентам об их праве на бесплатные лекарства, пользуясь тем, что прямой обязанности информировать пациентов об их льготах у медиков нет. Такой номер вряд ли пройдёт с федеральными льготниками, которые, как правило, хорошо осведомлены о том, на какую помощь от государства они могут претендовать. Но, например, с родителями, чьи дети ещё не достигли 3-летнего возраста, чаще всего так и поступают: выписывая препарат, просто не сообщают, что его можно получить бесплатно.

Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?

Нельзя сказать, что региональное правительство бездействует в этом вопросе. Как мы уже говорили, предпринимаются попытки выбить федеральное финансирование на лекарства для граждан с орфанными заболеваниями. Кроме того, в рамках информатизации кировских поликлиник недавно была изменена система доступа к лекарственным остаткам. Раньше врач мог видеть наличие льготных лекарственных препаратов только в том аптечном пункте, к которому были прикреплены пациенты-льготники с его участка. Теперь он может следить за остатками лекарств в любой аптеке Кирова и направлять в неё конкретного пациента с льготным рецептом. Недостаток системы пока заключается в том, что лекарство в ней нельзя забронировать онлайн, то есть наличие одного и того же препарата могут видеть десятки врачей со всего города, а значит все они могут одновременно выписать рецепт и направить пациента в конкретную аптеку. Лекарство исключат из наличия только в тот момент, когда его выдадут на руки конкретному льготнику. Всё это не исключает ситуаций, когда на одну и ту же упаковку таблеток будет претендовать несколько человек, а получит её тот, кто придёт в аптеку первым.

Что делать, если не досталось бесплатных лекарств?

На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из госказны РФ ежегодно тратится около 100 млн. руб. Данная мера позволяет открыть доступ к необходимым медикаментам слоям населения. Но не все осведомлены о своем праве на перечень лекарств по федеральному или местному законодательству. Согласно последнему условия выдачи препаратов, их количество, наименования и лица, претендующие на преференцию, варьируются на усмотрение региональных властей.

ФЗ устанавливает общие права для всех граждан РФ, независимо от материального статуса и национальности. Льготы же зависят от принадлежности к особой категории (инвалид, ветеран, малоимущий).

К сожалению, получать лекарства можно только по одному из оснований (хотя прямого запрета на одновременное пользование федеральной и региональной преференциями нет), поэтому льготник должен будет сделать выбор. Выплату на лекарства государственному льготнику осуществляет ПФ, а региональному – орган соцзащиты.

Этой статьей я решил начать небольшой комплекс статей по просвещению граждан о нашей (российской) бесплатной медицине. Мой друг, который работает участковым терапевтом в рязанской поликлинике, согласился помочь в этом нелегком деле информирования населения.

Мы постараемся, чтобы весь комплекс статей наиболее полно, точно и четко отобразил ситуацию в нашем здравоохранении. Также все статьи будут направлены на льготные категории граждан (в основном инвалидов и пенсионеров).

Первая статья касается выписки лекарственных средств по программам ДЛО.

Кто такие федеральные льготники, относитесь ли вы к ним, а также что им положено, уточняем тут http://www.pfrf.ru/federal_beneficiaries . Тут же можно найти и перечень лекарственных средств.

Когда я столкнулся с отказом выписки лекарственных средств, то решил выяснить - почему же лекарства, которые положены, нам не выписывают, мотивируя различными причинами - дорого, в аптеках нет и т.д. и т.п.

Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят.

Расшифровывается как Дополнительное Льготное Обеспечение.

Программа ДЛО начинается с появлением Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Это один из самых нашумевших законов. Т.н. закон о монетизации льгот. Человеку позволяется как «брать льготы натурой» так и деньгами. Это можно уточнить в местном отделении ПФ.

Вроде бы все нормально. По льготам нам возмещают часть затрат на некоторые услуги (сколько то процентов коммунальных платежей, проезд в пригородных электричках, лечение в санатории-профилактории и т.п.). И лекарства еще дают. Но вот только слово «дополнительное» не значит обязательное.

Дополнительное подразумевает, что государство не гарантирует нам все лекарства по всем нашим болезням, а только то, что на основании своих финансовых возможностей и рекомендаций Минздрава посчитает нужным. То есть то, что есть в списке ДЛО. Это отправляет нас к списку ЖНВЛС - жизненно важных и необходимых лекарственных средств, на которые вводятся фиксированные цены. Это не полный перечень всех лекарств ДЛО, хотя с частыми изменениями не возможно четко определить одинаковые они или нет.

В соответствии с Приказом от 18 сентября 2006 г. N 665 (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84391#C1E78E6F2DDF46534B98D2FE48D60052) врач (или при его отсутствии фельдшер) может выписывать лекарства входящие в перечень (состав которого там же во втором пункте «Приложение»).

Список лекарственных средств меняется довольно часто (чуть ли не раз в полгода). Правда меняется незначительно, некоторые лекарственные средства.

С законами разобрались, какой закон за что отвечает, и в каком что указано. Переходим собственно к выписке лекарств - как это происходит и какие лекарства (в т.ч. в каком объеме) положены.

В теории терапевт должен весь свой участок (1700+ человек) со всеми их заболеваниями и лекарствами, в т.ч. и по нозологиям узких специалистов (в т.ч. хирурги, офтальмологи, гематологи и др.) знать и помнить. А также знать кто из узких специалистов кому (с его участка) что заказал по ДЛО, а что нет и дозаказать в случае чего (причем в момент подачи своей заявки). Но это в теории.

Самая большая группа ДЛО - инвалиды.

Как уже упоминалось инвалиды, будучи федеральными льготниками, могут пользоваться как натуральными льготами, так и брать денежный эквивалент. Так они могут из года в год метаться туда-сюда.

Врачу все, что изменилось за последние полгода нужно держать в голове т.к. обновленный список льготников (кто перешел на деньги, а кто наоборот, перешел с денег на лекарства) да еще и не полный приходит уже после подачи заявок на лекарства. Т.е. например один инвалид решил, что в этом году ему лекарства не нужны (или они стоят копейки) и отказался от выписки бесплатных лекарств, в пользу получения денежных средств. Написал заявление в пенсионном фонде и все.

Но врач то пока об этом не знает и соответственно подает заявку на его лекарства. Это с одной стороны положительный момент - возможно, образуется небольшой излишек, который пойдет на другого инвалида. Но может быть обратный вариант. Два инвалида решили вернуться с денежных выплат на «натуру». Аналогично, написали заявление в пенсионный фонд и все. Но их врачи то не знают об этом. И соответственно не заказывают на них лекарства. Образуется недостаток лекарственных средств.

Ктому же лекарства из списка набираются не случайным образом, а в соответствии со стандартными протоколами ведения больных по нозологиям или, если по данной нозологии стандарт не разработан, то в соответствии с отечественными (а если и их нет, то с международными) клиническими рекомендациями.

Что такое нозология - это единица болезни. Две (три, пять) нозологические формы - это два (три, пять) независимых заболевания. Например, сахарный диабет + тахикардия + артроз это три нозологические формы. Т.е. три болезни.

Стандарт - это как эту болезнь правильно диагностировать и лечить в соответствии с законами РФ, включает в себя обязательный минимум обследования и лечения.

Только вынужден предупредить. Как Высоцкий пел - Жираф большой, ему видней. Т.е. врач сам вам выпишет направление. Когда сочтет (и сочтет ли вообще) нужным. Соответственно вы, не обладая медицинским образованием, не можете требовать от врача назначения вам того или иного обследования, ДАЖЕ если оно имеется в списке.

Вернемся к нашим баранам.

Составив пофамильную заявку, терапевт оставляет ее у себя, а завотделения передаются только наименования и количество упаковок, сколько надо на последующие полгода. Заведующие отделениями собирают заявки со своих отделений и передают замглавврача. Он точно также все плюсует и передает в горздрав. Из горздрава в облздрав, из облздрава в Москву.

Вообще разобраться в отечественной медицине непросто. Все специально так запутанно, чтобы никто не смог сразу увидеть, куда на самом деле идут деньги.

Начиная с замглавврача поликлиники/больницы происходит подсчет и корректировка заявки, чтобы уложиться в деньги которые планируют выдать. В Рязани (и, скорее всего в других регионах, за исключением может быть Москвы и Питера) на первое полугодие 2011 года выделено по 531 рублю на человека в месяц. Т.е. корректировка может заключаться, например, в том, что часть дорогих лекарств заменяется на более дешевые аналоги, а часть лекарств может просто выкидываться из списка.

После того как заявка ушла в Москву, начинаются торги между фирмами, чьи препараты будут выдаваться в аптеках, и в каком количестве.

Возможно (и скорее всего так оно и есть) в связи с взятками и откатами торги очень часто затягиваются. Например, с ноября по февраль. В итоге январь и часть февраля приходится добирать остатки с прошлого года (это если они есть).

Т.е. тут как в игре «поддавки» кто дешевле продает и/или кто больше дал на лапу «приемной комиссии», тот и выигрывает. В идеале должно быть соответствие цена/качество.

В реале все по-другому.

И в итоге мы получаем не оригинальный товар (который нам как раз и нужен, но который дорогой) а дженерик (дешевый или не очень аналог).

Оригинальный препарат это тот, который был первым. На нем проводились все испытания. Его же эффективность и была установлена путем много годичных исследований в различных клиниках и на различных пациентах.

Дженерик же проходил испытание только на эквивалентность с оригиналом. В нем основное действующее вещество такое же, как и в оригинале. Но вот во всем остальном имеются различия. Во всем остальном это - состав и качество примесей, форма и т.п.

Одно дело нейтральная примесь (в оригинале), другое дело высокоактивная в дженерике.
Хотя основная формула одна. А так как медицина не математика, на деле эффективность дженерика может снижаться до 50 раз плюс возможно резкое возрастание побочных реакций.

Некоторые производители дженериков, побогаче, проводят исследования на биоэквивалентность оригинальному препарату. И даже берут его в группу контроля.

Но оригинальный препарат всегда будет один. А дженериков (аналогов) может быть много.

Бывает так же такая ситуация, когда оригинальный препарат не зарегистрирован в РФ, а дженерики зарегистрированы.

В итоге торги прошли, но бывает, что производители/посредники запаздывают с доставкой того или иного препарата, поэтому почти никогда нельзя вычислить заказал ли этот препарат конкретный терапевт, не был ли этот препарат отбракован при подсчете денег или вместо него придет аналог и т.п. Это создает круговую поруку (терапевты высасывают из пальца «необходимые» лекарства и их количество, потому что не знают жителей своего участка и кто/сколько из них перешли на льготы/взяли деньги, начальство по тому же принципу их урезает и т.п.) но в итоге крайний тот, кто ниже по должности.

С тем, какие лекарства, откуда и как они появляются в аптеках для выдачи их по федеральным рецептам, разобрались.

Подходим к концу - почему же нам не дают те лекарства, которые нам нужны.

Вам выписали рецепт, вы приходите в аптеку, а там говорят, что лекарства нет.

Некоторые аптеки предлагают оставить рецепт у них, записаться в очередь на получение данного препарата и т.п. А после этого уведомляют поставщика. Но рецепт действителен всего 30 дней. Даже если его забирают в аптеку. Соответственно если будет поставка данного лекарства в течение 30 дней, то вас также уведомят. Если нет - значит нет. В тоже время поликлиники еженедельно отчитываются перед вышестоящими инстанциями об «отоваренных» рецептах. И тем главврачам, у которых «зависло» много рецептов стучат по макушке. Причем никаких оправданий в министерстве не слушают. Вы обязаны и точка. Поэтому на компьютерах в поликлиниках ставят программы, которые не позволяют выписывать лекарства, которых нет в их аптеке (в аптечном пункте поликлиники).

И с помощью программы установленной и на компьютере в аптечном пункте поликлиники и в своем кабинете, врач может проверить есть в данной аптеке необходимое лекарство или нет. И соответственно выписать его или нет.

Вы можете найти в своем городе информацию о компании, которая обслуживает городские аптеки в рамках федеральной программы, позвонить туда и уточнить в какой из аптек есть нужное вам лекарство. Иногда, каким-то неведомым образом часть лекарств из одной аптеки попадают в другую и больные ездят за ними через весь город. Если вам сообщили что есть там то там то, идете к врачу, говорите ему, где вы нашли это лекарство, он выписывает (если может), вы звоните в эту аптеку, резервируете нужное количество и едете получать.

Хотя теоретически от врача зависит многое при принятии решения о вашем лечении и выписке лекарственных средств, ему постоянно суют палки в виде урезания списка необходимых для «его» больных лекарств, замена действительно необходимых оригинальных препаратов на те которые удалось выбить/получить, сбои в работе поставщиков и т.д. Поэтому винить во всем врача не стоит. В реальности от него зависит очень мало - знать «своих» и составить для них список. А уж как там наверху пойдет от него уже не зависит.

Фармацевтический бизнес дело темное - по доходности стоит сразу за торговлей наркотиками и оружием.

В следующей статье мы постараемся рассказать о ситуации с региональными льготниками.

По статистике в России около 20 миллионов человек имеют право на бесплатные, так называемые льготные, лекарства. Примерно 15,5 миллионов из этих людей предпочитают лекарствам денежную компенсацию, и лишь около 4 миллионов человек пользуются своим правом в полном мере.

Кому положены такие лекарства в 2019 году и в каких случаях государство может оплачивать лечение? Обо всем по порядку.

Какие лекарства выдают бесплатно

Перечень бесплатных лекарств регламентируется правительством.

Документ, утверждающий их получение - приказ Министерства здравоохранения и социального развития России «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным группам граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи», принятый в 2006 году, в сентябре.

В этот документ регулярно вносятся правки, поскольку одни препараты включаются в этот список, а другие исключаются из него.

В 2019 году в группу бесплатных лекарств попали все категории лекарственных препаратов:

  • ненаркотические и опиоидные анальгетики;
  • нестероидные противовоспалительные средства;
  • средства для лечения аллергии, подагры, и паркинсонизма;
  • анксиолитические, противосудорожные, антипсихотические вещества;
  • антидепрессанты, антибиотики, снотворные;
  • противовирусные и противогрибковые препараты;
  • лекарства для лечения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системы;
  • гормоны и многие другие препараты.
Практически любое заболевание может быть излечено исключительно с помощью бесплатных препаратов.

Кто имеет право на бесплатные лекарства

Категории лиц, которые имеют право на бесплатные лекарства, прописаны в статье 6.1 закона № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года, в статье 125 закона № 122- ФЗ от 22.08.2004 г.

На рецепте обязательно указывается срок его действия, обычно один месяц. Это время, в течение которого лекарство должно быть получено в аптеке. В случае отсутствия препарата может быть предложено лекарство аналогичного действия. Срок действия рецепта может быть продлен и в этом случае аптека обязана в течение 10 дней организовать выдачу запрашиваемого препарата.

При необходимости продолжить лечение, а также в случае утери рецепта, врач обязан выписать препарат повторно.

Бесплатное лекарство по выписанному врачом рецепту может получить любой человек, которому будет передан рецепт. Это особенно важно, когда больной сам не в состоянии забрать необходимое ему лекарство.

Бесплатные лекарства детям

Сегодня право на бесплатные лекарства в России имеют дети до трех лет, кроме того дети до 6 лет из многодетных семей. Сюда же относятся малыши, страдающие редкими, угрожающими жизни заболеваниями, лечение которых обходится крайне дорого.

Достаточно зарегистрировать ребенка по месту жительства и получить медицинский полис и СНИЛС в отделении пенсионного фонда, чтобы в дальнейшем при необходимости получать бесплатные препараты.

Если лекарств нет в аптеке

В 2018 г. Минздрав увеличил объем ассигнований для госзакупки лекарственных средств для ВИЧ-инфицированных до 21,6 млрд р. Ранее выделялось 17,8 млрд. р.

Согласно данным проведенного Общероссийским народным фронтом социального исследования, большинству россиян в 2018 г. недоступны даже льготные лекарства, поскольку во многих населенных пунктах испытывается их дефицит в государственных медучреждениях и аптеках.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С 1.01.2019 г. будут действовать новые Правила организации обеспечения лекарствами лиц, больных редкими заболеваниями, перечень которых для бюджетного лекарственного обеспечения расширен ФЗ-299 от 03.08.2018 г. В него вошли следующие болезни:

  • гемофилия,
  • гипофизарный нанизм,
  • муковисцидоз,
  • болезнь Гоше,
  • злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
  • гемолитико-уремический синдром,
  • рассеянный склероз,
  • юношеский артрит с системным началом,
  • мукополисахаридоз 1-2 и 6-го типов,
  • посттрансплантационный период.

Новые МНН, включенные в перечень бесплатных лекарств:

Наименование препарата Лекарственная форма
Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей
Янтарная кислота + меглумин + инозин + метионин + никотинамид р/р для инфузий
Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты
Месалазин суппозитории, суспензия, таблетки
Средства для лечения сахарного диабета
Ликсисенатид р/р для подкожного введения
Эмпаглифлозин таблетки
Другие препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и нарушений обмена веществ
Элиглустат капсулы
Гемостатики
Элтромбопаг таблетки
Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин
Валсартан + сакубитрил таблетки
Гиполипидемические препараты
Алирокумаб р/р для подкожного введения
Эволокумаб р/р для подкожного введения
Гормоны гипофиза и гипоталамуса и их аналоги
Ланреотид гель для подкожного введения пролонг. действия
Антибактериальные препараты для системного использования
Телаванцин
Даптомицин лиофилизат для приготовления р/ра для инфузий
Тедизолид таблетки,
Противовирусные препараты для системного применения
Дасабувир; омбитасвир + паритапревир + ритонавир таблеток набор
Нарлапревир таблетки
Даклатасвир таблетки
Долутегравир таблетки
Противоопухолевые препараты
Кабазитаксел
Брентуксимаб ведотин лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления р/ра для инфузий
Ниволумаб концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Обинутузумаб концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Панитумумаб концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Пембролизумаб концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Пертузумаб концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Трастузумаб эмтанзин лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления р/ра для инфузий
Афатиниб таблетки
Дабрафениб капсулы
Кризотиниб капсулы
Нинтеданиб капсулы мягкие
Пазопаниб таблетки
Регорафениб таблетки
Руксолитиниб таблетки
Траметиниб таблетки
Афлиберцепт концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Висмодегиб капсулы
Карфилзомиб лиофилизат для приготовления р/ра для инфузий
Фактор некроза опухоли альфа-1 [тимозин рекомбинантный]*
Противоопухолевые гормональные препараты
Энзалутамид капсулы
Дегареликс лиофилизат для приготовления р/ра для подкожного введения
Иммуномодуляторы
Пэгинтерферон бета-1a р/р для подкожного введения
Иммунодепрессанты
Алемтузумаб концентрат для приготовления р/ра для инфузий
Апремиласт таблетки
Ведолизумаб лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления р/ра для инфузий
Тофацитиниб таблетки
Канакинумаб лиофилизат для приготовления р/ра для подкожного введения
Секукинумаб лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения;
раствор для подкожного введения
Пирфенидон капсулы
Противовоспалительные и противоревматические препараты
Декскетопрофен р/р для внутривенного и внутримышечного введения
Левобупивакаин раствор для инъекций
Перампанел таблетки
Диметилфумарат капсулы кишечнорастворимые
Тетрабеназин таблетки
Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей
Вилантерол + флутиказона фуроат порошок для ингаляций дозированный
Гликопиррония бромид + индакатерол капсулы с порошком для ингаляций
Олодатерол + тиотропия бромид раствор для ингаляций дозированный
Другие препараты для лечения заболеваний дыхательной системы
Берактант суспензия для эндотрахеального введения
Препараты для лечения заболеваний глаз
Тафлупрост капли глазные
Афлиберцепт раствор для внутриглазного введения
Другие лечебные средства
Комплекс b-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала таблетки жевательные
Йомепрол раствор для инъекций
Скачать для просмотра и печати:

В нашу редакцию обращаются жители, которые сталкиваются с трудностями при получении льготных лекарств. К сожалению, эти трудности существуют уже не первый год, и из-за них льготники страдают не только в Сергиевом Посаде, но и по всей стране. О причинах столь неприятного явления и о том, как бороться за своё здоровье, мы расспросили заместителя главного врача Районной больницы, занимающуюся вопросами закупки лекарств для льготников, Татьяну Владимировну Крошихину.

- По каким причинам происходят задержки в поставке льготных лекарств?

Имеются две категории льготников: федеральные, имеющие группу инвалидности, и региональные. Сумма, выделяемая на каждого федерального и регионального льготника, каждый год утверждается постановлением правительства. Из этого складывается бюджетное финансирование по каждой льготе. Сумма небольшая: в 2017 году на каждого федерального льготника выделено в месяц 807 рублей, на регионального - чуть больше. Из этого складывается бюджет на льготное лекарственное обеспечение. У каждого федерального льготника, к тому же, есть право отказаться от льготы. В таком случае в Пенсионный фонд подаётся соответствующее заявление, и тогда эти деньги возвращаются льготнику как ежемесячная надбавка к пенсии. Финансирование на льготное лекарственное обеспечение для федеральных льготников складывается из количества лиц, не отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения, умноженного на сумму, выделяемую на одного льготника, утверждённую постановлением правительства. Сумма в итоге при её озвучивании выглядит очень внушительно, но её всё равно недостаточно, потому что стоимость большинства лекарств гораздо выше, чем 807 рублей.

Все медицинские организации составляют заявки на льготное лекарственное обеспечение по обеим категориям льготников каждый месяц, и при составлении заявок по деньгам нет ограничений. Заявки составляются в полном объёме по реальной потребности в каждом лекарственном препарате. В поликлиниках ведутся регистры больных сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой. Заявки на следующий месяц заранее направляются в Минздрав Московской области, но сначала в территориальное управление № 6 Министерства здравоохранения Московской области по координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций, где заявки всех поликлиник формируются в сводную заявку по району. Корректировка заявок происходит на уровне Министерства здравоохранения области в соответствии с выделенными денежными средствами, наличием остатков на областном аптечном складе, а также ассортимента закупленных или закупаемых в настоящее время лекарственных препаратов. В связи с этим лекарств по некоторым позициям, к сожалению, приходит меньше, чем мы заказывали. Потом начинается составление дополнительных заявок, срочных, индивидуальных. Каждого обратившегося с проблемой мы берём на контроль и всеми возможными способами стараемся обеспечить.

- Может ли врач отказаться выписывать рецепт?

Отказать в выписке льготного рецепта на отсутствующее лекарство пациенту, имеющему право на льготное лекарственное обеспечение, лечащий врач в поликлинике не имеет права. Но есть понятие аналоговой замены лекарства, когда специалист может подобрать другой препарат с подобным действием, но с другим торговым наименованием. Уже несколько лет, в со-ответствии с действующими нормативно-правовыми актами, закупка и выписка лекарственных препаратов происходят по международному непатентованному наименованию. Например, ацетилсалициловая кислота - это международное непатентованное наименование, а торговое наименование может быть «Аспирин», «Кардиаск», «Аспирин-кардио», то есть названия, которые запатентовала фармацевтическая компания. Для пациентов приходится проводить разъяснительную работу, так как торговые наименования в аптеках при отпуске того или иного лекарственного препарата могут периодически меняться, а пациенты успевают привыкнуть к определённому наименованию и с недоверием воспринимают новое название одного и того же лекарства.

Если врач не смог подобрать аналоговую замену отсутствующему в данный момент препарату, льготный рецепт остаётся в аптеке на отсроченное обеспечение. В каждой аптеке, участвующей в системе льготного лекарственного обеспечения, есть журнал, где этот рецепт регистрируется. Срока давности отсроченный рецепт не имеет, до обеспечения его лекарством аннулировать его сотрудники аптеки не могут. Ответственность за обеспечение отсроченных рецептов несёт работник аптеки, который дол-жен взаимодействовать с менеджером аптечной сети, который, в свою очередь, взаимодействует с аптечным складом «Мособлфармация» в Подольске, куда поставляются препараты для льготников и откуда они развозятся по государственным аптечным пунктам. К сожалению, логистика поставки льготных лекарств по отсроченным рецептам не всегда срабатывает быстро. Лекарственный препарат в данный момент на складе может отсутствовать по разным причинам: не закуплен, не сыграны аукционы. Это иногда удлиняет время обеспечения рецепта, которое определено по нормативу в десять дней.

Как вы уже сказали, иногда закупаются аналоги препаратов. Что делать пациенту, если замена не подошла и возникли какие-то осложнения?

Это тоже вопрос лечащего врача. Таких случаев в нашей практике было немного. Чтобы подтвердить факт непереносимости или развития побочных неблагоприятных реакций на конкретный лекарственный препарат и именно на этом основании производить закупку конкретного торгового наименования препарата, есть алгоритм, прописанный в нормативных документах.

- Пока отсроченный рецепт лежит в аптеке, что делать пациенту, если лекарства нужны прямо сейчас?

Задача врача - лечить пациента, а если пациент относится к льготной категории населения, то ещё и обеспечить пациента необходимым лекарственным препаратом по льготному рецепту. При отсутствии препарата он должен решить вопрос, как и чем лечить, где лечить, вплоть до госпитализации в стационар или направления в дневной стационар при поликлинике. Проблема решается совместно с заведующим отделением, а также с ответственным за льготное лекарственное обеспечение сотрудником, который в каждой поликлинике назначается приказом главного врача. Когда лекарство есть, то пациент пришёл к врачу, выписал рецепт и по рецепту его получил, и проблем никаких нет.

В таких случаях встает вопрос индивидуальной закупки препарата. Задача врача и руководителя поликлиники - своевременно подать необходимый пакет документов и направить в Министерство здравоохранения Московской области. Мы это делаем быстро, так как механизм известен и отработан, но процесс индивидуальной закупки по существующей в настоящее время системе всё равно занимает определённое время. Любая возникающая проблема с льготным лекарственным обеспечением общего характера или по конкретному пациенту берётся в обязательном порядке на контроль ответственным за данный раздел работы сотрудником, руководителем поликлиники, главным врачом больницы.