Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные. Согласные буквы и звуки в русском языке. Орфограммы — гласные

Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.

В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И ] .

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.

Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).

Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением .
Гласный звук ударного слога — ударный звук , гласные безударных слогов — безударные гласные.

Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] .

Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются.
Звук Буквы Пример
[а] а азарт[азарт]
я мял [м’ал]
[о] о нос [нос]
ё нёс [н’ос]
[у] у тур [тур]
ю тюк [т’ук],
парашют [парашут]
[и] и тип [т’ип]
[ы] ы мыло [мыло]
и после ж, ш, ц жила [жыла]
шило [шыло]
цирк [цырк]
[э] э мэр [мэр]
е лес [л’эс]

Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция .
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И] .

Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.

В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].

Безударные гласные звуки [а], [у]. [и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются
звук буквы Условие Пример
[а] а в начале фонетического слова,
после твердых согл.
артист[арт’ист];
корова [карОва];
шокирован [шак’ираван]
я после парных мягких,
после [й’]
азарт[азарт]
о после твердых,
в начале фонетического слова
тома [тама];
шокирован [шак’ираван];
окно [акно]
[у] у в начале слова,
после твердых и мягких ([ч’], [щ’])
урок [урок];
дуга [дуга];
шуметь [шум’эт’];
чудеса[ч’уд’эса]
ю после парных мягких,
непарных твердых,
после [й’]
любит [л’уб’ит],
жюри [жур’и] ([ж’ур’и]),
ютиться [й’ут’ица]
[ы] ы после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц вымыть [вымыт’],
цыган [цыган]
е после твердых согл. те стировать [ты ст’ирават’],
же лтеть [жы лт’эт’],
шестой [шыстой’]
а после твердых шипящих и ц лоша дей [лашы д’эй’]
и жи вот [жы вот],
шишка [шышка],
циркач [цыркач’]
о после твердых шипящих и ц шоколад[шыкалат],
Цокотуха[цыкатуха]
[и] и в начале фон.слова,
после мягких согласных
игра [игра],
пирог[п’ирОк]
э в начале фон.слова этаж [иташ]
а после мягких согласных часы [ч’исы]
е лежать [л’ижат’]
я ряды [р’иды]
  • А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [лама], кора [кара], бутон [б утон], быт [быт]; но, [ч’ ащ’ а], часы [ч’и с ы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]): миля [м’ил’а ], тёрн [т’орн ], любя [луб‘а ], ленив [лэнэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[ц ырк].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука:
    • Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: м яч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [пэ на].
    • Эти буквы согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э] ), если они стоят
      • в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’о ш], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
      • после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’э ст].
    • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
    • В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]

Орфограммы — гласные:

  • безударные гласные в корне:
    • проверяемые ударением;
    • чередующиеся;
    • непроверяемые (словарные);
    • гласные и и ы в начале корня после на согласные.
  • Гласные в приставках:
    • в приставках пре — и при — ;
    • в остальных приставках.
  • Гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
    • существительных;
    • прилагательных;
    • спрягаемых форм глагола;
    • причастий.
  • Гласные в окончаниях слов:
    • в существительных и числительных;
    • в прилагательных, числительных и причастиях;
    • в глаголах.
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.
  • Гласные после шипящих, ы и и после ц в разных частях слова:
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Звуки речи Звук это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи могут состоять только из голоса, из голоса и шума или только шума. Звук это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи могут состоять только из голоса, из голоса и шума или только шума.


Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума. В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б"], [п], [п"], [в], [в"], [ф], [ф"], [г], [г"], [к], [к"], [д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [х], [х"], [ж], [ш], [ц], [ч"], [щ"], [й"]


Звонкие и глухие согласные звуки По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные, а шумные - на звонкие и глухие. У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [р], [р"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [й]. У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"] и др. У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"] и др.


Звонкие и глухие согласные звуки Шумные согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п]; [б"] - [п"]; [в] - [ф]; [в"] - [ф"]; [г] - [к]; [г"] - [к"]; [д] - [т]; [д"] - [т"]; [з] - [с]; - [с"]; [ж] - [ш]. Непарными глухими являются [х], [х"], [ц], [ч"], [ш"]. Сонорные согласные также являются непарными (у них нет глухой пары) [р], [р"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [й].


Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими и образуют пары по твёрдости-мягкости: [б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [к] - [к"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] -[н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [ф] - [ф"]; [х] - [х"]. Выделяются непарные согласные: непарные твёрдые [ж], [ш], [ц] и непарные мягкие [ч"], [ш"], [й"]


Способы обозначения мягкости согласных на письме В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в"]ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька. В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в"]ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.


Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме письма, тьме тьма, возьми возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягкий звук [с"], но мягкий знак после неё не пишется. Способы обозначения мягкости согласных на письме


2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). 2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). Способы обозначения мягкости согласных на письме


Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Способы обозначения мягкости согласных на письме


Сильные и слабые позиции звуков Положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т. п.) называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые. Сильная позиция это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков. Слабая позиция это позиция неразличения звуков


Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой - без ударения. Например, ср.: сом - сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома - сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [а])


Сильные и слабые позиции звуков Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил - бил, слой - злой, твоих - двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости - на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот - молод ([т]), киска - низко ([с]), сдал - здание ([з])


Слог Слог это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).


Ударение Ударение это произнесение одного из слогов слова с большей силой. Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: п Олночь, пол Учка, полукр Уг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА в Олны, р Едкий редч Айший. Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЁстры сестрЫ) и разные слова (Атлас атл Ас).


Буквы Буквы это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. По своей функции в письменной речи буквы подразделяются на три группы: буквы для обозначения гласных звуков 10 букв буквы для обозначения согласных звуки 21 буква буквы, не обозначающие звуков 2 буквы буквы, не обозначающие звуков 2 буквы


Буквы е, ё, ю, я Буквы е, ё, ю, я могут иметь разное звуковое значение: они могут обозначать два звука: [й] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а] и один звук (только гласный). Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел [п"э]л, лёг [л"о]г, сюда [с"у]да, пять [п"а]ть


1) в начале слова: ем [эй] ёлка [йо] юный [йу] ящик[йa] 2) после гласной буквы: заезд [эй] паёк [йo] знаю [йу] баян [йa] 3) после разделительных ь и ъ знаков: Пьер [эй] льёт [йo] солью [йy] семья [на] съел [эй] адъютант [йy] предъявлен [йa] Буквы е, ё, ю, я Два звука эти буквы обозначают:


















Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета. Детектив, бизнес, экземпляр, пюре, тире, бутерброд, теннис, коктейль


Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, мир, ель, жизнь, клад, ключ, диво, плуг, принц, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, ширь, пир, шок, юг. С ударным [а] – атом, глаз, грязь, клад, ряд; с ударным [у] – вьюн, ключ, плуг, сук, юг; с ударным [э] – ель, поэт, шест; с ударным [о] - еж, черный, шелк, шок; с ударным [ы] – жизнь, сыр, цирк, шип; с ударным [и] – мир, диво, принц, пир


Литература 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун- т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, fon.phphttp:// fon.php 5. Картинки и рамки из инфотеки Интергуру 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун- т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, fon.phphttp:// fon.php 5. Картинки и рамки из инфотеки Интергуру


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.


Интернет - урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на неско лько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Проведем исследование…

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо . Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы .

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло ? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?

Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.


Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными .

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок .

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на для 2 класса для закрепления знаний


Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков - типов, называемых в науке фонемами. В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.

Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки различаются по способу образования. Когда мы произносим гласные, воздух проходит свободно через полость рта, без препятствия, а вот при образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта преграду.

Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Обозначаются гласные звуки с помощью 10 букв. Например, [а] может обозначаться с помощью буквы а - арка [а́рка], буквы о - гора [гара́], буквы я - мяч [м’ач’].

Для обозначения 36 согласных звуков в алфавите есть всего лишь 21 буква.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Можно провести небольшой эксперимент. Если закрыть уши ладонями и произнести [б] - [п], то услышим звон при произношении звука [б]. Этот согласный звонкий, образуется такой звук при помощи голоса и шума. А когда произносим звук [п], никакого звона в ушах не слышим. Такие согласные - глухие, они образуются только при помощи шума.

Учебное наблюдение

Посмотрите на таблицу согласных звуков.

Согласные [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с] образуют пары по звонкости-глухости. Такие парные согласные звуки в отдельных случаях заменяют друг друга. Эти случаи следует запомнить.

Оглушение и озвончение согласных

Звонкие согласные произносятся глухо (оглушаются) на конце слова и перед глухим согласным: труд - [трут], все - [фс’э].

Глухие согласные произносятся звонко (озвончаются) перед звонкими согласными: женитьба - [жын’и́д’ба]. В таких случаях мы согласные проверяем. Как это нужно сделать? Нужно изменить слово так или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный (дуб - дубы, сказка - сказать).

Перед звонкими [л], [м], [н], [р], согласный проверять не нужно, так же, как и перед гласными, звонкие и глухие обозначаются «своей» буквой.

Твёрдые и мягкие согласные

Согласные делятся на твердые и мягкие. Посмотрите на слова лук и люк . Какими звуками они отличаются? На первый взгляд, может показаться, что они отличаются гласными. Это, конечно, не так. В этих словах различны первые звуки.

В слове лук мы произносим твердый [л], в слове люк произносим мягкий [л’]: [лук], [л’ук].

Таких примеров в языке достаточно много: рад - ряд, нос - нёс, мыл - мил. Определить, произносить ли нам мягкий согласный или твердый, помогает следующая за согласным буква. Мягкость согласного обозначается с помощью букв е, ё, и, ю, я.

Мягкость согласного обозначается также с помощью мягкого знака. Сравните пары слов:

мол - моль,

удар - ударь,

быт - быть.

Согласные могут составлять пары по твердости-мягкости. Например: [б] - [б’], [д] - [д’]. Запомнить следует согласные, которые таких пар не составляют. Не составляют пар твёрдые [ж], [ш], [ц]. Не составляют пар мягкие [ч’], [щ’], .

Слог. Ударение. Орфоэпия

Из курса начальной школы вы знаете, что слова делятся на слоги. Именно по слогам вы учились читать. Почему именно по слогам? Слог - звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком воздуха. Определить количество слогов в слове очень легко. В слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Один из слогов в слове мы произносим с большей силой и длительностью. Такой слог ударный.

Ударение - произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью. Знак ударения ставится над гласным звуком. Гласные звуки под ударением всегда произносятся отчётливо. Правилами постановки ударения в словах, произношением отдельных звуков и сочетаний звуков занимается орфоэпия.

Орфоэпия - раздел науки о языке, изучающий нормы произношения слов.

Фонетический разбор слова

Посмотрите на образец фонетического разбора.

танец - [та́н’иц] т - [т] - согласный, глухой, твёрдый а - [а] - гласный, ударный н - [н’] - согласный, звонкий, мягкий е - [и] - гласный, безударный ц -- [ц] - согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков

Характеризуя согласный звук, мы должны указать: глухой он или звонкий, твердый или мягкий. При анализе гласного звука отмечаем: он ударный или безударный. В конце анализа указываем количество букв и звуков в слове.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Произведите фонетический разбор слова кораблик .

Задание № 2

Составьте словарный диктант. В первой группе из 10-12 слов должны быть слова, в которых мы произносим только глухие согласные, во второй такой же группе должны быть слова, в которых только звонкие согласные, в третьей группе - слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

  1. Интернет-портал Is.muni.cz ().
  2. Интернет-портал Distance.ffl.msu.ru ().