Освещение рабочего места за компьютером. Требования к организации рабочего места за компьютером. Освещенность как фактор снижения зрения школьников Хорошее освещение на рабочем месте

Зрение – это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья детей в России – серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.

Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Цель работы: Провести гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности классов и соответствие их нормам СанПин.

Задачи:

  1. Проанализировать данные по заболеваниям органов зрения среди учащихся школы по результатам медицинских осмотров;
  2. Провести анкетирование среди родителей и учащихся по вопросам причин нарушения зрения;
  3. С помощью расчетных методов определить уровень естественной и искусственной освещенности в классах и сравнить их с гигиеническими нормами;
  4. Сделать выводы по результатам исследования;
  5. Разработать практические рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения для учащихся, родителей и педагогов.

В качестве объекта для своих исследований мы выбрали кабинеты 215, 216, 214, 409, 404,115,116. Предметом исследования является уровень искусственного и естественного освещения.

Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы :

  • теоретический – анализ литературы по данной проблеме;
  • анкетирование;
  • статистическая обработка данных медицинских осмотров;
  • расчетные методы определения уровня естественной и искусственной освещенности.

1. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Проанализировав данные ежегодных медицинских осмотров в нашей школе мы обнаружили, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих те или иные нарушения зрения (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели нарушения зрения по школе в сравнении с городскими показателями

Самым распространенным видом нарушением зрения у учеников нашей школы является близорукость (8-10%).

Приведенные цифры свидетельствуют о том, зрение школьников ухудшается. Чтобы рассмотреть причины такой ситуации нами были изучены различные источники, в том числе и интернет. Среди ведущих факторов, приводящих к нарушению зрения были выделены следующие:

  • Длительное пребывание у телевизора или за компьютером;
  • Нарушение гигиены зрения (чтение лежа или в транспорте, компьютерные игры);
  • Неполноценное питание (нехватка в рационе овощей, содержащих витамин А, который входит в состав зрительного пигмента);
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение режима освещенности рабочего места.

Для изучения мнения родителей по данному вопросу мы провели анкетирование. Всего в опросе принимали участие 38 родителей учеников с 5по8 класс. На диаграммах показано распределение результатов.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования родителей

Из диаграмм видно, что по мнению родителей до школы у большинства детей не было проблем со зрением, а за период обучения в школе у многих зрение ухудшилось. Среди факторов, которые могут стать причиной нарушения зрения 94% родителей выделили вредное влияние компьютера и телевизора, наследственную предрасположенность -30% и недостаток освещенности -27%.

Примерно такие же результаты получены и при опросе учеников 9 классов (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся

Количество опрошенных

Нарушение зрения

до школы, %

Нарушение зрения

за период обучения, %

Да

Нет

Да

Нет

Из таблицы видно, что сами школьники считают, что зрение за период их обучение в школе ухудшилось. Факторами, влияющими на зрение большинство также отметили влияние компьютера (52%), наследственность (19%), плохое освещение (29%). Кроме этого ученики высказали свое мнение и отметили причинами ухудшения зрения белый цвет школьной доски в некоторых классах, который вызывает перенапряжение и усталость глаз.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОСВЕЩЕНИЯ И МЕТОДОВ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует три типа освещения помещений естественное, искусственное и комбинированное.

Естественное освещение - освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Ориентировочными показателями о состоянии естественной освещенности являются световой коэффициент и угол падения.

Световой коэффициент – это отношение площади световой (застекленной) поверхности всех окон к площади пола. Нормы для классов ¼-1/5.

Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую поверхность (парту). Чем больше угол, тем лучше освещенность. В данной работе измерение угла падения проводили на 4 парте в среднем и самом удаленном от окна ряду. Для определения угла падения определяют высоту стола, на окне делают отметку найденной высоты и определяют расстояние по горизонтали до центральной точки рабочего места(а) и по вертикали –до верхнего края окна(в). Отношение угла падения. С помощью таблицы натуральных значений тригонометрических функций определяют угол падения. В норме угол падения 27 ο на самом удаленном от окна рабочем месте.

Для прямого определения уровня освещения используют люксметр, с помощью которого определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). Это отношение естественной освещенности в данной точке помещения (е) к одновременно замеренной горизонтальной освещенности на открытом месте (Е). Для определения КЕО замеряют освещенность на самом удаленном от окна рабочем месте и снаружи в защищенной от прямых солнечных лучей точке. Измерения проводят одновременно. Минимальный КЕО в классах не должен быть менее 1,25%.

КЕО= е/Е х100%

Искусственное освещение - освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп - люминесцентных или накаливания.

Для расчета искусственной освещенности определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами.

Удельная мощность - это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам на 1 м 2 площади необходимо 25 Вт.

Удельная мощность определяется по формуле:

Р= W*n/ S пола ,

где W- мощность лампы, n- количество ламп, S –площадь пола.

При переводе данной величины в люксы удельную мощность необходимо умножить на коэффициент V, который для люминесцентных ламп равен 12.5. Уровень фактического искусственного освещения данной площади рассчитывают по формуле:

ФИО= n* W,

где W- мощность лампы, n- количество ламп.

Для определения величины гигиенической нормы необходимо площадь помещения умножить на заданную нормативами величину удельной мощности.

Комбинированное освещение - освещение, при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

  1. достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Кс);

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

  1. Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(чистота окон).

  1. Окраска интерьера помещения;
  2. Расстановка и окраска мебели;
  3. Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

4. РАСЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для расчета уровня естественного освещения определяли ориентацию окон кабинетов, площадь застекленной поверхности, площадь пола, световой коэффициент, угол падения на самом удаленном от окна рабочем месте. Полученные данные сравнивали с установленными нормами. Результаты расчета представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень естественной освещенности классов

№ кабинета

S пола, м 2

S окон, м 2

Кс

Норма

0.20-0.25

Угол падения, 0

Норма 27 ο

0.14

Ниже нормы

Ниже нормы

10.5

0.20

В пределах

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.19

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

Из таблицы видно, что световой коэффициент во всех кабинетах ниже установленной нормы. Расчет угла падения проводился на самом удаленном от окон ряду на 4-5 парте. Во всех случаях угол падения также значительно ниже нормы. Это говорит о том, что на партах удаленных от окна освещенность рабочего места значительно хуже, чем у окна. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели . Это правило у нас в школе соблюдается не так часто. Большинство учеников из года в год сидят на одном и том же рабочем месте.

Также необходимо следить за санитарным состоянием окон, т.к запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи, что также не соблюдается.

5. РАСЧЕТ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для освещения классов применяются люминесцентные лампы Radium NL-T8 36W/765мощностью 36 Вт. Осветительные установки располагаются в 2 ряда. В каждой установке предусмотрено по 2 лампы. Согласно техническим характеристикам, указанным на упаковке, световой поток ламп составляет 2500 люменов. Срок горения рассчитан на 13000часов.

Для расчета искусственной освещенности мы определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели искусственной освещенности кабинетов

№ кабинета

Площадь, м 2

Количество ламп, шт.

Удельная мощность лампы, Вт/м 2

ФИО, Вт

Гигиеническая норма для данной площади

1225

13.8

1300

13.8

1300

15.0

1200

13.8

1300

13.8

1300

13.8

1300

Удельная мощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам удельная мощность для люминесцентных ламп составляет 25 Вт на 1 м 2 площади. Искусственное освещение определяется как произведение удельной мощности (по нормативам) на площадь класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется как число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

Расчеты показывают, что уровень естественного и искусственного освещения не соответствует нормам, поэтому освещение классов должно быть комплексным. Особенно недостаток освещения проявляется в осенне-зимней период, когда уровень естественного освещения недостаточен. Кроме этого на уровень искусственного освещения влияет санитарное состояние осветительных приборов и срок службы ламп.

ВЫВОДЫ

Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Зрение школьников за период обучения в школе ухудшается из года в год, о чем свидетельствуют данные медицинской службы школы;

2. По данным анкетирования родителей и учащихся причинами нарушения зрения являются влияние компьютера и телевизора, а также плохое освещение рабочих мест;

3. Расчеты показали несоответствие уровня как искусственного, так и естественного освещения нормам, установленным по СанПин. В течение дня естественное освещение дополняется искусственным. Уровень освещения классов в осенне-зимней период является недостаточным, особенно по утрам и во второй половине дня, когда на улице темно;

4. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели.

5. Косвенными показателями, влияющими на освещенность помещений является санитарное состояние окон и плафонов, поэтому необходимо более жестко контролировать их чистоту;

6. Излишнее переутомление глаз практически не компенсируется с помощью гимнастики для глаз, поэтому медицинской службе школы и учителям необходимо проводить физкультминутки, чтобы научить детей правильно выполнять упражнения для снятия утомления для глаз.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам. Хотя лампы дневного света обладают спектром близким к естественному, но естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение , отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройства зрения.

Проведя исследование освещения школьных помещений, мы пришли к выводу, что недостаток освещенности может быть одной из причин нарушения зрения школьников и учителей. В связи с этим мы предлагаем следующие рекомендации:

  • Установить в каждом кабинете ….. для гимнастики глаз;
  • Менять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели;
  • Проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
  • на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (Приложение1);
  • Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Глобус», 2008.- 124с. Основы экологии.
  2. Обухова В.А., В.Б. Сапунова: Учебник для 9 класса средней школы к курсу «Человек и окружающая среда» -СПб: Специальная литература, 1998.

Для полноценной зрительной работы важно хорошее освещение рабочего места. Оптимальные условия создаются при достаточном по силе и равномерном естественном освещении, в соответствии с действующими нормами минимальная освещенность рабочего места должна соответствовать 600 люкс, оптимальная - 800-1 200 люкс.

Наиболее физиологичен естественный дневной свет, поэтому желательно, чтобы в рабочем помещении, где вы трудитесь, отдыхаете, тренируетесь, были большие окна.

Чтобы дневной свет беспрепятственно проникал в классную комнату, оконные стекла необходимо содержать в чистоте, не ставить на подоконники высокие цветы, громоздкие предметы; для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей окна лучше всего занавешивать светлыми шторами.

Естественная освещенность классной комнаты зависит от степени отражения дневного света от стен, потолка, мебели. Поэтому отражающие поверхности обычно окрашивают в светлые тона: потолок и оконные рамы - в белый цвет, панели и мебель - в светло-серый с примесью желтого или палевый.

Значительную часть зрительной работы, особенно в осенне-зимний период, вы выполняете при искусственном освещении. Поэтому оно должно быть правильно устроено и обеспечивать достаточное количество равномерного света.

Рабочее место должно освещаться настольной лампой мощностью не ниже 60 ватт, так как меньшая мощность дает недостаточно света, а более сильная вызывает ослепление. При этом лампу надо располагать так, чтобы свет от нее падал с левой стороны, ничем не затемнялся, а глаза оставались бы в тени. Ставить мощный источник света сзади нельзя, так как при этом тень, падающая от вашего тела, будет затемнять рабочую поверхность.

Следите за тем, чтобы расстояние от до рабочей поверхности было не менее 30-35 сантиметров. Это не потребует от вас сильного зрительного напряжения и позволит сидеть за партой или столом не наклоняясь.

Текст книги, рисунок или наглядное пособие должны быть достаточно контрастны с фоном - бумагой, доской и т. п. Поэтому цвет бумаги, уровень печати и ряд других подобных «мелочей» играют далеко не последнюю роль. Так, например, темная буква лучше всего видна на белом, хуже - на сером и еще хуже на черном фоне. Поэтому советуем пользоваться белой писчей бумагой и темными чернилами.

Сегодня телевидение стало одним из самых доступных источников информации, а для некоторых взрослых и детей - основным досугом. Порой передачи настолько увлекают человека, что почти не оставляют времени для чтения, посещения кино, театра, концертов, выставок, общения с друзьями, занятий . Многочасовой просмотр отрицательно сказывается на , приводит к значительным нагрузкам на орган зрения, а иногда способствует и нарушению осанки.

Исследования, проведенные в Киевском научно-исследовательском институте общей и коммунальной гигиены(показали, что смотреть телевизор школьникам следует не более получаса, затем необходим 30-40-минутный перерыв. Если же проводить у экрана по 3-4 часа в день, заметно снижается восприятие передачи, наступает зрительное , отмечается расстройство сна, нередки головные боли.

На основе комплексных исследований разработаны рекомендации по наиболее рациональному просмотру телевизионных передач. Так, детям младшего школьного возраста рекомендуется смотреть только специальные программы общей продолжительностью не более одного часа в день и не чаще двух раз в неделю, старшеклассникам - до двух часов в день, но не чаще 3 раз в неделю. Ни в коем случае нельзя поддаваться искушению посмотреть еще «только одну телепередачу», отдавая в жертву экрану чтение художественной литературы, занятия спортом, игры на свежем воздухе.

Нельзя подсаживаться к экрану сразу после возвращения из , так как за время занятий вы устали, а просмотр телепередачи - это дополнительная нагрузка, она еще более усугубляет утомление. Вернувшись из школы, поиграйте на свежем воздухе, приготовьте уроки и только после этого можете посмотреть одну телепередачу.

Сидеть перед телевизором следует на расстоянии, равном примерно 8-10 его размерам по высоте, т. е. не ближе 2,5-3 метров от экрана (но не далее 5 метров) и обязательно прямо перед ним, так как на более близком расстоянии глаза из-за мельканий изображения быстро устают, а электрическое поле, создаваемое телевизионным приемником на расстоянии до 0,5 метра, превышает допустимую норму. Экран при этом должен находиться примерно на уровне глаз сидящих зрителей или чуть-чуть ниже.

Смотреть телепередачи в темноте не рекомендуется. Комната должна быть неярко освещена, для чего лучше всего использовать настольную лампу или торшер с лампочкой мощностью в 40-60 ватт и располагать их так, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране. В противном случае наступает зрительное утомление из-за большой контрастности яркого изображения и темного фона. Не следует также смотреть телевизор лежа. И, разумеется, просмотр телепередач не должен мешать сну и отдыху. Звук должен быть умеренным, а изображение - четким. Лучше намечайте накануне конкретный план просмотра телепередач. А в незапланированные часы возьмите себе за правило совсем не подходить к телевизору. Ведь от этого зависит и ваше , и ваше здоровье в целом.

Мероприятия, направленные на организацию охраны труда, применяются в учреждениях и на предприятиях повсеместно. Каким бы это ни казалось нелепым, но и техника безопасности на рабочем месте за компьютером также требует пристального внимания к себе. Конечно, ее нарушения не приведут к трагическим последствиям, но вред здоровью неправильное оснащение рабочего места принести может.

Как понять, что ваше рабочее место за компьютером организовано неправильно?

Существует несколько факторов, испытав которые на себе, можно понять, что пора менять свои привычки и создавать правильное рабочее место за компьютером. К таким факторам относят:

  1. Покрасневшие и слезоточивые глаза в конце рабочего дня.
  2. Жжение в глазах.
  3. Сильные головные боли.
  4. Снижение зрения.
  5. Утомляемость.
  6. Раздражительность.
  7. Бессонница.
  8. Боль в шее, руках и пояснице.

Возможны и другие индивидуальные симптомы.

Кодекс по трудовым отношениям не регламентирует работу трудового персонала за компьютером. Где же искать поддержку? Куда обращаться гражданам, которые каждый день часы проводят за данным прибором? Защиту следует искать в санитарных нормах рабочего места за компьютером. Эти нормы специально разработаны для данной категории работников и направлены на поддержание их эмоционального и физического здорового состояния.

Что же мы делаем не так? Основные ошибки в организации рабочего места

Можно выделить следующие нарушения охраны труда при работе за компьютером:

  1. Недостаточная площадь помещения, где размещается компьютер.
  2. Неправильный температурный режим в помещении или повышенная влажность.
  3. Работа без перерывов на отдых.
  4. Несоблюдение освещения помещений и рабочих мест.
  5. Неспособность работника снимать сильное психоэмоциональное напряжение.
  6. Неправильная самопроизвольная расстановка техники в рабочем помещении.
  7. Высокий уровень низкочастотных магнитных полей, исходящих от мониторов.

Как должно быть освещено рабочее место?

Освещение рабочего места за компьютером играет важную роль в комплексе мероприятий по охране труда. Глаза не должны страдать от яркого света или, наоборот, от затемнения. Глазам должно быть удобно.

Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза.

Если вы используете защитные очки или просто носите обычные окуляры ввиду плохого зрения, то позаботтесь о том, чтобы их стекла всегда были идеально чистыми.

Правильное освещение рабочего места за компьютером поможет сохранить ваше хорошее зрение.

Как правильно организовать рабочую зону вблизи компьютера?

Представте, как обычно за столом вы читаете книгу, так вот монитор следует расположить от лица немного дальше этого расстояния. Верхний край экрана следует наклонить так, чтобы он располагался немного ниже глаз или на уровне с ними.

Если работа идет попеременно с бумагами и компьютером, листы следует расположить поближе к монитору, чтобы избежать долгих и частых переводов взгляда с листов на экран и обратно.

Освещение рабочего места за компьютером должно быть таким, чтобы на экране монитора не возникали блики. Используйте в качестве источников света хорошие современные светильники, позволяющие хорошо освещать рабочую площадку.

В комнате, где располагается компьютер, не допустимы темные или холодные оттенки стен. Цвета должны быть теплыми и успокаивающими. Это желтая, лимонная, персиковая, бежевая цветовые гаммы. Сочетание правильного цветового решения и хорошего освещения рабочего места за компьютером защитит ваши глаза от перегрузки, и под конец рабочего дня вы заметите, что глаза не выглядят такими уставшими и покрасневшими, как обычно.

Основные требования к освещению рабочей зоны

Требования к организации рабочего места за компьютером включают в себя следующие положения:

  1. В комнате, помимо искусственного света, должно присутствовать естественное освещение.
  2. Освещенность не должна вызывать чувство дискомфорта.
  3. Каждое рабочее место должно быть освещено индивидуально, чтобы человеку было комфортно под себя регулировать свет.
  4. Недопустимо присутствие негативного влияния на зрение человека.

Виды освещения

Естественное освещение представлено тремя типами (боковое, верхнее, комбинированное). То, какой тип присутствует в определенном помещении, зависит от местонахождения световых проемов (окон). Этот свет лучше всего подходит для человеческих глаз, поэтому при проектировании зданий особое внимание уделяют месторасположению окон.

Естественный свет благоприятно влияет на человека. При достаточном его количестве улучшаются обменные процессы в организме, налаживается деятельность нервных процессов, люди испытывают положительные эмоции, им легче дышать. Все это приводит к увеличению производительности труда.

Искусственное освещение применяют для замены естественного в темное время суток или при недостатке дневного света в помещении. Использовать в помещении, где располагаются компьютеры, необходимо не только общее освещение, но и локальное на каждом столе.

На работах, которые требуют повышенной точности и внимания, используют совместное освещение.

Естественное освещение зависит от конструкции здания и количества оконных проемов, а искусственное контролируется энергетическими компаниями.

Как может быть освещено рабочее место искусственно?

Для создания искусственного освещения используют разнообразные лампы.

Теряют свои позиции лампы накаливания. Люди отдают все большее предпочтение светодиодным устройствам, так как их свет схож с естественным освещением, и приносящим экономию люминесцентным.

Виды светильников

Для освещения рабочей зоны за компьютером используют следующие виды светильников:

  1. Для направленного освещения рабочей зоны используют светильники прямого света.
  2. Световой поток направляется вверх, тем самым создавая равномерное освещение рабочей зоны, у светильников отраженного света.
  3. Специальные плафоны, способствующие рассеиванию света по всем сторонам, имеются у светильников рассеянного света.

Светильники могут быть встроенными, потолочными, напольными, настольными и настенными.

Встроенные и потолочные устройства освещают все помещение, а напольные, настенные и настольные прекрасно подходят для регулировки света непосредственно в компьютерной зоне.

Комбинируя несколько светильников, можно добиться оптимальных условий труда для всего коллектива.

Какое освещение выбрать для рабочей зоны непосредственно у компьютера?

Расчет освещения сводится к выбору необходимой системы освещения, локальных светильников и их количества.

Идеальным вариантом освещения рабочей зоны является естественное, но при его недостаточном количестве следует использовать светодиодные или галогенные лампы, которые устанавливают на расстоянии в полметра от монитора.

Свет от лампы не должен падать на глаза работнику и на монитор. Освещение должно быть рассеянным, направленный свет будет действовать раздражающе.

Цвет освещения должен быть равномерно желтым, который максимально приближен к естественному свету.

Идеальный вариант для освещения рабочей зоны - шарнирные светильники. Они помогают регулировать направление светового потока, что очень удобно.

Как выбирают местное электрическое освещение?

Существуют законодательно закрепленные документы, в которых прописываются необходимые нормативы освещения рабочего места за компьютером. К этой документации относят санитарные нормы и правила.

В помещении, где располагаются компьютеры, должно быть равномерное освещение. Световой поток на рабочем столе должен быть от 300 до 500 люкс. В специально разработанных нормах и правилах норма освещенности представлена в люксах (лк).

Искусственное освещение в рабочей зоне должно соответствовать следующим правилам:

  1. Не создавать на экране монитора блики.
  2. Давать поток света не ниже указанной нормы в 300 лк.
  3. Яркость элементов, входящих в состав осветительных приборов, не должна быть больше предела в 200 кд/м 2 .

Руководствуясь вышеуказанными нормами освещенности, можно создать прекрасные условия для работы за компьютером и при этом не навредить зрительной системе.

Расчет освещения производят на основе определения фактической освещенности рабочей зоны имеющимися светильниками. При этом сопоставляют фактическую освещенность с ее нормативным значением.

Что делать, если на рабочем месте отсутствует естественное освещение?

Если в рабочей зоне будет полностью отсутствовать дневной свет, то такие обстоятельства будут способствовать существенному подрыву здоровья.

Если же все-таки такое рабочее место существует, то необходимо проводить ряд профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда:

  1. Рабочие часы необходимо сократить.
  2. При размещении искусственного (электрического) освещения правильно пользоваться расчетом необходимого света, нормативами и правилами в этой области.
  3. Стены, пол и потолок в помещении должны иметь светлые оттенки.
  4. Для обогащения светового потока рекомендуется использовать дополнительное UV-излучение.
  5. Приложить все усилия и использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы перевести рабочий коллектив в помещение с естественным освещением.

Тот работодатель, который стремится улучшить качество труда своего персонала, всегда получит хорошую производительность труда. Несоблюдение вышепрописанных требований приведет к психоэмоциональным расстройствам внутри коллектива, потере зрения работниками, ухудшению их здоровья и, соответственно, поспособствует снижению производительности.

Как должно быть освещено место школьника?

В учреждениях образования все рабочие места освещены в соответствии с нормами и правилами. А как же правильно организовать рабочую зону в домашних условиях?

  1. Компьютерный стол должен стоять сбоку по отношению к оконному проему.
  2. Лампы, которые освещают рабочую поверхность, должны быть мощными (минимум 60 Вт).
  3. Свет, падающий от настольной лампы, должен иметь желтый оттенок.
  4. Идеальным вариантом в использовании будут светодиодные лампы.
  5. Помимо локального освещения, в комнате должно присутствовать хорошее общее освещение.
  6. При отсутствии местного освещения, необходимо приобрести настольную лампу.

Следите за здоровьем своих детей, пользуйтесь всеми советами по организации освещения рабочей зоны. Не забывайте, что пренебрежение основными правилами ведет к болезням зрительного аппарата.

Несколько заключительных слов

Подведем итоги и расскажем еще о нескольких рекомендациях по правильному освещению рабочей компьютерной зоны.

  1. Не забывайте: сильно яркий свет может привести к стрессу и быстрой утомляемости, а, наоборот, приглушенный заставит глаза напрягаться, что приведет к слезотечению, жжению и покраснению.
  2. Вокруг рабочей зоны, помимо локального освещения, должен быть комфортный фон общего освещения. Идеально, если это будет рассеянный свет.
  3. Используя комбинированное освещение, не забывайте о том, что рабочая зона должна быть выделена светом в несколько раз сильнее, чем другое пространство в помещении.
  4. Нельзя ставить настольную лампу на уровне глаз. Пускай она будет немного выше него или ниже. Лучше она будет располагаться у вас за спиной, но при этом не должны образовываться тени.
  5. Компьютерные столы лучше приобретать светлых оттенков.
  6. Не следует садиться спиной к окну, лучше всего сесть к нему боком.

Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек получает большую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет - это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Освещение влияет не только на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, но и на психику человека, его эмоциональное состояние. Исследователями накоплено значительное количество данных по биологическому действию видимого света на организм.

Установлено, что свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует через нервную оптико-вегетативную систему на эндокринную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Сравнительная оценка естественного и искусственного освещения по его влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света. Ведущим фактором, определяющим биологическую неадекватность естественного и искусственного света, является разница в спектральном составе излучения, а также динамичность естественного света в течение дня. Уровни освещённости при этом должны составлять 1000-1500 лк и могут быть обеспечены дневным светом, если он имеется, или электрическим светом от общего или локализованного освещения, например настольных ламп или комбинацией дневного и естественного света.

Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения, что в основном является результатом использования электромагнитных пуско-регулирующих аппаратов (ПРА) для газоразрядных ламп, работающих на частоте 50 Гц.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.

Много несчастных случаев происходит, помимо всего из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием транспортных средств, станков и т. п. Освещение создаёт нормальные условия для трудовой деятельности. Неудовлетворительная освещенность на рабочем месте или на рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения травм.

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

Достаточное и равномерное освещение;
- оптимальная яркость;
- отсутствие бликов и ослепленности;
- соответствующий контраст;
- правильная цветовая гамма;
- отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света.

Нарушения зрения, связанные с недостатками системы освещения, являются обычным имением. Из-за способности зрения приспосабливаться к недостаточному освещению человек часто относится к этому без должной серьезности.

Количественным показателем искусственного освещения является освещенность рабочей поверхности, которая измеряется в люксах (лк). Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Зрительная работоспособность определяется качеством освещения. Можно выделить следующие качественные характеристики освещения и способы их улучшения.

Прямая блескость. Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или вызывать состояние ослепленности. В результате резко снижается зрительная работоспособность. Источниками прямой блескости являются осветительные установки и источники света.

Уменьшение прямой блескости может быть достигнуто:

Увеличением высоты установки светильников;
уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами;
ограничением силы света в направлениях, образующих большие углы с вертикалью, например, применением светильников с необходимым защитным углом;
уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа.

Отраженная блескость возникает при больших коэффициентах отражения поверхностей, попадающих в поле зрения. Наибольшая опасность возникает при освещении поверхностей, не являющихся диффузными, когда свет падает на рабочие поверхности таким образом, что глаза находятся на направлении зеркального отражения лучей. В этом случае человек видит либо зеркальное отражение источника света, либо размытое, но очень яркое световое пятно. В обоих случаях может возникнуть состояние ослепленности, но чаще уменьшается эффективный контраст между деталью и фоном.

Устранение отраженной блескости достигается правильной организацией местного и локализованного освещения и таким расположением светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза. Для этого лучше всего делать боковое или заднебоковое направление света.

Контраст между объектом и фоном. Чем больше яркость объекта, тем больший световой поток от него поступает в глаз и тем сильнее сигнал, поступающий от глаза в зрительный центр. Таким образом, казалось бы, чем больше яркость, тем лучше человек видит объект. Однако это не совсем так. Если поверхность (фон), на которой располагается объект, имеет близкую к объекту по величине яркость (например, линия бледно-желтого цвета на белом листе), то интенсивность засветки участков сетчатки световым потоком, поступающим от фона и объекта, одинакова (или слабо различается), величина поступающих в мозг сигналов одинакова, и объект на фоне становится неразличимым.

Чтобы объект был хорошо виден, яркости объекта и фона должны различаться. Разница между яркостями объекта и фона, отнесенная к яркости фона, называется контрастом. Контраст между деталями и фоном, который в наибольшей степени определяет видимость объекта, не всегда является заданным и может быть увеличен или уменьшен средствами освещения и созданием световой среды. Одним из эффективных средств для повышения контраста является искусственный фон (чаще всего светлый, если объект темный, или темный, если объект светлый). Разновидностью искусственных фонов являются световые столы, на которых поверхности просматриваются в проходящем свете.

Тени. Различаются собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне рабочей поверхности - оборудования, мебели, тела и рук человека и т. д. Собственные тени в большинстве случаев полезны, так как позволяют лучше различать конфигурацию детали. Падающие тени почти всегда вредны. Их вред заключается в том, что они искажают контраст, отвлекают внимание и т. д. Особенно вредны движущиеся тени.

Устранение или ограничение вредных теней осуществляется правильным выбором направления света. Например, когда человек пишет правой рукой, он смотрит на рабочую точку слева и с этой же стороны должен падать свет. Тени размазываются при увеличении размеров осветительных установок, смягчаются при достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении.

Насыщенность помещения светом. Для создания комфортных зрительных условий для человека важна не только освещенность какой бы то ни было поверхности, на которой осуществляется работа, но и впечатление насыщенности помещения светом, которое получает человек. При достаточной яркости рабочей поверхности одновременное присутствие в поле зрения темных поверхностей (например, стен, потолков, мебели, оборудования) создает затруднения при адаптации зрения. От яркости этих поверхностей зависит впечатление насыщенности помещения светом. Если в помещении установлены подвесные светильники прямого света, верхняя зона помещения останется темной. Это производит неприятное эстетическое и психологическое впечатление. Поэтому лучше применять светлую окраску стен и потолков, а для освещения применять светильники, излучающие некоторую (желательно не менее 15 %) часть светового потока в верхнюю полусферу.

Постоянство освещенности во времени. Изменения освещенности по времени можно подразделить на медленные и плавные, частые колебания и пульсации. Медленные изменения вызываются постепенными изменениями сетевого напряжения и факторами, изменяющими освещенность в процессе эксплуатации (загрязнением источников света, снижением светоотдачи и т. д.). Если освещенность при этом сохраняется на уровне не ниже нормативного значения, эти изменения не являются вредными. Причиной частых колебаний являются перемещения светильников, их раскачивание движением воздуха (ветер, сквозняк, вентиляционная установка и т. д.) и колебания напряжения в сети, порождаемые изменением нагрузки.

Пульсации освещенности обусловлены малой инерционностью излучения газоразрядных ламп, световой поток пульсирует при переменном токе промышленной частоты (50 Гц) с удвоенной частотой - 100 Гц. Эти пульсации неразличимы при наблюдении глазом неподвижной поверхности, но легко обнаруживаются при рассматривании движущихся предметов. Если при пульсирующем освещении быстро махать карандашом на контрастирующем фоне, то карандаш приобретает ясно видимые контуры. Это явление носит название стробоскопического эффекта - явление искажения восприятия движущихся или вращающихся объектов наблюдения. Практическая опасность стробоскопического эффекта состоит в том, что вращающиеся части механизмов могут показаться неподвижными, вращающимися с более медленной скоростью, чем в действительности, или в противоположном направлении. Это может стать причинной травматизма.

Однако пульсации освещенности вредны и при работе с неподвижными поверхностями, вызывая утомление зрения и головную боль. К пульсациям наиболее чувствительно периферическое зрение и поэтому они опасны при общем освещении.

Отрицательное действие пульсации освещения обусловлено изменением основной ритмической активности нервных элементов мозга, перестраивающих присущую им частоту этой активности в соответствии с частотой световых пульсаций. При действии ритмических световых раздражений наблюдается изменение частотного спектра электроэнцефалограммы (ЭЭГ), заключающееся в резком усилении амплитуды навязываемой частоты и в снижении амплитуд всех других частот, особенно частот так называемого альфа-ритма (9-12 Гц), которые в обычной ЭЭГ наиболее выражены.

Выявлено также неблагоприятное влияние колебаний света на фоторецепторные элементы сетчатки, а также на функциональное состояние нервной системы, что связано с развитием тормозных процессов и снижением лабильности нервных процессов. Воздействие пульсации возрастает с увеличением её глубины и уменьшается при повышении частоты. Большинство исследователей отмечает отрицательное влияние пульсации освещённости на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном, в течение 15-30 мин: появляется напряжение в глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. Это определяет требования к ограничению глубины пульсации светового потока. Поскольку основным количественным параметром осветительных установок является уровень освещённости, в качестве критерия оценки глубины световых колебаний принят коэффициент пульсации освещённости на рабочей поверхности (Кп). Экспериментально установлено, что отрицательное влияние пульсации на организм человека достаточно мало только при значениях Кп не более 5-6%.

Ограничение пульсаций достигается чередованием питания ламп от разных фаз трехфазной сети. В ряде случаев применяется питание ламп током повышенной частоты, что достигается укомплектовыванием светильников электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).

Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников. Правильная организация освещения на рабочем месте - залог здоровья, высокой производительности труда, комфортного эмоционального и психологического состояния человека. Правильная организация освещения предусматривает не только соблюдение нормативных требований по уровню освещенности и ряду других показателей, но и учет ряда качественных показателей - световой насыщенности, равномерности и однородности освещения, тенеобразования, цветовой гаммы световой среды и т. д.

Примеры норм искусственного освещения:

Слайд 2

Руководитель проекта - учитель физики Егорова Лидия Рушановна

Слайд 3

Как портится зрение за время учёбы? Мы проанализировали данные районной поликлиники. Из них следует, что у значительного числа выпускников с ослабленным зрением, оно падает за время учебы в школе:

Слайд 4

Мы так же составили сравнительный графикснижения зрения за время учебы в школе № 2 по годам: за 2007 и 2008 гг - 2007 год - 2008 год

Слайд 5

19,4% 15,6% 15,9% 11,6% Школа № 1 Школа № 4 Школа № 3 Школа № 2 Диаграмма нарушения зрения по школам города

Слайд 6

Глаз человека

Слайд 7

При близорукостиизображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

Слайд 8

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения.

Слайд 9

Глазное яблоко

Слайд 10

Влияние освещенности помещения на здоровье учеников Измерения с помощью прибора созданного учениками для определения освещенности (устройство прибора, справочные материалы.)

Слайд 11

Схема прибора для измерения освещенности Прибор состоит из подставки, кнопки, микроамперметра, полупроводникового датчика (фоторезистора - прибора, сопротивление которого зависит от освещенности) и крышки для него.

Слайд 12

Электрическая схема В p-n переходе при облучении светом возникает электродвижущая сила и образуется электрическое поле

Слайд 13

В приборе применены полупроводниковые фотоэлементы, создающие ЭДС и преобразующие энергию излучения в энергию электрического тока. Поле p-n-перехода заставляет неосновные носители полупроводников перемещаться через контакт. Между полупроводниками устанавливается разность потенциалов, равная фотоЭДС. Сила тока зависит от интенсивности падающего света и сопротивления нагрузки(микроамперметра). То есть она прямо пропорциональна освещенности.

Слайд 14

Мы провели сравнение освещенности от запыленной и чистой лампы:

Слайд 15

При прочих равных условиях освещенность от запыленной лампы оказалась меньше, чем от чистой

Слайд 16

Результаты измерения освещенности в кабинетах школы: хорошая средняя плохая

Слайд 17

Факторы, влияющие на снижение остроты зрения Наследственность; Последствие перенесенных болезней; Несоблюдение требований гигиены зрения. Зрение портится из-за плохой освещенности. Причинами плохой освещенности являются: - Неисправные лампы или использование ламп меньшей мощности Грязные, покрытые пылью лампы Шторы в пол-окна Большое количество высоких цветов на окнах Плохая освещенность кабинета № 30 заключается в том, что стена корпуса начальных классов закрывает свет во второй половине дня. Даже на переменах глаза не отдыхают!

Слайд 18

Другое требование гигиены зрения - соблюдение расстояния наилучшего зрения

Слайд 19

Берегите зрение!!! Морковь - содержит витамин А, необходимый для глаз. Черника - существенно улучшает зрение.

Слайд 20

Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, занятия спортом способствуют сохранению зрения В России курит каждый шестой школьник! А ведь современный досуг приносит часто куда более вреда, чем самый напряженный умственный и даже тяжелый физический труд. Тут и алкоголь, и наркотики, и табакокурение, что способно вызвать сильнейшие интоксикации организма и непредсказуемо повлиять на орган зрения. А неправильное питание? Так что любое безапелляционное утверждение типа "Много читал - глаза испортил" следует подвергать самому серьезному сомнению...

Слайд 21

Рекомендации: заведующим кабинетами: Следить за наличием неработающих ламп и устранять этот недостаток. Проводя генеральную уборку в классе, не забывать о светильниках. Выбирая красивые шторы, не забывать, что окно в классе служит для освещения рабочих мест. Не злоупотреблять большим количеством цветов на подоконнике. При выборе цвета для окраски стен, особенно в кабинетах с плохой освещенностью, отдавать предпочтение светлым тонам.

Слайд 22

Рекомендации: - Ученикам, не зависимо от возраста, мы советуем давать возможность глазам отдыхать через 30 - 40 минут работы, когда мышцы глаз напряжены. - Следить за освещенностью рабочего места дома. - Не наклоняться низко (ближе вытянутой руки) над книгой. - Вести здоровый образ жизни. - Если же зрение стало снижаться, то консультации врача, упражнения для глаз позволят остановить этот процесс.

Слайд 23

Посмотреть все слайды