Группы сложноподчиненных предложений. Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала. I. Организационный момент

Разделы: Русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний.

Метапредмет: знание, техника «знающего незнания».

Фундаментальное понятие: пути познания.

Ход урока

I. Организационный момент

запись в тетрадь числа, вида работы, темы урока.

II. Проверка домашнего задания

монологическое высказывание на тему: «Знания – результат большого труда» (Конфуций)

Учитель: Домашнее задание у вас было поразмышлять над фразой Конфуция, согласиться с ней или нет, подобрать аргументы в защиту своего мнения.

Спасибо за рассуждения. Всё верно, в результате любой работы человек приобретает опыт, А это не что иное как знания и умения. У нас сегодня новая тема, а значит, новое знание – давайте поработаем.

III. Актуализация.

Вопросы учителя:

  • Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?
  • Назовите единицы синтаксиса.

Учитель: перед вами текст. Прочитайте его.

Знание – результат большого труда

(1)Знание – результат большого труда. (2) Так считал древнекитайский мудрец Конфуций.(3) Вся жизнь его – путь к знанию, которое делает человека полезным государству и обществу. (4) Уже в раннем детстве он отличался выдающимися способностями.(5) Маленький Конфуций был далек от шумных игр, а главным его развлечением стали беседы с мудрецами. (6) И это не могло не удивлять окружающих.(7) Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его много читать. (8) О нем говорили, что он не имел учителей, а лишь учеников. (9) Когда Конфуций закончил школу, он один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом.(10) Он решил создать школу, в которой человек учился бы познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. (11) Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. (12) Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия, в те времена самую ответственную должность в государстве.

Вопросы учителя:

  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите его тему, тип речи и стиль.
  • Найдите в тексте сложные бессоюзные предложения. Зачитайте и докажите.
  • Найдите в тексте сложносочинённые предложения. Зачитайте и докажите.
  • Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Зачитайте и докажите.
  • Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Выпишите его и произведите синтаксический разбор. Вся жизнь его – путь к знанию, которое делает человека полезным государству и обществу.

Выполняя синтаксический разбор, мы отвечаем на вопросы:

  • Какое сложное предложение называется СПП?
  • Какова структура СПП?
  • Расскажите о пунктуации в СПП.
  • Какие средства связи используются в СПП?

Отвечая на вопросы, мы заполняем 1 колонку трёхчастного дневника «Что знаю о СПП?» (См. приложение 1 , слайды 2-6).

IV. Целеполагание.

Учитель: В характеристике предложения далее мы должны указать группу СПП по значению. Можем ли мы сейчас это сделать. Прочитайте тему урока. Сформулируйте цель нашего урока. (в ходе урока мы должны узнать…., в ходе урока мы должны научиться ….)

Формулируя цель и задачи урока, мы заполняем вторую колонку трёхчастного дневника (см. приложение 1, слайд 7)

V. Этап изучения нового материала.

  • Работа учащихся по усвоению нового материала. На работу отводится 10 минут

Учитель: Конфуций считал, что три пути ведут к знанию: путь подражания – это самый легкий – и путь опыта. (Конфуций) (на доске – схема, в основе которой – высказывание Конфуция. См. Приложение 2 ) Сегодня мы попробуем пройти этими путями. Для этого мы разделимся на «теоретиков» и «исследователей» (см. приложение 1, слайд 8). «Теоретики» пойдут путём подражания. Ваша задача – пользуясь материалом учебника (учебник под ред. Бархударова С.Г.), заполнить таблицу, все колонки, кроме последней (стр. 44-45, 51,57-59). «Исследователи» пойдут путём опыта: они получат карточку, на которой написаны предложения. Ваша задача – проанализировать предложения и сделать выводы. Сформулировать алгоритм определения вида придаточных предложений. (См. приложение 3 )

  • Представление результатов работы (ученики отвечают по очереди на вопросы учителя, дополняя друг друга, опираясь на заполненную таблицу)

(См. приложение 1, слайд 9 – группы СПП по значению)

Учитель:

Вопрос «исследователям»: определительными?

Вопрос «теоретикам»: К какому слову в главном предложении относятся придаточные определительные? С помощью каких языковых средств они присоединяются к главному предложению?

Вопрос «исследователям»: какие придаточные предложения называются изъяснительными? Почему в некоторых иностранных языках эти предложения называются придаточными дополнительными?

Вопрос «теоретикам»:

Вопрос «исследователям»: какие придаточные предложения называются обстоятельственными?

Вопрос «теоретикам»: К какому слову в главном предложении относятся придаточные изъяснительные? С помощью каких языковых средств они присоединяются к главному предложению?

Учитель: почему первый путь приобретения новых знаний – путь подражания – Конфуций назвал лёгким? (Принятие авторитетного мнения. Этот вариант наиболее простой, требует меньше всего энергетических затрат. Все что нужно – это поверить словам авторитетного источника) С какими трудностями мы можем столкнуться на этом пути? (не на все вопросы можно найти ответы, источник информации должен быть проверенным). Второй путь – путь опыта. Конфуций назвал его путём ошибок. Почему? (выводы можно сделать не всегда правильные) Этот способ познания характерен для тех, кто любит думать. Что же скрывается за ? ?Какой третий путь познания назвали бы вы? И каким путём мы всё же шли сегодня на уроке, изучая новое? (Мы анализировали информацию из учебника и результаты собственных наблюдений. Это путь размышления. Конфуций его назвал благородным. Человек делает выводы на основе анализа информации и собственных наблюдений.) Учитель переворачивает на доске лист с ? , на обратной стороне которого фраза: путь размышления. (См . приложение 2, слайд 2)

VI. Этап первичного закрепления нового материала.

Возвращение к тому предложению, которое разбирали в начале урока.

  • Как определить тип придаточного? (Группа исследователей зачитывает алгоритм определения вида придаточных предложений, см приложение 1, слайд 10)
  • Упражнение 1. Возвращаемся к тексту. Верно ли утверждение, что предложение 8 является СПП с придаточным изъяснительным (+) ? Предложение 9 – СПП с придаточным определительным (-)? Какое придаточное в этом предложении? (обстоятельственное) Предложение 10 – СПП с придаточным определительным?(+) Предложение 12 – СПП с придаточным изъяснительным? (-), – определительное.
  • Вспомним, какие мы ставили перед собой задачи, достигли ли вы их в ходе урока?

Трёхчастный дневник: что узнали на уроке? Чему научились? См. приложение 1, слайды 11-12)

  • Упражнение 2. Задание на слайде (см. приложение 1, слайды 13-15) – составить СПП из двух простых, определите вид придаточного.

Солнце еще согревало верхушки. Мы дошли до места.
А.И. Куприн не раз писал о русском языке. Язык – история народа.
В лесу человек особенно ощущает красоту природы. Природа полна тайн.

  • Упражнение 3. Тест на определение видов СПП по значению придаточных.

    Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
    А. определительное
    Б. изъяснительное
    В. обстоятельственное

    Укажите вид придаточного предложения в СПП: Птиц, которые щебетали всё лето, уже давно не слышно.
    А. определительное
    Б. изъяснительное
    В. обстоятельственное

    Укажите вид придаточного предложения в СПП: Когда дорогу размыло дождём, по краям образовались рытвины.
    А. определительное
    Б. изъяснительное
    В. Обстоятельственное

    Найдите четвёртое лишнее.
    А. Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь.
    Б. Я посмотрел на клён и увидел, как медленно и плавно отделился от него красный лист.
    В. Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, а идеями драматурга.
    Г. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как бушевало море.

    Верно ли определён вид придаточного предложения? Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.(СПП с прид. опред.)
    А. верно
    Б. неверно

    Найдите СПП с грамматической ошибкой.
    А. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке.
    Б. Когда солнце скрылось за мельницей, в раскрытые окна повеяло прохладой.
    В. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
    Г. Чёрт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман.

  • Самооценка по ключу на слайде. (См . приложение 1, слайд 23)

VII. Дифференцированное домашнее задание

Для исследователей: выучить материал учебника: составить свои предложения-примеры 5 на каждую группу придаточных, используя разные союзы и союзные слова.

Для теоретиков – выучить таблицу, заполнить последний столбик примерами из параграфов учебника.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Проанализируйте свою работу на уроке, как вы себя ощущали и выберите фразу, которая вам ближе (См . приложение 1, слайд 25)

Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Мольер

Наука – дело очень нелегкое…
Мишель де Монтень

В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы …
Абу-ль-Фарадж

Учитель: вернёмся к фразе, ставшей эпиграфом нашего урока. Благодаря чему мы узнали новое о СПП? (благодаря проделанной работе). Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше.
времени Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.
уступки Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет.
сравнения Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки.
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим.

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними. ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Союзы и союзные слова могут вносить в СПП дополнительные оттенки значения. Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

Урок 37. Тема: Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

(Анықтауыш бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем)

Цели урока: дать общее представление о группах сложноподчинённых предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктационные навыки.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка.

Словарный комментированный диктант: ученики «по цепочке» объясняют орфограммы в словах.

Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.

Задания:

1) Выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами ( блистательный – блестеть, пребывание – прибытие, сверх-изысканный- сыграть-взимать (искл.)чересчур – чрезвычайный, призадуматься - прервать ).

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов нюанс, скептицизм, роскошный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.

2. Понятие об основных группах СПП .

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. ( Дополнение. )

2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение)

3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)

2. Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1) предчувствовало (что?)

2) дом (какой?)

3) добрались (когда?)

4. Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы:

1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

2) Три основных группы придаточных предложений соответсвуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

3. Слово учителя.

Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное – задать правильно вопрос. Начнём с придаточных определительных.

Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломать дурной привычки.

2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

3) И боль (какая?), что скворчнком стучала в виске, стихает, стихает...

4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.

К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзных слов который, куда, что, где. )

Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который – с определением, что – с подлежащим или дополнением, куда, где- с обстоятельством.)

Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно именно союзными словами прикрепляется придаточное Главное – на какой вопрос оно отвечает.

СПП с придаточными определительными отсутствуют в казахском языке. Трудности изучения их заключаются в том, что аналогичные им по семантике предложения в казахском языке по своей структуре представляют простые предложения с так называемыми развёрнутыми определениями, которые не выделяются интонацией и обычно располагаются впереди определяемого слова. Например: Приземлился самолёт, который прилетел из Астаны. – Астанадан ұшып келген ұшақ жерге қонды.

4. Работа с учебником .

1. Прочитаем теоретический материал на стр. 142-143.

Что нового вы узнали из статьи учебника?

Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.

2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.)

5. Рефлексия 6. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.

Например:

[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).

(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].

[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].

Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:

И весело мне думать (о чем?) , что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).

Помнится ему маленький домик, спальня (какая?) , в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.

Например:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнения № 283, 284.

ПОВТОРЕНИЕ. ДОБАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК К ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПО ОДНОМУ ПРИДАТОЧНОМУ. ЗАПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ СОСТАВЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. 2. Книги надо читать так. . . В походе легче тому. . .

ПОВТОРЕНИЕ. ПЕРЕСТРОЙТЕ ДАННЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ, ЗАМЕНЯЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕЧЛЕНЫ СИНОНИМИЧНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. 1. Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе. 2. Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Определительные обстоятельственные изъяснительные В основе классификации – вопрос к придаточному и средство связи.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ. Отвечают на вопрос какой? 2. Поясняют существительное или другое слово в значении существительного в главной предикативной части. 3. Присоединяются к главному предложению при помощи а) союзных слов который, какой, где, куда, откуда, когда, чей, что б) союзов что, словно, как будто. Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. 1.

1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. 2. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. 3. Мы встретили знакомого, с которым давно не виделись.

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ: Отвечают на падежные вопросы. 2. Поясняют слова со значением речи, мысли, чувства или состояния в главной предикативной части: а) глаголы: говорить, сказать, сообщать, думать, понимать, сознавать, почувствовать, услышать, увидеть, решать, жалеть, радоваться, жаловаться и т. д; б) прилагательные, существительные, категория состояния: прав, рад, уверен, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух, сообщение, известие и т. д. 1.

3. Присоединяются к главной предикативной части при помощи: а) союзов: что, чтобы, будто, как, ли (частица с функцией союза); б) союзных слов: кто, что, где, куда, откуда, как, сколько, почему, зачем и др. Вдруг мне показалось, как будто в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. Отец потребовал, чтобы я ехала с ним. Он рассказал, что ему привёз брат.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Времени Места Цели Причины Условия Уступки Следствия Образа действия Меры и степени Сравнения

1. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ: Указывают на время протекания действия в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? ; 3) Присоединяются при помощи союзов когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг, перед тем как. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. 1)

В главной предикативной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др. , а также второй компонент союза (то). Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. [указ. слово до тех пор], (пока). Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной. (Когда), [то ].

Если в главной предикативной части есть указательное слово тогда, в придаточной части средством связи является союзное слово когда. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда (с. сл) даёт его в переносном значении.

ПРИДАТОЧНЫЕ ВИДОВ ВРЕМЕНИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ПРИДАТОЧНЫХ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫХ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ КОГДА. 1) Я видел Ялту в том году, когда её покинул Чехов. (в каком году?) (= в котором) 2) Мохов неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (спрашивал о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТА: 1) указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении; 2) отвечают на вопросы где? куда? откуда? ; 3) присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум.

В главной предикативной части могут находиться указательные слова там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др. Куда река пошла, там и русло будет. Откуда ветер дует, оттуда и тучи плывут.

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА СЛЕДУЕТОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ПРИДАТОЧНЫХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗНЫХ СЛОВ ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. 1. 2. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. (в какой дом?) (= в котором). Я стал вспоминать, куда ходил в течение дня. (вспоминать о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ: Указывают на цель того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? ; 3) Присоединяются при помощи союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.). Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. Надо не только любить, но и быть любимым, для того чтобы быть счастливым. 1)

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТОБЫ, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

ПРИДАТОЧНЫЕ ДРУГИХ ВИДОВ ЦЕЛИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ПРИДАТОЧНЫХ С СОЮЗОМ ЧТОБЫ. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (хочу чего?) Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (было рассчитано как? Каким образом?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ: 1) указывают на причину того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы почему? по какой причине? ; 3) присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш охотно посещался.

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТО, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ: 1) указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы что из этого следует? что вследствие этого произошло? ; 3) присоединяются всегда при помощи союза так что. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. Придаточные следствия всегда стоят после главной предикативной части.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (УСЛОВНЫЕ). 1) указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопрос при каком условии? ; 3) присоединяются при помощи союзов если, если…то, когда (= если), когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.

ЕСЛИ ПРИДАТОЧНОЕ УСЛОВИЯ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ТО В ГЛАВНОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЧАСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЮЗА -. ТО Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ (УСТУПИТЕЛЬНЫЕ). 1) в придаточном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? ; 3) присоединяются Ø союзами хотя, хотя…но, несмотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пусть, пускай Ø союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни.

ПРИМЕРЫ: И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ: 1) содержание главной предикативной части сравнивается с содержанием придаточной части; 2) вопрос задать нельзя; 3) присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем…тем. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

ПРИДАТОЧНЫЕ С ДВОЙНЫМ СОЮЗОМЧЕМ…ТЕМ УКАЗЫВАЮТ НА ВЗАИМНУЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЧАСТЕЙ. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Придаточные с союзом чем относятся к прилагательному или наречию в сравнительной степени из главной предикативной части. Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ: 1) раскрывают образ, способ действия или обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой степени? до какой степени? ; 3) присоединяются при помощи Ø союзов что, чтобы, как будто, словно, точно и др. ; Ø союзных слов как, насколько, сколько и др.

В ГЛАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, КАК ПРАВИЛО, СОДЕРЖАТСЯ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА: 1) местоимения такой (таков); 2) наречия настолько, так. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. (как?) - придаточное образа действия. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать. (сколько?) - придаточное меры и степени.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ И МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПРИДАТОЧНЫХ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ. 1) придаточные считаются однозначными, если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько. 2) придаточные считаются многозначными, если присоединяются союзами (дополнительное значение вносит именно союз): Белые акации пахли так сильно, что их сладкий запах чувствовался на губах. (придаточное меры и степени + доп. значение следствия).

Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. (придаточное образа действия + доп. значение цели). Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было сделано из хрусталя. (придаточное меры и степени + доп. значение сравнения).

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Основные группы сложноподчинённых предложений »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.

Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.

Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:

  1. «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
  2. «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).

Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  2. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  3. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

  1. Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
  2. Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
  3. Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
  4. Фонетическая часть разминки:

в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

  1. Развести по значению и написанию:

светит по-весеннему, по весеннему лесу.

6. Определение начальной формы:

обособляет, с нами, висящего.

  1. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
  2. Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .

Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].

  1. Вернуть предложение со знаками:

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока

Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.

Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»

III. Получение новых знаний. Исследование

Постановка проблемы

Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).

Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1)(см. приложение 1, слайд №3)

Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

(запуск слайда №4)

2) (см. приложение 1, слайд №5)

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3) (см. приложение 1, слайд №6)

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

Предчувствовало (что?)

Дом (какой?)

Добрались (когда?)

IV. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

  1. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  2. Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  1. выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
  2. каким способом придаточные прикрепляются к главному?

Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

  1. К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
  2. Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).

Слайд № 10:

V. Заключительный этап урока

  1. Рефлексия: составление синквейна.
  2. Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.

Приложение1

1 слайд:

2 слайд:

3 слайд :

4 слайд:

5 слайд:

6слайд:

7 слайд:

8 слайд :

9 слайд: