Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко дню российской науки. Материал на тему: сценарий мероприятия "День науки"

Внеклассное мероприятие

Тема: «День Российской науки»

Подготовила: Бугаева Л.С.

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Ученик. Школа, здравствуй! Мы знакомы!

Школа, я твой - ученик!

Ты - мир знаний, тайн, открытий!

Школа наша - наш учитель!

Отчего сегодня в школе

Очень суетливо вдруг?

Потому что мы сегодня

Отмечаем День Наук!

Без наук мы никуда,

Ни туда и ни сюда.

Чтобы стать геологом, врачом иль космонавтом

С детских лет науки нужно изучать нам.

Законы физики, таблицу умножения,

Английский, химию сегодня учим мы.

И знаем точно, что науки эти

Нам всем и каждому нужны!

Ведущий. Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

Упали в прах обломки суеверий,

Наука в правду превратила сон:

В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово.

Науке - громкое “Ура”!

Слайд № 2

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых - День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

Слайд № 3,4

Академия наук была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. - в Российскую академию наук.

Слайд № 5

В 1999 г. Указом Президента РФ от 7 июня в этот день был учрежден праздник российских ученых - таким образом власти ознаменовали 275-ю годовщину Российской академии наук. Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны. В структуру РАН включены девять отделений по областям и направлениям науки, три отделения и пятнадцать научных центров регионального характера. Существуют также отраслевые государственные академии наук: «Российская академия образования», «Российская академия медицинских наук», «Российская академия сельскохозяйственных наук», «Российская академия архитектуры и строительных наук», «Российская академия художеств».

№ слайда 6

Описание слайда:

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, - И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

№ слайда 7

Описание слайда:

В советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старинке», то есть, в третье воскресенье апреля. Почтовая марка СССР

№ слайда 8

Описание слайда:

Многолетняя традиция отмечать отечественные научные успехи в России была прервана в начале 90-х годов, но в конце прошлого века была вновь возобновлена.

№ слайда 9

Описание слайда:

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров. Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

№ слайда 10

Описание слайда:

С 18 века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев - вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

№ слайда 11

Описание слайда:

Во все времена наука являлась мощным ресурсом экономических преобразований, важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. Научно-технический потенциал любой страны - это важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития. Использование научных знаний обеспечивает экономический рост страны, благодаря достижениям науки и порожденным ею технологиям значительно повышается благосостояние населения.

№ слайда 12

Описание слайда:

День российской науки - это прекрасный повод привлечь внимание общественности, деловых кругов, молодежи, школьников к огромным возможностям науки.

Слайды №№ 13,14

В1: До сих пор со времён Ломоносова

Неизменна эта традиция -

Юных Сеченовых и Амосовых

Производят в российских провинциях!

В2: Вы – наследники мудрых гениев,

Но шагаете путями своими!

Пусть вы юные, тем не менее –

Вы любые преграды осилите!

В1: Главное, чтоб сердцу было тесно

Среди серых бескрылых идей,

В2: Мечтай же, ученик, загадок – бездна!

Нам хочется, чтоб поскорее ты проник...

А в небе мерцают прекрасные звезды,

И свет Земли отражается в них!

В1: Храните науку! Священные узы ее и искусства!

И в самые тяжелые, трудные годы и дни,

В лютый мороз, нестерпимый зной.

Несмотря на угрозы, боль заглушая,

Назло всем печалям и бедам, помните.

Вы – дети Земли! Вы – молодость мира ее!

В2: Так пусть же символом сегодняшнего дня станет мудрая сова

К защите проектов готовы?

Защита проектов!

А теперь небольшая викторина. (Для параллелей звучат разные вопросы.)

Вопрос
-Говорят, что в Древней Греции были очень справедливые законы. Один из них гласил: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза…» - и к этому было добавлено: «…а кто выколет глаз одноглазому, тот…» Какое наказание следовало за это деяние? (Тот лишится обоих глаз.)
-Богиню мудрости в Древнем Риме называли Минерва. А как ее звали в Греции? (Афина.)
- Что означает «акробатика» в переводе с греческого? (Ходить на цыпочках.)
Вопрос

Кто был любимым героем английских баллад? (Робин Гуд.)
- Слово французского происхождения, но впервые этот институт государственной власти появился в Англии. (Парламент.)
-Какое животное в Англии состоит на государственной службе и получает зарплату? (В Британском музее служат 6 кошек за 50 фунтов стерлингов.)
Вопрос

Как называли в Бразилии участки земли, которыми завоеватели-португальцы наделяли переселенцев из Португалии? (Фазенда.)
- Одно из прозвищ великого бразильского футболиста Насименто. (Пеле, Черная жемчужина.)
9-11-е классы.
- Самба - очень популярный танец в Бразилии. Но ни один такой танец не обходится без негритянских «атабаке» и «аже». Что это? (Большой барабан, инструмент в форме глиняного сосуда, внутри которого маленькие камешки.)

Вопрос

- Данное слово имеет несколько значений: птица, обитающая в Африке; человек, без которого не обходится ни один директор организации. Какое это слово? (Секретарь.)
-Родиной какого домашнего животного считается Африка? (Кошки.)
-Какое животное, родственное встречающемуся в наших лесах, можно встретить только в Африке? (Кабан африканский бородавочник.)
Вопрос

Какое приспособление для путешественников изобрели в Китае? (Компас.)
-Это «яблоко», по мнению голландцев, росло только в Китае. (Апельсин.)
Вопрос

Как в Индии называется князь? (Раджа.)
-Как мы называем цифры, изобретенные в Индии? (Арабские.)
-В Индии существуют два государственных языка. Какие? (Хинди и английский.)

Вопрос

- В Испании проводится фестиваль овоща, который используют для профилактики простудных заболеваний. (Фестиваль чеснока.)
- Основной доход испанская казна получает от так называемой «промышленности без труб». Что скрывается под этой фразой? (Туризм.)
-Почему говорят, что на территории Испании есть не одна Испания, а много? (Из-за разнообразия природных условий, которым не отличаются другие европейские страны.)
Ведущий. Леди и джентльмены! Дамы и господа, я весьма довольна тем, что сегодня увидела. Мне бы хотелось наградить достойнейших.

Подведение итогов.

В2: Награды вручены! Таланты признаны!

И аксиома о талантливых учениках десятой - не нова!

Пусть любознательность учащихся лишь только высится!

Пусть пыл исследовательский и запал открытий будут навсегда!

В2: Пусть пронесут по жизни дети, словно знамя,
Полученные в школе знания и интерес к науке!
Пусть применяют их в делах, учёбе, жизни рьяно
А мы гордиться ими всегда будем!.

В1: Главное, чтоб сердцу было тесно

Среди серых бескрылых идей,

Чтоб оно рвалось к научной мысли,

В мире открытий, безумных затей!

В2 : Для произнесения торжественной клятвы просим встать.

В1: Мы, учащиеся Молотинской средней школы клянемся:

    всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира;

    учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура;

    высоко нести честь нашей школы;

    своими знаниями и успехами укреплять ее позиции селе и за его пределами;

    овладевать преподаваемыми предметами с постоянным упорством;

    штурмовать читальные залы библиотек, сайты сети Интернет.

В2: Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Пусть тайны науки пред нами бледнеют
И радость открытий нас ждёт впереди!

В1: Пусть ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,

да здравствует разум,

да здравствует ум,

Хором: да скроется тьма!

ЛИТЕРАТУРА

      Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. - Л.: Гидрометеоиздат, 1976. - 176 с.

      Брегман Г.А. Капитан А. С. Кучин. - Летопись Севера: Ежегодник по вопросам исторической географии, истории географических открытий и исследований на Севере. Т. 3. - М.: Географгиз, 1962. - 288 с.

      Сенкевич Ю.А, Шумилов А.В. Их позвал горизонт. - М.: Мысль, 1987. – 213 с.

      Трешников А.Ф. Руал Амундсен - Л.: Гидрометеоиздат, 1972. - 63 с.

      Павлова В. Капитан Кучин // Орловский Вестник. - 2008. - 08 октября [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.efactory.ru/?article=13548 (дата обращения: 05.03.2012).

      Amundsen R. Sydpolen. Den norske sydpolsfærd med Fram 1910–1912. - Kristiania.: J. Dybwads, 1912. - 424 р.

      Едемская А. Он мог стать вторым Ломоносовым //Правда Севера - 2011. - 20 апреля [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravdasevera.ru/?id=1051772571 (дата обращения: 04.03.2012).

      Шпаро Д.И., Шумилов А.В. Путь, прочерченный пунктиром // Вокруг света.- 1977. - № 7. - С. 22-30.

В этот день возможно проведение игры «Наука - это мы», способствующей определению общей эрудиции и проверки знаний, получаемых при изучении школьной программы. В игре принимает участие три команды, так же выбирается жюри, помощники и ведущий. Эту игру можно проводить или в актовом зале или в классной комнате.

Игра для школьников «Наука - это мы»

Ход игры

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня наша игра посвящена науке.

О, сколько открытий чудесных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Наш первый конкурс называется «Что за наука?» Мы сейчас выясним, знают ли наши команды названия различных научных дисциплин. Каждой команде выдается по одной карточке с тремя вопросами и вариантами ответов на них. Команды по очереди зачитывают первый вопрос и пробуют ответить на него. Если они отвечают правильно, то им засчитывается два балла, если не правильно, то у других команд есть возможность ответить. За правильный ответ на чужой вопрос команде прибавляется один балл.

Вопросы для первого конкурса:

1. Наука о звуке - (статистика, звукология, акустика).

2. Наука о мхах - (агрохимия, биология, этнология).

3. Наука, изучающая влияние звезд - (астрология, астрономия, звездочетство).

4. Наука о наследственности человека - (физиология, психология, генетика).

5. Наука о скоростях различных процессов - (механика, статистика, кинетика).

6. Наука о бумажных деньгах - (териология, бонистика, анализ).

7. Наука, изучающая древние рукописи - (палеография, лингвистика, геокриология).

8. Наука о птицах - (методология, орнитология, энтомология).

9. Наука о пещерах - (селенология, краеведение, спелеология).

(Жюри объявляет баллы за первый конкурс.)

Ведущий: Мы с вами переходим ко второму конкурсу, который называется «Недосказанные слова». Сейчас я буду читать записки члена экипажа одного космического корабля, но некоторые слова я не буду произносить. Первое слово должна досказать первая команда, второе - вторая и так далее. Но сложность состоит в том, что недосказанные слова заполняются по алфавиту. То есть первое недосказанное слово начинается на букву «А», второе - на «Б» и т. д. Для облегчения вашей задачи каждой команде помощники раздают алфавит. Внимательно слушайте рассказ и старайтесь вставить не просто слово, начинающееся на нужную букву, но и следите за тем, чтобы оно подходило по смыслу.

Пример рассказа (в рассказе указаны те слова, которые подразумевались автором, но в конкурсе, конечно же, учитывается любой ответ)

Когда мы пролетали мимо темного большого (астероида), внезапно зазвенел (будильник). Он говорил о том, что пора (вставать). Я проснулся и с тоской вспомнил об отсутствующих в данный момент утренних (газетах), которые я с удовольствием читал на Земле, сидя на (диване). Тут я понял, что уже давно хочу (есть), так как что-то заурчало в моем (животе). Чтобы не подвергать опасности свое (здоровье), я направился в каюту с припасами. По пути я остановился возле большого (иллюминатора) и зачарованно поглядел в (космос). Звезда продвигалась по Млечному пути, как (лодка) и я подумал, что в звездах все-таки скрыта какая-то загадка и (мистика). Так, постепенно, наш корабль продвигался к планете, где царствует темная (ночь). Прибыв на планету, мы высадились на небольшой (остров). Похоже, что до нас здесь уже успели побывать космические (пираты). Раскопанные неизвестные породы, следы от космического корабля - все это их (работа). На этой планете никогда не было зимы, а, следовательно, белого пушистого (снега). Внезапно мы услышали (треск), который доносился с горного (утеса). Затем из-за горы выглянула испуганная (физиономия), поспешно спряталась и (хрюкнула) как дикая свинья. Мы подобрались к горе на (цыпочках). На камне сидело существо, внешне похожее на (человека). Вдруг поднялся невероятный (шум) и существо нырнуло в море, как (щука). Ревели двигатели, и в горах раздавалось гулкое (эхо). Когда все стихло, мы заметили у берега необычное судно. Подойдя поближе, мы увидели лишь молодого (юнгу), который махал существу, которое нырнуло в море, и теперь подплывало к судну. Существо поднялось на корабль. Они подняли (якорь) и поплыли к горизонту.

(Жюри оценивает конкурс по 10-балъной системе.)

Ведущий: Итак, мы подходим к нашему последнему конкурсу - «Хронология». Командам необходимо определить в каком порядке появились те или иные предметы, произошли те или иные события: от более ранних - к более поздним. Я буду зачитывать определения, и одновременно помощники выносят табло, где эти определения написаны. Та команда, которая быстрее справится с заданием - поднимает руку и в случае правильного ответа получает три балла. Если команда дала неправильный ответ, то другая команда может попробовать дать ответ, в случае правильного ответа она получает два балла.

Варианты заданий.

1. Ислам, конфуцианство, буддизм. (3, 2, 1)

2. Полтавская битва, Бородинское сражение, Ледовое побоище. (3,1,2)

3. Египетские пирамиды, Великая Китайская стена, римский Колизей. (1, 2, 3)

4. Микроскоп, микрофон, микрокомпьютер. (1, 2, 3)

5. Эйфелева башня, Статуя свободы, Белокаменный Московский Кремль. (3, 2, 1)

6. Акваланг, электрическая лампочка, механические часы. (3,2,1)

8. Серные спички, порох, динамит. (2, 1, 3)

9. Слалом, бадминтон, шахматы. (3, 2, 1)

(Жюри подводит итоги, помощники награждают победителей, ведущий прощается со всеми.)

Оригинальный сценарий Дня Науки для школьников.

Сценарий ко дню науки написан для средней школы, 5-7 классы.

Школьники собираются в актовом зале. Трое ведущих – старшеклассник и двое первоклассников (мальчик и девочка) начинают праздник:
Старшеклассник: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник – мы отмечаем День науки.

Мальчик: А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

Старшеклассник: А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.

Девочка: Вот я бы хотела быть настоящим учёным.

Мальчик: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук – как профессор кислых щей в «Денискиных рассказах».

Девочка: Скажешь тоже! Учёные бывают разными – вспомни учёного в разных носках и с оторванной пуговицей из рассказа кота Матроскина. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.

Старшеклассник: Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник-квест!

Школьники делятся на команды примерно по 10 человек. Каждая из команд получает по флажку своего цвета и отправляется в гости к разным наукам (они живут в кабинетах астрономии, химии, физики, математики, биологии и географии), где ребят ждут разнообразные задания и открытия. Задача – собрать 6 частей пазла своего цвета (пазл представляет собой квадрат Никитиных, у каждой команды свой цвет – как на флажке, чтобы не запутаться) и как можно больше бонусных звёзд.

Старшеклассник: Как только все 6 частей пазла будут на руках – встречаемся на этом же месте. Победит та команда, которая быстрее всех справится с заданием и получит больше бонусов. А теперь – в путь!

(У каждой команды свой маршрут, главное – пройти все 6 кабинетов. Каждой команде нужен один провожатый. Порядок прохождения комнат лучше продумать заранее в зависимости от количества команд)

Астрономия. В кабинете астрономии висит карта звёздного неба, на доске прикреплено изображение Солнца. Понадобятся изображения планет солнечной системы и карточки с известными созвездиями.

Ребят встречает «сотрудник центра управления полётами». Он предлагает команде отправиться в космическое путешествие по нашей солнечной системе. Для начала проверяет знания будущих «космонавтов» – просит в качестве разминки ответить на вопросы. Сколько планет в нашей солнечной системе? Как они называются? Что такое созвездие? Млечный путь? Спутник?

Теперь, когда ответы на вопросы получены, можно приступить к заданию. Ребятам раздаются карточки с изображением созвездий, нужно найти это созвездие на общей карте звёздного неба. За каждое правильно найденное созвездие даётся планета (изображение, вырезанное из картона). Когда все 9 планет собраны, ребята должны расположить их верно на доске вокруг Солнца.

Бонусное задание – за него ребята получают звёздочки, которые потом пригодятся при подсчёте результатов – рассказать про каждую планету солнечной системы какой-то интересный факт. Например:

Меркурий
– самая близкая к солнцу планета
– назван Меркурий в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев
– вращается вокруг своей оси медленно (58.5 суток занимает один оборот), а вокруг солнца быстро – за 88 дней.

Венера
– близка по строению к Земле – у неё даже есть атмосфера
– из-за близости к Земле воспринимается нами как яркое светило – её можно видеть невооружённым глазом по утрам
– названа в честь богини любви и красоты

Земля
– единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь
– 30% планеты занимает суша, а 70% вода

Марс
– красная планета
– Марс- бог войны
– у Марса два спутника – Деймос и Фобос

Юпитер
– Галилео Галилей в 1610 открыл 4 спутника, вращающихся вокруг Юпитера, доказав тем самым, что Земля – не центр Вселенной
– самая большая планета солнечной системы
– у Юпитера более 50 спутников

Сатурн
– бог земледелия
– известен своими кольцами, хотя, это не единственная планета с кольцами, но у Сатурна они самые заметные
– самая дальняя планета, которую можно увидеть без телескопа

Уран
– в отличие от других планет вращается в противоположную сторону
– раньше считался не планетой, а звездой

Нептун
– назван в честь бога воды
– на этой планете самые сильные ветра

Плутон
– карликовая планета, некоторые учёные вовсе не считают его планетой
– единственная планета, название которой придуман ребёнок

Выполнив задание, ребята получают часть пазла и звёзды и отправляются дальше.

Биология. В классе на доске нарисован кроссворд, который ребятам предстоит разгадать. Понадобятся стаканчики с землёй, жёлуди.
В кабинете ребят встречает юная девушка – сама наука Биология. У неё для ребят особое задание. Биология – это наука о жизни, значит миссия ребят – жизнь. Но миссия эта очень ответственна, поэтому для начала нужно проверить знания и умения команды.

Игра «вспомни всех» – ребята встают в круг и по очереди называют известных им птиц и животных своего края (можно добавить и растения) . Названия не должны повторяться.

Кроссворд

  • Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
  • Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
  • Наука о методах создания и улучшения сортов растений и пород животных (селекция)
  • Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
  • Арабская легенда гласит, что однажды некий пастух заметил, в какое бодрое настроение приходят его овцы и как начинают резвиться, когда поедят листья и плоды этого растения. Он рассказал о своём наблюдении мулле, и тот попросил принести плодов этого дерева, чтобы употреблять их самому и давать своим ученикам, чтобы они не уснули во время молитвы. Теперь из плодов этого дерева готовят популярный напиток. О чём речь? (кофе)
  • Самый быстрый зверь. (гепард)
  • Единственное из четвероногих животных, у которого все четыре ноги равнофункциональны. У других животных одна пара конечностей служит для разгона, другая для торможения. К тому же этот зверь – единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет стоять на голове (слон)
  • Млекопитающее отряда неполнозубых, получившее своё имя за неторопливость (ленивец) .
  • Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
  • Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)

Природу своего края ребята знают хорошо, кроссворд решили, значит можно им доверить важное задание. Каждый получает стаканчик с землёй и сажает жёлудь. Весной ростки ребята пересадят в лес или парк.

Химия. На доске нарисован цветик-семицветик, только у него не хватает трёх лепестков: красного, синего и зелёного. Для заданий будут нужны: насыщенный раствор соли, раствор медного купороса, крахмал, йод, таблетки фурацилина, поднос с содой, разноцветные пищевые красители, разведённые уксусом (в целях безопасности и удобства использования краски должны находиться в пузырьках с капельницей).
Ребят в классе встречает волшебник. Объясняет, что попали они в сказку «Цветик-семицветик», только вот беда – в ней исчезли некоторые цвета. Нужно помочь волшебнику восстановить краски. Вместе с ним ребята делают химические опыты.

  • Крахмал + йод – дают синий цвет.
  • Насыщенный раствор соли + раствор медного купороса – получается зелёный цвет.
  • Измельчённая таблетка фурацилина + всё тот же раствор соли окрашивают раствор в красный цвет.

Сказка спасена! Ребята получают заветный фрагмент пазла. В качестве дополнительного задания предлагается нарисовать «химическую» картину. Для этого на поднос, покрытый тонким слоем соды, нужно капать разноцветные специально приготовленные краски. Ребята делают это по очереди, продолжая рисунок предыдущего человека (у каждого одинаковое количество времени на работу) . Получится интересная шипящая картина.

Математика. Ребята заходят в кабинет, а их там ждёт… клоун с разноцветными воздушными шарами.
– Вы удивлены? Ожидали увидеть здесь учёного-математика? Да, я и есть математик, просто я очень люблю искусство, особенно театр и живопись. Поэтому я приготовил для вас задания математические, но творческие.

Ребята делятся на пары (или тройки ), каждая группа получает карточку с вопросом о каком-либо математическом термине. Ответ нужно показать остальной команде либо пантомимой, либо изобразить в виде ребуса.

  • Утверждение, истинность которого устанавливается при помощи доказательств. (теорема)
  • Величина, характеризующаяся числовым значением и направлением. (вектор)
  • Утверждение, не требующее доказательств. (аксиома)
  • Одна из координат, определяющих положение точки. Находится на оси Х. (абсцисса)
  • Луч с началом в вершине угла, делящий угол пополам. (биссектриса)

В качестве бонусных вопросов ведущий предлагает вот такие задачи.

1. В одном автобусе ехали 18 мальчиков, во втором – 18 девочек. 5 девочек пересели в автобус к мальчикам. Но водитель отказался вести переполненный автобус. Тогда 5 человек (среди них были и мальчики, и девочки) пересели в первый автобус. Вопрос: кого больше – мальчиков в девичьем автобусе или девочек в мальчишеском? (Одинаково. Независимо от того, сколько девочек и мальчиков было среди пересевших в первый автобус. Общее количество детей в каждом автобусе осталось ведь одинаковым.)

2. На Марсе существует гостиница, в ней бесконечное количество номеров. Однажды в гостиницу прилетело 10 сатурнян. Но свободных мест не было. Хозяин гостиницы не растерялся: он попросил всех постояльцев переехать в комнату с номером на 10 больше, чем он жил раньше. Таким образом он освободил 10 первых номеров, сатурняне разместились там. Но вот прилетели юпитеряне. Их было бесконечное количество. Как их разместить в гостинице? (нужно переселить каждого постояльца в комнату с номером в 2 раза большим, чем раньше. Таким образом освободится бесконечное количество нечётных номеров)

*Задачи взяты из книги Мартина Гарднера «А ну-ка догадайся!»

География. В классе ребят ждёт путешественник. Он объехал весь мир. Фрагмент пазла он отдаст только тем, кто хорошо знает свою Землю. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.

  • В каком месте Земли находятся самые большие запасы пресной воды? (Северный полюс и Южный полюс)
  • Почему египтяне называли Евфрат «перевёрнутой водой»? (потому что эта река течёт в противоположном направлении Нилу)
  • Аномальная лесная зона в калининградской области, где встречаются танцующие деревья. (Куршская коса)
  • Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)
  • Город в России. Его название – самое нежное и приятное слово для каждого человека. (Город Мама)
  • Самый маленький и холодный океан (Северный ледовитый)
  • Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)

Физика. В кабинете физики ребят ждёт… Золушка. Ей очень хочется поехать на бал, но у неё столько дел, а физику она знает не очень хорошо! Нужно ей помочь.

  • На подносе рассыпаны деревянные и железные опилки. У Золушки есть чайная ложка, сито, магнит и зубная щётка. Нужно отделить деревянные опилки от железных. (Легче это сделать с помощью магнита)
  • Нужно найти скорость игрушечной инерционной машинки – ведь куколки сестёр тоже хотят ехать на свой игрушечный бал. У Золушки есть машинка, рулетка и секундомер. (Расстояние, пройденное машинкой, нужно поделить на время – получается скорость)
  • На полу рассыпаны конфетти – это сёстры репетировали бал. Нужно всё быстро убрать, не трогая конфетти руками, а у Золушки есть только воздушный шарик. (Нужно наэлектризовать шарик и собрать конфетти им)
  • У Золушки есть 3 стакана с водой. Мачеха приказала сделать из них пирамиду. Золушка пробовала накрыть два стакана листом бумаги, а сверху поставить третий, но у неё ничего не получилось. (Лист бумаги нужно сложить гармошкой, тогда он сможет выдержать вес наполненного стакана)

Бонусный вопрос: с чем связан факт, что у рек, текущих с севера на юг или с юга на север больше подмывается правый берег? (Про силу Кориолиса ребятам знать не обязательно, а вот догадаться, что связан этот факт с вращением Земли – можно)

Все части квадрата найдены. Команды встречаются в актовом зале, складывают свой пазл. Ведущие подсчитывают баллы (бонусные звёзды могут помочь при спорных ситуациях или же быть отдельной номинацией)

Победители получают шуточный диплом «учёного-кипячёного» и «профессора кислых щей».

В начале февраля, 8 числа, у нас в стране отмечают День российской науки. Большинство праздников имеют связь с теми или иными историческими событиями, поэтому и даты празднования приурочены к ним. Этот торжественный день - не исключение.

День российской науки: история праздника

Именно 8 февраля в далеком 1724 году Сенат по настоянию Петра I издал Указ об основании Академии Наук. Это учреждение действует до сих пор, воссоздано в 1991 году по Указу Президента РФ в качестве высшего научного учреждения РФ. Его современное название - Российская академия Наук (РАН). Праздник сегодня отмечают неслучайно, он имеет для нас большое значение. Именно Россия за несколько столетий открыла и подарила всему миру массу великих имен, которые внесли в мировую науку неоценимый вклад. Трудно назвать научную область, в которой значимыми, а, порой, и великими открытиями не отличились бы русские ученые. Химия, физика, медицина, астрономия, космонавтика, техника - всех направлений, в которых работали и оставили огромное наследие наши светила науки, не перечесть. Многие наши научные достижения стали мировыми открытиями, определив будущее развитие человечества. Именно наука является фундаментом прогресса, мощным толчком преобразований во всех сферах жизни. Поэтому значимость и важность Дня российской науки оспаривать не приходится.

Мероприятия ко Дню российской науки

Этот день не предполагает народных гуляний и массовых веселий. Его, скорее, отмечают культурно и интеллигентно, преследую, в первую очередь, просветительскую и образовательную цель. Во многих учебных заведениях разного уровня - начиная от начальной школы и заканчивая вузами, проходят классные часы, открытые уроки, научные конференции, круглые столы. Ученикам дают задание написать сочинение на данную тему, студенты делают доклады и организуют коллоквиумы. В библиотеках, научных, исследовательских центрах также проходят различные мероприятия. Кто-то использует этот торжественный повод для проведения мероприятия в шуточной, игровой, юмористической форме, при этом, не теряя познавательной цели праздника и уважения к достижениям великих ученых.


Как организовать День российской науки?

Если вы отмечаете День российской науки, вам может потребоваться помощь в написании интересного, оригинального сценария или проведении мероприятия.. В каталоге вы найдете , для торжеств разного формата. Возможно, на празднике, приуроченном к этому дню, будет уместно выступление , которые исполнят классические произведения, или создадут подходящее фоновое сопровождение на мероприятии. На портале вы найдете , и различные музыкальные коллективы. Интересно провести День российской науки в формате , которые стали очень популярным развлечением последнее время. Это понравится и взрослым, и детям - для любой аудитории есть свои программы. Но наибольший восторг такой формат вызовет, конечно, у детей. Артистов этого направления можно пригласить в школу, дом творчества - на любую площадку. Что еще лучше, проще и наглядней расскажет детям о научных экспериментах и свойствах различных веществ, как не опыты в игровой форме! И что самое интересное, во многих номерах они могут принять непосредственное участие, так как артисты научных шоу широко используют интерактив во время своих выступлений. Важно, что такие шоу безопасны для детской аудитории, пострадавших не бывает, только довольные и счастливые. Кто знает, может, после участия в подобных научно-развлекательных экспериментах в каком-то ребенке проснется интерес к химии или физике. А там и до современного Ломоносова и Менделеева недалеко.

Если на ваши плечи возложена организация праздничных мероприятий по случаю Дня российской науки, на портале Artist.ru вы найдете все необходимое. Артисты, event-специалисты, компании, оказывающие праздничные услуги - все собрано на одной интернет-площадке.

МБОУ «Веселовская СОШ»

Тематический классный час

«Да здравствует российская наука!»

Провела учитель начальных классов:

Перелазная Раиса Сергеевна

2016 год

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин

Цели:

    Познакомить учащихся с историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области науки.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Вселенная» , музыкальные композиции, портреты известных ученых, презентация о М.В.Ломоносове, плакаты, посвященные разным областям научных достижений.

НА ДОСКЕ: Я стою и расту-

Я РАСТЕНИЕ.

Я стою, и расту, и хожу-

Я ЖИВОТНОЕ.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю-

Я ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую:

земля под моими ногами,

ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Опираясь на землю, я поднимаюсь:

И надо мною небо-

ВСЕ НЕБО МОЕ…

Михаил Пришвин

Презентация «Звездное небо, планеты», космическая музыка

Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

Ведущий: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

Ведущий: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)

Ведущий: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.

Ведущий: Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Презентация о деятелях российской науки

Ломоносов- наш первый российский «университет»

Науки юношей питают –чтение стихотворения



Исследовать космос, ваять города.

Циолковский К.Э. – презентация и сообщение о нём

Менделеев Д.И. – презентация и сообщение о нем

Гидрогениум два, оксигениум –

Н2О – открывайте кран –

Вот химическое соединенье.

Молекула воды – океан.

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной!

Ведущий: Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Ведущий: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года , спустя 22 года после Петра Капицы, российский физик, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Ведущий: В 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;

Ведущий: ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;

Ведущий: ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,

Ведущий: новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;

Ведущий: ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.

Ведущий: Достижения российской науки, изменяющее современные представления о здоровье человека, о причинах возникновения «болезней цивилизации», о реальных возможностях их предотвращения и избавления от них постепенно получают признание в мире.

Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.

Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!

«Новые идеи»
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!

«»
Да здравствуйте российская наука!



Вперед шагами бодрыми идет,

Учитель: Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.

Наука прошла большой и сложный путь развития - от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.

Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия! Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие казни не смогли остановить прогресса науки. Может все-таки прав академик математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще ждет своего изучения.


Да здравствуйте российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.

Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
Все лучшее пускай произойдет.