Некрасова «Рыцарь на час»: анализ по плану. Стихотворение Н.А. Некрасова «Рыцарь на час» (восприятие, толкование, оценка)

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает искреннюю, совестливую исповедь лирического героя, который полностью обнажает перед читателем свою душу. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты стихотворения-мольбы.

История создания

В 1860 году Н. А. Некрасов задумал написать автобиографическую большую поэму «Рыцарь на час». Главный герой в ней носил фамилию Валежников. Но была создана только первая часть - «На Волге» - и вторая, которую мы будем рассматривать. Исповедальное стихотворение «Рыцарь на час», анализ которого будет произведен ниже, сначала имело название «Бессонница». Оно было написано в 1862 году и издано в «Современнике» с купюрами по цензурным соображениям в 1863 году. Это были сложные годы для поэта. Белинский и Добролюбов уже умерли. Поэт отходит от либералов и сближается с революционно-демократическим движением. Но оно разгромлено, Михайлов и Чернышевский сосланы в Сибирь. Одинокому лирическому герою предстоят только «благие порывы». Он не готов к трудной борьбе, с горечью отмечает автор, и свершить ничего не может. Стихотворение создано после того, как Н. Некрасов навестил деревню Грешнево, где прошло его детство.

Жанр стихотворения

«Песнь покаяния» - так А. Н. Некрасов назвал свою глубокую и горькую исповедь-мольбу. В ней присутствуют элегические, сатирические и лирические ноты. Некрасов - первый литератор, который соединил эти мотивы в одном произведении.

Композиция и тема произведения

Название - это ключ к теме стихотворения «Рыцарь на час», анализ которого нам предстоит сделать. Журнал «Современник» в 60-е годы раскололся на две части: либеральную и революционно-демократическую, призывавшую к активной борьбе. Н. Некрасов поддерживал разночинцев. Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает, что автор обвинял прежде всего себя лично, а затем - и современников («ничтожное племя») в том, что они недостаточно преданы борьбе за свободу угнетаемого народа: сказано много красивых и правильных слов, но за ними не стоят реальные дела. Его «ум тоскует», и к трудной борьбе никто не готов. Начало стихотворения - это бессонница, которая одолевает лирического героя.

Первая часть - вынужденная прогулка поздней осенней ночью.

Вторая переносит его в далекие родные места, и перед ним встает образ давно почившей матери.

В заключение, проснувшись утром, герой осознает свою неготовность к трудной борьбе: пламя юности пробудилось, но «насмешливый внутренний голос» злобно советует покориться судьбе, так как для дел нет никаких сил.

Тема раскрывается как исповедь, как покаяние в бездеятельности.

Главная мысль: зная свое предназначение, следует не поддаваться минутному порыву, а планомерно и целеустремленно действовать ради социальных преобразований.

Первая часть

Вступление из семи строк объясняет, почему не спит "рыцарь на час". Анализ его ощущений демонстрирует, что, как и в природе, над душой воцарилась мгла, ум тоскует, и выход только один - пойти прогуляться по холодку.

И вот он вышел. Стоит морозная ночь. Наблюдение за природой омолодило душу героя. Его занимает все, что он видит, и он радуется, что сегодня ночью он не будет томиться.

Звонко раздаются шаги в тишине, когда он ступает по широкому полю. Пробудились гуси на пруду, плавно взлетел со стога молодой ястребенок. Слышно, как едет воз, как слегка пахнет от него дегтем. Радостно шагать, пока сильны ноги. Мысли освежились. Отдался во власть окружающей бодрой природы рыцарь на час. Анализ продолжения чувств, овладевших лирическим героем, показывает, что его наполняет ощущение свободы, но тут с ним заговорила совесть. Он ее гонит. Этой лунной тихой ночью хорошо любоваться чистой глубокой прозрачной далью, месяцем, водами, за прихотливыми тенями белого лунного света, за скирдами, которые окружили деревню. В горькой реальности наедине с жестокими думами вновь оказывается рыцарь на час. Анализ говорит, что он мысленно переносится далеко, к могиле матери.

Вторая часть

За селом на невысокой горе ему чудится старая церковь. Он мысленно видит, как старик-звонарь поднимается на колокольню и отсчитывает вслед за ним удары колокола. Полночь. Могила матери.

Там незримо витает дорогая лирическому герою душа. Молит ее появиться к нему рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает, как тяжело прожила жизнь его матушка. Нелюбимая мужем, она жила не для себя, а для детей, за них молила, прекрасная, с русыми волосами и голубыми глазами, Бога. Она призывала его быть милосердными с ними, не думая о себе. Поэт нарисовал ее благородный образ. Лирический герой хочет снова обременить ее своей кручиной и просит за это прощения. Но он гибнет, рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает глубину его страданий, и просьба о материнской любви - не пустые для него слова. Он просит любимую красавицу-матушку снова наставить его на правильный путь, с которого он сбился, помочь вновь выйти на тернистую дорогу правды, просит у нее прощения. Он сам этого не сумеет: слишком глубоко его засосала нечистая тина, мелкие страсти и помыслы. От этого несчастен рыцарь на час (Некрасов). Анализ произведения, который мы делаем, открыл сердце для матери полностью, и герой сейчас готов смертью доказать, что он умел любить, и в его груди билось неробкое сердце: он презирал врагов и завистников, не склонял перед ними головы.

Финальные строки

Эпилог проснувшегося утром героя наполнен унынием, сожалением и презрением к самому себе. Ничего не изменится в его жизни.

И он осознает это с болью в сердце.

Анализ стиха «Рыцарь на час» (Некрасов)

Трехстопный анапест использовал поэт при написании стихотворения. Оно легко читается, так как его речь близка к разговорной. Пейзажная часть написана с применением ярких эпитетов, метафор, аллитераций при помощи звука «л». Образ матери нарисован с помощью эпитетов. Метафорично и название стихотворения. Оно подчеркивает, что человек забывает о поставленных в юности благородных целях.

Сочинение

Н.А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей трагедией.
Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные стихотворения.
«Рыцарь на час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.
Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным размышлением автора на фоне осеннего пейзажа:
Если пасмурен день, если ночь несветла,
Если вечер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует …
Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками:
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубравой,
И господствуют в небе цвета:
Голубой, беловатый, лиловый,
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых странных теней.
Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна –
Утомилась кормилица наша!
Поэт называет деревню «родной», «кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.
В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым:
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Напоминает ожившую грудь …
Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта.
И все же грустные воспоминания не дают покоя:
В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать.
Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви:
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила, нелюбимая;
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, – грудью своей
Защищая любимых детей.
Антонимы: «родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ:
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах.
В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына:
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои.
Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить:
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить …
Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.
В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное племя».
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела мертвы вы давно,
Суждены вам благие порывы,
Да свершить ничего не дало …
Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность.
Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.

Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

Достоевский считал, что «Рыцарь на час» - шедевр творчества Некрасова . Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

Литературное направление, жанр

«Рыцарь на час» - покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует .

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню ) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы ). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена - и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик - и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая .

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Некрасов: "Рыцарь на час"

(восприятие, истолкование, оценка)

Н.А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей трагедией.

Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные стихотворения.

«Рыцарь на час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.

Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным размышлением автора на фоне осеннего пейзажа: Если пасмурен день, если ночь несветла, Если вечер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует … Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками: Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубравой, И господствуют в небе цвета: Голубой, беловатый, лиловый, Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых странных теней.

Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша.

Пожелай ей покойного сна – Утомилась кормилица наша! Поэт называет деревню «родной», «кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.

В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым: Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Напоминает ожившую грудь … Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта.

И все же грустные воспоминания не дают покоя: В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать.

Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви: Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий.

История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее: Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила, нелюбимая; Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, – грудью своей Защищая любимых детей.

Антонимы: «родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ: Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах.

В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына: Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои.

Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить: Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить … Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.

В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное племя».

Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела мертвы вы давно, Суждены вам благие порывы, Да свершить ничего не дало … Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.

Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность.

Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.