Рассказ о памятнике затопленным кораблям. Памятник затопленным кораблям (Севастополь)

Памятник затопленным кораблям (Севастополь, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

История этого памятника начинается в один из самых драматичных моментов Крымской войны, когда в сентябре 1854 г. возникла прямая угроза прорыва англо-французской эскадры в Севастопольскую бухту. Опасность ликвидировали, намеренно затопив на рейде 15 судов Черноморского флота. Спустя полвека у берега, где стояла артиллерийская батарея, поставили памятник затопленным кораблям - словно воинам, отдавшим жизни ради победы. Но случилась Цусимская катастрофа, поэтому монумент так и не удосужились торжественно открыть. После революции его сначала хотели снести, но потом лишь переименовали в памятник погибшим морякам и отломали возвышавшийся над ним крест. Во время Великой Отечественной войны рядом с мемориалом падали бомбы, но он уцелел.

Что посмотреть

На искусственной гранитной скале в 20 м от берега высится белая диоритовая колонна, на ее коринфской капители сидит двуглавый бронзовый орел, увенчанный императорской короной. Орлиную грудь украшает орден Георгия Победоносца, в клюве - венок, сплетенный из лавровых и дубовых листьев, а лапы опираются на флотский якорь.

На пьедестале со стороны Приморского бульвара укреплен барельеф со сценой затопления парусных кораблей в бушующих волнах. Автор скульптурной группы - зодчий Амандус Адамсон, создатель мемориала броненосца «Русалка» в Таллине.

Памятник затопленным кораблям давно стал архитектурным символом Севастополя, он красуется на его официальном гербе рядом с золотой звездой города-героя.

Практическая информация

Расположение: Севастополь, Приморский б-р.

Как добраться: троллейбусами №№ 7, 9, 10,12, 13 до ост. «Площадь Нахимова».

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: На главном морском курорте Западного Крыма - в очаровательной и древней Евпатории , пляжи которой славятся своим мелким песком, а вариантов размещения - целая россыпь, от санаториев и курортных отелей до вип-коттеджей. Размещение в Песчаном можно порекомендовать тем, кто устал от «благ» цивилизации, опции - частные гостевые дома и небольшие пансионаты. Николаевка - «пляж Симферополя», она ближе всех к вокзалу. Черноморское подойдёт для отдыха с детьми, в придачу это одно из самых экологически чистых мест Крыма. Остановиться в Севастополе порекомендуем поклонникам «экскурсионки», а в Балаклаве отлично соблюдён баланс «пляж - экскурсии».
  • Что посмотреть: Музей-панорама Севастополя , мемориал на Сапун-горе, Долину смерти, а также руины античного города Херсонес и Военно-исторический музей Черноморского флота. В Балаклаве стоит осмотреть более 50 монументов Крымской, Великой Отечественной и гражданской войн, в том числе блистательный Малахов курган , а также генуэзскую крепость. Must-see Евпатории : турецкие бани, армянская церковь и 600-летний водопровод. В Николаевке можно вдоволь повеселиться в неплохих клубах на набережной или съездить в

Памятник является символом города Севастополь, а его силуэт воспроизведен на эмблеме города. Он создан в память о российских парусных кораблях, затопленных в бухте с целью загородить вражеским кораблям проезд в бухту. Монумент признан объектом культурного наследия федерального значения России. В 2016 году именно изображение памятника Затопленным кораблям было выбрано народным голосованием для нанесения на новую банкноту в 200 рублей. Размещенный на главной набережной города, он неизменно приковывает к себе внимание отдыхающих. Памятник находится в воде на расстоянии в 20 метров от берега.

Общая высота монумента — 16, 7 метров.

Размах крыльев орла — 2, 67 метра.

Строительство Севастополя изначально предполагалось как возведение основной крепости Российской Империи на Черном море. Поэтому здесь много объектов и памятников в честь воинской славы. И монумент в честь важного события Крымской войны является одним из самых необычных и величественных

История

Памятник посвящен важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в Севастополь. В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции. Севастополь являлся главной базой Черноморского флота Российской империи, поэтому его защита была стратегически необходимой задачей. Оборону возглавляли прославленные военачальники В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. Они приняли это важное решение, так как осознавали количественное превосходство противника и опасную возможность их проникновения в бухту. От потопленных кораблей над поверхностью воды оставались торчать мачты, которые могли пробить дно вражеских кораблей. В первую очередь были потоплены 7 устаревших кораблей, однако позже ко дну были отправлены и хорошие судна. Всего под воду Севастопольской бухты ушло около 90 кораблей Черноморского флота. Тем не менее, жертвы были не напрасными и оборона выстояла до заключения мирного соглашения в 1856 году.

Описание памятника затопленным кораблям

Монумент был создан в 1905 году. Он выдержал и сильное землетрясение 1927 года, и выстоял во время военных действий Великой Отечественной войны и немецкой оккупации. Памятник был призван воплотить значимость и трагичность произошедших событий.

Памятник состоит из двух частей: подводной и надводной. Основание имеет квадратную форму и состоит из каменных блоков. Над водой располагается каменный утес в три метра высотой. В основании триумфальной колонны на утесе размещена надпись о событии, в память о котором возведен монумент. На этом постаменте также изображен барельеф со сценой затопления кораблей — его видно со стороны набережной. 7-метровая колонна завершается постаментом с двуглавым царским орлом. Орел держит в клюве венок из лавра — символа победы и дуба — символа славы и веры. На венке висит якорь в память о погибших моряках и морских победах. На голове орла — императорская корона. Композиция над колонной выполнена из бронзы. Частью памятника является также мемориальная стена на набережной с двумя якорями от затопленных кораблей.

На памятник можно посмотреть в реальном времени с помощью онлайн-камер Севастополя, установленных на набережной Корнилова.

Как добраться до памятника в Севастополе

Один из основных исторических памятников страны стоит в центре города-героя Севастополя неподалеку от Приморского бульвара. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • На троллейбусе : № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» (800 метров до памятника) или «Площадь Нахимова» (200 метров до памятника).
  • На маршрутном такси : № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».
  • На автобусе : № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».

Выйдя из автобуса, нужно немного пройти через Приморский бульвар по направлению к набережной.

Путешественникам на автомобиле следует двигаться по направлению к центру города, а машину лучше оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

До памятника можно доехать на такси: в Севастополе действуют сервисы Такси Везет, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорама монумента с набережной:

Видео о памятнике затопленным кораблям:

Во время Крымской войны, когда английский, французский и турецкий флоты подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков отдал приказ затопить часть устаревших судов на входе в Севастопольскую бухту. 11 сентября 1854 года пять кораблей и два фрегата бросили якоря и выстроились в линию с севера на юг.

Подобную тактику оценили даже неприятели. «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», - сказал вице-адмирал Фердинанд Гамелен.

Команды затопленных кораблей продолжали защищать город на берегу. После осенне-зимних штормов российское командование с ноября по февраль 1854–1855 годов затопило еще 9 судов. А в августе 1855 года, когда защитники перешли с Южной стороны на Северную, были затоплен оставшийся Черноморский флот.

Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Вице-адмирал Владимир Корнилов

Во время Крымской войны город держал оборону в течение 349 дней. На дно Севастопольской бухты легло около 90 судов, очистительные работы после войны велись 10 лет.

История монумента

Монумент сооружен в 1905 году, к 50-летию первой обороны Севастополя. Он представляет собой символический утес из гранитных глыб с семиметровой коринфской колонной, увенчанной бронзовым двуглавым орлом.

Птица держит в клюве лаврово-дубовый венок с прикрепленным к нему якорем. К пьедесталу прикреплена бронзовая плита: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 годах для загражденiя входа на рейдъ».

Только в 1949 году удалось обнаружить имя автора памятника, когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. В их перечне был и памятник затопленным кораблям.

Монумент устоял во время крупного землетрясения 1927 года, выдержал взрыв донной мины в годы Великой Отечественной войны, не пострадал во время оккупации города немецко-фашистскими войсками.

В 1969 году памятник затопленным кораблям появился на гербе Севастополя.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе был воздвигнут более ста лет назад в честь событий, которые происходили в середине XIX века. Несмотря на давность событий, история появления монумента и очертания памятника знакомы не только жителям города, но и любому, кто хоть однажды побывал здесь.

Эмблема города

И флот - неразделимые понятия. Город на протяжении всей истории своего существования доказывал верность, преданность и любовь морю и кораблям. Но однажды морякам пришлось пожертвовать самым дорогим, что у них было. Ради спасения города военные уничтожили корабли, которые преднамеренно были расстреляны собственными орудиями и затоплены в фарватере бухты, тем самым создавая преграду на пути следования вражеских судов.

Город был спасен. В честь этого события жители воздвигли монумент. С тех пор памятник затопленным кораблям стал своеобразной визитной карточкой Севастополя. Во времена существования Советского Союза изображение монумента было на гербе города. В 2000 году оно появилось на флаге Севастополя.

Все значимые для города даты отмечались разными событиями, в том числе и выпуском почтовых марок, памятных знаков, на которых изображены исторические места города. Памятник затопленным кораблям является обязательным элементом всех подобных композиций.

Как было принято решение о создании памятника

В 1905 году вся Россия отмечала 50-летие знаменательного исторического события, когда в ходе Крымской войны был удержан Севастополь. Памятник затопленным кораблям, фото которого представлены в статье, является свидетельством уважения отважных защитников города, а также знаком особых почестей русскому флоту. К этой важной для истории России дате и был возведен монумент.


Надо отметить, что идея создания подобного памятника появилась намного раньше. Еще к 20-летнему юбилею обороны Севастополя ее участники предлагали увековечить память о подвиге, совершенном русскими моряками. Бухта затопленных кораблей в проекте монумента академика Микешина занимала основную позицию. Но позднее было принято решение воздвигнуть памятники в разных местах города, где тоже шли ожесточенные бои за его свободу, и идея создания грандиозного монумента в память затонувшего флота была на несколько лет забыта.

Лишь в 1899 году, когда Россия стала готовиться к празднованию полувековой даты обороны Севастополя, она была рассмотрена вновь. К 1901 году существовало два основных проекта памятника, но на рассмотрение и дальнейшее утверждение был отправлен лишь один из них. Монумент, выполненный по этому проекту, и по сей день напоминает потомкам о былой славе русских моряков.

Исторические события, предшествовавшие установке памятника

Во время ведения Севастополю пришлось не один раз обороняться от сильного противника. Защитники шли на любые жертвы, благодаря чему город всегда оставался свободным.


Чтобы спасти город от вторжения неприятеля с моря, было принято решение преградить путь военным кораблям. Для этого моряки затопили в фарватере сначала семь вышедших из строя парусников. После сильных штормов, которые бушевали на море и в бухте осенью и зимой 1854 года, преграду из парусников необходимо было снова укрепить. Для этого здесь же позднее были затоплены еще три купеческих судна. Десять затопленных парусников составляли первую линию обороны.
В феврале 1855 года было принято решение о затоплении еще шести судов, которые создали вторую линию защиты. В августе этого же года были затоплены остальные суда флота. По утверждениям историков, всего на дно бухты было отправлено 75 военных судов и 16 вспомогательных. Экипажи боевых кораблей отправлялись на сушу и там продолжали героическую службу городу и Отечеству. Заслоны, созданные моряками, нередко получали названия их

Город был недосягаем для сил противника. Спасительную роль сыграли как усиленный огонь с береговой линии бухты, так и затопленные корабли. В Севастополе всегда считалось, что в те суровые времена в защите города принимали участие не только люди, но даже суда флота. Благодаря совместным усилиям врага удалось остановить перед самым входом в Севастополь.

Как принималось решение о затоплении кораблей

Историки до сегодняшнего дня не дают однозначного ответа, когда речь заходит о правильности принятого решения. У инициаторов решения о затоплении кораблей были ярые противники, которые считали, что нужно вывести флот в открытое море, принять там бой и при этом победить или погибнуть.


Реальная же обстановка была такой, что победа в открытом бою являлась маловероятной. Противник значительно превосходил русский флот по численности судов, их оснащенности, техническому совершенству.

После долгих споров и мучительных раздумий было принято тяжелое решение о затоплении флота. Время показало, что жертва была принесена не зря - Севастополь не был занят врагом. Героический поступок русских моряков был высоко оценен командованием англо-франко-турецкого флота. Отмечалось, что если бы не это неординарное решение, то хорошо подготовленной армии противника не составило бы труда одержать победу над русскими.

Создатели монумента

Памятник затопленным кораблям в Севастополе в том варианте, который мы видим сейчас, был создан скульптором Амандом Ивановичем Адамсоном, архитектором Валентином Августовичем Фельдманом и инженером Оскаром Ивановичем Энбергом. Этих людей принято считать главными авторами монумента.

О. И. Энберг предложил идею возведения памятника не на суше, а в море, что являлось оригинальным и неожиданным решением. Оно было положительно воспринято многими соавторами проекта, а также высочайшими особами при Дворе.

В. А. Фельдман в результате работы над замечаниями, поступившими от членов специальной комиссии, заменил квадратную колонну на круглую и предложил установить ее на искусственной скале, выступающей из моря. А. И. Адамсон был привлечен к работе над монументом уже на завершающем этапе его возведения. Являясь признанным мастером монументального искусства, он внес неоценимый вклад в процесс создания памятника.

Кроме того, нужно отметить, что весь творческий коллектив, который создавал памятник затопленным кораблям в Севастополе, состоял из большого числа талантливых художников, скульпторов, инженеров, простых людей, исполнявших творческие задумки признанных мастеров.

Название памятника

За всю историю своего существования монумент имел 15 различных названий. Одни из них были официально зарегистрированы, другие предлагались народом и были известны как альтернативные.


Строительная комиссия, передавшая монумент городу, назвала его в акте как памятник затопления кораблей. В 1914 году был издан исторический путеводитель, где описывался весь Крым. Памятник затопленным кораблям уже значился в этом издании под тем названием, которое известно и сейчас. Сегодня это название монумента является самым распространенным и считается наиболее правильным.

Как выглядит композиция

Из прибрежных вод у Приморского бульвара на расстоянии десяти метров от берега поднимается искусственная гранитная скала. Ее высота составляет 9 метров. На ней возвышается изящная семиметровая колонна, которую венчает коринфская капитель. Бронзовый установленный на вершине колонны, обращен в сторону моря. Он держит в клюве якорь и венок из лавровых и дубовых листьев, собираясь опустить их в воду и тем самым отдать почести погибшим кораблям.

На восьмигранном пьедестале памятника есть надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». На барельефах, обращенных к набережной, изображены сцены боя и затопления судов. На плите можно рассмотреть карту Севастопольской бухты и линию затопления кораблей.
Со стороны моря изначально к монументу была прикреплена бронзовая мачта, выступающая из воды. В настоящее время этот элемент композиции утерян.
Затопленные корабли в Севастополе удостоены чести и памяти как настоящие герои. Этот факт еще раз подтверждает мысль о неразрывном существовании флота и города.

Расстрельная стена

Место, где установлен памятник затопленным кораблям в Севастополе, можно по праву назвать историческим. В ноябре 1905 года здесь же произошло еще одно трагическое событие. На берегу у стены были расстреляны матросы с крейсера "Очаков". Они были жестоко наказаны властями за поднятый бунт.

Стена, около которой произошла расправа над людьми, находится рядом с тем местом, где потомки вспоминают затопленные корабли. В Крыму эту стену называют расстрельной. О печальных событиях напоминает и установленные здесь якоря, которые были подняты с затопленной флотилии.

Судьба затопленных кораблей

Затопленный флот сделал Севастопольскую бухту непригодной для судоходства. Именно поэтому было принято решение об очистке фарватера. Работы начались в 1857 году. За два последующих года основная часть судов была поднята на поверхность. Некоторые из них удалось восстановить, но многие пошли на слом. Работы по очистке бухты от останков затопленных кораблей продолжались еще в течение более чем десяти лет.

В композиции декоративной что расположена напротив памятника затопленным кораблям, использованы старые якоря, которые были подняты со дна бухты. Фото затопленных кораблей в музеях города Севастополя нет, но имеются полотна русских и зарубежных художников, где изображены те трагические дни. Благодаря этим работам можно с большой долей достоверности восстановить историю.

Памятник и время

Более ста лет возвышается у побережья Приморского бульвара колонна памятника. Много невзгод пронеслось за это время - землетрясения, штормы, войны. Но все испытания монумент выстоял с честью.

Памятник затопленным кораблям, фото и материал о котором представлен в статье, не пострадал даже во времена Великой Отечественной войны, что является удивительным фактом. Ведь в тех местах, где стоит памятник, шли ожесточенные бои. Монумент хорошо просматривается с разных точек обзора, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии памятника.

Однако нужно отметить, что его приходилось неоднократно реставрировать. Специальные работы проводились в 1951, 1955-1959 годах. В 1989 и 2003 году тоже была проведена реконструкция отдельных частей памятника.

Чем привлекательна Севастопольская бухта

В мирные дни Приморский бульвар с памятником затопленным кораблям - это одно из самых оживленных мест в Севастополе. Сотни туристов и местных жителей приходят сюда ежедневно.

Невольно закрадывается мысль, что композиция, созданная в честь славы и мужества русского флота, обладает особой магией, способной противостоять любому врагу, темной силе. Возможно, это и притягивает сюда сотни людей.

Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям – стал наиболее узнаваемым из множества других изображений, с коими ассоциируется славный город с богатой на события историей. Большинство сооружений старины и архитектуры, природные чудеса – какое бы историческое или политическое значение они не имели – можно отнести к достопримечательностям, но этот монумент являет собой нечто гораздо большее, так как несет глубинный смысл. Он посвящен не дюжине старых парусных судов, как считают многие. Прежде всего, это символ мужества, стойкости и отваги моряков Черноморского флота, чей беспримерный героизм он и увековечил. Некий знак чести и самопожертвования во благо Отчизны и как напоминание грядущим поколениям о бессмертной славе предков.

Где находится монумент в Севастополе?

Он высится на рукотворном утесе посреди Северной бухты, расположен всего в нескольких метрах от славного .

Памятник на карте Крыма

Открыть карту

Предыстория создания достопримечательности

В городе Севастополь памятник Затопленным кораблям приурочен событиям , а точнее одному ее эпизоду, когда над населенным пунктом нависла угроза захвата неприятельскими войсками. Все это стало возможным после поражения русских в битве на , когда англо-французский флот сосредоточил корабли для прорыва в Севастопольскую бухту.

Большинство историков, сошлись во мнениях, что идея затопления кораблей принадлежала вице-адмиралу Корнилову, а не князю Меньшикову, главнокомандующему Черноморским флотом, что и было господствующей версией на момент постройки мемориала. С этой инициативой он выступил 9 сентября 1854 г. и в этом его поддержали большинство флотоводцев, в том числе и прославленный адмирал Нахимов, после чего Меньшиков отдал приказ рубить днища устаревших парусных фрегатов.

На тот момент это было единственно правильным и действенным решением, хотя сегодня ведутся жаркие споры по его поводу. Ночью 11 сентября 1854 г., предварительно сняв оснастку и орудия, усилившие береговые фортификации, команды пустили на дно первые 7 судов, выстроенные в линию с севера на юг – между Александровской и батареями, создававшими перекрестный огонь для вражеского флота. Говорили, что даже старые, седоусые матросы рыдали, пробивая их днища и глядя потом, как они погружаются в пучину.

В 1855 г. после сильных зимних штормов затопили еще 6 суден – восточнее тех, что пустили на дно прежде. Между Михайловской и Николаевской батареями нашли последний приют уже более новые корабли. После года кровопролитной обороны солдаты гарнизона вынужденно покидали Южную сторону, стала кладбищем оставшихся судов русского флота. И все же они добились поставленной цели – противник так не смог продвинуться, жертва была ненапрасной. Именно поэтому символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям!

Памятник затопленным кораблям: история современности

Спустя 50 лет, в 1905 г., возник памятник, посвященный 349-ти дневной героической обороне города. Возвели его на искусственном мысу, сложенном из гранитных глыб, недалеко от побережья, чтобы он был виден отовсюду. Автором этого знаменательного монумента стал скульптор из Эстонии –
Амандус Адамсон, помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Из более чем десятка его первоначальных названий ни одно не прижилось, а нынешнее вошло в обиход уже в конце 1930-х гг. Удивительный факт, но за 100 лет существования памятник Затопленным кораблям в Севастополе выстоял. Его не разрушили ни бешеные удары волн, разбивающихся об основание, ни , ни Великая Отечественная война.

Чем интересен монумент?

Он представляет собой диоритовую мраморную колонну, имеющую в высоту 7 м и покоящуюся на восьмиугольном гранитном основании, вырастающем из мыса, представленного хаотичным нагромождением гранитных валунов. Белоснежную, тщательно обработанную колону венчает капитель, где восседает двуглавый имперский орел с распростертыми крыльями, обращенный в сторону моря.

В верхней части композиции сверкает корона, замененная в советский период звездой. В клювах орел держит венок из веток лавра и дуба, корабельный якорь с цепью, а грудь его украшает фигурный щит с отображением Георгия Победоносца. Как и капитель, вся монументальная скульптура исполнена в бронзе, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, изображающим тонущие суда с памятными надписями.

Как добраться (доехать)?

Общественным транспортом, на автобусах (маршрутках) №12, №16 или №117, троллейбусах №5, №12 или №13. Вставать следует на остановке «пл. Адмирала Нахимова», откуда буквально 2-3 минуты пешком.