Познание. Типы познания, проблемы истины - предмет философии

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Типы познания

Исходя из этого существует несколько типов познания:

Мифологическое - тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов, сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве, исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме -- не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философское - представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Философское познание является частью научного.

Научное философское познание - разработка теоретической картины мира.

Проблемы истины

Истина - это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным», то есть «истинный» - это соответствующий действительному положению вещей. В то же время, очевидно, что имеются неоткрытые, неизвестные истины, и возможно истины, которые человек не может постичь в принципе.

Проблема истины напрямую связана с мировоззренческими позициями исследователя, его парадигмальной принадлежностью, укоренившейся в сознании, где парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире.

Существуют две глобальные парадигмы, исходящие из основного вопроса философии: что первично идея или материя - идеалистическая и материалистическая. В зависимости от того, какая парадигма поддерживается ученым, такая у него и трактовка истины и истинного знания.

Так, материалистическая концепция истины, говорит о том, что Содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина. Так с точки зрения позитивизма - философского направления объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. При этом учитывается и относительность истины. Относительность истины обусловливается, прежде всего, тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности.

Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий - все это определяет относительность истины. Признание абсолютного существования внешнего мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину. Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная - это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейся наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир. То есть позитивизм исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические (идеалистические) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

С точки зрения идеалистической парадигмы - существует истина, которую рационально объяснить и познать человек не может, он может только постичь и принять ее через веру, без эмпирического опыта.

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек, группа людей и человечество в целом.

Объект - вся существующая реальность.Процесс познания во всех случаях носит активный характер.

Уровни познания:

1) Чувственное(эмпирическое) – познание мира с помощью органов чувств. Выделяют 3 формы чувственного познания: а)ощущения – только свойства предмета, предмет перед глазами, через органы чувств. б) восприятие – образ предмета, непосредственно перед глазами, через органы чувств(целостный образ). в)представление - образ предмета, который сохранен в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

Результатом явл наглядный образ предмета

Не отделяет существенные признаки от несущественных

Субъективно, т.к. органы чувств у всех разные

Есть предметы и явления, которые с помощью чувств познать нельзя

Присутствует у животных

Является основой для рационального познания

2) Рациональное познание – познание мира с помощью мыслительных операций(сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение). Формы: а)понятие – мысль, с помощью которой можно выделить общие и отличительные черты. б)суждение – мысль, которая утверждает или отрицает ранее сложившееся представление. в)умозаключение – мысль, которая устанавливает логическую связь между суждениями.

Особенности:

Опирается на результат чувственного познания

Нет непосредственного воздействия предмета

Можно изучать предметы, которые при чувственно познании изучить невозможно

Результатом являются истинные знания о предмете

Формы(пути) познания:

1. Ненаучное познание: А)житейское(обыденное):основано на личном опыте и здравом смысле, достаточно консервативно, имеет своеобразный язык(горсточка). Б)народная мудрость: обобщает опыт поколений, выражено в виде загадок, пословиц и поговорок, достаточно противоречиво. В)художественное: результатом является художественный образ, достаточно субъективно, имеет эмоциональную окрашенность, действует язык символов(краски, звуки). Г)мифологическое: заменяет объяснение рассказом, служит для передачи культурных ценностей и жизненного опыта народа. Д)паранаука(астрология, хиромантия): проникает в неисследованное пространство, имеет дело не с фактами, а с выдвижением гипотез, уход от конкретных объяснений.

2. Научное познание – основная форма человеческого познания, которое выражается в виде мыслительной и предметно-практической деятельности. Особенности: объективность, доказанная практикой; имеет дело только с тем, что реально существует и может наблюдаться; носит системный характер: факт → гипотеза → закон → теория; подвергается постоянной проверке, т.е. открыта для рациональной критики; опирается на опыт предшественников; имеет свой научный язык; воспроизводимось полученных результатов.

3. Социальное познание: совпадает субъект и объект познания; роль субъективного фактора(связано с интересами отдельных людей и групп); общество – это сложный объект для изучения, т.к. в нем нет повторяющихся событий, а также действуют люди, наделенные волей; ограниченное использование таких методов, как наблюдение и эксперимент.

4. Самопознание – процесс постижения особенностей собственной личности (свих интересов, воли, способностей). Образ "я" – относительно устойчивые представления человека о самом себе, выраженные в словесной форме. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу я.

Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.
Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектовнаука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина , постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4.Существенным признаком познания является его системность . Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия . Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.


9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства , как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).
10. Специфическими характеристиками обладает субьект научной деятельности - отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, этические принципы.

Эти критерии выполняют охранительную функцию , ограждают науку от бреда. Научное познание - это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни , имеющий, однако,несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств .

Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер . Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука , которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.

Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, стихотворения, книги есть лишь некая проекция или срез этих вещей. Если этой проекцией содержание художественного произведения исчерпывается полностью, то можно утверждать, что оно не отвечает своему назначению. Неуспешна книга, которая пишется с целью «воплотить» те или иные предвзятые авторские концепции или мнения; ее судьба - остаться более или менее искусной иллюстрацией этих мнений. Наоборот, плодотворен путь «художественного исследования», как его формулирует А.И. Солженицын: «Вся иррациональность искусства, его ослепительные извивы, непредсказуемые находки, его сотрясающее воздействие на людей - слишком волшебны, чтоб исчерпать их мировоззрением художника, замыслом его или работой его недостойных пальцев...» Там, где научному исследованию надо преодолеть перевал, там художественное исследование тоннелем интуиции проходит иногда короче и вернее.

С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности («прииди и виждь»), указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания. Другой отличительный момент художественного познания - требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В этом корни противоположности художественного метода научному.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства - всегда результат отбора. Художественный вымысел, однако, допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, но не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола, субъективизма. Попытка выразить общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным приводит к схематизации и социологизации действительности, а не к созданию художественного произведения. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, то результатом будет не художественное произведение, а своего рода «фотография»; в этом случае мы говорим об имитаторстве и натурализме.

В науке главное - устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего специфического содержания. Научное знание держится на общем, на анализе, сличении и сопоставлении. Оно «работает» с множественными, серийными объектами и не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом слабость научного подхода. Поэтому при всех успехах научного знания в открывающихся в нем глубинах никогда не может быть снят вопрос о его конечной адекватности той единственной Вселенной, которая вечно пребывает перед нами. Образно говоря, никакая самая лучшая астрономия никогда не снимет великой тайны «звездного неба над нами», по крылатому выражению Канта.

П. Флоренский, говоря о путях обретения истины - задаче всякого познания, первоначально называет два: интуицию, т.е. непосредственное восприятие, и дискурсию, т.е. сведение одного суждения к другому, рациональный анализ. Подразумевая различные теории знания, он различает «чувственную интуицию» эмпириков, т.е. непосредственное восприятие объекта органами чувств, «субъективную интуицию», т.е. самовосприятие субъекта, у трансценденталистов и достаточно туманно им характеризуемую «субъективно-объективную интуицию» различных мистиков.

Поиски Флоренского в области, если позволено так выразиться, мистической физиологии знаменуют собой стремление выйти за рамки господствующего типа познания, которое в современной философии ощущается как «усохшее» и «скукоживающееся» сравнительно с познанием, доступным людям прошлого. Современное господство научного типа познания ощущается как регресс.

Практическое познание испытывает наибольшее по сравнению с любым другим видом интеллекта влияние смежных областей человеческого духа - эмоциональной, волевой, коммуникативной, образуя динамический комплекс (вроде "переживающего разума", "думающего сердца", "осмысленной воли" и пр.). Практику необходимо ценить знание и знать ценности: сущее (истина) проверяется у него должным (оценкой). Его деятельность, как правило, сопровождается личным соперничеством, даже противоборством людей, их воль, характеров, чувств и настроений, мотивов и интересов. В этих условиях от качества знания и способностей к его оперативной обработке и применению зависят решения и поступки, жизненно важные для человека.
Практическое познание осуществляется не ради самого знания, а для эффективного воздействия субъекта на объект. Потому проверка результатов практического познания совпадает с их использованием работающим человеком. Для последнего нет альтернативы между познанием и неведением. И если для субъекта науки познание мира - личный интерес, нравственный долг, может быть - смысл жизни, то для субъекта практического познания материальная деятельность - необходимое условие существования.
В составе практики познавательные приемы и операции, как правило, подчинены внешним поступкам, предметным действиям. В науке, в частности экспериментальной, наоборот, манипуляции ученого с вещами, приборами должны подкрепить или опровергать некую идею. О практическом же мышлении, а тем более наглядном восприятии предмета труда можно сказать, что они осуществляются исключительно ради действия и очень часто самими действиями. Тут имеет место развитое наглядно-образное и наглядно-действенное сознание, когда субъект выходит из проблемной ситуации, визуально воспринимая вещи и физически оперируя с ними. Отдельные шаги на этом пути - суть опредмеченные, материализованные знания практика.
Вместе с тем, наряду с проверенными, надежными знаниями практики вынуждены использовать знание вероятностное, неточное, которому наука не слишком расположена верить. Преодолевая дефицит информации, практическое познание вынуждено сообразовывать ее всякий раз заново с теми изменениями, которые происходят в жизни. Держа в уме очередную цель своей умственной и физической работы, практик предпочитает обдумывать ее поэтапно, дабы не переусложнить схему вариантов своего действия. Практическое познание оперативно и ситуативно, ибо связано прежде всего с временным ограничением большинства стадий материального производства, цикличностью социальной жизни в целом. Чувства и мысли практика вовлечены в объективные и по преимуществу необратимые процессы движения природы и общества, они вынуждены применяться "здесь-теперь". Практику приходится решать задачу освоения действительности чаще всего однократно, а не вариабельно, что допускается в науке и искусстве. Общая интенсификация познавательных процессов на практике вызвана такими обстоятельствами, как сезонность времен года; недельными, суточными ритмами труда; договоренностью или же конкуренцией между производителями товаров и услуг; общественными и индивидуальными потребностями. Ход событий способен либо увеличить цену одной и той же порции знания, либо "свести ее к нулю". Проигранного сражения не дашь повторно; пропустив оптимальные сроки сева, упустишь урожай; не вовремя отключив систему аварийной защиты ядерного реактора, взорвешь его. Отсюда вынужденное внимание практика к случайностям, подробностям, неожиданностям, всем мелочам, пренебрежение которыми может дорого обойтись практику. Великий образец практического ума, Наполеон I, старался никогда не терять из вида деталей, поучая этому своих сподвижников. В конце концов, практику все равно, от крупного или мелкого просчета потерпеть неудачу.

Субъект практического познания формируется и функционирует под влиянием разнообразных факторов социокультурного свойства: индивидуальных, коллективных, массовых; половозрастных, регионально-географических, этнических, национальных, политических, нравственных, профессиональных и досуговых. Причем отличительной характеристикой субъекта практического познания является его диспозици- онность: ученик - наставник, любитель - профессионал, специалист - дилетант, подчиненный - руководитель и пр.
При этом следует еще раз подчеркнуть, что практическое познание составляет руководящую подсистему всей практической деятельности человека, оно не отрицает науку и виды вненаучного познания, а дополняет и продолжает их познавательные усилия, представляя собой синтез научных и вненаучных, чувственных и логических, рациональных и иррациональных форм.

24 вопрос

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная . В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?

Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

Критерий истины – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Проблема критерия истины до конца не разрешена.

Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

В качестве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).

Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина (предрассудки). Как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников, но рано или поздно становится достоянием большинства.

Не являются критерием истинности знания и благоприятные или полезные последствия его применения (прагматизм). Прагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме. Это весьма сомнительный критерий, хотя истина, если это действительно истина, так или иначе общественно полезна.

Не годится на роль критерия истины и когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Если к уже существующей, наличной системе знания непротиворечивым образом присоединяется новое знание, то это еще не знак того, что оно истинно. У когеренции как критерия истины, конечно, есть рациональное зерно: мир – единое целое; знание об отдельной вещи или единичном явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Рано или поздно истина обнаруживает, раскрывает свой системный характер, свою открытость и внутреннюю пригнанность к другим истинам.

Но главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, т. е. материальная предметно - чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами (непосредственно с помощью эксперимента или опосредованно – путем логического доказательства на основе практической проверки исходных положений данной теории). Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно - исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Кроме того, практика может быть искаженной. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.

Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях . 1) критерий логики: по свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная . Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

  • результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
  • окончательное знание определенных аспектов действительности;
  • то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  • полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете. В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом , преувеличение устойчивого момента - есть догматизм . Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1. характером объекта к которому относится,

2. условиями места, времени;

3. ситуации, историческими рамками.

Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «сорта» истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции, классическая), когеренции и прагматичности. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (Р.Декарт). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего мышления. До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Ее основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле истина есть соответствие вещи и интеллекта. В классическом смысле истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концеп­ции истины внесли сторонники марксизма и американского праг­матизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; фагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. Представляется весьма ценной мысль американского философа Н.Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.

Вопрос

Большинство согласно с тем, что научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В чем ее отличие от таких видов знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Мы видим, что эта проблема является одной из главных в позитивизме. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания. Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы. Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория - это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов: 1. Универсализация - распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».) 2. Идеализация - в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает. 3. Концептуализация - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение. Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями. Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза - это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория - это доказанная гипотеза, это закон. Законы позволяют объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру. Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах): редукционизм - стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней; эволюционизм - утверждение естественного происхождения всех явлений; рационализм - как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д. Эти принципы делают науку в отличие от религии: а) наднациональной, космополитной; б) она стремится стать единственной; в) научные знания надличностны; г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д. В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала. Эмпирический уровень - это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень - это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления. К эмпирическим методам относятся: наблюдение - связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично; измерение - особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта; моделирование - вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно. К теоретическим методам научного познания относятся: индукция - метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.); дедукция - метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному). Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания. Исторический метод - это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического процесса для раскрытия его логики. Логический метод - это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие (онтогенез воспроизводит филогенез). Что же за знания у человека, которые не входят в науку? Это ложь, заблуждение, невежество, фантазия? Но разве наука не ошибается? Разве нет доли истины в фантазии, в обмане? Наука имеет область пересечения с этими явлениями. а) Наука и фантазия. б) Наука и культура. В настоящее время развернута критика науки. Историк Гилански так говорит об ученых: «Будь их воля, они превратили бы в ботанику великолепные цветения, в метеорологию красоту закатов». Илья Пригожин тоже утверждает, что наука низводит богатство мира до однообразного повторения, убирает благоговение перед природой и приводит к господству над ней. Фейерабенд: «Наука - это богословие ученых, делая акцент на общем, наука огрубляет вещи, противопоставляет себя здравому смыслу, морали. В этом виновата сама жизнь с обезличенными отношениями через письменность, политику, деньги. Науку надо подчинить морали.» Критика науки должна считаться справедливой только с позиции человека, отказавшегося от использования ее результатов. Гуманизм предполагает право каждого человека на выбор смысла и способа жизни. Но тот, кто пользуется ее плодами, не имеет морального права на критику. Развитие культуры уже немыслимо без развития науки. Для устранения последствий развития науки общество использует саму науку. Отказ от науки есть деградация современного человека, возврат к животному состоянию, на что человек вряд ли согласится. Итак, познание - это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали, здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с не наукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.

Познание - отражение реальности человеком и обществом с целью получения знания для дальнейшего использования их на практике.

Познание - процесс постижения человеком и обществом неизвест­ных прежде фактов, явлений и закономерностей действительности.

Познание – процесс приобретения человеком знаний о мире и самом себе.

Познание как деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют два уровня мышления:

- рассудок

- разум

Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты.

Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений.

Характерен взаимопереход между ними.

Результатом познавательной деятельности является знание , которое:

Закрепляется в человеческой памяти;

Передается из поколения в поколение;

Фиксируется в соответствующих материальных носи­телях (рукописях, книгах, кино- и магнитных лентах, компь­ютерной памяти и т. д.).

Познание связано с общественно – исторической практикой.

Практика – общественно-историческая деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, результатом которой является мир материальной и духовной культуры («вторая природа»).

Виды практики:

Материально-производственная;

Общественно-политическая (реформы, революции, др.);

Научно-экспериментальная (мысленное экспериментирование);

Художественно-творческая.

Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Основные функции практики в процессе познания:

Практика - основа познания, т.к. всю информацию о предметах мы можем получить лишь при условии практического взаимодействия с ними. Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Практика - цель познания, т.к. оно осуществляется не ради любопытства. Практика направляет познание на решение назревших и наиболее актуальных задач. Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.

Практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

Практика - критерий истины, практика позволяет проверить и оценить результаты познания, позволяет разграничить истину и заблуждение. Сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

2. Объекты и субъекты познания. Определение конечного источника знаний и характеристика объектов познания предполагает решение следующего ряда вопросов:Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания?

Источник познания - внешний мир, который доставляет, в конечном счете, исходную информацию сознанию для обработки.

Объектом познания в широком смысле выступает все то, на что направлено наше познание - окружающий человека материальный мир (природный и социальный), включенный в сферу деятельности людей и их отношений. В ходе практической деятельности человек вовлекает природные предметы и явления в сферу своей жизнедеятельности, придавая им статус и предмета труда, и объекта познания. Уже для первобытного человека предметы внешнего мира как бы «отрываются» от своей естественной основы и «связываются» с системой социальных потребностей.

Объект познания – то, что противостоит субъекту, то, что познается. Объектом познания становится такой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, на который направлено внимание познающего субъекта, который становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. Объектом могут выступать как материальные, так и идеальные явления (так, сознание индивида – объект для психолога.)

Особым объектом познания выступает общество. Социальное познание имеет свою специфику, в частности, отличается в сравнении с естествознанием меньшей формализацией языка исследования, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем.

Специфика социального познания:

1. Познающий субъект часто включен в те процессы, которые он изучает.

2. Основой социального познания является социальные факты , которыми являются действия людей, суждения отдельных личностей, результаты материальной и духовной деятельности людей. Интерпретация социальных фактов всегда зависит от позиции исследователя.

3. В силу этого он не всегда способен объективно отнестись к изучаемому явлению. В социальном познании всегда просматривается личность исследователя, что привносит субъективный момент в познание. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских прибалтийских республиках. Для россиян - это разгром фашизма и освобождение мира от нацизма. Для прибалтийских политиков с учетом националистических настроений - оккупация. Отсюда и перенос памятников, и марши бывший эсесовцев и т.д.

4. В обществе действуют люди и социальные группы, преследующие собственные интересы и цели, что очень усложняет социальные процессы. Чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний. История полна случайностей, поэтому социальные процессы трудноизучаемы и малопредсказумы.

5. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, дублировать. Например, мы обозначаем понятием «революция» некоторый процесс. Революций в мире было много, но среди них нет совпадающих по ходу и развитию процессов.

6. В социальном познании трудно применить такие методы научного познания как эксперимент, моделирование, даже возможности наблюдения здесь ограничены. Невозможно наблюдать прошлое. Когда исследователи начинают изучать образ жизни племени, ведущего первобытный образ жизни, то под «влиянием цивилизации» в нем начинаются необратимые изменения.

7. Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс - деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

Выделяют первичные, вторичные и третичные объекты познания:

- Первичный объект познания (соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира.

- Вторичные объекты познания (соответственно вторичный источник знаний) – образы сознания, которые формируются в результате отражения первичных объектов. Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей.

- Третичные объекты познания – объекты, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Проблема субъекта познания включает в себя следующие вопросы: Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом?

Субъект – тот, кто познает – активная сторона познания, индивидуальный и коллективный носитель познавательной деятельности. Субъектом может выступать индивид, коллектив, соц. группа, класс, общество в целом.

Основа отношений «субъект-объект» - практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения. Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания.

Чтобы играть роль субъекта познания, индивид должен:

Обладать познавательным опытом;

Освоить существующий познавательный инструментарий;

Постоянно соотносить свою познавательную деятельность с деятельностью других познающих субъектов.

Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс:

По линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

По линии «коллективной» субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

3. Виды и уровни познания. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человека.

Рассмотрим эти формы:

- обыденно – практическое познание : основано на повседневном опыте, практике, дает элементарные сведения о природе, людях, др. Но обыденные знания носят хаотичный, разрозненный характер, простой набор сведений и правил;

- игровое познание : важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых: деловые игры, спортивные, игра актеров и др. игровые модели и игровые сценарии все чаще используются в ряде наук, где рассматриваются различные варианты течения сложных процессов;

- мифологическое познание;

- художественное познание – получило выражение в искусстве, носит образный характер;

- религиозное познание : связано генетически с мифологией, для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное;

- философское познание;

- научное познание .

Уровни познания. Познание осуществляется на двух уровнях:

- Чувственный уровень. Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Органы чувств при этом доставляют разуму соответствующие данные. Чувственное познание носит субъективный характер, на этом уровне отражаются внешние характеристики предмета.

- Рациональный уровень (лат. rаtiо – ум, разум, мышление) осуществляется с помощью мышления . Мышление в философии понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий получение на основе данных чувственного познания сущностных свойств предметов и явлений.

Рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (в этом опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их.

Рациональное познание - это высшая форма познания, с помощью которой происходит проникновение в сущность предметов и явлений, открываются законы, создаются теории.

При рациональном познании непосредственный контакт с предметом не нужен.

Уровни познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о чувственном и рациональном как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

В 17-18 веках между философами разгорелся спор об эффективных способах познания, в результате чего оформились направления эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (Фр. Бэкон, Дж. Локк) считает, что основным источником знаний о мире и началом нашего познания является опыт. Наиболее эффективным методом познания, с помощью которого можно получить большое количество истинного знания, является метод индукции. Индукция – движение мысли от частного к общему.

Разновидностью эмпиризма является сенсуализм , который считает, что основой нашего познания являются чувственные впечатления (Д. Локк).

Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) считает, что источником знаний человека о мире является разум («врожденные идеи» Декарта). Эффективным и строгим методом познания является метод дедукции. Дедукция – движение мысли от общего к частному.


Формы познания :

Формы чувственного уровня: · Ощущение – отражение отдельных свойств или качеств предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. При этом дается не весь предмет в целом. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи. Ощущения являются единственным источником знаний человека об окружающем мире. Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию. Например, человек, помещенный в сурдокамеру, оказывался в ситуации так называемой сенсорной депривации. Последняя проявляется в виде специфических переживаний изоляции, одиночества, «чувственного голода», связанных с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств. · Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на наши органы чувств. Это более сложная форма чув­ственного познания, она полнее характеризует предмет. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии. Из видов восприятий выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф.Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. · Представление - сохранение в сознании образа предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств. Сюда относят – образы памяти, образы воображения (связано с творчеством, фантазией). Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И, во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует. В представлении можно получить и образы, которые в действительности не существует и никогда не воспринимались человеком непосредственно. Это значит, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. В греческой мифологии, например, было создано представление о кентавре – получеловеке, полулошади, а фантазия наших предков-славян породила представление о русалке – женщине с хвостом рыбы вместо нижних конечностей. Однако все подобные представления основываются на реальных фрагментах действительности, которые лишь причудливо комбинируются между собой. Так, в нашем представлении о черте отдельные черты, органы тела, имеющиеся в действительности у животных (хвост, копыта, рога и т.п.) соединяются между собой таким образом, что получается фантастический образ «нечистой силы». Формы рационального уровня: · Понятие - отражение наиболее существенных и устойчивых свойств некоторого класса предметов с помощью мысли. Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же. Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями. Поэтому мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью, а количество понятий определяет интеллект человека. Образование понятия – это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия признаков (присущих множеству реальных столов), как форма (круглый, прямоугольный, овальный и т.п.), цвет, количество ножек, материал, из которого изготовляются конкретные столы, и т.п., а с другой стороны, выделяют те общие признаки, которые определяют использование данного предмета (стола) в повседневной жизни. · Суждение - связь понятий, где имеется законченный блок информации. Суждение - это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо электропроводно». В то же время оно не обладает прозрачностью, т.е. проницаемостью для лучей света. Отсутствие связи железа с этим свойством обусловливает суждение: «Железо не прозрачно». · Умозаключение - форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Умозаключение– связь суждений, где из информации одних (посылок) вытекает информация других (заключение). Это вывод из двух или более суждений в пользу нового суждения. Вот классический пример умозаключения (силлогизм): Все люди смертны (1 посылка). Сократ человек (2 посылка). Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие). На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Умозаключения в науке используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т.д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. Существует даже целое научное направление – футурология (от лат. futurum – будущее), прогнозирующее будущее, формы его становления. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т.д. Умозаключения бывают: - индуктивные, - дедуктивные, - по аналогии.

4. Интуиция как способ познания. Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными (иррациональными) его формами.

Иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с мышлением: эмоции, воля, подсознательные влечения, интуиция, вера и др.

В современной философии и науке уже не признается безусловный приоритет рационального перед иррациональным, к примеру, роль интуиции очень велика в научном познании.

Интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, не связанное с цепью последовательных рассуждений и доказательств, без явного осознания путей и средств получения результата, как бы внезапное озарение . Но, как правило, интуицию предваряет могучая и длительная работа логического мышления.

Главная черта интуиции – ее непосредственность и целостность.

«Посредниками» между объектом и познающим субъектом на чувственном уровне выступают органы чувств, на рациональном – абстрактно-логические способности человека. В случае интуитивного получения знания процесс познания осуществляется непосредственно. Благодаря своей непосредственности интуиция обладает большой степенью целостности: объект познания схватывается в интуиции целиком, а вот разум сначала разделяет объект на части, познает их по отдельности, затем пытается синтезировать результаты.

Таким образом, интуиции свойственны:

Неожиданность решения задачи;

Неосознанность путей и средств ее решения;

Непосредственность постижения истины;

Целостность в восприятии объектов.

Интуиция распространена как в обычных, повседневных условиях (в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, человек как бы предчувствует, что нужно поступить так, а не иначе), так и в истории человеческой культуры (очень часто ученые, конструкторы, художники достигали принципиально новых результатов путем «озарения», «по наитию»).

Например, А. Эйнштейн говорил, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром, проснувшись, он вдруг понял, что события, происходящие одновременно для одного наблюдателя, могут быть неодновременными для другого.

Отметим, однако, что иногда за интуицию принимают не то, что ею является. Например, умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде, и поэтому результат представляется неожиданным, интуитивными не являются. Не нужно относить к интуиции также реакции по типу автоматизмов из области инстинктов.

Виды интуиции:

В зависимости от специфики деятельности субъекта можно выделять техническую, научную, обыденную, врачебную, художественную и т. п.;

По характеру новизны результата интуиция бывает стандартизированной и эвристической .

Стандартизированную интуицию называют интуицией – редукцией (сведением). Примером может служить врачебная интуиция С.П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула, С.П. Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оправдывалась. В данном случае, как и при постановке любого диагноза, имеет место подведение частного (комплекс симптомом у больного) под общее (определенная «матрица» - схема болезни вообще).

Эвристическая (творческая) интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых познавательных образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин как ученый-клиницист, разрабатывая теорию медицины, на основе интуиции выдвинул гипотезу об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).

К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:

1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие подсказки, которая служит пусковым механизмом для интуиции.

В качестве такой подсказки для И. Ньютона было, как известно, упавшее ему на голову яблоко, которое вызвало идею всемирного тяготения; для инженера-мостовика С. Броуна – висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.

Некоторые исследователи считают, что интуитивная способность сформировалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Способность интуитивно познавать, по сути, представляет собой вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Ученому в процессе открытия, действительно, даны не все посылки и средства, поэтому в интуиции он осуществляет именно вероятностный выбор.

Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется.

Отношение к интуиции на Востоке совершенно иное. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. В традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное: интуитивное знание считается выше по уровню, чем знание рациональное.