"Несжатая полоса" (Некрасов): анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Несжатая полоса

«Несжатая полоса» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Несжатая полоса » было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа - ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление - лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть - мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть - воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть - воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль - подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения - тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение - это аллегория, образ пахаря - это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня - пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

Вы, верно, не здешние? - сказала она.

Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Вы приехали с вашими родными?

Никак нет-с. Я приехала одна.

Одна! Но вы так еще молоды.

У меня нет ни отца, ни матери.

Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Позвольте спросить, кто вы таковы?

Я дочь капитана Миронова.

Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.

Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.

Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Н. А. Некрасов

Пояснение.

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного - и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, - в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа - «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Русскому поэту Некрасову пришлось рано уехать из отцовского дома, однако он ни на миг не забывал всего, что видел в детском возрасте. Проблемы крепостного права всегда волновали поэта, поэтому вскоре из-под его пера выходит поэзия «Несжатая полоса», которая затрагивала именно эту тему.

Главная мысль стихотворения заключалась в том, что сельские жители должны быть свободными, работать на своей земле и не ощущать в жизни нужды. К сожалению, мнение поэта было ошибочным, ведь отмена крепостного права не только еще больше угнетала простолюдинов, а забрала у них наибольшую ценность – землю.

Ведь в то время пахарство для крестьян было наиважнейшим делом, источником благополучия, что и показывает автор стихотворного произведения. От уродившей нивы зависело, не будет ли голодать семья в зимнюю пору. Однако иногда урожай оставался несобранным, так как пахарь «не по силам работу затеял». Так вот эту боль бедняги и показал Некрасов.

Вся поэзия состоит из 15 строф. Написано стихотворение «Несжатая полоса» дистихом (двустишием). Это позволяет воспринимать произведение как народную песню. Нашему взору открывается осенний пейзаж. На его фоне виднеется несжатая полоска. Эти оставшиеся в поле колоски навевают пахарю «грустную думу», ведь не может такого быть, чтоб так поступил крестьянин, вырастивший хлеб, обрекая свою семью на голодание зимой.

Очень умело Некрасов отобразил диалог между пшеничными колосьями и ветром, гуляющим в поле, используя такой прием, как олицетворение. Словно живые «шепчут колосья» с болью: «Где же наш пахарь?». Ответ им дает ветер, рассказывая грустную историю о стареющем пахаре, которого покидают силы от тяжелого труда. Именно эти строки произведения насквозь пронизаны отчаянием.

С помощью рефрена (повтора) «скучно нам» автор акцентирует внимание на безысходности хлебной нивы и выстраивает тяжелый настрой. В поэзии много противопоставлений образов, в частности, сопоставляются «тучные зерна» с руками, что «высохли в щепку».

Рифмовка стиха парная, рифма чередующаяся (женская – мужская). Стихотворный размер – четырехстопный дактиль (трехсложная стопа с ударением на первый слог). Основными художественными средствами являются не слишком красочные эпитеты («грустная дума», «заунывная песня») и олицетворения («лес обнажился», «шепчут колосья» и т.п.)

Надо сказать, что вдумчивое прочтение стихотворения «Несжатая полоса» открывает нам картину, которая ассоциируется с тяжелым положением всего русского народа того времени.

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа – ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление – лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть – мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть – воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть – воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль – подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения – тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение – это аллегория, образ пахаря – это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня – пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Н.А. Некрасов был дворянского происхождения и видел, как жестоко обращались с крепостными. Поэтому одной из главных тем его творчества было крепостничество. Поэт надеялся на то, что отмена крепостного права улучшит положение людей, но она отняла у них самое главное - землю. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" по плану эта тема будет рассмотрена подробнее.

Тема крепостничества

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" показан образ бесправного крестьянина. Для поэта это была важная тема: его отец был жестоким помещиком, и Некрасов не раз видел грубое и злое отцовское обращение с крестьянами. Поэт показал отношение всего дворянства к ним - их не считали какой-то значимой частью общества.

Самое ценное, что было у крепостных крестьян, - это земля. Это показано и в стихотворении: на самом деле было немыслимо, чтобы мужик оставил урожай хлеба неубранным, в который было вложено столько сил и труда. Но крестьянин не смог его собрать, потому что заболел. И никому не было до этого дела - все равнодушно смотрели на его трудности.

Этим равнодушием Некрасов подчеркнул пренебрежительное отношение к простому народу. Болезни, голод, высокая смертность были обыденным делом, поэтому в конце произведения показан крестьянин, который, видя неубранный хлеб, продолжал делать свою работу. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует подчеркнуть, что крепостничество - ключевая тема его творения.

Особенности композиции

Следующий пункт в анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" - это построение произведения. Его можно поделить на три части. В первой описывается природа в лучших традициях пейзажной лирики. Описание поздней осени настраивает читателя на умиротворенный, но в то же время печальный лад.

Во второй части колосья показаны как живое существо, которое жалуется, что о нем позабыли и оставили одного. Они задаются вопросом, что, может, они недостойны того, чтобы их убрал пахарь? Но потом колосья сами отвечают, что не хуже других, в них вложено столько же любви и заботы, как и в других.

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует отметить, почему именно через поле поэт решил рассказать о проблеме крепостных. Потому что крестьяне - это земледельцы, для них самое ценное - это земля, которая дает им пропитание. И только серьезные обстоятельства могли заставить пахаря не выйти на поле. Но кроме него некому было позаботиться о сборе урожая.

Именно об этом и говорит ветер колосьям, когда дает им ответ на их вопрос. Он пытается объяснить им, что это не вина пахаря, что он оставил их несжатыми. И о самом крестьянине не позаботится никто, потому что у всех было столько забот, что просто не оставалось времени на помощь другим. И крепостные оказались брошенными и бесправными, и это угнетало поэта и находило отражение в его стихах.

Жанр произведения

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следующий пункт - это определение литературной направленности и жанра. Оно относится к гражданской элегии. В произведении поднимаются важные вопросы о бесправности крестьян и заболеваниях крепостных, которые были актуальными во времена поэта.

Поэтому здесь в роли лирического героя выступает заболевший пахарь. И читателя не сможет обмануть сказочный образ ветра, который должен принести с собой прохладу, но принес он не успокоение, а печальный ответ. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует отметить, что отличительной особенностью этого произведения является реалистичный взгляд поэта, а одушевление колосьев и ветра - это лишь сказочное оформление.

Образ природы

Пейзаж поздней осени вызывает в читателе чувства спокойствия и грусти. Природа готовится к зиме, птицы улетают в теплые края, а земля благодарит тех, кто за ней ухаживал и заботился, щедрыми дарами. Так и в этом случае, пахарь за свои земледельческие труды был вознагражден. Красивые, золотистые колосья терпеливо ждали, когда их соберет крестьянин.

Для землепашца не было красивее пейзажа, чем бесконечные золотые поля. Ведь для него это не только прекрасно, но и результат его труда и обеспеченность семьи. Поэтому выбранный поэтом пейзаж лучше всего подчеркивает образ земледельца.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Н.А. Некрасова "Несжатая полоса" следующее - это определение использованных тропов и образов. Глаголы и эпитеты связаны с поздней осенью, а синтаксический параллелизм состояния природы и состояния человека (грустной задумчивости) позволяет одухотворить пейзаж, и читатель может услышать разговор колосьев.

Использованные метафоры и олицетворение сил природы позволяют сделать стихотворение выразительнее. Описание внутреннего мира пахаря показывает связь крестьянина с землей. Это стихотворение Некрасова показывает не только красоту хлебного поля, но и поднимает вопросы, касающиеся крепостничества. Поэт хотел, чтобы общество задумалось, как непросто крестьянам, и что о них тоже нужно заботиться. И все это на фоне красивого пейзажа.