Информация для подготовки к огэ по обществознанию. Подготовка к огэ и егэ по обществознанию

В 2018 году ОГЭ по обществознанию может претерпеть серьезные изменения. Возможно, случится и так, что через несколько лет данный предмет, наряду с русским языком и математикой, вовсе станет обязательным для сдачи выпускниками 9 классов. Сегодня такой вариант развития событий активно обсуждается в депутатских кругах. Чем же обусловлены эти нововведения, и что еще они могут повлечь за собой?

Представители Министерства образования и Рособрнадзора настроены пойти по пути более жесткого контролирования образовательной системы. Это связано с тем, что чиновникам приходится наблюдать за снижением ученической мотивации и заинтересованности в освоении подростками школьной программы: так, в 2014 году, после отмены сдачи двух обязательных выборочных предметов, количество школьников, изъявивших желание и готовность написать экзаменационную работу по обществознанию, снизилось с 41% до 9%! Поэтому госслужащие, ответственные за повышение общего качества образования, планируют в 2018 году обязать ребят сдавать сразу 5 ОГЭ, 3 из которых окажутся выборочными. В противном случае российское общество рискует просто-напросто остаться без профессиональных кадров.

Другие изменения заключаются в следующем:

  1. Теперь итог, полученный за экзамен, будут напрямую влиять на оценку, проставляемую в аттестате. Данное нововведение вступило в силу с начала 2017 года.
  2. Впредь педагоги не смогут самостоятельно устанавливать пороги «двоек», ведь с текущего года региональные шкалы оценивания были упразднены и заменены на единую систему результатов Распоряжением Рособранадзора №920-10 от 26.04.2017.
  3. Учителя потеряют возможность участвовать в разработке КИМов (контрольно-измерительных материалов). Этим будут заниматься 11 специально учрежденных федеральных комиссий и представляющие их профессионалы образовательной сферы в количестве 150 человек.

Дата проведения

Досрочная сессия сдачи ОГЭ по обществознанию состоится 27 апреля 2018 года (пятница), в то время как ее основной этап пройдет 7 июня (четверг). При этом резервные дни написания работы приурочены к 7 мая (понедельник) и 22 июню (пятница) соответственно, – эти даты необходимы для тех, кто из-за форс-мажорных обстоятельств будет неспособен пройти аттестацию в установленный час. Пересдача назначена на 12 сентября (среда) и 20 сентября (четверг). Эти числа станут последними возможностями выпускников доказать, что курс средней школы был освоен ими как минимум на оценку «удовлетворительно». Что же произойдет, если дополнительная попытка прохождения тестирования завершится провалом? В таком случае ученик не получит аттестата и, даже более того, задержится в стенах образовательного учреждения для повторения программы по второму кругу.

Важно! Планируется, что с 2018 года выпускник будет иметь право на пересдачу всего 2 работ. Если он с первого раза «завалит» 3 предмета и более, это будет очто он остается в школе еще на год.

Правила осуществления пересдачи

Обучающемуся, не набравшему первичного порогового балла для получения оценки «удовлетворительно», понадобится вновь прийти в пункт проведения экзамена для использования своей второй попытки. О том, что сделать это все-таки придется, ученику станет известно максимум через 10-12 суток после написания работы, – именно тогда в школу придут результаты тестирования. С собой не понадобится брать ничего, кроме паспорта. Аналогичные положения распространяются и на некоторых других ребят, а именно тех, кто:

  1. Не смог присутствовать на экзамене или дописать его до конца из-за плохого самочувствия, а также в силу каких-либо других документально зафиксированных обстоятельств.
  2. Обратился в конфликтную комиссию с апелляцией, поднимающей тему нарушения правил проведения контрольного испытания. Если она оказалась удовлетворена, на пересдачу можно рассчитывать без проблем.
  3. Написал и сдал бланк, но позже узнал, что он был аннулирован из-за недобросовестности лиц, ответственных за организацию мероприятия. Сюда относятся работники государственных экзаменационных комиссий и пунктов проведения тестирований, специалисты программного обеспечения, медицинские сотрудники, помощники, курирующие детей-инвалидов и другие, возможно, даже неустановленные, личности.

Данные правила закреплены в Приказе Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Многие экзаменуемые отдают свое предпочтение обществознанию, ошибочно полагая, что этот предмет является наиболее универсальным и одним из самых простых для сдачи в 9 классе. На самом деле, это не совсем верно, – если часть заданий действительно можно решить путем логического рассуждения, то в некоторых вопросах нельзя обойтись без знания терминов и понимания социальных и правовых процессов, происходящих внутри общества.

Важно! Проект демонстрационного варианта ОГЭ по обществознанию 2018 года можно скачать по ссылке fipi.ru/sites/default/files/document/1503331638/ob_oge_2018_pr.zip. Этот тест, выставленный на официальном сайте ФИПИ (Федерального Института Педагогических Измерений, ответственного за разработку КИМов), может стать хорошим подспорьем при подготовке к экзамену. Актуальными останутся и материалы предыдущих лет.

В инструкции, приложенной к бланку, сказано, что аттестация состоит из заданий:

  1. 1-20, требующих выбора цифры, которая соответствует номеру верного ответа.
  2. 21-25, где необходимо записать правильную последовательность цифр без пробелов, запятых и иных дополнительных символов. Максимально возможное количество баллов за первые 25 вопросов равняется 26.
  3. 26-31, в которых из текста понадобится выбрать нужную информацию и аргументировано ее раскрыть (в т.ч. на примерах), в частности, проанализировать общественную ситуацию, высказать собственное мнение, соотнести имеющиеся сведения со своими знаниями. Здесь можно получить не более 13 баллов.

В контрольно-измерительных материалах также содержится информация о следующих важных положениях:

  • общее время проведения экзамена – 180 минут (3 часа);
  • книги и другие средства обучения, разрешенные к использованию, – отсутствуют;
  • минимальный первичный балл, соотносимый с оценкой «3», – 15;
  • балл, достаточный для получения оценки «4», – от 25 до 33;
  • максимальная планка, тождественная оценке «5», – 39.

Для успешного прохождения итогового выпускного испытания необходимо обладать глубокими и всесторонними знаниями в таких темах, как:

  • связь общественной жизни человека с природой;
  • принципы развития социума;
  • духовная и научная сферы и их основные характеристики;
  • моральные нормы, свободы, права, интересы, гуманистические воззрения, патриотизм, совесть и аналогичные им категории;
  • роль экономики и рынка;
  • методы проведения государственной экономической политики (понимание таких терминов, как «предпринимательство», «налоговая система», «денежные отношения» и др.);
  • социальные и межнациональные конфликты;
  • институт семьи и брака;
  • цели и функции государства, типы режимов, предназначение партий и выборов;
  • правовое устройство и виды ответственности;
  • содержание Конституции РФ, механизм регулирования прав, разделение власти на системы и ветви.

Критерии оценивания ОГЭ по обществознанию в 2018 году останутся неизменными. Так, за каждый вопрос с №1 по №25 можно будет получить 1 балл, а за вопрос №22 – 2 балла (1 за допущенную ошибку, 0 – за 2 и более неточности в ответе). Главные же силы проверяющие направят на разбор 2 части. Задания №26, 27, 28 и №30-31 оцениваются 2 баллами в случае правильного и полного выполнения, а №29 – 3 баллами. Здесь от ученика ожидается демонстрация умения:

  • составлять план, выделять основные смысловые фрагменты текста и отражать идею каждого из них;
  • придумывать примеры с опорой на приведенные условия;
  • анализировать ситуации и объяснять причины тех или иных явлений.

Вооружившись новыми знаниями, будущий экзаменуемый может приступать к решению демонстрационных материалов, ведь главный залог успешного преодоления данного выпускного испытания – неустанная практика!

Видео-разбор заданий по ОГЭ для самоподготовки:

  • Человек и общество

    Взаимодействие общества и природы. Сферы общественной жизни. Личность. Деятельность человека. Межличностные отношения.

  • Сфера духовной культуры

    Наука в жизни общества. Образование и его значимость. Религия и свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм.

  • Экономика

    Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Экономические системы. Производство и производительность труда. Обмен и торговля. Рыночный механизм. Предпринимательство. Деньги. Доходы. Налоги (в этой части программы решается одна из главных проблем у школьников - неумение решать экономические задачи).

  • Социальная сфера

    Социальная структура общества. Семья. Социальные ценности и нормы. Социальный конфликт. Межнациональные отношения.

  • Сфера политики и социального управления

    Власть. Формы государства. Политический режим. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.

  • Право

    Нормы права. Правонарушения. Юридическая ответственность. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Защита прав и свобод человека. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Уголовное право (в этом разделе у школьников большая путаница в понятиях – мы даём информацию в удобной схемотехнической форме).

  • Работа с текстом

Основной госэкзамен по обществознанию - одно из испытаний по выбору, который могут сдавать ученики по окончании 9 класса. Этот предмет выбирают те ученики, которые решили продолжать обучение в 10 классе с гуманитарным уклоном или решили поступать в средние специальные учебные заведения на гуманитарные специальности.

Также ОГЭ может первой ступенью подготовки к сдаче единого государственного экзамена по этому предмету по окончанию полного обучения в школе.

Особенности

На выполнение всех пунктов экзамена отводится 3 часа. Чтобы он был зачитан в качестве выполненного необходимо набрать минимум 15 баллов - это соответствует оценке "удовлетворительно". 25 - 33 балла - диапазон для твердой четверки. Максимальное количество, которое можно заработать - 39 (от 34 оценка "отлично"). Никаких разрешенных наглядных материалов и пособий на этот вид ОГЭ не существует, на столе у экзаменуемого могут располагаться лишь бланк с текстами и ручка.

Структура основного госэкзамена предусматривает выполнение заданий двух типов - всего их 31.

Первая часть включает в себя 25 тестов (номера 1-25), которые требуют краткого ответа. Здесь вы найдете варианты, в которых нужно выбрать единственный правильный вариант из предложенных, соотнести между собой термины и их определения, указать правильную последовательность действий и так далее.

Вторая часть - это 6 заданий, на которые нужно дать полный развернутый ответ. Это вопросы под номерами с 26 по 31. Например, дан информационный текст, который нужно внимательно прочитать и после этого ответить на ряд вопросов.

Алгоритм подготовки

  • Повторить все разделы школьной программы - для этого можно использовать учебники, методические пособия или собственные конспекты;
  • Изучить различные демонстрационные материалы и дополнительную литературу - их можно найти в специализированных магазинах или в интернете;
  • Использовать онлайн тесты ОГЭ - их можно найти на тематических сайтах, в том числе и на нашем. Они помогут закрепить изученное и смоделируют формат работы, максимально приближенный к реальному экзамену. Это поможет освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом испытании.

Как оценивают результаты?

С 1 по 21 номер оценивается в 1 балл, такое же количество в вопросах 23-25. За №22 получают 2 - если все верно, 1 - при наличии одной ошибки, 0 - если их две и более. Результат второй части зависит от правильности и полноты ответов. Вопросы 26-28, 30 и 31 максимально приносят 2, при неполном раскрытии темы - 1. №29 при качественном выполнении добавит 3 балла.

Порядка 50% школьников, учащихся в выпускном классе, останавливают выбор на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году, как необязательном предмете для сдачи. Частично ребята полагают, что это легкая дисциплина, другим подросткам предмет необходим, с целью набрать определенное количество баллов и поступить в университет. Естественно, здесь есть свои подводные камни, нужно хорошенько готовиться, изучать новые направления, а также акцентировать внимание на сложных темах, чтобы в результате получить достойное количество баллов.

Изменения в обществознании, запланированные на 2019 год

Изменений в регламенте приема ОГЭ в 9 классе будет довольно много. Объясняется это тем, что руководство нашей страны озадачено постепенным ослаблением у молодого поколения интереса к истории своей страны и устройству общества, в котором предстоит жить и работать молодым людям. Проще говоря, абитуриенты, покидая стены родной школы, недостаточно знают историю России и не понимают основ устройства социума в нашей стране. Эта тенденция не могла остаться незамеченной и вызвала беспокойство в правительственных кругах в связи с тем, что молодежь в России становится легкой добычей для различных международных организаций, криминальных структур и религиозных сект, желающих переформатировать общественной сознание граждан нашей страны.

Не удивительно, что упор в таких попытках ставится на молодежь, которая, плохо зная историю и обществознание, легко поддается внушению, верит словам идейных вдохновителей, даже не понимая, что им обрабатывают сознание и внушают откровенную ложь. Понимая опасность пробелов о образовании учеников наших школ, Министерство образования России и Рособрнадзор готовят целую программу по изменению подхода к проверке знаний по гуманитарным предметам. Особенно изменения коснуться обществознания и истории, которые непосредственно формируют полноту мировоззрения у наших детей.

Суть изменений сведется к тому, что экзаменуемым придется больше говорить и меньше писать. Ранее, ОГЭ по обществознанию сводился к тому, что школьник получал бланк варианта, где необходимо было отметить правильные ответы, выбрать из нескольких вариантов верный и молча сдать заполненный вариант экзаменационной комиссии. Теперь все изменится и наряду с письменной частью экзамена, учащемуся придется побеседовать с экзаменатором и объяснить ему, почему ученик ответил именно так, а не иначе. Потребуются устные аргументы и обоснования того ответа, который отмечен в экзаменационном листе.

Другими словами, ОГЭ по обществознанию в 2019 году станет больше похоже на классический школьный экзамен, который был внедрен еще в советской системе образования. Такое решение Минобрнауки вызвало позитивную реакцию в обществе, ведь все еще помнят, что советское образование было, действительно, одним из лучших в мире.

Дата проведения

В 2017-2018 учебном году обществознание сдавали самым последним, что с одной стороны предоставило выпускникам дополнительную возможность хорошо подготовиться, а с другой стороны заставило поволноваться в ожидании даты экзамена. В 2019 году ОГЭ по «обществу» будут сдавать в такие дни:

*расписание ОГЭ 2019 года еще не утверждено

Особенности экзамена по обществознанию

Решили сдавать в 2019 году ОГЭ по обществознанию из расчета на то, что это самый легкий предмет – приготовьтесь обновить в голове знания из таких основных областей, как: философия, социология, экономика, культура, политика и право.

Конечно, в КИМах для 9-го класса ученикам встретятся только те понятия, с которыми они должны были познакомиться на уроках в рамках изучения соответствующих дисциплин. Но, для успешной сдачи ОГЭ необходимо:

  • Владеть достаточно большим объемом информации.
  • Уметь описывать социальные объекты, проводить их оценку и сравнение.
  • Приводить примеры социальных взаимосвязей.
  • Решать поставленные задачи, опираясь на изученный материал и опыт.
  • Уметь выражать свои мысли, аргументируя выбор примерами.

На первый взгляд нет ничего сложного, но многие девятиклассники сталкиваются с такими проблемами, как недостаток жизненного опыта и непонимание процессов, протекающих в политических и социальных сферах жизни, что и составляет основную сложность при сдаче ОГЭ.

Формат проведения

Экзаменационный билет по обществознанию состоит из 31 тестов, среди которых равномерно распределены вопросы 5 основных разделов:

  1. Человек и общество. Духовная культура.
  2. Сфера политики и социального управления.
  3. Социальная сфера.
  4. Экономика.
  5. Право.

Возможны разные варианты формирования ОГЭ по обществознанию, но как и в прошлом сезоне, в 2019 году КИМы будут состоять из 2-х частей и включать в себя:

  • 16 базовых заданий;
  • 13 заданий повышенного уровня сложности;
  • 2 задания высокого уровня.

На выполнение работы девятиклассникам отводится 180 минут (3 часа).

Краткие ответы на задания 1-й части необходимо перенести в специальный бланк, учитывая установленные правила оформления. Очень важно придерживаться требований, предъявляемых к заполнению бланка, ведь эта часть работы в дальнейшем будет проверена электронным методом, и система просто не воспримет неправильно заполненный бланк.

На выполнение второй части ОГЭ по обществознанию стоит отвести больше времени, ведь тут потребуется:

  • работать с текстом, выделяя основные смысловые фрагменты;
  • систематизировать информацию, составив план;
  • выражать собственное мнение, аргументируя его и логически обосновывая свой выбор;
  • разъяснить авторскую мысль, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Оценивание работ

Как и в других предметах, при проверке ОГЭ по обществознанию в 2019 году будут использовать 2 основных метода:

  • электронный;
  • ручной.

Оспорить машинную проверку достаточно сложно и, если выпускник неправильно оформил бланк с ответами, ему придется еще раз попытать счастья, пересдавая экзамен в дополнительный срок.

Проверка 2-й части осуществляется членами экспертной комиссии. Проще говоря, учителями, которые выставляют баллы, опираясь на таблицы единых критериев оценивания, разработанных для каждого из 6 заданий блока. Хотя для каждого из заданий есть свои критерии оценивания, в 2019 году стоит учитывать такие основные требования к развернутым ответам ОГЭ по обществознанию:

  • краткость;
  • содержательность;
  • опора на теорию;
  • умение оперировать терминами;
  • наличие реальных примеров при раскрытии темы.

Всего при выполнении работы ученик может набрать тестовых 39 баллов, из которых:

Начиная с 2017 года, результат ОГЭ оказывает непосредственное влияние на балл аттестата, поэтому начисленные при проверке работы тестовые баллы переводят в традиционную пятибалльную систему согласно такой таблице соответствия:

Так, для преодоления минимального порога сдающим естествознание достаточно набрать 15 первичных баллов, что более чем реально для ребенка, который внимательно слушал на уроках и обладает хорошей памятью. Гораздо сложнее получить высокий балл, дающий право на поступление в профильный класс или обучение в колледже.

Для обществознания минимальный порог профильного уровня составляет 30 баллов, для чего, очевидно, будет мало просто правильно ответить на все тестовые вопросы.

На какие вопросы следует обращать больше внимания?

Во время прохождения тестов, представленных в билетах, предусмотрены вопросы, распределенные по блокам, в частности:

  • раздел, где важно продемонстрировать понимание взаимодействия, связи, сложностей в социальных группах. Также учитывать осмысление алгоритма развития общества, рационально продемонстрировать, насколько хорошо подросток разбирается в конфликтных аспектах;
  • затем речь пойдет о человеке в обществе, вопросы раздела возвращают к истории биосоциального развития граждан, в итоге удастся понять их место в современном мире. Ученик должен показать, что знает толк в деталях социума, понял наиболее важные принципы функционирования общества, притом должен определить личное место в нем;
  • конечно, не обходится без политики, устройства страны в динамике процветания, ее текущего состояния, разного рода режимов, управленческих институтов, сути государственности и прочих нюансов темы, которые мало знать, следует еще и понимать;
  • будут затронуты правовые аспекты, ответы по разделу предусматривают конкретизированные данные, знания из сферы законодательства страны, плюс важно уметь оперировать правовыми терминами;
  • напоследок следует ответить на вопросы по экономике, здесь демонстрируются не только знания теории в сфере рыночной экономики, но и умение анализировать, читать графики, предопределять главные экономические показатели.

Подводя итоги, становится понятно, что каждый билет рассчитан на 29 вопросов, они поделены на блоки. На 20 заданий из 1 блока следует дать простые ответы, иногда это слова, цифры или фразы. Частично вопросы рассчитаны на минимальный уровень знаний, но некоторые предполагают отличную подготовку подростков. За первую часть экзамена наиболее реально набрать 35 баллов.

Следующий блок включает 9 вопросов, там же будут представлены детальные ответы. Обязательно нужно обратить внимание на 21-22 задания, они базового типа, затем идут вопросы повышенной сложности, в частности и сочинение. Темы на выбор, всего 5 вариантов. За обозначенную часть экзамена положено 29 баллов.

Как правильно готовиться?

Однозначно важно определиться с толковой литературой, представители ФИПИ на официальном портале дают некоторые рекомендации. На экзамене следует показывать исключительно знания, а спорить и дискутировать – можно было лишь на уроках. Иногда вопросы дают шанс поразмышлять, высказать личное мнение. Подобная возможность есть в сочинении, главное выбрать тему, опираясь на то, как бы вы могли ее раскрыть, это позволяет рассчитывать на высший балл.

Педагоги нередко говорили, что важно не просто знать терминологию, но и понимать ее. Часто ребенок не может дать верный ответ, так как не видит связи с конкретной научной отраслью, задействовать при этом неверный аналитический метод. Описываемая дисциплина охватывает несколько направлений, но главной сложностью оказывается размытое представление подростков по многим темам.

Также в подготовке к экзамену помогут онлайн видеоуроки:

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.