Плохая речь у взрослого причины. Что же такое нарушение речи

Мозг - уникальный орган, сложнейшие функции которого - мышление, память, речь - собственно, и делают человека человеком. От внешних воздействий эта святая святых надежно защищена черепной костью, и тем не менее мозг остается самым уязвимым органом человека.

Дело в том, что для работы ему абсолютно необходимо бесперебойное поступление кислорода. Именно поэтому при остановке дыхания мозг умирает первым. Уже через 5-6 минут клинической смерти в нем происходят необратимые изменения; перестает существовать личность.

Мало кто знает о том, что мозг и стареет первым. Возрастные изменения обменных процессов в его тканях начинаются примерно с 25-30 лет. Недаром после тридцати многие, к счастью, не все теряют былую обучаемость и креативность.

Практически каждый сталкивается и с другими симптомами старения мозга. Кому из вполне молодых людей не знакомо временное ослабление памяти, внимания, сосредоточения; раздражительность и сонливость, вызванные, к примеру, стрессом в семье или авралом на работе?

С течением лет функционирование мозга постепенно замедляется: падает скорость реакции, ухудшается координация движений, уходит ясность мысли. Заключительную стадию этого процесса мы называем старческим маразмом и надеемся избежать его либо не дожить. Но, к сожалению, нередко работа мозга нарушается самым неожиданным и драматичным образом.

Самый страшный враг мозга

Самый грозный враг деятельности мозга - инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения.

Это настоящая катастрофа, которая настигает ежегодно триста тысяч наших соотечественников.

Примерно для половины из них инсульт оказывается последним событием в жизни.

60-80% из выживших до конца жизни остаются инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. И даже те, кто выздоравливает до полной социальной и бытовой адаптации, живут под постоянной угрозой повторения трагедии.

В известном романе "Граф Монте-Кристо" об инсульте говорится так:

"Страшны не только смерть, старость и безумие. Существует, например, апоплексия - это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, однако после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который были почти ангелом, становитесь неподвижной массой, которая уже почти животное..."

Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Поэтому апоплексический удар означал смерть либо месяцы или годы полурастительного существования. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Инсульт требует огромного мужества от больного и много терпения и любви от его близких, т.к. он вызывает частичное или полное поражение важнейших функций организма - движения, речи, памяти; а также поведенческие, умственные и эмоциональные расстройства, бороться с которыми порой приходится годами.

Как происходит инсульт

Геморрагический инсульт , как правило, является осложнением гипертонической болезни. Не выдержав повышенного давления крови на стенку, сосуд разрывается. Возникшее кровоизлияние сдавливает ткани, вызывает отек - и участок мозга погибает.

В случае ишемического инсульта сосуд сохраняет целостность, но ток крови по нему прекращается из-за спазма или закупорки тромбом, то есть сгустком крови, который образовался на стенке сосуда, пораженного атеросклерозом.

Стрессы, колебания атмосферного давления, переутомление, вредные привычки: алкоголь и курение, резкое колебание уровня сахара в крови - эти причины могут вызвать длительный спазм сосудов головного мозга со всеми атрибутами ишемического инсульта.

Вопреки распространенному мнению, инсульт - не единовременное событие, а процесс, развивающийся во времени и пространстве: от незначительных функциональных изменений до необратимого структурного поражения - некроза.

Болезнь коварна тем, что в первые часы ее развития вплоть до наступления паралича, потери речи или комы человек может не испытывать никаких болевых ощущений. Немеют рука, щека, слегка изменяется речь, иногда появляется головокружение или помутнение зрения. Ни сам больной, ни его родные не подозревают, что происходит мозговая катастрофа, упускается драгоценное время. "Терапевтическое окно", тот период, когда интенсивная терапия может повернуть болезнь вспять, составляет всего около шести часов.

"Ступени к инсульту"

В пожилом возрасте нарушения мозгового кровообращения в той или иной степени настигают каждого человека. Но следует помнить, что первые признаки нарушения обмена в тканях мозга обнаруживаются достаточно рано.

Такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония , начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК), дисциркуляторная энцефалопатия , могут рассматриваться как различные стадии одного и того же процесса: хронической сосудистой патологии мозга. Они не только являются серьезным фактором риска развития инсульта, но и сами по себе существенно ухудшают качество жизни.

Об имеющихся нарушениях функций мозга свидетельствуют частые головные боли, головокружения, ухудшение координации движений, внимания, памяти, смазанность речи, чувство онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Если два и более из перечисленных симптомов наблюдаются не реже одного раза в неделю на протяжении хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз, пренебрегать этим очень и очень опасно.

Еще на шаг ближе к инсульту так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения или транзисторные ишемические атаки. Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются несколько минут, реже - часов, но не более суток и заканчиваются полным восстановлением нарушенных функций.

Итак, каковы же основные признаки приближающегося инсульта?

Врачи выделяют очаговые и общемозговые симптомы.

Очаговые: внезапная слабость в одной руке и/или ноге, кратковременное нарушение речи, онемение одной половины губы, языка, одной руки. Возможны временная потеря зрения на один глаз, резкое головокружение, пошатывание при ходьбе, двоение перед глазами, нечеткость речи и даже временная амнезия.

Общемозговые: появление резкой , головокружения, тошноты и рвоты на фоне повышенного артериального давления, при этом возможны судороги, изменения сознания.

Если случилась беда

Лечение инсульта - дело рук врачей: невропатологов, реаниматоров, иногда нейрохирургов. От того, как быстро оно начато, часто зависит жизнь больного.

Немедленно вызывайте скорую медицинскую помощь в случае инсульта!

Неврологическая бригада скорой медицинской помощи проведет комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

В первые три-пять дней после инсульта желательно пребывание больного в нейрореанимации, отделении интенсивной неврологии или остром инсультном отделении. Здесь будет тщательно контролироваться состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, врачи откорректируют водно-электролитный баланс, будут бороться с отеком мозга, возникающим вокруг инсультного очага.

В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

На первой-второй неделе, с разрешения врача начинают делать больному массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, занятиями по восстановлению речи. Раннее начало реабилитационной терапии очень важно, так как в этом случае больные не привыкают находиться в зависимости от окружающих, вовремя приобретают навыки самообслуживания.

После выписки больной должен наблюдаться участковым неврологом по месту жительства. Медиками разработана программа поэтапной адаптации человека, пережившего инсульт, к домашним условиям. Следуя ей, можно помочь пациенту постепенно вернуться к нормальной активной жизни.

Как избежать инсульта?

Предупреждение инсульта (и его повторения) заключается в правильном режиме труда и отдыха, рациональном питании и урегулировании сна, нормальном психологическом климате в семье и на работе, своевременном лечении атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

Существенную помощь способны оказать лекарства, улучшающие микроциркуляцию сосудов, а также предупреждающих гипоксию (кислородное голодание) головного мозга. Одним из таких средств являются болюсы Хуато - современный ноотропный фитопрепарат, обладающий клинически подтвержденной способностью эффективно восстанавливать обмен в участках мозга, поврежденных в результате инсульта, ишемии сосудов, переутомления или травмы.

Итак, основные направления профилактики и лечения сосудистых патологий мозга - устранение причин недостаточного кровоснабжения, медикаментозное воздействие на мозговой метаболизм и, наконец, индивидуальное симптоматическое лечение (лечебная физкультура; физио- и психотерапия).

Комплексные профилактические мероприятия уменьшают заболеваемость почти наполовину, а своевременное и правильное лечение значительно повышает шансы больного вернуться к полноценной жизни.

Обсуждение

Замечательная статья! В 1989 году у моего
папы случился инсульт. Я не знала, что это такое. А знать это должен каждый. Ведь у нас постаревшие родители. С ними это случается. Если рядом сведущий родственник, дети, мы сыграем основную
роль спасении. Дальше помогут врачи, а
потом тщательный уход. Папа жив. И мы
смогли справиться с болезнью очень быстро. Он сам справлялся. Я ему помогала. Сначала вселила надежду. Он
не шевелился, не мог говорить, по щекам текли слезы. После врачебной помощи, я его терла, руки, ноги, голову, поднимала
руки-ноги, забрасывала руки за спинку кровати, чтобы хватался. Делала это все время пока сидела около него. Весь день.
И появилась чувствительность. Потом шевеление, стал поднимать руки, поворачивать головой. Потом я его поднимала. Мы падали на кровать. Он тяжелый, большой. Я маленькая. Когда
мы вышли в корридор, все отделение больницы сбежалось смотреть. Такой поразительный успех за короткое время. А ведь у него не работал даже кишечник, полмесяца не было стула. Он не лежал, все время двигался. Дома с третьего этажа спускался на 5-6 ступенек ниже каждый день. У него остался только неподвижным один глаз. Надо и его было тренировать. Но я об этом не знала. Знания нам очень нужны. Спасибо Вам! Сейчас он поддрерживает свое здоровье Антиоксом.
Это сильнейший антиоксидант с гинго билобой и витяжками и пурпурного винограда. Этому натуральному витаминному комплексу нет равных в мире.
Поскольку я знаю, как надо обезопасить, себя от инсульта я тоже его принимаю.
Ем еще Пакс для улучшения памяти, это
тоже комплекс для мозга и ослабления стрессов. Я боролась с головными болями очень много лет. Наконец, они исчезли.
Как я это делала, можно посмотреть на
сайте http://www.nnabieva.narod.ru/health.html в разделе о себе.
Я использовала очень много методов и победила. Даже ишемия задней стенки левого желудочка сердца ушла. Я изменила
образ жизни, мышления, пищу, принимаю много витаминов и микроэлементов. От проблемы мозга в левой части плохо видит правый глаз. Но и эта проблема излечима. Я сменила очки на меньшие диоптрии.
Я Вам очень благодарна!
С уважением,
Нина Петровна
E-mail: [email protected]

04.05.2001 17:03:53, Нина

Комментировать статью "Инсульт: когда мозгу нужна помощь"

Несмотря на улучшение стандартов помощи больным с инсультом, инсульт по-прежнему - одна из главных причин смертности во всем мире. Лишь 20% пациентов возвращаются к работе, 80% людей, перенесших инсульт, становятся инвалидами, а каждый пятый нуждается в постоянном медицинском уходе 1 . Именно поэтому одной из важнейших задач становится повышение осведомленности о заболевании, которое находится на втором месте по смертности среди заболеваний системы кровообращения, а также самой частой...

Статистика не радует: по официальной версии минздравов всех стран, сердечно-сосудистые заболевания уверенно лидируют в списке болезней-убийц. А в наше время печальная тенденция «омоложения» страшного недуга угрожает не только людям пожилого, но и среднего возраста. Сегодня я беседую с кардиологом поликлиники «Медросконтракт» Евгением Вадимовичем Ночёвкиным. - Евгений Вадимович, сейчас по всем телеканалам и печатным СМИ широко распространяется информация о том, что атеросклероз стал одной из...

Обсуждение

Сына сбила машина, зчмт, перелом ключицы. Кома 4 день. Врачи никаких прогнозов не дают. Что делать?. Помогите!

26.01.2019 23:27:15, Марина Турхан

У меня сына сбила машина, 4 день в уоме, сломана ключица. Врачи никаких прогнозов не дают. Люди помогите советом, что делать? Душа в клочья.

26.01.2019 23:23:59, Марина Турхан

Моя мама перенесла ишемический инсульт. С трудом научилась ходить, много занимались лечебной физкультурой плюс различные сосудистые препараты. С Божьей помощью восстанавливается, но левая рука пока не очень работает. Кто сталкивался с подобным, напишите о лечении, реабилитации и восстановлении. Кто пробовал иглоукалывание и какие результаты?

Обсуждение

У меня теще год назад с такой же проблемой столкнулась, правда ей отказала вся правая сторона тела. Потом мы вот узнали о способе реабилитации при помощи экзоскилета. И вот где то в течении пяти месяцев полностью реабилитировалась.так что могу сказать что реабилитация после инсульта это все таки чудо которое нам предоставили современные разработчики.

Мы нанимали невролога-массажиста. Он назначал лекарства и делал массаж. Всё восстановилось. Второй инсульт был уже фатальным.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. ...хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

Обсуждение

Спасибо большое всем!

У моего сына категория В, как раз по астме. Поставили астму в 11 лет, было 2 госпитализации, в 11 же лет. Потом просто ходили к аллергологу раз в год, пробы делали, все записывали в карту. Приступов с 12 лет не было. Аллерголог в карте писала "астма легкой степени тяжести, ремиссия". Еще обострение поллиноза фиксировали ежегодно.
Медкомиссия в военкомате сразу же дала категорию В в 16 лет, не требуя больше никаких подтверждений, только та карта, в которой были все записи и выписки из стационара. В 18 лет просто выдали военный билет.

Астма, поставленная до 14 лет, подтвержденная выписками из стационара, в военкомате рассматривается однозначно - категория В и все. Стационар нужен обязательно, хотя бы пару раз.
Потом наблюдаться просто.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Обсуждение

Пробирайтесь как можете.У меня про свекровь так же говорили не волнуйтесь ей ничего не надо.Свекр прорвался а ее просто так положили и лежала еще немного и привет был бы.Поднял всех на уши подключили все аппараты...Свекровь все же умерла.Вопрос в другом возможно бы и жила если бы все сделали сразу...

18.09.2006 15:28:51, TEZ

Соберитесь с силами и не приезжайте. Ну зачем? Она в больнице, в реанимации, все, что могут, врачи делают, Вы им не поможете, и маме тоже, наверное. А просто прийти и разрыдаться:(Зачем?
Что-то передать - наверное, можно, надо к медсестрам, наверное. Что-то конкретно полезное. И все. А врачей, наверное, лучше после благодарить, все же. При "стабильно тяжелом" наверное им самим неловко, вот и гонят Вас. Хотя в принципе - на то и реанимация, чтобы "тяжелое", а "стабильное" - скорее плюс...
В общем, держитесь, все идет правильно и врачи правы, видимо. Постарайтесь успокоиться и максимально разумно-практично подходить к этому. имхо

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Геморрагический инсульт, как правило, является осложнением гипертонической болезни. онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Обсуждение

Здравствуйте! Во-превых, не отчаивайтесь! Инсульты бывают разные. И преиод восстановительного лечения будет полностью от вас зависеть. Но однозначно необходимы будут препараты для снижения холестереина и укрепления сосудистой стенки, снижения протромбинового индека. Пишите, посоветую.

22.10.2005 18:41:36, Веда

Пусть мама быстрее поправляется.

Если моя информация может быть для вашей мамы применима:
У моей мамы были очень частые прединсультные состояния. Жуткие головные боли со рвотой, не могла даже шевельнуть головой от боли. Это продолжалось в течение нескольких лет. Мы все очень боялись, что когда-нибудь врачи не успеют приехать. От обследования она отказывалясь, но судя по признакам инсульта, микроинсульты у неё были не один раз.
После 3-х чисток печени по Малахову (с травами, маслом, лимоном) на 2 года забыла о болях. Потом лёгкие боли были, но она опять печень чистила. Сейчас проводит себе чистки раз в полгода. Про боли забыла.
Конечно, чистки надо проводить строго по методике (кишечник вычистить обязательно), только в хорошем состоянии здоровья, не в момент обострений.Александр Игоревич

Нарушение речи в любых проявлениях вызывает у обладающего им определенный дискомфорт: тяжело выражать свои мысли, не всегда окружающие адекватно реагируют на явные дефекты, затруднена социальная адаптация. Первые проявления данного заболевания возникают уже в раннем детстве, с годами они могут развиться в серьезные психологические проблемы. В эту группу специалисты включают несколько подвидов патологий, с разными причинами и проявлениями. Объединяет их одно: люди с такими отклонениями испытывают сложности с коммуникацией.

Специалисты разделяют детские и взрослые проблемы произношения. Чаще всего в первом случае речь идет о легких стадиях заболевания, в то время, как в более зрелом возрасте нарушения нормального функционирования систем человеческого организма обусловлено иными причинами, протекает в более тяжелой форме. Обобщенно нарушения классифицируют по 2 типам:

  • органические – вследствие полученных травм головы, ушибов, повреждения органов артикуляции (языка, неба, губ, зубов), расстройства центральной нервной системы, слухового аппарата;
  • функциональные – чаще всего возникают под воздействием внешних факторов (стресса).

К проявлениям 1 типа приводят перенесенные инфицирования, опухоли мозга, кровоизлияния (инсульты), закупорки сосудов, родовые травмы. Нарушения в преклонном возрасте развиваются на почве болезни Альцгеймера, Паркинсона, параллельно возникают проблемы с памятью, психоэмоциональные расстройства. Некоторые лекарства могут вызвать индивидуальную реакцию (снижение слухового порога восприятия), что также сказывается на нарушениях речи.

К факторам, влияющим на развитие дисфункции речевого аппарата, относят эпилепсию и алкоголизм, а также перенесенные ДЦП или инфекции (менингиты, энцефалиты, болезнь Лайма). Нередкими являются случаи нарушений речи при локальных поражениях мозга.

Чаще всего являются прямыми следствиями сильного потрясения, умственной отсталости, невылеченных детских патологий, психических состояний (испугов, истерий), воздействия медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов), наследственной предрасположенности.

Важно. Специалисты отмечают случаи наслоения причин функционального и иного характера, провоцирующих развитие нарушений темпа, характера речи. Часто после детального обследования у таких пациентов диагностируется органическое повреждение.

Виды нарушений речи

Нарушения речи у взрослых, их причины и виды разделяют в зависимости от симптомов, а также характерных проявлений. К ним относятся: афазия, алалия, брадилалия, дизартрия, дизорфография, дисграфия, дислексия, дислалия, а также заикание и задержка речевого развития.

Афазия – это нарушение речи, связанное с повреждениями отделов мозга или нервных связей между ними. При акустико-гностической разновидности корковый центр анализа/синтеза информации (область Вернике) не может адекватно обрабатывать поступающие данные, а также создавать на их основе импульсы в речевом аппарате. Практически всегда выражается в проблемах со счетом, письменными навыками, речью. Определяется при диагностировании мозга и сосудов методами МРТ, в результате комплексного обследования у логопеда, невролога, ЛОРа.

При пациент страдает нарушениями слухоречевой памяти – плохо говорит, тщательно подбирая слова, путается и останавливается. Методы диагностики такие же, как и в предыдущем случае. При развитии заболевания на фоне возрастных изменений или перенесенных травм возникает расстройство ранее сформированных речевых навыков: больной, нормально разговаривавший до этого, начинает испытывать трудности с поддержкой диалога, составлением простых предложений.

Проявляется в падении речевой функции, смещениях фонем (твердых-мягких, звонких-глухих), нарушении правильной артикуляции. Определяется при МРТ мозга, логопедическом обследовании.

Алалия выражается в серьезных проблемах с вербальным общением: от небольших проявлений до полного отсутствия речи. Связана она с повреждениями речевого центра коры мозга, случившимися в период внутриутробного развития, либо же в возрасте до 3 лет. Для данного заболевания характерны: задержка нормальных речевых реакций, скудный запас слов, трудности с пониманием структуры слова (разделение на слоги), ошибки в произношении фонем. Обследование проводят логопед и невролог, они же рекомендуют методы коррекции.

Смещение темпа, или , можно узнать по замедлению разговора, задержке при письме и чтении. Еще один явный пример болезни – монотонное, слабомодулированное произношение, нечеткая артикуляция. Обследование проводится комплексно, с привлечением логопеда и психолога.

При дизартрии поражены речедвигательные функции в анализаторе мозга, а также система управления мышцами артикуляционной группы. Одновременно страдают моторика, дыхание, тембр и сила голоса. Диагноз ставится на основе электрограмм и магнитно-резонансной томографии мозга, логопедического тестирования, упражнений на устную и письменную речь.

Расстройство орфографических навыков при письме, не связанное с осознанием правил написания (произношения) называется дизорфографией. Больной делает специфические ошибки, которые выявляются при диктанте и устном общении. Частичными нарушениями письма страдают и пациенты с дисграфией, у которых недоформированы (нарушены) психические связи, отвечающие за процессы контроля/реализации письменной речи. Дислектические проявления характеризуются сбоями навыков чтения, замещениями фонем, замедленным (побуквенным) прочтением, трудностью восприятия прочитанного материала.

При пациенты сохраняют нормальную работу органов слуха, но не могут четко, с сохранением правильной артикуляции, произносить звуки. Иногда повреждения затрагивают челюстной отдел (неправильный прикус, строение зубов), что может быть обнаружено при стоматологическом осмотре.

Задержки развития речи впервые начинают проявляться на ранних этапах развития человека (до 3 лет включительно). Проявляются в бедном словарном запасе (меньшем, чем положено по возрасту), монотонной, безэмоциональной речи.

– это нарушение темпо ритмической организации речи со спазмическими, внезапными мышечными конвульсиями артикулярного аппарата, гортани, при которых больной прерывается на цикличном повторении определенного звука (иногда группы).

Важно. Большинство нарушений могут быть выявлены в результате комплексного обследования у различных специалистов, с проведением томограммы мозга (других способов диагностики). Применение отдельных методов не позволяет со всей уверенностью судить о заболевании, а также назначить эффективное лечение.

Симптоматика

Понятие нарушения речи включает в себя любые отклонения от нормального звукопроизношения, в том числе изменение темпа, нечеткую артикуляцию, перемещение фонем в слове, бедный словарный запас и другие. Каждое заболевание характерно определенными, знакомыми каждому специалисту симптомами. Выделить из них универсальные, подходящие для всех разновидностей, сложно, а иногда практически нереально.

Поэтому пациенты с прогнозируемыми проблемами речи проходят комплексное медицинское обследование, на основании которого складывается максимально полная картина недуга (и определяются возможные способы коррекции). Очень важно понимать разницу между нарушением экспрессивной речи у детей и такими же проявлениями у взрослых: в их основе могут лежать абсолютно разные причины.

У ребенка дефекты произношения развиваются на фоне перенесенных инфекций или родовых травм, у взрослого – после кровоизлияний, неправильного медикаментозного лечения или регрессивных процессов в головном мозге. При жалобах пациента на проблемы с речью, памятью терапевт направляет его на обследование.

Невролог изучает реакции нервной системы, оценивает их адекватность, отоларинголог определяет состояние органов слуха, гортани, выявляет вероятные патологии. Дополнительное тестирование у ортодонта помогает локализовать проблемы с развитием прикуса (у детей), формированием челюстей и зубов.

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно, могут быть следствиями различных заболеваний. Необходимо как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, отоларингологу) для полного обследования. В случае органических повреждений мозга внешние симптомы могут быть слабо выражены, только детальное изучение томограмм, электроэнцефалограмм, МРТ, а также анализов крови позволит поставить точный диагноз.

Методы лечения

Выбор терапии во многом зависит от конкретной ситуации, а также возраста пациента. Для детей своевременно проведенная коррекция оказывается более эффективной, чем для взрослых (особенно после , на фоне возрастных процессов в организме). В любом случае большинство пациентов, после прохождения курса лечения, будут чувствовать себя гораздо лучше, смогут вернуться к нормальному общению.

Всестороннее обследование и консультация у специалистов по поводу лечения поможет определить основные направления терапии: занятия с логопедом, пластику челюстного отдела, физиотерапию или специальную гимнастику.

В последнее время для стабилизации результатов и повышения эффекта лечения применяют сочетание нескольких методик: медикаментозной, лечебной физкультуры, психотерапевтических сеансов. Для ликвидации тяжелых дефектов проводят хирургическое вмешательство, а уже после этого приступают к активной терапии.


Способы лечения нарушений речи в домашних условиях

Терапию допустимо проводить и в домашней обстановке – нет ничего сложного в логопедической гимнастике, приемы которой покажет врач. Как для детей, так и для взрослых с нарушением речи характерно стремление к замкнутости, изоляции. Первый шаг на пути к победе – полноценное общение, создание у пациента (особенно маленького) ощущения, что он не является изгоем, повышение его самооценки. Меньше газет, телевизора и мультимедийных развлечений, больше – обычных человеческих разговоров.

Психологически важно при нарушениях в построении предложения с косвенной речью не одергивать говорящего, не делать ему замечания, а пытаться понять, терпеливо выслушивать то, что он пытается сказать.

Профилактика

Для взрослых универсальных профилактических мер не существует, специфика нарушений речи, зачастую связанных с поражением сосудов (отделов) головного мозга, не позволяет каким-либо образом прогнозировать развитие нарушений речи. У детей прогнозы более благоприятные, поскольку всегда существует вероятность с помощью грамотной коррекции свести влияние дефектов к минимуму (иногда на 100 % избавиться от них). Большую роль при этом играет социальная среда: с кем ребенок общается, на каком языке говорят в семье, достаточно ли внимания ему уделяют взрослые, не испытывает ли он стресс или потрясения.

Важно. Своевременное обращение к специалистам поможет избежать проблем с запоздалым лечением дефектов артикуляции, повысит шансы на благоприятный исход.

К биологическим факторам относят состояние матери в период беременности – питание, прием медикаментов, интоксикации, наследственность – все то, что может повлиять на проявление нарушений речи.

Современный человек чаще проводит время в интерактивной среде, заменяя нормальное общение суррогатным. Это негативно сказывается на его речевых навыках, манере поведения, мозговой деятельности, культурном уровне и на формировании личности в целом. Особенно опасны такие тенденции у детей: малыши с детства привыкают к многочасовому сидению у компьютера или телевизора, что ухудшает зрение и осанку, приводит к гиподинамии, набору лишнего веса.

Другие причины, например, нарушение акцентологических норм в речи близких не должны оказывать существенного влияния, если ребенок много читает, постоянно пополняет свой словарный запас и полноценно общается со сверстниками.

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме "Нарушения речи"

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

Сложности речи - расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.

Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.

  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания - это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление - системное расстройство речи.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия - ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.

  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие с одной деятельности на другую.

Правила формирования речи

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.