Афины древний город. Древний город афины и его памятники. Календарь низких цен на авиабилеты

Древние Афины

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах 19 века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса . Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (4 век до н. э).

Становление Афинского государства

Борьба Тесея с Минотавром

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма - объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще ​​в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 - 13 веках до н. э). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов , геоморов и демиургов . Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой - так называемые метеки - лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами , которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом - советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшегося уравнение в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. е. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594-593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот , осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия

Эпоха Писистрата и Клисфена

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата , проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нем Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря , укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата 527 до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх убит заговорщиками, а Гиппий свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном . Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

Греко-персидские войны

В греко-персидских войнах (500-449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу - Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии - Афинской демократии , что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 - 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных - гелиэя - избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон - выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.

Афинская гегемония

На вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин - так называемый золотой век Перикла . В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот , философ Анаксагор , скульптор Фидий , поэты Эсхил , Софокл , Еврипид , сатирик Аристофан . Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей - аттический диалект - получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов . В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя - шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447-438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

План Афин в период наивысшего расцвета - около 430 до н. е., накануне Пелопоннесской войны

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки - Пелопоннесским союзом , возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431-404 до н. э) - крупнейшей войне в истории Древней Греции . Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 до н. э Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой ​​флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378-377 годах до н. э возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном , Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии .

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором . В 86 до н. э. войско Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в ее состав. С 3 веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

Холм Ареопаг, современные Афины

  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал свое имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага. Здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз, ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.
  • Холм Акрополис.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Районы

Храм Зевса Олимпийского, наши дни

  • Внутренний Керамик , или «Квартал гончаров».
  • Дем Милет в западной части города, южнее Внутреннего Керамика.
  • Дем Гиппий Колонос - считался наиболее аристократическим среди всех демов полиса Древних Афин.
  • Дем Скамбониде в северной части города и восточнее Внутреннего Керамика.
  • Коллитос - южный район города, лежал южнее Акрополя.
  • Коеле - район на юго-западе города.
  • Лимна - район к востоку от дема Милет и района Коллитос, занимал территорию между Акрополем и рекой Илиссос.
  • Диомея - район в восточной части города, рядом с Диомейскими воротами и Киносаргом.
  • Агре - район южнее Диомеи.

Пригород

  • Внешний Керамик располагался на северо-запад от города, считался лучшим пригородом Афин. Здесь хоронили афинян, павших в войне, а в дальнем конце района существовала Академия на расстоянии 6 стадий от города.
  • Киносарг располагался восточнее города, напротив реки Илиссос, граничил с Диомейскими воротами и гимназией, посвященной Гераклу, в которой учил киник Антисфен.
  • Ликей - располагался восточнее города. В этом районе существовала гимназия, посвященная Аполлону Ликейскому, известная тем, что там учил своих учеников Аристотель.

Улицы

Среди наиболее важных улиц Афин были:

  • Улица Пирея, которая вела от пирейских ворот к Афинской агоре.
  • Панафинейский путь вел от Дипилонских ворот через агору к Афинскому акрополю. Панафинейским путем происходило торжественное шествие во время Панафинейских праздников.
  • Улица Тренога располагалась восточнее Акрополя.

Общественные здания

  • Храмы. Из них наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского, расположенный юго-восточнее Акрополя, вблизи реки Илиссос и фонтана Каллирое. Среди других храмов Афин: Храм Гефеста - расположен к западу от агоры; Храм Ареса - на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов - на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города.
  • Булефтерион был возведен в западной части агоры.
  • Толос - округлое здание вблизи Булефтериона, построенное в 470 до н. э Кимоном, который был избран в Совет пятисот . В Толосе члены совета питались, а также осуществляли приношение жертв.

Стадион Панатинаикос, современный вид

  • Стоа - открытые колоннады, использовались афинянами в качестве места отдыха в разгар дня, их было несколько в Афинах.
  • Театры . Самым первым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя, долгое время он оставался крупнейшим театром афинского государства. Кроме того, существовал Одеон для участия в конкурсах по вокалу и исполнения инструментальной музыки.
  • Стадион Панатинаикос располагался на берегу реки Илиссос в районе Агре, здесь проводились спортивные события Панафинейских праздников . На стадионе Панатинаикос состоялись Первые Олимпийские игры современности в 1896 году.

Источники

  • Бузескул В. П. , Афинская политией Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1995;
  • Жебелева С. А. , Из истории Афин (229-31 года до н. э.), СПБ. 1898;
  • Колобова К. М. , Древний город Афины и его памятники, Л., 1961;
  • Зельин К. К. , Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964;
  • Доватур А. , Политика и политии Аристотеля, М.-Л., 1965;
  • Ferguson W. S. , Hellenistic Athens, L., 1911;
  • Day J. , An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

Первые свидетельства обитания людей в относятся к эпохе неолита,примерно 4-е тысячелетие до н.э. Во всяком случае, об этом говорят множество археологических
артефактов, найденных во время раскопок .

Во время микенского периода (13-й век до н. э) Афины уже были развитым политическим и культурным центром , о чем свидетельствуют остатки Циклопической стены вокруг Акрополя , трассы и царского дворца. Ну и, конечно же, огромное количество легенд и мифов, дошедших до нашего времени.

По легенде, Афины были населены ионийцами, берущими свое название
от имени Иона — сына бога Аполлона. Как величайших царей Афин мы
знаем Кекропа, Эрехтея, Эгея и Тесея, каждый из которых внес значительный вклад в развитие города. На месте царского дворца сегодня находится знаменитый храм Эрехтейон .

Главным основателем города считается Тесей , освободивший афинян от оброка, который
афиняне платили царю Крита — Миносу. Ему также приписывают объединение разрозненных полисов Афин в единое целое.

После смерти Тесея институт царской власти постепенно слабеет и, в конце
концов, власть над городом переходит к нескольким аристократическим семьям. В 594 году до н. э., благодаря реформам Солона , Афины получили Конституцию, Народное Собрание и Верховный Суд. В 560 году до н.э. к власти пришел тиран .

Под словом «тиран» следует понимать человека, сосредоточившего всю
полноту власти в одних руках. Писистрат, по сути дела, стал царем Афин . Писистрат был очень мудрым политиком. Он поддерживал бедняков, поощрял развитие искусств и науки. Именно он воздвигнул первые храмовые комплексы на Акрополе .

Классические Древние Афины.

В 490 году до н.э. царь персов Дарий решил наказать Афины за поддержку другого греческого полиса Милета во время восстания греческих городов в Малой Азии. Разведывательная армия персов высадилась вблизи Афин в городе Марафон , где ее уже ждали афинские силы под руководством стратега Милтиада. Произошла битва, в которой афиняне одержали первую победу над персами.

Спустя десять лет, после смерти Дария , персы вновь вторглись в Аттику. На этот раз с более значительными силами и непосредственно под руководством царя Ксеркса. После легендарной битвы под Фермопилами , в которой малый отряд спартанцев героически
сдерживал всю армию персов, давая время собраться основным греческим силам, персы вошли в Афины и полностью разрушили все храмы Акрополя.

Переворот в войне произошел после морского сражения под Саламином , в котором объединенные греческие силы под руководством афинского стратега Фемистокла наголову разбили флот перского царя.

Талантливый политик, Фемистокол многое сделал для Афин. Он окружил Афины мощными стенами, построил порт Пирей и добился того, чтобы Афины стали могущественной морской державой.
Однако судьба его печальна. Непризнанный афинянами он вынужден был
покинуть город, поступил на службу к перскому царю, где был убит
наемными убийцами. Окончательно изгнал персов из области Аттики
стратег Кимон (его могила сохранилась и до наших дней, находится в
районе Акрополя).

Золотой век Афин

Свой наивысший расцвет Афины достигли в 5 веке до н.э. во время правления Перикла , прозванного в народе “Олимпийским”. Перикл многое сделал во славу Афин, но наиболее значимым достижением, сделавшим славу Перикла бессмертной, следует считать возведение великолепных памятников Акрополя, в особенности . В этот
же период свой наибольший расцвет переживала также духовная жизнь города, благодаря философам Сократу и Анаксагору, историкам Геродоту и Фукидиду, поэтам Эсхилу, Софоклу и Эврипиду.

Упадок Афин

Золотой век Афин заканчивается двумя войнами со Спартой , названными Пелопонесскими войнами . Эти войны положили конец политическому могуществу Афин, но, несмотря на это, в культурном плане Афины продолжали оставаться столицей древнего мира. С Афинами этого периода связаны такие имена как Платон, Ксенофонт,
Пракситель и Демосфен.

Окончательно Афины утратили свое политическое значение во время расцвета Македонии, во времена правления Филиппа Второго и Александра Македонского . В 146 году до н. э. в Грецию пришли римляне , подчинив, кроме всего прочего, и Афины.

В 86 году до н. э. римский консул Сулла разграбил город, вывезя бесчисленное количество произведений искусства в Рим. В 276 году нашей эры Афины подверглись новому разрушению. На этот раз уже имперский Рим ничего не смог противопоставить набегу орд эрулов.
Но даже после этого события Афины продолжают оставаться духовным центром древнего мира благодаря известным школам философии. После закрытия этих школ в 529 году затихает и слава Афин . Афины стали маленьким провинциальным городком сперва Византийской, а затем Оттоманской империй.

В 1821 году началась греческая война за независимость, в результате которой произошло становление современной Греции . В 1834 году Афины были провозглашены столицей вновь созданного греческого государства. Начался бурный рост Афин, который
продолжается и по сей день.

Сегодня Афины являются огромным мегаполисом, насчитывающим вместе с пригородами более 4 миллионов жителей.

Афины на карте Греции

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» - властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла.
Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Примечательно время правления Драконта. От его имени пришло в современность понятие «Драконовские законы». Этот жестокий правитель установил весьма опасные порядки. Согласно им, жителей наказывали смертной казнью даже за самые незначительные провинности. К примеру, лишить жизни могли за кражу луковицы.
В Древние времена в Афинах царило имущественное неравенство. Но в 6 веке до н.э. этому был положен конец. Всему виной нарастающие стычки между знатью и простыми жителями-бедняками. Кровопролитные волнения подавили избранием архонта, который в итоге, благодаря своей сообразительности, навел всеобщий порядок. Солон отменил драконовские порядки и начал строить прекрасное общество, проводя реформы в основных сферах жизни афинян.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.


Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

  • 1. Фивы.
  • 2. Магар.
  • 3. Коринфа.
  • 4. Афины.

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.


Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Римское господство продолжалось до 3 столетия. При этом Афины не теряли своего высокого положения в Греции, пока не пришли германские воины-герулы и не уничтожили все практически до основания. Сохранились лишь культурные ценности, некоторые учреждения, например, школы. Кстати, это время дало миру известнейшего римского императора Юлиана, который как раз обучался в одной из афинских школ. Впрочем, он же закрыл эти учебные заведения.
Центр эллинизма «ушел» в Македонию, Афины быстро приходили в упадок. Негода богатый город стал больше похож на периферию, маленькую деревеньку. Численность населения в 500-гг. новой эры составляла всего лишь 20 тысяч человек.
Дальнейшая история Афин далеко не радужна, а скорее печальна. Город много раз осаждали, грабили. Акрополь, который был непревзойденным дворцом, потерял свое величие. В середине 15 века в Афины вошли Турки. А им, в свою очередь, пришлось отстаивать город от набега венецианцев. В тот период сильно пострадал значимый памятник архитектуры Парфенон. Он практически пал под обстрелами венецианских орудий.
Возрождение столицы
Афины стали столицей государства в начале 19 столетия. Тогда город был больше похож на провинциальную деревню, но свободную от османского ига. Правивший в те годы король Оттон приказал возродить некогда прекрасный город. Началось интенсивное строительство. За основу был взят проект архитектора Лео фон Клензе.
Еще больше кварталов появилось в начале века 20. В город съехались беженцы из территорий Малой Азии. Вторая мировая принесла Афинам новые беды. Город заняли гитлеровцы. Но с победой над фашистами, в Афины пришло процветание и новое возрождение.
Сейчас Афины – крупнейший мегаполис Греции – столица Олимпийских игр. Они здесь проводятся вновь с конца 19 в. Тысячелетняя слава этого города не забыта и ныне. Даже в 20 веке город еще сотрясали политические перевороты, но культурная деятельность при этом не останавливалась. В 1981 году Греция вступила в Евросоюз, что дало стране и, конечно, ее столице, огромные привилегии в качестве инвестиций.
Итак, Афины по сей день остается заветной мечтой тех туристов, которым пока не довелось побывать в столице Греции. Величественная архитектура, культур, традиции, прекрасная история. Все это сохранено в многочисленных музеях древности.

    Озёра Греции.Преспес

    Для большинства людей солнечная Греция ассоциируется с красивейшими пляжами, лазурным морем и заоблачными горными вершинами. Однако в Элладе вы можете увидеть и совершенно противоположную картину той, которая стала для многих уже визитной карточкой этой прекрасной страны.

    Путешествие по Греции на автомобиле

    Музеи Греции

    Греция – это одна из тех стран мира, которая по праву может гордиться своей уходящей вглубь веков историей. Все мы слышали те или иные мифы Древней Греции, знаем греческих героев давних времен, у всех на слуху имена богов и прочих мифических персонажей Греции. Можно даже сказать, что вся эта страна является музеем под открытым небом – так много в Греции достопримечательностей и памятных мест. Путешествуя из города в город, прогуляйтесь по узким греческим улочкам, побродите по набережным, ведь почти вся история Греции связана с морем, и, конечно же, посетите многочисленные музеи.

    Халкидики

    Острова Греции - это мелкий бисер, разбросанный по небесно-перламутровой глади Эгейского моря. Каждый из них имеет множество загадок, для раскрытия которых в этот край приезжают туристы со всего мира. Сегодня поговорим о побережье полуострова Кассандры, места, которое манит туристов своей девственной природой и песчаными пляжами. Небольшие деревушки, разбросанные по побережью Халкидики, полуострова, к которому собственно и относится Кассандра, отличаются мирным течением жизни среди достопримечательностей, имеющих историческое, культурное и религиозное значение для христиан всего мира. Это еще один немаловажный плюс к преимуществам путешествий в эту часть Греции.

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Происхождение

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

Форма правления

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы. Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась. Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.

Спарта : Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины : В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

Экономика

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Военная сила

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.

РАННИЕ АФИНЫ

В афинский полис, один из самых крупных в Греции, входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. Расположенная на полуострове, напоминающем по форме рог и глубоко вдающемся в море, на севере Аттика граничила с Беотией, на западе – с областями на перешейке Истм. С востока и юга ее земли омывались водами Эгейского моря. На территории Аттики, кроме ее «столицы» – известного еще с микенской эпохи города Афины, находилось еще несколько небольших городков (Элевсин, Марафон, Браврон и др.), а также множество демов – сельских поселений. Впрочем, афинский полис не всегда был таким большим. Он сложился постепенно, путем синойкизма. Сами афиняне приписывали образование полиса легендарному царю и герою Тесею, жившему, согласно мифам, еще до Троянской войны. Однако в действительности этот процесс занял несколько веков, начавшись в гомеровский период, а завершившись уже в начале архаической эпохи. Когда в начале VII в. до н. э. в состав полиса вошел находившийся на границе с Мегарами Элевсин, важный религиозный центр с прославленным святилищем богини Деметры, объединение областей Аттики вокруг Афин завершилось.

Афинский синойкизм, в отличие от аналогичных процессов в других греческих полисах, не сопровождался переселением всех жителей полиса в главный город. В архаическую эпоху еще более половины граждан Афин жило в сельской местности.

Рельеф Аттики был достаточно разнообразен: невысокие горные хребты (Гиметт, Парнет, Пентеликон) чередовались с каменистыми равнинами. Естественные ресурсы Аттики нельзя назвать ни слишком обильными, ни слишком скудными. Почвы были мало пригодны для выращивания зерновых культур, поэтому афиняне всегда ощущали недостаток в хлебе и были вынуждены импортировать зерно. В то же время для культивирования оливковых деревьев условия были весьма благоприятные. Оливы (маслины) были одним из главных богатств Афин. Не случайно оливковое дерево почиталось как священный символ покровительницы афинского государства – богини Афины. По греческим меркам, Аттика была богата полезными ископаемыми. На юге области, в Лаврии, имелись крупные месторождения серебра. Эти рудники, когда они стали интенсивно разрабатываться, в классическую эпоху превратились в один из главных факторов экономического процветания Афин. В Аттике добывались также мрамор и высококачественная глина, пригодная для производства керамики.

Жители Аттики принадлежали к ионийской субэтнической группе греческого этноса. На ранних этапах истории государства, когда полис находился еще в стадии формирования, гражданское население разделялось по родо-племенному принципу. Важнейшими и наиболее крупными единицами являлись четыре филы (т. е. племени); каждый афинский гражданин входил в какою-либо из фил. Фила делилась на фратрии – объединения культового характера. Фратрию, в свою очередь, составляли роды. Однако членами родов являлись не все жители Аттики, а только аристократы; принадлежность к какому-нибудь роду являлась, таким образом, подтверждением знатного происхождения лица.

Афинский Акрополь. Фотография

В то же время постепенно начинается территориальное деление полиса: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия – на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и эти небольшие округа являлись наименьшими территориальными единицами. Каждая навкрария обязана была на свои средства содержать военный корабль, являвшийся частью афинского флота.

Столица полиса – Афины – располагалась в центральной части Аттики, в нескольких километрах от побережья Саронического залива, в долине небольшой, летом пересыхавшей речки Кефис. Главный афинский холм – Акрополь – был религиозным центром полиса и его цитаделью. На нем размещались храмы, дома правителей, а также городские оборонительные укрепления, так как в эпоху архаики Афины не были окружены стеной. На некоторых из соседних с Акрополем холмах (Ареопаг, Пникс и др.) также находились общественные сооружения и святилища. Неподалеку от подножия Акрополя находилась Агора – главная городская площадь, один из центров политической жизни.

Афины существовали уже во ІІ тысячелетии до н. э., в микенскую эпоху. Возрастанию роли Афин способствовало то обстоятельство, что дорийцы, сокрушившие микенскую цивилизацию, практически обошли Аттику стороной. А потому состав населения области, по сути, не изменился, появились только ахейские беженцы, которые спасались в Аттике от дорийцев. Здесь не было пришлых завоевателей,как в Спарте, и не было людей зависимых, подобных илотам. Относительная бесконфликтность (континуитет) афинской истории между II и I тысячелетиями до н. э., несомненно, сыграла свою роль в дальнейшем, ный для Греции эпохи «темных в меньшей степени. Период X– VIII вв. до н. э. был для Афин даже временем относительного процветания, особенно в экономическом отношении. В частности, аттическая расписная керамика геометрического стиля была, пожалуй, лучшей в Греции. Однако к VII в. до н. э. развитие этого полиса замедляется, и Афины становятся одним из рядовых, хотя и крупных государств греческого мира.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя (V в. до н. э.)

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла аристократия – евпатриды (т. е. сыновья благородных отцов). По удельному весу знати в составе населения афинский полис едва ли не превосходил все остальные греческие государства. Одной из причин этого был приток в Аттику на рубеже ІІ-І тысячелетий до н. э. бежавших от дорийцев аристократов из Пелопоннеса. Этих беженцев радушно принимали в Афинах; один из знатных родов, пришедших в Аттику из Пилоса, основал даже последнюю афинскую царскую династию Медонтидов.

На протяжении всей архаической эпохи аристократы прочно держали в своих руках все рычаги власти в Афинах. Они постепенно добились сокращения полномочий басилеев, а потом и ликвидации их правления. Срок пребывания царя у власти был ограничен десятью годами, а позднее снижен до годичного. Должность царя из наследственной превратилась в выборную и стала доступной представителям не только династии Медонтидов, но и других знатных родов. Чтобы ограничить власть правителя, для управления полисом были введены различные государственные должности.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. В него входили архонты, у которых истек срок их пребывания у власти; они оставались членами ареопага пожизненно. Именно ареопаг, пользовавшийся большим авторитетом, имел право назначить гражданина на должность архонта. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Народное собрание в Афинах вплоть до VI в. до н. э. не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии и, кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII в. до н. э. широкое распространение получила долговая кабала; на крестьянских земельных участках появились горосы (закладные камни), знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

Таким образом, в социально-экономической и политической эволюции афинского полиса на протяжении первых двух столетий эпохи архаики проявлялись тенденции, характерные для греческого мира в целом. При этом темпы развития Афин можно определить как средние – более быстрые, чем, скажем, в полисах Беотии и Фессалии, но более медленные, чем в таких развитых государствах, как Коринф, Мегары, Халкида. В частности, афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо такой большой, по греческим меркам, полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII в. до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону черноморских проливов и основали на малоазийском побережье колонию Сигей.

В 636 г. до н. э. в Афинах впервые была предпринята попытка установить тиранию. Власть попытался захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона, и его мятеж был относительно легко подавлен властями полиса; при этом, правда, не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Неудача заговорщиков показала, что Афины еще не готовы принять тиранический режим. Однако мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

Пресечь междоусобные распри был призван первый греческий свод письменных законов, созданный в 621 г. до н. э. законодателем Драконтом. Важнейшее место в этом своде занимали законы об убийствах. Их соблюдение должно было если не ликвидировать окончательно кровную месть, то, во всяком случае, поставить наказание под контроль государства. Отныне родственники убитого обязаны были передавать дело о наказании на рассмотрение суда ареопага, а не расправляться с убийцей самовольно.

Итак, к рубежу VI-VI вв. до н. э. в жизни афинского полиса наметились два важнейших процесса: постоянная борьба аристократических родов и растущее закабаление демоса. Оба этих процесса серьезно подрывали стабильность государства. Чтобы поправить ситуацию, были проведены реформы, которые, правда, не помогли полностью изменить положение. Но они резко ускорили развитие Афин, превратив этот полис в один из самых значительных в Элладе, что со временем позволило ему стать политическим, экономическим и культурным центром греческого мира.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Древние Афины АкропольОлива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

13.6. Раздробленная статуя Афины Никита Хониат, рассказывая о пленении Царь-Града в 1204 году, сообщает следующую интересную подробность. Ещё до взятия города, когда он был окружён врагами, «пьянейшие из городских пьяниц БРОСИЛИСЬ НА СТАТУЮ АФИНЫ, стоявшую на колонне среди

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

АФИНЫ Именно в эту эпоху вторжений, завоеваний и восстаний началось восхождение Афин к пику своего могущества. Когда же оно стало доминирующим государством своего региона, таким, каким оно знакомо нам по многим страницам мировой истории, его литература и изящные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Степные Афины Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, железо в качестве полезного металла было открыто около 1500 года до н. э. в Азии в регионе между Кавказом и тем, что сейчас называют Малой Азией. К 1300 году до н. э. добыча и обработка руды стали важным занятием у хеттов, живших на

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Афины 1 В дополнение к более крупным по объему книгам общефилософской, общекультурной и общеисторической тематики, которые перечислены ниже в «Рекомендациях для дальнейшего чтения», особый интерес представляют Life Magazine; The Athenian Agora; Athens and Environs.2 Напомню вам, что первый

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э. в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.К 1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавших в теперешней Анатолии. Тогда

автора Ллевеллин Смит Майкл

«Старые Афины» Афиняне любят вспоминать о «старых Афинах». Существует целая категория ностальгических песен: «Встреча в Афинах», «Афины и снова Афины», исполняемых замечательной Софией Вембо, «Афины в ночи», «Афинское танго», «Прекрасные Афины» и знаменитые «Афины» -

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Афины военные Во время хаоса первых двух десятилетий XX века Афины оставались все тем же городом с населением, выросшим с 217 820 человек в 1910 году до 292 991 человека в 1921-м. Премьер-министр Венизелос провел радикальную финансовую реформу, преобразовал силовые структуры,

Из книги Социология невежества автора Штайнзальц Адин

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Почему Афины? Борьбу греков против персов возглавили два самых сильных греческих государства – Спарта и Афины. Причем спартанцы и от войны пострадали меньше, и считались главными победителями: именно их пехота сокрушила персов в решающей битве при Платеях (479 г.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 26. Древние Афины Природные условия АттикиАттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

Афины По утверждению Страбона, Аристотель был величайшим собирателем книг на все времена и «научил египетских царей, как организовать библиотеку». Мы видим, что он это сделал очень опосредованно, поскольку первую Александрину организовал ученик его последователя