Смотреть что такое "муза" в других словарях. Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали

Ы, жен.Производные: Музка.Происхождение: (Греч. musa муза (женское божество искусства))Именины: 29 мая Словарь личных имён. МУЗА Вдохновляющая, воодушевляющая. В античной мифологии: богиня науки и искусства. Татарские, тюркские, мусульм … Словарь личных имен

Муза, вдохновляющая поэта Анри Руссо Муза, вдохновляющая поэта, 1909 … Википедия

- (иноск.) вдохновеніе. Ср. Доколѣ музами любимый, Ты Піэридъ горишь огнемъ... Мірскія забывай печали. А. С. Пушкинъ къ Батюшкову. Ср. Богиня мужественныхъ думъ! Тебѣ стихи мои звучали, Живые, свѣтлые, какъ ты! Н. М. Языковъ. Къ Музѣ. Ср. Вдохни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Каждая из 9 ти сестер богинь, по др. греч. мифологии, покровительствовавших наукам и искусствам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЗА Растение; то же, что банан. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

Богиня искусств; Музка Словарь русских синонимов. муза 1. см. поэзия. 2. см. вдохновение Словарь синони … Словарь синонимов

МУЗА, ы, жен. 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.). М.… … Толковый словарь Ожегова

Жен. родовое или семейное названье бананника и сродных ему тропических растений. | В переносном ·знач. из греч. баснословия: изящное вдохновенье, художнический дар. Музеум или музей муж., греч. собранье редкостей или замечательных предметов по… … Толковый словарь Даля

муза - ы, ж. musa m. бот. Банановое дерево, банан, му/за, пиза/нг. Мак. 1908. А вправо и влево на подзеркальниками, белых с золотом, стояли жардиньерки из руанского imitation, с такими же фиалками, левкоями и мохнатыми листьями, которые мы с вами, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МУЗА - (М. и м.; в др. греч. мифологии каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств) Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и досуги. Близь Музы, ветреной подруги, Попировать недолго, видно, мне. АБ900 (I,463.1); Ты просияла мне из … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

- (иноск.) вдохновение Ср. Доколе музами любимый, Ты Пиэрид горишь огнем... Мирские забывай печали. А.С. Пушкин к Батюшкову. Ср. Богиня мужественных дум! Тебе стихи мои звучали, Живые, светлые, как ты! Н.М. Языков. К Музе. Ср. Вдохни небесное мне,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Муза , Бёртон Джесси. 1967 год. Оделль Бастьен поступает на работу в Скелтоновский институт, и одновременно начинается ее роман с Лори Скоттом. 1936 год. Олив, дочь арт-дилера Гарольда Шлосса, тайком пишет…

что такое муза?

  1. источник Вдохновения.
  2. МУЗА -- (греч. musa) .
    В Греческой мифологии - одна из девяти БОГИНЬ.
    покровительниц различных ИСКУССТВ и наук, вдохновлявших поэтов, художников, музыкантов и ученых в их ТВОРЧЕСТВЕ.

    Источник творчества и ВДОХНОВЕНИЯ, олицетворяемый в образе женщины, БОГИНИ.

    Богиня ИСКУССТВ.
    Позднее число МУЗЫ -- возросло до ДЕВЯТИ.
    Они почитались как покровительницы различных ИСКУССТВ, а затем и наук:

    Евтерпа лирической поэзии,

    Клио истории,

    Талия комедии,

    Мельпомена трагедии,

    Терпсихора танца,

    Эрато любовной поэзии,

    Полигимния гимнов,

    Урания астрономии,

    Каллиопа эпоса.

    Фреска. "ПАРНАС" Ширина 670 см -- Станца делла Сеньятура, Ватиканский дворец.

    Фреска -- "ПАРНАС", посвящена теме поэзии. В центре фрески изображена гора
    Парнас, где вокруг Аполлона, играющего на виоле в окружении -- МУЗ,
    собрались поэты и литераторы всех времен, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля.

    Что такое МУЗА? Сердце это,
    Что трепещет раненою птицей.
    Бьтся и страдает от неволи
    И дарует счастье для поэта!

    Что такое МУЗА? Это счастье,
    Что ты даришь искренно, с Любовью.
    Музой можно разогнать ненастье
    И лечить лишь Словом, а не солью!

    Что такое Муза? То Свобода,
    Что тайком мне крыья расправляет.
    Улечу в глубины Небосвода
    И никто об этом не узнает!

    Что такое МУЗА? Это Свет,
    Что за суетой не замечаем.
    Она шлт нам всем - Л Ю Б В И - привет.
    Давайте с Ней дружить пообещаем!

    Кто такая МУЗА?

    Это молодая женщина из давней Греции.)
    Одеяние е из самого легкого шелка 🙂
    просторное, белоснежное, как тучи ясного дня, платье до самых пят.. .
    Е нежные волосы, слегка закрученные, спадают на грудь.)
    А в волосах е золотой гребень с драгоценными изумрудами.
    В руках она держит маленький хрустальный флакон, в котором она хранила
    всю мудрость озарения.))

    МУЗА макала трубочку в флакончик и надувала различные мыльные пузыри
    над своим творцом прекрасного.
    Когда маленький пузырек приземлялся на очередного полета, он
    чувствовал ВДОХНОВЕНИЕ и пробуждение первых лучей солнца.. .

    Что значит МУЗА для ТВОРЧЕСКОГО человека.. ?))
    Любое творчество -- это немного подвиг
    А на подвиг надо собраться с ДУХОМ и очень этого захотеть.
    Самое интересное, что от МУЗА никак не зависит -- хочешь ли ты совершить
    подвиг или нет. Это сугубо личное чувство, которое находится внутри человека! 🙂

    Почему МУЗА не может -- В Д О Х н о в л я т Ь -- бесконечно?

    Я думаю, что все дело воображении.. .
    Нас больше всего привлекает, когда что-то "недопоказывают"
    и "недорассказывают"...
    Воображение дорисовывает все так, как нам надо 🙂
    Вот, что такое МУЗА.. .

    МУЗА -- это идеал художников и поэтов для всех ТВОРЦОВ, с давних пор они
    воспевали е красоту, при этом у каждого была своя МУЗА
    МУЗА... бывают разные у всех... это зависит многих факторов, кто с нею
    знаком... тот знает.. .

    Она появляется внезапно, постучит по голове, пока ты будешь соображать что
    к чему и пытаешься уловить смысл, она уже исчезнет - так же внезапно

    Эта Богиня из древней Греции, отвечает за вдохновение у людей, она может
    вдохновить человека на создание чего-либо прекрасного

    А что такое Вдохновение..?
    Откуда оно приходит и куда девается
    Это уже другой вопрос)))

  3. а животное блин такое....

Капризная и непостоянная, трудолюбивая и гулящая… Все это о ней, о музе. Музы бывают разные – незримые девы с крыльями за спиной осеняют поэтов и музыкантов, менеджеров и дизайнеров одежды.

Музы приходят и к совсем не творческим, казалось бы, людям – садоводам и дачникам, пасечникам и даже к какому-нибудь мужчине, который со скуки решил выстрогать деревянную ложку.

Му́зы (от греч. Μοῦσα - мыслящие) - согласно мифологии Древней Греции, это дочери Зевса и титаниды Мнемосины. Или дочери Гармонии – богини, живущие на Парнасе. Музы покровительствуют искусствам и наукам.

Так не в этом ли секрет муз? Мыслящие. Как только появляется мысль – творческая, живая, не будничная – есть место для муз. А мы привыкли считать наоборот – сидит автор, мучается, пишет свой самый лучший роман. И вдруг – прилетает муза, осеняет идея – и все получается… Выходит, мастерство главнее музы? Или, не будь вдохновенного шепота музы, роман не начался бы?

Кажется, что именно в музе и дело. В ожидании этих насмешливых дамочек творческие люди литрами пьют кофе и чай, начинают курить или злоупотреблять чем-нибудь. Особо стойкие – гуляют, занимаются йогой и медитациями. А еще ищут вдохновение в хорошем чтении, наблюдениях за окружающим миром, и всегда готовы разглядеть что-то новое, что станет источником вдохновения, даже в старом рисунке обоев их рабочего кабинета.

Каких только качеств не приписывают музам: мол, и непостоянные они, и ревнивые, и свидетельницы ночных триумфов над собой. Стоит только им появится – и из-под пальцев автора на страницы стекают строчки «нетленки»… А еще они – «крылатые стервы». Все потому, что только соберешься спать, приляжешь – и вот уже гонит муза, подгоняет к столу – пиши давай! Ишь, спать надумал! Ну и кто она после этого?

Но не стоит забывать и о другом значении творчества. Ведь все, что упоминалось – оно про деньги, славу, известность. А творчество – оно буквально везде! И музы снова подтверждают, что не в деньгах дело. Творчество – оно и на кухне, и в воспитании детей, и в организации дня рожденья лучшего друга. Да и в древние времена (когда золотому тельцу поклонялись не меньше, чем сейчас) музы поддерживали человека в важных делах.

Музы – покровительницы каждого из нас. Они, как и прежде, вдохновляют нас. Без музы, без особого состояния не создать ничего нового и не прочувствовать такие моменты, как появление новой жизни и смерть близкого человека, любовь и брак, ежедневное творчество и выбор пути на всю жизнь. И, конечно же, без муз не обойтись, определяя свое предназначение, свою путеводную звезду.

Да помогут вам музы! А чтобы легче было взывать, запомните их «профессии»:

Евтерпа - лирическая поэзия

Каллиопа – эпическая поэзия

Клио - история

Мельпомена - трагедия

Полигимния - сначала танцы, затем пантомима и гимны

Талия - комедия

Терпсихора - танец

Урания - астрономия

Эрато - любовная поэзия.

Взывайте к музам в шутку и всерьез, просто помня божественное происхождение творчества. Снизойти – это про озарение, понимание «свыше». Про жалость прекрасных богинь – муз – к нам, и их помощь. В которой каждый из нас порой нуждается.

Происхождение греческих муз. Их роль в жизни людей.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера . Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами . Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора - муза танца и хорового пения - замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас , у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов , воспевают законы и все поколения богов - Гею , Кроноса , Океана , Никту , Гелиоса , самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее ».

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия - это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам - создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом , приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне , посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато. Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие». Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

Стихи, посвященные музам

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода - классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет - ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

Ныне, богини, молю - уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу , Афродите , музам, всем греческим богам , Гекате , Янусу и Афине . По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю - из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу - душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа , скиталась по брегу Пенея.
Феб , увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина .
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
Не подражателям холодным,
Не переводчикам голодным,
Не безответным рифмачам
Готовлю язвы эпиграмм!
Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, -
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой...

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!
Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало...

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Всё, что от милых тёмных, ясных
Минувших дней я сохранил -
Цветы мечты уединённой
И жизни лучшие цветы, -
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, -
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока ещё её сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Евгений Баратынский

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши:, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Муза ушла по дороге...

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь...

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей...
Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться...

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, -
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад...
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.

То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждет, что голова Орфея
Златистой розою всплывёт.

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,
Мнемозины и Зевса живые черты,

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают
Девять сказочных образов древних времен,
Вспомни, как их зовут, и они засияют
Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона
Ты услышишь их песен пленительный звук,
Ты увидишь их танец в лучах Аполлона
С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом
Пишет стилос ее на доске восковой,
Клия, муза истории, в пеплосе строгом
Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,
Муза Талия - маску с улыбкой смешной,
Терпсихора танцует свой танец прелестный,
И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,
Мельпомена с трагической маской в руках,
Полигимния лик покрывалом скрывает,
Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,
И сегодня слетают они с высоты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,
Эвтерпа дивная моя!
В часы невзгод, в часы досуга
Всегда со мной, и добрым словом
Одна ты радуешь меня,
Как случай рыбака уловом,
В ночной тиши и в шуме дня.
Приятно мне с тобой общаться,
Приятно слушать голос твой,
Среди подруг твоих вращаться
И чувствовать: средь них я свой.
Меня в печали приласкаешь
Всегда, как малого дитя,
И петь под лиру вдохновляешь,
Не молод я уже хотя!

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:
Её и хвалят, и зовут,
Хотят быть в тесном с ней союзе
И до зари порою ждут.
Она ж - капризная особа,
Махнёт крылом - её уж нет!
Следить за нею надо в оба,
Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки - облегченье:
"Строчи" до умопомраченья!
И рифму можно подсмотреть.
Но стих не будет душу греть
Без Музы - спутницы поэта
(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьем
И с умиленьем, с упоеньем.
Она нам дарит вдохновенье,
Души порывы - озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.
И оды посвящать ей - МУЗЕ!

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликон
в старину совсем-совсем седую
собирал подружек Аполлон
про любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,
был он бог: владел мечом, кифарой…
Кто сказал, что был он не у дел? -
Зевс благословил - небесной фарой
им светил. Пегас хранил сюжет -
он источник создал Гиппокрена…
Девы-музы тех былинных лет
были умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, -
- перебор кифарный Аполлона -
космос, полня лирикой для нас,
пели хором музы Геликона!

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза...
(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)
Моя судьбой измотанная Муза
Устала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,
Мы вместе совершили много дел!
Теперь совсем ручною Муза стала.
Похоже, я ей просто надоел...

А без неё я ничего не значу!
Мне, видно, не проснуться самому...
Вот оседлаю не Пегаса - клячу -
И уступлю крылатого... Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?
Ах да, я сплю... Какой кошмарный сон!
Вот новое... Прохлады дуновенье...
Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы...
То нити Света, Мудрости, Добра,
Моя непокорившаяся Муза
Шепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида: наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему” . История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили , в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона , но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Вконтакте

Одноклассники