Подземный Париж. Катакомбы Парижа: описание, история и отзывы посетителей. Парижские катакомбы: фото и отзывы туристов

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

Большинство людей считает, что самый романтичный и поэтичный европейский город - Париж. Катакомбы - не самая известная и популярная его достопримечательность, а всего лишь небольшая часть огромных многоуровневых подземелий, протянувшихся более чем на 300 километров под ним.

История появления

В античные времена на месте современной столицы Франции располагалось римское поселение - Лютеция. Для возведения терм, спортивных арен и создания скульптур, которые и сегодня можно увидеть в Латинском квартале и на стали добывать местный известняк и гипс, и именно тогда появились первые каменоломни. Со временем римская Лютеция превратилась во французский Париж, для постоянного растущего города требовалось все больше строительных материалов. Каменоломни не только расширялись, но и углублялись. В XII веке одним из приоритетных направлений французского экономического развития стала добыча известняка и гипса. К XV столетию каменоломни стали уже двухуровневыми, а рядом с выходами устраивали особые, оснащенные лебедками, колодцы для поднятия на поверхность огромных каменных блоков. К XVII веку сеть подземных тоннелей и шахт располагалась под всеми парижскими улицами. Практически весь город «завис» над рукотворно созданными пустотами.

Проблема и решение

В XVIII веке появилась угроза обрушения и ухода под землю многих парижских улиц. А после того как в 1774 году случилась трагедия - в 30 метровую яму провалилась часть улицы д"Анфер со зданиями, людьми и повозками - приказом короля Франции Людовика XVI была создана специальная организация - Генеральная инспекция каменоломен, существующая и работающая сегодня. Ее сотрудники отвечают за состояние, в котором находятся катакомбы под Парижем, укрепляют и ремонтируют подземные тоннели. Несмотря на все предпринятые меры, опасность разрушения сохраняется, так как подмывают укрепления и основания пещер.

Современная история

Практичные французы использовали подземелья для выращивания грибов, хранения вин и прочих продуктов. Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска оккупировали Париж, подземные катакомбы стали использоваться как борцами французского Сопротивления, так и фашистами. В середине прошлого столетия свободный доступ к подземным тоннелям запрещен, но катафилы - любители подземной парижской жизни - и сегодня находят возможность попасть в катакомбы, где проводят вечеринки, пишут картины и создают другие художественные объекты.

Официально разрешенный и открытый для всех подземный уровень Парижа - метрополитен и огромный четырехэтажный универмаг "Форум", расположенный под сквером, где раньше находился описанный рынок - "чрево Парижа".

Парижская подземка

Метро французской столицы одно из старейших в мире - ему уже более ста лет. Его пути переплетаются с линиями электричек, а в состав входят более 14 линий и 400 станций среднего и мелкого залегания, соединенных извилистыми переходами, сооруженных на месте старинных парижских катакомб. отличается от всех остальных приятным благоуханием. Полы вестибюлей ежемесячно покрывают специальным воском с запахом леса и луга.

Как в них попасть?

Большинство туристов с удовольствием пользуются парижским метро и посещают подземный гигантский магазин "Форум", но далеко не каждый путешествующий по Франции стремится попасть в древние катакомбы Парижа. Экскурсия в подземный мир французской столицы — это мероприятие, как говорится, «на любителя». Тем не менее попасть в них можно через специальный павильон, бывшее здание таможни, расположенный неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau (Данфер-Рошро).

Для посещения туристами открыто около 2,5 километра подземных туннелей и пещер. На территории некоторых мест законом запрещено находиться, а специальные полицейские бригады, патрулирующие в катакомбах, следят за его соблюдением.

Оссуарий

Расположен французский подземный некрополь под такими современными парижскими улицами, как Алле, Даре, д’Аламбер и авеню Рене-Коти, и большинство из тех, кто прогуливается по ним, даже не подозревают о том, что под ними находится. Свою мрачную особенность имеют катакомбы Парижа. История Оссуария, или проще говоря, подземного кладбища, началась в 1780 году, после того как городской парламент запретил захоронения в черте города. Останки более двух миллионов людей, упокоенных ранее на крупнейшем парижском кладбище Невинных, были вывезены, продезинфицированы, обработаны и уложены на глубину более 17 метров в заброшенных каменоломнях Томб-Исуар.

Так был очищен от захоронений Париж. Катакомбы стали местом упокоения более шести миллионов человек. В 1876 году был основан парижский Оссуарий, состоящий из круговых галерей общей протяженностью почти в 800 метров. Свой современный вид приобрели в начале XIX века: ровные коридоры, заполненные черепами и костями. Самым ранним захоронениям, относящимся к эпохе Меровингов, более 1000 лет, а самые поздние были проведены во времена Французской революции.

Что там?

Попав в Париж, катакомбы и Оссуарий стоит посетить для того, чтобы на «контрасте» смерти и жизни оценить красоту и романтизм французской столицы. Для того чтобы попасть в некрополь, придется спуститься по 130 металлическим ступенькам узкой винтовой лестницы. Тем, кто страдает клаустрофобией, хроническими сердечными, нервными и легочными заболеваниями, лучше не отправляться на подобную экскурсию, чтобы не навредить собственному здоровью.

Кроме человеческих останков, уложенных в стену, на глубине почти в 20 метров можно увидеть установленный в шахте для подачи свежего воздуха алтарь, барельефы, памятники и скульптуры, украшавшие захоронения прошлых столетий. Практически каждый сектор обозначен каменным надгробием, на котором указана дата перезахоронения останков, а также от какой церкви и кладбища они были перевезены.

В одной из галерей можно увидеть колодец, ранее использовавшийся для добычи известняка, из которого был построен Париж. Катакомбы, вернее, потолки и стены этих подземных галерей, «декорированы» плотно пригнанными друг к другу костями и черепами умерших. В этом Городе Тьмы, как сами французы называют этот некрополь, покоятся останки таких известных в свое время людей, как и Фуке, Марат и Лавуазье, Робеспьер и Шарль Перро, Рабле и Дантон.

Парижские катакомбы - это сеть туннелей и пещер, которые тянутся больше чем на 300км под городом. Эти места славятся паранормальными явлениями и недоброй аурой. Всё началось давным-давно...

Для возведения города требовался строительный материал. Римляне были первыми людьми, которые добывали известняк в этом районе в 6 веке до нашей эры. В карьерах открытого типа римляне раскапывали незащищённую породу.

Поскольку город увеличивался и занимал всё больше места, в карьерах возникли первые туннели. Они увеличивались в размере и сложности и обеспечивали строительными ресурсами в течение многих столетий. Разработки карьеров продолжались с опрометчивой стремительностью, пока не начали возникать проблемы.

К XVIII веку Париж внушительно вырос, а под землёй образовалось большое количество пустот, из-за которых некоторые здания начали разрушаться и проваливаться под землю. Для решения этой проблемы в Париже была сформирована генеральная инспекция по карьерам, чтобы отремонтировать, заполнить или закрыть часть туннелей, считавшихся опасными.

С началом XVIII столетия у парижан появилась вторая проблема: сильная переполненность кладбищ. Только на одном Кладбище Невинных было похоронено более 30 поколений человеческих останков. Священники решили построить для мертвецов своеобразную общую могилу под названием «charnier». Именно туда долгое время свозили тела умерших.

Поскольку растущий город окружил даже кладбища, в нём уже не оставалось свободного места. Где-то под конец закрытия Кладбища Невинных, так же как нескольких других кладбищ, земля поднялась на более чем 10 футов выше дороги. Запах изводил тех, кто жил непосредственно вблизи от кладбища.

Некоторые стены кладбища фактически разрушались, откуда на улицы и в подвалы некоторых прилегающих зданий вываливались гниющие тела. Вскоре живущие поблизости люди начали болеть и умирать от ядов, испаряющихся из трупов. Было принято решение начать освобождать кладбище и помещать кости в сеть туннелей под городом. В 1785 году, когда все кости были помещены в подземелье, карьеры стали музеем «Катакомбы».

Винтовая цементная лестница уводит посетителей вниз на 130 шагов, на 20 метров в глубину. На нижней площадке лестницы есть две комнаты со множеством фотографий древних надписей на стенах внутри музея «Катакомбы», так же как и некоторых подземных структур. Пройдя через две маленькие комнаты, человек попадет в настоящие катакомбы.

В среднем самая низкая высота потолка составляет 1,8м, а самая высокая более 3м, хотя в некоторых секциях есть потолки соборного типа, высоко возвышающиеся над головой. Тусклое освещение постепенно угнетает. Известняковые стены желтовато-коричневого цвета и прохладны на ощупь. Крупный гравий хрустит под ногами с каждым шагом, и единственным другим звуком является случающееся время от времени капанье где-нибудь в туннелях.

В следующем зале гостя приветствует надпись, которая переводится как «Остановитесь! Здесь - Империя мёртвых». В этих секциях кости и черепа образуют орнаменты, изображающие кресты, сердца, дуги и другие символы.

Если задуматься о том, что во всём жутком склепе находятся кости более 6 миллионов тел, то становится как-то не по себе. Ведь в этих глазницах когда-то была жизнь и они созерцали и ощущали этот мир также как и мы.

Туристический маршрут показывает зрителю лишь 1,7 км от всего огромного некрополиса. Вход в дальнейшие туннели закрыт. Говорят, что там оформлением костей никто не занимался и они хаотично разбросаны по полу.

Негативная энергетика непохороненных должным образом тел и редкое присутствие людей могли породить на свет, а правильнее сказать в тьму, страшные мистические тайны. Мы можем лишь гадать что скрывают от постороннего глаза несколько сотен километров малоисследованных мрачных тоннелей.

Контакты

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Телефон: +33 1 43 22 47 63

Часы работы: с 10:00 до 17:00, Пн — выходной

Стоимость: 8€, для студентов — 4€, до 14 лет бесплатно

Официальный сайт: catacombes.paris.fr

Как добраться

Метро: станция Denfert-Rocherea

Обычно Париж – это город романтики, любви, веселья и хорошего настроения, но рядом с этим в городе есть места, который могут привести в ужас не только туристов, но и многих местных жителей.

Одно из таких мест скрыто под землею и называется «парижские катакомбы», хотя для кого-то другого – это загадочное и таинственное место с насыщенной историей и интересными легендами.

Это место ежегодно посещает больше 160 тысяч туристов. Катакомбы за разными данными тянутся на 180-300 км и занимают общую площадь в 11 тыс. кв.м. В подземелье в общей сложности покоится около 6 миллионов человек.

Катакомбы Парижа во Франции — это огромная сеть пещер и туннелей , сделанных руками людей на протяжении почти целого тысячелетия. Официальное название этого места — «Муниципальные оссуарии». Они принадлежат местным властям, которые всеми силами пытаются подольше сохранить их в первозданном виде.

Катакомбы в Париже — история появления

Начало парижские катакомбы берут еще в 12 сто

Летии, когда для строительства соборов, церквей и королевских дворцов стало не хватать местных запасов камня. Тогда из под земли начали добычу известняка . Первым местом, где начались раскопки, стало подземелье под нынешним . Со временем шахты расширялись и достигли пределов современных улиц Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен, Гобелен, больницы Валь-де-Грас. В 13 столетии эти пещеры еще служили хранилищем для вина у местных монахов.

Вместе с добычей известняка город расширялся, расстраивался и уже в 17 веке нависла угроза, что город может обвалиться под землю. Особо опасными на тот момент были районы Святого Виктора, Сен-Жермена и Сен-Жака. В связи с этим Людовик XVI создал Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает выполнять свои первоначальные функции и сейчас.

За время своего существования она провела максимально качественные работы по укреплению конструкций, которые предотвращают разрушения подземелья, хотя и в их работе есть некоторые проблемы. К примеру, укрепление проводится за счет заполнения пространства бетоном, в результате чего исчезают гипсовые каменоломни, которые считаются историческими памятками. Кроме того, бетонирование – не очень долговечная конструкция, так как подземные воды все равно со временем ее размывают.

Отдельно стоит упомянуть об оссуарие , который является частью катакомб. Это место перезахоронения парижских кладбищ , так как они стали занимать достаточно много места в городе. В основном, здесь хранятся останки из кладбища Невинных, на котором хоронили мертвых из 19 церквей, в период бубонной чумы и жертв Варфоломеевской ночи. Все останки обрабатывались специальным раствором и укладывались в идее стены. Сейчас эта стена тянется примерно на 780 метров и наводит ужас на окружающих. Кроме того, во время укладки этой «стены из костей» рабочие выложили декоративные мозаики, на которые особо страшно смотреть в полутемном подземелье.

Музей катакомб в Париже

Музей катакомб — достаточно популярное место. Посетителей не пугает ни огромное количество мертвых, ни угнетающая атмосфера. По словам туристов, посещение катакомб и оссуария не вызывает страха. Это скорее неподдельный интерес, который хочется поскорее утихомирить. Музей катакомб имеет ряд фактов , которые будут интересны туристам. Среди них стоит отметить следующие:

В 1980 году был создан отряд полиции , функцией которого стало патрулирование катакомб . Это своеобразная спортивная бригада, которая следит за тем, чтобы посторонние посетители не выходили за пределы туристических зон. За это нарушение придется заплатить штраф в размере 60 евро . Но, не смотря на это, всегда находятся любители экстрима и риска, которые через канализационные люки или другие лазейки проникают в запрещенную часть подземелья. Однако среди этих ребят есть неписаные законы:

  • не оставлять открытый вход;
  • не расписывать стены;
  • не мусорить.

Где расположен Музей катакомб в Париже и как до него добраться

Музей катакомб расположен под землей, вход в который осуществляется около станции метро Denfert-Rocherea . Чтобы попасть в музей, надо ориентироваться на скульптуру льва, так как рядом с ней находится павильон – место для входа.

Адрес парижских катакомб: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

Время работы парижских катакомб: ежедневно с 10.00 до 17.00 , кроме понедельника. Последние туристы могут зайти в составе экскурсионной группы в 16.00.

Стоимость билета для посещения катакомб обойдется в 8 евро . Цена для студентов ниже — 4 евро . Вход для детей до 14 лет предоставляется бесплатно , но надо на входе предъявить документ, который свидетельствует о возрасте ребенка.

Катакомбы на каре Парижа:

В 2004 году парижские полицейские получили приказ провести учения в ранее неизведанной части катакомб Парижа под Дворцом Шайо. Войдя в подземные тоннели через дренажную систему, офицеры наткнулись на табличку с текстом «Строительная площадка, хода нет», а немного поодаль была установлена камера, которая записывала происходящее. Когда полицейские приблизились к камере, запустилась запись лая собак.

Полицейские спустились вглубь туннелей парижских катакомб и обнаружили огромную, площадью в 400 квадратных метров, пещеру с отлично оборудованным кинозалом. В комнате был установлен огромный киноэкран, проекционное оборудование, стулья и куча фильмов, от нуара (фильмы нуар, «чёрное кино» — жанр кино, который появился во время Второй мировой войны; криминальная драма, жёсткий психологический детектив, отражающие мрачные общественные настроения) до новейших триллеров. Помимо этого, в следующем «номере» подземелий, полиция обнаружила полностью укомплектованный бар и ресторан со столами и стульями. Более того, в пещеру вполне профессионально было подведено электричество и три телефонные линии. Кто превратил эти заброшенные подземные выработки под Парижем в секретный кинотеатр?

Именно этим вопросом задались и полицейские. Но, когда три дня спустя, они вернулись со специалистами — электриками, чтобы попытаться выяснить, откуда поставлялось электричество, кабели были перерезаны, а на полу лежала записка, гласившая: «Не пытайтесь нас найти».

Откуда катакомбы в Париже?

История подземных туннелей Парижа берет свое начало со времен Римской империи. В то время в них добывался известняк, который шел на постройку города. Со временем город разросся до современных размеров, и парижские каменоломни оказались непосредственно под оживленными улицами мегаполиса. Общая протяженность лабиринта туннелей, по общепринятым оценкам, составляет примерно 300 км, но лишь небольшая часть его открыта для всеобщего доступа. Эта малая часть, известная как склеп Данфер-Рошро или просто «катакомбы», стала одной из главных туристических достопримечательностей Парижа.

Чем знамениты подземелья Парижа?

Свою популярность парижские катакомбы получили благодаря хранящимся там останкам, по некоторым оценкам, от шести до семи миллионов горожан. Как же попали в подземелья все эти кости и черепа? Испокон веков кладбища в Париже располагались в черте города. Неудивительно, что со временем, когда город разросся, жителей в нем стало гораздо больше как рождаться, так и умирать, и кладбища постепенно переполнились. Некоторые из них, например, Les Innocents были настолько переполнены, что на них людей хоронили в несколько ярусов, а высота захоронений почти сравнялась с высотой кладбищенских стен. Мало того, что дождями все это добро вымывалось из захоронений и попадало в грунтовые воды и просто на улицы города, так еще и стены, не рассчитанные на такую нагрузку, иногда не выдерживали и просто обрушивались под тяжестью. Так было на уже упомянутом кладбище Невинных (Les Innocents).

Во избежание подобных злоключений, власти, наконец, приняли окончательное решение о перемещении останков людей в катакомбы. Около полутора лет кости переправлялись на специальную обработку и затем в подземелья под бдительным надзором властей.
Таким образом, катакомбы под Парижем стали последним пристанищем примерно для шести миллионов человек. Среди них, кстати, есть и очень знаменитые люди, такие как Жан-Поль Марат, Максимилиан де Робеспьер, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Шарль Перро и другие.

Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям

Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности.
Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.

В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели.
В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.