Как огонь спускается с небес. Благодатный огонь - разоблачение

Благодатный огонь - один из сильнейших символов веры и подтверждение её истинности у православных христиан. В очередной раз он сошёл с небес в минувшую субботу 15 апреля в Иерусалиме в храме Гроба Господня (возведён в IV веке по указу римского императора Константина и его матери царицы Елены на том месте, где земной путь Христа был завершён) в преддверии Великого праздника Православной Пасхи Христовой. В этом году совпали Пасхалии Православной и Католической веры.

Благодатный огонь: чудо или рукотворная реальность?

Объяснить силу и природу Благодатного Огня учёные и атеисты пытаются давно, но пока попытки не увенчались успехом. Верующие люди принимают огонь, как высшую божью благодать, не ставя и под малейшее сомнение его божественную природу. Скептики и атеисты тщательно пытаются объяснить данный феномен с научной точки зрения, и думаю, это тоже нормально.

Я не стала публиковать эту статью в канун праздника Пасхи, как было задумано первоначально, уважая чувства истинно верующих людей, дабы не выглядели мои рассуждения покушением на святыню святых.

И всё-таки, попробуем разобраться в тайне и природе схождения Благодатного огня.

Как совершается подготовка к приёму Благодатного Огня

Не первое тысячелетие Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня в Иерусалиме и только в преддверии православной Пасхи при соблюдении ещё нескольких условий.

Первые упоминания этого явления датируются IV веком, их находят у церковных историков.

Яркое описание, полное глубины пережитых чувств, даёт в своей книге «Я видел Благодатный Огонь» архимандрит Савва Ахиллеоса, который более 50 лет был главным послушником при Гробе Господнем. Вот фрагмент книги о том, как снисходит Благодатный огонь:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.

О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…

… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы....»

Информация взята с сайта https://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

Благодатный Огонь в храме Гроба Господня, подготовка к схождению

Церемония подготовки к схождению Огня начинается почти за сутки до начала Православной Пасхи. Храм Гроба Господня, вмещающий 10 тысяч человек, спешат посетить в эти дни не только православные верующие, но и другие христиане, мусульмане, туристы-атеисты. Здесь же присутствуют представители еврейской полиции, зорко следящие не только за порядком, но и за тем, чтобы никто не внёс в храм огня или приспособлений, вызывающих его.

Затем на центр ложа Гроба Господнего устанавливается незажённая лампада с маслом, здесь же располагают пучок свечей в количестве 33-х штук - число годов жизни Иисуса Христа. По периметру ложа укладывают кусочки ваты, по краям крепится лента. Всё проделывается при строгом наблюдении еврейской полиции и представителей мусульманства.

Важно, что явление схождения Огня обеспечивается обязательным присутствием в храме трех групп участников:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению один из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью, заявляющих о себе шумным нетрадиционным исполнением молитв на арабском языке.

Замыкает праздничную процессию Православный Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей, которые обходят самые святые места храма, трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, демонстрируя отсутствия спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

После чего часовню закрывают, вход опечатывает местный ключник-мусульманин.

Присутствующие с этого момента ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Интересно, что продолжительность ожидания схождения каждый год разная: от нескольких минут до несколько часов.

Момент ожидания является одним из самых сильных в вере: верующие знают, если Огонь не будет спослан свыше - храм будет разрушен. Потому прихожане причащаются и усердно молятся, прося даровать им Святой Огонь. Молитвы и обряды продолжаются до появления благодатного Огня.

Как сходит Благодатный Огонь

Примерно так описывают атмосферу ожидания Святого Огня люди, присутствующие в храме в разное время. Явление схождения сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там...

При съёмке замедленной камерой огни особенно хорошо видны у иконы, расположенной над Кувуклией, в районе купола Храма, у окон.

Мгновение спустя, уже весь храм озаряется бликами, молниями и тут же.. двери часовни распахиваются, появляется Патриарх в руках с тем самым Огнём, ниспосланным с Небес. В эти моменты свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Невероятная атмосфера радости, восторга и счастья заполняет всё пространство, оно воистину становится энергетически уникальным местом!

Первое время Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, люди буквально умываются им, зачерпывают ладошками, поливая на себя. Не бывает случаев возгорания одежды, волос иных предметов. Температура огня составляет всего 40ºС. Имеются случаи и свидетели исцеления недугов и болезней.

Говорят, что капельки воска, падающие со свечей, называемые Благодатной росой, останутся на одежде людской навсегда, даже после стирки.

А в дальнейшем от благодатного Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму, хотя есть случаи в районах близ храма их самовозгорания. Авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, и так по всему миру в том числе и в Россию. В близлежащих к храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.

Были опасения, что в это году Огонь не сойдёт по причине того, что учёные-археологи осенью 2016 года в научных целях вскрыли гробницу с Гробом Господнем, в котором по приданию покоилось тело Иисуса Христа после распятия. Опасения были напрасны.

Видео о схождении Огня в Иерусалиме.

Научное объяснение Благодатного Огня

Как наука объясняет природу Святого огня? Никак! Нет научно-подтверждённых доказательств сего явления. Как и нет научных трактований всех вещей, происходящих по воле Божьей. Надо принять факт Огня, как божественную суть.

Попытки как-то объяснить природу этого явления, скорее носят разоблачительный характер, как это обычно бывает, стремление уличить Церковь в неискренности, обмане, сокрытии правды.

А в самом деле, почему Огонь сходит только у Православных христиан? Ну, бог то един, веры лишь разные? И почему день празднования православной Пасхи каждый год выпадает на разные даты календаря, а огонь сходит в нужное время? Кстати, в прошлом, схождение его наблюдалось ночью с наступлением Великой субботы перед Пасхой, сейчас это происходит днём, ближе к полудню.

Благодатный огонь - это миф

Какие доводы приводят скептики, разоблачающие чудо схождения Святого Огня, тем самым, пытаясь развеять мифы о божественной природе огня в храме Гроба Господня:

  • Огонь в нужный момент получается от эфирных масел, заранее распылённых в атмосферу храма и способных к самовоспламенению.
  • Свечи, которые выдают в лавке храма пропитаны особым составом, который насыщает атмосферу храма, вызывая те самые всполохи и самопроизвольное возгорание свечей.

Но ведь возгорались и другие свечи, которые страстные скептики приносили с собой в храм.

  • Самопроизвольным возгоранием обладают некоторые вещества, например, белый фосфор. Концентрированная серная кислота при соединении с марганцем воспламеняется самопроизвольно при этом пламя не обжигает. Не обжигает некоторое время огонь, при горении эфиров. Но лишь первые мгновения.

Божественный огонь не жжёт спустя время.

  • Вот ещё один рецепт получения самовоспламенения:

«…вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Огонь обладает ярким светом и блестящим сиянием».

  • Феномен огня можно объяснить, как результат взаимодействия потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Но почему именно здесь и в данное время? Неубедительно!

  • Быть может, разгадка кроется в геофизике? Земля Иерусалима очень старая, кроме того храм расположен в уникальном месте, на древних тектонических плитах.

Возможно данный факт способствует явлению.

  • А может и сами верующие, собравшиеся у Храма Господня, своей энергетикой возбуждения, особым состоянием нервной системы в предвосхищении чуда способны генерировать энергетические потоки, которыми и так не бедны места паломничества.
  • Не признаёт чудесную природу огня и Католическая церковь.
  • Много шума в 2008 году наделало интервью патриарха Иерусалимского ФеофилаIII российским журналистам, в котором он приблизил явление схождения Благодатного Огня к обычной церковной церемонии, совершенно не сделав упора на чуде схождения.

Научный эксперимент, подтверждающий божественную суть Огня

Профессор Павел Флоренский в 2008 году выполнил замеры и зафиксировал три вспышки-разряда, сродни тем, что случаются во время грозы и тем самым подтвердил особую атмосферу во время появления Огня, то есть попросту его Божественное происхождение.

Буквально год назад, в 2016 году российскому физику, сотруднику РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось пронести с собой в храм на церемонию схождения Благодатного огня аппаратуру и сделать замеры электромагнитного поля внутри помещения. Вот что говорит сам физик:

– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза.

– Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить.

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм . С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь .

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь - правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь - научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь - интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Благодатный огонь является неразрешимой и таинственной загадкой для ученых всего мира. Но только не для христиан! Мы знаем, что благодатный огонь - это пасхальный символ, который подает нам сам господь с неба! И схождение этого великого и прекрасного подарка от бога происходит с древних времен.

Благодатный огонь является в храме воскресения христова в Иерусалиме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении благодатного огня в канун воскресения христова встречаются у Григория нисского, Евсевия и Сильвии аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.


Накануне в храме все свечи, лампады, паникадила гасят. Еще в начале XX в. тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника патриарха … из-за подозрительности патриарх вынужден разоблачаться до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "Контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в кувуклию, в настоящее же время патриарха осматривают еврейские полицейские.


Hезадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме свет выключается.


После опечатывания кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники на плечах друг у друга сидят. Они просят божью матерь и господа, чтобы он даровал православным благодатный огонь. "Нет Веры, Кроме Веры Православной, Христос - Истинный Бог" - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако господь нам напоминал, что он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное к нему обращение. Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "Дикарские" пляски. Патриарх молился в кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда патриарх своей волей приказал впустить арабов …. И огонь снизошел". Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры господь подтверждает низведением благодатного огня накануне православной пасхи. Во что же веруете вы?

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием иерусалимской церкви считается, что тот день, когда благодатный огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками благодатного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь в алтаре кафоликона пылает! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе храма на гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время воскресения христова. В это же время двери гроба открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает благодатный огонь.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки небесного света. Теперь благодатный огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад, ворвался в храмовые часовни, на голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над камнем миропомазания (здесь также зажглась лампадка. У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Первое время - 3-10 минут, загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

Действительно, это одно из самых великих чудес как прошлых веков, так и современного 21 века! Господь показывает всем своим последователям, всем христианам, что он с нами!

В Россию благодатный огонь доставляется во многие и многие города к пасхальной службе, и радостный праздник пасхи христовой усугубляется и восходит к небесам, к месту рождения благодатного огня!

«Не прельщайтеся, иудее, навыкните речением пророческим,
и уразумейте, яко Той есть воистину Избавитель мира, и всесиль-ный»

(Стихира 6-я на «Господи воззвах»воскресной службы 5-го гласа)

Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа - место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима с внешней стороны. Святая Гробница - пещера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем - аркосалием - и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапос-тольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм - Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня - Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте - в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню, размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница в настоящее время состоит из двух ком-нат: небольшая «погребальная камера» 2,07х1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем - аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4х3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Современный Храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, Храм святой равноапостольной Елены, несколько приделов - маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п. Причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям. Например, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей - католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены, придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. С того времени как Иерусалим стал принадлежать православным христианам, Храм Гроба Господня находится в черте города, обнесенного при султане Сулеймане высокой квадратной стеной; длина ровно каждой из четырех сторон ровно один километр.

Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представите-лями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также и представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад. Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумен Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Вот как он описывает это событие:

«И когда наступи-ло семь часов дня субботнего (около 12-13 часов современного времени. - Авт .), пошел король Балдуин (Храм в то время принадлежал крестоносцам. - Авт .) со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пой-ти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войску своему повелел сзади пойти. И пришли к западным дверям Храма Воскресения (Храм в те времена выглядел отлично от современного. - Авт .). И множество людей обступили двери церковные и не могли тогда в Храм вой-ти. Тогда король Балдуин приказал своим воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого Гроба. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господня, король впереди пошел и встал на свое место, на правой стороне у ограды великого алтаря, про-тив восточных дверей и дверей Гроба. Тут находилось место короля, соз-данное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православными священниками встать над Гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями Гробницы, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные все три (в современной Кувуклии одна. - Авт .) запечатаны были царской печатию.

Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были тут и все духовные мужи и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: "Кирие, елейсон!" - что значит "Господи, помилуй!". И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную "Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью.

От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный све-тится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».


П
очти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменила израильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют. Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.

Прежде всего - Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999-м и 2000 году, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства Благодатного Огня совершается чудо его схождения. Это опыт, проверенный сто-летиями.

В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм (турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

С 1579 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в Храме в Великую Субботу, но получают Огонь из рук Православного Патриарха.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного . Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена монастыря с иноками было обязательно как во времена паломничества игу-мена Даниила, так и при схождении Огня в современное время.

И наконец, третья группа обязательных участников - местные православ-ные арабы . В Великую Субботу - минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии - с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Кото-рую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современной литании Благодатного Огня.



В
наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Где-то к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания входа в Кувуклию большой восковой печатью. Свои личные печати на большой вос-ковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр. Затем ты становишься свиде-телем чудесного явления. Сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Через небольшое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы, как уже было упомянуто, начинают возносить свои молитвы ко Христу, Пресвятой Богородице, святому Георгию о даровании Благодатного Огня. Их эмоциональные молитвы, возгласы и пляски, сопровождаемые ударами в барабаны, происходят непосредственно у Кувуклии в течение 20-30 минут. Через некоторое время, как правило, около тринадцати часов, начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного Огня - крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец, и наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иеруса-лимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают с него праздничные ризы, оставляют в одном белом подризнике. При этом иногда Патриаха обыскивают. Хотя это и не осуществляется каждый раз в обязательном порядке, но представите-ли власти всякий раз могут воспользоваться этим правом, что нередко осуществлялось в прошлом. Это зависит от распоряжения непосредственных властей Иерусалима: если правитель ненавидит христиан - могут обыскать. Только в одном подризнике Патриарх заходит в Кувуклию. Теперь все зависит от него, от его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряжение достигает наивысшей точки, многих из собравшихся охватывает ощущение, что по его грехам Великое Чудо может не произойти. После захода Патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастает. Голубоватые молнии бьют во всем Храме то сверху из-под куполов, вниз, то снизу под купола Храма. Непредсказуемый ливень таких голубоватых всполохов молний пронизывает все пространство Храма, особенно Кувуклию во время коленопреклоненной молитвы Патриарха у трехдневного ложа Спасителя о схождении Благодатного Огня. Его молитва может занять и десять минут, может и больше часа - когда как. Лица ожидающих схождения Огня людей в Храме полны волнения и ожидания. Кто-то поет молитвы ко Христу и Богородице, кто-то встревоженно ожидает чуда и боится, что по грехам нашим оно может не произойти, когда голубоватые всполохи-молнии стихают.

Все ожидающие пронизаны чувством сопричастности великому событию, происходящему не более двух тысяч раз за всю историю человечества. За это время успели развиться, прославится и погибнуть империи Римская, Аббиссинская, Византийская, Оттоманс-кая, в обычном житейском укладе людей произошли огромные изменения, но по коленопреклоненной молитве Патриархов Иерусалимских в Великую Субботу, в ожидании огромного количества людей, на протяжении почти двух тысяч лет неизменно совершается это Великое Чудо схождения Благодатного Огня.

И наконец Огонь сходит. Еще прежде чем появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами в дверях Кувуклии, свещеносцы-скоро-ходы, принявшие Благодатный Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон, звучащий в Великую Субботу только после сошествия Огня, сообщает всем присутствующим в Храме и окрестностях о совершившимся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму - все зажигают свои свечи от свечей вестников-свещеносцев и друг от друга. Огонь не обжигает , причем не только Огонь от Патриаршей свечи, а и от всех обычных све-чей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Отдельно нужно сказать об интенсивности пламени. Пасхальная свеча Храма Гроба Господня - это тридцать три соединенных свечи. В основном у каждого из присутствующих в руках по три пучка свечей и свечи из других мест Святой земли. Когда Огонь дошел до человека - в руках нас-тоящий костер, от которого исходит сильный жар. Надо заметить, что в Храме люди стоят так плотно, что будь Огонь обыкновенным- обязательно кто-нибудь загорелся бы, ведь у каждого в руках не по одному пуч-ку. Однако люди на глазах друг у друга в буквальном смысле слова омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. Огонь буквально касается одежды близстоящих людей, косынок женщин. И за всю историю нисхождения Огня - ни одного несчастного случая, ни одного пожара.


П
осле этого в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны тур-ки-мусульмане. Население Иерусалима - около 800 000 человек; вся христианская и арабская общины Иерусалима (более 300 000 человек) участвуют в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома и на следующий день имеют грустные лица. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня (называя явление схождения Огня греческими «хитростями»), причем в последние почти пятьдесят лет иудеи участвуют и в опечатыва-нии Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Немного нужно сказать и о возможности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром происходит интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным-дав-но арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, например, крестный ход на Пасху вокруг Кувуклии, происходит в сопровождении кавасов - турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иеруса-лимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. В Великую Субботу, как уже было сказано, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают, хотя и не всегда. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященни-ком. Для получения Огня в Кувуклию входят двое - Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме. Даже арабы-мусульмане, которые считают необходимым принести Благодатный Огонь домой, любое рассуждение о подлоге посчитают обманом. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь Благодатный, наступит конец света.

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь на трехдневное ложе Спасителя, давно интересовал любознательных. Существуют прямые свидетельства о картине возжигания Святого Огня. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Константинопольский клирик Никита писал (947 год): «Около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, Архиепископ видит Божественное светоявление: ибо чрез придел Ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в святой церкви Божией, как он это обычно делает, он еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь, исполненную неприразимым и Божественным све-том». Трифон Коробейников писал (1583 год): «И тогда вси люди зрят бла-годать Божию, пришедшую с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами возжгошася, иже над Гробом Господним». Иеромонах Ме-летий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне,- сказывал он, - внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжига-ются».

Все приведенные источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах - молниях, предшествующих сошествию Благодатного Ог-ня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленоп-реклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. Его молитва приводит к возжиганию Благодатного Огня из мелких капель жид-кости при наличии всполохов - молний; при этом самопроизвольно возжи-гаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. Так было и почти две тысячи лет назад, по описаниям очевидцев, так совершается чудо схождения Благодатного Огня по описаниям очевидцев и в настоящее время. Господь наш Иисус Христос повелевает Огню воспламениться из капелек «дождя» на крышке Святой Гробницы, или на фитиле православной лампады у Кувуклии по молитве Иерусалимского Патриарха, как бы напоминая нам, грешным, ежегодно в Великую Субботу о своем Воск-ресении и победе над адом. Но грешные люди по-разному воспринимают факт сошествия Благодатного Огня. Ищущим и сомневающимся Господь свидетельствует об истинности своего Воскресения именно на этом месте в Иерусалиме в евангельские времена и укрепляет в вере. Равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной свидетельствует о Своем Воскресении и предстоящем Страшном Суде. Своим сознательным про-тивникам свидетельствует о Своей победе над адом и вечных муках, ожидающих всех Его противников после Страшного Суда. Соответственно по-разному истолковывают факт схождения Огня и различные религии. Практи-чески все христианские конфессии (в том числе и католики до Великой Схизмы 1054 года - то есть до отделения католицизма от Православия - принимавшие активное участие непосредственно в литании) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня, почитая Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих Пророков. Отрицают факт сошествия Благодатного Огня, как и факт Воскресения Христова, только иудеи да атеисты. Именно они и распространяют, в том числе в печати, слухи о «хитростях» нечестных священников. Официальными лицами, проверяющими Кувуклию, обыскивающими Патриарха и являющимися, таким образом, гарантами того, что никаких подлогов нет, при христианском и мусульманском контроле над Иерусалимом были представители властей, которые за клевету могли казнить, а при существующем израильском контроле власти, согласно израильским законам, за клевету могут по суду под-вергнуть солидному штрафу.


П ри всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления:

1. Наличие всполохов света, предшествующих и сопровождающих возгора-ние Благодатного Огня. После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наб-людается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола) начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы, подобные тем, которые каждый наблюдал в вечернее время суток на небе. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении - и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний. Все это создает у очевидцев впечатление, что источник всполохов находится как бы за предела-ми нашего мира. Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение Огня на свою видеокамеру, М.Шугаев смог увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом покадрового просмотра и применяя стоп-кадры, можно их легко отдифференциировать: вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый цвет. По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно уви-деть в Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи, длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов.

2. Феномен появления капелек жидкости. Для начала необходимо отметить, что непосредственно Святую Гробницу в Великую Субботу увидеть могут только люди, находящиеся по служебным делам: священнослужители, участ-вующие в литании, и официальные представители иерусалимских властей, опечатывающие Кувуклию и обеспечивающие порядок. Информация, которая доступна, может исходить или непосредственно от таких людей, или в пересказах близких. В дополнение к уже приведенным источникам можно вос-пользоваться рассказом паломника XIX века, взявшего интервью у Патриарха: «"Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в Кувуклии?" Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное): "Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною зак-рылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне дос-тупна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессоз-нательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сли-ваться подобно каплям масла, я почуствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фителем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и - свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады"» (Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911). Официальных документов исследования химического состава капель не существует. Неофициальные аналитические исследования, проведенные современными энтузиастами, говорят об эфирно-масляном содержании капель (аналогичные соединения могут быть растительного характера).

3. Феномен того, что Огонь не жжет и не обжигает, при том, что распространяется жар. Обычный огонь свечи имеет температуру многие сот-ни градусов, близко к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение более пяти секунд, ожоги на руках и лице обеспечены. Загорятся или начнут тлеть волосы (борода, брови, ресницы). В Храме Гроба Господня более десяти тысяч человек в течение двух-трех минут воз-жигают около двадцати тысяч пучков свечей (большинство из паломников воз-жигает по два-три пучка свечей). Люди стоят вплотную друг к другу. Объем Храма ограничен. Попробуйте зажечь в течение нескольких минут обыкновенным огнем двадцать тысяч пучков свечей в плотно стоящей толпе людей. Думаем, волосы и части одежды у большинства женщин обязательно вспыхнут. При тысячеградусной температуре огня и двадцати тысячах источниках огня в замкнутом помещении возникнут тепловые удары и обмороки, особенно у пожилых людей. У Святого Огня есть свойство, отличающее его от привычного нам огня. Он не только не жжет, но и не обжигает в течение времени, дос-таточного для произнесения примерно сорок раз «Господи, помилуй» и при непрерывном омовении им человеческого лица (без отвода руки со свечами). Святой Огонь обогревает, но не обжигает! При этом надо отметить, что свечи при этом легко возжигаются от Огня и не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей - одной от другой. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму. Естественно, паломники с горящими пучками свеч находятся в эмоциональном восторге, обращая очень мало внимание на поведение соседей. Но ни свисающих деталей одежды (косынок, поясов) ни длинных волос женщин Огонь не под-жигает! Возраст большинства паломников, как правило, выше среднего, почти сутки они проводят в Храме, но тепловых ударов и обмороков не наблюдается. За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара.

4. Наличие совместного появления всех вышеописанных чудесных явлений именно в Великую Субботу накануне праздника Православной Пасхи (в соответствии с александрийской пасхалией, которой в настоящее время придерживаются только Православные Церкви). Можно сказать, что наблюдаемые при схождении Благодатного Огня явления частично происходят в Храме Гроба Господня и в обычное время. По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это - разовые всполохи. Многочисленные, с небольшим интервалом времени вспышки бывают только в Великую Субботу, примерно с 12 до 16-17 часов. Самостоятельное возжигание лампад, также иногда наблюдаемое и в другие дни, возможно, происходит от этих всполохов. Но в обычное время у такого самовозгорающегося огня не зафиксировано свойство не жечь. Думается, что любые попытки воспроизвести схождение Благодатного Огня в лаборатории, построенной в непосредственной близости с Храмом Гроба Господня, будут вынуждены столкнуться с проблемой воспроизведения вышеупомянутого чудесного свойства огня. Много потрудившись, возможно воссоздать и химический состав капель, и при помощи специального современного обору-дования искусственно воссоздать интенсивные всполохи света (скорее всего в сопровождении звука или грома), но указанное свойство Огня не удастся воспроизвести никогда! Да и случай, происшедший в 1579 году, когда Огонь сошел из колонны, свидетельствует о том, что приведенное описа-ние является описанием лишь наиболее часто встречающихся свойств сошествия Огня. Но непосредственно Огонь может сойти и другим образом. Невозможно не увидеть, что сошествие Огня в Великую Субботу на Гробе Господнем есть результат непосредственно Божественного (на языке науки - трансцендентного) воздействия. Господь повелевает каждый год уже более двух тысяч лет на месте Своих Крестных страданий и земной смерти сойти Огню, причем повелевает в день накануне Своего Воскресения.

Схождение Благодатного Огня наблюдается только накануне Православной Пасхи, по Православному календарю итолько по молитвам Православного Патриарха; Огонь сходит только на свечи Православного Патриарха, чтоявляется неоспоримым свидетельством несомненной истинности и божественной благодатности Православия - в отличие от множества других кон-фессий, лишь именующих себя христианскими. История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессий. О неудачной попытке армянского духовенства получить Огонь уже говорилось. В 1101 году представители римско-католической церкви, владевшие в то время Иерусалимом, самостоятельно пытались получить Огонь. Чуда сошествия Святого Огня в Кувуклии не произошло, покуда не были приглашены для участия в этом обряде православные христиане. «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав» (Стивен Рансимен . Восточная схизма. М.: Наука, 1998. С. 69-70).

И с тех пор более уже никто из неправославных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь провала и неизбежно следующего за ним посрамления.



Ч
удо Благодатного Огня - одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Любой сомневающий-ся, заплатив 600-700 долларов (это цена стандартной туристической поездки в Святую Землю - Иерусалим, Тиверия - на 7 дней), вполне в состо-янии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня. Чудо происходит перед лицом всего мира, «всего прогрессивного человечества» (и даже регулярно транслиру-ется по российскому телевидению и по Интернету на сайте Иерусалимского Православного Патриархата). Но многие ли откликаются своим сердцем на этот очевидный, явный для всякого призыв?..

Когда-то давно, еще за многие сотни лет до Рождества Христова, до Его искупительных страданий и Воскресения, перед жителями Израиля (и в лице их - перед всем человечеством) встал вопрос о том, кто же прав: служители Бога Истинного или служители языческих богов? Так было, когда возник спор между служителями идола Ваала и пророком Божи-им Илией (см. 3 Цар. 18, 21-39). И после долгих споров Илия предложил им простой способ проверки того, кто же прав. Этот способ, мы, люди ХХI века, можем справедливо назвать экспериментальным способом - в соответст-вии с точными критериями экспериментального метода, принятыми в сов-ременной науке. Предложение было таково: «Пусть каждый из нас призо-вет имя своего Бога, и тот Бог, который даст ответ посредством огня, - тот есть Бог истинный. И если Господь Бог, то пойдем за Ним, а если Ваал Бог - то пойдем за Ваалом». И тогда по милости Божией было явле-но, Кто есть истинный Бог и кто есть истинный Его почитатель, потому что огонь сошел тогда только по молитве пророка Илии и сжег и жертву, и дрова, и сам каменный жертвенник, на что покусившись, жрецы Ваала потерпели полное фиаско. И тогда стало ясно всем, где же подлинное богопочитание.

Ситуация схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем ежегодно практически воспроизводит эту экспериментальную ситуацию, имевшую место за много сот лет до Рождества Христова. И здесь есть много молящихся представителей разных конфессий, и здесь есть истинный служитель истинного Бога, по молитве которого (и только по его молитве!) чудесным образом сходит Огонь, обладающий сверхъестественными свойствами. Только вот разве нет теперь служителей иных вероисповеданий, пытающихся оспаривать свое право на принятие от Бога огня, как это было при Илии. В силу того, что такие попытки, как показывает история, всегда кончаются провалами, а желающих рискнуть и оскан-далиться больше уже нет никого... Бог - неизменяем, об этом с очевидностью свидетельствует библейский ветхозаветный текст: Аз Господь Бог ваш, и не изменюся (Мал. 3, 6). И так же, как и тогда, в далекие времена Илии, неизменяемый в естестве Бог дает ответ вопрошающему человечеству, ответ на вопрос о том, где истинная вера, дает ответ посредством огня. Ответ - не ложный, как не ложен и Сам отвечающий - Господь есть истина (Иер. 10, 10). И всякий, кто принимает за истину библейский текст, должен в силу своей веры в неизменяемого Бога и веры в подлинность упомянутой истории про схождение огня с неба по молитве пророка Илии с логической необходимостью сделать вывод о том, что огонь посылается Богом только по молитве Своего истинного служителя. Но этого вывода, как пра-вило, никто не делает... В той древней истории о схождении огня по молитве пророка Илии, может быть, самым поразительным было даже не само чудо его схождения, а то, что, восприняв на первых порах с восторгом чудесное свидетельство о Боге истинном, израильтяне почти тут же отпали обратно в богоотступничество. Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее (3 Цар. 19, 10) - так жалуется на них Богу пророк Илия спустя лишь краткое время после чуда схождения огня. Вот что поражает во всей этой древней истории больше все-го.

Сохраняется аналогичная картина и в наше время - радость ликования о схождении Благодатного Огня сменяется отступлением во тьму лжи у большинства свидетелей его схождения в Храме Гроба Господня... Сходит Огонь, оставляя безответным падшее и слепотствующее человечество, безответным перед лицом Праведного Судии. Не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2, 10) - такова схема поведения утопающего в грехах человеческого рода, и с этой порочной схемой, схемой сознательной и произвольной, ничего не может поделать даже явное Божие чудо...

От редакции журнала "Благодатный Огонь": В защиту чуда Благодатного огня см. статьи

Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

Максим Трошичев