Экскурсия по Старому Городу «Константинополь. Православный храм в центре мусульманского Стамбула — Собор Айя София

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ая София внутри.
История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.
Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.
Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.
Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.
Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость).
Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.
Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.
На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.
Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.
Потолок в одной из галерей. Главная часть храма. Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.
Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.
В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана. Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола. Колонна с отпечатком ладони султана.
В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.
Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом – это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.
Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” – постоянный, неизменный) – якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем – тут все ясно. Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.
Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты. Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир – около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая – собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что – сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры – это, конечно, впечатляет и захватывает.
Еще несколько фото Ая Софии.


Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 60 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Почти десять веков Собор Святой Софии был христианским храмом, почти пять веков - мечетью.

Непросто назвать еще хотя бы пару зданий, столь полно олицетворяющих не город, не народ, не страну, а целую цивилизацию, как это делает Собор Святой Софии - главный символ Византии.

Чтобы понять или даже прочувствовать всю значимость древнего храма, стоит пройтись по нему, причем не раз и не два. Каждый шаг по плитам, где за долгие века великие правители и простые верующие вытоптали целые тропинки-желобы, долгим эхом уходит куда-то под купол и незаметно вплетается в дивную симфонию, состоящую из ритма гениальных озарений, молитв, утрат и страданий, коим нет числа.

Собор Святой Софии возводили во времена, когда умы сильных мира всего целиком и полностью были захвачены абсолютами. Античность кончилась и началось средневековье, но эти условные границы были неведомы современникам. Западная Римская империя пала под неумолимым натиском времени и варварских племен, однако на востоке Средиземноморья оплотом силы, веры и культуры оставался Константинополь. Желание не просто обрести вековечную стабильность, но и смести непродолимые преграды на пути к подлинному торжеству римского величия и православных традиций наиболее нашло полное выражение во времена правления одного из величайших императоров - Юстиниана (на мозаике - по правую руку от Богородицы).

Его правление - непрерывная череда войн, реформ и переосмысливания успехов. Византийская элита, еще не отказавшаяся от идеи захвата всего известного мира, уже отказалась от идеи почитания Рима как первого из городов. Юстиниан фактически стал правителем империи еще до официального восхождения на престол, и правил он как византиец. Историк Прокопий Кесарийский отмечает, что высшее провидение благоволило ему; но на самом деле нельзя не отметить обилие умных, верных, талантливых людей, с которыми Юстиниану довелось жить в одно время. В их числе его телохранитель Маркелл, комит Флор, полководцы Нарсес и Велизарий, а также секретарь Велизария - им был тот самый Прокопий, вошедший в историю не только как верный слуга государя, но и как историк и мыслитель; его труды, посвященные истории Византии, поистине бесценны и по сей день являются предметом самого пристального изучения.

Но, быть может, самыми одаренными, даже гениальными современниками Юстиниана были математики Анфимий и Исидор. Первый был родом из Тралл (современное название - Айдын) - древнего города, некогда бывшего столицей Лидийского царства; второй - уроженец Милета, еще одного значимого поселения, чья история насчитывает три тысячелетия. В лучших традициях предшествующих времен каждый из математиков был еще и инженером, архитектором, мыслителем... Еще в первый год правления Юстиниана они начали работу над церковью Святых Сергия и Вакха. Мученики, ныне равно почитаемые в православной и католической церкви, в те времена были символами отказа от языческих культов. Возведение церкви в честь них должно было символизировать не только окончательное расставание с политеизмом и всяческими ересями, но и подчеркнуть серьезность намерений императора, заявившего о желании возвести храмы во всех крупных городах Византии.

Работа была завершена в 529 году. Составлявшая некогда единый ансамбль с церковью Святых Петра и Павла, она сразу же полюбилась Юстиниану, отметившему работу зодчих. Сегодня церковь нередко называют Малой Софией.

Воодушевленный император словно почувствовал, что наступила пора для великих свершений и Византия вступила в эпоху величественных противоречий и противоречивого величия. Юстиниан принялся посылать армии во все концы своих владений, не учтя нестабильности в столице. В итоге в 532 году прямо в Констиантинополе случились погромы, которые нынче историки называют восстанием "Ника". Сурово подавленный бунт (не в последнюю очередь благодаря решительным действия Наксеса и Велизария), вероятно, привел Юстиниана к двум несвязанным суждениям с общим выводом: замолить грехи и отвлечь подданных можно одним способом - возведением грандиозного храма.

Место для будущей стройки было выбрано быстро: бунтовщики, среди прочего, ухитрились разрушить базилику Феодоия, датируемую началом V века. Возведенная из камня и дерева, она жестоко пострадала от пожара и мародёров в январе 532 года. До наших дней от нее сохранились лишь незначительные каменные фрагменты внутреннего убранства.

Уже весной все владения вокруг развалин церкви были выкуплены Юстинианом, и Анфимий и Исидор приступили к решению задачи, сформулированной необычайно просто: построить за 5 лет величайший храм.

Архитекоры решили использовать свои наработки и увенчать собор гигантским куполом. Поддерживать его, по замыслу проектировщиков, должны были 4 массивные арки (одна из них хорошо видна в центре фото).

Однако только арок для удержания купола над нефом было явно недостаточно. Начав решать эту проблему еще на стадии чертежей, Анфимий и Исидор встали на путь, который в конце концов вывел и их и Юстиниана к неувядаемой славе...


Всего 71 фото

Айя-София не исчерпаема. Этот пост будет интересен на мой взгляд потому, что я попробую рассказать об археологическом музее Айя-Софии под открытым небом. В сети нет почти никаких сведений об этом интереснейшем месте около Софийского собора. Айя-София возведена на древнейшем историческом месте где когда-то находился античный акрополь. Кроме того предтечами Айя-Софии были две базилики - римских императоров Константина и Феодосия о которых я немного рассказывал в первой части своего повествования об Айя-Софии. Дело в том, что вокруг Софийского собора проводились многочисленные археологичесие исследования и в этом археологическом парке под открытым небом и размещены эти самые археологические находки. Оказалось, что Базилика Феодосия судя по ним была великолепным величественным христианским храмом богато украшенным резьбой по камню. Рассматривать эти уцелевшие архитектурные шедевры одно большое наслаждение.

Во время этих раскопок было найдено множество колонн, капителей и других белокаменных архитектурных элементов что могут создать у зрителя дополнительный эмоциональный отклик, что и захотелось реализовать по возможности. Таким образом задача этого материала - внести дополнительный чувственный контекст для читателя не только при осмотре Софийского собора восхитившись его внешним и внутренним очарованием, но и увидеть, что окружает Софийский собор, что находится на этой территории. В пятой же части я еще вдобавок раскажу о мусульманских постройках на земле бывшего христианского Софийского собора. Такие вот планы. Что же получилось насчет археологического музея и Базилики Феодосия решать вам - то есть для этого прямо сейчас можно и заглянуть под кат.

А теперь осмотрим археологический музй под открытым небом Айя-Софии. На фото ниже кассовый и досмотровый туристический комплекс стамбульского музея Айя-София.
02.

Большей частью эта самая территория облагорожена. Здесь множество колонн античного периода, но установлены они на цветочных клумбах и зеленых лужайках часто бессистемно и как будто бы в качестве каких-то диковинок, а не ценных археологических находок.
03.

04.

Зона археологического музея Айя-Софии под открытым небом находится с западной стороны Софийского собора со стороны его входа и тяготеет большей частью к его внешней ограде и вытянута вдоль западной же части территории музея Айя-София.
05.


06.

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при императоре Константине I. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Но Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время знаменитого восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Этот раскоп облагородили. Он находится совсем рядом с западным входом в Айя-Софию "по левую руку".

07.


08.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов эти самые раскопки у собора провел один из основоположников археологического изучения Стамбула, А.М. Шнайдер (Германский археологический институт). Он открыл остатки колоннады эпохи императора Феодосия: в восьми метрах к западу от нынешнего экзонартекса, на два метра ниже его уровня лежали ступени, базы колонн, архитектурные детали (капители, куски фриза, сегменты арок, части потолков и фронтонов, покрытые прекрасной резьбой классического искусства). Стало ясно, что при строительстве времен Юстиниана древние основания только засыпали и они лежат существенно ниже полов нынешнего храма, ожидая дальнейшего исследования.

На фото ниже мы как раз и можем видеть реальные остатки Базилики Феодосия, в том числе и вышеупомянутые ступени этого храма.
09.

Базилика Феодосия

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Представление о ней дают археологические находки, которые позволяют судить не только о её внушительных размерах но и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, исследователи делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины, что находится в непосредственной близости от Айя-Софии и была до нее главной соборной церковью Константинополя.
10.


Базилика Феодосия

Архитектурные элементы Базилики Феодосия поражают богатством отделки. Вот в этой зоне археологического музея Айя-Софии под открытым небом как раз и собраны эти самые элементы.
11.

Фрагмент орнаментального фриза
13.

Все говорит о том, что сооружение по всех смыслах было величественным и впечатляющим.
17.


18.


19.


20.


21.


22.

Здесь же можно обнаружить крупный обломок знаменитой порфировой колонны внутреннего объема Айя-Софии из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
36.


37.


38.


39.

Посмотрим однако поближе интереснейшие фризы "с агнцами" из археологического раскопа Базилики Феодосия.
40.

Преемственность Базиклики Феодосия Святой Софии во всем несомненна. А надпись на Евангелии Иисуса с архитрава Св. Софии на церковно-славянском такова: "...рече Господь: Аз есмь дверь овцам; Мною кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет...".

Вообще же напротив входа в Айя-Софию среди "леса" античных колонн и многочисленных артефактов...
46.

В тени деревьев устроено большое "летнее" кафе.
47.


48.

Многочисленные саркофаги, их крышки и много чего еще размещено то здесь, то там среди "кафешных" столиков)
49.


50.


51.

Сидишь вот так за столом, смотришь меланхолично во внутренность саркофагов и как-то непроизвольно вспоминаешь булгаковское выражение, - "но мы-то живы" насчет судьбы "покойного Берлиоза". Как-то неправильно все это устроено по-моему)
52.


53.