У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор по крайней мере на порядок выше случайного.
Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информации, то не столько определяют понятие "мышление", сколько указывают на одно из его свойств.
Мышление, или логическая ступень познания, возникнув на базе ощущений, восприятий и представлений, не сводится к простой совокупности чувственных образов. Мышление является качественно новой, более сложной формой познания, чем чувственная ступень познания. Мышление есть общественный продукт. Оно возникает и развивается вместе с появлением и развитием труда и языка, который фиксирует результаты мышления. Мышление как процесс отражения Объективной действительности представляет собой высшую ступень человеческого познания. Рожденное трудом и вместе с ним, оно как бы раскололо познаваемую природу на две противоположные "части" - субъект и объект, диалектическое взаимоотношение которых и поныне составляет внутреннее содержание всей деятельности человека: как теоретической, так и практической. Благодаря труду и мышлению закреплялись никогда не прекращающиеся в обществе процессы опредмечивания и распредмечивания знания, открывшие путь к его интенсивному добыванию и распространению. Своеобразие и уникальность мышления связаны с его способностью познавать самого себя, которая в значительной степени обусловила все другие его способности.
Мышление - это процесс, в ходе которого человек сопоставляет мысли, т. е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание.
Мыслительный процесс имеет внутреннюю структуру и реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового знания в умозаключениях составляют формально-логический аппарат мышления. Логическая форма представляет собой исторически установившиеся способы связи составных элементов мысли.
Каждая простая мысль, как правило, состоит из двух основных элементов:
Отображение предмета, которое называется субъектом (обозначается латинской буквой S);
Отображение того или иного свойства предмета, которое называется предикатом (обозначается латинской буквой Р).
Например, в мысли "Лекция была очень интересной" такие элементы имеются:
Субъект - знание о прослушанной лекции;
Предикат - знание о качестве этой лекции: она была очень интересной.
Содержание мыслей может быть различным, но их логическая форма, тем не менее, одинакова. Так, мысль "Неправильная квалификация преступления - это ошибка не только судебная, но и логическая" по содержанию отличается от мысли об интересной лекции, но по структуре они сходны: и в последней мысли есть субъект (знание о квалификации преступления) и предикат (знание об ошибке не только судебной, но и логической).
Указанные элементы мысли - субъект и предикат - выражают отношение между предметом и его свойством. Это отношение фиксируется в мысли словами "есть", "суть", "являются" (часто эти слова-связки только подразумеваются).
В зависимости от характера сочетания элементов мысли различают несколько основных устойчивых форм мысли:
понятие, суждение, умозаключение.
Логическая форма мышления применяется во всех областях знания, охватывает самое различное предметное содержание. Свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности, а указывает лишь на то, что эта форма отражает простейшие, наиболее часто встречающиеся свойства и отношения реального мира, общие для всех предметов и явлений объективной действительности. Поэтому и отражающая их логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не от-Рицает, а в еще большей степени подтверждает ее объективное содержание.
Логические формы мышления
Мышление изучают и психология, и логика, но они изучают разные стороны мышления. Психология изучает мышление как процесс : выявляет мотивацию мышления, то есть психологические причины, которые порождают процесс мышления, изучает взаимосвязь мышления со способностями человека как субъекта мышления. Логика изучает результат мышления , мысли, соотношение между отдельными мыслями.
В логике выделяют три логические формы мышления :
1. Понятие - мысль, выраженная словами, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем определяется количеством объектов, охватываемых этим понятием (человек – все люди, а студент – часть людей). Содержание понятия определяется теми признаками, которые входят в данное понятие. Между объемом и содержанием понятия существует обратная зависимость. Чем уже объем, тем шире содержание и наоборот. Бывают понятия, имеющие содержание, но не имеющие объема – искусственные или сказочные понятия (Змей Горыныч).
Существует множество способов введения понятий :
- указание (это береза, это Маша Иванова и так далее).
Указание того, что делает объект , каковы его функции.
- перечисление внешних признаков , которыми обладает данный объект.
Указание того, чем не является данный объект.
- указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков (так вводятся научные понятия). Цель любого обучения – цель научных понятий (определения ощущений).
Наряду с научными различают житейские понятия, которые употребляются в быту. Научные понятия легко поддаются определению, а житейские – трудно, но зато житейские усваиваются легче, чем научные.
Житейские понятия отражают те сферы жизни и деятельности людей, которые еще не стали объектами научного исследования, но отражают важные для жизнедеятельности людей явления.
Каждое понятие усваивается человеком и результат этого усвоения не совпадает с тем определением, которое дается в словаре. В связи с этим возникают два аспекта в изучении понятийной сферы человека:
1) формирование понятий
2) строение понятийной сферы человека.
2 .Суждение – это мысль, выраженная словами, в которой отражаются связи между двумя понятиями. Каждое суждение состоит из двух понятий и связано между ними (Иванова Катя – студентка. Иванова Катя – первое понятие, студентка – второе понятие, пропущенное лет – третье понятие).
Они бывают : - истинные – соответствуют реальной действительности,
- ложные – не соответствуют реальной действительности.
Суждения могут относиться к определенному объему объектов данного класса. По этому признаку различают :
1. Единичные суждения. Относятся к отдельному объекту данного класса (студентка Иванова – отличница).
2. Частные суждения. Относятся к определенной части объекта данного класса (некоторые студенты нашей группы – отличники).
3. Общие суждения. Относятся ко всем объектам данного класса (все студенты нашей группы переболели гриппом).
3. Умозаключение – это вывод нового суждения из двух или нескольких имеющихся суждений. Существует три вида умозаключений :
1 . Индуктивные умозаключения представляют собой переход от единичных суждений к общим суждениям (Алюминий, железо и медь проводят электричество. Они металлы. Следовательно, металлы электропроводны). Индуктивные умозаключения имеют прогностический характер, так как обобщение распространяется и на те объекты, которые не изучались, то есть делается прогноз их свойств. Поэтому всегда остается место для сомнения относительно того, что впоследствии может обнаружиться такой объект, который не будет соответствовать полученному умозаключению.
2 . Дедуктивные умозаключения п редставляют собой переход от общего суждения к частному или единичному суждению (Сократ – человек. Все люди смертны. Следовательно, Сократ смертен).
3 . Умозаключения по аналогии представляют собой переход от частного к частному, опираются на предположение о том, что если два объекта сходны в одном отношении, то они сходны и в другом отношении (Медь проводит электричество. Медь – металл. Алюминий тоже металл. Следовательно, алюминий проводит электричество.
Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:
суждения;
умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и теоретическими. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными способами:
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
истинными;
частными;
единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:
индуктивное;
дедуктивное;
по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Операции мышления. Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:
сравнение;
абстрагирование;
обобщение;
классификация;
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так, в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа, синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:
общие как сходные признаки;
общие как существенные признаки.
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.
Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Страница 13 из 42
Логические формы мышления.
В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).
Рис. 3. Формы мышления
Человеческое мышление - эторечевое мышление. Мышление неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.
Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.
Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у понятия существует особого рода “наглядность” - опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).
Рис. 4. Классификация понятий
Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются” - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.
Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И.Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).
Рис. 5. Классификация суждений
Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”. В единичных суждениях - только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедуктивное, по аналогии (см. рис.6).
Рис. 6. Классификация умозаключений
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе сужение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.
Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения . В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).
Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм . Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно”.
1. Предмет логики. Основные логические формы.
Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.
Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.
Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).
Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы "учителя мудрости" - софисты. Они учили грамоте, красноречию, искусству спора и т. д., однако со временем стали изобретать приемы одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы получили название "софизмов", а слово "софист" приобрело негативный смысл.
Вот примеры некоторых софизмов, ставших классическими:
"То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов. Значит, они у тебя есть (ты рогат)";
"Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Значит, сидящий стоит";
"Я - человек. Вы не я. Значит, вы не человек";
"Лекарство для больного - это добро. Чем больше добра тем лучше. Значит чем больше ты дашь лекарства больному, тем лучше".
А вот вопросы софистского толка:
"Перестал ли ты бить свою мать?";
"Давно ли ты вышел из тюрьмы?" и т. п.
Очевидно, что любой ответ на такой вопрос вас не устроит.Ввязываясь, например, в такой спор, "спорим, что я трактор поднимал?" вы заранее обрекает себя на проигрыш ("поднимал, но не поднял" или "поднимал, но игрушечный"). Так же как отвечая на такие вопросы:
"- Знаете ли вы, о чем я хочу вас сейчас спросить?- Нет, не знаем.- Неужели вы не знаете, что лгать - нехорошо?- Знаем.- Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит вы знаете то, чего не знаете!"
Двусмысленность многих языковых выражений, скрытые утверждения в вопросах, все это позволяет софизму выглядеть убедительным для неподготовленного человека. Умение пользоваться софизмами предполагает знание основ логики.
Именно как средство защиты от софистики и лжи логика и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.
2. Законы логики.
Название закона |
Символическая запись |
Логическая ошибка |
|
I. Закон тождества |
Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе
(объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения). Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности. |
В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль. В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание |
Ошибка "подмены понятия". Причины ошибки: а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли б) лингвистическая - омонимичность языка в) психологическая - ассоциативность мышления |
II.Закон непротиворечия |
Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.
Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными). Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли |
В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В. В символической логике: |
Ошибка "противоречивости в рассуждении". В случае ошибки допускается следствие:(pΛ¬р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно" |
III. Закон |
Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).
Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения |
В классической логике: А либо не-А. В символической логике: pv ¬p, читается: либо р, либо не-р |
Ошибка "непоследовательности в рассуждении". Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно |
IV. Закон |
Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.
Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения |
Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования | Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения" |
3. Значение логики.
Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.
При изучении логики развиваются:
- точное мышление и ясная речь;
- умение убеждать и обосновывать свои идеи;
- умение спорить;
- привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что помогает нам справиться с софистикой и ложью.
Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.
Следователь – следователь прокуратуры
Конституция – закон
Общество – человек
Стихотворный размер – Стихотворный размер ямб
6. Три примера дедуктивных умозаключений:
Если день солнечный, то сосновый лес пахнет смолой.
День - солнечный.
____________________
Следовательно, сосновый лес пахнет смолой.
2. Все звезды излучают энергию
Солнце – это звезда.
_________________________________________________
Следовательно, Солнце излучает энергию.
3. Если решение суда обжаловано в апелляционном порядке, то оно еще не вступило в законную силу.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке.
_____________________________________________
Следовательно, оно еще не вступило в законную силу.