«Сестринский процесс при бронхиальной астме. Сестринский уход за взрослыми и детьми при бронхиальной астме Сестринский процесс при бронхиальной астме

30. Основная причина инфекционно-аллергической бронхиальной астмы:

1) переохлаждение

2) стрессы

3) хронический бронхит

4) авитаминоз

31. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

1) сухой кашель

2) кашель с мокротой

3) приступы удушья

4) боли в грудной клетке

32. Основная причина возникновения атопической бронхиальной астмы:

1) авитаминоз

2) аллергия

3) частые стрессы

4) ожирение

33 Приступ удушья развивается в результате:

1) воспаления

2) переохлаждения

3) бронхоспазма

4) сухого надсадного кашля

34. В патогенезе приступа удушья присутствует:

1) отек слизистой бронхов

2) высокая температура тела

3) наличие гнойной мокроты

4) непродуктивный кашель

35. Характер мокроты при бронхиальной астме:

1) слизистая

2) слизисто-гнойная

3) гнойная

4) стекловидная

36. Один из распространенных бытовых аллергенов:

1) антибиотики

2) продукты пчеловодства

3) дерматофагоидные клещи

4) апельсины, мандарины

37. При бронхиальной астме наиболее часто затруднен:

2) выдох

3) вдох и выдох

4) выдох через нос

38. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

1) головная боль, цианоз

2) приступ удушья

3) боли в области сердца

4) надсадный сухой кашель

39. Положение пациента в постели в момент приступа удушья:

1) Фаулера

3) сидя с упором на руки

40. Дыхание в момент приступа удушья:

1) везикулярное

2) жесткое

3) шумное, с хрипами

4) резко ослабленное

41. При аускультации в легких в момент приступа выслушивается:

1) шум трения плевры

2) влажные хрипы

3) крепитация

4) сухие разнообразные хрипы

42. При перкуссии звук над легкими при бронхиальной астме:

2) тимпанический

3) коробочный

43. В мокроте кристаллы Шарко-Лейдена обнаруживаются при:

1) хроническом бронхите

2) бронхиальной астме

3) крупозной пневмонии

4) бронхоэктатической болезни

44. Признаки нарушения бронхиальной проходимости определяются при:

2) рентгенографии легких

3) спирографии

4) бронхоскопии

31. Спирали Куршмана в мокроте выявляются при:

1) очаговой пневмонии

2) хроническом бронхите

3) бронхиальной астме

4) абсцессе легкого

45. Самое тяжелое осложнение бронхиальной астмы:

1) абсцесс легкого

2) астматический статус

3) легочное кровотечение

4) экссудативный плеврит

35. В патогенезе астматического статуса ведущая роль принадлежит:

1) диффузному нарушению проходимости бронхов

2) эмфиземе легких

3) развитию «легочного сердца»

4) отеку легких

37. При лечении атопической бронхиальной астмы в первую очередь следует:

1) принимать антибиотики

2) устранить контакт с аллергеном

3) проводить щелочные ингаляции

4) заниматься дыхательной гимнастикой

46. При тяжелом приступе удушья пациенту назначают:

1) беротек, дитек в ингаляторе

2) папаверин, платифиллин

3) преднизолон, гидрокортизон

4) сульфокамфокаин, мезатон

44. При атопической астме приступ удушья можно купировать введением:

1) беротек, сальбутамол

2) реополиглюкина

3) ципрофлоксацина

4) аминокапроновой кислоты

1) верошпирон, фуросемид

2) бисептол, сульфален

3) теопек, теофилонг

4) амоксициллин, амоксиклав

48. Для подбора эффективного препарата при бронхиальной астме используют:

1) спирометр

2) небулайзер

3) пикфлоуметр

4) ингалятор

49. Аппарат, определяющий пиковую скорость выдоха:

1) спирограф

2) пикфлоуметр

3) спирометр

4) спейсер

50. Приоритетная проблема пациента при пневмотораксе:

1) сильная боль в грудной клетке, одышка

2) высокая температура тела

3) кровохарканье

4) приступ удушья

51. При пневмотораксе дыхание на пораженной стороне:

1) жесткое

2) не проводится

3) крепитация

4) везикулярное

52. Пневмоторакс может осложниться:

1) почечной недостаточностью

2) легочным кровотечением

3) сердечной недостаточностью

4) экссудативным плевритом

«Сестринское дело в терапии 150

СП в терапии

53. Субъективный метод исследования - это:

а) осмотр

б) пальпация

в) перкуссия

г) расспрос пациента

54. Объективные методы исследования - это:

а) осмотр, пальпация

б) расспрос пациента

в) рентгенография, бронхография

г) ЭКГ, ЭхоКГ

55. К патологическим типам грудной клетки относится:

а) нормостеническая

б) астеническая

в) гиперстеническая

г) эмфизематозная

5. Перкуссия – это метод обследования пациента с помощью:

а) выстукивания

б) выслушивания

в) ощупывания

г) осмотра

56. Для выявления патологических изменений в легочной ткани применяют:

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

г) глубокую пальпацию

57. Для определения границ легких применяют

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

г) глубокую пальпацию

58. Число дыхательных движений в норме:

а) 16-20 в мин

б) 20-30 в мин

в) 60-80 в мин

г) 12-14 в мин

59. При аускультации легких у здорового человека выслушивается:

а) везикулярное дыхание

б) жесткое дыхание

в) крепитация

г) сухие хрипы

60. Патологически усиленное везикулярное дыхание называется:

а) бронхиальное

б) жесткое

в) амфорическое

г) крепитация

61. Частота сердечных сокращений в норме:

а) 16 – 20 в мин.

б) 60 – 80 в мин .

в) 40 – 60 в мин.

г) 80 – 120 в мин.

62. К рентгенологическим методам исследования относится:

а) бронхография

б) ректороманоскопия

в) цистоскопия

г) лапароскопия

63. На общий анализ мокроту собирают:

а) в чистую широкогорлую банку с крышкой

б) в стерильную пробирку

в) в стерильную чашку Петри

г) в стерильную банку

64. На чувствительность к антибиотикам мокрота собирается:

а) в чистую широкогорлую банку

б) в стерильную пробирку

в) в стерильную чашку Петри

г) в темную чистую посуду

65. К методу функциональной диагностики при заболеваниях легких относится:

б) спирография

в) измерение АД

г) рентгенография

66. Апноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

67. Тахипноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

68. Брадипноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

69. При экспираторной одышке затрудняется:

а) выдох

в) вдох и выдох

г) носовое дыхание

70. При инспираторной одышке затрудняется:

б) вдох

в) вдох и выдох

г) носовое дыхание


Похожая информация.


Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит в том, чтобы обеспечить больному должный уход, создать подходящие условия для выздоровления, ознакомить пациента и его родственников со способами устранения приступов и прочем. По результатам диагностики разрабатывается тактика проведения терапии. Без врачебного вмешательства в данном случае не обойтись.

Бронхиальная астма − хроническое заболевание, возникающее в результате воздействия внешних раздражителей и сопровождающееся приступами одышки, кашля и другими проявлениями. Больные должны проходить обследование дважды в год, иногда возникает необходимость помещения пациента в стационар, если на это существуют показания.

У людей, страдающих бронхиальной астмой, возникают следующие проблемы:

  • недостаток жидкости, что происходит в результате гипервентиляции легких;
  • нарушение сна, аппетита;
  • чувство тревоги, а также боязнь перед приступом;
  • неэффективное дыхание по причине гипоксии;
  • дискомфорт, который связан с необходимостью постоянного приема лекарственных препаратов;
  • высокая вероятность развития осложнений;
  • неспособность справляться с трудностями самостоятельно;
  • ограничение при выборе профессии.

Кроме всего вышеперечисленного, проблемы детей также состоят в нарушении игровой активности и познавательной деятельности. Задача фельдшера – оказать помощь больному, а также обеспечить ему должный уход.

Этапы сестринского процесса

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из нескольких этапов. План действий таков:

  1. Сбор данных.
  2. Определение проблем.
  3. Исключение схожих заболеваний.
  4. Уход за больными в условиях стационара (организуется контроль над соблюдением режима и питания, досуга, создаются благоприятные условия в палате).
  5. Выполнение назначений врача и наблюдение за результатами лечения.
  6. Оценка действенности ухода.

Сбор информации

Прежде всего, проводятся субъективные методы исследования. Происходит опрос пациента, выслушиваются его жалобы. Как правило, они состоят в затрудненном дыхании и кашле. Заболевание начинается остро, присутствует повышенная температура. Помимо этих признаков, могут проявляться и другие симптомы: одышка, периодически свистящее дыхание, кашель, интенсивность которого усиливается утром и вечером.

Сестринский процесс состоит из опроса родственников пациента на наличие у них такого же недуга, чтобы подтвердить или исключить наследственную предрасположенность как причину развития болезни.

Объективные методы исследования состоят из осмотра пациента в период приступа. При этом нарушается его самочувствие, он напуган. Наблюдается громкое дыхание, одышка, хрипы со свистом, раздувание носовых крыльев, цианоз носогубного треугольника, кашель в виде приступов, отхождение вязкой мокроты. Вынужденное положение тела – сидя с возвышенным плечевым поясом.

Обнаружение проблем

Сестринский процесс при бронхиальной астме на этом этапе состоит в том, чтобы выявить проблемы пациента и подобрать варианты для их решения. При возникновении заболевания, особенно у детей, у больных нарушаются обычные жизненные потребности, к которым относится следующее: дышать, спать, есть, отдыхать, общаться. В задачу фельдшера входит план-тактика по обеспечению требуемого ухода. Пациентам необходимо предоставить помощь, чтобы облегчить их состояние.

Эти нарушения возникают по причине бронхоспазма, отека слизистой оболочки, накопления слизи в бронхиальных просветах, приступов кашля с отхождением вязкой мокроты. Бронхиальную астму можно спутать с другими заболеваниями дыхательных органов. Нужно уметь отличить ее, чтобы правильно установить диагноз.

Исключение схожих заболеваний

Существуют некоторые болезни, симптомы которых схожи с . Такими недугами являются:

  • обструктивный хронический бронхит (клиническая картина устойчиво сохраняется и не изменяется даже после использования клюкокортикостероидных средств);
  • сердечная астма (одышка возникает в виде приступов и сопровождает пациента, как правило, в ночное время) – может возникать ощущение давления в грудине, учащается пульс, затрудняется дыхание в обеих фазах, основное отличие от бронхиальной астмы состоит в отсутствии выраженного опущения диафрагмы;
  • обтурационная астма – основным симптомом является удушье, которое возникает при механическом и прочих органов дыхательной системы (опухоли, наличие инородного тела), одышка инспираторная;
  • сенная лихорадка – представляет собой группу самостоятельных болезней аллергического характера, которые сопровождаются бронхоспазмом, конъюнктивитом, ринореей (на этапах ремиссии симптомы не проявляются);
  • бронхолегочный аллергический аспиргиллез – возникает восприимчивость организма пациента к грибам аспергиллам (поражению подвергаются сосуды, бронхи, альвеолы).

Другие схожие заболевания

Стоит отметить, что приступы одышки, а также удушья могут возникать и по причине других болезней. К таковым относятся карциноидный синдром, церебральная астма, узелковый периартериит. Но они не вызывают трудностей при проведении дифференциального диагностирования. Нужно заметить, что все патологические состояния, которые указаны выше, также требуют вмешательства врача и фельдшера.

Наблюдение за пациентами в условии стационара

Сестринский процесс при бронхиальной астме предусматривает уход за больным, чтобы не позволить проявиться осложнениям. План ухода состоит из организации, а также контроля над соблюдением правильного режима и питания, досуга, обеспечение комфорта в палате. Если возникнет необходимость, больному нужно оказать помощь во время приема пищи и выполнения гигиенических процедур. Особенно это касается детей. Кроме того, следует придерживаться всех врачебных назначений относительно лечения пациента, наблюдать, дает ли оно требуемый результат.

Организация и контроль над соблюдением режима

В данный пункт сестринского процесса при данном недуге входят независимые вмешательства, которые состоят из общения с пациентом либо родителями, чьи дети страдают этим заболеванием. Требуется обсудить с ними причину возникновения недуга, особенности терапии, профилактики возможных осложнений. Кроме того, важно убедить больного в том, что терапия должна проводиться в условиях стационара с соблюдением всех врачебных назначений.

Организация комфортных условий и контроль

Независимые вмешательства состоят из общения с пациентами либо родителями на тему необходимости гипоаллергенной диеты. Следует внушить больным, насколько важно ее соблюдать, причем как в условиях стационара, так и после выписки.

Организация досуга. Независимые вмешательства в данном случае состоят из убеждений родственников пациента в необходимости доставить к нему в палату любимые книги и другие развлечения, чтобы хоть как-то скрасить досуг и отвлечься. Это особенно важно в отношении детей. Им нужно постоянно развиваться и познавать мир, не прерываясь на период лечения.

Обеспечение комфортных условий. Тактика независимых вмешательств состоит из контроля над своевременным выполнением влажной уборки в палате, систематического проветривания, а также регулярной смены постельного белья. Кроме того, больному требуется тишина и покой. Это позволит восстановить сон, улучшить его качество.

Предоставление помощи в проведении потребностей и приеме пищи. Тактика фельдшера – беседа на тему соблюдения правил гигиены и важности данного мероприятия. Родителям, чьи дети страдают бронхиальной астмой, рекомендуется принести в больницу зубную пасту, расческу. Всегда должно быть чистое белье на смену. Если у ребенка возникнут затруднения в приеме пищи, задача фельдшера – оказать ему помощь.

Выполнение назначений врача

Тактика фельдшера – проведение базисного лечения. Необходимо придерживаться всех рекомендаций врача, а также объяснить пациентам о необходимости приема медикаментозных препаратов. Обязательно проводится беседа по поводу возможных побочных действий. Тактика фельдшера – научить пациента правильно использовать устройства для ингаляций, вести дневник самоконтроля.

Кроме того, задачей фельдшера является сопровождение больных на диагностические обследования. Следует объяснять пациентам, для чего используются эти процедуры. Важна также психологическая поддержка, оказываемая пациентам и родителям больных детей. Если медикаментозные препараты дали побочные эффекты, фельдшер должен уметь вовремя их распознать. От этого также зависит эффективность лечения. Если назначенная терапия не дает требуемого результата, стоит заменить лекарственные средства на другие препараты.

Независимые вмешательства в ходе лечения – опрос больного о его самочувствии, измерение температуры тела, частоты дыхания и сердечных сокращений, выслушивание жалоб, контроль над одышкой и кашлем. Если наблюдается ухудшение состояния, необходимо сразу доложить об этом врачу. Если хорошо организовать сестринский уход, после лечения наступает ремиссия. Больного выписывают из больницы и отправляют домой, где следует строго соблюдать все рекомендации врача. Такая тактика позволяет поддерживать нормальное состояние и избежать осложнений и рецидивов болезни.

Помощь при приступах

Сестринский процесс включает в себя умение правильно и вовремя оказать пациентам помощь во время приступов. Для этого существует определенная тактика:

  • устранение аллергена;
  • применение («Сальбутамол»);
  • щелочное питье в горячем виде;
  • горчичные ванны для ног.

В случае некупирующегося приступа используются антигистаминные препараты, а также «Эфедрин» подкожно. При приступах средней и тяжелой степени тяжести необходимо парентеральное введение лекарств. Нередко используется «Преднизолон». При этом больной обязательно должен находиться в стационаре, где за ним будет наблюдать врач. Подобная тактика позволит избежать серьезных последствий.

Действия в межприступный период

Если наблюдается тяжелое течение в межприступный период, тактика сестринского процесса должна состоять из назначения кортикостероидов, которые принимаются пациентом внутрь. Сначала используется максимально возможная при данном заболевании дозировка, затем она постепенно снижается по мере улучшения состояния больного. Также можно использовать средства пролонгированного действия. Рекомендуется всегда носить с собой карманный ингалятор. Когда наблюдается связь между инфекцией и развитием заболевания, используются антибактериальные, а также отхаркивающие средства. Нужно в обязательном порядке закрепить лечение медикаментозными препаратами физиотерапией. Для этого назначается дыхательная гимнастика и массаж. Такой план действий позволит улучшить бронхиальную проходимость. Для восстановления организма больного после лечения рекомендуется санитарно-курортная терапия.

Астматический статус

В некоторых случаях, даже при адекватной терапии, может затянуться на несколько дней. Возникают и такие ситуации, когда после видимого облегчения он появляется снова. При этом можно говорить о закупорке бронхов слизью. Способен даже развиться синдром «немого легкого», который грозит таким опасным последствиями, как . Он представляет собой тяжелую форму удушья, которое возникает по причине диффузного нарушения прохождения бронхов. В период астматического статуса лекарственные препараты, помогающие раньше, могут быть неэффективными. Поэтому наблюдается ухудшение состояние и прогрессирование болезни.

При использовании спазмолитиков, проведении ингаляции наблюдается усиление удушья, а также ухудшение общего самочувствия. Способна развиваться сердечная дыхательная недостаточность в острой форме, может повышаться артериальное давление, появиться болезненные ощущения в области сердца. Все это происходит в результате действия данных препаратов. Таким образом, вместо облегчения, они еще больше усугубляют состояние больного. Именно этим и характеризуется астматический статус.

Если не предпринять соответствующие меры, наступает 2 стадия развития астматического статуса. Наблюдается учащение поверхностного дыхания, усиление хрипов. Иногда лечение не дает требуемого результата, и тогда наступает 3 стадия развития астматического статуса. Больной может впасть в кому, причем вывести из нее его очень трудно. Обычно 3 стадия такой патологии приводит к смерти.

Что делать при астматическом статусе

В сестринский процесс включены действия по выведению пациентов из астматического статуса. Оказание неотложной помощи состоит в том, чтобы запретить пациенту использовать карманный ингалятор. Это необходимо сделать в первую очередь. Следует дать больному щелочное питье в горячем виде. Нужно придать пациенту удобное положение, использовать увлажняющий кислород. Главное, реагировать быстро и спокойно.

Следует сохранять спокойствие, чтобы волнение не передалось и без того возбужденному пациенту.

В данном случае для лечения используется изотонический раствор хлорида натрия. Устранить ацидоз поможет щелочной раствор. При инфекционном поражении в процесс лечение вовлекаются антибиотики.

Особенности проведения ингаляций ребенку

Существуют некоторые правила, о которых необходимо знать фельдшерам. Если пациентом является ребенок до 2 лет, желательно применить небулайзеры либо дозированные аэрозоли с лицевой маской и спейсером. Малышам от 2 до 5 лет можно использовать дозированные аэрозоли со спейсером. Также разрешается применять небулайзеры.

Необходимо обратить внимание, чтобы , а по объему он находился в соответствии с легочным. По мере роста малыша данный показатель должен увеличиваться. Если ребенок находится в возрасте 5 лет и старше и испытывает трудности с использованием аэрозолей, их можно совмещать со спейсером. Кроме того, существует возможность перехода на дозированные аэрозоли или порошковые ингаляторы.

Как помочь избежать раздражающих факторов

Сестринский процесс включает в себя ознакомление пациентов с правилами, которые позволят избежать вредного воздействия факторов, провоцирующих бронхиальную астму. Прежде всего, необходимо их определить. Другими словами, следует выяснить, что является причиной обострения заболевания. После этого нужно направить все усилия для их предотвращения.

Если аллергенами являются химические вещества, древесная пыль и другие отходы производства, необходимо порекомендовать пациентам сменить место работы. При аллергии на бытовую пыль медицинские сестры должны настоять на удалении ковров со стен комнаты, в которой живет больной. Рекомендуется также чаще совершать влажную уборку и проветривания помещения.

Зачастую причиной возникновения заболевания является шерсть животных. В таком случае нужно обязательно поинтересоваться у больного о наличии питомцев. Если они имеются, стоит порекомендовать отказаться от их содержания.

Необходимо объяснить пациентам, что раздражающим фактором может выступать табачный дым. В таком случае людям с бронхиальной астмой желательно избегать мест для курения. И тем более не стоит курить им самим. Пациентам со склонностью к аллергическим проявлениям не рекомендуется употреблять в пищу продукты, в которых содержатся красители и различные добавки. Также стоит удалить из комнаты цветы, поскольку их пыльца тоже является потенциальным аллергеном. Общим для всех правилом выступает избегание чрезмерных физических нагрузок и эмоционального перенапряжения.

Задачей фельдшеров является обеспечить пациентам с бронхиальной астмой внимание и дать все необходимые рекомендации, которые помогут им справиться с коварной болезнью. Нужно посоветовать больным чаще читать о своем заболевании, чтобы знать, какие меры можно предпринять в случае внезапного приступа, когда рядом не окажется медицинского персонала. Необходимо научить пациентов правильно использовать ингаляторы, поскольку в 35% людей с данным недугом не могут добиться эффективности лечения именно из-за неумения их применения.

Следует побуждать больных заниматься дыхательной гимнастикой, а также физическими упражнениями. Регулярно нужно напоминать про ношение с собой карманного ингалятора, чтобы своевременно помочь в случае приступа. Однако стоит разъяснить, что увлекаться этими приборами не рекомендуется без видимой причины. Передозировка препарата способна привести к приступам удушья и снизить реакцию организма на другие лекарственные средства. Заядлым курильщикам стоит посоветовать бросить вредную привычку, которая способна привести к ухудшению самочувствия.

При приступе следует приободрить больного, а также успокоить его в случае необходимости. Особенно важно объяснить, что своевременное лечение – залог успешного исхода. Не нужно ждать тяжелого течения болезни, желательно принять меры после проявления первых симптомов.

Действия при приступе до приезда врача

Если у больного случился приступ бронхиальной астмы, до приезда врача необходимо сделать все возможное, чтобы состояние не ухудшилось. Требуется обеспечить атмосферу покоя. Причем он необходим не только больному, но и его родственникам. Человеку, который ухаживает за пациентом с бронхиальной астмой, не менее важно соблюдать спокойствие. Стоит помочь больному сесть либо занять положение полусидя. Под его голову нужно положить большую подушку.

Также следует помочь пациенту снять стесняющую его одежду, убрать одеяло с верхней части туловища. Желательно открыть окно, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. При наличии соответствующих рекомендаций от врача нужно дать больному карманный ингалятор, а также проконтролировать, правильно ли он его использует.

Бронхиальная астма – болезнь серьезная, которая в случае тяжелого течения может привести к летальному исходу.

Людям, страдающим данным заболеванием, требуется обязательная консультация врача. Неоценимый вклад в лечение и профилактику болезни вносит сестринский процесс. Правильный, умело собранный анамнез позволяет своевременно распознать недуг, а также контролировать состояние окружающей атмосферы больного.

В последнее время случаи участились, несмотря на большое количество пульмонологов и аллергологов. Это говорит о нехватке имеющейся системы помощи. Учитывая сложившуюся ситуацию, лечить людей в амбулаторных условиях становится приоритетным. Немаловажная роль в терапии бронхиальной астмы принадлежит участковым терапевтам. Что касается узких специалистов, они занимаются консультацией и лечением больных с тяжелым течением болезни. Медицинская сестра принимает активное участие в данном процессе. В ее обязанности входит контроль выполнения пациентами назначенной терапии, разъяснительная работа и убеждение в необходимости приема того или иного препарата. От медицинской сестры в частности зависит выздоровление больного и улучшение его состояния.

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

для обучающегося

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Тема 1.7

Скачать:


Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

Рассмотрено и согласовано

На заседании предметно-

цикловой комиссии

Протокол № ________

«___» ___________20 ___ г.

Председатель ПЦК

Клинических

Дисциплин

Радченко Т.В.________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

для обучающегося

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме

2016 г

Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.

Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, - это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.

Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:

  1. Методический блок:

1.1.Обращение к обучающимся

1.2. Мотивация изучения темы

1.3. Цели обучения

2. Информационный блок:

2.1. Структура теоретической части:

2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.

2.2.2.Методы обследования

2.2.3.Лечение, принципы ухода

3. Обобщение и систематизация изложенного материала

4. Список литературы

1.Методический блок

Уважаемый студент!

1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.

1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.

Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.

Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.

В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.

Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.

Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое.

«Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.

У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.

Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.

Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.

Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

1.3. Цели обучения:

учебные:

Добиться прочного усвоения знаний

Логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях

Применять теоретические знания на практике;

развивающие:

Совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности

Развивать культуру речи, память;

воспитательные:

Формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;

Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.

После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),

выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);

знать

факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

  1. Информационный блок.

Теоретическая часть.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма - хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.

По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения.

Современная этиологическая классификация

бронхиальной астмы.

  1. Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
  • бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
  • пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков - полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
  • лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
  • пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин , а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
  • профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
  1. Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
  • нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
  • эндокринные нарушения;
  • нервно-психические нарушения;
  • нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;

3 . Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм.

ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.

Выделяют 3 стадии.

  1. Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
  2. Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
  3. Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья , который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.

Клиническая картина:

Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.

Приступ удушья – это:

  1. одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
  2. свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
  3. свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
  4. кожные покровы бледные, сухие;
  5. в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
  6. приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
  7. больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
  8. кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.

Лечение приступа удушья:

  • Больной принимает вынужденное положение : сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
  • Успокоить больного
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
  • Обильное, теплое (горячее) питье , по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
  • Увлажненный кислород
  • Вибромассаж грудной клетки
  • Сальбутамол (вентолин ) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
  • Преднизолон 5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)
  • Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
  • Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами

Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние , которое возникает вследствие блокады В 2- рецепторов бронхиальной стенки.

ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.

Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:

  1. Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
  2. Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра

Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.

(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.

Атопическая бронхиальная астма.

ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:

  • Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
  • Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии (Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

  1. Воздействие на иммунологическую фазу

Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.

  • Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).

Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:

# водно-солевые

# очищенные аллергены

# активные фракции аллергенов

# химические модифицированные аллергены

# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами

# пролонгированные аллергены

Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.

  • Неспецифическая десенсибилизация

– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.

# разгрузочная диетотерапия;

# лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме;

# лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:

  • экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
  • сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
  • настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
  • пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
  1. Воздействие на патохимическую фазу.
  • Мембраностабилизирующие препараты , предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
  • хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
  • недокромил натрия (тайлед)
  • кетотифен (задитен, позитан)
  • Лечение глюкокортикоидами.

Механизм действия глюкокортикоидов:

  • стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
  • увеличивают количество и чувствительность В 2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
  • уменьшают отёк слизистой бронха.

Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2 х вариантах:

I вариант – лечение ингаляционными формами

ыделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)

1 е поколение:

Беклометазона дипропионат (бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин)

(терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)

2 е поколение:

будесонид (горакорт, пульмикорт)

Ингакорт (флунизолид)

Фликсотид (флютиказона пропионат)

терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки

Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.

Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:

  • развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
  • системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.

II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально

(системная глюкокортикоидная терапия).

Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:

  • очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
  • кортикозависимая бронхиальная астма;
  • астматический статус.

Используют три группы глюкокортикоидов:

1я группа – группа преднизолона:

  • преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
  • метилпреднизолон (метипред, урбазон - таблетки 40 мг)

2я группа – группа триамцинолона:

  • триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
  • кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг

3я группа – группа дексаметазона:

  • дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки 0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% - 4 и 8 мг)

Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.

Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:

  • ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
  • психозы, эмоциональная лабильность
  • истончение, сухость кожи
  • атрофия мышц
  • остеопороз
  • гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
  • артериальная гипертензия
  • задержка натрия и отёки
  • угнетение функции надпочечников
  • Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма

А нтигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)

  • терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г 2 раза в сутки
  • астелизол (гисманал) 10 мг 1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
  • лератидин (кларитин) 0,01 г 2 раза в сутки
  • акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
  • цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
  1. Воздействие на патофизиологическую стадию .
  • Бронходилятаторы

Селективные β 2 адренорецепторы короткого действия:

  • сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
  • вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
  • сальмефамол – 200 мг - 2-4 раза в сутки
  • тербутилин (бриканил) 250 мкг - 2-4 раза в сутки
  • ипрадол – 200 мкг 2-4 раза в сутки
  • Метилксантины

оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.

Пролонгированные теофиллины.

  • нифил
  • дилатрон
  • эуфилонг
  • филоконтин

Частота приёма – 1 раз в сутки

  • Отхаркивающие средства и фитотерапия .
  • Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
  • Физиолечение.
  • Электросон
  • Электрофорез
  • Ультразвук
  • УФО грудной клетки
  • Аэрофитотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Барокамера
  • Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
  • Лечение лазером (внутривенное)
  • Ингаляции
  • Массаж грудной клетки
  • спелеокамера

Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)

Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;

Литература

  1. 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
  2. Лекции