Задания для дошколят по чтению. Своевременное обучение чтению

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение - довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
- Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение - сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
- Дай мне - мой конь.
- Нет, ты мне дай - конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ - малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 32 с. (Конфетка).

Елена Шипицына
Использование игр и игровых приемов при обучении чтению дошкольников в добукварный период

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения . Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых проявляются нарушения чтения . Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, пугают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного у детей.

В своей работе мне пришлось столкнуться со следующим противоречием : между методом обучения грамоте по программе «Радуга» (вначале знакомить с буквой) и признанным методом обучения от звука к букве , способствующим овладению в школе грамотным письмом.

Большинство «элитных» школ принимают только детей, которые уже умеют бегло читать, чтобы избежать нервно-психических перегрузок, неизбежных в том случае, если дети, посещающие детский сад, вынуждены получать дополнительное образование в вечернее время, встала задача создать условия, позволяющие каждому ребенку без дополнительных занятий пройти собеседование в любое, в том числе «элитное» учебное заведение. То есть нужна такая система подачи материалов, которая бы облегчила детям процесс обучения , вызвала интерес к учению в целом и позволила в будущем избегать ошибок в чтении и письме .

В связи с этим моя работа с детьми но теме «Обучение чтению в добукварный период » была направлена на отбор и систематизацию игрового материала по обучению детей грамоте , разработке интересных игр на развитие фонематического слуха.

Мой опыт показал, что обучение дошкольника чтению - это игра взрослого и ребенка, при этом нельзя разделять игру и учение. Детям 5-6 лет сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность. Подключение зрительного анализатора - вот что помогает в этой работе. А широкое использование игровых приемов обучения , обеспечит успех совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка.

* Обнаружить, что речь состоит из звуков (фонем) ;

* Открыть отношение звука (фонемы) и буквы (графемы) .

Работа над фонемным анализом включает в себя следующие этапы :

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при которой создается модель такой последовательности.

С этой целью, на начальном этапе мы используем с детьми :

игры с перевоплощением, где идет звукоподражание : (давайте превратимся в пчелок и полетаем с цветка на цветок, пожужжим, поговорим на пчелином языке).

«Давай дружжжить. Где ты жжжмвешь?

Я жжживу в этом жжжилище.

Приходи в гости, угощу морожжженым».

Также использую стихи , где можно протягивать звуки :

«Мышшшонку мама мышшшка-шшшептала :

Шшшшалунишшшка.

Шшшумишшшь, шшшуршшшишшь, болтаешшшь.

Ты маме шшшить мешшшаешшшь».

«Рассели картинки в дом» (дети определяют, где «живет» заданный звук в слове и в какой дом его поселить);

«Займи свое место» (учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой).

Используя игровой прием «Куда перелетела пчелка?» дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на схеме с помощью пчелки. Предлагаю им карточку, разделенную на 3 части, и пчелку, затем называю слова, а они должны догадаться, в какой из квадратов перелетит насекомое : если звук в начале слова - в первый квадрат, если в середине - во второй, если в конце - в третий.

Данные упражнения в дальнейшем помогают в звуковом анализе слов.

Для того чтобы ребенок научился выделять без ошибок каждый звук в слове, использую следующие приемы :

Вначале использую фишки одного цвета (белого, а затем трех цветов : красного, синего. зеленого : «ОСА (к-с-к) », «ЖУК (к-с-к) », «ЛЕС (з-к-с) »;

Игровой Прием «Пальчики в гостях у звуков» , позволяет связывать звук с движением пальцев (как по клавишам пианино-по звуковым домикам) с одновременным проговариванием вслух каждого звука.

Например : слово КОТ (пришел левый мизинец под синее окошко, в котором живет звук «К» ; за мизинчиком встал безымянный под красное окошко звука «О» , ротик запел ООО; за безымянным - средний палец под синее окошко, в котором живет звук «Т» , вот и вышло слово КОТ). Данное упражнение подготавливает детей к проговариванию слов во время письма в школе. Проигрывание идет по схеме слова, где синие квадраты обозначают твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, красные - гласные. Проговаривая каждый звук, в дальнейшем ребенок начинает сам печатать букву («одевает» звук).

2. Дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове.

Выполняя артикуляционные упражнения и усваивая произношение отдельных согласных и гласных звуков, дети быстро начинают видеть и слышать их разницу - гласные поются, они «певцы» , а согласные во всем и всегда с ними согласны. Гласные сразу учат детей слышать и выделять их звуки в словах, для этого мы играем в такие игры, как «Поймай звук» , «Услышь знакомый звук» , «Звук 1-й, звук последний» , «Найди слово со знакомым звуком» , «Выдели звуки» и др. Эти игры также обучают соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за «певцами» свои первые слова : «ау» , «уа» , «иа» .

На различение гласных и согласных звуков играю с детьми в такие игры : «Называю звук - поднимите фишку» - красную, если звук гласный, синюю, если согласный; «Назовите второй звук» («АХ» , «УТ» , «ХО» и т. д.); «Покажи фишку» - выделение только гласных или только согласных звуков из потока звуков : «а, и, т, р, о, а, е, н, п» ; «Поймай звук» (левой рукой- гласный, правой - согласный : а-а-а-з, т-та; «Кто из гостей произносит последним гласный звук?» - «гав» , «му» , «ку-ка-ре-ку» и т. д.».

Во время знакомства с Принцем Ударение к нам на помощь приходит «Карандашик» . Например, в словах Мила - мила, замок-замок обращаю внимание на то, что Принц Ударение в одинаковых словах ставит свою волшебную ударную палочку то в 1-м слоге, то во 2-м. Так по велению Принца Ударение слова, написанные одинаковыми буквами, становятся с разными значениями.

С детьми мы учимся управлять своим «Карандашиком» , он должен скакать по гласным звукам неотточенной стороной, особенно сильно ударяя по звуку, обозначающему звук-командир (ударный) . Где удар был самый сильный, ставим значок ударение. Для того, чтобы упражнения не были однообразными на «звуковом» же этапе использую :

прием «француз» (По-французски все слова произносятся с ударением на последнем слоге : мама’, папа’, а по - русски)

Напеваем слогушки - частушки : жа-жа, жа-жа-жа - жаба села на ежа, жи-жи, жи-жи-жи - ожидают жаб ужи.

«Без ошибок повтори : «оау» , «оау» , «оау» и т. д» - ударяем голосом один из трех гласных звуков.

«Гласные спорят» :

а) для кого это угощение? (для «А» - каша, вафли, для «У» - сушка)

б) К кому идут гости? (К «Э» - зебра, воробей)

«Подели картинки» - каждой гласной подбирают по 1-2 картинки.

3. Работа над дифференциацией по твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем происходит на основе моделирования схем слов.

При работе над согласными звуками дети отправляются в путешествие по улицам города звуков – Звукаринска, где узнают, что у согласных звуков разные характеры : твердые и мягкие. Твердые звуки - носят синие одежды, но иногда они становятся мягкими звуками и надевают костюм зеленого цвета. Твердохарактерные звуки идут на улицу «Певцов» по синей тропинке, слагая слоги МО, ПА, НЫ - это друзья Тома; но когда согласные звуки смягчаются, идут по зеленой тропинке на улицу «Улыбчивых» звуков и слагают МЁ, ПЯ, НИ - это друзья Тима. Также дети узнают, что есть звуки всегда твердохарактерные - Ш, Ж, Ц; даже с Улыбчивым звуком «И» - они звучат твердо : ЖИ, ШИ, ЦИ, а есть всегда мягкохарактерные звуки - Щ, Ч, даже если они поют песенку со звуками «А» , «У» , то все - равно, звучат мягко : ЧА, ЩУ.

При дифференциации звуков по твердости - мягкости мы играем в такие игры :

«Твердый - мягкий» : у детей фишки синего или зеленного цвета, они подходят к наборному полотну и выбирают соответствующую картинку.

«В слове слог договори, будь внимательным смотри!»

Добавь слог «НА» или «НЯ» : Зи_, ня_, Та_, спи_, вес_.

добавь звук «Т» или «Т"» : сала_, крова_.

Братья Тим и Том постоянно вовлекают детей в свой вечный спор :

«Чей это звук?» , «Чье это слово?» . детям очень нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Для того, чтобы детям было интересно и материал запоминался легче, я стараюсь преподнести его в необычной форме. Например : на занятие кто-то из персонажей приносит и раздает детям фишки красного, синего, зеленого цвета, с колокольчиком и без него, в зависимости от качественной характеристики изучаемых звуков (парные согласные по звонкости-глухости всегда даю в паре) .

«Магазин» : Тим и Том - продавцы, чеки - схемы слов.

«Живое слово» : После звукового анализа слова дети «становятся звуками» этого слова, располагаются в нужной последовательности и выбирают нужные цвета. Остальныс дети проверяют правильность «живой» схемы. По аналогии можно проводить работу со слогами

При обучении чтению - первым этапом является чтение открытых слогов : ПА, РУ, ТИ и т. п. На этом же этапе я ввожу сказочный атрибут - шапку

невидимку, которая, то скрывает, то выставляет какую - либо букву.

Например : было слово БАЛ, шапка - невидимка спрятала букву «Л» , остался слог БА, но она пожалела слово и прислала букву «К» , получилось новое слово БАК, а затем (БАС, БАР, БОР) .

На следующем этапе : чтения двусложных слов - шапка - невидимка может спрятать целый слог и тогда у детей получается прочитать разнообразные слова. Например, пар. .(та, мар. .(та, кар. .(та) .

С шапкой - невидимкой мы с детьми играем в разные игры со словами, где требуется подобрать буквы, чтобы получилось новое слово или заменить букву на другую. Например : игра «Угадай слово» , где меняем или гласную, или согласную букву. (Пальчики заменят точки буквами, глазки

слова прочтут). Например, сок; *у*; **х; *о*; м.

Чтобы разнообразить занятие - большие возможности дает работа со слоговыми таблицами. Цель, которых отработать умение соотносить звук и букву, сравнить звучание твердых и мягких согласных, упражнять в чтении слогов с ними .

«Прыгаем по кочкам» , где дети читают слоги за указкой.

«Придумай слово» : показываю слог в таблице, а дети придумывают с ним слова.

«Угадай слово» : последовательно показываю слоги «набирая» слово.

«Найди пару» : один ребенок читает слог с твердым согласным, а второй должен прочитать с одноименным мягким согласным.

«Лесная школа» : предлагаю показать, как бы прочитал слог тот или иной зверь. Ребенок читает его, стараясь голосом передать характер животного.

Организованная таким образом работа позволяет моим воспитанникам быстрее осваивать процесс обучения чтению , они реже допускают наиболее распространенные ошибки в пропуске и перестановке букв, грубые искажения букв при написании. Дети не застревают на этапе слогового чтения , быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами . У них формируется интерес к языку и его законам (орфографическим правилам) . И, наконец, самое главное, - занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психологического развития детей.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова