В какие годы и где жила нефертити. Появление в гареме и борьба за власть. Последние годы жизни

Из фактов биографии этой знаменитой красавицы уверенно можно говорить только об ее образованности, неординарности и уме. Остальное все о египетской принцессе Нефертити стоит подвергать сомнению. Этому есть несколько веских причин. Во-первых, события происходили давно. Во-вторых, после ее смерти, ненавидящие ее жрецы не только изуродовали ее тело, но и многое, что напоминало о ней. Этих двух причин вполне хватает, чтобы сомневаться во всей, дошедшей до наших дней информации о ней.

Девочка для гарема

Давным-давно, где-то в 1370 году до нашей эры, в знатной семье, в городе Митаннии родилась египетская принцесса Нефертити. Но тогда она была просто девочкой по имени Тадучела. В 12 лет ее отправляют в гарем Аменхотепа III . В знатных семьях это считалось хорошим тоном. И, конечно, за это получали немалые деньги.

Другие исследователи говорят о ней как о коренной египтянке, которая была дочерью одного из сподвижников Аменхотепа III. Однако в новом ее имени Нефертити история видит доказательства того, что она была пришедшей в Египет.

Взлет Нифертити

Вскоре Аменхотеп III умирает и все его наложницы, в числе прочих ценностей, перешли к его наследнику Амехонтепу IV. Встреча с ним стала судьбоносной для Тадучелы. После этого начинается ее яркая жизнь:

  • Аменхотеп женится на ней. Теперь ее зовут Нефертити, что значит "пришедшая красота".
  • Существует версия, что она приходилась родственницей своему мужу. Это также может быть правдой, поскольку цари часто женились на родственницах, дабы не нарушать чистоты крови.
  • Аменхотеп IV был не только сильно влюблен в свою жену. Нефертити царица Нила допускалась к решению государственных вопросов.
  • О его любви к ней и популярности ее в Египте говорит тот факт, что изображения ее встречаются гораздо чаще, чем изображения ее мужа. Подтверждают его любовь и найденные тексты с его обращением к жене.

Примечание. Свое правление Аменхотеп начинает с большой реформы, связанной с религией. Он практически отказывается от египетских богов и создает культ единого бога Атона.

Это было настоящим ударом по власти жрецов, с которыми он никак не хотел ею делится. Некоторые историки утверждают, что именно египетская царица Нефертити была причиной этой реформы, потому что Атону было принято поклоняться на ее родине. Но эта информация не подтверждена.

Новая реформа

Новая религия не отрицала других божеств, но провозгласила Атона верховным божеством и Аменхотепа его ставленником на земле.

Итак:

  • Странным кажется то, что Аменхотеп, решившийся на такие большие перемены в стране, так долго бездействовал, когда на окраинах Египта соседи притесняли египтян и претендовали на их земли.
  • Столица была перенесена из Фив. Были построены новые храмы, дворцы. Для поклонения Атону строились большие храмы с открытыми колоннадами. Ведь поклоняться богу солнца Атону было невозможно в маленьких и темных храмах в Фивах. Жрецы были обозлены.
  • Нефертити царица Египта была везде рядом с мужем. Она могла быть рядом даже тогда, когда он решал военные вопросы на местах. Он мог советоваться с ней прилюдно и не скрывал этого. Это было время ее высокого полета.
  • Первая дочь была желанной и любимой. Потом вторая, третья... О счастливой семье говорят немало рисунков, которые дошли до наших дней, где изображены супруги, играющие с детьми.

Примечание. Умная и красивая, Нефертити, видимо, могла многое изменить в жизни Аменхотепа и даже Египта. Но не могла поспорить с судьбой.

Закат удачи

Человеческий век в те времена в Египте был не долог. 40-летний рубеж уже считался почтительным возрастом. Нужен был наследник, которому можно передать правление. Этот вопрос был крайне важен для любого правителя:

  • Царица Египта Нефертити рожает детей одного за другим. Их 6, но... только дочери.
  • Аменхотеп должен продлить мужской род, во что бы, не стало. И Нефертити удаляется из жизни мужа. Для нее строится дворец на севере города.
  • Аменхотеп женится на их общей дочери. Некоторые историки утверждают, что это входило в план Нефертити по сохранению мужа и власти, она настояла на браке. Это вполне похоже на правду. В Египте часто фараоны женились или имели связи с родственницами.
  • Но удача уже отвернулась от Нефертити. После нескольких лет второго брака юная жена рожает Аменхотепу дочь, он в ярости.
  • Аменхотеп берет в жёны простолюдинку, которая сразу рожает ему сына, будущего Тутанхамона.
  • Но никто не сравнится с Нефертити. И он настаивает на ее возвращении. Мать своего сына быстро наскучивает ему, и она возвращается в гарем.
  • Царица египетская Нефертити возвращается, но уже слишком поздно. Былых чувств уже не вернуть. Она получает на воспитание сына Аменхотепа, мальчика, которого так хотела родить сама.

Примечание. Есть и другая версия, по которой Аменхотеп женится на своей дочери, а Нефертити остается его соправительницей с мужским именем Сменхкара. Когда Аменхотеп погиб, то Нефертити загадочная царица Египта правила вместо мужа еще 5 лет. Ей суждено было погибнуть от рук жрецов. Тело ее было изуродовано, а многое из того, что напоминало о ней уничтожено.

Исторические ценности

В 1912 году во время раскопок египетской деревни был обнаружен дом придворного архитектора и скульптора Тутмеса. Археологов ждала настоящая удача. В нем нашли бюст Нефертити , ее мужа и дочерей. Все было в хорошем состоянии, только голова царицы Нефертити не имела левого глаза. Такой она и запечатлена на многих фото. Это говорит о прижизненном изготовлении. В Египте второй глаз вставляли статуе после смерти. Сегодня бюст Нефертити хранится в Берлинском музее. Самое интересное о Нефертити можно узнать из видео к этой статье.

В истории Древнего Египта царица Нефертити изображается как независимая, амбициозная женщина, стремящаяся к власти. Ее бюст, выставленный в египетской коллекции Нового Музея в Берлине, является одним из известнейших в мире произведений, представляющих эпоху древней цивилизации.В рамках программы изучения истории Древнего Египта и роли женщин в управлении империями на Ближнем Востоке, научным институтом Гарварда (США) были проведены исследования в этой области. Ученые пришли к выводу, что Нефертити воспринималась древними египтянами не только как властительная соправительница фараона. Но и как своеобразный живой религиозный культ красоты.

Нефертити «часто представляется в истории в качестве независимого деятеля, имеющего репутацию сильной царицы», - пояснил участник конференции по истории Ближнего Востока Гарвардского университета профессор Уильямсон. - «Однако я встретил в рисунках гробниц в Амарне совершенно другой образ Нефертити, зачастую скрытый для царя. Она изображается на возвышенности рядом с супругом. Как известно в Древнем Египте фараон имел неограниченную власть, даруемую небом».Аменхотеп IV унаследовал престол во времена, когда Египет был богат и военная мощь империи распространялась далеко на север до Сирии и на юг до Судана. Он поклонялся культу солнца Ра, чье проявление было известно как Атон. Когда он стал фараоном, то получил имя Эхнатон, что в переводе с древнеегипетского означает «тот, кто вступает в силу для Атона».

Он женился на Нефертити, дочери знатного чиновника, в первые годы своего правления. Эхнатон ввел в Древнем Египте новую религию поклонения единственному Атону, запретив все остальные культы. Изменился и погребальный обряд. Его политика была направлена на уничтожение имени и образа культа Амона. Верховный Атон был представлен в виде человека с головой ястреба и солнца над короной. Эхнатон добавил в этот образ солнечный диск с лучами, исходящими от него. Фараон построил новый город для своей семьи и поклонения культу Атона в Телль-эль-Амарне на юге государства.Традиционно роль царицы заключалась в оказании поддержки ее величественного мужа. Их статус также ассоциировался с культом Маат – прародительницей всей вселенной. И Хатхор, олицетворяющей красоту, плодородие и веселье, покровительницу влюбленных и матерей.«Через ее магическую силу плодородия она наполняла жизнь царя энергией из космоса, обеспечивая ему тем самым вечную жизнь», - считает ученый. – «Религиозные обряды в честь женщин проводились для возрождения Вселенной, которое, как верили древние египтяне, происходило каждый день на рассвете».

При правлении Эхнатона, Нефертити и их дочери заняли центральное место в обрядах религиозного поклонения в Древнем Египте. Нефертити носила корону Хатхор, символ вечной красоты, молодости и плодовитости. Образ Нефертити был помещен на саркофаг фараона на место Исиды.Традиционно Исида украшала гробницы представителей царской династии, но в то время она была заменена на Нефертити. Таким образом, царица стала воплощением магических способностей культа Исиды.

По заключению группы египтологов из университета Гарварда, храм в Ком эль-Нана, обнаруженный в 1980-х годах, был посвящен культу Нефертити. В ходе исследований были найдены тысячи фрагментов из песчаника с выгравированными иероглифами Древнего Египта. Записи подтверждают тот факт, что храм рядом с домом Атона был построен для царицы.Большое значение имеет размер скульптур и рисунков Нефертити. В ее храме эль-Нана ее изображение значительно уступает образу Эхнатона, демонстрируя его превосходство и подчинение. Тем самым было подчеркнуто значение фигуры царя в политической и религиозной жизни древнего египетского общества.

После того как закончилось время правления Эхнатона и Нефертити, этот город опустел, был заброшен культ поклонения одному Атону, а здания превратились в руины.Удивительная история судьбы царицы Нефертити не оставляет равнодушными многих людей интересующихся историей Древнего Египта. Более трех тысячелетий о ней не вспоминали, и ее имя затерялось в истории. Однако в прошлом тысячелетии один из французских ученых Ф. Шампольн сумел расшифровать древние письмена Египта.

В XX веке о Нефертити миру стало известно то, что могло навсегда остаться в забвении.Экспедиция ученых из Германии в начале 40-х годов прошлого века после раскопок в Египте, передала найденные предметы для осмотра инспекторами «Службы древностей». Среди всех найденных предметов, эксперты обнаружили на вид обыкновенный каменный блок, в котором со временем специалисты распознали голову царицы. Есть мнение, что несколько недобросовестных археологов пытались скрыть от общества древний шедевр, за что были лишены права участвовать в раскопках на территории Египта.

Имя Нефертити стремительно набирало популярность, о ее красоте складывали легенды, ее личность стала очень известной. Веками о ней не знал никто кроме современников, и вот, спустя 33 века ее имя дождалось признания и обсуждения.О самой царице Нефертити не сохранилось достаточно точных фактов, чтобы говорить о ее биографии со стопроцентной уверенностью. Тем не менее, полагается, что Нефертити была рождена в Митании, где обитали знаменитые арии,в семье безбедных людей. Год ее рождения по некоторым данным является 1370 год до нашей эры. Изначально ее звали Тадучела и будучи двенадцатилетней девочкой она попала в гарем Аменхотепа III за немалую плату отцу. После смерти фараона, по древнеегипетским устоям, весь гарем наследовал его приемник Аментохеп IV. Великолепие девушки не оставили равнодушным молодого правителя, который стал именоваться Эхнатоном, и он взял её в свои законные жены и она смогла править Египтом совместно с мужем.

Царица Нефертити активно помогала своему возлюбленному в государственных делах, ее крепкий нрав влиял на многие действия супруга. Нефертити была влиятельна и во внешних отношениях других государств с Египтом.В браке с Эхнатоном красавица родила ему шесть дочек. Супруги долго и напрасно ждали наследника, и в итоге фараон решает вступить в новый брак с девушкой из простого рода, звали которую Кийя. Новая жена порадовала Эхнатона сыном, который известен нам как фараон Тутанхамон. Царица Нефертити оказалась практически изгнанной, на воспитание ей отдали маленького Тутанхамона. Вскоре, спустя год, Эхнатон решает вернуть Нефертити обратно.Их отношения, как известно истории, не были столь теплыми и трепетными, как были прежде. Вскоре Нефертити решает научить секретам любви свою дочь и представила ее Эхнатону в жены, то есть отец женился на собственной дочери. Такие традиции кажутся, несомненно, непривычными современному человеку, но ведь речь идет о древнеегипетских традициях, которые были приемлемыми в свое время. Практика браков между родными братьями и сестрами в Древнем Египте была популярной, знатные личности не желали кровосмешения, но их род,естественно, не смог просуществовать долго.

После смерти фараона, Нефертити стала править Египтом самостоятельно, ее царским именем стало Сменхкара. Правление ее продлилось около 5 лет и трагически оборвалось от убийц-заговорщиков. Существует предположение, что тело царицы было обезображено, гробница Нефертити была уничтожена и опустошена ворами. Наверняка, если бы обстоятельства смерти были иными, ученые смогли бы предоставить более точную информацию о царице современному человеку.Внешность царицы можно описать по существующим данным, таким как скульптуры и рисунки. В соответствии с ними, Нефертити была небольшого роста с хорошо слаженной фигурой, ее грация оставалась неизменной даже после рождения шести детей. Ее лицо было неординарным для большинства жительниц Египта, она имела аккуратные изогнутые ярко-черные брови, ее губы были полными, а глаза были колоритно выразительные. Красота царицы Нефертити могла бы вызвать зависть и у многих девушек в современное время.О характере красавицы так же ходят неоднозначные слухи. Некоторые утверждают, что она имела жесткий и строптивый характер, ее нрав более был схож с мужским. Другие же наоборот настаивают на изящности и покорности Нефертити, на том что царица была необычайно для того времени благоразумна и образованна, ее толковые речи помогали супругу в управлении государством.Бытует мнение так же и о том, что же так тянула великого фараона к этой удивительной женщине: ее приятная внешность, ее здравый ум и премудрость или умение любить. Эхнатон не смог забыть о красавице и после появления молодой супруги и не расставался с ней практически до самой смерти.Бюст Нефертити, это известнейшее произведение искусства множество раз было исследовано учеными. Совсем недавно исследователи обнаружили, что многие черты лица царицы не соответствовали действительности. Исследователи из Германии решают обнародовать новоявленный облик царицы. При помощи компьютерных технологий, ученые рассмотрели скрытые черты лица девушки под ретушью краски, которая была нанесена на легендарный бюст.

Как выяснилось, у бюста царицы Нефертити на носу отображена горбинка, губы ее были не столь большими как изображено, ее скулы не являлись столь выразительными и на щеках у нее имелись ямочки. Приглашенный специалист исправил бюст царицы, а именно: сделал ее взгляд более глубоким, зона скул стала менее выпирающей. Как очевидно, изменения, которые произошли с лицом скульптуры, были скорее отрицательными, чем положительными.На самом изображении скульптуры отсутствует глаз. Предполагается, что древние египтяне верили, что при создании скульптуры, изображение обоих глаз обозначало, что душа изображенного переселялась в другой мир. Так же есть мнение о том, что при изображении фараонов, их второй глаз отсутствовал для возможности их возрождения.

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити , др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370-1330 до н. э.) - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династииНового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351-1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой - переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити - дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Дети

От Эхнатона родила шесть дочерей:

  • Меритатон («возлюбленная Атона»): до свадьбы или сразу после (1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.
  • Макетатон («хранимая Атоном»): год 1-3 (1349 до н. э.).
  • Анхесенпаатон (1345 до н. э.) (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.
  • Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.).
  • Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
  • Сетепенра: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12-15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы - принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона - Кийа, а позже - старшая дочь Нефертити - Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына - наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

В искусстве её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона - столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса её ликуют ». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут - богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе - высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001-2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити. В 2003 году была сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции, и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

Результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 % » за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривса, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры (Египетский музей Берлина)

Фигура стоящей Нефертити. Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.

  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. - М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. - М.: АСТ, 2008
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. - М., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир - М.: Эксмо, 2011
  • Художественная:

    • Мишель Моран. Нефертити: Роман. - М., 2008
    • Наталья Павлищева. Нефертити и фараон. Красавица и чудовище. - М.: Эксмо, 2011
    • Алина Реник. Нефертити. Красота грядёт. М.: Фолио, 2005

    Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


    В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
    В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

    Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
    В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
    В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
    Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
    С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


    Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
    Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
    Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

    Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
    На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


    Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

    Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
    Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



    В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
    По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


    Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

    В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
    В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



    Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
    Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

    Две дочери Нефертити и Эхнатона

    Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

    Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
    Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
    Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.

    И легендами.

    Знает о ней очень немного. Известно, что она считалась одной из самых красивых женщин своего времени. Но кем же она была на самом деле и почему упоминания о ней вмиг исчезли?

    Найти ответы на эти интересные вопросы мы постараемся в данной статье.

    Царица Египта

    Царица Нефертити являлась «главной женой» фараона Аменхотепа 4, более известного под именем Эхнатон. Она правила вместе с супругом в период 1370-1330 гг. до н. э.

    Стоит заметить, что о Нефертити мы знаем очень мало. До сих пор не было обнаружено ни одного достоверного свидетельства об ее подлинном происхождении.

    Упоминание о царице можно найти лишь на стенах гробниц членов семьи фараона и некоторых его приближенных.

    В 1912 г. Людвиг Борхардт в ходе археологических раскопок обнаружил мастерскую скульптора Тутмеса.

    Такой вывод был сделан по причине того, что в этом месте находилось много разнообразных пород, гипсовых масок, незаконченных скульптур и несколько артефактов с именем самого Тутмеса.

    Когда в одном из помещений был найден бюст девушки, выполненный в натуральную величину, Борхардт решил нелегально вывезти его из Египта.


    Бюст Нефертити — одна из самых известных находок Людвига Борхардта

    Ему удалось добиться своей цели, и в 1920 г. находка оказалась в Берлинском музее. Это и был бюст царицы Нефертити.

    С тех пор, как мир узнал об этой загадочной исторической личности, споры о ней ведутся до сих пор.

    Происхождение Нефертити

    Существует несколько версий происхождения Нефертити.

    • Основная часть египтологов думают, что Нефертити была египтянкой.
    • Другая группа ученых убеждена, что она являлась иностранной принцессой.
    • Некоторые исследователи считают, что царица приходилась дочерью Тушратты, правителя Митанни.

    Свое подлинное имя Тадухиппа, Нефертити намеренно изменила, когда вступила в брак с Аменхотепом 3.

    Согласно полученным сведениям, она стала вдовой еще в раннем возрасте. Следующим ее супругом стал Аменхотеп 4, который был сыном ее покойного мужа. Он согласился жениться на царице из-за ее невероятной красоты.

    Во многом эта история подтверждает гипотезу о том, что Нефертити действительно являлась египтянкой, поскольку супругами фараонов обычно становились девушки царских кровей.

    При этом она могла быть дочерью фараона или одного из высокопоставленных лиц.

    Помимо своей привлекательности, царица Нефертити была доброй и милосердной женщиной. Она умела располагать к себе простых людей, в результате чего египтяне преклонялись перед ней и воспевали ее в поэмах и мифах.

    Нефертити и Эхнатон

    Внимательно изучив найденные артефакты, ученые пришли к выводу, что брак Нефертити и Эхнатона был очень крепким. Фараон прославился тем, что провел серьезные религиозные реформы.

    Вместо многобожия он ввел монотеизм (единобожие), построив новые храмы для поклонения единственному «правильному» богу – Амону-Ра.


    Фигура стоящей Нефертити

    Но приняв решение поклоняться одному божеству, ему предстояло склонить к этому и весь народ, что было весьма непросто.

    Для этого Эхнатон нуждался в умном и надежном единомышленнике, которого фараон приобрел в лице прекрасной Нефертити.

    Царица помогла супругу переломить сознание населения Древнего Египта. Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с женой по разным вопросам.

    Неудивительно, что скульптуры этой женщины можно было увидеть в любом египетском городе.

    Конечно, Нефертити имела множество противников, однако никто из них не решался выступать против нее открыто.

    Наоборот, те, кто обращался к ней с какими-нибудь просьбами, предпочитали дарить ей дорогие подарки.

    Но поскольку царица обладала мудростью и проницательностью, она помогала только тем, кому доверял ее супруг.

    Наложница для мужа

    Несмотря на политические успехи, в семейной жизни царица испытывала серьезные проблемы. Ей удалось родить мужу шестерых детей, однако все они были женского пола.

    Естественно, Эхнатон, как и любой правитель древнего мира, мечтал о наследнике, поэтому вскоре у него появилась наложница Киа. И хотя между фараоном и Нефертити не возникло из-за этого какой-либо вражды, прежних отношений между ними уже никогда не было.

    Некоторые египтологи предполагают, что именно Нефертити предложила Аменхотепу взять себе в наложницы Киу, чтобы та родила ему мальчика.

    Если это действительно так, то тогда царица достойна еще большего уважения. Поскольку заботясь о будущем своего государства, она жертвовала личной жизнью.

    Изгнание и смерть

    Когда Эхнатона не стало, одну из их дочерей выдали замуж за юного Тутанхамона. В скором времени он отменил все религиозные реформы предыдущего фараона, и народ снова возвратился к прежним религиозным обычаям.

    Однако Нефертити осталась преданной идеям покойного супруга, и до конца дней находилась в изгнании. В последние годы жизни она просила, чтобы ее похоронили в гробнице Эхнатона, но там ее мумия не была обнаружена.

    На сегодняшний день доподлинно неизвестно где именно была захоронена царица Нефертити.


    Эхнатон, Нефертити и три их дочери

    Имя этой великой женщины навсегда вошло в историю, и до сих пор ассоциируется с чем-то прекрасным и чистым. В немецких и египетских музеях можно увидеть скульптурные портреты Нефертити, найденные в Амарне в 1912 г.

    В 1995 г. в Берлине прошла знаковая выставка, посвященная истории Египта. На ней были представлены скульптуры Эхнатона и Нефертити, которые спустя тысячи лет снова встретились.

    Образ царицы стал одним из самых популярных в истории искусства. Прекрасная Нефертити оставила после себя множество тайн, которые, возможно, удастся раскрыть в будущем.

    В Египте по-прежнему ведутся археологические раскопки, и кто знает, какие еще сюрпризы нас ждут впереди.

    Если вам понравилась статья про египетскую царицу Нефертити – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и история – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!