Перемотка испарителя в электронной сигарете. Намотка спирали для электронных сигарет своими руками Каким диаметром мотать спираль для электронной сигареты

В процессе использования электронок, вейперы приобретают все больше и больше знаний и навыков. Это помогает сделать им процесс парения максимально приятным для себя и подогнать прибор в соответствии с личными предпочтениями.

И, кроме того, что можно менять аккумуляторы, делать смеси самостоятельно, рано или поздно вейпер узнает, что спираль на атомайзер тоже можно сделать вручную. Что, в свою очередь, расширит возможности устройства, но и поставит перед пользователем новые вопросы. Как выполняется перемотка испарителя, и что хорошего ему это принесет?

Не стоит ждать того, что намотка испарителя в домашних условиях вам даст финансовую выгоду моментально и сразу. Но после нескольких месяцев пользования экономия будет очевидна.

Если для примера взять испарители для Kanger Sub Tank сопротивлением в 0.5 Ома, которые стоят примерно полторы тысячи рублей за 5 штук в упаковке, то ежемесячно затраты составят 550-750 рублей.

Расходные же материалы собственного производства обойдутся вам около 120 рублей в месяц, что составит разницу почти в 5 раз. Выгода очевидна, но не стоит забывать, что предшествовать этому будут некоторые затраты на попросту испорченные в процессе обучения материалы. Но результат, бесспорно, того стоит.

Плюс немаловажным фактором станет то, что вы сможете регулировать параметры испарителя самостоятельно, так как устройства, производители которых имеют узкий модельных ряд расходных материалов. Исходя из этого, либо удар по горлу, либо количество пара вы сможете довести до идеала собственных требований и предпочтений.

С чего начать?

Для начала нашей работы нам понадобится непосредственно обслуживаемый , имеющий специальную базу для установки собственной спирали.

Обозначаются они, как правило, аббревиатурами:

  1. RBA (rebuildable atomizer).
  2. RTA (rebuildable tank atomizer).
  3. RBTA (rebuildable dripping tank atomizer).

Мы же для примера возьмем модель SubTank, которая позволяет использовать RBA базу и является одной из самых популярных моделей, в частности для начинающих вейперов.

Наряду с SubTank’ом широкую популярность у вейперов получили следующие модели:

  • Kayfun (распространен в России и производит только обслуживаемые клиры);
  • Billow v2 (отличается возможностью установки двух спиралей, а не одной);
  • Zephyrus (популярная двухспиральная модель, позволяющая работать так же и с самодельными намотками);
  • Velocity (дрипка, которая не предусматривает по своему устройству длительное хранение жидкости, но обеспечивает много пара и хороший вкус).

Но на этих моделях список далеко не заканчивается.

Материал для изделия

Чтобы изготовить испаритель, вам, по сути, понадобится, кроме обслуживаемого атомайзера, только вата и проволока.

Проволока будет исполнять роль спирали и выступать как нагревательный элемент, а вата станет фитилем, который, пропитавшись жидкостью и будучи нагретым спиралью, и начнет генерировать приятный парильщику пар.

Спираль

На сегодняшний день очень множество разных видов проволоки могут выступать в роли спирали испарителя. Приобретение обладающих самыми разными свойствами проводников, уже давно не проблема.

Инструкция для намотки ваты или хлопка.

Для изготовления спирали вам подойдут:

  1. Нихром.
    Он обладает хорошими качествами в эксплуатации, не сложен в намотке и имеет не очень высокую цену.
  2. Фехраль, аналог нихрома.
    Этот материал не имеет в составе никеля, из-за чего имеет еще более низкую стоимость. Фехраль в эксплуатации пружинит и скручивается, создавая небольшие неудобства. Соотношение цена-качество делает его наиболее популярным материалом для изготовления деталей.
  3. Нержавейка.
    Доступный и дешевый материал, обладающий высоким сроком службы. Не очень удобный в намотке материал, но из-за своих технических характеристик начал набирать популярность, так как может обеспечить сопротивление до 1 Ома.
  4. Никель.
    Дорогостоящий материал, который используют в устройствах с температурным контролем. Для новичков представляет малую ценность из-за дороговизны при попытках делать первые, возможно неудачные намотки.
  5. Титан, аналог никеля.
    В отличии от второго при перегреве не выделяет вредных веществ.

Проблема подобного характера может быть и у фехраля с нихромом, чего нужно стараться избегать в устройствах с температурным контролем.

Фитиль

Самыми распространенными материалами для этой составляющей на данный момент являются:

  1. Кремнеземный шнур. Материал устаревший и почти не использующийся на данный момент. В отличие от других дает меньше пара и вкуса и быстро загрязняется.
  2. Вата. Она обязательно должна быть нестерильной, дабы избежать при парении «вкуса больницы». Для этой цели могут подойти и ватные диски.
  3. Японский хлопок. На данный момент самый лучший вариант благодаря своим качествам.

Но для начинающего вейпера вариант экспериментов с японским хлопком может быть дороговат.

И что теперь со всем этим делать?

С теорией закончили, и теперь зная все это, будем получать ценный опыт. Как намотать испаритель для электронной сигареты? Перед тем, как начать процесс намотки, нужно определиться, что в принципе мотать мы сейчас будем. И как вообще делали это люди до вас.

Всего есть пять основных разновидностей намотки койла (спирали):

И, исходя уже от конкретной задачи для себя, выбираем способ, каким мы будем перематывать наш первый испаритель.

Скальпель, зажим… еще зажим

Саму операцию намотки мы продемонстрируем на примере микро и спейскойлов. Арт-койл будет довольно проблематично объяснить на пальцах. Тут вам на помощь придут видеоуроки.

Для того чтобы создать вашего первого монстра вам понадобится некоторое количество инструмента:

  • кусачки;
  • ножницы;
  • плоскогубцы;
  • отвёртка;
  • пинцеты.

Желательно, чтобы один из пинцетов был керамический, для манипуляций с витками проволоки под напряжением.

И еще, нам понадобится так называемая моталка. Специализированный щуп, который нам поможет и в разы облегчит процесс. Если такого нет, то можно взять отвертку или сверло от дрели с подходящим диаметром, на которую мы будем наматывать проволоку.

Самое первое, что вам придется сделать, как заправскому хирургу, это вымыть руки и инструмент. И если вы не хотите потом парить привкус солидола или еще чего, то все должно быть идеально чистым.

Если проволока, которую вы выбрали, пружинит и скручивается, то рекомендуется прожечь ее горелкой, чтобы придать ей эластичность при намотке. Или, уже намотав, прожечь зажигалкой. Стоит заметить, что титановые или никелевые намотки не следует прожигать. Это может послужить выделению вредных веществ из проволоки и значительному снижению эксплуатационных характеристик материала.

Протрите спиртовой салфеткой проволоку, чтобы ее обезжирить. Если вы планируете прожигать проволоку уже на моде, то делать это необязательно.

Дальше берите моталку или ее заменитель и начинайте методично накручивать проволоку на нее, соблюдая расстояние между витками, согласно выбранного типа намотки. Для микрокойла это должно выглядеть «виток к витку» а для спейскойла зазор должен составлять около 1 миллиметра.

Когда вы наберете нужное количество витков, спираль микрокойла у вас уже готова, а спираль спейскойла еще нужно пару раз сжать плоскогубцами, или прижать к основанию моталки и растянуть, чтобы сделать ее ровной.

После монтажа спирали прожгите ее несколько раз короткими нажатиями кнопки парения на мощности до 30 Ватт. От этого спираль должна по всей длине равномерно краснеть. Если в микрокойле какая-то часть спирали не покраснела, то по ней нужно провести керамическим пинцетом, как по советской батарее гаечным ключом. Проделайте это пару раз и КЗ от этого должно уйти так как витки должны разойтись на необходимое расстояние.

Дальше нужно вставить в центр спирали распушенную вату. Она должна свободно перемещаться внутри. Удаляем хвосты фитиля, но оставляем небольшой запас. Накручиваем «юбочку» используемой головы скрывая фитиль внутри. При откручивании и закручивании фитиль не должен попадать на резьбу.

Довольно несложный и нехитрый процесс сможет в лучшую сторону изменить ваш процесс парения.

Выгодные стороны намотки вручную:

  • уникальные, выгодные для вас режимы и настройки парения;
  • удешевление расходных материалов почти в 5 раз;
  • создание своих уникальных Арт-койлов;
  • Возможность довести процесс парения до идеального соответствия своим желаниям.

И все это возможно даже в домашних условиях. Немного терпения, внимательности и усидчивости, и самодельный испаритель на вашу электронку готов. Дерзайте, ведь совершенству пределов нет!

Любой вейпер с приобретением опыта в парении начинает задумываться о самостоятельной намотке спирали в электронной сигарете. Несмотря на то, что можно без проблем купить готовый атомайзер с установленным нагревательным элементом, многие парильщики предпочитают это делать сами, относясь к данному занятию, как к хобби. Помимо увлечения, данное хобби имеет свои плюсы.

  • Благодаря самостоятельной накрутке, можно добиться нужных показателей сопротивления нагревательного элемента, которые существенно отличаются от заводских.
  • Перематывая спираль, можно управлять количеством пара, температурой нагревателя и регулировать силу “удара по горлу”, а также более качественно раскрывать аромат жидкости для парения.
  • При перемотке нагревательного элемента своими руками экономится немало средств , поскольку расходники для него дешевле готового атомайзера.

Но, прежде чем приступать осваивать технику перемотки, вам необходимо иметь подходящий атомайзер для этого. Обычно базы, допускающие замену нагревательного элемента, имеют аббревиатуру rta или rba. К их числу можно также добавить базу rdta. Последняя – это своего рода дрипка, которая имеет бак для жидкости.

Чтобы подготовить атомайзер к работе, необходимо иметь при себе такие виды материалов, как вата и проволока для спирали. Вата будет служить в роли фитиля, который находится внутри нагревательного элемента. При нагревании последнего, из нее будет испаряться жижа.

Материалы для нагревательного элемента

Для самостоятельной накрутки спирали вейперами применяются следующие виды материалов:

  • Нихром. Представляет собой сплав никеля с хромом. Имеет очень низкую цену и удобен для изготовления намоток.
  • Фехраль (кантал). Аналогичен нихрому, но в его составе нет никеля. Благодаря этому, намотка из кантала становится еще дешевле, но менее долговечной, чем из нихрома. Поскольку фехраль немного пружинит и скручивается, он менее удобен, если требуется замена нагревательного элемента. Несмотря на это, проволока из фехраля остается самой популярной для вейпа.

  • Нержавеющая сталь . Это материал с высоким сроком эксплуатации. Также он является дешевым и доступным, но из-за высокой жесткости неудобен при накрутке. Поэтому самодельная намотка из нержавейки встречается не часто. Однако с появлением девайсов с возможностью температурного контроля, на них стали устанавливать спирали из нержавеющей стали, что прибавило ей популярности. Она одинаково хорошо работает как в режиме “варриватт”, так и в режиме “термоконтроль”. При этом возможно создать нагревательный элемент с высоким сопротивлением — около 1 Ома.

  • Никель. Является дорогостоящим материалом, применяемым в девайсах с температурным контролем. Обычно новички не используют никель для своих “опытов” из-за его дороговизны.

  • Титан. Подобен никелю, но у него есть свое преимущество: при перегреве не выделяет вредных веществ (такая проблема присутствует и в нагревательных элементах из нихрома и фехраля).

Материалы для фитиля

Чтобы изготовить фитиль, потребуются следующие материалы:


Важность параметра сопротивления

Сопротивление спирали является основной характеристикой при накрутке, и величина его может зависеть от следующих факторов.

  • Толщина. Чем больше диаметр проводника, тем ниже его электрическое сопротивление. Но стоит заметить, что наращивание толщины потребует и большего расхода электроэнергии, что скажется на заряде батареи. К тому же, при наращивании толщины, чтобы достичь сопротивления свыше 0,4 Ом, будет сложно создавать витки.
  • Длина . Чем больше витков в нагревательном элементе, тем больше сопротивление, поскольку “току” потребуется проходить более длинный путь.
  • Материал . У каждого материала для накрутки нагревательного элемента свой параметр электрического сопротивления. Поэтому, в зависимости от используемого металла, диаметр и количество колец будут отличаться.

Следует понимать, что общая площадь нагрева также зависит от количества колец и их диаметра. Не сложно догадаться, что, чем больше площадь нагревательного элемента, тем больше будет генерироваться пара . Но все должно быть в меру. Если накрутить слишком большую пружинку, то она не поместится в испаритель, а заряда батареи не хватит для ее обслуживания.

Поэтому самостоятельная накрутка для вейпа должна проводиться в соответствии с законами Ома . Если их не учитывать, то при неправильной накрутке мод с электронной платой откажется работать, а мехмод – просто перегорит. К примеру, если у вас получился нагревательный элемент с сопротивлением 0,5 Ома, то для его нормального накала потребуется мод, способный работать на 15 ваттах. Но, поскольку найти 15-ти ваттник, который сможет функционировать с низкоомной намоткой, достаточно сложно, следует обратить внимание на то, чтобы вейп подходил по мощности и по сопротивлению. В большинстве своем, такие девайсы имеют мощность от 30 Вт. Также, при выборе аккумулятора, важно, чтобы он был высокотоковым. Это поможет избежать его перегрева во время ваших экспериментов.

Чтобы добиться низкого сопротивления при малой мощности, обычно используют титановые или никелевые накрутки, которые правильно работают лишь при наличии термоконтроля. Без этой функции они быстро выходят из строя.

Поскольку процесс расчета всех показателей для хорошей накрутки достаточно сложен, то можно воспользоваться таким сервисом, как “онлайн калькулятор ” для расчета всех параметров будущей спирали. К примеру, чтобы у вас получилась правильная намотка, можно воспользоваться калькулятором reprova или coiltoy .

Виды намоток спирали

На практике принято различать следующие виды намоток спиралей (койлов).

  • Микрокойл. Его еще называют нанокойл. Представляет собой пружину с витками, расположенными на минимальном расстоянии относительно друг друга. Такой способ накрутки может выдавать много пара из-за большей площади испарения и применяется в небольших клирах. При самостоятельной накрутке койла необходимо соблюдать аккуратность, чтобы не было межвиткового короткого замыкания.

  • Спейскойл или стандартный койл. Это простой способ накрутки нагревательного элемента, между витками которого сохраняется небольшое пространство. Благодаря этому, фитиль лучше пропитывается жидкостью, уменьшается шанс подгорания ваты. Хотя сам процесс изготовления койла простой, существуют и недостатки у этого метода: из-за того, что жидкость не успевает испаряться, возможен заброс жижи в рот вейпера при резкой затяжке, а также меньшее количество пара, в сравнении с микрокойлом.

  • В данном случае койл мотается из двух переплетенных между собой проволок. Такой способ накрутки увеличивает площадь испарения, что положительно влияет на образование пара и “раскрытие” вкуса парительной жижи. Косичка может мотаться как микрокойлом, так и стандартным спейскойлом.

  • . Можно мотать микро- и спейскойлом, но из двух проводников. Параллельная намотка увеличивает площадь испарения и благоприятно влияет на количество и вкус пара, хотя более сложная технически.

  • Clapton Coil . Похож по своему виду на басовую струну от гитары, поскольку принцип его изготовления аналогичен: вокруг центральной проволоки наматывается внешняя.


    Чтобы научиться изготавливать клэптон койл в домашних условиях, можно посмотреть видео на эту тему.
  • Отличаются от предыдущих койлов узорчатым плетением. Чтобы овладеть такой техникой, потребуется немало времени. Благодаря очень большой площади испарения, применение арт-койла дает огромное количество пара с ярко выраженным вкусом. Поскольку намотка арт-койла является достаточно сложным процессом, то он является прерогативой профессионалов парения.

Техника намотки

В приведенной ниже инструкции не будет рассмотрено, как изготавливать арт-койлы, поскольку на описание этого сложного процесса потребуется целая статья. Итак, чтобы намотать спираль методом микро- или спейскойла, понадобятся следующие инструменты:


Процесс накрутки для двух вариантов, отличается несущественно и проводится следующим образом.

  • Перед началом работы обязательно вымойте руки и инструменты , обезжирьте их спиртом. Делается это для того, чтобы вата не впитала посторонние запахи, и на нее не попал кожный жир с пальцев, который при парении испортит вкус. Это относится и к инструментам, чтобы потом не вдыхать пар с ароматом ящика, в котором они хранились.
  • Далее, необходимо с помощью турбо зажигалки, газовой горелки или горелки газовой плиты прожечь проволоку , если она заметно пружинит. Прокалка сделает ее более мягкой и податливой. Прожигать следует не все материалы для накрутки, а лишь те, которые отличаются своей жесткостью. Проволоку из никеля и титана прожигать нельзя, поскольку этот метод значительно поубавит их эксплуатационные характеристики.
  • Воспользовавшись ватным диском и спиртом, хорошо протрите проволоку из титана или никеля. Проволоку из других материалов протирать не обязательно, так как их можно прожечь.
  • Возьмите сверло нужного диаметра или “моталку” и начинайте накручивать на нее проволоку “виток к витку”, если это микрокойл, и с небольшим расстоянием (около 1 мм) – если это спейскойл. Если витки получаются неровными, не стоит волноваться – потом все легко исправляется.

  • Когда вы намотаете достаточное количество витков согласно расчетам на онлайн-калькуляторе, микрокойл можно считать готовым. В случае со спейскойлом, его необходимо с помощью плоскогубцев немного обжать вокруг “моталки” и чуть-чуть растянуть, чтобы выровнять. Теперь нагревательный элемент готов к монтажу.
  • Далее, готовый койл необходимо установить в испаритель . Если вам нужно поменять спираль, то сначала извлеките старую. Для этого на базе атомайзера с помощью отвертки открутите винты и удалите ненужный койл, после чего просуньте под них края проволоки, которые выходят из новой пружинки. Для удобства, “моталку” можно не вытягивать.

  • Закрутите болтики и при помощи все той же “моталки” или пинцета выровняйте пружину так, чтобы она была строго по центру, между 2-х контактов. Следует учесть такой нюанс: чем ниже она будет к центральному отверстию, тем мягче будет парение. И наоборот, чем выше вы ее расположите, тем более ощутимым будет “удар по горлу”. Избегайте каких-либо прикосновений проволоки к элементам базы, кроме предусмотренных для этого контактов.
  • Возьмите кусачки и обрежьте излишки проволоки настолько, чтобы они не касались крышки базы при закручивании. Если этого не сделать, возникнет короткое замыкание.
  • Далее, следует прожечь койл , нажав на клавишу включения, при этом мощность на моде должна быть выставлена в пределах от 20 до 30 Вт. Нажатие на клавишу должно быть кратковременным, чтобы спираль могла равномерно прогреться (прокалиться). Койл должен покраснеть от центра к краям. Если какие-либо части нагревательного элемента не разогреваются до красного цвета, необходимо с помощью пинцета из керамики провести по пружине таким образом, как это раньше делали по батарее отопления железным ключом. После нескольких таких движений межвитковое короткое замыкание будет ликвидировано (появится минимальный зазор между витками), и койл начнет прогреваться равномерно.

  • Возьмите вату или ватный диск и удалите с него верхнюю часть. Вам потребуется более “пушистый” ее слой. Вставьте фитиль из ваты в пружину таким образом, чтобы его можно было свободно перемещать из стороны в сторону.

  • Теперь можно обрезать лишнюю вату, оставив по краям несколько миллиметров (чтобы она не касалась стенок базы). Прикрутите крышку базы и проверьте несколько раз, чтобы фитиль не попадал на резьбу.

Таким способом можно собственноручно создавать нагревательный элемент для клиромайзера в электронной сигарете, а вкус и количество пара корректировать количеством витков спирали и сечением проволоки. Самой популярной среди вейперов считается накрутка, устанавливаемая на испаритель с сопротивлением в 0,3 Ома . Она делается из тонкой проволоки с небольшим количеством витков. Какая намотка лучше, сможете решить только вы, поскольку у каждого человека могут быть разные требования к процессу парения, и дать универсальную рекомендацию по этому поводу просто невозможно.

Многие из тех курильщиков, кто предпочитает вейп, приходят к мысли, что намотка спирали для электронных сигарет - новой, вместо вышедшей из строя, на атомайзер - вещь, которую можно сделать самостоятельно.

Почему это выгодно

Для кого-то это вопрос экономии. Электронные сигареты – не такое уж дешёвое увлечение. И знакомые вейперы подсказывают - да, блоки спиралей продаются везде, но если делать намотку самому, выйдет где-то в пять раз дешевле. Конечно, придётся учиться, но со временем полезный навык окупится.

Кроме того, можно добиться оптимального именно для вас сопротивления. И получить комфортные ощущения: пар нужной температуры, так называемый «удар по горлу» и так далее.

Начинающим можно дать совет. Если до этого вы никогда не занимались намоткой спирали на дрипку или клиромайзер - приобретайте недорогие расходные материалы. А также не увлекайтесь слишком сложными способами намоток, пока не овладеете этим искусством. Иначе придётся испытать чувство разочарования: зря потеряете и время и деньги.

С получением нужных навыков, можно будет постепенно переходить к более дорогим «расходникам».

Итак, что вам понадобится? Прежде всего, проволока нужного качества для спирали и подходящий материал для фитиля.

Проволока, которая используется для спирали

Она может быть изготовлена из разных материалов. Самыми качественными, но и наиболее дорогими, являются никель и титан. Более простыми, дешёвыми и подходящими для новичков - фехраль (кантал) и нержавейка. Промежуточную позицию занимает нихром.

Расскажем о каждом из этих материалов.

Таким образом, каждый из описываемых видов имеет свои достоинства.

Подбираем фитиль

Для изготовления наиболее удобного для вейперов фитиля, чаще всего, используют вату. Приобрести её можно как в аптеке, так и в магазине. Нужно только не растеряться, и на вопрос: «Вам стерильную?» – ответить отрицательно. Те вейперы, которые всё же использовали стерилизованную вату, утверждают, что во время парения, чувствовали запах, присущий процедурным кабинетам больниц.

Можно купить даже ватные диски, но только не специальным образом обработанную вату.

Ещё лучше для этой цели подойдёт японский хлопок, не дающий в процессе парения вообще никакого привкуса. Другое дело, что хлопок не так просто купить, и он значительно дороже.

Самый редкий материал - кремнезёмный шнур. Из-за своих низких качеств сегодня он может рассматриваться лишь как раритет.

кремнезёмный шнур

Нюансы, которые стоит запомнить

Определяясь с видом и длиной проволоки, следует учесть, что сопротивление зависит:

  • от числа колец, уложенных в спираль. С увеличением их количества, больше будет и сопротивление;
  • от толщины проволоки. Чем толще она - тем ниже будет достигнутое сопротивление;
  • от материала, из которого сделана проволока.

Количество выделяемого пара и температура в процессе парения также зависят от числа витков в спирали, и от их диаметра – то есть, от площади нагрева.

Какие бывают виды намотки

Основных вейперы выделяют пять. Среди них есть более простые и более сложные для освоения.

Микрокойл - спираль весьма компактная, с относительно большой площадью нагрева. Витки расположены вплотную друг к другу. В процессе использования пара образуется много.

Обычный койл - здесь между витками спирали находится небольшое расстояние. Такую спираль легче всего наматывать.

«Косичка» - представляет собой две переплетённых проволоки. Делается это для увеличения площади нагрева.

Параллельный - вид койла, когда спираль наматывается из двух, сложенных друг с другом, отрезков проволоки. Это увеличивает площадь нагрева. Получаются оптимальные – и вкус, и количество пара.

Арт-койлы - высший пилотаж, за который новичкам лучше не браться. Плетение сложное, представляет собой узор. Выглядит красиво, а главное даёт богатый неповторимый вкус.

Приступаем к намотке

Вам понадобятся: отвёртка, острые ножницы, пинцеты – предпочтительнее из керамики, пассатижи. Желательный, но необязательный элемент – особое устройство для намотки. При его отсутствии, можно воспользоваться обычной отвёрткой.

Если вы приобрели проволоку из фехраля, желательно её прожечь. Делается это для того, чтобы она не скручивалась во время работы. Помните, что с никелем обжиг недопустим: начнут выделяться вредные вещества.

Ватой, смоченной в спирте или водке, протрите проволоку, чтобы обезжирить. Затем начинайте наматывать её, в зависимости от того, какой хотите сделать койл - с зазорами между витками (1мм, не больше) или непосредственно, подгоняя виток к витку.

Готовая спираль устанавливается на базу клиромайзера. Теперь, нажав несколько раз на кнопку парения, её следует прожечь.

Комочек ваты, подходящий по размеру для фитиля, следует распушить, и вставить внутрь спирали так, чтобы вата двигалась свободно, лишнюю можно обрезать.

И, наконец, накручивается «юбочка» обслуживаемой головы, чтобы фитиль скрылся внутри.

Теперь вам известно, как можно самому сделать намотку на дрипку или клиромайзер. Не забывайте о том, что начинать следует с простых способов плетения и недорогой проволоки.

Атомайзер - основной и наиболее расходуемый компонент электронной сигареты. С течением времени от естественного износа страдает спираль, отвечающая за нагревание фитиля и за выработку пара. Перед тем как перемотать испаритель, следует изучить виды материалов намотки, типы спиралей и тонкости процедуры.

Почему мотать своими руками - это приоритетно?

Потратить время на самостоятельную перемотку атомайзера выгодно:

Какой материал намотки выбрать?

В вейп-шопах представлены несколько разновидностей материалов для намотки спиралей:


Виды намоток и правила подбора

При выборе намоток учитывается соотношение сопротивления и характеристик аккумулятора. Не каждая батарея выдержит параметры той или иной намотки. Это зависит от материала, количества спиралей и их конструктивных отличий.

Чем меньше сопротивление намотки, тем выше нагрузка на зарядную батарею. На бокс-модах с электронной платой аккумулятор защищен от перегрева. На неправильной намотке девайс не включится. На мехмодах, где параметры регулируются вручную, высок риск повреждения батареи и даже взрыва.

Посчитать соотношение параметров можно на специальном калькуляторе намоток. В онлайн-программе выставляется количество спиралей, толщина проволоки, тип материала и вид аккумулятора. На выходе приложение покажет, насколько критичной окажется нагрузка на батарею.

Выделяются следующие типы намоток:

  • Микрокойл. Это миниатюрные спирали, где промежутков между витками практически нет. Оптимально подходят для небольших клиромайзеров. Важно, что остается большая площадь, а соответственно выдается много пара.
  • Спейскойл. Отличие в свободном пространстве между витками. Сделано это для достижения чистоты парения. Однако есть и минусы: плотность пара не такая высокая, а жижа может «плеваться» ввиду малой скорости прогрева.
  • Косичка. Мотается из двух проволок и образует своеобразную двойную спираль. Косичка выдает большой объем пара и способствует яркой вкусопередаче. Нельзя забывать, что применение двух проволок уменьшает сопротивление — повышается ресурсная нагрузка на батарею.
  • Параллельные койлы. В отличие от косички проволоки не переплетаются, а располагаются рядом друг с другом. Намотать такой койл с первого раза трудно. Можно применять больше двух проволок, но это значительно снизит сопротивление, а значит, понадобится мощный аккумулятор.

Отдельный класс составляют так называемые арт-койлы. Это намотки в виде сложных узоров, которые выглядят стильно и в большинстве своем рассчитаны на мощное парообразование.

Чаще других встречаются: клэптон намотка, когда одна проволока наматывается на основание другой, змейки и воздушные косички - модификации классической косички, цепи. Создание арт-койла - трудоемкий и долгий процесс, намотать такие спирали начинающему парильщику трудно.

Как намотать?

наверх

Рано или поздно любой вейпер узнаёт о возможности мотать собственные спирали на атомайзер и задумывается над тем, зачем же, собственно, это всё нужно, ведь можно просто купить новую «голову». Необходимость создания собственных намоток сегодня не так велика, как раньше, но вейперы всё ещё могут получать значительные преимущества от собственных спиралей.

Во-первых, самостоятельно создавая спираль, можно достичь целевого сопротивления, отличного от тех, что выпускают фабрично. К примеру, для клиромайзера Kanger SubTank существуют стандартные головы для сабомного парения (0,5 Ома) и сигаретной затяжки (1,5 Ома). Если же вы захотите добиться минимального сопротивления, например, 0,1 Ома, либо, наоборот, установить спираль с большим сопротивлением под сигаретную затяжку (1,8 Ома), то вам придётся или менять клиромайзер, или создавать собственную намотку.

Во-вторых, набравшись достаточно опыта, вы сможете влиять на температуру пара, удар по горлу и другие ощущения от парения.

В-третьих, собственные намотки для электронных сигарет позволяют экономить, так как расходные материалы стоят меньше, чем собранный на фабрике испаритель. В долгосрочной перспективе выгода может стать весьма заметной.

Для создания намотки понадобится обслуживаемый атомайзер, имеющий специальную базу под установку собственной спирали. Как правило, такая база обозначается аббревиатурой RBA или RTA - rebuildable atomizer и rebuildable tank atomizer соответственно; RDTA - rebuildable dripping tank atomizer (дрипка с баком). К примеру, упомянутый уже SubTank позволяет использовать RBA базу. В рамках данной статьи мы рассмотрим в первую очередь именно Субтанк, так как это одна из самых популярных моделей, и многие вейперы начинают мотать именно с неё.

Атомайзеры для намоток

наверх

При выборе обслуживаемого атомайзера можно обратиться к опыту вейпинга. Среди сообщества популярны следующие модели:

Kanger SubTank - уже «прорекламированное» устройство, ставшее одним из первых популярных сабомных клиромайзеров. Отличается высоким качеством и «неубиваемостью», а также возможностью использования как заводских спиралей, так и самостоятельных намоток, за что его и полюбили вейперы. Стоит упомянуть и его новую модификацию TopTank - модель с верхней заправкой, которую не нужно откручивать от мода, чтобы залить жидкость;

Kayfun - распространённая в России марка, производящая только обслуживаемые клиры;

Billow v2 - клир, отличающийся от предыдущих возможностью установки двух спиралей, а не одной;

Zephyrus (Zephyrus v2) - тоже двухспиральный клиромайзер высокого качества, полюбившийся отечественным вейперам за схожую с SubTank универсальность - возможность работы с собственными намотками и заводскими «головами»;

Velocity - дрипка, то есть конструкция, не подразумевающая хранение жидкости, а прямое закапывание «жижи» на спираль. Такой вид парения сложнее и менее комфортен - одного закапывания хватает в среднем всего на один «перекур». Но зато получается очень много пара и вкуса.

Материалы для намоток

наверх

По сути, кроме самого обслуживаемого атомайзера вейперу понадобится всего две вещи: проволока и вата. Проволока станет спиралью, а вата фитилём, который будет смачиваться и под воздействием нагрева спирали и поступающего воздуха при затяжке «выдавать» пар. На сегодняшний день существует несколько вариантов материалов.

Материалы для спирали

  • нихром - отличается хорошими эксплуатационными качествами, удобен в намотке и недорого стоит;
  • кантал - он же фехраль, и второе название даже более правильное, ведь «кантал» - это имя производителя материала. Аналог нихрома, но не имеет в своём составе никеля, из-за чего меньше стоит, меньше служит и не так удобен в эксплуатации, ибо скручивается и пружинит. Последний недостаток устраняется путём нагрева, но об этом ниже. За сочетание цены и качества кантал считается наиболее популярным материалом;
  • нержавейка - дешёвый и доступный материал, обладающий большим сроком службы. Не очень удобен в намотке, поэтому используется не часто. Тем не менее, в последнее время стали появляться устройства с температурным контролем (ТК), функционирующие на нержавейке, поэтому популярность материала растёт, ведь он может работать и в режиме ТК, и вариватта одинаково хорошо. При этом в отличие от титана и никеля с нержавейкой легко можно создать намотку с высоким сопротивлением (примерно 1 Ом);
  • никель - дорогой материал для устройств с температурным контролем. Для новичков не представляет ценности, так как слишком дорог для «опытов»;
  • титан - аналог никеля, с тем лишь отличием, что не выделяет вредных веществ при перегреве (такая же проблема есть и у кантала с нихромом). Перегревается ли никель в устройствах с ТК выше «порога опасности» в 600℃ - пока что спорный вопрос, ведь моды «держат» максимальную температуру в пределах 350℃. Из-за сохраняющейся потенциальной опасности многие вейперы уже переходят на титан для уверенности.

Материалы изготовления фитиля

  • кремнеземный шнур - устаревший материал, практически не использующийся сегодня. Даёт меньше пара и вкуса, чем другие, быстро загрязняется и относительно плохо проводит жидкость;
  • вата - обязательно нестерильная, иначе при парении будет «привкус больницы». Очень дешёвый и доступный в любом уголке мира материал, приобрести который можно в любой аптеке или супермаркете. Подойдут даже ватные диски;
  • японский хлопок - лучший материал на данный момент, не дающий привкуса и лёгкий в использовании. Правда, для начинающего вейпера может показаться дорогим.

Сопротивление намотки

наверх

Основная характеристика созданной намотки - её сопротивление. К примеру, намотка на Субтанк может быть как стандартных значений вроде 1,2 Ома, 0,5 Ома, то есть аналогом продающихся готовых испарителей, так и 0,7 Ома, 0,3 Ома и так далее. Сопротивление зависит от нескольких признаков:

  • длина спирали - она же количество колец. Чем больший «путь» нужно пройти току, тем больше сопротивление;
  • толщина - чем больше толщина проволоки, тем ниже сопротивление. Однако наращивать толщину бесконечно нельзя, и уже на 0,4 мм становится сложно создавать кольца. Также на разогрев большой толщины требуется больше энергии, следовательно, увеличивается расход батарейки;
  • значение сопротивления материала. Разные материалы значительно отличаются по своему сопротивлению, поэтому количество витков, их диаметр и общая длина спирали также будут отличаться.

При создании намотки следует учитывать, что чем больше витков и их диаметр, тем больше получается площадь нагрева, влияющая, в свою очередь, на температуру и количество пара. Однако нельзя просто «намотать побольше», так как мод может «не потянуть» такую спираль, из-за чего она будет плохо греться, либо банально не поместится в клиромайзер.

Намотка спирали для электронных сигарет должна производиться с учётом законов Ома. В зависимости от используемого аккумулятора последствием неправильной намотки может быть как просто отказ работать (моды с платой), так и выход из строя всего устройства (мехмоды). К примеру, если вы накрутили спираль с сопротивлением 0,5 Ома на свой SubTank, то вам потребуется мод, работающий на более чем 15 Ваттах. Однако на современном рынке редко встречаются моды с 15 Ваттами «на борту», которые «умеют» работать с низкоомными намотками. Поэтому важно, чтобы е-сигарета подходила не только по мощности, но и по поддерживаемому сопротивлению. И, как правило, такие устройства «стартуют» с 30 Ватт. Важен и аккумулятор - он должен быть высокотоковым, чтобы избежать перегрева.

Добиться на малых Ваттах низкого сопротивления можно ещё и на никелевых или титановых намотках, но они могут неправильно работать без температурного контроля и быстро выходить из строя.

  • Для получения 0,5 Ом на кантале А1 с толщиной проволоки 0,4 мм потребуется 5,5 витков диаметром 2,25 мм.
  • Для получения 0,3 Ом на никеле Ni 200 c толщиной проволоки 0,2 мм потребуется 11,5 витков диаметром 2,5 мм.

Звучит сложно, но в современном мире всё просто благодаря интернету. Многочисленные онлайн-калькуляторы позволяют рассчитать намотку в два счёта, к примеру наш калькулятор спиралей . Также существуют приложения для мобильных телефонов.

Сегодня самыми популярными значениями сопротивления являются «сабомные», то есть ниже 1 Ома. Намотки можно создавать вплоть до 0,05 Ома, если вы парите на моде с платой (при условии поддержки такого сопротивления, разумеется), или ещё ниже, если на мехмоде. Благодаря наличию защит такое низкое сопротивление стало безопасным, и вы можете не беспокоиться о возможном замыкании. Также всё ещё популярны «классические» значения 1,2 и 1,6 Ома, которые дают меньше пара, но отлично работают на маломощных е-сигаретах. Такие Омы очень «уважают» любители сигаретной затяжки.

Виды намотки

наверх

Всего существует пять основных видов намотки. Вот эти койлы (спирали):

Микрокойл или нанокойл - небольшая спираль, витки которой расположены на минимальном расстоянии друг от друга. Подходит для небольших клиров и выдаёт много пара, так как площадь нагрева у неё больше. Однако при создании такой спирали нужно тщательно следить за отсутствием КЗ;

Обычный койл или спейскойл - слово space в нём означает не космос, а пространство. Витки такой спирали разделены пустым местом, благодаря чему жидкость лучше проходит по всей ватке, меньше шанс подпалить её и вдохнуть дым вместо пара. При намотке проще, но даёт немного меньше пара. Также возможны «плевки» жидкости в рот при слишком редких кольцах, так как «жижа» может не успевать испаряться;

Койл-косичка - не совсем полноценный вид, а подтип спиралей, которые мотаются не из одной проволоки, а из двух, переплетённых между собой. Благодаря этому увеличивается площадь нагрева, а значит, вкус и пар, но также становится больше шанс втянуть вместо пара жидкость. Подходит не для всех клиров, к примеру, на Субтанк такую невозможно установить. Койлы-косички могут быть как в формате микрокойла, так и спейскойла;

Параллельные койлы - микрокойл или спейскойл, мотающийся не из одной проволоки, а из двух. Такой подход позволяет увеличить площадь нагрева, вкус и пар. В намотке сложнее, так как необходимо зафиксировать концы проволоки для равномерности;

Арт-койлы - сложные узорчатые плетения, на которые приятно смотреть и ещё приятней парить. Дают много вкуса и пара, так как площадь нагрева у них потрясающая, отлично выглядят, но очень сложны в намотке, поэтому остаются прерогативой про-вейперов.

Процесс намотки

наверх

Намотка атомайзера будет продемонстрирована только на примере спейс- и микрокойла, так как создание арт-койлов слишком сложно для описания «в двух словах».

Чтобы намотать спейс- или микрокойл, понадобится такой набор инструментов:



Таким образом создаются намотки на клиромайзер или дрипку. В зависимости от того, какую площадь сечения проволоки и количество колец вы выбрали, будет изменяться выдаваемый вкус и пар. Сегодня общепринятой считается намотка на 0,3 Ома, так как такое значение достигается небольшим числом колец и достаточно тонкой проволокой. Впрочем, для первых намоток подойдут любые значения.

Процесс создания более сложных спиралей, таких как Clapton, Chain и других, рассмотрен в отдельной статье .

Результат

наверх

Ваша спираль будет обладать различными характеристиками в зависимости от того, какие вы допустили ошибки и как расположили спираль на базе:

  • температура - зависит от типа спирали и площади нагрева;
  • скорость образования пара - зависит от сопротивления спирали. На значениях сопротивления выше 1,5 Ома парообразование будет относительно медленным и подойдёт для парения с сигаретной затяжкой. На значениях ниже 0,3 Ома парообразование будет быстрым, но потребуется мощный мод;
  • удар по горлу (тротхит) - зависит от расположения спирали. Чем она выше относительно базы, тем жёстче ТХ, чем ниже - тем мягче;
  • срок службы намотки - зависит от целого набора факторов, но основными губительными моментами являются перегрев и плохая подача жидкости. Влияние оказывает и качество самой жидкости.

Среди классических ошибок следует упомянуть неправильный расчёт сопротивления, в результате чего спираль просто «не запускается». Современные устройства частично нивелируют эту проблему, так как обладают защитами и могут работать с широким диапазоном сопротивлений. Короткое замыкание - распространённая проблема, вызванная тем, что спираль касается металлических частей базы (не считая специальных креплений). Привкус гари может проявляться при перегреве спирали, либо при недостаточной проходимости жидкости по фитилю. Протечка - результат не верно выбранного типа спирали и неправильной укладки ваты. Также возможны протечки из-за плохого закручивания деталей клиромайзера.

Насколько это выгодно?

наверх

Моментальной выгоды от обслуживаемых испарителей не будет. Только долгосрочная перспектива! Понять, что намотку нужно заменить, можно по тем же признакам, что и у готового испарителя. Периодичность замены у обоих вариантов примерно равна.

Первые плоды экономии будут видны уже в первые месяцы. К примеру, испарители 0,5 Ома для Kanger SubTank стоят примерно 1300 рублей за упаковку в 5 штук. А это примерно по 520–780 рублей в месяц. Расходники же для самостоятельных намоток обойдутся в месяц примерно по 120 рублей, и это с учётом «скакнувшего» курса. Экономия почти в пять раз, но сначала вам придётся закупиться инструментами и бездарно «слить» несколько метров проволоки и ваты на обучение. Но как только вы научитесь мотать спирали, выгода этого навыка станет для вас очевидна!

Интересно, что думают о намотке спиралей для начинающих наши читатели? Своё мнение можно написать в комментариях ниже.