Парацельс. Доктор Парацельс: пьяный горбун и гениальный врач-новатор

Алхимия Парацельса

Для Парацельса алхимия была рабочим инструментом в изучении природы. Он применял знание алхимии в своей медицинской практике и считал, что «врач должен быть сведущим во всех областях философии, физики и алхимии как можно полнее и глубже. Он не должен испытывать недостатка знаний в этих областях. Именно поэтому врач - выше всех людей в познании природы, и это то, что позволяет ему помогать больным» («Вторая книга о сильнодействующем лекарстве для лечения ран»). Постоянно используя термин «алхимия», великий врач наполняет его новым значением, понимая не иначе как научный метод. В «Алхимии, третьем столпе медицины» Парацельс пишет: «Это неправда, как некоторые ветрено утверждают, что цель алхимии делать золото и серебро. Ее настоящее предназначение заключается в том, чтобы изготовить чудесные эликсиры и направить их на болезнь. Мое главное и единственное утверждение в том, что лекарственное средство состоит из эликсиров и что эликсиры являются основным орудием врача. Следовательно, если итогом всего является приготовление эликсиров, то из этого следует, что основой всего является алхимия. Знайте, что только эликсиры обладают силой и действием».

Итак, тот таинственный продукт алхимиков, который назывался «философским камнем», применялся не только для трансформации металлов, но также для приготовления лекарств и, как оказалось, в переводе на арабский язык называется «эликсир». Именно это название закрепилось за напитками, способными продлевать жизнь, сохранять молодость и здоровье.

Парацельс был учеником Тритемиуса, аббата Спонгейма, знаменитого немецкого богослова и историка, сочинения которого касались не только исторических и богословских вопросов, но также магии и каббалистики. Корнелий Агриппа - современник Парацельса, даровитый и богатый знаниями писатель, врач, философ, склонный к мистике, автор знаменитого в эпоху Возрождения учебника по оккультным наукам. Как и Парацельс, Агриппа вел полную приключений жизнь. Его сочинения были полны злой сатиры на науку, и вместе с тем он восстановил против себя церковь, из-за чего и был обвинен в ереси.

Итак, Парацельс пытался соединить знания алхимии с медицинской практикой, настойчиво утверждая, что только тот, кто знает сокровенные тайны природы, может создать полезные лекарственные средства. Его первоначальные представления о химии были связаны с алхимиками позднего средневековья, чей вклад в науку состоял в создании фармации. Позже он разработал свою систему приготовления лекарств из металлов и минералов.

Алхимия упоминается в этой книге постоянно, и наступил момент разобраться в этом термине.

Алхимия - слово арабского происхождения, где al обозначает определенный артикль. То есть алхимия - это перевод на арабский язык слова химия. Многие до сих пор считают, что средневековые алхимики стремились получать драгоценные металлы из недрагоценных с целью обогащения.

Трезубец Парацельса - атрибут ритуального магического искусства. Сам трезубец был металлический, а рукоятка деревянной или эбонитовой. На этом предмете были начертаны магические знаки - луна, рак, змея и другие, в том числе ряд слов с применением каббалистических приемов перестановки и подстановки букв. Трезубец символизировал мужчину и являлся по сути прибором, представлявшим собой магическую шпагу с тремя остриями. В руке мужчины он должен был говорить о его праве на созидание. В уменьшенном формате этот предмет применялся в герметической медицине при лечении мужской импотенции.

Их «технология» уже многократно описана в современных источниках. Для работы алхимику был необходим прибор для перегонки соединений, универсальный алхимический растворитель (так называемый азот мудрецов), личный магнетизм алхимика или природное электричество, а также «философский камень». Опишу простейший нагревательный прибор алхимиков. Он состоял из двух основных частей: первая - это источник огня, например масляная лампа, вторая - чаша с песком. В эту чашу погружали герметический стеклянный сосуд в форме яйца, наполненный смесью, подлежащей перегонке. Верхняя часть этого прибора представляла собой стеклянный купол, отражавший внутрь сосуда теплоту и образующиеся пары. Перегонка продолжалась несколько недель. Алхимики изобрели еще один оригинальный и простой сосуд. - реторту, соединяющую свойства колбы и холодильника. В верхней части реторты должна была быть трубка, отводящая пары при получении дистиллята.

Что касается универсального алхимического растворителя, то вряд ли можно провести полную аналогию между ним и современным химическим понятием о растворителе. Этот «азот мудрецов» - совсем не то же самое, что азот в понимании современных химиков. Само слово составлено из начальной буквы трех алфавитов (это еврейский алеф, греческая альфа и латинская альфа) и конечных букв тех же алфавитов (латинского зет, греческой омеги и еврейского тау). Монограмма выглядит так:

Это слово служило девизом алхимиков и символизировало мировой синтез. Символическим знаком универсального алхимического растворителя был тройной кадуцей Гермеса.

Тайну алхимического «философского камня» сегодня, пожалуй, не знает никто. Но старинные источники говорят о нем как об активном порошке красного цвета. Те алхимики, которые использовали «философский камень» и технику алхимической трансмугации элементов только с целью получения золота, получили впоследствии имя пафферов. Врачи использовали «философский камень» как лекарство и средство для продления жизни. В лечебных целях он применялся только после того, как проверялся в опытах превращения металлов. В бессмертие, достигнутое с его помощью, мало кто верит.

Эликсир - арабский перевод понятия «философский камень».

Врачей, владевших лечением эликсирами, было немного. Парацельс - один из них. Рассказывают, что он был приглашен однажды к тяжело больному пациенту, находившемуся буквально на смертном одре. Персона была очень важная, но никто из «светил» не решался взяться за его лечение. Парацельс оставил больному лекарство и ушел, взяв свой врачебный гонорар. Пациент поправился, приняв лекарство два раза. Парацельса, однако, ждала не слава, а изгнание из города. Ибо счастливо исцелившийся пациент затеял процесс, обвиняя врача в том, что он взял слишком большой гонорар за такое простое лечение. Суд подтвердил, что плата не соответствовала лечению и присудил вернуть деньги. Парацельс учинил характерный для него громкий скандал, заявив, что не имеет смысла лечить быстро, потому что пациенты не испытывают от этого удовлетворения. Любой гомеопат расскажет много таких историй, связанных с очень простой на вид методикой лечения.

Из книги Традиция и революция автора Джидду Кришнамурти

Беседа вторая: АЛХИМИЯ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Слушательница П.: Я подумала, что есть смысл обсудить отношение в древней Индии к вопросу об алхимии и мутации, а также выяснить, не связаны ли открытия алхимии с тем, о чем вы говорите. Знаменательно, что Нагарджуна, один из крупнейших

Из книги Разговоры запросто автора

Алхимия Филекой. Лал Филекой. Что это случилось с Лалом? Он все улыбается, едва удерживается от хохота, и все крестится. Сейчас спрошу самого. Здравствуй, мой дорогой Лал! Мне кажется, ты очень доволен сегодня.Лал. Да, и буду еще довольнее, если поделюсь своим

Из книги Очерки о традиции и метафизике автора Генон Рене

Из книги Жизнь Парацельса и сущность его учения автора Гартман Франц

Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

Из книги Философский камень гомеопатии автора Симеонова Наталья Константиновна

Из книги Возвращение примитива [Антииндустриальная революция] автора Рэнд Айн

Из книги Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Сочинения автора Роттердамский Дезидерий Эразм

АЛХИМИЯ ИНФОРМАЦИИ Многие изменения в системе общественного сознания прямо перешли в управление бизнесом. Они проникли в среду, окружающую каждую фирму, даже больше, чем банковская, политическая или энергетическая системы. Кроме того факта, что бизнес не откроет свои

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

Химическая философия Парацельса Парацельс отрицал теорию четырех соков Гиппократа и Галена как основу медицинской практики, но поддерживал еще более древнюю концепцию четырех первоэлементов - огня, земли, воздуха и воды. Он использовал представления ранней

Из книги автора

Космогония Парацельса Парацельс считал, что человек (микрокосмос) - прямое отражение вселенной (макрокосмоса): «Человек - дитя двух отцов. Один отец - земля, другой - небеса. От земли он получает материальное тело, от небес - свой характер. Поэтому земля создает его

Из книги автора

Алхимия Ганемана Одно время Ганеман преподавал в университете химию и хорошо знал арсенал веществ, из которых готовились лекарства. Но как врач, он на каком-то этапе понял, что нет никакой необходимости в том, чтобы бесконечно расширять круг лекарств за пределы

Из книги автора

5. «Необъяснимая личная алхимия» Айн РэндПриведенная здесь заметка Генри Камма появилась в The New York Times 13 октября 1968 года под заголовком «Три минуты я чувствовал себя свободным».«Москва. На прошлой неделе на одну из грязных улиц Москвы на три дня как будто бы пришла

Из книги автора

Из книги автора

Алхимия Филекой. Лал.Филекой. Что это случилось с Лалом? Он все улыбается, едва удерживается от хохота, и все крестится. Сейчас спрошу самого. Здравствуй, мой дорогой Лал! Мне кажется, ты очень доволен сегодня.Лал. Да, и буду еще довольнее, если поделюсь своим

П Парацельс как алхимик, философ и врач является одной из самых загадочных личностей древнего мира. Парацельса можно считать одним из основателей современной науки и медицины. Это человек который впервые вводит в медицину химические соединения и успешно ими пользуется.

Кто такой Парацельс?

Псевдоним Парацельс он придумал самостоятельно. В переводе с латыни псевдоним означает «превзошедший Цельса». Для справки: «Цельс – это древнеримский энциклопедист и знаток медицины, который жил в I веке до н. э.». Настоящее имя Парацельса звучит Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Он родился 24 октября 1493 года в городе Эг в семье людей тесно связанных с медициной. Именно по этому он и посвятил всю свою жизнь изучению медицины. В 16 лет он навсегда ушел из дома и посвятил всего себя обучению. Он обучался в Германии, Швейцарии и Италии, где и черпал по крупице свои знания в разных областях. Его самым именитым учителем был Иоганн Тритемий, который считался величайшим специалистом в области астрологии, алхимии и магии. В итоге он получает звание доктора медицинских наук. После получения звания доктора, он отправляется в путешествие по миру, где получает врачебную практику. Он занимал посты как городского врача, так и военного на полях боевых действий.

Философское учение Парацельса

Взгляды Парацельса очень многообразны. Некоторые считали Парацельса великим врачем и учёным, а другие считали его просто шарлотаном. Получив огромный опыт в медицинской практике, в 1527 году городской совет Базеля назначил его профессором физики, медицины и хирургии. Он читал лекции по медицине в Базельском университете. Его отличие от остальных преподавателей было в том, что он читал лекции студентам из своих личных наблюдений и опыта, а не повторяя слова Авиценны, Гиппократа и Галена. Его коллеги с призрением относились к учению такого рода, потому что они не были документально подкреплены. Сам Парацельс критично относился к представлениям древней медицины, считая ее очень несовершенной.

Он критиковал врачей не имеющих знаний по химии, потому что без знаний химии невозможно лечить людей. Он утверждал, что человек состоит из набора химических элементов, которые в человеческом организме находится в постоянном равновесии. При отклонении от равновесия, то есть если не хватает каких-либо элементов или наоборот их становится больше – возникают болезни. Придерживаясь этого знания, он успешно лечил на тот момент неизлечимые болезни. Ещё одним его учением было, то, что даже обыденные вещи могут быть смертельными, а яды в определенных дозировках целебными. Такие учения Парацельса, на сегодняшний день не выглядят столь безумными, как считали его коллеги в то время. И сегодня его можно считать настоящим родителем современной фармацевтики.

Как уже говорилось выше, Парацельс был очень успешен в разных науках, но его призванием считается медицина. Он говорил что настоящая цель алхимии не добыча золота, а лекарств. Что касается химии, он является человеком, который дал название такому элементу как цинк, использовав написание zincum. Что касается медицины, он успешно практиковал свои полученные навыки в лечении болезней. Благодаря своим опытам, он написал несколько книг. Одной из которых является собрание заметок о происхождении и протекании болезней, которое он назвал «Парамирум». Одним из главных его достижений является объяснении природы и причин такой болезни, как Силикоз. По его трудам была индефицирована такая болезнь как рак лёгких. Самое интересное то, что Парацельс знал как лечить очень много болезней, даже те которые считаются неизлечимыми до сих пор.

Мистическая сторона личности Парацельса

Мистическая сторона личности Парацельса затрагивает разные аспекты деятельности. Как уже говорилось выше, он добился больших успехов в медицине, так как лечил огромное количество болезней. Мистики считали, что Парацельс владел так называемой «Панацеей». Для справки:

Панацея – это лекарство от всех болезней.

Мистики предполагают, что с помощью Панацеи, он мог даже воскрешать мертвых. Парацельс большую часть жизни путешествовал и черпал знания у разного типа людей. В их число входили маги, колдуны, ведьмы, некроманты, великие учёные и обычные люди. Помимо этого круга, он общался и с обычными людьми, в число которых входили: пастухи, торговцы и просто бродяги. За такие поиски информации, он становился предметом насмешек своих коллег. Ван Гельмонт утверждает, что в 1521 году, Парацельс получил «Философский камень» от адепта по имени Соломон Трисмозин. Предполагается, что и «Панацею» передал ему именно этот человек. Смерть Парацельса 24 сентября 1541 года так же очень загадочна. Он, якобы, умер в номере гостиницы «Белая лошадь» после непродолжительной болезни. То есть, он всю жизнь лечил болезни, даже неизлечимые, а потом сам умер за несколько дней в отеле. Очень загадочно… не так ли? Причем, ему приписывают начало создания тайных обществ!

Парацельс (Paracelsus) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

ПАРАЦЕЛЬС, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541) - медик и алхимик. Швейцарец по происхождению. Скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения П. писал не по-латыни, а на колоритном немецком языке. Историческое значение работ П. заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам П. ввел в практику ряд химических медикаментов.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 307-308.

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493- 1541) - врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии. По Парацельсу, мир, основанный на созданной богом первоматерии, представляет собой саморазвивающуюся целостность. Человек (микрокосм) как часть природы (макрокосма) в принципе способен познавать ее. Парацельс одним из первых провозгласил идею об опытном знании как основании всякого научного познания. Веря в силу разума, Парацельс призывал врачей и ученых изучать не «священные книги», а саму природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику , религию. Связанный господствовавшими в то время антинаучными концепциями, Парацельс в объяснении мира оставался на позициях антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным «археем» (духом). Стремясь превратить медицину и химию в науку, он в то же время верил в силу алхимии и магии.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 332-333.

Он же Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм

Парацельс (лат. Paracelsus - "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493-1541) - швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жизни "Лютером в медицине". Одно из наиболее полных и систематизированных изложений так называемой "оккультной пневматологии" (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Толкование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. - автор понимания природы как живого целого, пронизанного "звездной душой" ("астральными телами", делающими возможным мистическое оперирование объектами природы посредством тайного инструментария посвященных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином "элементы" П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие.

В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зримого мира) заполнен сонмами "эфирных" "природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непостижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные духи, по П., - это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов - быстротой движений. Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синтезирующей достижения физики, химии, физиологии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. ("...Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению...") П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической терапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма. П. - автор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., - результат процесса самооткровения. Потенциал человека - обусловливается характером его взаимоотношений с природой - творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы". Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей.

Человек ("микрокосмос") - обладает божественной душой - источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры - астральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., "здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...". Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней - телесного, душевного и духовного.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Парацельс Теофраст

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс, родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.

Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. В то время в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии. Экспериментальной работой в области химии занимались аптекари и алхимики.

В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины.

По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, попал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.

1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.

Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство.

В Кольмаре ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Стали распространяться слухи о том, что Парацельс вступил в сношения с дьяволом. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.

В Нюрнберге ему удалось издать четыре книги. Но затем последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса.

Узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом.

В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд "Большая хирургия". И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс. Она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике.

Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, успешно применяя ртутные препараты для лечения распространенного в то время сифилиса.

После выхода книги положение доктора Парацельса переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи.

Последнее его пристанище - Зальцбург. Здесь он занимается врачебной практикой. 24 сентября 1541 года Парацельс скончался.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Медицинский алхимик

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий – выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц – 24 сентября 1541, Зальцбург) – врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. ἰατρός – врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий «арканами» (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу. Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку. Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности – медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания – восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем – верховным жизненным духом. Врач – одновременно целитель и тела, и души, и духа.

Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекарственной практики алхимическая триада видоизменяется в «пятерицу»: Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова – субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы-стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность – квинтэссенцию, определяющую здоровые вещества (= тела). Изготовление целительных «арканумов» специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела, – основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир «арканумов». В связи с этим разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает «химическую» теорию функций живого организма – в противовес Галену, лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план.

В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17–18 вв. (Я.Б. ван Гельмонта, О.Тахения и др.), Я.Бёме, немецких романтиков (Шеллинг, Новалис).

В.Л. Рабинович

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 200.

Парацельс (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,- 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение Парацельса можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и герметизма. В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - «звёздная душа», так называемое астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с каким-либо определенным пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т. е. магическое начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатоническим понятием пространства - посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по Парацельсу, возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается Парацельсом именно как практически-волевое устремление души (в этом он предвосхищает немецкий идеализм конца 18- 19 веков).

Основные элементы, составляющие у Парацельса космическое тело,- земля, вода, воздух и небо; кроме них, Парацельс признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирические вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности.

Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа; таким образом, врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

Парацельс оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533-1588), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гельмонта (старшего) (1579-1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614-1699), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Некоторые мотивы учения Парацельса были развиты немецким романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Munch.- В., 1922-36; Sämt-Ae Werke, Bd 1-4, Jena, 1926-32.

Литература: Проскуряков В.,П., M., 1935; Л евен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., «ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus, В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; V o g t Α., Th. Paracelsus als Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K., Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie 1932-1960, Wiesbaden, 1960.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Ученые с мировым именем (биографический указатель).

Сочинения:

The hermetic and alchemical writings, v. 1. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии. – В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13–19 вв. М., 1999, с. 130–167.

Литература:

Проскуряков В. Парацельс. М., 1935;

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994;

Spunda F. Das Weltbild des Paracelsus. Wien, 1941.

знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии

Краткая биография

Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм , нем. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim; 24 октября 1493 года, город Эг, кантон Швиц - 24 сентября 1541 года, Зальцбург) - знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки.

Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.

Изобретённый им самим псевдоним Парацельс в переводе с латыни означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э.

Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью Лютера, так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики.

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида -большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам он знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покинул дом и уехал учиться в Базельский университет. После этого обучался в Вюрцбурге у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта, в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно - лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике своё искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г., по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны , изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. "Настоящие" врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).

Парацельс описал заболевание горняков («Шнеебергская легочная болезнь»; "Von der Bersucht und anderen Bergkrankheiten" написано им предположительно в 1533-1534 гг., но опубликовано только после смерти ученого в 1567 году), которое позднее было идентифицировано как рак легких. Заболевание шахтеров оказалось связанным с воздействием ионизирующих излучений радона и короткоживущих продуктов его распада, накапливающихся в воздухе плохо вентилируемых шахт.

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.

24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.

Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Посмертно

Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 году во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас ему стоит памятник.

Памятник

В центре пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись:

  • латынь: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. ;
  • перевод: «Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью».

Под портретом:

  • Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. ;
  • «По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены» [кости Парацельса].

На основании памятника:

  • Conditur hic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. ;
  • «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть.»

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу слова:

  • Pax vivis requies aeterna sepultis. ;
  • Мир живым, вечный покой умершим.

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Человеческая сущность у Парацельса включает 7 элементов:
  • «элементарное тело» (тело материальное или физическое; «Chat» у египтян и «Guf» у евреев),
  • «archaeus» (электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; «Анх» египтян и «Coach-ha-guf» евреев);
  • «evestrum» (звездное, астральное тело; «Ка» египтян и «Nephesh» евреев), родина которого - астральный мир; оно представляет собой точную копию материального тела, может покидать физическое тело, сопровождает дух человека после его смерти;
  • «spiritus animalis» (животная душа, «Hati» или «Ab» египтян, «Ruach» евреев), где сосредоточиваются низменные, животные, эгоистические инстинкты и страсти;
  • «anima intelligens» (разумная душа, «Bai, Ba» египтян и «Neshamah» евреев) - форма, в которую облекается человеческая душа в высших сферах в момент воссоединения с ангельским миром;
  • «anima spiritualis» (духовная душа, духовное тело; «Cheybi» египтян и «Chaijah» евреев) - божественного происхождения, местопребывание всех благороднейших и возвышенных стремлений человека,
  • «человек Нового Олимпа» - искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.
  • Парацельс применил к медицине идеи Агриппы о симпатии и антипатии и на основании их построил учение о специальных средствах для каждой части организма (арканумы) и о возможности переносить болезнь с человека на растения или животное, или зарывать её вместе с человеческими выделениями в землю.
  • Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или Философские правила о Камне Мудрых» , «Азот, или О древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.
  • Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II . Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

Труды

Опубликованные при жизни

  • Die große Wundarzney . Ульм, Hans Varnier, 1536; Аугсбург, Haynrich Stayner (Steyner), 1536; Франкфурт-на-Майне, Georg Raben и Weygand Hanen, 1536.
  • Vom Holz Guaico , 1529.
  • Von der Frantzösischen kranckheit Drey Bücher , 1530.
  • Vonn dem Bad Pfeffers in Oberschwytz gelegen, 1535.
  • Prognostications , 1536.

Посмертные публикации

  • Wundt unnd Leibartznei . Франкфурт-на-Майне, Christian Egenolff , 1549; Christian Egenolff, 1555; Christian Egenolff (младший), 1561.
  • Von der Wundartzney: Ph. Theophrasti von Hohenheim, beyder Artzney Doctoris, 4 Bücher . Pietro Perna , 1577.
  • Von den Krankheiten so die Vernunfft Berauben . Базель, 1567.
  • Archidoxa . Краков, 1569.
  • Kleine Wundartzney . Базель, Peter Perna, 1579.
  • Opus Chirurgicum, Bodenstein . Базель, 1581.
  • Медицинские и философские трактаты - четырёхтомник, Базель, Huser, 1589.
  • Хирургические труды. Базель, Huser, 1591 и Zetzner, 1605.
  • Медицинские и философские трактаты - Страсбургское издание, 1603.
  • Kleine Wund-Artzney . Страсбург, Ledertz, 1608.
  • Opera omnia medico-chemico-chirurgica , 3 тома. Женева, 1658.
  • Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus , 1566
  • Philosophia magna, tractus aliquot , Кёльн, 1567.
  • Philosophiae et Medicinae utriusque compendium , Базель, 1568.

Ученики и последователи

  • Турнейссер, Леонард (1531-1596) - швейцарский врач.
  • Вайгель, Валентин (Вейгель ; 1533-1588) - немецкий протестантский богослов и философ, имевший много последователей (вейгелианцы).
  • Северинус, Петр (Педер Сёренсен ; Peder Soerensen; 1540-1602) - датский врач, автор книг: «Idea medicinae philosophicae» (1571), «Epistola scripta Th. Paracelso» (1572).
  • Либавий, Андреас (Либавиус ; 1555-1616) - немецкий врач.
  • Кунрат, Генрих (1560-1605) - немецкий философ и алхимик, автор «Амфитеатра вечной мудрости» (1595).
  • Тюрке де Майерн (Théodore Turquet de Mayerne; 1573-1655) - швейцарский врач.
  • Фладд, Роберт (Флудд ; 1574-1637) - английский врач.
  • Ди Капуа, Леонардо (1617-1695) - итальянский врач.

Учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией, которую самостоятельно развивали также:

  • Ван Гельмонт (1580-1644) - нидерландский врач;
  • Тахений, Отто (Тахениус ; англ. Otto Tachenius; 1610-1680) - немецкий фармацевт;
  • Сильвий, Франциск (1614-1672) - голландский врач.

Также Густав Шведский (1568-1607), сын шведского короля Эрика XIV и бывшей служанки, за свои обширные знания имел прозвище «второго Парацельса».

Память

С 1941 года Швейцарское химическое общество за достижения на протяжении всей жизни вручает Премию Парацельса, которой награждены 7 лауреатов Нобелевской премии.

В 1970 года Международный астрономический союз присвоил имя Парацельса кратеру на обратной стороне Луны.

В художественной литературе и кино

  • Парацельс упоминается в серии романа о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Дж. К. Роулинг.
  • В произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • В романе «Франкенштейн» главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.
  • Парацельс - один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство для Несмеяны».
  • Австрийский кинорежиссёр Георг Пабст в 1943 году снял фильм «Парацельс».
  • Парацельс - одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт».
  • Парацельс - прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик».
  • Персонаж по имени Парацельс является антигероем последних сезонов сериала Склад 13.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Парацельс - один из персонажей японской визуальной новеллы «Animamundi: Dark Alchemist». Он является протагонисту в виде мальчика, старика и молодого мужчины, венчает его короной за достижения в алхимии, а позже, по просьбе Архангела Михаила, проводит через Чистилище, помогая искупить свои грехи и вернуться в мир смертных, избавленным от влияния Люцифера.
  • Парацельс - один из персонажей популярной игры D"n"D редакции Макина. Исполняет роль демона-алхимика. Продаёт призмы.


Научная сфера: Место работы: Учёное звание:

профессор физики, медицины и хирургии

Альма-матер :

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет . После этого, в Вюрцбурге , у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны , Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе , где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык , 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене , Каринтии , Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге , куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного - здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. - Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. - Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. - Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. - Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. - Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии , ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм , в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией , или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым сформулировал принцип подобия , лежащий в основе современной гомеопатии .

Парацельс в литературе

  • Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха ».
  • Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса .
  • У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».
  • У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»
  • У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

Парацельс в кино

  • Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик »

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

Парацельс в культуре

  • «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса
  • «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста
  • «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.
  • «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» - песни российской рэп-группы «Триада»
  • Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча
  • Упоминается в песне Johnyboy’я - «Не Надо Жечь Память»

Примечания

Литература

  • Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1985.
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. Pp. 519.
  • Pagel, Walter (1982). Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Karger Publishers, Switzerland. ISBN 3-8055-3518-X .
  • Парацельс // Дельфис № 24(4/2000)
  • Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 2009
  • Парацельс на сайте hrono.ru