Методическая разработка: “Святые заступники Руси”. Детский творческий конкурс «Святые заступники Руси Святая праведная Иулиания Лазаревская, муромская

Узнать своего святого покровителя:

Русская Православная Церковь почитает большое множество святых. Она сильна ими – теми, кто пострадал за истинную веру, или совершил иной подвиг ради Господа нашего Иисуса Христа. На частицах мощей святых мучеников совершается главнейшая церковная служба – Божественная литургия.

Знать и почитать своего святого должен каждый православный христианин, но для начала необходимо выяснить, кто является Вашим святым покровителем. Существует специальный чин наречения имени, когда священник, прочитав молитву, нарекает новорожденному младенцу имя, но в наши дни этот обряд совершается редко, так как не все о нем знают. Родители нарекают ребенку имя сами, и, принеся его в храм для крещения иногда оказывается, что святого с таким именем нет в святцах. Тогда ребенку подбирается другое имя, называемое крестильным. Обычно дается имя созвучное родимому имени, например, святой покровительницей Кристины, будет святая Христина, а Жанны – святая Иоанна.

Но чаще всего бывает так, что родимое и крестильное имена совпадают. Тогда остается выяснить какой же из святых является Вашим покровителем? Если тезоименитых, то есть соименных Вам святых несколько, по церковному календарю выбирается тот святой, чей день памяти ближайший после Вашего дня рождения. Для облегчения этого поиска нами был разработан этот раздел.

Как пользоваться разделом

Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно растет список новопрославленных святых – новомучеников ХХ века. Если Вы ищите святого покровителя для своего малыша, то новомученники обязательно должны учитываться при поиске. Святейший Патриарх Кирилл благословил называть детей в честь новомученников, чтобы почитание их росло и распространялось. Но если Вы ищите святого покровителя для взрослого человека, будьте внимательны, так как в то время, когда его крестили, многие святые еще не были прославлены.

Редактор кандидат исторических наук Н. А. Копылов

Редактор-составитель доктор исторических наук М. Ю. Мягков


© ИД «Комсомольская правда», 2014 год.

© ИД «Российское военно-историческое общество», 2014 год.

Невский Александр Ярославич

1221–1263

«Два Александра»

Александр Невский – весьма разноплановый персонаж русской истории. Это и реальный политик XIII в. – князь Александр Ярославич, представитель владимиро-суздальской ветви Рюриковичей-Мономаховичей, который при жизни не носил прозвание Невского. Это и эпический Александр Невский, который в XIV–XVIII вв. постепенно превращался в символ российской национальной и государственной идентичности. Причем образ последнего, эпического Александра Невского в разные эпохи трактовали по-своему, и даже ХХ столетие сумело внести свой значительный вклад в мифологизацию легендарного двойника князя. (Вспомним прекрасный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».)


Афиша к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский».


Поэтому, когда речь заходит о князе Александре, очень важно обозначить, о каком Александре пойдет речь. В нашем очерке будем говорить об «изначальном Александре», реальном политике и талантливом полководце XIII в., которому выпала доля жить в сложное и трагическое для русской истории время. Это время определило логику и границы деятельности князя Александра Ярославича.

Сражения и победы

Князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский. Выдающийся русский полководец и государственный деятель.

Его победы в Невской битве и в битве на Чудском озере принесли ему посмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Образ святого князя Александра Невского, защитника православной веры, рос от столетия к столетию…

Прежде чем анализировать политику Александра, как, впрочем, и любого из значительных современников этого князя, например, его отца – Ярослава Всеволодовича Переяславль-Залесского, а потом Владимиро-Суздальского, или князя Даниила Романовича Галицкого, надо хотя бы кратко ознакомиться с тем, что собой являл к XIII в. русский мир, а также в каких отношениях со странами Востока и Запада он находился. 1230–1260-е гг. являлись эпохой значительных цивилизационных изменений, изменивших во многом не только русскую, но и всемирную историю.

Русское пространство в IX – начале XIII вв

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Русь XII–XIII вв., – это дробность русского мира. В политическом плане он представлял почти полтора десятка независимых государств. В социокультурном плане они были объединены как минимум в четыре альтернативные модели развития:

1. Южнорусскую и близкую к ней западнорусскую (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское и др. княжества);

2. Юго-западную Галицко-Волынскую;

3. Северо-восточную (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества);

4. Северо-западную (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика).

И хотя все эти модели выросли из Киевской Руси IX – середины XI вв., к 30-м гг. XIII столетия они далеко отошли как от единого древнерусского корня, так и от социально-политического устройства друг друга. Эти модели представляли различные социокультурные альтернативы и были не столько союзниками друг друга, сколько противниками в борьбе за будущее развитие Руси.

Киевская Русь была важной частью средневековой Европы. В IX – середине XI вв. торговый путь «из варяг в греки», проходивший по русской территории и соединявший через систему рек и волоков Балтийское море с Черным, приобрел международное значение. Старая морская дорога из Западной Европы в Левант (восточное побережье Средиземного моря) оказалась для европейцев закрытой ввиду мусульманской экспансии, и торговые связи между европейскими странами, Византией и развитым Востоком стал обслуживать путь «из варяг в греки». Пространство вдоль этого пути превратилось в оживленный торговый и политико-культурный перекресток. Это благоприятно сказалось на развитии Киевской Руси, открылись большие выгоды как для местного населения, так и для иностранных купцов-гостей.

Среди последних преобладали скандинавы-варяги. Они и открыли некогда путь «из варяг в греки». Однако варяги быстро утратили роль главных торговых посредников между Западной Европой и Византией. Эта роль отошла к великим князьям Киевским, для которых организация торговых экспедиций в Царьград (Константинополь) и защита русских торговых интересов стала одной из важнейших задач государственной политики. Опорой власти в данном вопросе выступило восточнославянское городское население и славяно-варяжская княжеско-дружинная среда. В IX – середине XI вв. продолжали жить вечевые традиции в городской среде. Великие князья постоянно держали совет со старшей и младшей дружиной, а после 988 г. – и с духовенством.

Роль торгового посредника между Западом и Востоком принесла Древней Руси невиданные материальные богатства (стоит вспомнить хотя бы тот факт, что страна, полностью лишенная тогда собственных источников серебра, имела денежную систему, в основе которой лежали не монеты, а гривны – слитки серебра весом от 90 до 200 граммов). Не меньшую роль играли и новшества цивилизационного выбора. После крещения Руси в 988 г. образовалась русская митрополия как часть Византийского патриархата. Восточно-христианское влияние определило дальнейшее развитие духовной культуры страны.

Однако, как заметил историк-евразиец Николай Клепинин, «Быстро воздвигнутое и богато украшенное здание Киевской Руси стояло на слабом фундаменте» (Клепинин Н. Святой и Благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994). Как только западноевропейские крестоносцы в конце XI в. завоевали Святую землю, они «открыли» и старый 800-километровый морской путь из Европы на Восток, а путь «из варяг в греки», который был длиннее в 3 раза, стал быстро терять свое международное значение. Этому способствовало и еще одно обстоятельство. С середины XI в. торговые суда на волоке в районе Днепровских порогов беспрерывно атаковали кочевники половцы. В итоге к началу XII в. международная торговля потеряла для Руси свое прежнее значение, а сам путь «из варяг в греки» прекратил быть той геополитической осью, вокруг которой вращалось древнерусское единство. Лишь Новгород унаследовал роль регионального торгового посредника между севером Европы, русскими землями, греками и Востоком.

На рубеже XI и XII вв. Русь испытывала серьезный кризис. Она превращалась из оживленного межцивилизационного перекрестка в восточную окраину европейского мира и северную периферию церковно-культурного византийского пространства. Причем от Ромейской империи Русь с юга была отрезана абсолютно чуждой и враждебной ей кочевой Великой степью. Раскол западной и восточной христианских церквей (схизма 1054 г.) стал серьезной причиной возрастающей от века к веку отчужденности православной Руси от католических стран Западной Европы.

Угасание торгово-городового уклада заставило древнерусскую княжеско-дружинную элиту в конце XI–XII вв. проявить интерес к владению землей. Повсеместно стали возникать княжеские и боярские вотчины (вотчина (аллод) – безусловная частная собственность на землю), доходы с которых стали теперь главным источником благополучия князей и их бояр. В условиях натурального хозяйства, когда все необходимое производилось и потреблялось на месте, для разбросанного по бескрайним просторам Восточно-Европейской равнины населению исчезла необходимость держаться Киева. Местный князь со своей дружиной обеспечивал порядок на местах и внешнюю оборону. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича Великого (годы правления – 1125–1132) единое древнерусское государство распалось на 12 независимых земель.

Политическая раздробленность на Руси в XII – начале XIII вв., как и феодальная раздробленность на Западе Европы начального периода, была позитивным явлением. Она способствовала социально-экономическому, политическому и культурному развитию (к примеру, если ранее Русь знала 2 центра летописания, то теперь их стало 14!). Начался процесс выравнивания развитых волостей времен Киевской Руси и бывших ее медвежьих углов. Причем некоторые из них, в частности, Владимиро-Суздальская земля и Галиция с Волынью, во многом обошли прежних лидеров.

Половецкие набеги, опустошавшие пограничные с Великой Степью южнорусские территории, направили потоки беженцев из Поднепровья на русский север, северо-восток и юго-запад. Развитые в социально-экономическом плане южнорусские переселенцы несли с собой новые земледельческие технологии (примитивное подсечно-огневое земледелие повсеместно было заменено на перелог и двуполье), в новых городах и селах распространялись развитые ремесла, оживилась местная торговля. При этом русский мир, как и прежде, походил на айсберг, на вершине которого красовались достаточно развитые формы средневекового хозяйства и общественного устройства, а огромную подводную часть продолжал составлять архаический пласт, мало интегрированный в экономические, общественно-политические и культурные достижения своего времени.

Особенно велик это пласт был на северо-востоке Руси, родном для героя нашего очерка – князя Александра Ярославича. Это было прежде всего следствие суровых природно-климатических условий и удаленности от старорусских очагов цивилизации. Однако княжеская власть в лице потомков Владимира Мономаха (его четвертого сына Юрия Долгорукого, его внуков Андрея Юрьевича Боголюбского и Всеволода Юрьевича Большое Гнездо) извлекла из данных обстоятельств скорее пользу. Княжеская власть пришла в Ростово-Суздальскую Русь раньше, чем русская колонизация сделала этот край преимущественно восточнославянским. В итоге местные князья сразу стали смотреть на Владимиро-Суздальскую землю, как на свою личную вотчину. Большой процент финно-угорских данников среди населения приучил местных князей к властности, которая проистекала из права сильного. С другой стороны, местные князья оказались здесь не столько политическими вождями, сколько рачительными хозяевами-собственниками, обустраивающими свою вотчину. Они энергично строили здесь новые города и села, привлекали и опекали переселенцев, бежавших от половецкого натиска.


Присекин Сергей Николаевич. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», 1983 г.


Патернализм владимиро-суздальских князей встречал одобрение у населения их княжества, несмотря на то, что уже в княжение Андрея Боголюбского (1154–1174) выступила и оборотная его сторона – княжеское самовластие при падении социального статуса населения. Поселенцы воспринимались смердами, получившими землю и право жить на ней из княжеских рук. (Жизнь смерда охранялась по «Русской Правде» вирой в 5 гривен серебра, в отличие от жизни людей, свободных крестьян-общинников, которых, как и рядовых княжеских дружинников, древнерусское право охраняло вирой в 40 гривен серебра.) Естественно, в таких условиях в XII–XIII вв. древнерусские вечевые традиции, продолжавшие существовать на юге и западе Руси и усилившиеся на севере в Новгороде и Пскове, не получили развития на русском северо-востоке.

Владимиро-суздальское боярство, небогатое и относительно немногочисленное, не могло конкурировать с княжеской властью ни в экономическом, ни в общественно-политическом, ни в военном плане. Этим оно резко отличалось от южно- и западнорусского боярства, а особенно от галицко-волынской аристократии, превратившейся в сильный противовес княжеской власти, а также от новгородских бояр, которые стали главной социально-политической силой в Господине Великом Новгороде после утверждения там в 1136 г. вечевого строя. Если прадед Александра, первый суверенный правитель Суздальской Руси – князь Юрий Долгорукий (1132–1154), еще как-то поддерживал старинные дружинные традиции, то оба его сына – великие князья владимиро-суздальские Андрей Боголюбский (1154–1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) – уже привыкли видеть в боярах и дружине не сотрудников-вассалов, а подданных и слуг.


Святой благоверный князь Александр Невский.


Контроль над ресурсами и мощный военный потенциал, включавший кроме больших княжеских дружин еще и многочисленное крестьянское ополчение, позволял владимиро-суздальским князьям вести активную политику как внутри русского мира, так и за его пределами.

К середине XII в. большинство финно-угорского населения Владимиро-Суздальской Руси приняло христианство и смешалось с восточнославянскими переселенцами, Суздальский край окончательно ославянился, но здесь сложился особый, весьма отличный от свойственного Киевской Руси IX–XI вв. менталитет, который в будущем ляжет в основу формирования великорусского народа.

Мы остановились на описании особенностей Владимиро-Суздальской Руси, так как она была родиной Александра. Именно она сформировала стереотипы и систему мышления этого князя, его понимание княжеского долга и права.

Объявлено о начале IХ ежегодного всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси». Дедлайн 1 мая 2016 года.

Организаторы: Русская православная церковь, Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь и Фонд развития православных культурно-просветительских проектов.

Одной из главных задач конкурса является привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Также выявление и поддержка художественно и литературно одаренных детей и привлечение к участию детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурс проводится на некоммерческой основе.

В конкурсе могут принимать участие общеобразовательные школы, детские и молодежные творческие студии, центры, православные гимназии, средние учебные заведения и отдельные участники в возрасте до 16 лет.

Конкурс проводится по двум номинациям:

  • «Изобразительное искусство» – художественное произведение, выполненное в технике: карандаш, цветной карандаш, пастель, уголь, сангина, тушь, акварель, акрил, гуашь, темпера, масло. Работы, выполненные в другой технике, не рассматриваются. Оригиналы представленных работ должны быть не меньше формата А4 (210мм×297мм) и не больше формата А3 (297мм×420мм).
  • «Литературное творчество» – литературное произведение в прозе (рассказ, сочинение, эссе). Работы принимаются в электронном виде с полуторным межстрочным интервалом, гарнитура Times New Roman или аналогичная, размер (кегль) от 12 до 14 пунктов. Объем не более 5 (Пять) листов.
Наша официальная группа Вконтакте: , .

Тематикой для конкурсных работ могут послужить:

  • Жизнь блаженной Матроны Московской;
  • Великая Отечественная Война. Духовный подвиг и молитвенное участие святой преподобной Матроны в борьбе за победу над фашизмом;
  • Посмертные чудеса, связанные с именем блаженной Матроны Московской.

Участникам конкурса в номинации «Изобразительное искусство» необходимо сохранить оригиналы присланных работ до окончания конкурса.

  • Каждый участник конкурса награждается именной памятной грамотой. Рассылка грамот осуществляется Почтой России по адресу, указанному участником при регистрации на сайте конкурса.
  • Преподаватели, учителя школ, зарегистрированные на сайте и организовавшие участие своих подопечных в конкурсе, также награждаются именными памятными грамотами. Итоги конкурса и награждение победителей пройдет в Москве в 2016 году. Количество лауреатов и дипломантов определяет жюри.
  • По итогам конкурса издается книга – жизнеописание святой праведной блаженной Матроны Московской — полноценное пособие для внеклассного чтения – оформленная лучшими детскими работами, присланными на конкурс. Оргкомитет конкурса распространяет книгу по школьным библиотекам Москвы, Московской области, регионов РФ – школ-активных участников конкурса, кадетским и казачьим корпусам, детским домам, больницам.

Святой покровитель и заступник — это тезоименитый вам святой, которому вы можете молиться как своему заступнику.

Днем ваших именин будет день памяти святого, в чью честь вы названы в Крещении. Кроме того, вы можете самостоятельно избрать своего святого заступника, если пока не крещены или не знаете, в честь кого названы.

Святой — что это за человек

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым, например, об исцелении тяжелых болезней — Пантелеймону Целителю, о животных — святым Флору и Лавру.

Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя обычно по дате рождения.


Святые и Ангелы — заступники перед Богом

Таких святых также называют «нашими Ангелами», однако это не совсем верно. «Ваш Ангел» — это Ангел-Хранитель, который оберегает вас с момента Крещения, Небесное существо. У каждого крещёного православного христианина свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно. Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Ангел изображается обычно в древних одеждах — плаще и хитоне с золотой окантовкой по вороту и вокруг запястий, с золотыми крыльями.

А святой покровитель — это живший на земле святой жизнью и просиявший в Царствии Божием за свои подвиги аскетические или мученические человек.


Даты святых имен

Им будет святой или святая (для девочек и женщин), чья память празднуется в ближайшие дни после дня рождения. Например, если вы родились 6 октября и носите имя Сергей, то вашим покровителем будет преподобный Сергий Радонежский (память его — 8 октября), а если 10 октября — мученик Сергий (память 20 октября).

Родителям можно дать совет при рождении ребенка свериться со святцами — православным календарем. Постарайтесь назвать ребенка в честь того святого, чья память празднуется в этот день или на следующий. Например, не стоит пренебрегать покровительством великих святых для детей, рожденных в их праздники:

Святитель Николай Чудотворец — пожалуй, самый почитаемый во всем мире святой. Ему молятся и католики, и православные. Он не зря носит имя Чудотворца. И при жизни, и после смерти он прославился многими дивными делами, показывая силу Божией благодати: по его молитвам исцелялись больные, спасались погибающие в море, восстанавливалась справедливость.

Святой жил в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей: он продолжает слышать молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед, обращаясь ко Господу Иисусу Христу. Недаром к мощам святителя, ребро из которых привезли в Россию из Италии впервые за 900 лет, выстраивались огромные многочасовые очереди.

Святитель имеет благодать помогать во многих сферах жизни.

В детстве с преподобным Сергием случилось чудо. Будущий святой Сергий, которого в детстве — до изменения имени в монашестве — звали Варфоломеем, был сыном местного князя и поэтому должен был учиться грамоте. Но он никак не понимал учения. Одноклассники смеялись над ним, учителя «учили» розгами, сам он сильно переживал.

Однажды неподалеку от дома отрок Варфоломей встретил монаха. Будучи благочестивым и гостеприимным, мальчик предложил монаху посетить дом его родителей и отдохнуть. Монах оказался ангелом, явившимся ребенку: поблагодарив Варфоломея за гостеприимство, он предложил помолиться Богу об исполнении заветного желания мальчика. Варфоломей просил о «разумении грамоты». Монах-ангел благословил Варфоломея, вышел за ворота его дома и исчез. Мальчик же сразу стал понимать грамоту, научился читать и писать. Все поняли, что случилось чудо, а Варфоломей со временем постригся в монахи и, получив благословение монастырского начальства, ушел в леса, сам основал монастырь. Сегодня это Свято-Троицкая Сергиева лавра — одна из крупнейших монашеских обителей России.

Святой имеет большую благодать помогать в учебе и, конечно, в духовной жизни, во всех нуждах.

Образ молодой мученицы, святой Татьяны напоминает нам о награде небесной для всех, оставшихся верными Богу, и наказании Небесном для жестоких богоборцев: лик мученицы, приведшей ко Господу многих людей, светел и радостен. Она изображается молодой, поскольку именно в юные годы приняла мучительную смерть. Святая Татьяна жила в I-II века нашей эры. Становление Церкви Христовой в мире проходило через труды и мученическую кровь апостолов и первых учеников Христа. Татьяне, юной девушке, пришлось претерпела смерть за Христа в годы гонений на первых христиан. Святая Татьяна в России почитается как помощница студентов. Она не была ученицей сама и при жизни не помогала ученикам, однако именно в ее день, в 1755 году русская императрица Екатерина Вторая подписала указ о строительстве первого Университета России. Сегодня он носит название МГУ имени М.Ломоносова.

Образ святого великомученика Димитрия Солунского — одна из самых красивых икон. Часто ее путают с образом Георгия Победоносца, но на иконе Дмитрий Солунский поражает копьем нечестивого человека. Это чудо из его жития. Святого называют также Дмитрием Мироточивым: его мощи источали миро, особую чудесную жидкость, состав которой не знает никто на земле. День празднования памяти святого Дмитрия Солунского — 26 октября. Святого особо чествовали в этот праздник на Руси: битва на Куликовом поле в 1380 году была совершена незадолго до памяти святого воина-защитника, по молитвам к нему русские победили.

Среди апостолов особо выделяются апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолов более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.

На Руси святому Илии было посвящено множество храмов: он широко почитался благодаря своей помощи в делах выращивания урожая. Благоговейный трепет охватывал людей при его имени: считалось, что повелевает он и громом, может испепелить молнией грешника. Пожалуй, это самый почитаемый из святых и праведников Ветхого Завета. В современной России пророк Илья почитается как покровитель десантных войск — ведь он взошел на небо живым на колеснице.

Георгий Победоносец — великий покровитель Москвы, столицы России, а значит, каждого россиянина. Издавна он почитался как святой покровитель всех несправедливо обиженных и бессильных оправдаться, помощник в борьбе за правду, в любом добром деле

Царица Елена канонизирована в лике равноапостольных святых, то есть Церковь, благодаря миссионерской и просветительской деятельности Елены, приравняла святую к самим апостолам, первым ученикам Христа. На иконе она изображена с большим Крестом, потому что она обрела Крест, на котором был распят сам Христос, и в царской одежде. Часто рядом с ней изображен ее сын — также прославленный в лике равноапостольных Константин Великий. Он был первым римским императором, принявшим христианство, остановившим гонение на христиан.


Крещение другим именем

Мы перечислили самые распространенные в России имена самых известных святых. Однако вы можете крестить ребенка в честь своего любимого святого и даже в честь своего родственника, сделав святым покровителем ребенка любого тезоименитого святого. Для этого не нужно никаких особых обычаев. Стоит лишь перед Крещением, например, Александра, предупредить священника, что небесным покровителем ребенка будет благоверный князь Александр Невский или преподобный Александр Свирский.

Нельзя крестить ребенка в честь господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Перед их именами издавна благоговеют. Имена Марии даются в честь мучениц, а Иисуса — это редкое монашеское имя — в честь ветхозаветного праведника Иисуса Навина.

Кроме того, можно крестить человека иным именем, отличным от имени в паспорте. Это необходимо, когда выбранного вами для ребенка имени в святцах нет — к примеру, Амелия или Светозар. Поэтому вашу девочку по имени, например, Арамина вы можете крестить с именем Ирина. Но это можно сделать и просто по желанию. Тогда в церковных записках для поминовения за Литургией, например, нужно будет писать именно это имя.

Крестить человека из-за смены имени или ради нее нельзя.
Если вы не знаете, как выбрать имя ребенку, которого вы назвали не по святцам (православному календарю), возьмите крещеное имя, которое близко по звучанию к вашему.

Молитва тезоименитому вам покровителю

О святом, в честь которого мы названы и который покровительствует нам, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть короткая общая молитва тезоименитому молящемуся святому.

Люди должны обращаться к своим святым заступникам во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв: нам кажется, что потеря некоторых вещей не стоит молитвы, но если вас это повергает в отчаяние — лучше помолиться вашему святому и успокоиться, она не откажет в помощи.

Молитву святому во всех нуждах на каждый день, если вы носите это имя, можно читать онлайн по тексту ниже:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий (святая угодница Божия) (имя), ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника (цы) во всем и молитвенника (цы) о душе моей».

Подаренная или приобретенная икона святого покровителя ставится в вашем домашнем иконостасе. Он может находиться в любой комнате дома. Место, где стоят в комнате образа, называется «красный угол» — обычно он находится напротив двери, у окна, в любом чистом и светлом месте. Нужно, чтобы вам было удобно снять перед иконами во время молитвы, было удобно читать молитвослов и не было отвлекающих факторов рядом.

На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, обычно тезоименитого вам или вашим близким. Иконы можно стать и на полку с книгами, лучше духовного содержания.

Может оказаться, что вы носите редкое имя и не можете найти в церковных лавках икону своего небесного покровителя. Тогда приобретите и поставьте в домашний иконостас икону Всех Святых, где символически изображены абсолютно все православные святые.



День Ангела, именины, день рождения

В день празднования памяти святого покровителя празднуются именины, или День Ангела — это одно и то е. Раньше именины праздновали одновременно с Днем Рождения человека.

Православные верующие люди в дни именин посещают храм, готовятся к таинствам Исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн. Вы можете хотя бы посетить храм в этот день, если не можете приступить к Святым Таинствам. Вечером или днем можно пригласить близких и друзей на праздничную трапезу (обед или ужин). Если именины приходятся на постный день, то угощение стоит сделать постным.

Если ваши именины приходятся на будний день в постное время (в один из больших сезонных постов: Великий, Петров, Успенский, Рождественский), лучше перенести их празднование на воскресный день.

Подарок для именинника должен быть уместным, иметь религиозный контекст.

  • Подарочные издания книги жития святого или о времени, в которое он жил;
  • Библия — семейная книга, которую можно даже передавать по наследству;
  • Оплаченное паломничество по святым местам вашего региона;
  • Скромный, но изящный подарок — бутылка церковного кагора с интересными бокалами;
  • Красивая лампада для «красного угла» — домашнего иконостаса дома;
  • Цепочка для нательного креста;
  • Кольцо «Спаси и сохрани» с крестиком и молитвой;
  • Браслет с молитвой или с крестом (сейчас в продаже есть и мужские, и женские);
  • Наиболее традиционным вариантом является красивая, писаная или вышитая самостоятельно икона святого покровителя;
  • Сосуд для святой воды;
  • Аудио и видео-диски духовного содержания.


Помощь покровителя

Сами отцы Церкви, священники, еще будучи на земле, говорили, что небесные покровители благодатью Духа Святого видят нашу жизнь и наши дела. «Своей любовью святые обнимают весь мир, — говорил преподобный Сильна Афонский. — Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей… и, не переставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Как же не только попросить помощи у святого, но и порадовать его? Подражать его земным делам и подвигам, его великой вере в Бога — ведь иначе мы только пользуемся его или ее молитвами.

Еще святой Амвросий Оптинский — преподобный старец XIX века — говорил: «По имени и жизнь твоя да будет». Святой покровитель должен быть не только молитвенником за нас, но и, главное, образцом для подражания.

Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе: например, в книге «Патерик» Николая Лескова описана жизнь многих древних святых; в книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» — жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн, всех носителей имен апостолов.

Подумайте, в чем вы могли бы последовать примеру своего святого. По характеру православных подвигов святых традиционно разделяют на лики (классификации, разряды): апостолы, равноапостольные, святители, пророки, мученики (великомученики, преподобномученики, священномученики), праведные, преподобные, юродивые, благоверные, исповедники и др.

Постарайтесь обратить внимание на их подвиги и немного подражать им своей жизнью.

  • Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.
  • Если вы носите имя исповедника или мученика, думайте о том, как рассказать людям о православной вере. Терпите притеснения и насмешки.
  • Если вы носите имя святителя, помогайте близким найти путь ко спасению собственным примером и рассказом о прочитанных книгах.

Преподобным, монахам можно подражать в аскетичности, независимости от наслаждений земных, особом старании уберечься от грехов плоти и в хранении чистоты мыслей.

Молитвами всех святых да хранит Вас Господь!

Небесные заступники. Художник-иллюстратор Наталья Климова



Святой праведный воин Фёдор Санаксарский (Ушаков)



Святой праведный воин Фёдор Ушаков. Санаксарский монастырь



Святой преподобный Сергий Радонежский



Святой преподобный Серафим Саровский



Святой праведный Иоанн Кронштадский



Николай Чудотворец Мирликийский, архиепископ, чудотворец



Святой равноапостольный князь Владимир



Святой равноапостольный царь Константин



Свв. Кирилл и Мефодий принесли славянам азбуку



Святой благоверный князь Даниил Московский



Святой священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси



Святой преподобный Андрей Рублёв



Святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси





Святой благоверный князь Александр Невский



Прп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве



Святая первомученица равноапостольная Фёкла


Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.


Святая мученица Татиана


Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.


Святая равноапостольная княгиня Ольга


«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини - устроительницы Русской земли.


Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии


Святая равноапостольная Нина , просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 - 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).


Святая блаженная Матрона Московская


Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее - Димитрий и Наталия, крестьяне - были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.


Святая равноапостольная Мария Магдалина


Святая равноапостольная Мария Магдалина , одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом - беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.


Мученица Людмила, княгиня чешская


Святая мученица Людмила , княгиня чешская, была выдана замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений.


Преподобная Евфросиния Полоцкая


Преподобная Евфросиния Полоцкая , до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.


Святая блаженная Ксения Петербургская


Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.


Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская


Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.


Святая преподобная великая княгиня Елисавета Федровна


Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории, Еще одна дочь этой четы - Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной.


Святая великомученица Екатерина


Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 - 313). Живя в столице - центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.


Святая великомученица Варвара


Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).


Святая великомученица Анастасия Узорешительница


Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста - тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.


Святая благоверная княгиня Анна Новгородская


Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.