Монастырь Монтсеррат в Испании: кому доверить сокровенное желание. Каталония, Монтсеррат: Чёрная Мадонна, исполняющая желания

Ангельская роза,
Черная Дева Распиленных скал,
Ты освещаешь землю Каталонии,
Ты венчаешь собой небо.
Поэт Каталонии

Недалеко от Барселоны находится гора Монсеррат. Здесь в бенедиктинском монастыре хранится величайшая святыня Каталонии и ее патриотический символ — «La Moreneta» , чудотворная Черная Мадонна, к которой хотя бы раз в год старается прикоснуться каждый в каталонец. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий.

Название горного массива Монсеррат можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». По одной из легенд, миллионы лет назад спустились на гору маленькие ангелы, которые решили украсить унылый ландшафт и построить здесь дворец для Божьей Матери с помощью «золотой пилы».

В гимне Virolai, обращенном к Богоматери Монсерратской на стихи известного каталонского поэта Вердагера, поется: «amb serra d’or els angelets serraren aquests turons per fer-vos un palau…», то есть «ангелы пилой золотой разрезали сии вершины, чтоб сотворить для тебя дворец».

Герб аббатства Монсеррат

И действительно причудливые очертания скал похожи на сказочных великанов хранящих неприступный рядом священную реликвию.

Или на башни величественного замка. Многие горные образования Монсеррата носят колоритные прозвища — Мумия, Слон, Лошадь Бернарда, Брюхо епископа, Кукла, Верблюд, Фараон, Треска, Попугай, Органные трубы, Заколдованные монахи, Две Магдалены… .

Монахи появились на горе в 11 веке. В 1025 году был заложен первый камень в основание обители аббатом Олибой Рипольским, которому со временем тут воздвигли монумент.



Галерея скульптур святых — основателей различных религиозных христианских институтов. В праздичные дни здесь устраивают веселые мероприятия: танцуют сардану, строят кастельс, гуляют куклы-гиганты!

Надпись на фасаде «Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»

Монастырь Монтсеррат оберегает главную духовную святыню и покровительницу Барселоны – статую Черной Мадонны, которой приписывают целительные свойства и помощь в продолжении рода человеческого.

«Черная Мадонна» за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta) – это неразгаданная тайна!

По легенде, первую нерукотворную статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Пораженные люди рассказали обо всем местному священнику, который вместе с народом посетил на следующий день гору Монсеррат, куда и сошел небесный огонь. В одной из пещер сельчане обнаружили великолепную статую Мадонны с младенцем. Она была прекрасна и излучала сияющий свет. Новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первоначальная легендарная статуя через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась. Рассказывают, что статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монтсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-мавров, после чего и была потеряна.

Упоминания о чудесах Монсерратской Богоматери, встречаются уже в XII веке,они описаны в визвестном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María) (XIII в.), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг

Люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. В здании базилики есть специальная комната, в которой размещены письма благодарности и подарки Монсерратской Мадонне, среди которых есть свадебные платья, а также ортопедические принадлежности, принадлежавшие излечившимся от недугов людей.



Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадонне принято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Не случайно существует популярная поговорка: «Тот не будет счастливо женат, кто не приведет свою невесту в Монсеррат» (No és ben casat qui no porta la dona a Montserrat или Si vols ésser ben casat, porta la dona a Montserrat).

Статуя Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении — Тронном зале, монастырской базилики (заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума). Приходить лучше рано утром, чтобы не стоять в длинной очереди.

Алебастровая арка — «Врата Ангелов» украшены барельефами, изображающими музыцирующих ангелов и библейские сцены, связанные с Богоматерью.


Перед «Вратами ангелов» сидит Св. Петр

На самом подходе к Мадонне установлена деревянная статуя мальчика с коробочкой для пожертвований в руках. Статуе предшествует очень трогательная история. Этот маленький памятник установлен мальчику, который очень хотел быть прислужником в монастыре Монсеррат , но был смертельно болен. Монахи сжалились над мальчиком. Ему выдали форму, и он был принят всего на один день. На следующий день мальчик умер. Ему поставили памятник и таким образом, было увековечено желание ребенка . При посещении Базилики принято бросать монетку в прорезь коробочки в руках мальчика и погладить его по голове.


Нынешний образ Девы Монсерратской, установленный в монастырской базилике, был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - плод хвойного дерева, который с древнейших времен символизирует, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение, семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни.. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae). За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Каждый желающий может поклониться святой. Нужно прикоснуться к сфере в ее правой руке и глядя в глаза святой Деве попросить о сокровенном.

Многие замечают, что если посмотреть на облик Девы Марии чуть справа, то откроется спокойный, слегка улыбающийся взгляд.

С правой стороны после зала с престолом Богоматери, находится круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926), именно он разработал основную часть декоративных элементов.

На фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии.

Роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Жуаном Льимоной (1860–1926). Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным.

За капеллой начинается коридор именуемый Путем Аве Мария. Он утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Свечу нужно купить заранее во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик.


В коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988), а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982).


Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908–2001).

Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики именуемый также клуатром Аббата Аржерика. Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия.

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.

Ранее на этом месте находился алтарь старинной романской церкви в которой ранее хранилась статуя Черной Девы. Существует примета что нужно встать в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики и загадать желание и оно обязательно сбудется, а если при этом закрыть глаза и поднять руки к небу, то на вас снизойдет божественная энергия.

Если стоять во внутреннем дворе лицом к собору, то по левую руку, пройдя дальше горящих свечей, вы найдете святую воду, которую можно набрать с собой, поэтому запаситесь бутылочкой.

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина.


Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена родной сестре святого Бенедикта - святой Схоластике Нурсийской, основательнице первого женского монастыря Западной Европы. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана.


Брат и сестра, жившие в монастырях неподалёку друг от друга, встречались лишь раз в год в местечке неподалёку от Монтекассино и проводили время в беседах на духовные темы. Однажды св. Схоластика попросила брата остаться на ночь, чтобы продолжить беседу. Бенедикт отказался, так как согласно написанному им уставу, монах не мог ночевать за пределами монастыря, и он не хотел подавать братии дурной пример нарушением собственных правил. Тогда по молитве св. Схоластики разразилась сильнейшая гроза, которая помешала Бенедикту выйти из убежища, и он вынужден был остаться и продолжить общение с сестрой. Через три дня св. Бенедикту, молившемуся в келье, было видение души св. Схоластики, улетавшей на небо в виде голубки. После этого он понял, что просьба сестры была не прихотью, а желанием попрощаться перед кончиной.

В Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.



Капелла Святого Причастия - была реконструирована по проекту Жузепа Марии Субиракса в 1977 году. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола)



«Бегство в Египет» (1904), написанное художником Жузепом Кузаксом (Josep Cusachs) (1851–1908).

Следующая капелла именуется капеллой Христа. Здесь находится скульптура распятого Христа работы Жузепа Льимоны. Она была преподнесена базилике в подарок в 1933 году.

Эта капелла посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. Проект капеллы выполнил в 1906 году каталонский архитектор Жузеп Мария Перикас-и-Моррос (Josep Maria Pericas i Morros) (1881–1965). В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.

Капелла Св. Мартина Турского, который в этот самый момент отрывает часть собственного плаща, чтобы отдать ее нищему


Современное полотно художницы Монсеррат Гудиоль изображает молодого святого Бенедикта. В руках он держит написаный им устав для основанного им же ордена бенедиктинцев, к которому пренадлежит монастырь Монсеррат. Монахи этого ордена живут по строгому «Уставу Бенедикта», включающему три обета: постоянное проживание в монастыре (обет «стабилитас лоци»-постоянство места), послушание (обет молчания) и воздержание (обет бедности).
Особенно меня поразилао это изображение Марии.

Романский портал XIIв — это немногое, что уцелело от старинной монастырской церкви. В 1811 году Наполеон, взбешенный тем, что ему лишь с третьего раза удалось взять монастырь штурмом, приказал стереть непокорное аббатство с лица земли. Солдаты Наполеона разграбили, подожгли и разрушили монастырь, но священную скульптуру Черной Мадонны удалось спасти.
Баптистерий работы скульптора Шарля Колле

Надгробие адмирала Вилимари

Гробница герцога Луна, Жуана Арагонского

Король испании Карл Первый

Скульптуры святого Иосифа и Святого Иоанна Крестителя

Скульптура Святого Георгия (Sant Jordi) работы известного каталонского скульптора и художника Хосе Марии Субиракса (Josep Maria Subirachs). Субиракс — продолжатель дела Гауди, под его руководством много лет оформляется фасад Страстей Господних Саграда-Фамилия. Его работы очень индивидуальны. Покровитель Каталонии изображен грозным рыцарем со щитом и мечом и с какой бы точки вы не него не смотрели — святой будет строго следить за вами взглядом.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры. К пещере можно пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova. Вдоль этом Пути молитв установлены 14 скульптурных композиций, изображающих остановки Иисуса Христа на его пути к Голгофе. . В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике, однако эта копия также высоко почитается верующими и в силу неблизкого пути до пещеры очередей к ней не бывает. Советую купить свечи в монастыре чтобы зажечь в святой пещере.

























Сейчас в монастыре постоянно живет 100 монахов. Монастырь Монтсеррат– хранитель лучшей в Испании библиотеки в 300 тысяч томов старинных книг, 400 из которых являются рукописными. Библиотека Монсеррата является важным документальным и исследовательским центром, символом интеллектуальной и культурной деятельности бенедиктинцев. Доступ в библиотеку Монсеррата разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола. Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.

Помимо монахов, в Монсеррате живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности - хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. С некоторых пор хор мальчиков монастыря Монсеррат дает концерты в Каталонии и зарубежных странах.Хором уже записано свыше сотни музыкальных дисков, и дискография продолжает пополняться. Однако главной целью хора остается участие в литургических церемониях и общих молитвах, которые проходят в базилике Монсеррата. Каждый будний день в 13 часов, при огромном стечении паломников и туристов, мальчики «Эсколании» исполняют в базилике монастыря песнопения Salve и Virolai (в субботу те же песнопения исполняют сами верующие и паломники). Кроме того, с воскресенья по четверг хористы участвуют в вечерне (в 18:45), по окончании которой (в 19:10) ими исполняется Salve Montserratina и полифонический мотет. По воскресеньям и праздникам хор мальчиков участвует в полдень исполняет Salve и Virolai. Летом (в июле), а также на Рождество мальчики уезжают на каникулы (в этом году летние каникулы продлятся с 25 июня по 19 августа).

При монастыре местные жители устоили маленький рынок, на котором на ломаном русском предлагают попробывать очень вкустные сыры, горный мед и сухофрукты.

Много интерестного об этом замечательном месте я узнала от нашего гида Кадочникова Дмитрия http://www.krasavitzabarcelona.com/about.html и на етом сайте http://www.mishanita.ru/

,

Всем доброго дня!

Расскажу Вам сегодня про очень красивое, сильное и даже мистическое место Монсеррат. Вспоминаю его и даже мурашки по коже… Оно никого не оставит равнодушным.

Скажу честно, что находясь на Коста Брава и выбирая экскурсию по Испании, я как-то скептически относилась к этому месту, но отзывы решили всё. Мы поехали в Монсеррат!


Дорога была не близкая, красивейшие пейзажи за окном автобуса сменялись один за другим, рассказы тетечки-гида о Монсеррате не утомляли, а восхищали.


Много интересных фактов и событий было в этом древнем священном месте. Оказывается именно в Монсеррат монахи придумали шампанское!


Монсеррат находится в 50 километрах от Барселоны в горах на высоте 751 метров над уровнем моря.

Монсеррат - это древний бенедиктинский монастырь, религиозный и духовный центр Каталонии, центр паломничества католиков со всего мира. Он был построен более тысячи лет назад.

В монастыре Монсеррат и сейчас живут монахи, богослужения проводятся каждый день.

На территории монастыря находится музей (мы в него не ходили) и одна из уникальных святынь - статуя Святой Непорочной Девы Марии Монсерратской (Черная Мадонна). Уникальность её состоит в том, что она чёрного цвета, испанцы её называют "наша смугляночка".

Вход на территорию свободный, правда надо заплатить за поезд, который туда доставляет.


Там очень красиво!

Основатель монастыря аббат Олиба.


Мне не одной кажется, что он похож на героя из фильма ужасов

Есть фуникулер de Sant Joan, он доставит на вершину Монсеррата, именно там в горе пастухи и нашли статую Черной Мадонны.


Фуникулер платный, но цену к сожалению не помню.

Фото прямо из вагончика


Хотите пощекотать себе нервы - прокатитесь - дорога почти отвесная, т.е. почти перпендикулярна земле. Но оно того стоит! С высоты открывается потрясающий вид! Здесь также начинаются пешеходные маршруты к часовне Святого Иоанна, мы по ним не ходили, т.к.времени было в обрез.


Все едут в Монсеррат к Черной Мадонне, ведь по приданию она исполняет самое заветное желание. К ней нужно простоять очередь - желающих очень много!


Мы стояли около двух часов. Нужно к ней подойти, дотронуться до шара и загадать желание. Желание, которое я загадала - сбылось! (не скажу, правда какое). Вот и не верь тут в придания!


Если желание исполнится обязательно нужно сюда вернуться, чтобы поблагодарить Мадонну - я уже строю планы, чтобы снова сюда приехать.


В Монсеррате есть еще одна интересная вещь - дорога здоровья, дорога к кресту. На фото он виден вдалеке.

Мне очень понравилось в Монсеррате! Здесь надо побывать и прочувствовать всю эту духовную атмосферу.

Здесь, кстати, продают натуральные продукты, произведенные как монахами монастыря, так и местными жителями - очень много видов сыра, мед, настойки - все дают попробовать.

Надо отметить, что здесь есть ресторан - можно хорошо покушать.

Спасибо, что прочитали до конца)

Jorge Franganillo / flickr.com Jude Lee / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Daniel García Peris / flickr.com Marek Vavrusa / flickr.com Teresa Grau Ros / flickr.com Thomas Quine / flickr.com Verity Cridland / flickr.com antonio castells / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Antonio Tajuelo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com

На вершине горы, неподалёку от Барселоны, расположившись среди деревьев естественного парка, виднеется жемчужина Испании, её святейшая гордость – монастырь Монтсеррат.

Хроники далёкого 88 года содержат некоторые данные, упоминающие о том, что ещё тогда гора Монтсеррат вблизи Барселоны дала приют на своей вершине нескольким скромным церквушкам.

Согласно дальнейшим историческим записям, спустя пару веков, началось закладывание монастыря. Его возведение длилось достаточно долго, и к XII столетию монахами было завершено строительство. С тех пор структура монастыря Монтсеррат практически не разнится с тем архитектурным сооружением, которое можно наблюдать сегодня.

Колоссальный ущерб был нанесён историческому памятному монастырю во времена наполеоновских сражений. Полностью сожжённому и разрушенному монастырю удалось сохранить лишь часть готической галереи и прилегающий романский портал. Поэтому следующие сто лет происходило поэтапное восстановление собора. В работе были задействованы знаменитые скульпторы из Барселоны, талантливые художники и архитекторы тех времён, чем можно объяснить сочетание в здании нескольких стилей. Однако преобладающим архитектурным решением называют модернизм, ведь реставрация монастыря затянулась до XX века.

Каждый год эту достопримечательность посещают миллионы людей, среди которых не только путешественники и любители экстрима, но и католические паломники со всех точек Земли. Задаваясь вопросом о том, что же манит сюда всех этих людей, ответ на него можно найти, лишь добравшись до этого святого монастыря. И здесь всё просто: спортсмены, верующие, туристы или просто любопытные отдыхающие - люди разных уровней достатка и жизненных взглядов хотят добраться сюда, чтобы сделать глоток горного свежего воздуха, услышать уникальное пение известного на весь мир хора мальчиков, загадать самые заветные желания, которые исполнит Чёрная Мадонна. Этой статуе, которую по праву считают духовной покровительницей Каталонии, приписывают чудодейственные лечебные свойства.

Черная Мадонна в Монтсеррат исполняет желания

К одной из удивительных легенд, связанных с историей возникновения монастыря Монтсеррат, стоит отнести версию о том, как Чёрная Мадонна стала символом монастыря. Говорят, что в одной из многочисленных пещер на горе Монтсеррат, жители обнаружили статую Мадонны с младенцем на руках.

Черная Мадонна в Испании (Thomas Quine / flickr.com)

Люди, нашедшие деревянную статую, попытались спустить находку вниз, чтобы показать всем горожанам. Однако сделать каждый шаг с Мадонной становилось всё труднее. Когда статуя приобрела просто неподъёмный вес, попытки её перемещения было решено оставить. С тех пор, место на горе Монтсеррат, где осталась деревянная фигура, приобрело для жителей Барселоны святость и духовный смысл.

Сегодняшняя Чёрная Мадонна, обитающая в монастыре, не совсем та самая фигура, которую оставили на вершине горы. Как гласит легенда, первая статуя исчезла так же внезапно, как и появилась. Нынешняя святыня – оригинальная реликвия, относящаяся к XII веку. Благодаря монахам, чьи усилия были направлены на надёжное хранение ценной «девы», она максимально естественно сохранила свой внешний вид.

Добраться до чудотворной Чёрной Девы несложно, ведь находиться она в центральном помещении монастырского комплекса – Базилике. Поднявшись по главным ступеням и свернув направо, можно обнаружить отдельный вход к Мадонне. Каждый желающий может самостоятельно проверить истинность волшебной исцеляющей силы статуи и убедиться в ней. При чём, сделать это можно по-разному.

Первый способ заключается в том, что, посетивший деву, загадывает желание и ожидает его осуществления. Второй – не требует дополнительного время на исполнение желания. Достаточно лишь заглянуть в соседнюю комнату и собственными глазами увидеть дары тех, чьи просьбы уже исполнила Чёрная Мадонна. На протяжении всех веков многие обеспеченные люди приносили дорогостоящие вещи к ногам целительной статуи, прося её взамен об излечении бесплодия, тяжёлых заболеваний.

Известные достопримечательности монастырского комплекса

Почти тысячелетняя история сделала своё дело: гора Монтсеррат стала хранительницей множества ценных реликвий, признанных истинным культурным наследием Испании.

Библиотека Монсеррата занимает весомое место среди лучших библиотек Европы. В её стенах собраны несколько сотен тысяч книг и около двух тысяч рукописей, манускриптов. Здесь же хранится и легендарная Красная книга Монтсеррата. Она представляет собой уникальный сборник текстов и песен средневековья. Также к особенностям монастырской библиотеки можно отнести недоступность для посторонних глаз, и в первую очередь – женщинам. Вход внутрь монастыря открыт лишь мужчинам, имеющим весомые достижения в мировой научной деятельности.

Внутреннее оформление храма (Jorge Franganillo / flickr.com)

Музей Монсеррата поражает разнообразием своих потрясающих уникальных экспонатов. Множество коллекций затрагивают границы абсолютно несхожих тематик: от артефактов археологических исследований стран Ближнего Востока до испанских старинных драгоценных украшений. Посетители, не принадлежащие христианской конфессии, будут приятно удивлены не менее католиков, увидев в музее бесподобные иконы, изображающие Христа и апостолов, великолепные витражи и скульптуры. Здесь представлена не одна икона с изображением Мадонны и целая экспозиция православных икон. Невозможно и не отметить присутствие в музее шедевров художественной живописи средневековья. Работы Моне, Джордано, Дали, Эль Греко и других величайших мастеров кисти, присутствующие в музее, подтверждают культурное значение и ценность монастыря.

Эсколания де Монтсеррат

Певческая школа Эсколания славится на весь Старый Свет. Основавшись ещё в XIII столетии, слава Эсколании не гаснет и по сей день. Музыкальная школа со старейшей историей специализируется на обучении мальчиков хоровому пению и музыкальной грамоте.

Около пятидесяти ребят в возрасте от 9 до 14 лет получают там не только музыкальное, но и достойное общее образование. На сегодняшний день, известный далеко за пределами Барселоны хор мальчиков проживает в уцелевшем крыле древнего монастыря.

Желающим послушать изумительный хор мальчиков следует посетить Эсколанию де Монтсеррат в любой день недели, кроме субботы. Хор практически не участвует в выступлениях за пределами монастырского комплекса, между тем, весь репертуар составляют классические произведения для хора и церковные песнопения.

Мальчики участвуют в хоре до начала изменения голосовых связок. Как только голос начинает ломаться, мальчики прощаются с Эсколанией. Зачастую, выпускники данной школы становятся талантливыми музыкальными исполнителями или композиторами.

Информация для посетителей

Нескончаемый поток туристов к горной достопримечательности оказал влияние на формирование налаженной торговли, ведь она является обязательной составляющей любого туристического бизнеса в стране. На территории данного посещаемого объекта расположились разнообразные сувенирные лавки, миниатюрные шопинг-центры. Спросом среди посетителей пользуются также библейские книжки, керамика, произведённая в Испании, изделия монастырской пекарни, выступления хора мальчиков на аудиодисках и многое другое.

Будучи в Барселоне, не стоит упускать возможность увидеть своими глазами эту уникальную достопримечательность. Тем более, что добраться до подножия горы Монтсеррат из столицы можно на метро или на частном автомобиле, затем останется лишь определиться со способами подъёма на вершину, где размещён монастырский комплекс. Для туристов предпочтительнее канатная дорога: путь наверх займёт около 5 минут, в течении которых можно насладиться захватывающими дух окрестными видами.

Планируя посещение монастыря, также следует уделить особое внимание своему внешнему виду, ведь Монтсеррат – не просто культовое место Барселоны или всей Испании. Эта святыня – место поклонения глубоко верующих людей, поэтому следует относиться к нему с уважением. Побывавшие там имеют возможность, пусть и ненадолго, обрести душевную гармонию и избавиться от волнений. При этом, совсем неважно, какая из достопримечательностей вызовет больший интерес — понравиться ли музей или хоровое пение мальчиков, восхитит монастырь или только Чёрная Мадонна. Посещение этой горной жемчужины вблизи Барселоны подарит незабываемые впечатления.

Давайте же все-таки разберемся: ради чего или кого стекаются ежегодно на Монтсеррат миллионы людей? Что влечет сюда паломников и туристов со всех концов земного шарика, людей самых разных национальностей и вероисповеданий?

Кого только не приходилось нам встречать нам на Монтсеррат за свою экскурсоводческую практику, включая даже настоящих тибетских монахов! В чем же причина столь невероятной популярности места?

А причиной всему она - Дева Монтсерратская. Богородица Монтсеррат, Черная Мадонна, или "Ла Моренета" (Смуглянка), как ласково называют образ Девы каталонцы. Вообще, культ черных мадонн - явление весьма характерное для средневековой Европы.

После того, как на Вселенском Соборе в Клермонт-Ферране в ноябре 1095 г. папа римский Урбан Второй произнес одну из самых эффективных речей в истории христианства, призывая огромную толпу силой вырвать Святую землю из рук турок - началась великая и страшная эпоха крестовых походов. И, интересное совпадение, примерно в это же время в самых разных местах Испании, Франции, Италии и Германии начинают появляться черные мадонны. Совпадение это или между двумя событиями существует прямая причинно-следственная связь - вопрос спорный.

Так или иначе, в церквях Франции по сию пору можно обнаружить почти три сотни Черных Мадонн, меньшее, но тоже впечатляющее их количество - 50 - находится на испанской земле.

И безусловный факт: самая из них известная, образ, с которым связывают многочисленные документально подтвержденные случаи чудесного исцеления, образ, ради которого идут сюда верующие, начиная с эпохи раннего средневековья - наша знаменитая Моренета, Черная Дева Монтсерратская.

До конца по сию пору не ясно, кто и когда изваял образ Девы Монтсеррат; каким образом он был доставлен в Каталонию; чтобы оказаться в конце концов на Монтсеррат; чем вызван практически черный цвет лика и рук изваяния...

Обо всех существующих версиях мы подробно рассказываем во время экскурсии, но важно, в первую очередь, другое: с момента, как образ был установлен в романской церкви Монтсеррат (12 в.), слава нашей Мадонны перешагнула границы Каталонии, после Испании (в одной только Италии в свое время было открыто более 150 церквей и часовен, посвященных культу нашей Девы), а в эпоху великих географических открытий достигла и Южной Америки. Не будем забывать, что уже во вторую экспедицию Колумба отправился один из монахов Монтсеррат, Бернат Буиль, который и стал первым викарием новых владений Испанской Империи. Отсюда навание одного из островов в группе Малых Антильских: Монтсеррат.

Образ Девы Монтсеррат - небольшая (высотой всего 95 см), выполненная из белого тополя полихромная скульптура, хранящаяся ныне в тронном зале монтсерратской базилики в прочнейшем прозрачном саркофаге.

Лишь часть изваяния - сфера, символизирующая Вселенную, которую Дева держит в правой руке, доступна для непосредственного контакта.

Ощущения, которые возникают, когда проходишь через Врата Ангелов и поднимаешься в тронный зал, где хранится образ Черной Мадонны - непередаваемы.

Очень хорошо сказала одна из наших туристок после визита к Деве: "Да разве вы не видите!? Она же не отсюда - она из космоса!". И в этом очень эмоциональном, на первый взгляд, высказывании - большая доля истины.

Дело в том, что мы много путешествуем и видели очень немалое количество подобного рода деревянных скульптур романского периода (10-12 в.в.) - и ни один из них не имеет ничего общего с нашей Моренетой. Это, как правило, достаточно примитивно, пусть и с большой экспрессивной силой выполненные образы, наша же Мадонна - абсолютно живая!

Ярчайший пример удивительной любви и уважения, которым пользуется в народе Моренета - необычайна популярная и сейчас среди каталонцев традиция давать при рождении девочкам имя Монтсеррат, что, как считается, приносит удачу. Доказательства? Пожалуйста - всемирно известная уроженка Барселоны, оперная дива и просто отличная женщина - Монтсеррат Кабалье.


Помимо бесконечного потока паломников и туристов, на Монтсеррат регулярно бывают и местные. По каждому, значительному или не очень, поводу, они предпочитают советоваться с Черной Мадонной Монтсеррат, которая выслушивает - и помогает!

Уже в 13-м столетии знаменитый Хайме-Завоеватель, граф Барселоны и король Арагона, говорил: "Монтсеррат - это место, которое Господь отмечает и прославляет чудесами". Век сейчас не 13-ый, но с чудесами все по-прежнему - они есть!

Всенародная любовь и почитание (см. фото слева) - понятны и в доказательствах не нуждаются.

Тем не менее, и с точки зрения официальной церкви, образ нашей Моренеты является каноническим. По преданию, образ был обретен мальчиками-пастушками в 880-м году.

В 1880-м торжественно отпраздновали тысячелетие с момента обретения Девы Монтсеррат, а через год, в 1881-м, на Монтсеррат прибыл тогдашний папа римский, Лев 13-ый, и канонически короновал Деву, поднеся ей корону, скипетр и ирис, выполненные из драгоценных материалов.

Тогда же Дева Монтсеррат была со всем соблюдением ритуала объявлена покровительницей Каталонии.

Кстати, совсем скоро, в 2025 г., и монастырь отметит тысячелетний юбилей с момента основания. Сложно даже представить, какие масштабы примет событие! Но это, на наш взгляд, очень здорово!

Почему она черная?


Почитание Черной Мадонны - явление заграничное и загадочное. В отечественной культуре аналогов почти нет, если не считать старинной иконы XVII века «Прибавление ума», созданной иконописцем, страдавшим приступами безумия.

Но и эта икона, где лик Богородицы так смугл, что почти черен – не совсем «наша», и писана, как было доказано позднее, со статуи Богоматери из итальянского города Лорето. (рис. 1) Иконописец же, окончив свой труд, по преданию исцелился.
В Европе, напротив, черных мадонн множество – только во Франции их более трехсот, есть десятки таких статуй в Испании, в Италии, в Германии… Почитают их как величайшие святыни, паломнические пути к ним не зарастают столетиями, молва о чудесных исцелениях широко разносится по миру. А между тем, поклонение им остается неразрешимой загадкой в Католической Церкви. Всем известно, что Богородица не была негритянкой. Почему же тогда статуи черные?

В дыму веков

Кому же знать ответ на этот вопрос, как не священнослужителям? У церкви есть версия: Черные Мадонны – очень старые статуи, и лики их сделались темными из-за копоти свечей. Мол, столетиями сажа оседала, что ж вы хотите. И примеры известны. Взять хотя бы статую в Лорето – изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из ливанского кедра. По преданию, статую изготовил сам евангелист Лука, но эксперты легенду развеяли – Мадонна создана в XIII-XIV столетиях, причем изначально она была светлой, но со временем закоптилась. Еще в XVII веке усилиями монахов-иезуитов по Европе распространились сотни копий Лоретской Мадонны. Ее потемневший лик играл в церковных делах роль идеологическую. В то время Ватикан боролся с «лютерской ересью». Протестанты считали культ статуй нововведением, и темные лики Мадонн призваны были убедить верующих в обратном.
Кстати, сейчас в Лорето стоит копия, поскольку подлинная статуя сгорела во время пожара в 1921 году. Копию же, вырезанную из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, окрасили в черный цвет намеренно, дабы она соответствовала оригиналу. (рис. 2.)

Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими.

Аналогичный случай произошел и с Мадонной из швейцарского монастыря Айнзильден. Здесь с XIII века стояла статуя Девы Марии, подаренная обители настоятельницей Цюрихского женского монастыря. В середине XV столетия изваяние пострадало от пожара, и было заменено деревянной копией, потемневшей за столетия. Среди паломников она стала известна как Черная Мадонна. Со святыни также было изготовлено множество копий – и все они были сделаны черными. Одну из самых известных освятил в 1677 году кельнский епископ Пауль. В немецком городе Дюссельдорфе для копии почитаемой черной Богороматери из монастыря Айнзильден, была выстроена специальная часовня. В Дюссельдорф потянулись паломники, и вскоре статуя прославилась как чудотворная. (рис. 3.)

В немецком городке Альтёттинг тоже есть Черная Мадонна. Ее вырезали из липы в начале XIV века и привезли в Баварию то ли из Бургундии, то ли с верховьев Рейна. Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими. На самых старых табличках лик Мадонны – светлый, и только с конца XVII столетия ее стали изображать такой, какой она стала в реальности. (рис 4., рис. 5.)
Иными словами, церковная версия о черноликих Мадоннах вовсе не безосновательна, хотя она объясняет лишь некоторые случаи. Известно множество статуй Мадонны, которые с самого начала были изготовлены из эбенового дерева, темного камня либо покрашены в черный цвет. Такова, например, Черная Мадонна во французском городке Ле-Пюи…

Иудейка или египтянка?


Не было в средневековой Франции популярнее места паломничества, чем собор Нотр-Дам на горе Корнель. Его не раз посещали монархи, и один из них – Людовик IX, возвращаясь в XIII веке из седьмого крестового похода в Святую Землю, привез в дар местному собору изображение Девы Марии из черного дерева в одеждах из золотой парчи. Одеяние закутывало статую, расходясь конусом от шеи донизу, открывая на уровне живота голову младенца, увенчанного короной, как и его мать. (рис. 6.)
Судьба этой Черной Мадонны драматична. В годы французской революции ее бросили в огонь и сожгли вместе с другими предметами культа, при этом толпа, бесновавшаяся вокруг костра, вопила почему-то: «Смерть Египтянке!».
Незадолго до этих событий некий французский ученый исследовал и подробно описал статую. По его описанию была изготовлена копия, которая выставлена в соборе сегодня.
Но почему «Египтянка»? Оказывается, исследователь описал Черную Мадонну, подаренную королем, как статую египетской богини Исиды с младенцем Гором на руках. Случай этот не единичный.
В то время во Франции было множество Черных Мадонн, статуи которых помещали либо в криптах – скрытых помещениях соборов, расположенных обычно под землей, либо в самых темных нишах церквей. Многие из этих статуй были обретены чудесным образом в местах, известных своей целительной силой. Они стояли во тьме и тиши с давних времен и всегда были окружены особым почитанием верующих. Позже было установлено, что Черные Мадонны – наследие галльских племен, живших на территории Франции. Во времена Римского владычества в этих племенах, как и по всему Средиземноморью, был распространен культ богини Исиды – великой девственной матери, давшей жизнь всему сущему. С утверждением в Галлии христианства культ, сложившийся вокруг Черной Девы постепенно заменил более древнюю форму поклонения.

В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.
Самая известная из этих статуй находится в крипте Шартрского собора во Франции. (рис. 14.) (К слову, эта Черная Мадонна не единственная в Шартре – есть и другая, но о ней позже.) Черная мадонна восседает на троне, на основании которого есть надпись «Virgini pariturae», что значит «Дева, которая должна родить». Французский историк Шарль Бигарн, изучавший появление и развитие культа, утверждает, что эта надпись отмечала статуи Исиды. По мнению ученого, Дева Шартра – один из самых древних объектов почитания – изначально была скульптурой Исиды, созданной еще до принятия христианства. Но древнее изваяние было разрушено, и его заменили деревянной статуей Мадонны с Младенцем на коленях. Современное же изображение создано уже после Французской революции.

Спорные параллели


Но что общего усматривают исследователи между и Исидой?
В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.

В дохристианскую эпоху культ Исиды существовал по всему бассейну Средиземного моря, и ко II веку до н.э. охватывал не только Италию, Сицилию, Грецию, но и Галлию, Северную Африку, Испанию.
Ритуалы и церемонии поклонения Исиде были чрезвычайно таинственны, вход в храмы богини разрешался только посвященным. Разглашение тайн каралось смертью, даже слушать об этом считалось преступлением.
В Древнем Египте Исиду изображали в образе чернокожей женщины, кормящей грудью младенца Гора, сидящего у нее на коленях. На голове богини убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Ее статуэтки обычно вырезали из черного камня. (рис. 7.)
По мнению исследователей, когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии, и вероятно христианский образ Богоматери с Младенцем восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
Параллелей усматривают множество: и Исиду, и Деву Марию почитают как Девственную Мать, Божью Матерь. И к Исиде, и к Деве Марии применяют одни и те же титулы: «Звезда моря», «Царица Небесная» и «Утренняя Звезда». И Исиду, и Деву Марию изображают на фоне звезд, либо стоящими на полумесяце (символе непорочности) с нимбом вокруг головы, либо в виде матери, держащей на коленях младенца. С этой позой связан еще один общий титул – «Престол мудрости» – ведь Младенец сидит на коленях своей Премудрой Матери как на троне.
Если версия, которую поддерживают сегодня многие ученые, верна, то цвет статуй Черных Мадонн получает вполне логичное объяснение.
Черный в древнем Египте не связывался ни с чем дурным, отрицательным, он символизировал землю и темные дождевые тучи, а также темноту материнского лона – женское божество рассматривали как чрево, способное родить бога и передавали это качество не только формами, но и цветом.
Однако в церковных кругах подобные доводы встречают резкие возражения. Главный аргумент: образ Исиды, с которой связан культ Осириса, духовно противоположен образу Пречистой Девы. А само отождествление весьма вольно. Ведь если Исида – «Дева, которая должна родить» и Богоматерь тоже – это еще не значит, что их общность простирается дальше. Тем более что в других культурах также фигурирует непорочное зачатие – у матери Будды Гаутамы, например. Что же, и ее отождествить с Девой Марией?!
Имеется и другое существенное возражение. Статуи Черных Мадонн стали появляться в Европе лишь к концу XI века, а их массовое распространение продолжалось до конца XIII столетия. И хотя исследователи пытались доказать, что культ Черной Девы зародился намного раньше, их доводы оказались неубедительны. Более того, найти истоки зарождения культа в рамках традиционной христианской истории оказалось невозможно.

Мать или жена?

Другая версия, объясняющая цвет и происхождение Черных Мадонн, основана на альтернативной истории христианства.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».
Ученые, исследовав эзотерический аспект этого культа в XII веке, установили его связи с алхимией и орденом тамплиеров, позднее осужденным за ересь. Суть версии в том, что Черные Мадонны изображали вовсе не Богородицу, как принято думать, а Марию Магдалину – бывшую, якобы, супругой Иисуса и родившую от него детей.
Поскольку тезис о браке Иисуса Христа и Марии является узловым для этой версии, посмотрим, какие доводы существуют в его подтверждение.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводится родословная Христа, в обеих присутствует имя Иосифа, как официального отца Иисуса. Там говорится, что он происходил из колена Иудина, и вел свой род от Давида – второго царя Израиля, из рода которого (по мужской линии) согласно еврейскому преданию выйдет Мессия. Поэтому наследников Давидова рода по тогдашним законам обязывали жениться и произвести на свет сыновей. Вряд ли Иисус в таком случае мог остаться холостым, считают исследователи.
Но в Новом Завете нигде прямо не говорится, что Иисус был женат, хотя и обратного не говорится тоже. И некоторые детали в Евангелиях можно рассматривать как ссылки на семейное положение Иисуса.
В частности, история о свадебном празднике в Кане возможно описывает свадьбу самого Иисуса. В Евангелии от Иоанна говорится: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Далее речь идет о чуде превращения воды в вино, которым Иисус наказывает слугам угостить всех гостей. Но по иудейским законам того времени на свадьбе могли распоряжаться только жених и его мать. Из этого исследователи делают вывод, что речь идет о свадьбе самого Иисуса.
Есть в Евангелиях и другие моменты, которые, с учетом иудейских традиций указывают на супружеские отношения между Иисусом и Марией Магдалиной.
Например, в Евангелии от Матфея есть эпизод о женщине с алебастровым кувшином, содержащим драгоценное миро. По словам евангелиста, Мария возлила это миро на голову Христа: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову».
Согласно обычаю, принятому у иудеев, а также у некоторых других народов (шумеров, вавилонян и ханаанцев), следовало ритуально помазать голову царя. Эта почетная роль отводилась обычно жрице либо царской невесте. Ритуал этот символизировал священную свадьбу. Такой ритуальный союз со жрицей считался обязательным, если царь желал, чтобы его статус как «миропомазанника», или «мессии» признавали все окружающие.
В Евангелии от Луки также есть характерная фраза: «…у нее (Марфы) была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». Мария, о которой здесь идет речь, это Мария из Вифании, то есть Мария Магдалина, которая ведет себя здесь как почтительная супруга. Ведь по иудейскому обычаю сидеть у ног мужчины разрешалось только жене.
Эти и другие аргументы позволили исследователям сделать вывод, что Мария Магдалина была не блудницей, а женой Иисуса, от которого имела троих детей: дочь Фамарь и двух сыновей – Иисуса-младшего и Иосифа. Таким образом «давидова кровь» не прерывалась в потомстве. После распятия Христа Магдалина, якобы, выехала тайно в Галлию. Она прожила 60 лет и, вероятно, похоронена где-то на юге современной Франции.

Черная Магдалина?

Косвенным подтверждением этой версии, считает британский историк-исследователь Саймон Кокс, является горный массив во Франции – Монт де ля Мадлен, где имеется множество церквей со статуями Черной Мадонны. Местные верования напрямую связывают их с Марией Магдалиной. Но почему же Магдалину изображали черной? О, здесь возможно имел место прямо-таки невероятный исторический кульбит, считают ученые.
Если исследователи правы, и Мария Магдалина (с детьми) после бегства со Святой Земли отправилась в Галлию, то ей нужно было найти защищенное место, где она могла бы укрыться от римских властей. Приморские города для этого не годились – там было много римских чиновников и солдат. А вот крепость на острове Сите, основанная галльским племенем «паризиев» и ставшая впоследствии историческим центром Парижа, вполне подходила. Город, основанный ими в III веке до н.э. ранее назывался «Para Isidos» или «Par Isis» – что по-гречески означает «около Исиды». Галлы, жившие здесь, поклонялись этой богине, и построили посвященный ей храм.
И вот тут, по версии ученых, произошло, наложение смысловых пластов, а затем и культов. Образ Исиды – супруги Осириса, умирающего и вновь воскресающего божества, наложился на образ Магдалины – тоже супруги «умершего и воскресшего» Царя. От обитателей древней Паризии материальных следов не осталось, а на месте храма Исиды
возвели впоследствии знаменитый собор Нотр-Дам (что означает «Наша Госпожа»).
По прошествии нескольких столетий потомки Иисуса, якобы, слились с франками и породили династию Меровингов, которые правили два с половиной столетия на обширной территории западной Европы. От них произошел и английский королевский род, и многие знатные европейские фамилии.
Разумеется, все изложенное, не более чем версия исследователей, которые не связывают себя рамками ортодоксальной христианской доктрины и пытаются докопаться до истины.

Тайна Божественных царей

Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Но вернемся к Черным Мадоннам. Кого бы ни изображали эти статуи – Богородицу с Младенцем, или Марию Магдалину с сыном Христа – остается важный вопрос: почему они стали появляться в Европе только одиннадцать столетий спустя? Их распространение исследователи связывают с могущественным орденом тамплиеров, основанным в начале XII века, и его тайным учением.
Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Предание повествует об этом так. Задолго до Рождества Христова при Иерусалимском Храме были организованы две школы – для мальчиков и для девочек. Преподавали в них священники из рода Давидова, принявшие имена архангелов: Рафаил, Михаил и Гавриил. Когда девушки-школьницы становились взрослыми, на них возлагалась почетная миссия – продолжить царский род. Они должны были зачать детей от священников, после чего их выдавали замуж за уважаемых людей. По традиции, родившиеся от этих связей дети, в семилетнем возрасте возвращались в школы при храме, и цикл повторялся.
Дескать, именно при таких обстоятельствах и посетил девушку по имени Мария священник, которого называли «архангел Гавриил». А когда она забеременела, ее выдали замуж за почтенного плотника Иосифа, также ведущего свой род от царя Давида. Согласно преданию супруга впоследствии, якобы, родила ему еще четверых мальчиков и трех девочек.
Еще до того, как Иерусалимский храм был разрушен, часть священников покинула Израиль. Сначала они перебрались в Грецию, а оттуда рассеялись по всей Европе. Эта группа стала называть себя «Rex Deus» – «Божественными царями». Они продолжали верить, что когда-нибудь из их рода придет мессия и утвердит Царство Божие на земле. Со временем эти немногие, но влиятельные наследники выдвинулись в число европейской знати. Они не афишировали свое происхождение, но в каждой семье доверяли эту тайну избранному сыну (не обязательно старшему). Прямые потомки рода Давида хранили память об артефактах, спрятанных под развалинами Храма и лелеяли мысль когда-нибудь вернуться и забрать принадлежащее им по праву. Для этого членам «Rex Deus» необходимо было объединить усилия.
Но при чем же здесь Черные Мадонны? Терпение, читатель. Статуи Черных Мадонн оказались в самом центре этой таинственной и запутанной истории.


Продолжение следует...