Отрицательная частица "не" и "ни": правила, примеры. "буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий"

Следует различать отрицательные наречия с отрицательными и неопределёнными местоимениями (некоторые из них по форме похожи друг на друга):

85. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н...) (за) (что) благодарить, (н...) (за) (что) (н...) благодарил, (н...) кий, (н...) когда, (н...) кого просить, (н...) кого (н...) видел, (н...) куда, (н...) где, (н...) (на) (что) купить, (н...) (на) (что) (н...) обращать внимания, (н...) откуда, (н"...) чем заняться, (н...) когда, (н...) куда, (н...) (к) чему,

(н...) откуда, (н...) почём, (н...) (при) (чём), (н...) сколько (н...) устал.

Отрицательные наречия

Вот особенная встреча –

Учимся писать наречия.

И, конечно, без сомнения,

Повторим местоимения

Нéкто в двери постучал,



Но никто не отвечал.

Заперта чужая дверь,

Нéкуда идти теперь.

Нету дела никому,

Где заночевать ему.

Никого нигде не видно.

Грустно, страшно и обидно,

Когда нé с кем пообщаться…

Всё теперь понятно, братцы?

В наречиях, местоимениях

НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба…Дружба не пустяк!»

Слитное и раздельное правописание наречий

Правописание наречий - один из труднейших разделов орфографии. Это объясняется тем, что наречия образованы от различных частей речи разными способами. Наибольшие трудности вызывает правописание наречий, образованных от сущ. с предлогами.

Процесс образования наречий из предложно-падежных форм - живой процесс. В ряде случаев процесс перехода предложно-падежных форм в наречие закончился, а в других нет.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1. Слова, образованные соединением приставок с наречиями: запросто, навсегда, послезавтра. 1. Наречные сочетания сущ. с предлогом, если сущ.сохранило хотя бы некоторые падежные формы (за границу, за границей ) или используется в переносном значении (поставить в тупик ).
2. Слова, образованные соединением на-и в-с собирательными числительными: надвое, вдвоем. Но:по двое, по трое 2. Сочетания предлогов в, нас сущ., на -ах, -ях:на днях, на радостях, в сердцах.
3. Слова, образованные от местоимений и полных прилагательных (которые не начинаются с гласной) с предлогами: впрочем, вничью. 3.Сочетания предлога вс сущ. и прилагательными, начинающимися с гласной: в одиночку, в упор, в открытую.
4. Слова, образованные соединением предлогов с сущ., если между ними нельзя вставить определение: вброд, вдоль, вновь, исподтишка. 4. Предлоги: без до на под си др. на скаку (на полном скаку) (между предлогом и сущ. можно вставить определение).
5. Слова, образованные от кратких прилагательных с предлогами: досуха , набело , попросту , смолоду.
6. Слова, образованные соединением приставки по-со сравнительной степенью кратких прилагательных: почище, поярче.

Дефис между частями слова в наречиях (правило см. на стр. 39)

Е – О после шипящих на конце наречий (см. на стр. 46)

ОТЛИЧИЕ НАРЕЧИЙ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Наречия с приставками надо отличать от похожих существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

СЛИТНО - НАРЕЧИЕ РАЗДЕЛЬНО – ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
1. Наречия отвечают на вопросы где? как? когда?, относятся к глаголу: нырнул вглубь 1. Сущ. отвечает на вопрос косвенного падежа, имеет (может иметь) при себе пояснительное слово: нырнул в глубь озера (сущ., т. к. есть поясняющее слово)
2. Наречие: одеться по-зимнему (как?) 2. Прилагательное: по зимнему небу плыли облака. (по небу какому? зимнему )
3. Наречие отвечает на вопросы почему? когда? и др., выступает в роли союза, относится к глаголу, можно заменить только наречием (потому что, оттого, потом): Сначала читал, затем решал задачу. Сначала читал, потом решал задачу. 3.Местоимение можно заменить прилагательным или его убрать: За тем лесом находится озеро. За(хвойным) лесом. За лесом.

86. Раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

(на) четверо, (по) одиночке, (по) шестеро, (на) двое.

87. Выпишите наречия, которые пишутся через дефис.

(По)январски морозно, (по)боевому настроен, (по)хорошему, (по)деловому поступил, (по)деловому вопросу пришёл, (по)вашему сказал, (по)вашему мнению вышло, (по)лисьи хитер, (по)всюду, (по)болгарски говорил, точь(в)точь по учебнику, едва(едва) ответил, крепко(накрепко) завязал, полным(полно) грибов, по(видимому), (бок)о(бок) жить, (след)в(след) ступать, крест(накрест), волей(неволей), чин(чином), свинья(свиньей), нежданно(негаданно), стоймя(стоит), (по)парно, (по)немногу, (кое)как, любо(дорого), (во)век, (на)веки, (по)латыни, мало(мальски), наконец(таки).

88 . Раскройте скобки.

1. Ребятишки быстро побежали (на)встречу.

2. В этот вечер (на)встречу с ним собрались многие.

3. (В)дали нарастал рёв паровоза.

4. (В)дали коридора кто-то промелькнул.

5. Почти (тот)час выскочила собака.

6. Мы запомним тот день и (тот)час.

7. Я смотрел (в)даль.

8. Он смотрел (в)даль морскую.

9. Приходите (во)время.

10. (Во)время отдыха мы купались.

11. (Из)дали видно башню.

12. (Из)дали моря тянуло свежестью.

13. (В)начале лета шли дожди.

14. (В)начале долго шли дожди.

15. Мы продвинулись (в)глубь, разрушая тыловые коммуникации противника.

16. Мы направились (в)глубь джунглей.

17. Они старались шагать след (в)след.

18. Он звал их за собою (в)след.

19. (По)пустому дому гулял ветер.

20. Не тратьте слов (по)пусту.

СУФФИКСЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Из- издавна

До- -А (как из окна) дотемна

С- снова

В- влево

На- -О (как в окно) направо

За- затемно

89. Вставьте пропущенную букву о или а.

1. Крышу нужно перекрыть занов... .

2. Издавн... так повелось.

3. Девушка искос... следила за ним.

4. Телеграмму получили затемн... .

5. Дотемн... загорелое лицо было привлекательно.

6. Лошадь изредк... вздрагивала.

7. Издалек... долетал шум прибоя.

8. Если стать лицом на север, то направ... будет восток, а налев... - запад.

9. Глина затвердела накрепк... .

НЕ И НИ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ

не- и ни- . Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения не́кого, не́чего не имеют именительного падежа.

1 . Запишите по образцу ничей - чей, как образованы данные слова.

Составьте 2-3 предложения с любыми из этих слов.

Некого, никакой, никто, нечего, ничто, ничей.

2 . Как вы понимаете смысл стихотворения, которое называется «Ничего»? Как произносится это слово?

Ничего

- Что купили?
- Ничего!
- Что сварили?
- Ничего!
- Что жуёте?
- Ничего?
- Как живёте?
- Ничего!

- Непонятно,
Для чего
Нужно столько
Ничего!
- Если много Ничего,
То не жалко Ничего!

чего́ [во]
ничего́ [во]
никого́ [во]
не́кого [в] о
не́чего [в] о

В отрицательных местоимениях приставка ни- безударная. В ней пишется буква и .

Н ик ого́.

45.

3 . Не или ни ? Спишите. Обозначьте условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Укажите падежи отрицательных местоимений.

1. Н..чего тому страши(т, ть)ся, кто н..чего (не)бои(т, ть)ся. 2. Хоть в ш..лк одень (не)ряху, а всё гл..деть не на что. 3. Если за день н..чему (не)научился, зря прожил день. 4. За напрасный труд н..кто спасибо (не)скажет. 4 5. Н..чьими похвалами (не)в..зносись.

(Пословицы.)

Если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

4 . Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Подчеркните дополнения. Обозначьте их падеж.

Образец:

    Валек - - (не)ответил.

    Маруся - - (не)узн..вала.

    Отец - - ещё (не)знал.

    И ты до сих пор - - ещё (не)ра..болтал, куда ходишь?

(По В. Короленко.)

5 . Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а н.. к чему н.. пр..годился. 2. Друг - це(н, нн)ый клад, (не)другу (ни)кто (не)рад. 3. Обид..ть-то каждый мож..т, а пож..леть-то н..кому. 4. Любят того, кто н.. обид..т н..кого.

(Пословицы.)

Рассмотрите примеры. В каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельные написания?

И.- ничто
Р.- ничего, ни от чего
Д.- ничему, ни к чему
В.- ничто, ни на что, ни за что
Т.- ничем, ни с чем, ни перед чем
П.- ни о чём, ни на чём

Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Н и у к ого. Н е с к ем.

46.

6 . Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Некем (с). Ничто (во). Некого (у). Ничего (для). Никого (от). Ничем (перед).

7 . Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитные написания, во вторую - раздельные написания. В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

1. (Н..)чем (н..)чего (не)сдела..шь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не) (на)кого рассчитывать в беде. 3. Глуп 3 совсем, кто (н..)знается (н..) (с)кем. 4. Скучен 3 день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..) (в)чём так свободно (не)проявля..тся народный характер, как в песн.. и в пляск.. . 6. Родную мать (н..)кем (не)замен..шь. 7. (Не) (с)кого спрашивать, когда сам виноват.

8 . Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 112).

(Не) разоч..ровался - -. (Не)прик..сался - -. (Не)разб..рается - -. (Не)ра..спрашивает - -. (Не)ра..считывает - -. (Не) уча(?)ствуете - -. (Не)пр..выкнет - -.

9 . Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

1. (Ни)кому (не)об..ять (не)об..ятного. 2. Кто пр..вык бранит(?)ся, тому н.. с кем н.. ужит(?)ся. 3. Кто поз(?)но приход..т, тот (ни)чего (не)наход..т.

(Пословицы.)

10 . Слитно или раздельно? Не или ни? Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написания не и ни в отрицательных местоимениях».

    (Н..)спеши хватать руками (н..)чего, что лежит в тарелке.

    (Н..)толкай (н..)кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

    (Н..) с кем громко (н..)разговаривай, (н..)старайся (н..)кого перекричать.

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

Цели урока:

  • знать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни- .
  • уметь использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие не- и ни- и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы
  • развивать речьпри составлении связного рассказа на лингвистическую тему.
  • повторитьправописание отрицательных местоимений, знаки препинания при деепричастном обороте,
  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор с презентацией учебного материала), таблица “Не и ни в наречиях”, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Постановка целей. Тема нашего урока “Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий”. Сегодня на уроке мы будем работать над формированием навыка написания букв е и и в приставках не и ни в отрицательных наречиях. <Приложение 3 >

Слайд № 2

2. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Проверка домашней работы.

Уплотнённый опрос.

1. Один ученик выполняет задание на доске.

2. Рассказ ученика на лингвистическую тему “Слитное и раздельное написание не в наречиях”.

3. На компьютере ученик выполняет задание по теме “Слитное и раздельное написание не в наречиях”. <Приложение 1 >

Слайд № 3

Дополнительные вопросы отвечающему:

  1. Что называется наречием?
  2. Назовите смысловые группы наречий?
  3. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

3. Синтаксический разбор предложения.

Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой след на мокрой траве.

Частичный фонетический разбор: назвать последнюю букву и последний звук деепричастия оставляя.

Наречие неторопливо разобрать по составу.

Вопросы ученице: к какой смысловой группе относится наречие?

Назови текстообразующую роль наречий. (Наречие как одно из средств связи предложения)

4. Редактирование текста.

Слайд № 4

Учитель: Замените в тексте повторы наречиями, местоимениями и синонимами, определив, что они соединяют.

Маресьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донесся какой-то шорох, Маресьеву почудилось, что в кустах люди.

Заменяющие слова: здесь, он, оттуда, летчик, там. Учитель: Вспомните условия слитного и раздельного написания не с наречием на -о и -е .

Один ученик отвечает правило.

Слайд № 5

5. Образование наречий с приставкой не-.

Учитель: От данных слов образуйте наречия с не .

Учитель называет слово, записывать нужно только полученное наречие, объясняя написание.

Решительно, совсем хорошо, обдуманно, уверенно, глубоко – мелко.

(Пишу нерешительно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением без уверенности. Пишу не хорошо раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение)

Учитель: Чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой)

Приведите примеры наречий, в которых не является частью корня. (Небрежно, нелепо)

6. Объяснение новой темы.

1. Актуализация знаний: правописание отрицательных местоимений и наречий.

Слайд № 6

Беседа об образовании отрицательных местоимений.

Физкультминутка для глаз.

2. Анализ языковых явлений [Отвопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия, например: где - нЕгде и нигдЕ. В этих наречиях приставка не - ударная (нЕоткуда), а ни безударная (нИоткуда)

Слайд № 7

7. Тренировочные задания.

1. Выборочная работа.

Слайд № 7

Выписать в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.

1. Нигде не видно жилья. 2. Ничем не измерить простора полей. 3. Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4. Никак не удавалось преодолеть эту вершину

Проверка работы.

Вывод. Что общего в написании ни и не в отрицательных местоимениях и наречиях?

8. Проверочная работа.

9. Работа по группам:

Группа 1. Тест “Наречие”.

Слайды № 9–12

Группа 2. Индивидуальные карточки <Приложение 2 >

Подведение итогово написании букв е и и в отрицательных наречиях.

10. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

11. Выставление и комментирование оценок.

12. Объяснение домашнего задания.

1 группа – упражнение 229, §37.

2 группа – упражнение 231.