О смирении. Что такое смирение и терпение? Сила смирения. Пример смирения

Смирение - это в первую очередь жить с миром в душе! В ладу с собой, в гармонии с окружающим миром и богом. Смирение - это внутреннее принятие ситуаций, которые происходят с нами. Любых ситуаций, каких бы сфер жизни это не касалось.

Например аюрведа - ведическая медицина, считает, что заболевший человек не имеет шансов исцелиться, если он не принял свою болезнь. Вылечить можно практически любую болезнь, но только тогда, когда человек её внутренне принял, смирился, понял для чего пришла в его жизнь болезнь, проработал те задачи, которые перед ним ставит болезнь. Так же и все жизненные сложные ситуации - пока не примешь, не изменишь.

Как понять - принимаю я ситуацию или нет. В случае если принимаю - внутри меня спокойствие, меня ничего не цепляет, не напрягает по ситуации. Я о ней думаю и говорю спокойно. Внутри полный штиль и расслабление. Лишь в том случае, если не принимаю - то внутри напряжение, внутренний диалог, претензии, обиды, раздражение и т. д. боль. Чем больше боли - тем больше неприятия. Как только принимаем - боль уходит.

Многие под словом принятие или смирение понимают слабость, униженность. Мол смирился, значит сижу сложа руки и будь, что будет, пусть все об меня вытирают ноги. На самом деле истинное смирение человеку достоинство дарит. Смирение и принятие они внутри - это внутренние качества, а на внешнем уровне я предпринимаю какие то действия.

Рассмотрим несколько примеров:

1. часто с трудностями мы сталкиваемся в личных отношениях. В нашей голове другая картинка отношений с любимым, чем та, которую мы получаем в реальности. В нашей голове и образ, и поведение любимого человека другое, чем то, которое мы получаем по факту. Именно несоответствие желаемого и действительного нам страдания и боль доставляет. Часто корень наших бед мы видим не в себе, а в другом. Вот он изменится и я перестану страдать. Запомните, причина бед не в другом человеке или его поведении, причина в нас и в нашем отношении к близкому человеку.

В первую очередь мы должны принять реальность такой, какая она есть. Наша реальность нашими подсознательными программами и богом создаётся. Мы на самом деле получаем не то, чего хотим, а то, что заслуживаем. Так работает закон кармы - что посеешь, то и пожнёшь. Нынешняя реальность посеяна нами, какими то нашими действиями в прошлом - в этой или прошлой жизни. Протестовать и страдать, глупо и не конструктивно! Гораздо конструктивней внутренне принять реальность такой, какая она есть. Принять любимого человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, со всем его отношением к нам. Принять ответственность за всё что происходит в нашей жизни - за события, за людей, за их отношение к нам - на себя! Только я несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

Это мы"Притянули сами всё себе ". Это мои какие то действия и энергии заставляют второго так действовать по отношению ко мне, как мне может не совсем приятно. Через близких к нам приходит наша собственная карма. И дальше, засучив рукава нужно начать внутреннюю работу. Всё что с нами здесь происходит - это уроки. Наши близкие - это наши самые главные учителя. Каждая трудная ситуация послана нам не для борьбы с ней, а для нашего обучения. Благодаря этой ситуации мы можем глубже понять жизнь, что то в себе изменить в лучшую сторону, развить безусловную любовь, подняться на новый уровень развития, получить некий необходимый нашей душе жизненный опыт, отдать свой кармический долг.

Только приняв ситуацию, наконец можно начать думать о том - а чему собственно обучают. Для чего нам послана эта ситуация? Каким своим поведением и мыслями мы привлекли эту ситуацию в жизнь! Может мы не справляемся со своей ролью мужчины или женщины, развиваем в себе чуждые своей природе качества? Значит мы должны идти и получать знания, как правильно выполнять свою роль. Как в этом мире должен действовать мужчина и как должна действовать женщина, что бы это было в гармонии с законами вселенной. Я всегда говорю о том, что для того, что бы быть мужчиной или женщиной не достаточно родиться в мужском или женском теле. Мужчиной или женщиной надо стать - это большая жизненная задача. И с реализации этой задачи начинается наше предназначение в мире.

Но это не единственная причина проблем в отношениях, хотя она конечно самая глобальная и именно от неё рождаются все остальные проблемки в отношениях полов. Опять таки каждый случай индивидуален конечно очень. Может эта ситуация учит нас самоуважению и мы должны сказать нет отношениям или может нам надо научиться постоять за себя, не давать другому человеку себя оскорблять, унижать и не дай бог бить. Т. е. внутренне приняв ситуацию я уже себя защищаю не на эмоциях обиды и раздражения, а на эмоции любви к себе и к другому, на эмоции принятия. Т. е. внутренне у нас полное спокойствие - а внешне мы возможно говорим довольно жёсткие слова, принимаем какие то меры, не позволяем себя оскорблять, жёстко ставим второго человека на место. Т. е. мы действуем на внешнем уровне не вовлекаясь в эмоцию, не с позиции эго и обиды - мы действуем с позиции души.

Когда же мы боремся с ситуацией без принятия, у нас всё идёт на эмоциях и от эго. Надо почувствовать себя душой и научиться действовать в этом мире, как душа, а не как сгусток эгоизма. Ещё один очень важный момент - да, на внешнем плане мы принимаем какие то действия по изменению ситуации, но мы всё время внутри должны быть готовы принять любое развитие событий. Повторяйте, как можно чаще, что это в вас зазвучало, как мантра - я внутренне готов или готова принять любое развитие событий! Всё случится так, как хочет бог - человек предполагает, бог располагает. Мы должны освободится от своих зацепок за результат - мол, хочу только так и не иначе. Здесь на земле во всём и всегда последнее слово за богом - и мы должны это принять!

Другой момент - часто проблемы в личных отношениях даются для проработок качеств характера - возможно поведение партнёра нам указывает на то, что мы обидчивы, ревнивы, критичны, грубы, напористы, деспотичны, пытаемся второго подчинить своей воле, не учитывая его желаний, пытаемся его переделывать под себя и т. д. значит мы должны освобождаться от этих качеств. Например, если вы критичны - значит вы должны перестать концентрироваться на недостатках человека и научиться в человеке видеть достоинства, говорить ему добрые слова, хвалить, делать комплименты. В каждом человеке есть качества за которые его похвалить - научитесь их видеть!

В случае если ревнивы - вы должны научиться доверять человеку и вашим отношениям. Давать партнёру свободное пространство - он не является вашей собственностью. И также в этом случае, вы должны развивать уверенность в себе и своей привлекательности. Следите за собой, правильно выполняйте свою мужскую или женскую роль. А самое главное - дарите любовь партнёру. Ревность говорит о том, что ваш партнёр вам дорог и вы не хотите его потерять, но ревность, как способ выражения любви очень деструктивна, поскольку рано или поздно она разрушит отношения. Имейте ввиду, если вы ревнуете, вы энергетически уже приглашаете третьего в свои отношения и его появление - это дело времени.

Итак со всеми остальными эмоциями: всё, что от вас требуется - это заменить негативное на позитивный антипод и тренировать своё сознание на новое отношение к партнёру и ситуации.

Отношения - это всегда уважение, свобода, любовь и отдача. Это служение друг другу! В отношениях мы меньше должны думать о том, что должен делать наш партнёр по отношению к нам и больше думать о том, что должны делать мы, по отношению к нему. Поскольку часто имея список требований ко второй половине, мы мягко говоря сами этому списку далеко не соответствуем! Всегда помните про свою зону ответственности в отношениях и поменьше думайте о зоне ответственности вашего партнёра.

Всё начинается с вас - от вас пойдёт правильная энергия и ваш партнёр начнёт вам давать также гармоничную энергию. Стара, как мир поговорка - изменись сам и мир вокруг тебя тоже изменится. Человек не смиренный вместо того, что бы меняться самому, хочет изменить мир. В этом и беда, в этом и весь корень страданий. А ларчик так просто открывается!

2. или ещё пример. Рассмотрим болезнь. Например у нас подтверждается диагноз рак или любой другой неприятный диагноз. И тогда у людей начинаются вопросы - почему это со мной, за что мне. Включается страх смерти. Идёт полное неприятие болезни и бег по врачам - кто спасёт и кто поможет! Это путь в никуда!

Первое, что нужно - это принять болезнь. Болезнь не глупа, она всегда приходит адресно, потому что болезнь на самом деле - это сигнал нашего подсознательного разума о том, что что-то мы делаем не так. Это сигнал о том, что наше поведение и наши реакции на события вредны для нас. Болезнь - это обращение вселенной к нам. Бог через болезнь нам говорит - ты нарушаешь законы вселенной, остановись! Только в том случае, если говорить конкретно о раке, то это болезнь обиды. Человек на кого то сильно обижен и долгое время носит эту обиду в себе. Возможно годами. На подсознательном уровне, обижаясь, мы посылаем уничтожение тому человеку на которого обиделись. И вот эта программа уничтожения, как бумеранг возвращается к нам.

Обида человека разъедает и поэтому рак - раковые клетки, разъедают организм. Надо проработать прошлое, простить и отпустить обиды. Принять и прошлые ситуации, и болезнь, которая сейчас. И только проделав эту внутреннюю работу, мы можем рассчитывать, что наши внешние действия в связи с болезней - госпитализация, лекарства, операция и химиотерапия принесут свои позитивные плоды. Лишь в том случае, если же мы с болезнью боремся, не принимаем, используем только внешние методы, бегаем по разного рода специалистам, не проделывая работы внутри - результат будет плачевным. Поскольку борьба усугубляет с ситуацией только её. Здесь я, как пример привела рак, но также мы должны поступать и с любой другой болезнью!

Правда не впадайте в крайности - не надо в лёгкой простуде искать глубоких причин. Простуда может говорить лишь о том, что вчера вы слишком легко оделись и долго стояли на сквозняке! Или о том, что последнее время слишком много работали, поэтому организм решил вас уложить отдохнуть. Отлежитесь, побалуйте себя и вперёд!

А вот серьёзные болезни уже проработок требуют. Вообще путь ко многим серьёзным болезням начинается с обид - если человек их внутренне не принимает, то даются предательства, если и это человек не проходит, то дальше идут болезни и удары судьбы. И чем больше эгоизма, тем сильнее удары. Ещё мы болеем, когда идём не по своему предназначению, не выполняем свои задачи. Когда питаемся неправильно. Западная медицина говорит, что все болезни от нервов, а восточная медицина говорит, что все болезни от неправильного питания. Поэтому, что бы не болеть ничем другим, кроме простуды - научитесь принимать, перестаньте обижаться, начните жить в гармонии с собой и богом, выполняйте свой долг, идите своим предназначением и ведите здоровый образ жизни, правильно питайтесь! На внутреннем уровне научитесь открываться и жить в полном доверии высшему источнику! В полом доверии и любви! Поймите, что вы творение божие и бог знает, что и для чего он в вашей жизни делает!

А если вы всё же заболели, то подходите к лечению и выздоровлению комплексно. Работайте на внутреннем плане и используйте то, что предлагает медицина. Работайте например с психологом и работайте с врачом! Я не раз встречала людей идущих духовным путём и считающих, что заболевание можно излечить только внутренней работой над собой - мол, медицинские манипуляции, лекарства не требуются. Будьте разумны! Нам ещё очень далеко до того уровня, что бы только внутренняя работа над собой дала результаты.

Не впадайте и в другую крайность: когда человек считает, что вылечиться он сможет только используя внешние методы - медицину, лекарства и т. д. для исцеления нам всё же требуется комплексный подход, поскольку, когда мы в воплощённом состоянии, то существует триединство - дух, душа и тело. И неполадки на одном из этих планов говорит о неполадках на других! Болезнь ведь вначале зарождается на тонком плане - от нашего неправильного мировозрения, мыслей, действий, поступков. И только потом переходит на физический план. Поэтому лечить надо и внутреннее, и внешнее - только тогда будет стойкий результат. Ведь часто бывает так - вроде человека вылечили, а через время он опять заболел. А всё потому что не произошло изменений внутри!

3. ну и просто бытовой пример. Например, у нас украли кошелёк с документами, кредитными карточками, деньгами - мы это внутри принимаем и не расстраиваемся, но внешне предпринимаем действия: идём пишем заявление, делаем всё что бы разыскать свои документы, кошелёк, наказать преступника. Только нами при этом движет не обида, злость и раздражение. Мы не желаем другому, что бы руки у него отсохли и больше не выросли, не шлём ему на голову проклятия и т. д. нет, мы внутри спокойны - мы понимаем, раз бог нам это послал, значит для чего то это надо. Мы просто спокойно делаем то, что от нас требуется, без истерик и проклятий в адрес вора. Опять таки, а может кошелёк у нас не украли - мы может сами его обронили?

Или допустим у нас нет работы - мы внутри это принимаем, никого в этом не обвиняем: мол страна не та попалась и ситуация в ней. Не списываем всё на обстоятельства и не удаляемся пить горькую. Да, на сегодня это так - у нас нет работы, а значит появилось больше времени, что бы разобраться, чем же мы на самом деле хотим заниматься в профессиональном плане. Была ли та работа, которую мы делали раньше, работой нашей мечты? Или мы может работали на неё лишь для того, что бы оплачивать счета? Может бог нас намеренно лишил этой работы, что бы мы наконец пошли начали делать работу своей мечты, начали реализовывать, заложенные в нас таланты!

Или например, если я - женщина, может мне пора больше времени уделять дому и переложить материальное обеспечение семьи на плечи мужа, как это вообщем и должно быть! Может пришло время наконец почувствовать себя женщиной - хранительницей домашнего очага и начать организовывать вокруг себя и в доме пространство любви и красоты! Мы спокойны. И мы спокойно положение вещей анализируем. Во внешнем мире не лежим на диване, а как минимум просматриваем какие то объявления, рассылаем CV. При этом не ругаем свою судьбу, бога - мол не доглядел, правительство и т. д. наоборот - мы благодарны судьбе за то, что всё так, ведь может за поворотом нас ждёт что то лучшее, чем прошлая работа (по крайней мере у нас появилось время для отдыха от вечной гонки) и может кошельком, который у нас украли, мы откупились от больших (ударение над о) проблем, чем просто потеря денег. Кто знает? Это известно только богу. Только у него полная картина мира. Итак во всём - полное доверие богу, знание и понимание, что бог знает, что и для чего он делает в моей жизни! Принятие!

Самое удивительное, что внутреннее принятие и спокойствие решает очень быстро многие проблемы - человек выздоравливает, кошелёк, при чём зачастую со всеми деньгами и документами находится, отношения с любимыми восстанавливаются. Так или иначе, потому или другому сценарию, решаются любые проблемы. Я такое не раз наблюдала. И в своей жизни и в жизни других людей, которые развили в себе и практикуют принятие ситуаций. Потому что принятие открывает огромный поток энергии - мы оказываемся прямо в этом потоке и притягиваем к себе, как магнитом наилучшие решения. Всё очень просто - мы просто правильно проходим ситуации и нам воздаётся сторицей. Принятие это любовь. А то, что мы любим всегда становится нашим союзником! Принимать ситуации - это значит реагировать на ситуации любовью. А любовь - это самая мощная энергия в мире. Собственно ради этого и приходим - накопить в сердце любовь и на все ситуации реагировать любовью!

Из чего рождается смирение? Из того, что мы знаем, что есть законы, которые управляют судьбой и мы готовы изучать и следовать этим законам. В нас есть чёткое понимание, что я не есть это тело, что я есть душа. Мы все - души. Когда воплощаемся здесь на земле, к сожалению большинство из нас это забывает и начинает считать себя бренным телом и жить по принципу - живём один раз и поэтому всё надо успеть! Но на самом деле за каждым из нас сотни и тысячи воплощений.

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

“Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение – это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. “Плачу и сокрушаюсь, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: “Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: “Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: “С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на “смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение – это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: “Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить “Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения – иными словами, смирение, – настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: “Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: “Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. “Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, – говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить

То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.
Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация. Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.
Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.
Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.
Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.

Смирение в психологии. Что такое терпение и смирение.

Наша жизнь состоит не только из радостных переживаний, но и из проблем, которые нам нужно научиться преодолевать. Чтобы сделать это, нам требуется терпение. Это означает спокойно принимать превратности судьбы и даже в самых сложных ситуациях сохранять ясность ума. Для этого человеку необходимо смирение. Это - одна из основных добродетелей в христианстве.

Смирение – полная противоположность гордыне. Смиренный человек полагается на милость Господа, он с радостью и благодарностью принимает то, чем Господь его одарил, и никогда не ставит себя выше других. Смиряться – это жить в мире с собой.

Терпение тесно связано со смирением. Если человек пребывает в мире с собой и одновременно сохраняет спокойствие в трудных ситуациях, ему легко их преодолевать. Пример истинного терпения и смирения – Иисус Христос. Ради высшей цели он претерпел невыносимые муки и при этом не гневался, никому не желал зла, не роптал на судьбу.

Что такое принятие ситуации

Принятие – это новый уровень понимания.

Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.

Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.

Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ.

Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.

Принять – это:

  • Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
  • Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
  • Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.

О смирении

  • Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
  • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
  • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

В чем ценность смирения

Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то оказывается, что бояться его наступления не нужно.

В момент смирения приходит облегчение, освобождение.

Оно позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы обретаете поддержку высших сил.

Смирение - не слабость, не состояние жертвы.

Смирение это освобождение от борьбы.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

С мирение – это евангельская добродетель, которая по действию Божественной благодати поселяется в сердце трудолюбивого христианина. Истинное смирение достигается добродетельной жизнью по Заповедям Господним.

Чтобы проверить себя, смиренный ли я человек, нужно посмотреть на свою реакцию тогда, когда меня неожиданно оскорбили, пренебрежительно отнеслись ко мне, стали ругать и проч.

Сердце смиренного человека сразу отзывается радостным чувством. Он думает:

«О, благодетель мой. Господь дает мне шанс очистить мои страшные тяжкие грехи».

Но такая радость – высшее состояние смирения. Святые отцы говорили, что смирением является уже и то состояние, когда в сердце возникло неприятное чувство на эту обиду, но в ближайшие секунды человек погасил в себе это чувство, не дал ему вылезти наружу ни словами, ни видом своим, ни каким-либо иным действием или дурной мыслью.

Если упражнять свое сердце в подобных непредвиденных ситуациях, то рано или поздно человек примирится с Богом и начнет отвечать благодарностью своим обидчикам, раздавать им премии, как это делал один человек.

Этот человек хотел научиться смирению и не знал, как это сделать. Понимал, что он несмиренный, и понимал, что без смирения спастись нельзя. И вот он пошел работать в бригаду, где работали отъявленные грубияны, которые не могли двух слов связать без ругательств. Оскорбляли друг друга, вели себя, как хотели. И вот он пришел в эту бригаду и говорит:

Мужики, я буду вам платить за каждое ругательство, которое вы против меня скажете.

Они подивились:

Вот заработок нам какой привалил!.

И стали его упражнять, тренировать. И строго считали, чтоб за каждый такой случай он давал им монету. И так прошло несколько лет. За это время он пришел в смирение от этих своих добровольных подвигов и почти всю зарплату им отдавал, – они хорошо его тренировали.

Однажды оказавшись в городе, он был на базаре. Там или что-то несли, или что-то везли, и он оказался на дороге у возницы, которому было очень тяжело, и этот человек ему помешал. Возница его очень крепко отругал. А человек рассмеялся и стоял с довольным видом.

У возницы и злоба сразу прошла, и он говорит:

Что ты смеешься? Я так тебя отругал. Обычно по-другому бывает реакция.

Человек отвечает:

А я своим собратьям по труду плачу за это деньги. А ты меня бесплатно отругал. Так хорошо получить бесплатно такое удовольствие.

В се мы люди. И по своей падшей человеческой природе не можем вести безгрешную жизнь. Те или иные грехи мы совершаем на нашем жизненном пути. И как замечательно, что у нас есть прекрасная духовная «баня смирения», омываясь в которой, мы лучше начинаем видеть истинный смысл земного бытия, который есть спасение в жизнь Вечную.

Обсуждение: 3 комментария

    Не могу смириться с мыслью,что мой любимый человек женат.К сожалению об этом я узнала,через несколько месяцев после нашего знакомства.Себя корю страшно.Не могу жить с этой мыслью.Но и бросить его тоже не могу.Каждый день прошу Бога управить эту ситуацию.Прошу,братья и сестры,помолитесь за мою душу грешную.Не судите строго,умоляю!Мне очень плохо.С уважением,Екатерина.

    Ответить

    Очень странная притча, неожиданное понимание «смирения».

    Герой сам намеренно провоцировал окружающих на сквернословие, взращивал в них корыстный интерес, да еще и баловал их деньгами. То есть вводил в грех других, чтобы ЯКОБЫ спасти себя самого. Больше похоже на азартную игру.

    Если бы он подкладывал эти же деньги людям тайно, или просто расставался с собственным капиталом добровольно, а услышав дурное слово от одного человека, помогал бы ему или кому-то другому без объяснения причин, тогда это, возможно, была бы работа над собой и своим смирением. Потому что договориться с собой и не обмануть себя в своих тайных обетах сложнее, чем выполнить обещание, данное публично.

    Хотя не мне судить, конечно же, ведь все мы очень разные люди. В любом случае, интересный повод для размышления, спасибо за статью.

    Ответить

    1. Марина, в житиях святых можно встретиться с подобным поведением праведников.
      Если же прочесть описание мученических подвигов святых, мы можем увидеть схожие моменты. Например, многие мученики говорили своим палачам, что они их мучают слабо, мало пытают, жгут и т.д. То есть, получается, что они разжигали злобу в палачах, вводя их еще в большее исступление.

      Думаем, что эти поступки были необходимы для спасения душ этих людей, в том числе и героя истории. Опять же, можно справедливо предположить, что некоторые ругатели, видя необычное поведение смиренного соратника, задумались над своим поведением и своей жизнью.

      Ответить

Смирение в православной вере – это добродетель. Она противоположна гордыне. Сила смирения заключается в том, чтобы побороть гордыню, если верующий человек хочет прийти к совершенству.

Что же такое смирение на самом деле? Как научиться смирению? Разберем более подробно.

Слово смирение состоит из двух слов

Слово «смирение» древнегреческое, означающее смиренномудрие и состоящее из 2 слов. Первое переводится — «смиренный». А второе означает «мудрость».

Определить смирение можно, как сказал Апостол:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

В этом и заключается христианская добродетель.

Чтобы стать смиренным, каждому человеку необходимо признавать себя грешным, не имеющим ничего делать без Бога. Доброе, что есть в каждом человек, даровал нам Бог, а злое мы сами в себе накопили. Что есть доброго в нас, и злого каждый должен определить сам.

Поэтому когда человек совершает добрые дела, помогает кому-то, нужно не себя восхвалять, а за всё благодарить Бога. Он дал мысли о совершении благого дела другому человеку. Именно Бог дает такую возможность, дает нам сил делать хорошие поступки. Постепенно у человека появится возможность развить в себе то, что многим не под силу.

Что такое смирение указано и в Библии

Можно заглянуть на страницы Библии, где тоже можно найти несколько интересных фраз.

(Матф. 18:3-4)

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(Прит. 22:4)

За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

(1 Пет. 5:6-7)

Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.

Здесь мы можем увидеть, что если каждый человек научиться смиряться, то Бог возвысит и позволит войти в Царство Небесное.

Святые и преподобные описывают для нас отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение

Понять, что такое смирение и как его достичь очень тяжело. Именно святые и преподобные в своих писаниях нам об этом подробно рассказывают.

Первая цитата.


Преподобный Иоанн Лествичник о смирении писал так:

«… Тогда один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений. Другой сказал: «Смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех». Иной говорил, что смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия. Иной говорил, что признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду…

Все сие выслушав и с великою точностию и вниманием рассмотрев и сообразив, не мог я слухом познать блаженное чувство смирения… говорю так: смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом, оно есть несказанное богатство, Божие именование, ибо Господь говорит: Научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, то есть от Моего в вас вселения, и осияния, и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней и облегчение от искусительных помыслов»

В данном изречении мы можем увидеть, что никто не мог понять, что такое на самом деле смирение. Для каждого оно было чем — то своим. Один говорил, что это человек, который считает себя самым грешным на всей земле. Другой говорил, что смирение это осознание своего бессилия и беспомощности перед лицем Бога.

А сам преподобный Иоанн сказал им, что смирение это несказанное богатство Божие.

Чем больше человек себя будет смирять, тогда и получит благодать Бога. Великое дело видеть в себе грехи и недостатки.

Почему писали святые о смирении? Именно они смогли достигнуть самой главной добродетели, а затем показать всем людям какую нужно вести жизнь и как поступать.

Вторая цитата


Святой Игнатий (Брянчанинов) говорил, в чем же заключается смирение по его мнению:

« Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божии, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, при чем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся, превосходнее его по всем отношениям.

Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского.

Отвержение премудрости земной, как непотребной для неба. Презрение всего, что в человеке высоко и мерзость пред Богом. Оставление словооправдания. Молчание пред обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие, или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви ».

Человек смиренный сможет и приобрести и другие главные добродетели. А те, кто пытается приобрести духовный опыт без смирения, лжив и обманчив. Можно на словах смиряться, а в душе не иметь ничего. Господь он видит наши дела и помыслы.

Если человек всерьез займется собой, захочет стать совершенным, то Господь ему в этом поможет.

Один старец и духовник схиигумен Савва, который совершал свой подвиг смирения в советское время, говорил:

Схиигумен

«Сущность гордости - замкнуться для Бога, а сущность смирения - дать Богу жить в себе. Это значит - прислушиваться к голосу Божию и исполнять Его святую волю. Что соль для пищи, то смирение для добродетели. Смирение и одно может ввести нас в Царство Небесное, хотя и медленно, а добрые дела без смирения не спасают душу, а дарования без смирения могут даже погубить ее!».

Чтобы приобрести смирение, нужно искоренить в себе всю злобу. Духовная жизнь строится на смирении себя перед Богом и перед другими людьми. Смирение все ближе и ближе приближает к нам Бога, облегчает нам труды земные, убивает ярость и гнев, а приходит только спокойствие и благодать.

Третья цитата


Святой Тихон Задонский говорил:

«Кто больше познает Бога, тот более смиряется. В истинном смирении замечается непрестанная алчба и жажда Божией благодати, ибо смирение не смотрит на то, что имеет, но думает о том и ищет того, чего не имеет. Как учащиеся, чем более познают и обретают навык, тем больше видят свое невежество, потому что гораздо большего не знают, чем узнали, так и учащиеся в школе премудрости Божией, тем более нищими духовно сознают себя, чем больше причащаются дарований. Божиих, ибо видят, что многого не имеют, чего и ищут со смирением и воздыханием».

Смирение — матерь всех добродетелей

Но также святые отцы считали, что без смирения невозможно спастись не одному человеку на земле. Так как смирение лежит в основе всей добродетели.

Четвертая цитата

Св. Феофан Затворник в писании говорил так:

«Терпение и смирение правители жизни духовной…»

«…Несокрушимое оружие против врагов есть смирение».

Хранится ли прежнее ваше теплое состояние? Хранить надо. Ему основа — смирение. Как только умалится смирение, так и холодность пойдет. Ибо когда душа начинает считать себя чем-либо, тотчас Господь отступает, и она оставшись одна — сама с собою, хладеет.

Не языком говорить: я ничто, а в сердце чувствовать свое ничтожество надо. И тут всегда будет Господь, из ничего все сотворивший и творящий. Теплоту Господь подаст; но и самим надо труд приложить.

Это говорит о том, что как только человек начнет себя считать лучше других, станет себя возносить, то Господь вновь оставит такого человека. Господь будет помогать тому, кто пытается приложить к этому усилия.

Смирение – Божий дар. Смирение невозможно достичь самому, только с помощью силы Божией.

Бог подает смирение тому, что нудит себя смирением, укоряет себя, с терпением переносит все укоры со стороны людей.

Святые отцы учат, чтобы получить то самое смирение, необходимо исполнять заповеди, почитать ближних лучше себя самого, постоянно помнить и видеть свои грехи, терпеливо и смиренно переносить все скорби и тяготы жизни. А также молиться, исполнять посты, исповедоваться в своих грехах перед Богом.

Об этом также говорили святые отцы и преподобные.

Преподобный Симеон Новый Богослов писал:

«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

Пятая цитата


Преподобный авва Дорофей:

«Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы считать брата своего разумнее себя и во всем превосходнее, одним словом, считать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, это совершенное смирение святых. Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей».

«…каждый из святых приобрел сие смирение, как мы сказали, чрез исполнение заповедей.


«Умаляй себя во всем перед всеми людьми, и будешь возвышен над князьями века сего».

  1. Молитесь чаще, чем обычно. Если раньше вы уделяли молитве по 5 минут в день. То необходимо начать именно с этого. Уделяйте молитве больше времени. Хотя бы полчаса в день.
  2. Считай других людей лучше, чем самого себя. Это также своеобразный путь к смирению. Хоть и для многих покажется странным для восприятия. Старайтесь не получить от кого-то какую-то пользу, а самим ее принести другому человеку.
  3. Спрашивайте совета у умнейших из вас. Не стоит гордиться своим умом и из-за этого пренебрегать советами и опытом тех, кто мудрее и старше вас.
  4. Никогда никого не осуждай. Как только захочется про кого-то сказать что-то плохое, подумай прежде про себя, кто я вообще такой, чтобы это делать.
  5. Все делай со страхом Божиим. Когда вы молитесь, исполняете какое-либо дело, помогаете ближнему своему, делайте это как для Бога, зная, что Он каждый момент жизни взвешивает ваше сердце.

Исполняя все это, только так вы сможете приблизиться к тому заветному сокровищу, как смирение.

Порой мы сами себе кажемся смиренными, но на поверку это оказывается не так. Как обрести настоящее смирение и по каким признакам его определить? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

(Перевод старшего преподавателя кафедры теории и истории языка филологического факультета ПСТГУ, кандидата филологических наук )


Когда в человеке нет смирения, то даже его добрые дела никому не нужны. И это страшно! С тобой могут здороваться на приходе, потому что ты пожертвовал крупную сумму денег; люди говорят тебе: «Молодец!», – потому что ты удачно провел какое-нибудь мероприятие; тебя хвалят за то, что у тебя все хорошо – прекрасная семья, много детей и т.д. Но Бога интересуют мотивы наших добрых дел.

Здесь важна и обратная сторона. Если у человека есть смирение, то в таком случае, даже при всех своих грехах и слабостях, он симпатичен Богу. Бог любит его и дает ему прощение. Таким образом, имея смирение, мы привлекаем к себе милосердие Божие.

По этой причине один святой, на вопрос, кого бы ему хотелось увидеть больше – добродетельного эгоиста или смиренного грешника, – ответил: «Смиренного грешника».

Некоторые люди курят, или имеют какие-то другие слабости – душевные или телесные; у них не получается бороться со своими страстями, но при этом они обладают смирением и оплакивают свои грехи, не гордясь собой.

И я верю (да и Церковь говорит то же самое), что Господь любит таких людей. Он человеколюбив по отношению к ним. И не потому, что одобряет их грехи, а потому, что Его трогают их смирение и покаяние. Вспомним: фарисеи внешне были совершенны, но у них не было смирения, и они потеряли все.

В этом весь секрет. Ни пост сам по себе не может помочь нам, ни деревянный одр, ни ночные бдения. Только смирение: «Я смирился, и Господь спас меня» (Пс. 114:5).

Не хочется говорить об этом, но надо принять такой неоспоримый факт. Иногда и мы, церковные люди – строгие к самим себе, духовные, постящиеся – не смиряемся. То есть наше сердце не становится мягче. Думали ли вы когда-нибудь о том, что иногда мы совершаем все эти духовные подвиги из обычного эгоизма? И поэтому не становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.

Доказательство тому очень простое. Люди, которые находятся рядом с нами – дети, соседи, друзья, – не видят нашего смирения, не чувствуют его. Почему? Все очень просто. Наш дух не в состоянии смириться.

Человек идет в храм, долго молится, затем исповедует свои грехи, а вернувшись из церкви, начинает осуждать, обсуждать и комментировать. И ведь как приятно искать и находить чужие ошибки! Но как же служба, как же храм, откуда мы вернулись? Значит, посещение церкви не прибавило нам смирения?

А вместо этого мы смотрим на ошибки других. Например, я пощусь без растительного масла. И люди, которые в состоянии делать то же самое, должны так поступать, потому что этому учит Церковь.

Но этого недостаточно. Нужно, чтобы и наша душа изливала елей милосердия на тех, кто не постится. А мы судим и осуждаем. Нам нравится узнавать о ссорах, скандалах, мы любим говорить об этом и сплетничать. Это что, смирение? Это эгоизм.

Однажды я слушал интервью с Константиносом Ганотисом (греческий футболист – прим. перевод.), и в конце беседы кто-то спросил его:

– Можете прокомментировать скандальную историю с таким-то человеком?

А Ганотис задал этому слушателю встречный вопрос, который целиком изменил ход разговора:

– Сколько времени вы молились об этом человеке?

Слушатель не понял, и сказал:

– Но я спрашиваю вас о скандале!

Я понял ваш вопрос. Так вот, сколько слез вы смиренно пролили о том, кого хотите сейчас обсудить? Сколько поклонов положили? Сколько раз прочитали за него канон ко Пресвятой Богородице?

И этот слушатель не знал, что ответить. А ведь именно так Церковь учит нас относиться к проступкам других людей – со смирением. Не быть эгоистами по отношению к ближним – какими бы они ни были. Ведь мы несем ответственность только за свои поступки. А если эгоистично судить других, то придет час, когда Бог отвернется от нас и мы впадем в точно такие же грехи.

Если женщина с осуждением сплетничает о замужестве соседской девушки (и выбор неудачный, и свадьба не такая, и т.д., и т.п.), то наступит время, и в ее семье произойдет то же самое. Может быть, это случится через пять лет, может, – через десять, но она на собственном печальном опыте вспомнит о том, как осуждала других. Поэтому будем смиренно относиться к своим ближним, никого не осуждая.

Бесы не могут подражать этой добродетели. Они не могут даже слышать этого слова – смирение. И мы, когда упорствуем в своей гордости, не желая смириться, черпаем «вдохновение» у злых духов.

Может быть, вы обращали внимание на то, как изображаются ангелы рядом с Распятием? Они закрывают свои лики в благоговейном страхе. Святые отцы говорят, что до того момента, как Христос был распят, ангелы могли свободно выбирать между добром и злом.

Конечно, они при этом не грешили, не делали никакого зла, но теоретически – могли согрешить. А когда они увидели Распятого Христа – в момент Его наивысшего смирения, – то, содрогаясь от ужаса, поражались, как может Тот, Кто есть Господь Славы, так унизиться, чтобы потерять все. Разве Бог может потерять все? А Он потерял – Свое учение, Своих учеников, Свою жизнь. Все рухнуло. Господь умер, и теперь само Имя Его будет предано забвению.

Но когда ангелы увидели последовавшее за Распятием Воскресение, то они окончательно уверовали, что путь к настоящей славе лежит через смирение. А слова лукавого змея, сказанные когда-то людям в Раю, – о том, что обожение и слава человека подразумевают бунт и восстание против Бога, – откровенная ложь.

Поэтому святые отцы и говорят, что с момента Распятия и Воскресения ангелы уже непреклонны, постоянны в своей святости. Ведь теперь они твердо знают, что только рядом со Христом можно обрести настоящее счастье и блаженство. И, оставаясь по-прежнему свободными в своем выборе, они никогда не сделают его в пользу зла – потому что всегда помнят о том, что открылось им в момент Распятия и Воскресения.

Смирению хорошо учит то, что мы c вами делаем в настоящий момент: сидим все вместе и слушаем друг друга. Святой Иоанн Лествичник говорит, что когда конь скачет один, с громким ржанием, развевающейся гривой, то ему кажется, что он – самый лучший и быстрый скакун на свете. Но когда его запускают в табун и он оказывается среди других лошадей, то, сравнявшись с ними, он начинает понимать, что остальные кони ничуть не хуже его – они так же быстро скачут и так же красивы.

Так и мы. Когда человек один, ему кажется, что он очень хороший. Сидя дома, мы считаем себя настоящими христианами. Но придя в церковь и молясь все вместе, мы смотрим друг на друга и видим, как кто-то смиренно погружается в молитву, кто-то стремится поговорить со священником, кто-то с благоговением и смирением приступает к Святой Чаше. И тогда мы понимаем, что есть христиане и получше нас.

«Не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25). Апостол Павел сказал так потому, что совместная молитва учит смирению. Мы смотрим на то, как молятся другие, и, смиряясь, исправляемся. А святой Исаак Сирин даже так говорил монахам-затворникам, подвизавшимся в пустыне: «Время от времени нужно выходить из своей кельи и общаться с другими подвижниками, потому что так можно увидеть, чего ты достиг».

В одиночестве мы кажемся себе очень хорошими, духовными людьми. Но, сравнив себя с другими, мы видим, удалось ли нам достичь чего-то на самом деле. И после этого можно вновь двигаться вперед.

Многие женщины (а иногда и мужчины) часто говорят на исповеди: «Когда я дома одна, то все прекрасно: я не сержусь, не раздражаюсь, мне хочется молиться. Но когда приходят дети, или муж возвращается с работы, cо мной начинает твориться что-то непонятное. Я становлюсь как одержимая». Нет, ты не в этот момент становишься одержимой. Ты была ею и раньше, просто в такие минуты все выходит наружу. И это должно помочь тебе понять свои немощи и страсти.

Одно дело – молиться у себя дома, а другое – придти в храм и, увидев соседа, которого терпеть не можешь, не притворяться, будто не замечаешь его, а поздороваться с ним, сказать ему «Здравствуй!», сделать первый шаг. Так, через дружеское приветствие, мы начинаем смиряться и исправляться.

Мне приходилось видеть, как ученые, образованные люди, которые сами могли поучать других гораздо лучше какого-то там проповедника, приходили на духовные беседы – потому что хотели смирить свой дух. Они были готовы превратиться в учеников и узнавать что-то новое от человека, который знал гораздо меньше их, потому что их целью был не диплом, а смирение.

И мы все собрались здесь не для того, чтобы услышать что-то новое. Мы знаем практически все. Но сегодня утром Бог видел, как мы встали и сказали себе: «Господи, я пойду на эту беседу и постараюсь вынести оттуда что-нибудь для себя. Может быть, из пятидесяти мыслей я возьму только одну, но эта мысль укрепит меня». И такое намерение помогает гораздо больше, чем то, что мы слышим на этих беседах.

Первый признак того, что человек становится смиренным, – это когда он перестает гордиться своими врожденными талантами и способностями. Следующий этап – когда он не гордится своими достижениями в духовной жизни. И наконец, последний – когда он не гордится вообще ничем, а только любит Бога. Любя Господа, мы прославляем Его, и тогда в сердце не остается места для похвалы самому себе, своим собственным талантам.

Например, когда красивый человек не говорит и не думает о своей красоте, это признак смиренного отношения к собственной внешности. То же самое, когда человек обладает прекрасным голосом, или владеет ораторским искусством, или является хорошим писателем – т.е. имеет талант от Бога, и при этом говорит: «Раз эта моя способность – врожденная, значит, она не принадлежит мне, а является даром Божиим. Это Бог подарил мне такой талант, он – не мой. А раз этот дар - от Бога, то им нельзя гордиться».

Ну, а когда человек гордится своей красотой, то хочется спросить его: «А в чем здесь твоя заслуга? Разве ты сам сделал свои глаза, свое лицо и тело красивыми? Нет, ты здесь ничего не делал. Тебя создал таким Бог».

Итак, первый шаг на пути к смирению, – это перестать гордиться тем, что дал нам Господь.

Смиренный человек не порицает, не осуждает других и не стремится занять первое место. Наоборот, он хочет быть в последнем ряду, старается встать позади всех в очереди к Чаше, и в храме стоит в самом конце, чтобы на него не смотрели. Ему не нравится быть на виду у всех.

А есть матери, которые никогда не позволяют себе съесть самый вкусный кусочек. Они всегда оставляют его детям. И это тоже смирение. Человек смиряется таким образом. Если любишь, то смиряешься и радуешься, что ешь не ты, а твой ребенок. Вот что такое смирение материнства. И такому смирению нам следует научиться во всех сферах жизни