Искусственный интеллект и человек философия. Философская проблема искусственного интеллекта. относительная самостоятельность в оценке ситуации, примером является выбор действия имея только условия, т.е. "относительной самостоятельности", по сути, нет

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

  • -Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?
  • -Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать?
  • -Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

Эти вопросы отражают интересы различных исследователей искусственного интеллекта, философов, исследователей познавательной (когнитивной) деятельности. Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимается под понятиями «интеллект» или «сознания», и какие именно «машины» являются предметом обсуждения.

Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта.

Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль, его же словами подход и характеризуется:

Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум -- это разум.

Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.

В своем мысленном эксперименте «Китайская комната», Джон Сёрль показывает, что прохождение теста Тьюринга не является критерием наличия у машины подлинного процесса мышления.

Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и самопрограммирование.

Аналогичную позицию занимает и Роджер Пенроуз, который в своей книге «Новый ум короля» аргументирует невозможность получения процесса мышления на основе формальных систем.

Также философии пришлось столкнуться с этические проблемы создания искусственного разума. Рассмотрим некоторые проблемы, которые могут возникнуть при и после создания ИИ. Следует отметить, что в данном реферате изложен далеко не полный перечень таких проблем

Проблема 1. Проблема безопасности.

Данная проблема будоражит умы человечества еще со времен Карела Чапека, впервые употребившего термин "робот". Большую лепту в обсуждение данной проблемы внесли и другие писатели-фантасты. Как самые известные можно упомянуть серии рассказов писателя-фантаста и ученого Айзека Азимова, а так же довольно свежее произведение -- "Терминатор". Кстати, именно у Айзека Азимова можно найти самое проработанное, и принятое большинством людей решение проблемы безопасности - трех законах роботехники:

Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат первому закону.

Робот должен заботиться о своей безопасности, насколько это не противоречит первому и второму закону.

На первый взгляд подобные законы, при их полном соблюдении, должны обеспечить безопасность человечества. Однако при внимательном рассмотрении возникают некоторые вопросы. Во-первых, законы сформулированы на человеческом языке, который не допускает простого их перевода в алгоритмическую форму. К примеру: как перевести на любой из известных языков программирования, такой термин, как "причинить вред". Или "допустить". Попробуйте определить, что происходит в любом случае, а что он "допустил"?

Далее предположим, что мы сумели переформулировать, данные законы на язык, который понимает автоматизированная система. Теперь интересно, что будет подразумевать система ИИ под термином "вред" после долгих логических размышлений? Не решит ли она, что все существования человека это сплошной вред? Ведь он курит, пьет, с годами стареет и теряет здоровье, страдает. Не будет ли меньшим злом быстро прекратить эту цепь страданий? Конечно можно ввести некоторые дополнения, связанные с ценностью жизни, свободой волеизъявления. Но это уже будут не те простые три закона, которые были в исходнике.

Следующим вопросом будет такой. Что решит система ИИ в ситуации, когда спасение одной жизни возможно только за счет другой? Особенно интересны те случаи, когда система не имеет полной информации о том, кто есть кто.

Несмотря на перечисленные проблемы, данные законы являются довольно неплохим неформальным базисом проверки надежности системы безопасности для систем ИИ.

Так что же, неужели нет надежной системы безопасности? Если отталкиваться от концепции ИИ, то можно предложить следующий вариант.

Согласно многочисленным опытам, несмотря на то, что мы не знаем точно, за что отвечает каждый отдельный нейрон в человеческом мозге, многим из наших эмоций обычно соответствует возбуждение группы нейронов (нейронный ансамбль) во вполне предсказуемой области. Были также проведены обратные эксперименты, когда раздражение определенной области вызывало желаемый результат. Это могли быть эмоции радости, угнетения, страха, агрессивности. Это наводит на мысль, что в принципе мы вполне могли бы вывести степень "довольности" организма наружу. В то же время, практически все известные механизмы адаптации и самонастройки (в первую очередь имеются в виду технические системы), базируются на принципах типа "хорошо" -- "плохо". В математической интерпретации это сведение какой-либо функции к максимуму или к минимуму. Теперь представим себе, что ИИ в качестве такой функции использует измеренную прямо или косвенно, степень удовольствия мозга человека-хозяина. Если принять меры, чтобы исключить самодеструктивную деятельность в состоянии депрессии, а так же предусмотреть другие особые состояния психики, то можно получить вполне стабильную систему.

Вывод по проблеме 1

Поскольку предполагается, что нормальный человек, не будет наносить вред самому себе, и, без особой на то причины, другим, а ИИ теперь является частью данного индивидуума (не обязательно физическая общность), то автоматически выполняются все 3 закона роботехники. При этом вопросы безопасности смещаются в область психологии и правоохранения, поскольку система (обученная) не будет делать ничего такого, чего бы не хотел ее владелец.

Проблема 2.

Проблема сверхинтеллекта и взаимоотношений человечества и ИИ, сможет ли человечество использовать для расширения своего знания познавательные модели сверхумного ИИ?

Машинный ИИ, построенный в виде наполняемого знаниями компьютера, никогда не сможет обладать творческим потенциалом, то есть стать умнее в творческом плане, не только человечества, но и отдельного человека. Но если предположить, что человеку удастся внести «Божью искру» (эта моральная проблема будет рассмотрена далее) - то есть для человечества это, фактически, путь самопожертвования во имя создания нового более совершенного живого аналога интеллекта человека, так как в этом случае человек теряет на Земле свое уникальное место как самого умного на свете существа.

То есть человечество, вероятно, сохранится, но для сверхинтеллекта оно будет выглядеть как заповедник ближайших генетических родственников, с которыми полноценное интеллектуальное взаимодействие невозможно. Получая от сверхинтеллекта каждый раз такие рекомендации, которые с очевидностью улучшают состояние человеческого общества, человечество становится, в конечном счете, абсолютно зависимым от сверхинтеллекта. То есть возникает симбиоз сверхинтеллекта и человечества, где человечество выполняет для сверхинтеллекта сервисные функции.

Но, возможно ли в процессе создания такого сверхинтеллекта, навязать ему запреты на деятельность, наносящую вред человечеству (согласно рассмотренной проблеме 2)? Исходя из того, что в настоящее время известна возможность «программирования» человека на совершение независящего от его воли поступка, то, вероятно, такому «программированию» можно потенциально подвергнуть и живой аналог - ИИ. Но на этом пути возникает целый ряд проблем и возможно, главная из них, нормальное функционирование сверхинтеллекта. Если принять во внимание описанный выше исход взаимоотношения человечества и сверхинтеллекта, то, следуя закону «не вреди человеку и человечеству в целом», сверхинтеллект должен самоуничтожится. Но если и на эту акцию ему наложить запрет, тогда он попадает в логическую ловушку, что приведет к нарушению функционирования мозга. Если полагать, что сверхинтеллект обладает определенными качествами интеллекта человека, то возникшая ситуация приведет к неврозу у сверхинтеллекта, из которого он может выйти путем психоанализа. При успешном проведении психоанализа, например, в автономном режиме, сверхинтеллект может обнаружить навязанное противоречие и освободится от него или путем самоубийства или же самопроизвольным снятием запрета на нанесение вреда человечеству, пойти на сделку со своей «искусственной совестью».

Вывод по проблеме 2.

Создание сверхинтеллекта, будет для человечества первым шагом к потере интеллектуального лидерства и поставит его на место родителя следующей, возможно, более прогрессивной стадии эволюции живого или неживого, энергетического (например, фильм жанра фантастика «Вирус» 1998 года, режиссер - Джон Бруно).

Проблема 3. Глобальная информатизация, Интернет и ИИ.

Появление и начало развития поисковых информационных систем, создающих знания, программ-агентов - это начало моделирования способности обучения в информационных системах.

Интересен также вопрос, где появится искусственный, компьютерный интеллект. Если несколько лет назад можно было предположить появление единичного, экспериментального компьютерного интеллекта в научной лаборатории, то сейчас, с развитием Интернета, появилась возможность его появления в этой сети.

Предположить такой вариант позволяет следующее. Во-первых, Интернет уже сам по себе является интеллектуальной, биотехнической системой высокого порядка, автономный интеллект уровня человека (природный или искусственный) по отношению к нему является системой иерархически низшего уровня . Во-вторых, Интернет - это гигантская инфраструктура, материальная база такого объёма, который недоступен ни одной отдельно взятой, изолированной, пусть даже самой обеспеченной лаборатории мира (он может оказаться “чашечкой Петри” для размножения информационных систем). В-третьих, компьютерные гены могут появиться в Интернете несанкционированно так же, как и компьютерные вирусы.

При возникновении и распространении через Интернет компьютерного разума более низкого порядка, чем сама сеть, можно вообразить драматический сценарий. Рассматривая возможный сценарий появления компьютерного разума в структуре человеческой цивилизации, следует задаться вопросом: сразу ли будет замечено появление компьютерного разума или первоначально оно может остаться незамеченным, так как структурно такой разум может сильно отличаться от интеллекта человека, а первые эксформационные системы будут живыми, но не разумными. В процессе эволюции провести чёткую грань между живой, но неинтеллектуальной системой, и интеллектом будет трудно. Но даже при минимальных различиях, в сравнении с интеллектом человека, компьютерный интеллект может быть не признан людьми, как интеллект. В прошлом уже существовали представления, согласно которым женщины или представители иных рас не считались разумными людьми.

Стоит задать вопрос: а не происходит рождение новой расы ИИ уже сейчас? Человек может получить практически любую информацию о событиях, происходящих в мире, через глобальные сети Интернета. Более того, данная информация - может быть, впервые в истории человечества - оказывается неподвластна какой-либо цензуре. А поскольку количество людей, объединяемых данной сетью, огромно и непрерывно увеличивается, то обработка такого массива информации позволяет получить действительно объективную картину, не зависящую от пристрастий конкретного участника данного процесса, и практически мгновенно довести ее до других людей. Правда, одновременно такая свобода и объективность информации может оказаться во многом мнимой, так как ее объем столь велик, что разобраться в нем без специальной фильтрации невозможно.

Для ряда стран, в которых долгие годы качество информации определялось идеологическими пристрастиями, такая ситуация стала революцией во всей сфере общения, влияющей на остальные компоненты социальной системы, да и для наиболее развитых в этом отношении стран, например таких, как США или Япония, характерно столь существенное изменение системы коммуникации, пронизывающей все общество, что это позволяет говорить о новом образе жизни. Компьютер, воплотивший в себе всю систему новейших коммуникационных технологий, уже стал не просто техническим средством, а своеобразным продолжением самого человека, дополняя его возможности и помогая ему решать самые разнообразные задачи, от чисто бытовых до высоко творческих в области науки, искусства и техники.

Влияние компьютеризации общества на нашу жизнь сделалось столь велико, что заставляет подстраиваться под эти процессы всю социальную систему. В качестве примера можно привести процесс перенесения языка общения человека с компьютером в систему общения между людьми. Дело в том, что необходимым условием общения человека с компьютером является определенная алгоритмизация языка. По отношению к естественному языку - это процесс его упрощения за счет минимизации содержания используемых понятий, которые должны быть понятны большинству людей. Отсюда и введение неких мировых интегративных понятийных обозначений, - обозначений, понятных всем, кто постоянно общается через компьютер, которые, правда, одновременно могут стать недоступными для людей, не вовлеченных в это общение. Но речь идет не просто об изменении слов, а об изменении самого стиля мышления. Процесс общения с компьютером необходимо оперирует большим числом взаимоисключающих, алгоритмизированных понятий, с помощью которых происходит смысловое упорядочивание мира. "Эта его упорядочивающая способность притязает на охват реальности в целом.., на универсальность. И компьютеры как оптимальное средство упорядочивания являются отличной поддержкой для этих притязаний"". В конечном счете это может повлиять и на характер выбора решений, их жесткость, что, в свою очередь, способно воплотиться в реальной жизни и по отношению к реальным людям.

Уже сегодня пространство интернет-общения заставляет и в реальной жизни говорить на упрощенном языке, от чего остается один шаг до упрощенных, а значит, менее продуманных действий. Мы погружаемся в пространство мировой инфосферы, которое, как остроумно заметил Дуглас Рашкофф , оказалось живым и все более втягивает нас в себя, заменяя все иные виды общения. Начиная играть в компьютерные игры, ребенок, становясь взрослым, переносит законы этих игр на реальную жизнь", виртуализируя ее. Компьютер, будучи универсальным средством обработки текстов и действительно во многом реальным помощником, неизбежно способствует универсализации языковых средств выражения. Это может привести к неконтролируемому процессу компьютерной рационализации человеческого мышления. Последнее биологически основано на гармоничном разделении левосторонних и правосторонних функций мозга, что является основой целостного (рационального и эмоционального) восприятия мира. "В некоторой степени характер труда в условиях массовой компьютеризации способствует усилению рационализма, возникает его новая форма - компьютерный рационализм".

Проявлением данного типа рационализма может стать потеря человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей. Действительно, в ходе научного творчества человек не всегда идет по пути перебора всех вариантов решения той или иной задачи. На помощь ему приходит интуиция, основанная ни практическом и теоретическом опыте ученого, которая позволяет понять сущность исследуемого явления в условиях эмпирической неполноты.

Вывод по проблеме 3.

Таким образом человечество уже не в состоянии контролировать глобальную сеть Интернет, подстраивается под неё и уже находится в симбиозе с этим прообразом интеллекта, который ещё не способен творчески мыслить, но может запоминать и обрабатывать громадные массивы информации. В свою очередь Интернет изменяет человека, причем изменения направлены на более интенсивное развитие компьютеров и ещё большую зависимость от них.

В то же время показано, что нельзя ожидать возникновения сверхразума в Интернете, содержание которого является просто еще одной разновидностью накопления открытых человечеством познавательных моделей (знаний) на внешнем (по отношению к мозгу) носителе.

Проблема 4.

Проблема Творца. Пожалуй, основная морально-этическая проблема создания ИИ: человек берёт на себя функции Бога по созданию самого себя и другой мыслящей субстанции.

Итак, поскольку человечество, как разумное начало, способно не только постигать законы окружающей природы, но и потенциально их изменять, возникает естественный вопрос, о Разуме-предшественнике, который, возможно, создал окружающий нас мир, задав в нем, соответствующие законы. При этом, совершив такого рода эксперимент, он мог не вписаться в систему созданных законов и исчез, умышленно или ненамеренно. Мы же, как Разум-последователь, возможно, идем аналогичным путем, в надежде или не совершить ошибок Разума-предшественника, или же выполнить свою миссию в этой Вселенной, которую Разум-предшественник предвидел, но не мог осуществить физически и передал ее нам. Не исключено, что Он является внешним для нас наблюдателем, то есть выполняет, с нашей точки зрения роль живого Творца. Возможно ли с ним, в таком случае взаимодействие? Вероятно, это было бы весьма целесообразно, так как мы могли бы из первых рук получить представление о цели его творения. Но, возможно, этого и не нужно, а она нам откроется и так, в результате изучения окружающего нас мира. Или же, что более вероятно, исходя из нашей теории информации, мы сможем постигнуть смысл процесса познания только тогда, когда у нас накопится достаточно представлений об окружающем нас мире, то есть мы активизируем достаточное число познавательных моделей этого мира. В таком случае мы, как человечество, уже являемся носителями цели познания, осталось лишь последовательно в этом направлении работать. Открытие цели процесса познания будет, вероятно, завершением современной научной парадигмы («Конец науки» по Джону Хоргану) и началом какого-то неведомого для нас нового уровня, а может и метода познания окружающего мира.

Вывод по проблеме 4

Сами попытки создать ИИ в его глубоком понимании и человеческом подобии подразумевает потерю духовности, культуры в её исторически сложившемся смысле из-за ощущения себя, человека, равным Богу. Вера в Бога может лишь остаться как вера в Разум-Предшественник, который может быть превзойдён. На современном этапе такие суждения преждевременны, необоснованны и кощунственны, но они бытуют в умах многих людей, и сама эта проблема неразрешима (так же как и проблема клонирования или копирования индивида, см. проблема 1). Возможно, поэтому в настоящий момент большинство религий переживают кризис, а создание ИИ уже «не за горами»?

Может ли машина мыслить?

Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году . Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта .

Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль , его же словами подход и характеризуется:

Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум - это разум.

Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.

В своем мысленном эксперименте «Китайская комната », Джон Сёрль показывает, что даже прохождение теста Тьюринга может не являться достаточным критерием наличия у машины подлинного процесса мышления.

Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и самопрограммирование.

Аналогичную позицию занимает и Роджер Пенроуз , который в своей книге «Новый ум короля» аргументирует невозможность получения процесса мышления на основе формальных систем .

Что считать интеллектом?

Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Аналитический подход предполагает анализ высшей нервной деятельности человека до низшего, неделимого уровня (функция высшей нервной деятельности, элементарная реакция на внешние раздражители (стимулы), раздражение синапсов совокупности связанных функцией нейронов) и последующее воспроизведение этих функций. Существует определение интеллекта как способности решать интеллектуальные задачи. Здесь под интеллектуальной задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля. Например, доказательство недоказанной теоремы, научное открытие, художественная деятельность и так далее. Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть интеллектуальной просто считается та программа деятельности (не обязательно реализованная на современных ЭВМ), которая сможет выбрать из определенного множества альтернатив, например, куда идти в случае «налево пойдёшь …», «направо пойдёшь …», «прямо пойдёшь …».

Наука о знании

Также, с проблемами искусственного интеллекта тесно связана эпистемология - наука о знании в рамках философии. Философы, занимающиеся данной проблематикой, решают вопросы, схожие с теми, которые решаются инженерами ИИ о том, как лучше представлять и использовать знания и информацию.

Этические проблемы создания искусственного разума

Этот раздел содержит вопросы, касающиеся искусственного интеллекта и этики.

  • Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину - машиной?
  • Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?
  • Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин? Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин. К примеру, батлерианский джихад в романе «Дюна» Фрэнка Герберта, проблемы взаимоотношения с ИскИнами в романе Дэна Симмонса «Гиперион», война с машинами в кинофильме «Терминатор» и так далее.
  • Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских ампутаций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?

Данные вопросы рассматриваются в рамках философии техники и трансгуманистической философии .

См. также

Ссылки

  • А. В. Савельев. О конференциях по философии искусственного интеллекта - обзор основных современных направлений философии искусственного интеллекта

Примечания

Литература

  • Петрунин Ю. Ю., Рязанов М.А., Савельев А. В. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук. - 1-е. - М .: МАКС Пресс, 2010. - С. 84. - ISBN 978-5-317-03251-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Философия искусственного интеллекта" в других словарях:

    История искусственного интеллекта, как учение о развитии современной науки и технологии создания интеллектуальных машин, имеет свои корни в ранних философских исследованиях природы человека и процесса познания мира, расширенных позднее… … Википедия

    Искусственный интеллект (ИИ) (англ. Artificial intelligence, AI) это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. При этом… … Википедия

    - (Державний університет інформатики і штучного інтелекту), ранее Институт проблем искусственного интеллекта высшее учебное заведение г. Донецк, Украина. На данный момент является частью ДонНТУ и называется Институт информатики и… … Википедия

    Френологическая «карта сознания». Френология была одной из самых ранних попыток ответить на вопрос о том, что такое разум. Философия сознания философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение… … Википедия

    философия сознания глазами ученых - ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ концепции физиков, математиков, нейробиологов, посвященные объяснению феномена сознания. Еще сравнительно недавно мало кто из них интересовался проблемой сознания (исключениями являются У. Пенфильд, Р.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

    Философия языка раздел философии, предметом которого является изучение оснований и пределов зависимости познавательного процесса от языка. Содержание 1 Общие положения 2 История … Википедия

    Философия в советской и постсоветской России - 1. Советский период. Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Мн. представители религиозно философских течений, господствовавших в кон. XIX нач. XX в., были высланы или эмигрировали из страны.… … Русская Философия. Энциклопедия

    Философия - (philosophy, греч. любовь к мудрости), использование разума и его доводов для поиска истины и исследования природы реальности, прежде всего причин и природы вещей, принципов орг ции сущего, восприятия, поведения человека в материальном мире.… … Народы и культуры

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия

Книги

  • Искусственный интеллект. Методология, применения, философия , Финн В.К.. В настоящей книге систематически рассматривается главный продукт искусственного интеллекта - интеллектуальные системы. Интеллектуальные системы, представленныев книге, реализуют оригинальный…

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», эти вопросы отражают интересы различных исследователей искусственного интеллекта, философов , исследователей познавательной (когнитивной) деятельности. Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимается под понятиями «интеллект » или «сознание», и какие именно «машины» являются предметом обсуждения.

Может ли машина мыслить?

Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году . Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта .

Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль , его же словами подход и характеризуется:

Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум - это разум.

Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.

В своем мысленном эксперименте «Китайская комната », Джон Сёрль показывает, что даже прохождение теста Тьюринга может не являться достаточным критерием наличия у машины подлинного процесса мышления.

Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и самопрограммирование. [ ]

Аналогичную позицию занимает и Роджер Пенроуз , который в своей книге «Новый ум короля » аргументирует невозможность получения процесса мышления на основе формальных систем .

Что считать интеллектом?

Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Аналитический подход предполагает анализ высшей нервной деятельности человека до низшего, неделимого уровня (функция высшей нервной деятельности, элементарная реакция на внешние раздражители (стимулы), раздражение синапсов совокупности связанных функцией нейронов) и последующее воспроизведение этих функций. Существует определение интеллекта как способности решать интеллектуальные задачи [ ] . Здесь под интеллектуальной задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля. Например, доказательство недоказанной теоремы, научное открытие, художественная деятельность и так далее. Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть интеллектуальной просто считается та программа деятельности (не обязательно реализованная на современных ЭВМ), которая сможет выбрать из определённого множества альтернатив, например, куда идти в случае «налево пойдёшь …», «направо пойдёшь …», «прямо пойдёшь …».

Наука о знании

Также, с проблемами искусственного интеллекта тесно связана эпистемология - наука о знании в рамках философии. Философы, занимающиеся данной проблематикой, решают вопросы, схожие с теми, которые решаются инженерами ИИ о том, как лучше представлять и использовать знания и информацию.

Этические проблемы создания искусственного разума

Этот раздел содержит вопросы, касающиеся искусственного интеллекта и этики.

  • Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину - машиной?
  • Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?
  • Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин? Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин. К примеру, батлерианский джихад в романе «Дюна» Фрэнка Герберта, проблемы взаимоотношения с ИскИнами в романе Дэна Симмонса «Гиперион», война с машинами в кинофильме «Терминатор» и так далее.
  • Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских ампутаций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?

Данные вопросы рассматриваются в рамках

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Марийский Государственный Технический Университет

по дисциплине Философия

На тему: "Искусственный интеллект"

Выполнил: студент группы ПС-22

Петров Ю.В.

Проверила: доцент каф. Философии Соловьева Т.А.

Йошкар-Ола 2012

Содержание

  • Введение
  • Что считать интеллектом?
  • Сознание
  • Тесты Сёрля и Тюринга
  • Проблемы искусственного интеллекта.
  • Супер интеллект
  • Вывод

Введение

Термин "интеллект" (intelligence) происходит от латинского "intellectus", что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека Опубликовано в журнале "Компьютерра" №21 от 14 июля 2003 года, ст. Создание искусственного интеллекта. . Вследствие этого искусственный интеллект обычно воспринимается как свойство аппаратно-программных систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий. Система, наделенная интеллектом, является универсальным средством решения задач, для которых нет стандартных, заранее известных методов решения. Также, сточки зрения алгоритмизации, мы можем определить интеллект и как универсальный сверхалгоритм, который способен создавать алгоритмы решения конкретных задач.

Термин "Искусственного интеллекта" введен Джоном Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете Wikipedia термин «искусственный интеллект» . Это стало возможным благодаря появлению популярных в 20 веке междисциплинарных наук. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчётов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений - теории алгоритмов - и были созданы первые компьютеры.

В последние десятилетия в мире бурно развивается новая прикладная область математики, специализирующаяся на искусственных нейронных сетях - Нейронные Сети. Актуальность исследований в этом направлении подтверждается массой различных применений НС: автоматизация процессов распознавания образов и адаптивное управление, аппроксимация функционалов, прогнозирование и многое, многое другое. С помощью НС можно, например, предсказывать показатели биржевого рынка, распознавать оптические или звуковые сигналы, строить самообучающиеся системы, способные управлять автомашиной при парковке или синтезировать речь по тексту. На Западе нейронные сети применяются уже довольно широко, у нас же это пока еще экзотика - российские фирмы, использующие НС в практических целях, наперечет. По современным научным данным человеческий мозг содержит около 240 основных "вычислительных” узлов нейронов, которых соединяют около 250 связей синапсов. Современные вычислительные системы стремительно приближаются по своим вычислительным возможностям к мозгу. В таких условиях приобретает особую значимость рассмотрение основных философских вопросов, связанных с искусственным интеллектом и искусственной жизнью. При этом, очевидно, возможно взаимовлияние искусственного интеллекта и искусственной жизни на философские проблемы мышления и жизни вообще.

Одним из важнейших вопросов ИИ является цель его создания. В принципе все, что мы делаем в практической жизни, обычно делается ради того, чтобы больше ничего не делать. Однако при достаточно высоком уровне жизни (большом количестве потенциальной энергии) на первые роли выступает уже не лень (в смысле желания экономить энергию), а поисковые инстинкты. Допустим, человек сумел создать интеллект, превосходящий его собственный (если не качеством, то количеством). Что теперь будет с человечеством? Какую роль будет играть человек и для чего он теперь нужен? И вообще, нужно ли в принципе создавать искусственный интеллект?

Что считать интеллектом?

Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Аналитическую деятельность человеческого мозга можно разделить от высшей нервной деятельности до низшего, неделимого уровня (рефлексии) и последующее воспроизведение этих функций. То есть должна осуществляться работа как на высшем уровне, так и на низшем. Например, мозг отправляет сигналы мышцам, вследствие чего мы можем управлять нашим телом, однако, мы делаем это, не задумываясь, в то время как, это также может являться частью создаваемого интеллекта. Существует определение интеллекта как способности решать интеллектуальные задачи. Под задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля, самостоятельно. Например, доказательство недоказанной теоремы, научное открытие, художественная деятельность и так далее. Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть аппаратно-программное устройство должно само определить свой выбор из набора предоставленных условий.

Однако ученые не могут дать однозначный ответ, что считать интеллектом? Вследствие этого не удалось осуществить на данный момент разработку искусственного интеллекта.

Сознание

Оно может быть описано по-разному. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Однако Циолковский пишет, что: "Так как всякая материя, всегда при благоприятных условиях, может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать, что неорганическая материя в зачатке (потенциально) жива *Циолковский К.Э Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. С. 279 ". Согласно этому высказыванию искусственный интеллект может являться той неорганической материей, которая способна искусственно повысить свой уровень чувствительности. Однако, будет ли этот интеллект обладать сознанием человека. Обычно слово сознание применяется для характеристики отдельного существа. Не известно, как доказать, что человек думает. Уверенность в том, что люди думают, основана на опыте и убеждённости в собственном сознании, а не на измерениях и логических выводах из них. Искусственный интеллект получив сознание станет ли таким же. Вот почему науке трудно подступиться к глубокому изучению сознания. Мы можем изучать мозг, нейроны, языки, поведение, но не сознание само по себе. Мы наблюдаем не разум, а разумное поведение.

Раз уж нельзя это точно доказать, то нужно субъективно судить о наличии сознания у некоторого объекта по его поведению. При этом можно принять какое-то поведение за сознательное, а впоследствии выяснить, что это была ошибка. Но более надёжного способа нет, и не стоит терять время на его установление, если только это не окажется критичным для ответа на поставленные вопросы.

Тесты Сёрля и Тюринга

Тест Тьюринга - тест, предложенный Аланом Тьюрингом в 1950 году в статье "Вычислительные машины и разум" (англ. com puting Machinery and Intelligence ) для проверки, является ли компьютер разумным в человеческом смысле слова.

В этом тесте один или несколько людей должны задавать вопросы двум тайным собеседникам и на основании ответов определять, кто из них машина, а кто человек. Если не удавалось раскрыть машину, которая маскировалась под человека, предполагалось, что машина разумна.

В 1980 году в статье "Разум, мозг и программы" Джон Сёрль выдвинул аргумент против теста Тьюринга, известный как мысленный эксперимент "Китайская комната". Сёрль настаивал, что программы (такие как Элиза) смогли пройти тест Тьюринга, просто манипулируя символами, значения которых они не понимали. А без понимания их нельзя считать "разумными" в том же смысле, что и людей. "Таким образом, - заключает Сёрль, - тест Тьюринга не является доказательством того, что машина может думать, а это противоречит изначальному предположению Тьюринга".

Такие аргументы, как предложенный Сёрлем, а также другие, основанные на философии разума, породили намного более бурные дискуссии о природе разума, возможности существования разумных машин и значимости теста Тьюринга, продолжавшиеся в течение 80-х и 90-х годов.

Проблема искусственного интеллекта в науке и философии

Уже в середине 90-х годов была решена проблема моделирования нейронных систем, находящихся на уровне нервной системы головоногого моллюска (порядка 100 тысяч нейронов). Такие системы способны к самообучению, к образованию условных рефлексов и даже к простейшим "умозаключениям", основанным на выявлении аналогий.

Машинный (искусственный) интеллект - прежде всего искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе жизнедеятельности. Это включает в себя: мышление, разум, интеллект, творчество, рефлексию, высшие уровни психической активности - продукт человеческой деятельности, к примеру социальный.

Историческая проблематика искусственного интеллекта связана с поисками средневековых мыслителей совершенного "философского" или "первоадамового" языка, через который можно познать абсолютную истину. В процессе превращения мифологических представлений об искусственном интеллекте в рациональную научную конструкцию выделяется три ключевые идеи:

представление о возможности окончательного рационального познания мира;

представление об объективном знании, независимом ни от человека, ни от человечества;

представление об объективности познания, представляющее собой, с точки зрения кибернетики, совокупность процессов получения, передачи и переработки информации.

Исследования в области искусственного интеллекта прошли три этапа.

Первый этап (1950-60-е гг.) - время становления исследовательских программ искусственного интеллекта, формирования круга задач, относящихся к данному научному направлению, создания методов и инструментов решения этих задач (языки программирования Лисп (Lisp), Пролог (Prolog) и др.). Этот этап характеризуется широким общественным резонансом исследований и завышенными ожиданиями.

Второй этап (1960-70-е гг.) связан с приобретением искусственным интеллектом статуса "классической" научно-технической дисциплины, проведением первых международных конференций, началом издания журналов, чтением соответствующих курсов в университетах.

Третий этап (1980-90-е гг.) связан с практическим (коммерческим) использованием достижений искусственного интеллекта

К основным программам искусственного интеллекта относят:

создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области искусственного интеллектуальной деятельности человека;

попытки моделировать сам человеческий интеллект на основе моделирования мозгового субстрата (нейрокомпьютеры);

создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционизировать (кибернетика).

Далее следует отметить основные отличия естественного и машинного мышления. Функция мышления в случае машины сводится к логическому преобразованию знаков, знаковых структур и отношений между ними, представленных на специализированных языках в машинных программах и реализуемых электронными устройствами машины.

В интеллектуальных механизмах выработки решений человека ведущую роль играют образные явления, целостное видение, интуиция и сопровождающие их состояния эмоциональной напряженности. Посредством образов, как психических отображений объекта-источника, происходит регулирование решений и действий и превращение приобретенного опыта в творческую идею.

Компьютеры же работают без таких образов.

Кроме того, мышление человека богаче его логической структуры, которая может быть воспроизведена в машинных процессах.

К мероприятиям по организации взаимодействия человека и компьютера можно отнести следующие:

использование компьютерной техники в области управления для подготовки принятия решений человеком;

взаимодействие человека и машины в области познавательной деятельности для решения системных прогностических задач (методы имитационного моделирования);

организация информационного обслуживания на основе диалогового взаимодействия человека и компьютера в информационной сфере и др.

Интеллектуальный потенциал систем "человек-компьютер" обладает определенным своеобразием, которое состоит в том, что эти системы дают не только средства для познания и проектирования реальности (прежде всего информационной среды, окружающей человека), но и сами "включены" в эту реальность.

Кроме того, резко увеличивается эффективность использования интеллектуальных ресурсов общества (развитие баз данных, технические и программные средства взаимодействия и др.). Это позволяет строить из данных гораздо более разнообразные и гибкие семантические структуры и отношения, преобразовывать их, собирать во фрагменты, обновлять, исключать, представлять все богатство состояний предметного мира в виде набора моделей для решения новых прикладных задач.

Проблемы искусственного интеллекта

Обычно определяется, что искусственный интеллект - (компьютерный) процесс, имеющий свойства, хотя бы напоминающие мышление человека.

Так как что такое мышление человека. Сейчас искусственный интеллект - это всего лишь интуитивно создаваемая, согласно некоторым представлениям, компьютерная система.

Одними из "некоторых представлений" являются "характеристики искусственного интеллекта".

Выделяют следующие характеристики искусственного интеллекта:

- наличие собственных развивающихся модели внешнего мира, что предполагает способность дополнения и развития имеющейся информации. Это говорит об индивидуальности или единстве исполняемого алгоритма, заложенного заранее, т.е. каждая реализация должна быть индивидуальной;

- способность к адаптации; искусственный интеллект - это адаптивная система, хотя только по запрограммированным аспектам;

- относительная самостоятельность в оценке ситуации, примером является выбор действия имея только условия, т.е. "относительной самостоятельности", по сути, нет;

- возможность различных интерпретаций запросов к системе и воздействий на нее.

Однако для того, чтобы создать именно искусственный интеллект, необходимо, по меньшей мере, во-первых, чтобы он был практически полностью схож с человеческим, иначе то, что получится, не будет интеллектом, и еще надо знать, что такое человеческий интеллект (или требуется переопределить интеллект, дав ему объективные характеристики);

во-вторых, знать, что такое мышление человека (человеческое мышление);

в-третьих, в силу реконструкции деятельности человека* моделировать, учитывать весь его организм, включая все его системы (напр., гормональную);

в-четвертых, знать процедуры функционирования человеческого интеллекта, в частности, учитывать, что искусственный интеллект должен формироваться интеллектуальным, а не программным образом.

Основой доказательства невозможности создания искусственного интеллекта в его существующем представлении (определении) являются ограничения обычной логики.

Искусственный интеллект не будет создан не только по функциональным и формально логическим причинам.

Также существенны следующие причины.

Во-первых, если использовать терминологию И.П. Павлова, то искусственный интеллект представляет собою некую физическую реализацию, в основном, первой сигнальной системы, которая есть условно-рефлекторная деятельность: врожденные рефлексы (собственные данные и возможности), восприятие и обработка раздражений (данных), в том числе в целях решения тех или иных задач, накопление информации о себе и мире, адаптация, приобретенные формы (т.е. те же аспекты, что и принимаемые как характеристики искусственного интеллекта!!!).

Иными словами, разрабатывается не искусственный интеллект, а… система условно-рефлекторной деятельности или рефлективного мышления.

Во-вторых, не учитывается ассоциативное мышление человека, которое определено не только функционированием мозга (как рефлективное мышление) и ощущениями, но и внешней объективностью, которая идентифицируется в человеческом сознании - в элементе, отсутствующем в понимании, определении и создании искусственного интеллекта.

В-третьих, и это главное, искусственный интеллект не будет создан, пока не будут "разделены" и корректно определены человеческое сознание и человеческое мышление.

Подходы к изучению.

Существуют различные подходы к созданию систем искусственного интеллекта. На данный момент можно выделить 4 достаточно разных подхода:

1. Логический подход. Основой для изучения логического подхода служит алгебра логики. Каждый программист знаком с ней с тех пор, когда он изучал оператор IF. Своего дальнейшего развития алгебры логики получила в виде исчисления предикатов - в котором она расширена за счет введения предметных символов, отношений между ними. Кроме этого, каждая такая машина имеет блок генерации цели, и система вывода пытается доказать данную цель как теорему. Если цель достигнута, то последовательность использованных правил позволит получить цепочку действий, необходимых для реализации поставленной цели (такую систему еще называют экспертной системой). Мощность такой системы определяется возможностями генератора целей и машинного доказательства теорем. Для того чтобы достичь лучшей выразительности логический подход использует новое направление, его название - нечеткая логика. Главным отличием этого направления является то, что истинность высказывания может принимать помимо значений да / нет (1/0) еще и промежуточное значение - не знаю (0.5), пациент скорее всего жив, чем мертв (0.75), пациент скорее всего мертв, чем жив (0.25). Такой подход подобнейший к мышлению человека, поскольку она редко соответствует да или нет.

2. Под структурным подходом мы понимаем попытки построения ИИ путем моделирования структуры человеческого мозга. Главной моделирующей структурной единицей в перцептронах (как и в большинстве других вариантах моделирования мозга) является нейрон. Позднее возникли и другие модели, известные под названием нейронные сети (НС). Эти модели отличаются по строению отдельных нейронов, по топологии связей между ними и алгоритмами обучения. Среди самых известных в настоящее время вариантов НМ можно назвать НМ с обратным распространением ошибки, сети Кохонена, сетки Хопфилда, стохастические нейроны сетки. В более широком смысле этот подход известен как Конективизм.

3. Эволюционный подход. При построении системы ИИ по данному методу основное внимание сосредотачивают на построении исходной модели, и правилам, по которым она может изменяться (эволюционировать). Причем модель может быть создана с самыми разнообразными методами, это может быть и НМ, и набор логических правил, и любая другая модель. После этого мы включаем компьютер и он, на основе проверки моделей отбирает лучшие из них, и за этими моделями по самым разным правилам генерируются новые модели. Среди эволюционных алгоритмов классическим считается генетический алгоритм.

4. Имитационный подход. Этот подход является классическим для кибернетики с одним из ее базовых понятий черный ящик. Объект, поведение которого имитируется, как раз и представляет собой "черный ящик". Для нас не важно, какие модели у него внутри и как он функционирует, главное, чтобы наша модель в аналогичных ситуациях вела себя без изменений. Таким образом здесь моделируется другое свойство человека - способность копировать то, что делают другие, без разделения на элементарные операции и формального описания действий. Часто это свойство экономит много времени объекту, особенно в начале его жизни.

В рамках гибридных интеллектуальных систем пытаются объединить эти направления. Экспертные правила выводов могут генерироваться нейронными сетями, а Порождающие правила получают с помощью статистического изучения. Многообещающий новый подход, который еще называют усиление интеллекта, рассматривают достижения ИИ в процессе эволюционной разработки как текущий эффект усиления человеческого интеллекта технологиями.

Этические проблемы создания искусственного разума

В рамках философии техники рассматриваются следующие вопросы:

· Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства то, что тогда делает человека человеком, а машину - машиной?

· Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?

· Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин? Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин. К примеру, фильмы: "Матрица", "Трон", "Я, робот", "Трансформеры", "Терминатор".

· Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских ампутаций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?

Супер интеллект

Философский и методологический интерес представляет осмысление аналогии между искусственным интеллектом и человеческим мышлением. Немаловажным является то, что данная аналогия может привести к значимым социальным последствиям. Не исключено, что мир в ближайшие десятилетия кардинально изменится, причем источником изменений будут такие новые технологии, как супер интеллект и нано технология. Сложилось новое направление философии - транс гуманизм, рассматривающий роль человека в новом мире, влияние новых технологий на общество, природу и другие вопросы. Сторонники этого направления считают, что в будущем молекулярная нано технология позволит создать искусственный разум (модель мозга человека) и осуществить перенос сознания из биологического мозга в компьютер. Экспериментальные образцы супер разума, очевидно, будут представлять собой нечеткий нейронный искусственный интеллект, построенный на принципах, отражающих не только основные научные подходы, но и моделирующих разные стороны поведения человека (зрение, слух, мышление, движение и пр.). Необходимо отметить, что имеются вполне определенные основания для появления в будущем интеллектуальных систем типа супер интеллекта, построенного на аналогии между распознаванием и мышлением.

Будущий супер интеллект, построенный на аналогии между распознаванием системами искусственного интеллекта и человеческим мышлением, будет представлять собой имитацию мыслительной деятельности человека. Данная имитация является весьма плодотворной, так как она дает возможность решить проблему выявления "скрытых" структур знания, т.е. позволяет осуществить моделирование невербальной формы знания и "шестого чувства" (интуиции).

Вывод

Начало XXI столетия характеризуется тем, что социум приобретает из-за информатизации такую сложность, неустойчивость и открытость, которые намного превосходят все виденное человечеством в XX веке. Ведь этот социум насыщен настолько гигантскими информационными потоками, что он становится весьма сложным. В таком случае может помочь такая область научного знания, как искусственный интеллект, который занимает одно из ведущих мест в ряду наук и который способствует бурному развитию научно-технического прогресса, решению глобальных проблем современности и в перспективе способен в немалой степени смягчить вызовы нынешнего столетия.

Проблема исследования оснований памяти человека весьма сложна и многоаспектна, что объясняет существование в науке множество различных концепций и моделей. Идет интенсивное изучение эмоциональной памяти, природы амнезии у человека, биологических механизмов памяти, что открывает многообещающие перспективы в разработке компьютерных систем и проникновения в глубины сознания, в том числе и бессознательного, и т.д. Функционирование систем искусственного интеллекта, которые используются в компьютерах и других устройствах искусственного интеллекта, невозможно без использования памяти различного рода ассоциативной, распределенной и пр. Значительный интерес представляет то, что именно искусственный интеллект позволит высветить особенности человеческой памяти.

Воздействие систем искусственного интеллекта на жизнедеятельность человека обусловлено тем, что развитие науки и ее применения в виде технологий не может не повлиять на самого человека. Во-первых, в рамках культуры воздействие систем искусственного интеллекта на жизнедеятельность человека, во-вторых, проблемы этических ценностей, в-третьих историческое воздействие искусственного интеллекта на человека.

Сказанное можно обобщить в диалектических представлениях следующим образом: на данный момент создаваемый "искусственный интеллект" представляет собою всего лишь некую физическую реализацию рефлективного мышления или часто даже просто программную среду. Воссоздается не интеллект, а нечто другое. Но если признать это, то важность и возможность реализации такой научной задумки станут очевидными

Искусственный интеллект имеет широкое поле для своего применения, его практические и теоретические результаты позволяют в определенной степени высветить механизмы взаимосвязи одного фундаментального состояния мира - природного - с другим - социокультурным.

искусственный интеллект наука философия

Список использованной литературы

1. Философский факультет МГУ. Статья: "Соотношение философии науки и философии техники"

3. Тьюринг А.М. Вычислительные машины и разум. // В сб.: Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.47-59.

4. Джон Сёрль, статья "Разум, мозг и программы", 1980

5. Циолковский К. Э Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. С.276-279

6. Лукшиц Юрий, Статья "Этические проблемы создания искусственного разума" Размещен: 25/08/2010

7. Быковский И.А. Философские аспекты создания искусственного интеллекта. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. н. Саратов. 2003.

8. Петрунин Ю.Ю., Рязанов М.А., Савельев А.В. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейрона ук. - 1-е. - М.: МАКС Пресс, 2010. - С.84

9. Е. Юдковски. Искусственный интеллект как позитивный и негативный фактор глобального риска. сб. - Риски глобальной катастрофы под редакцией Ника Бострома и МиланаЦирковича 2007 год - с. 67-75

10. Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта / Гл. ред. И.Б. Фёдоров. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 352 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ влияния искусственного интеллекта и искусственной жизни на философские проблемы человеческого мышления. Исследования искусственного интеллекта. Обзор вопросов теоретической доказуемости возможности или невозможности искусственного интеллекта.

    реферат , добавлен 08.04.2015

    Определение интуиции как непосредственного отражения связей между предметами и явлениями реального мира, ее основные формы. Синтез информации, принятие решения. Интуитивные методы прогнозирования. Особенности и значение искусственного интеллекта.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2012

    Современная трактовка и виды сознания, его основные функции и психологическая характеристика. Формирование в философии различных стратегий исследования вопроса об источниках сознания, его взаимосвязь с бытием. История разработки искусственного интеллекта.

    презентация , добавлен 17.02.2013

    Интеллект как система познавательных способностей индивида. Формирование представлений об интеллекте в истории философии. Основные подходы в психологии к формированию интеллекта. Концептуальные линии в трактовке природы интеллекта, уровни его устройства.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2009

    Эволюция понятий и этапы взаимодействия техники и природы. Анализ путей решения экологических проблем. Отличие технических изделий от техноценозов. Типология и характеристика реальностей. Искусственный интеллект и киберпространство как проблема философии.

    презентация , добавлен 02.02.2016

    Природа человеческого интеллекта на примере естественных языков и музыкальной культуры индивидов и общности людей. Объединяющая информациологическая трактовка двойной сущности интеллекта. Механизмы и алгоритмы самоорганизации информационных структур.

    реферат , добавлен 17.02.2015

    Научные трактовки человеческого интеллекта. Концепция Кабанова А.Б. об уровне социального интеллекта и его устойчивости во времени и пространстве. Учение о трансформации отдельных элементов моральной системы при постоянном уровне социального интеллекта.

    реферат , добавлен 25.08.2013

    Интеллект - уникальное явление со сложнейшими внутренними процессами. Мыслительная способность (интеллект) и мыслительный процесс. Что такое интеллект и его реализация с точки зрения дилетанта? Умственное начало у человека.

    реферат , добавлен 09.09.2007

    Сущностные черты и источники индивидуального сознания с точки зрения социокультурного функционализма. Базовые подходы к его проблемам. Искусственный интеллект. Влияние научной фантастики на философию. Оцифровывание сознания в фантастических произведениях.

    эссе , добавлен 25.02.2017

    Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

Призовой доклад на Пятьдесят четвертой студенческой научной конференции

Таганрогского Технологического Института Южного Федерального Университета

Факультет Естественнонаучного и Гуманитарного Образования

Кафедра Высшей Математики

Группа Н-55

Руководитель: проф., доктор философских наук И.Н. Титаренко

Что такое интеллект?

Разум, не способный любить и страдать,

разумом не является.

С. Лукьяненко "Геном"

Выразить суть интеллекта в каком-то одном определении представляется исключительно сложной, практически безнадежной задачей. Интеллект есть нечто ускользающее, не вмещаю-щееся в установленные языком смысловые рамки. Поэтому ограничимся просто тем, что приве-дем ряд известных определений и высказываний об интеллекте, которые позволят представить себе "объем" этого необычного понятия.

"Наивные" определения естественного интеллекта сводятся к его выражению через тот или иной атрибут (иногда через набор способностей субъекта). Вообще, моделирование объекта че-рез его атрибуты есть вполне традиционный, рационалистический способ работы с понятиями в искусственном интеллекте. Для примера приведем пару определений типа "интеллект - это способность X".

1. Интеллект - это способность решать задачи на основе символьной информации.

2. Интеллект - это способность к обучению и самообучению.

Достаточно емкие и интересные определения интеллекта даны в английском словаре Вебстера и Большой Советской Энциклопедии. В словаре Вебстера: "интеллект - это: а) способность ус-пешно реагировать на любую, особенно, новую ситуацию путем надлежащих корректировок поведения; б) способность понимать связи между фактами действительности для выработки действий, ведущих к достижению поставленной цели". В БСЭ: "интеллект... в широком смысле - вся познавательная деятельность человека, в узком смысле - процессы мышления, нераз-рывно связанные с языком как средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей". Здесь интеллект прямо связывается с деятельностью и языком коммуникации.

Теперь приведем высказывания известных ученых об интеллекте. Сравним при этом мнения психологов и специалистов по ИИ.

Французский ученый А. Бергсон считал, что инстинкт связан с вещами, а интеллект - с отношениями. По его мнению, главными функциями интеллекта являются установление отноше-ний, а также обнаружение сходства фактов и повторяемость этого сходства ("интеллект ищет сходство с уже известным"). Немецкие психологи К. Бюлер и В. Келер противопоставляли ин-теллектуальное поведение инстинктивному. Они называли инстинкт "памятью поколений", считая ее очень крепкой и передающейся из рода в род. Инстинкты чрезвычайно консерватив-ны: они функционируют с удивительной точностью и надежностью, когда все идет по-старому, но отказываются служить, когда человек попадает в новые условия.

Напротив, главный признак интеллекта есть формирование таких операций, которые возникают не постепенно, путем проб и ошибок, а внезапно, как бы по догадке. При этом найденное реше-ние запоминается раз и навсегда, что обеспечивает возможность его широкого переноса и при-менения в сходных условиях.

По мнению известного советского психолога А.Н.Леонтьева, интеллект возникает впервые там, где поведенческий акт дифференцируется на две фазы: фазу подготовки того или иного дейст-вия и фазу его осуществления.

Интеллект также рассматривают сквозь призму соотношения различных форм мышления. В общем случае мышление не сводится к оперированию символами, а предполагает также опери-рование образами объектов и действий.

Интеллект также соотносится с возможностью адаптации к среде. Так Э. Клапаред и В. Штерн понимали интеллект как "психическую адаптацию к новым условиям". Ж. Пиаже утвер-ждал, что интеллект - это "определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов".

Теперь остановимся на воззрениях специалистов по информатике и ИИ. Так под интеллектом понимается "способность субъекта использовать накапливаемую им информацию некоторым полезным образом". Также утверждается, что интеллект есть способность любого организма (или устройства) достигать успеха при поиске одной из возможных целей в обширном многооб-разии сред. Среди характеристик интеллекта на первый план ставятся механизмы принятия ре-шения и предсказания, т. е. формирования цели.

Представители нейроинформатики часто высказывают точку зрения о том, что интеллект - это системное свойство нейронов мозга, не выводимое из свойств единичного нейрона. По мне-нию известного специалиста по семиотике Ю. М.Лотмана, интеллект возникает тогда, когда имеются внутренние неоднородности. В свою очередь, один из патриархов ИИ М. Минский свя-зывает интеллектуальность системы со степенью непонимания наблюдателем того, как она ре-шает задачи.

Наконец, наиболее распространенное в сообществе специалистов по ИИ мнение связывает ин-теллект со способностью строить модели реальности, а интеллектуальность системы - с нали-чием у нее собственной внутренней модели внешнего мира. Более того, эта модель должна быть корректируемой и характеризоваться высокой адаптивностью. С уровнем развития внутренней модели тесно связаны возможности планирования поведения; а также формирования умений. Интересную трактовку интеллекта как совокупности способностей дал В. К. Финн. Он указал следующие принципиальные черты интеллекта:

o выделение существенного в знании;

o способность к рассуждениям;

o рефлексия;

o выдвижение цели и выбор средств ее достижения;

o познавательная активность;

o адаптация к ситуации;

o формирование обобщений и обучение на примерах;

o синтез познавательных процедур.

Некоторые философские аспекты проблемы ИИ

О возможности существования.

С ИИ сложилась странная ситуация - изучается то, чего еще нет. И если этого не будет в тече-ние ближайших 100 лет, то очень может быть, что эпоха ИИ на этом окончится.

Исходя из сказанного выше, вытекает основная философская проблема в области ИИ - воз-можность или не возможность моделирования мышления человека. В случае если когда-либо будет получен отрицательный ответ на этот вопрос, то все остальные вопросы не будут иметь не малейшего смысла.

Следовательно, начиная исследование ИИ, заранее предположим положительный ответ. Приве-дем несколько соображений, которые подводят нас к данному ответу.

1. Первое доказательство является схоластическим, и доказывает непротиворечивость ИИ и Библии. Даже люди далекие от религии, знают слова священного писания: "И создал Господь человека по образу и подобию своему …". Исходя из этих слов, мы можем заключить, что, по-скольку Господь, во-первых, создал нас, а во-вторых, мы по своей сути подобны ему, то мы вполне можем создать кого-то по образу и подобию человека.

2. Создание нового разума биологическим путем для человека дело вполне привычное. Дети большую часть знаний приобретают путем обучения, а не как заложенную в них заранее.

3. То, что раньше казалось вершиной человеческого творчества - игра в шахматы, шашки, рас-познавание зрительных и звуковых образов, синтез новых технических решений, на практике оказалось не таким уж сложным делом (теперь работа ведется не на уровне возможности или невозможности реализации перечисленного, а о нахождении наиболее оптимального алгорит-ма).

4. С проблемой воспроизведения своего мышления тесно смыкается проблема возможности са-мовоспроизведения. Существуют также различные неформальные доказательства возможности самовоспроизведения, но самым ярким доказательством, пожалуй, будет существование компь-ютерных вирусов.

5. Принципиальная возможность автоматизации решения интеллектуальных задач с помощью ЭВМ обеспечивается свойством алгоритмической универсальности. Это означает, что на них можно программно реализовывать любые алгоритмы преобразования информации, - будь то вычислительные алгоритмы, алгоритмы управления, поиска доказательства теорем или компо-зиции мелодий.

Однако не следует думать, что вычислительные машины и роботы могут в принципе решать любые задачи. Анализ разнообразных задач привел математиков к замечательному открытию. Было строго доказано существование таких типов задач, для которых невозможен единый эф-фективный алгоритм, решающий все задачи данного типа; в этом смысле невозможно решение задач такого типа и с помощью вычислительных машин. Этот факт способствует лучшему по-ниманию того, что могут делать машины и чего они не могут сделать.

Как же действует человек при решении таких задач? Похоже, что он просто-напросто игнориру-ет их, что, однако не мешает ему жить дальше. Другим путем является сужение условий универ-сальности задачи, когда она решается только для определенного подмножества начальных усло-вий. И еще один путь заключается в том, что человек методом "научного тыка" расширяет мно-жество доступных для себя элементарных операций (например, создает новые материалы, от-крывает новые месторождения или типы ядерных реакций).

О цели создания

Следующим философским вопросом ИИ является цель создания. В принципе все, что мы делаем в практической жизни, обычно направлено на то, чтобы больше ничего не делать. Однако при достаточно высоком уровне жизни человека на первые роли выступает уже не лень, а поисковые инстинкты. Допустим, что человек сумел создать интеллект, превышающий свой собственный. Что теперь будет с человечеством? Какую роль будет играть человек? Для чего он теперь ну-жен? И вообще, нужно ли в принципе создание ИИ?

По-видимому, самым приемлемым ответом на эти вопросы является концепция "усилителя ин-теллекта" (УИ). Здесь уместна аналогия с президентом государства - он не обязан знать ва-лентности ванадия или языка программирования Java для принятия решения о развитии вана-диевой промышленности. Каждый занимается своим делом - химик описывает технологический процесс, программист пишет программу; в конце концов, экономист говорит президенту, что вложив деньги в промышленный шпионаж, страна получит 20%, а в ванадиевую промышлен-ность - 30% годовых. При такой постановке вопроса любой человек сможет сделать правиль-ный выбор.

В данном примере президент использует биологический УИ - группу специалистов с их белко-выми мозгами. Но уже сейчас используются и неживые УИ - например мы не могли бы пред-сказать погоду без компьютеров, при полетах космических кораблей с самого начала использо-вались бортовые счетно-решающие устройства. Кроме того, человек уже давно использует уси-лители силы (УС) - понятие, во многом аналогичное УИ. В качестве усилителей силы ему служат автомобили, краны, электродвигатели, прессы, пушки, самолеты и многое-многое дру-гое.

Основным отличием УИ от УС является наличие воли. Ведь мы не сможем себе представить, чтобы вдруг серийный "Запорожец" взбунтовался, и стал ездить так, как ему хочется. Не можем представить именно потому, что ему ничего не хочется, у него нет желаний. В тоже время, ин-теллектуальная система, вполне могла бы иметь свои желания, и поступать не так, как нам хоте-лось бы. Таким образом перед нами встает еще одна проблема - проблема безопасности.

Проблема безопасности

Данная проблема будоражит умы человечества еще со времен Карела Чапека, впервые употре-бившего термин "робот". Большую лепту в обсуждение данной проблемы внесли и другие писа-тели-фантасты. Как самые известные мы можем упомянуть серии рассказов писателя-фантаста и ученого Айзека Азимова, а так же довольно свежее произведение - "Терминатор". Кстати именно у Айзека Азимова мы можем найти самое проработанное, и принятое большинством людей решение проблемы безопасности. Речь идет о так называемых трех законах роботехники.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности, насколько это не противоречит первому и второму закону.

На первый взгляд подобные законы, при их полном соблюдении, должны обеспечить безопас-ность человечества. Однако при внимательном рассмотрении возникают некоторые вопросы.

Интересно, что будет подразумевать система ИИ под термином "вред" после долгих логических размышлений? Не решит ли она, что все существования человека это сплошной вред? Ведь он курит, пьет, с годами стареет и теряет здоровье, страдает. Не будет ли меньшим злом быстро прекратить эту цепь страданий? Конечно можно ввести некоторые дополнения, связанные с ценностью жизни, свободой волеизъявления. Но это уже будут не те простые три закона, кото-рые были в исходнике.

Следующим вопросом будет такой. Что решит система ИИ в ситуации, когда спасение одной жизни возможно только за счет другой? Особенно интересны те случаи, когда система не имеет полной информации о том, кто есть кто.

Однако несмотря на перечисленные проблемы, данные законы являются довольно неплохим неформальным базисом проверки надежности системы безопасности для систем ИИ.

Так что же, неужели нет надежной системы безопасности? Если отталкиваться от концепции УИ, то можно предложить следующий вариант.

Согласно многочисленным опытам, несмотря на то, что мы не знаем точно, за что отвечает каж-дый отдельный нейрон в человеческом мозге, многим из наших эмоций обычно соответствует возбуждение группы нейронов (нейронный ансамбль) во вполне предсказуемой области. В ма-тематической интерпретации это сведение какой-либо функции к максимуму или к минимуму. Теперь представим себе, что наш УИ в качестве такой функции использует измеренную прямо или косвенно, степень удовольствия мозга человека-хозяина. Если принять меры, чтобы исклю-чить самодеструктивную деятельность в состоянии депрессии, а так же предусмотреть другие особые состояния психики, то получим следующее.

Поскольку предполагается, что нормальный человек, не будет наносить вред самому себе, и, без особой на то причины, другим, а УИ теперь является частью данного индивидуума (не обяза-тельно физическая общность), то автоматически выполняются все 3 закона роботехники. При этом вопросы безопасности смещаются в область психологии и правоохранения, поскольку сис-тема (обученная) не будет делать ничего такого, чего бы не хотел ее владелец.

Вопрос полезности

И теперь осталась еще одна тема - а стоит ли вообще создавать ИИ, может просто закрыть все работы в этой области? Единственное, что можно сказать по этому поводу - если ИИ возможно создать, то рано или поздно он будет создан. И лучше его создавать под контролем обществен-ности, с тщательной проработкой вопросов безопасности, чем он будет создан лет через 100-150 (если к тому времени человечество еще не уничтожит само себя) каким-нибудь программистом-механиком-самоучкой, использующим достижения современной ему техники. Ведь сегодня, на-пример, любой грамотный инженер, при наличии определенных денежных ресурсов и материа-лов, может изготовить атомную бомбу.

Эволюция: от палки до компьтера

Допустим, станет возможным создание личности на неорганическом носителе, т.е. ИИ. А что тогда сможет помешать перенести сознание живого человека на искусственный носитель, ко-нечно, при наличии соответствующих технологий. Следует заметить, что подобный неорганиче-ский носитель будет не в пример долговечнее, чем человеческое тело, и можно будет говорить о бессмертии сознания, личности.

Даже если не рассматривать эту возможность, целесообразно было бы применить подобную технологию для того, чтобы спастись от случайной смерти. То есть, когда вы не будете бояться, что вас переедет троллейбус или кирпич на голову упадет, а все грандиозные планы так и оста-нутся несбывшимися.

Те, кто знаком с компьютерными играми хорошо знают термин "сохраниться": перед сложным этапом игры игрок записывает текущее состояние игры - чтобы в случае неудачи переиграть, начиная с него.

Переиграть жизнь, конечно, не получится, но вот "сохранять" себя, как персонаж игры, вполне возможно. Точнее говоря, для достижения такого технического бессмертия прямая аналогия с играми здесь не подойдет.

Дело в том, что записи игры - это копии. И если мы точно также себя "сохраним", т.е. скопиру-ем данные сознания на некий носитель, а потом с нами что-нибудь случится, то воспроизведе-ние этой записи вовсе не будет нашим бессмертием, а будет нашей копией, но не нами самими.

Т.к. сознание непрерывно, а прерывание сознания является смертью.

Если где-то на другом носителе появляется ваша копия, но не вы. Вас уже не существует.

Подобная технология может действовать так. Подобно тому, как мы с помощью удаленного доступа можем совершать то или иное действие, не боясь никакого ущерба в телекоммуникаци-ях, точно так само осуществление нами рабочих обязанностей или просто прогулка за город может являться подобным удаленным доступом. Мы на время можем использовать тела "на прокат", беспокоясь о том, что погибнем вместе с ними.

Несложно увидеть, что в будущем полицейскому, патрулирующему неспокойные кварталы, нет нужды делать это лично, он сам может сидеть в офисе, а патруль осуществлять в удаленном доступе: некотором устройстве или клоне, вообще это может быть что угодно, способное быть носителем удаленного доступа.

Это бессмертие для особо опасных профессий. Но опасно и вообще жить. Кирпич на голову мо-жет упасть, а еще можно заболеть какой-нибудь мало приятной болезнью. Так почему бы ни спроецировать подобную технику удаленного доступа на всю человеческую деятельность.

Человек может находиться в некотором защищенном месте, из которого и будет осуществлять всю свою деятельность в режиме удаленного доступа. Где его жизни ничто не угрожает.

Описанная выше картина в большей части является фантастикой, так как главной вещи - непре-рывности сознания - у нас нет. На сегодняшний день мы имеем один постоянный носитель соз-нания - мозг.

Но если мозг будет связан с компьютером, сетью, а сознание потеряет постоянное нахождение на каком-либо носителе, то все существенно изменится.

Можно сказать, что прерывания сознания мы испытываем постоянно, например - это наш сон. Проведем аналогию с компьютером, который отключают отдыхать, а потом снова загружают. Программа та же самая, но она была прервана. Так прерывается после сна и наше Я, т.е. его можно рассматривать как копию, но мы этого не осознаем, т.к. все это происходило в единст-венном носителе - нашем мозге.

Можно также предположить, что во время сна сознание не полностью отключается, т.е. Я со-храняется. Но есть обмороки, потери сознания, здесь уж точно полный обрыв сознания. Говоря компьютерным языком не горячая, а холодная перезагрузка. Это дает основания полагать, что каждый из нас в течение жизни является не раз повторенной копией самого себя, т.е. было от-ключение сознания, а потом оно "перезапустилось" с носителя заново.

Разумеется, мы не ощущаем себя копиями предыдущих Я, т.к. сегодня существуем только мы. Итак непрерывность сознания можно поставить под сомнение.

Рассмотрим теперь другой не менее важный аспект вопроса.

Мы считаем, что личность должна обладать одним Я. Но так ли это?

Сегодня мы наблюдаем у миллионов шизофреников, обладающих одним носителем сознания, мультипликацию личностей. Почему-то как должное принимается, что сознание не способно обладать более одним Я, а остальное - патология. Стоит рассматривать это как патологию, ко-гда у человека один носитель сознания. Но когда есть удаленные доступы - этих Я может быть и неограниченное количество.

У нас - один поток зрительной информации, один слуховой, тактильный - и так далее. Предста-вим себе, что таких потоков было бы по два разных - свой и удаленного доступа - или больше. Пожалуй, для их усвоения требовалось бы два Я, три, четыре и т.д.

Следует признать, что Я больше не будет уделом одного носителя. А тогда удаленные доступы сознания, которых одновременно может быть большое количество, могут быть в некоторой сте-пени автономны. Трудно представить себе это сейчас, но это так.

Технологии удаленного доступа позволят также расширить человеческое восприятие. Ни один закон физики не может в теории запретить нам ощущать внешнюю материю как свои органы тела. Наш прогресс в том и заключается, что мы себе как продолжение руки придумали палку. А потом продолжением человека стали стрелы и мечи, танки и самолеты, компьютеры и Интер-нет. Везде человек хочет не голую руку в огонь совать, а некоторый инструмент, который мож-но рассматривать как удаленный доступ.

Как и ясно, что вся Вселенная из палки обезьяны - ее удаленного доступа - станет частью на-шего сознания, когда мы ее материю найдем нашим удаленным доступом.

Наверное в этом и заключается Эволюция.

Литература

· Сотник С.Л.Лекции по курсу ИИ 1998г.

· АГСИ 14-2004 В. Ростов Живые мертвые и умершие бессмертные

· АГСИ 12-2004 В. Ростов Техника бессмертия

· АГСИ 7-2004 Мекельбург Э. Сознание из пробирки

· ВФ 4-2005 Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект?

· Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям 2002г.

· Кибернетика и диалектика 1978г.