Собор в Сантьяго-Де-Компостела (Испания). Собор Святого Иакова – Испания

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела – массивная церковь в историческом центре города, ставшая неофициальным символом галисийской столицы. Две статные колокольни собора доминируют над линией горизонта и видны практически из любого района города. Когда-то на этом месте стоял небольшой и скромный храм, сегодня же гигантское здание собора Сантьяго неизменно восхищает туристов и паломников со всего мира. Попасть внутрь и пройти к могиле святого Иакова можно бесплатно, а чтобы спуститься в крипту и пройтись по клуатру и другим музейным помещениям придется немного заплатить.

Главный фасад собора Сантьяго обращен в сторону площади Пласа Обрадоиро, поэтому часто его называют просто Эль Обрадоиро. Прямо напротив стоит дворец Рахой, в котором сегодня заседает парламент Галисии. Фасад собора привлекает внимание центральной секцией со множеством деталей и орнаментов, причем этот фасад не является оригинальным – он был построен только в первой половине 18-го века по проекту архитектора Фернандо де Касаса Нова в галисийском барочном стиле. К более старым частям фасада относятся два лестничных пролета, соединяющихся в одной точке и ведущих к главному входу. Обе лестницы были построены еще в 16-м веке и ведут в еще более старое строение, датированное 12-м столетием и, собственно, являющееся оригинальным собором.

Одной из выдающихся деталей собора можно назвать две колокольни, известные как Торре де ла Каррака и Торре де ла Кампанас. Они также были построены в разные эпохи – нижние уровни датируются 12-м веком, а верхние – 17-18-м столетиями. Обе башни, достигающие 70 метров в высоту, сочетают в своем облике элементы барочного и романского стилей.

Интересно, что если обойти вокруг собора, то с разных сторон он предстанет в разном облике. Так, восточный барочный фасад примечателен Царскими вратами, но считается наименее привлекательным. Северный фасад, обращенный в сторону площади Пласа Асабакериа, отличается пышными декорациями и сочетает в себе элементы барочного и неоклассического стилей. Южный фасад считается самым старым, на него можно взглянуть со стороны площади Пласа де лас Платериас, откуда также видна часовая башня Торре де ла Тринидад и часть клуатра.

Средневековые паломники ходили путем Святого Иакова в течение нескольких месяцев, чтобы прибыть в собор Сантьяго-де-Компостела, ставшим последним приютом мощей Иакова. Так много паломников облокачивалось руками о столб у входа, чтобы дать отдохнуть своим усталым костям, что протерлись глубокие следы в камне. И по сей день собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела остается важнейшим паломническим центром католичества.

Мифы и факты

По преданию, мощи Святого Иакова в 814 году обнаружил отшельник Пелайо на месте нынешнего собора и соорудил там небольшую часовню. Часовня была уничтожена в бою с мавританцами в 997 году. В 1075 году, во время правления кастильского короля Альфонсо VI, началось строительство нынешнего собора, и в 1128 году он был освящен.

Несмотря на барочный фасад, собор Иакова является лучшим образцом романского . Различные элементы были добавлены в XVI-XVIII века, что привело к частичному преобразованию интерьера в барокко. Захватывающий гранитный фасад собора, известный как Обрадоиро, был добавлен в 1738 году местным архитектором Фернандо-де-Касас.

Что посмотреть

Вход в собор украшает великолепный портик де-ла-Глория, вырезанный в 1188 году Матео и считается одним из лучших произведений средневекового искусства. Арки над боковой дверью изображают чистилище и страшный суд с Христом в центре. Огромная колокольня щедро декорирована статуями святого Иакова.

Контрастируя с фасадом, интерьер собора выполнен исключительно в ранне-романском стиле, со сводчатыми потолками крестообразной формы, двумя боковыми проходами вдоль нефа и многочисленными часовнями.

Алтарь впечатляет смесью готической простоты и изобилия XVIII века. В серебряной раке лежат священные мощи Иакова. У жертвенника стоит средневековая статуя святого, которую приветствовали паломники по прибытии в храм. Всем, прошедшим 100 километровый путь пешком, выдают сертификат Компостела.

Необычной достопримечательностью является подвешенное с потолка огромное кадило - размером в человеческий рост и весом 80 кг. Чтобы его раскачать приходится задействовать восемь служителей храма, а для наполнения требуется 40 кг угля и ладана.

Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, как и , один из наиболее знаменитых направлений среди паломников и туристов Испании, не уступающий по популярности

Город Сантьяго-де-Компостела и Собор Святого Иакова — один из самых известных центров паломничества христиан, наряду с Иерусалимом и Римом.

В испанской провинции Галисия есть город Сантьяго-де-Компостела, сложившийся вокруг Собора Святого Иакова, являющегося одним из лучших образцов испанской романской архитектуры. Центр города и Собор Святого Иакова входят в список памятников всемирного наследия Юнеско.

В 9-ом веке на месте нынешнего Собора Святого Иакова была найдена могила святого Иакова, ближайшего ученика Иисуса Христа, апостола Иакова Заведеева или Сантьяго Матаморосу, как его называют испанцы. При короле Альфонсе II на месте найденной могилы сначала была построена небольшая деревянная капелла. Однако поток паломников к мощам святого Иакова возрос настолько, что при Альфонсе III на этом месте была построена уже каменная базилика, которую освятили в 899 году.

К сожалению, просуществовала базилика всего 100 лет, и в 997 году была разрушена правителем Кордобского халифата Аль-Мансуром. Только спустя еще почти сто лет, в 1075 году, во время правления кастильского короля Альфонса VI, при епископе Диего Пелаэсе, началось строительство новой римской постройки. Собор строился из гранита, и продолжалось строительство несколько столетий. В 1128 году романский собор был освящен, а к 1521 году строительство было практически завершено. Интерьер собора сохранил романский стиль, однако пересторойки VII-VIII веков значительно изменили внешний вид храма. Причудливые фасады собора (все четыре — разные), дробный декор башен, вычурный западный фасад, богатые орнаменты позднего барокко, готика, обильно украшенные скульптурой внутренность храма и внешние стены — результат этих самых перестроек.





Собор Святого Иакова — один из самых вместительных в Европе. Размеры храма поражают. Выполнен собор в виде латинского креста, и длина его составляет 97 метров при высоте центрального нефа 24 метра.

Гробница Святого Иакова, являющаяся главной святыней собора, располагается в крипте (подземном этаже храма).


Собор уникален еще и тем, что внутри над алтарем подвешено самое большое в мире кадило (ботафумейро). Весит оно 80 кг, и размером оно — в человеческий рост. Во время служб его приводят в действие 8 служителей. Причем, на наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана.




Источник https://tsyrkun.files.wordpress.com/

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

или просто собор в Сантьяго-де-Компостела (исп. — Cathedral de Santiago de Compostela) — одна из главных достопримечательностей и одно из самых почитаемых святых мест христианства. Именно здесь по преданию похоронены останки одного из апостолов Иисуса Христа, святого Иакова, и потому на протяжение более, чем десятка веков место является священным для паломников.

  • Ни одна из церквей Европы, за исключением разве что в , за время существования не привлекала к себе такого количество верующих. Существует целый маршрут, европейский паломнический «Путь святого Иакова», финальная часть которого от границы с пролегает через Логроньо, Леон, и Понферраду

По легенде, святой Иаков в течение ряда лет проповедовал христианство в Иберии, в том числе и среди кельтов, населявших эти местности в доримские времена. Потом он вернулся в Иерусалим, где и принял мученическую смерть. Последователи апостола перевезли его тело в Испанию и захоронили где-то в Галисии — точное место было забыто и обнаружено вновь только в 813 году, когда странствующий монах нашел урну с останками Иакова.

  • По этому поводу повелением короля была воздвигнута капелла, которая впоследствии и превратилась в большой собор. Большой, но не громадный: собор Святого Иакова имеет размеры около 100 на 70 метров, а его башни не достигают и высоты 80 метров. Одновременно он может вместить немногим более 1 000 человек — ничтожное число в сравнении с количеством желающих туда попасть

Любопытно, что мощи вновь были утеряны в конце 16 века, когда их спрятали после разгрома «Непобедимой Армады» и в ожидании британского десанта — еще раз их нашли в 1879 году. Подлинность была удостоверена сравнением черепа со слепком головы апостола, хранившемся в — по этому поводу была даже выпущена специальная папская булла.

Резной, богато орнаментированный фасад с двумя ажурными башнями, по которому все и представляют себе собор Святого Иакова, на самом деле деле возник сравнительно недавно, в 1738-1750 годах. Это позднее испанское барокко, последний луч, язык пламени угасающего безудержного чурригереско — запоминающегося национального архитектурного стиля, который, как и более ранний платереско (ренессанс) может быть ассоциирован только и исключительно с Испанией.

  • Сам собор, конечно, много старше: он был заложен в 1075 году и закончен 1.5 столетия спустя, в 1211. Здание было построено из гранитных глыб — как и более поздний , на века — первоначальный замысел, как утверждается в старинном манускрипте Кодекс Каликстинус, хранящемся сегодня в соборе (год назад он был украден одним из работников, но затем обнаружен полицией), принадлежал «Бернарду старшему, превосходному мастеру» и Робертусу Гальперинусу, который в отличие от коллеги, смог сохранить для истории свою фамилию

Первоначально собор был решен в романском стиле — дальнейшие перестройки в зависимости от времени добавили зданию готические и барочные черты. Южный фасад, кстати, сохранился во многом в неизменном виде, являет собой блестящей пример строгой романской архитектуры с минимумом украшений.

  • Самая, пожалуй, знаменитая часть церкви, портик «Глория» находится внутри западного (главного фасада). Работа мастера Матео, выполненная в конце 12 века (1168-1188 годы), поражает редким качеством каменной резьбы. Все три арки, представляющие собой главный вход в собор, украшены библейскими фигурами, выполненными с редким натурализмом и вниманием к деталям
  • На средней колонне, разделяющей внушительный двухдверный входной портал, находится статуя Святого Иакова, над которым восседает Иисус Хистос. К левой ноге святого по традиции стремятся прикоснуться паломники, поскольку считается, что это приносит удачу и избавление от невзгод и болезней
  • Две боковые двери предназначены для входа людей, исповедующих иудейскую религию и вообще неверующих. Интересно, многие ли во времена инквизиции старались попасть внутрь именно через эти входы?

Внутри собора обращает на себя внимание гигантское 80-килограммовое кадило, «Ботафумейро», разжигаемое, впрочем, только в день Святого Иакова, 25 июля. В тот год, когда этот день приходится на воскресенье в соборе открывается так называемая «Священная дверь», расположенная на противоположном, восточном фасаде (все христианские церкви ориентированы по линии запад-восток: вход на западе, алтарь на востоке).

  • Крипта с мощами святого, заключенными в специальную серебряную урну находится ниже главного алтаря, в подземелье, куда можно спустится по специальной лестнице. Также здесь покоятся и останки двух учеников Иакова: святых Теодора и Афанасия

Адрес собора Святого Иакова: Praza do Obradoiro, s/n, 15704 Santiago de Compostela, A Coruña, Испания
Как добраться: аэропорт в Лаваколье в 15 км от Сантьяго-де-Компостела принимает самолеты из большинства крупных городов Европы, на поезде из , автобусе из городов Испании (Alsa) и Порту ()
Время работы: ежедневно 7.00-23.00 (собор)
Официальный сайт: www.catedraldesantiago.es