Описать стадии конфликта. Open Library - открытая библиотека учебной информации. К чему всё приводит

Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. По этой причине знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Таблица 2.2

Типы конфликтных ситуаций

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний бывают: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. Учитывая зависимость отсодержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всœего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. К примеру, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта͵ а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. IV.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - Гл.2.

4. Самыгин С. И., СтоляренкоЛ.Д. Психология управления. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Контрольные вопросы

1. Дайте определœение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Изобразите графически структуру конфликта.

5. Дайте определœения базовых структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

6. Приведите классификацию конфликтов.

7. Дайте определœение причин конфликта.

8. Приведите классификацию причин конфликта.

9. Дайте определœения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

10. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Занятие 2.1. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба»

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими базовых конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению базовых понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Вместе с тем, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.

В ходе игры

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда - руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда - рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда - эксперты (3-5 человек).

Время на распределœение ролей - 5 минут.

Примечание. Состав команд может быть определœен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку - 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделœено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

4. Подведение преподавателœем итогов игры.

Занятие 2.2. Практическое занятие по теме: «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)

Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта͵ развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению базовых понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Вы начальник отдела. В отделœе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчинœенную - молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Конфликтные ситуации в социуме являются нормой. Социологи говорят, что даже когда отношения выстраиваются гармонично и с учётом общественных правил и норм поведения, всё равно иногда невозможно избежать разногласий. Они были во все времена и есть сейчас. «Популярно о здоровье» расскажет об основных стадиях конфликта и приведёт примеры, облегчающие понимание.

Для чего нужно знать основные стадии развития конфликта ?

Понимание того, как зарождается критическая ситуация, помогает избежать или максимально гладко разрешить её. Это необходимо для защиты социальных отношений и всего общества в целом. Психологи настоятельно рекомендуют научиться анализировать конфликт, что поможет идентифицировать самого себя и собственную роль в любом споре и конфликте и правильно разрешить его.

Основные стадии развития конфликта

Социологи и психологи выделяют 4 стадии развития конфликтных ситуаций. Рассмотрим их:

* Предконфликтная;
* Непосредственно сам конфликт (точка кипения);
* Разрешение ситуации;
* Постконфликтная стадия.

Для предконфликтной стадии характерно нарастающее напряжение. Оно всегда возникает, когда нарушаются ценности и интересы человека или группы людей.

Психологическое напряжение растёт из-за неудовлетворённости каких-либо потребностей индивидов. Ощущение недовольства и напряжённости вызывает желание искать виновных в сложившейся ситуации, причём, не всегда удаётся найти реальных виновников, иногда их роль присваивается предполагаемым или вымышленным субъектам.

Осознание неразрешимости проблемы приводит к ещё большему недовольству. Такая напряжённость может сохраняться длительное время, пока, наконец, она не перерастёт непосредственно в сам конфликт. Однако для перехода первой стадии во вторую необходим толчок, инцидент. Иногда его провоцируют сами участники конфликта, иногда он возникает случайно, на фоне естественного течения событий.

Вторая стадия – непосредственно само столкновение. Оно начинается по-разному – может быть спровоцировано одной из сторон или возникнуть спонтанно в результате обстоятельств. Противодействие нередко является ответной реакцией на вызов оппонента или группы лиц. Не всегда конфликт протекает явно, поскольку его проявление напрямую зависит от стиля поведения и реакции участников. Каждое противодействие является уникальным в своём роде. Не редки случаи, когда при противодействии удаётся избежать эскалации, то есть, активной фазы противоборства.

В подавляющем большинстве случаев всё же конфликты входят в стадию эскалации. Сопротивление достигает «точки кипения», перерастает в открытое противоборство. Если участники продолжают подогревать конфликт, он достигает таких масштабов, что в него могут быть вовлечены субъекты, которые ранее не были к нему причастны. Развивающееся противостояние порой настолько затягивает оппонентов, что они забывают о первичных причинах недовольства и целиком сосредотачиваются на конфликте, не гнушаясь никакими средствами борьбы. Главной целью противоборствующих сил является причинить оппонентам наибольший вред. По такому сценарию нередко протекают народные восстания, национальные конфликты, а также ссоры между обычными людьми.

Разрешение конфликта – следующий этап. Продолжительность противостояния зависит от различных факторов и внешних условий, а также от поведения самих участников процесса. Нередки случаи, когда оппоненты переосмысливают ситуацию, а также свои собственные ресурсы и потенциал других участников. Приходит понимание невозможности решить проблему силовым путём, необходимо искать другие методы решения. Разрешение конфликта возможно, благодаря нейтральной стороне, вмешательству извне. Постепенно «накал страстей» утихает, что всё же не исключает возможности нового противостояния в будущем.

Для постконфликтной стадии характерно полное затухание противостояния сторон. Однако отношения конфликтующих субъектов могут быть оставаться напряжёнными ещё долгое время. Это зависит от того, насколько удовлетворены их цели и потребности, какими методами воздействия они пользовались во время конфликта, какой ущерб нанесён сторонам.

Примеры развития конфликта

Простой пример – разлад семейных отношений. Если муж и жена долгое время накапливают недовольство, то со временем произойдёт ситуация, когда назреет конфликт. Одна из сторон может заявить о своих претензиях, а другая станет отстаивать свои интересы. Есть два пути решения проблемы – сесть за стол переговоров или разрушить семью. Если никто из супругов не встанет на путь примирения, то вскоре пойдут в ход оскорбления, а иногда и рукоприкладство, что в итоге разрешится разводом.

Для школьников более понятен пример двух парней, влюблённых в одну девочку. На почве ревности они конфликтуют, дерутся, после чего либо понимают бессмысленность этой ситуации, либо переоценивают свои возможности и потенциал оппонента. Конфликт затухает, но вскоре может обостриться снова.

Любая конфликтная ситуация имеет 4 стадии развития. То же самое касается националистических противостояний, политических разногласий. Важно понимать, что предшествует развитию противоборства и на этом этапе стараться не допустить его дальнейшего прогрессирования.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз и этапов конфликта

Таблица 2.3

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам - руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.


Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

стороны (участники, субъекты) конфликта;

условия прохождения конфликта;

образы конфликтной ситуации;

возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация). Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация) я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации - там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь...».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» - это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) - конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. - то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее - и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, - это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Этапы развития конфликта

Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.п. Есть точка отсчета, вокруг которой в дальнейшем может развиваться конфликт; это общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап – созревание. Из многочисленных связей и отношений субъект начинает выбирать те, которые он считает приемлемыми или неприемлемыми. Это может быть все что угодно: работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.п. Конкретно выделяется субъект (группа) как носитель той или иной притягательной или отталкивающей черты, и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

Выделением конкретного оппонента;

Накапливанием определенной негативной информации о субъекте;

Четким выделением сферы конфликтной ситуации;

Концентрацией групп сторонников и противников;

Усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями.

Третий этап – инцидент. Часто перед ним наблюдается некоторое затишье, выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», борца за справедливость». Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: не тем тоном сказано, не так взглянул, не предупредил или наоборот накричал, сделал замечание – это лишь «зацепка». Сам инцидент – «мелкий камешек», могущий вызвать обвал, приведя в действие всю мощь стихии. Его фиксация не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами, однако он является отправной точкой для столкновения. Участники ситуации созрели для открытого противостояния, и начинается столкновение, т.е. конфликт.

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Его можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как»пустая» порода, так и «ценная». Прямое столкновение проявляется на нескольких уровнях: эмоционально – психологическом, физическом, политическом, физическом, политическом, экономическом и т.д.

Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы вызывают борьбу, противостояние и конфронтацию. Способность определить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

Ярко выраженными противостояниями;

Выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

определением масштаба и границ конфликта;

Появлением третей стороны (наблюдателей, групп поддержки, и пр.);

Определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

Предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

Появлением факторов, подтверждающих необходимость столкновения.

Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих то или иное влияние на конфликт. На этом этапе есть факторы, которые не развиваются и не меняются, т.е. статичны, постоянны: предмет конфликта; социальные факторы; базовые ценности; стратегические цели.

Элементы, которые частично меняются: связи и отношения между субъектами (группами); интерпретация фактов; интересы; потребности; тактические задачи; представления о конфликте, субъектах отношениях. Элементы, которые могут быть заменены другими: смысловой контекст; позиции, роли; средства борьбы; социальные нормы, принципы взаимодействия; реакции; чувства; эмоции. Именно здесь происходит развитее конфликта. Действия конфликтующих сторон определяются этими элементами.

Шестой этап – пост конфликтная ситуация, последствия конфликта. С точки зрения выделения этапов конфликта необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего и четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из под контроля. Иными словами субъекты, уже находятся внутри конфликта и действуют в соответствии с его логикой борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

На основании выделения этапов развития конфликтной ситуации и выделения специфических характеристик можно;

Сформулировать задачи для осуществления целенаправленного вмешательства в конфликты на разных этапах;

Применять закономерности в практике управления и в учебном процессе;

Применять схему для диагностики конфликтной ситуации;

Профессионально управлять конфликтной ситуацией посредством изменения основных характеристик и элементов;

Профессионально «встраиваться в конфликт» с целью управления ситуацией изнутри и т.д.;

Таким образом, методически «расщепляя» конфликт и определяя место конфликта, мы строим некоторую конструкцию, позволяющую приблизиться к богатству содержания и распознать тончайшие нюансы этого социального феномена.

Каждому из нас прекрасно известно такое понятие, как конфликт. Им обозначаются обострённые, противоречивые ситуации, в которых каждая из сторон занимает позицию, противоположную интересам оппонента. Конечно же, не на пустом месте возникает конфликт. Этапы конфликта, впрочем, представляют собой отдельный интерес в сфере психологии. А вообще, данная тема сама по себе очень обширна. Так что стоит её рассмотреть чуть более подробно, уделив внимание каждому важному нюансу.

Причины возникновения

Каким бы ни был конфликт, основной предпосылкой его возникновения является столкновение противоположных интересов, целей или мнений. Однако существуют объективные факторы, обуславливающие причины противоречий. Но они столь разнообразны, что их невозможно сгруппировать в соответствии с какой-либо классификацией.

Естественные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Люди социальны, они живут в обществе. Им свойственно отстаивать свою точку зрения. Ведь так они защищают то, что им дорого - личные ценности. Но только одним удаётся держать ситуацию под контролем, а другим - нет. Вследствие чего начинает проявляться вспыльчивость, агрессия, и всё перерастает в острую, противоречивую ситуацию.

Иные предпосылки

Социально-психологические причины возникновения конфликтов многочисленны. Нередко они кроются в индивидуальной несовместимости оппонентов. Люди с несочетаемыми темпераментами и характерами будут конфликтовать. Как и те личности, у которых расходятся понятия о жизненных идеалах, ценностях и целях.

А бывают и индивидуальные причины. Один человек, например, будет конфликтовать с другим, если его поведение ему кажется недопустимым. Или если у них отличается уровень интеллектуального развития, разные представления о мире, его восприятие. Отсутствие эмпатии, кстати, тоже может быть причиной противоречий.

Начальная стадия

Предконфликтная ситуация - вот с чего всё начинается. Это, можно сказать, нулевая ступень. Но именно с неё может начаться развитие конфликта. Это некий риск возникновения противоречивой ситуации. Обычно его «пресекают на корню». Оппоненты понимают, что если продолжить развивать тему, которая вызвала твёрдый спор, то закончится это плохо. И обычно все решают остаться при своём мнении.

Но это лишь единичный пример. Ситуации, подобные описанной, могут возникнуть в процессе беседы или дискуссии. А бывает и так, что предконфликтная стадия длится очень долго. Сопровождается она напряжённостью в отношениях оппонентов, которая не находит выхода и решения, поскольку в открытое столкновение не переходит. Обычно помогает расстановка всех точек над «i». Однако порой даже нечего расставлять. Иногда один человек может даже не знать о том, что он - потенциальный участник конфликта с той или иной личностью, которой тот просто не пришёлся по душе. Отсутствие взаимной симпатии - нередкий фактор, провоцирующий противоречия.

Инцидент

Если не справиться с начальной стадией, то именно в него перерастёт конфликт. Этапы конфликта, следующие за «нулевой» ступенью, - это инцидент и эскалация. Они развиваются стремительно. Инцидент подразумевает завязку противоречия. Иногда может казаться, что он возник из ниоткуда. Но так не бывает. В большинстве случае это просто оказывается «последняя капля», которая в чаше начальной стадии уже не умещается. И вспыхивает конфликт.

Этапы конфликта, следующие за инцидентом, подразумевают накал страстей. Оппоненты спорят, выдвигают аргументы, ругаются, а напряжение между ними всё усиливается. Данный процесс называется эскалацией. Сколько она будет длиться - зависит от причины, из-за которой всё началось, и от самих участников противоречия. У одних спор разрешается за час. А некоторые способны враждовать годами, десятилетиями и даже поколениями. Вспомнить хотя бы знаменитую трагедию Уильяма Шекспира, в которой раскрывалась тема конфликта между старинными родами Монтекки и Капулетти, тянущегося испокон веков.

Кульминация

Ею обычно завершается конфликт. Этапы конфликта, перечисленные ранее, нередко делятся на ещё несколько стадий, но заканчивается всё так называемой «мёртвой точкой». Кульминация отнюдь не всегда означает перемирие обеих сторон. Наоборот, чаще всего она подразумевает свершение такого события, разрушительная сила которого так велика, что продолжать развивать противоречие становится просто небезопасно.

Для примера можно вновь обратиться к трагедии «Ромео и Джульетта». Почему семьи Монтекки и Капулетти прекратили вражду? Потому что именно из-за неё погибли их дети. Они осознали бессмысленность своего конфликта, допустив гибель Ромео и Джульетты. Только смерть детей донесли до них, что доброта и любовь должны править миром, а не злость и вражда. Перемирие стало раскаянием и попыткой попросить прощения у погибших за жестокость, гордость и непонимание.

Впрочем, в реальной жизни участники конфликта не всегда приходят к выводу о прекращении обострения отношений. Некоторые лишь усиливают враждебные действия, и это губит не только оппонента, ставшего уже противником, но и их самих.

К чему всё приводит?

Последствия конфликтов, которые не удалось вовремя разрешить, очень печальны. Человек, по причине своей эмоциональной уязвимости, становится подвержен стрессам. Они копятся, могут даже перерасти в депрессию. Если оппонент проявляет себя в споре с новой, худшей стороны, то также пропадает мотивация к разрешению противоречивой ситуации. Человек испытывает разочарование в том, кто был ему дорог, которое нередко перерастает в ненависть. Чем сильнее обостряется ситуация, тем динамичнее ухудшаются отношения между людьми. Может появиться желание отомстить, выплеснуть свою агрессию в плохом поступке.

Естественно, всё заканчивается плохо. Последствия конфликтов неутешительны. И многим сложно поверить, что из них можно извлечь пользу. А ведь так и есть. Без межличностных противоречий отношений не существует. И это нормально. А умелое разрешение спорта способно укрепить связь между людьми, доверие и чувство справедливости. Вот только для этого необходимо знать, как вести себя в подобных ситуациях.

Как выйти из ситуации?

Итак, выше была вкратце описана последовательность этапов конфликта. Теперь пару слов можно сказать про самые популярные способы, к которым прибегают люди для того, чтобы выйти из противоречивой ситуации как можно быстрее.

Удивительно, но многие решают просто избегать оппонента и самого конфликта. Эти люди, как правило, очень эмоциональные, страдающие фрустрацией. Порой некоторым проще отказаться от отношений, чем решить назревшую проблему.

Метод покорности популярен среди мягких людей. Они спокойно идут на односторонние уступки ради оппонента, отказываясь от своих личных интересов и желаний. Покорность может быть оправдана. Но только в том случае, если она сочетается с хитростью. Человек, играющий роль покорного, должен знать, что проблема действительно будет таким образом ликвидирована. Иначе он может предстать просто в виде бесхарактерной, слабой личности. А это повлечёт за собой претензии в будущем.

Другие методы

Есть ещё три известных способа, с помощью которых можно разрешить конфликт. Первый - конкуренция. И практикуется он не только в случаях возникновения противоречий в бизнес-сфере. В межличностных отношениях конкуренция тоже имеет место быть.

Допустим, жена хочет взять ипотеку, а муж нет. Они живут у свекрови. Невестка рассказывает той о своей задумке, и та переходит на её сторону, поскольку идея о покупке молодыми собственного жилья не так уж плоха. И вот, помимо жены, на мужчину ещё «давит» его мама. Хотя логично, что изначально она, так сказать, представляла интересы своего сына. В общем, принцип конкуренции прост. Другие люди воспринимаются участниками конфликта в качестве инструментов в борьбе за личные интересы.

Но чаще всё-таки практикуются компромисс и сотрудничество. Первый метод подразумевает отказ обеими сторонами от некоторых своих требований ради удовлетворения друг друга. А второй способ заключается в кооперации оппонентов для выработки совместного решения, которое устроило бы их обоих. Самый эффективный, между прочим.

Рациональный подход к проблеме

Пожалуй, лучшая система решения межличностных противоречий принадлежит американскому психологу Томасу Гордону. Он на протяжение долгого времени изучал основные этапы конфликта и в итоге разработал несколько ступеней конструктивного решения спорных ситуаций.

В первую очередь оппоненты должны выявить проблему. Надо конкретизировать её, назвать, дать точную формулировку. Затем необходимо поговорить о взаимных чувствах, ожиданиях и потребностях. Участники конфликта должны услышать и понять друг друга. А потом - вместе придумать способы решения ситуации. Чем их будет больше, тем лучше. Всё равно на следующем этапе каждый вариант придется рассмотреть с логической точки зрения и неподходящие отбросить в сторону. А из оставшихся выбрать такой, который устроил бы каждую сторону. И воплотить его в действительность.

Удивительно, но многие конфликты в отношениях именно так и решаются. Экспрессивные споры ничем не помогут. То ли дело взаимное уважение и практичный подход к ситуации.