Некрасов тема родины и природы. Образ русской природы в лирике н.а. некрасова

Николай Алексеевич Некрасов – истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.
Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд,

Произведений.
В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:
О Волга!… колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.
Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.
В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…
Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.
Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.
Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.
Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, – сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.
Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа – это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа – это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике поэта. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен:

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» - пристав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни - человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.

Но природа - это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе - «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» - значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.

Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, - край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова повторит: «С окружающей нас нищетою / Здесь природа сама заодно» и далее нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием:

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо... Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам - железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли - там уж ждут палачи.

Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности - Ярославской или Петербургской губерний. «Унылым и жалким» предстает и пьяный крестьянин на «кляче» - безотрадная и привычная картина русской жизни. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу - от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.

Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли - любовь и ненависть, любовь и боль, - те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии:

<...> И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Создавая образ русской природы - с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе - нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России - болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей:

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Следующий далее рассказ об унижении и оскорблении человека, еще более подчеркивает авторскую мысль. Но природа - не равнодушный свидетель человеческой жизни. Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» - «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.

В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина», «Рыцарь на час» и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм - убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо:

...Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры...
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой! <...>
Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

И.А. Бунин однажды сказал о первобытной привязанности русского человека к природе. Вот эту «первобытную привязанность к природе» и выразил Некрасов в своей лирике. Если воспользоваться выражением самого поэта из поэмы «Рыцарь на час», его герои всегда «отдаются невольно во власть» природы, внушающей им то бодрые и чистые мысли и настроения, то злые и неправые желания. И всегда человек отзывается на ее голос.

Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум» . Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и - весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя - от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, - все зелено:
И воздух, и вода!

Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой. Всю долгую зиму он мучительно страдал из-за измены «хозяюшки» - Натальи Патрикеевны. Перед героем был выбор:

Молчу... а дума лютая
Покоя не дает:
Убить... так жаль сердечную!
Стерпеть - так силы нет!

Зимняя стужа и вьюга все более распаляют героя: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!» Но приходит весна, изменяется мир. В описании весенней природы теперь доминируют не глаголы движения, а звуковой образ - глагол «шумит». Он многократно повторяется, становится лейтмотивом, символизируя радостное возбуждение природы, ее веселое единодушие. Столь же часто повторяется и слово «новая», передающее мысль об обновлении природы. И цветовые эпитеты - зеленый и белый - подчеркивают не мысль о богатстве и разнообразии весенней природы, а символизируют торжество жизни и чистоты:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна - в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - Бог тебе судья!»

У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа - украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни - и человеческой и природной.

Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города - это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой - тяжкий труд и бесконечные страдания:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем <...>
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных -
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет <...>

Даже небеса не таят «отрады». Единственная отрада - это тишина деревенского поля, исполненная иного «шума» - тихой жизни природы, внушающей и человеку чистые мысли и чувства:

Не такой там услышите шум, -
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Та же антитеза - дисгармоничного шума города и гармоничного шума природы встречается и в стихотворении «Надрывается сердце от муки». «Музыке злобы», «царящим в мире» звукам «барабанов, цепей, топора» герой стремится противопоставить «шум» самой жизни, гармоничное слияние природной и человеческой жизни, исполненной работы и чувства радостного весеннего обновления:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, -
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна <...>
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны - напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, - в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось...

Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, - «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни - не молчание, а скорее определенное нравственное состояние - своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга:

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? -
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай - не споря...

Противопоставление столичного «шума» - суеты и бессмысленного существования и «тишины» - мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858):

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России -
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив...

Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» - символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.

Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, - стон. Это - символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов. «Стон» господствует там, где «нет святых и кротких звуков, / Нет любви, свободы, тишины». Только там, «где вражда, где трусость роковая, / Мстящая - купаются в крови, / Стон стоит над миром, не смолкая <...>», - пишет Некрасов в стихотворении «Страшный год» (1870).

Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» - «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год - уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы:

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд
ли можно назвать традиционной. Картины
природы, родной земли помогают поэту вы-
сказать свои патриотические чувства. Не-
красов не просто любуется красотой россий-
ской природы, но видит в ней источник жиз-
ни, вдохновения. Более того - образ родной
земли в его творчестве связан с ее историей,
с ее настоящим и будущим. Поэтому в поэти-
ческом наследии Некрасова трудно найти сти-
хи, полностью посвященные изображению
природы. Но зато как близки у-него жизнь
природы, человека и России!
Жизнь человека и природы неразделима.
И в красоте, в мощи русской земли Некрасов
черпает силы для жизни, для работы:
Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим ~
Заглуши эту музыку злобы,
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой,
Некрасов посвящает свои строки простой,
непритязательной красоте русской природы.
В ней нет экзотики, но она - часть жизни
русского человека, часть его души.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.
Я думаю, каждый человек, живущий в
России, не раз видел такой суровый и такой
родной пейзаж. Некрасова не прельщает кра-
сота чужих земель.
В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем не сравнимы!
Поэтому он слагает песни не о «небесах чу-
жой отчизны», а о своем родном уголке. Близ-
кой каждому русскому человеку картиной осе-
ни открывается стихотворение Некрасова
«Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…
В запечатленных Некрасовым картинах
родной земли часто проглядывают политичес-
кие настроения поэта. Известно, что он был
ярым противником крепостничества и обви-
нял самодержавный строй в забитости и не-
легкой участи крестьян. Поэтому мы не удив-
ляемся, что поэта радуют следы разрушения
старой помещичьей усадьбы:
С отрадой вижу я, что срублен
темный бор -
В томящий летний зной защита
и прохлада, -
И нива выжжена, и праздно дремлет
стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом.
В этом пейзаже современной Некрасову
России живо передаются события того вре-
мени, приведшие к разрухе и запустению в
дворянских домах. Поэта не огорчает это,
даже напротив. У нашего современника эта
картина навряд ли может вызвать такое же
чувство - уж слишком часто в разных угол-
ках России мы и сегодня можем увидеть та-
кой пейзаж. И больно становится за то, что
у земли нет хозяина.
Надо сказать, что Некрасов действитель-
но подчинил все свое творчество идее служе-
ния своей стране, народу («Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином быть обязан»).
Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж.
Природа у Некрасова неравнодушна к люд-
ским страданиям, она скорбит вместе со всем
русским народом. А самого Некрасова, как
никого другого, можно назвать народным пев-
цом. Ну разве это не описание крестьянских
страданий?
Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья - и жалобно стонет,…
А какой безысходностью пронизан пей-
заж в стихотворении «Несжатая полоса»!
Земля ждет своего хозяина, который изнурен
непосильным трудом:
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она,
Уже с юношеских лет Некрасов понял,
что «то сердце не научится любить, которое
устало ненавидеть». И его сердце не устава-
ло ненавидеть то, что не давало его родине
жить счастливо. Любовь к родине, благодар-
ность ей Некрасов пронес через всю свою
жизнь:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

Критики

Значимость, масштаб и неоднозначность этих двух поэтов в истории русской поэзии до настоящего времени инициируют массовый интерес к их творчеству и судьбе различных исследователей, литературоведов и критиков, вызвав к жизни огромное количество книг, статей и исследований. Наряду с Пушкиным и Лермонтовым, Есенин и Некрасов, наверное, самые изученные и изучаемые фигуры русской критической мыслью. Все мало-мальски известные критики эпохи Некрасова пытались осмыслить его творчество. Есенин попал несколько в другую ситуацию. Серьезный, последовательный подход к изучению его творчества пришелся, в основном, на послевоенное, современное нам время, в силу понятных обстоятельств, связанных с революцией, гражданской войной и всей сталинской эпохой.

Образ природы в лирике Н.А. Некрасова

Некрасов, поэт глубоко национальный, получил наибольшую известность и признание как поэт социальной направленности. Основным мотивом творчества Некрасова было “радение за народ”. Он избрал объектом своей поэтической “службы” целый народ и страну. Воспевая народ, он, одним из первых, в таком объеме, взял на себя тяжелую ношу язвительного и одновременно горестного обличителя общественных нравов. Но это не весь Некрасов и было бы неправильным представлять его как лишь поэта-народника и человека революционных взглядов. Его поэзия не является только поэзией борьбы и протеста, ее нельзя свести к одной язвительной сатире и гневному бичеванию. Не единой лишь, так называемой лирикой “гражданской” направленности и мотива он заслужил право называться великим русским поэтом. Был еще другой Некрасов. Некрасов - идеалист, Некрасов - мистик, Некрасов, творящий из одной лишь, чистой любви к народу, России, и ее природе, как органической части той самой России и народа. Он был новатором русской поэтической лирики, существенно обогатил ее язык, заимствуя многое в языке простого народа. Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народной речи и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Он не просто говорил с простым народом, он впустил его в свою поэзию. Различные мастеровые, воры, крестьяне, торговки существуют в его стихах. Они “целуют-милуют”, ходят “бац да бац на тротуар”, говорят “тоись” и “надысь”, диалоги героев наполнены различными “цап”, “ату”. Он “говорил простым народом”. Это не относится напрямую к его природоописанию, наедине с природой он говорит, как правило, простым языком, особенно не используя просторечий или острословья. Не опосредованно, а от своего имени, он просто и напрямую обращается к ней: “мать-природа”, “нива золотая”. Лишь его герои говорят о природе на своем собственном языке, вложенным в их уста Некрасовым - простом, певучем, народном. Его понимание пейзажной лирики, которой относительно немного, его взгляд на природу больше напоминают метод, подспорье, нежели конечную цель.

Картины природы, родной земли помогают ему полней объяснить себе, да и всякому, что есть народ и Россия; помогают показать ее муку, ее боль, ее радость. Прочитав “Лето”, можно окончательно понять, что Некрасов, скорей всего, просто не любил пейзажную лирику в чистом виде. Ведь “Лето” это пародия на пейзажный цикл А. Фета. Не то, чтобы очень язвительный: “осязательно зреющий колос”, “сердит муха, комар сноровляет”, но в целом насмешливый. Там есть и обязательные для пейзажной лирики “росы”, “шмели”, “дергачи” и “умирает весна, умирает”. Причем насмешливость эта, очевидно, относится не к Фету конкретно, хотя оно даже подписано именем А.Фет; просто Некрасову явно чуждо это умильное и бесполезное любование природой. Ему (Некрасову), претит бесполезная, с его точки зрения, созерцательность и чрезмерное эстетство. Ему не нравятся, по меткому выражению Мережковского - “поверхностные, эпикурейские вдохновения”. Сам Некрасов видит природу по-другому, иначе. Мне кажется, что основной формулой некрасовской поэзии является, наравне с: “Я лиру посвятил свою народу” “Элегия” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 . , вторая, слегка ироничная, определяющая, как именно Некрасов рисовал в поэтических образах жизнь: “Мерещится мне всюду драма” “Ванька” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 . Для него природа - зеркало жизни, “нива”, на которой идет тяжелое существование пахарей, отражение того, что происходит кругом. В ней живут простые люди, борясь за выживание, умирая и рождаясь. Они страдают равно со своей природой, когда в природе идет что-то не так. Некрасов смотрит на природу через увеличительное стекло вековой истории русского народа и его песенно-фольклорного творчества. Он не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения, может, ту одну из немногих отдушин, доступных человеку земли. И, практически нигде у Некрасова природа не выступает отдельным героем, предметом любования, чистым пейзажем. Всегда, на природе есть человек. В лесу ли, на поле, но человек непременно является основным объектом действия, частью “художественной ситуации”. Но это как раз таки и является одной из характерных особенностей русского фольклора. В нем почти не встречаются самостоятельные описания природы, она соотнесена с мыслями и чувствами человека, разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. При описании “рабочей”, т.е. приносящей “хлеб насущный” природы, Некрасов использует относительно “светлые” эпитеты - золотая, светлая, родимая. При описании же природы, как она есть, его взгляд несколько меняется. Это очень реалистичный, трезвый взгляд на природу, на землю. Цвет здесь, как правило, приглушен, нет особых полутонов, скорей это неявность цвета. Да и краски несколько поблекли, пройдя через, его “музу темную” “Зачем насмешливо ревнуешь…” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г, его постоянную некрасовскую тревогу, печаль за Родину:

“Падает сизый туман на долину,

Красное солнце зашло вполовину,

И показался с другой стороны

Очерк безжизненно - белой луны” “Псовая охота” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Темный, багровый, илистый, желтый, сизый, мутный, безжизненно-белый, красный, по логике построения он тускло-красный, - вот цвета, если и не свойственные Некрасову, то рисующие его цветовое видение природы. Часто рядом встречаются слова, усиливающие некую нездоровость цвета или же, наоборот, цвет подчеркивает трагизм происходящего:

“…солнце, кругло и бездушно,

Как желтое око совы

Глядело с небес равнодушно

На тяжкие муки вдовы” “Мороз, Красный нос” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

“Безжизненно-белый”, “…бездушно, как желтое…”, “Тени ходили по пням беловатым / Жидким осинам, березам косматым” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г. Лишь “Саша”, пожалуй, единственное произведение Некрасова, просто наполненное пейзажной лирикой до краев, имеет разные цвета и краски, не привязанные к тревоге или беде. Хотя в целом, поэма эта тоже окрашена в мрачноватые тона и тоже невесела: “стонет кулик над равниной унылой” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г “трупы деревьев”, но в ней можно уже найти олицетворенные сосны, что “вершинами машут приветно” и “кажется, шепчут”, “волны под сводом зеленых ветвей”, появляется смеющееся “с голубой высоты” солнце и цветы (редкий для Некрасова образ). Описание цвета прямое, без указующих комментариев и привязок, здесь “край небес” - “пышно-румяный”, “грозды калины” просто красные, “свод ветвей” - зеленый. Есть там и мягкие янтарные, золотистые цвета. Но это в “Саше”. А в целом, цвет, как мне представляется, не является первоочередным способом отображения пейзажа для Некрасова. Скорей он нужен для создания атмосферы, общей ауры, не более. Даже те цвета, которые Некрасов использует в качестве подспорья при описании красоты, прелести ландшафта, и те не выглядят очень бодрящими:

“Инеем зелень долины блестит,

А за долиной, слегка беловатой,

Лес, освещенный зарей полосатой” “Псовая охота” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Конечно, не всегда это была печаль и болезненность сквозь призму природы. И не всегда лишь слабые, размытые цвета. Как и любой человек, Некрасов мог быть просто захвачен природой, мог видеть в природе и просто ее первозданною красоту, ее оптимистическую сущность, дающую надежду и придающую силы: есенин некрасов поэзия

“Славная осень!

Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…” “Железная дорога” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Но все же, тенденция “нездоровости красок”, их “мутности”, как в прямом, так и в переносном смысле, прослеживается достаточно отчетливо. Даже и там, где ему хорошо, в лесу, в деревне он сталкивается с изнанкой жизни. Он видит, что народ его может быть дик и безрассудно жесток по отношению к природе. Он видит, как в лесу галчата:

“прыгали, злились.

Наскучил их крик,-

и придавил их ногою мужик” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Он видит, как человек губит лес, оставляя “трупы деревьев”. Практически всегда пейзажная лирика Некрасова, это две разные стороны одной медали. Две противоположности. Он как бы говорит - это все красиво, да, но посмотрите на это с другой стороны, и вы увидите все несколько в ином свете. Может, виной тому его личная проблемность, личные тяготы и трудности жизни Некрасова. Ведь, лишенный всяческой поддержки отца, долгое время Некрасов вел полуголодную жизнь. Немного жутковато читать эти красивые, но злорадствующие строки, посвященные возвращению на родину. Таким он видит отчий дом, в его разрушение втянута и природа, которую Некрасов тоже не жалеет, отождествляя все это, видимо, с отцом. Он не скрывает мстительного удовольствия:

“С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной защита и прохлада, -

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем,

И набок валится пустой и мрачный дом” “Родина” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

И напротив, почти каждый раз, когда природа выступает жизнерадостной, ей жестко противопоставляется некая его, или отдельно взятого человека, зверя, одушевленного объекта, одиночная беда, трагедия, несчастье: (“Пышна в разливе гордая река, плывут суда колеблясь величаво…/ погибни челн, и кто его заметит…/ настанет утро - солнышко осветит бездушный труп…/ чем солнце ярче, люди веселей, тем сердцу сокрушенному больней”) “Последние элегии” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г. Некрасов как будто чувствует себя виноватым, видя радость природы. Возможно, виноватым в том, что он богат, что он не “народен”. Он как бы чувствует себя заложником своего положения, он чужд народу, который так любит и это отражается в его взгляде на природу:

“Роскошны вы, хлеба заповедные

Родимых нив, --

Цветут, растут колосья наливные,

А я чуть жив!

Ах, странно так я создан небесами,

Таков мой рок,

Что хлеб полей, возделанных рабами,

Нейдет мне впрок!” “На Родине” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Отчетливое чувство вины. Все-таки Некрасов далеко не крестьянин. И так описать, как он описал псовую охоту, клеймя в ней барщину и жестокость, мог только человек, не раз в ней участвовавший сам. Все эти: “банники”, “варом-варит”, “тявкуши”, “отпазончить”, весь этот сленг не придуман. Все-таки, главным в образе природы для Некрасова является отождествление природы со страной, с простым народом, служению которого Некрасов посвятил свою жизнь. Образ родной земли и природы не плоский, не лишь глазами. Для Некрасова это единое понятие. В его творчестве он неразрывно связан с ее историей, людьми, с ее настоящим и будущим. Поэтому, ему, как человеку помещичьего звания тяжело было вписать себя в это единое целое. Поэтому, в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Когда Некрасов опосредованно, через крестьянина видит природу и землю, то для него человек и природа это равный союз взаимоукрепляющих и взаимоподдерживающих друг друга сущностей. Жизнь человека и природы неразделима в контексте взаимовыгодного сотрудничества и обоюдной помощи. Он видит в природе и земле в большей мере кормилицу, товарища:

“Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!” “Тишина” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Но его персонифицированное отношение, это, скорей, мольба. Он просит помочь “заглушить эту музыку злобы” “Надрывается сердце от муки” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г. Он говорит ей спасибо. Ее простор - “врачующий”. Он пытается, вместе со всем своим народом благодарить родную природу за помощь. Можно, конечно сказать, что это довольно утилитарный, потребительский взгляд на природу, если бы не та явная любовь, которую Некрасов испытывает к природе, к “ниве”, дающей хлеб насущный тем, кто трудится на ней, зачастую довольствуясь лишь малой частью того, что создал собственными руками. “Нива”, возделываемое поле - это “сквозной” образ некрасовской поэзии. Она присутствует от начал некрасовской лирики: “и нива выжжена, и праздно дремлет стадо” “Родина” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г, до самого конца: “нивы град господень бьет” “Современники” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г., превращаясь в общий жизненный образ, символизирующий народ: “сеятель знанья на ниву народную” “Сеятелям” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г. Она - олицетворенная природа для Некрасова. Она же, “нива” - неотрывная часть народа. Когда сильна и здорова земля крестьянина, когда за ней хорошо ухаживают и возделывают ее, тогда она щедро делится с крестьянином тем, что порождает:

“Дорого - любо, кормилица - нива,

Видеть, как ты колосишься красиво” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Без пахотного поля, без “нивы”, дарующей хлеб Некрасов не видел природу цельной. Для него, она - связующее звено в природе:

“Чудо свершилось: убогая нива

Вдруг просветлела, пышна и красива,

Ласковей машет вершинами лес,

Солнце приветливей смотрит с небес” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Он, живописатель картинок людской и “проселочной” жизни, понимает природу полей, понимает ее и чувствует ее абсолютность как стрежня, на котором держится “жизнь человечья”. Иногда это становится почти навязчивым. Плохо ей, плохо всем:

“Поздняя осень.

Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она” “Несжатая полоса” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Здесь “грустная дума” - это дума и печаль крестьянина - хозяина: некому убирать полосу, крестьянин заболел, ему “моченьки нет” пропадет выращенный урожай. Образ “несжатой полосы”, это, вообще, наверное, квинтэссенция отношения Некрасова к крестьянству, к природе. При более детальном взгляде на стихотворение, понимаешь, что это - проекция взгляда крестьянина, взгляд его глазами на самого Некрасова. Так оно и было. “Несжатую полосу” Некрасов писал, будучи тяжело больным, перед отъездом за границу, на лечение. Понимаешь, что это очень личные, лирические стихи. По-крестьянски любовно, “кажется, шепчут колосья другу”, одушевляется Некрасовым земля-кормилица. Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом. А сам Некрасов, его альтер-эго внутри стиха и были народными. Ну разве это не описание крестьянских страданий:

“Мраком задернуты небо и даль,

Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,

По полю листья - и жалобно стонет...” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

И, конечно, крестьянин не мог любить своих мучителей. Людей отбирающих у него плоды труда его. Он презирал их безразличное отношение к красоте природы, которую, может и не в полной мере, чувствовал сам:

“Но равнодушно встречают псари

Яркую ленту огнистой зари,

И пробужденной природы картиной

Не насладился из них не единый” “Псовая охота” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Рассматривая природу как подобие “жизни людской”, Некрасов зачастую видит в ней “униженных и оскорбленных”. Тема заступничества, помощи живым существам, которые сами не в состоянии защититься от ненастья: (“Дед Мазай”), или людей: (“Соловьи”) периодически возникает в его лирике. И тогда она становится почти “природной”. Но всегда при участии человека, человека деревни. Эта лирика активна, она напоминает маленькие пьесы. И опять же: природа скорей художественный метод, нежели фон, или конечная цель. И “Мазай” и “Соловьи” адресованы детям и несут в себе элементы назидательности. Поэтому природа задействована Некрасовым в качестве простого и наглядного примера. Она метод, используемый Некрасовым для усиления основной и конечной морали сюжета. Морали, как правило, простой, но отнюдь не тривиальной - природу надо любить и беречь. Здесь активно используется народная речь, ее лексика: “тягота”, “поклал”, “пуделять”, “гуторят”, `середний”, и т.д. Некрасов, в отличии от его личных прямых обращений, живописуя природу, всегда через нее пытается говорить с простым народом. Его лирика ориентирована не на свое сословие, а на простых людей. Именно поэтому он так активно вводит народную речь. Одним из самых главных поэтическим образов для Некрасова всегда являлась дорога. “В дороге”, “Еду ли ночью по улице темной”, “Ямщик удалой”, “Железная дорога” и т.д. Его герой часто в пути, в движении, в разговоре, в действии; где уж тут до прелестей природы. Некрасова зачастую рисуют поэтом деревенской, крестьянской направленности, чуть ли не почвенником. Но это не совсем так. Вообще, Некрасов больше человек Петербурга. Но его поэзия не городская скорей, а людская, без привязки к конкретному месту. Хотя нельзя сказать, что он, человек, родившийся в деревне, уж очень любил город, а в особенности Петербург. Он сам отзывался о Петербурге следующим образом” “Я прожил в Петербурге почти сорок лет и убедился, что это слово - одно из самых ужасных. Петербург - это машина для самой бесплодной работы, требующая самых больших - и тоже бесплодных - жертв. Он похож на чудовище, пожирающее лучших из своих детей. И мы живем в нем и умираем, не живя” Кони А.Ф. Избранное, стр. 257 - М. Советская Россия 1989г.. И в красоте, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для работы. Иногда это напоминает побег, возврат туда, на Волжскую землю. Волга побеждает Неву и дает Некрасову отдых:

“Мать-природа!

Иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим -

Заглуши эту музыку злобы,

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой” “Надрывается сердце от муки” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

И как только в жизни Некрасова Волга и ее широта, щедрость выходят на передний план, сразу исчезает газетный злой язык и полемический задор. Из под пера поэта начинают выходить все эти “облака дождливые, как дойные коровушки” “Кому на Руси жить хорошо?” Некрасов Н.А. "Кому на Руси жить хорошо?”. Поэма - М., 1968 г. , бескрайние “нивы”, “сторонушки”, “детушки”, чисто народные сравнения и метафоры. Создается ощущение, что Некрасов именно для того и периодически убегает к природе, которую он покинул во имя своих идеалов служения народу, во имя своей борьбы и своей поэзии, чтобы не забыть родной язык, язык земли и народа, не оторваться от своей земной популяции. Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы. “Врачующая” Некрасова природа это его отдых от бесконечного правдоискания. Природа поддерживает его:

“Что же молчит мой озлобленный ум?..

Сладок мне леса знакомого шум,

Любо мне видеть знакомую ниву -

Дам же я волю благому порыву

И на родимую землю мою

Все накипевшие слезы пролью” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

Стремление растворить, рассеять горе в природе, заимствовано из фольклора и отвечает типичной психологической ситуации народных песен плана: “Разнеси мысли по чистым нашим полям, по зеленым лужкам” и проч. Что же касается чисто пейзажной лирики, не завязанной на социальный, народный подтекст, то здесь больше образов лесных. В этой, лесной что ли, России, нет экзотики, “сосна, да осина”, нет ярких красок и запредельной метафоричности, акварельной размывки, какие есть в есенинской сказке, но она - часть жизни русского человека, часть его души:

“Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и быстрой,

Набегает холодок” “Перед дождем” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г

И вроде все печально и сурово, и вроде все писано уже: “ель надломленная”, “заунывный ветер”, “стая туч”, но понимаешь, что это природная правда. Та, без прикрас: “невесела ты, родная картина” “Саша” Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений в 3-х томах - М.: Советский писатель, 1967 г. Та, которую и рисовал Некрасов. Я думаю, каждый человек, живущий в России, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж. Он слагает песни не о "небесах чужой отчизны", а о своем родном уголке, где “суровость рек, всегда готовых с грозою выдержать войну”, где “аромат смолистых сосен”, где природа и человек, вместе живут и не отступают ни перед какими трудностями. Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой, порожденное ежедневным общением с ней крестьянина, его зависимостью от нее, пронизывает лирику Некрасова. Любовь к родине, благодарность ей Некрасов пронес через всю свою жизнь. Конечно же, в первую очередь, Некрасов был певцом народа, певцом Родины. Он без проблем шел на единение с народом, сопереживал за него. Его лирика вобрала в себя песни, поговорки, поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие. Его язык, это язык, скорей личной и социальной, общей драмы. Но природа неотрывна от Некрасова-человека и Некрасова-поэта. Здесь, она выступает не лубочной картинкой, а как единое пространство, соединяющее в себе жизни и помыслы людей, она предстает нам больше в качестве части Родины, части народа и его, некрасовской принадлежности к России. Я думаю, главное, что дает читающему некрасовская природа, это то понимание Родины, большой и малой, от которой тянутся к нам миллионы невидимых ниточек. Понимание того, что мы обязаны ее любить и беречь, вместе со всем, что в ней есть растущего и живущего.

Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту выложить свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Более того - образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее настоящим и будущим. Поэтому в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России!

Жизнь человека и природы неразделима. И в красоте, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для работы:

Мать-природа!

Иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим -

Заглуши эту музыку злобы,

Чтоб личность ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы. В ней нет экзотики, но она - часть жизни русского человека, часть его души.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и быстрой,

Набегает холодок.

Я думаю, всякий человек, живущий в РФ, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж. Некрасова не прельщает красота чужих земель.

В Европе удобно, но родины ласки

Ни с чем не сравнимы!

Поэтому он слагает песни не о "небесах чужой отчизны", а о своем родном уголке. Близкой каждому русскому человеку картиной осени открывается стихотворение Некрасова "Железная дорога":

Славная осень!

Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит...

В запечатленных Некрасовым картинах родной земли часто проглядывают политические настроения поэта. Известно, что он был ярым противником крепостничества и обвинял самодержавный строй в забитости и нелегкой участи крестьян. Поэтому мы не удивляемся, что поэта радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы:

С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной броня и прохлада, -

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем,

И набок валится пустой и мрачный жилье.

В этом пейзаже современной Некрасову РФ проворно передаются события того времени, приведшие к разрухе и запустению в дворянских домах. Поэта не огорчает это, более того напротив. У нашего современника эта картина навряд ли может начать такое же чувство - уж слишком часто в разных уголках РФ мы и сегодня можем увидеть такой пейзаж. И больно становится за то, что у земли нет хозяина.

Надо высказать, что Некрасов реально подчинил все свое творчество идее служения своей стране, народу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"). Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж. Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит совместно со всем русским народом. А самого Некрасова, как никого другого, можно назвать народным певцом. Ну разве это не описание крестьянских страданий?

Мраком задернуты небо и даль,

Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,

По полю листья - и жалобно стонет...

А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса"! Земля ждет своего хозяина, который изнурен непосильным трудом:

Поздняя осень.

Грачи улетели,

Лес обнаокился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Уже с юношеских лет Некрасов понял, что "то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть". И его сердце не уставало ненавидеть то, что не давало его родине существовать счастливо. Любовь к родине, благодарность ей Некрасов пронес через всю свою жизнь:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!