Шукшин краткое содержание. Срезал

«Студент - рослый парняга с простым хорошим лицом» опаздывает на экзамен по русской литературе. Профессор сердится, но одергивает себя: парень опоздал потому, что на работе выполнял срочный заказ. Студент берет билет, готовится, начинает отвечать на вопрос по «Слову о полку Игореве». Профессор очень быстро понимает, что студент произведение не читал, а знаком в лучшем случае с «дурацким предисловием». Профессор называет такие ситуации «ягодками заочного обучения».

Студент признается, что «Слово...» только просмотрел, потому что было много срочной работы. Профессор принимается стыдить и бранить студента за нерадивость, за то, что тот, русский человек, не читал «величайшее национальное произведение». Студент смущенно просит задать ему еще вопросы, объясняет, что «готовился», Профессор задает несколько наводящих вопросов, раздражается, издевательским тоном интересуется, как же это князь попал в плен. Студент резким, решительным тоном заявляет, что профессору надо поставить ему двойку и отпустить. Он сам воевал и был в плену три месяца, а потом бежал с этапа. Профессор настойчиво пытается заставить студента связно рассказать об этом эпизоде, но тот отвечает односложно. Он ни о чем не думал в плену, ни с кем ни о чем не говорил.

Профессор принимается рассказывать студенту, что в Киеве, над Подолом (район Киева), ему постоянно приходила в голову мысль о том, что он уже когда-то бывал там, в прошлой жизни, может быть, во времена князя Игоря. Там, над Подолом, профессор «каким-то образом постигал все, что относится к войне». Например, там ему в голову пришла мысль, что часовых надо «снимать» бесшумно, напугав, подползти незаметно и очень тихо спросить о чем-нибудь нейтральном. По мнению профессора, это ощущение над Подолом приходит к нему потому, что «страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ».

Профессор интересуется, не считает ли студент его старым чудаком. Тот отвечает, что ему, напротив, очень интересно, и он старается понять профессора. Профессор дарит студенту экземпляр «Слова о полку Игореве» с дарственной надписью, настаивает, чтобы тот обязательно прочел книгу.

Выйдя из аудитории, студент открывает зачетку. Его бы устроило «удовлетворительно» по сегодняшнему предмету, и было бы неловко, если бы профессор поставил ему «хорошо» или «отлично». Ho в зачетке стоит «плохо». Засмеявшись, студент выходит на улицу. А профессор долго стоит у окна, думает.



Главного героя рассказа зовут Чудик. С ним всегда что-нибудь да случается. Собирается к брату, который живет на Урале и которого уже двенадцать лет не видел. Упаковал все необходимые вещи, а уже на следующий день у него были билеты на поезд.

До отъезда еще осталось достаточно времени, Чудик решает приобрести подарки для своих племянников. Накупил сладостей и вдруг видит, что на полу в магазине лежат пятьдесят рублей. Для того времени это были немалые деньги, почти половина заработной платы. Герой с шуткой покричал, что такими деньгами нельзя разбрасываться. Деньги положил на витрину, а то вдруг за ними придут. Чудик вышел из магазина, довольный собой.

Прошло некоторое время и Чудик обнаруживает, что деньги были его. Но в магазин он пойти за своей купюрой не решился. Подумал, что его не поймут там. Отправился домой, где, конечно же, его отругала жена.

Наконец подошло то время, когда главный герой сел в поезд, где поведал свою историю одному из пассажиров. Но ему не поверили.

Затем Чудику пришлось добираться до места на самолете. Сначала побаиваясь, он рассказал свою историю и в самолете, но и на этот раз никто серьезно к этому не отнесся. Сидящий рядом мужчина читал газету, а при посадке упал и выронил челюсть. Чудик пришел на помощь мужчине и нашел челюсть, но мужчина только поворчал насчет гигиены.

Наконец-то прилетели.

Чудик отправил жене телеграмму, где сообщил в стихотворной форме: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Но телеграфистка исправила все, сократив сообщение до двух слов «Долетел» и «Василий».

Чудику было известно, что у брата трое детей. А вот про жену брата он позабыл, а она, в свою очередь, испортила Чудику весь отдых.

Сели два брата за стол и начали вспоминать, но получилось это у них слишком громко. Сноха начала ругаться на кричащих, они послушались и вышли на улицу. Брат Чудика пожаловался на свою жену, что та считает его деревенским. Сама же жена тоже родом из деревни, но мнения о себе слишком высокого. Она работает в буфете в каком-то здании управления.

Жена брата сразу же невзлюбила приехавшего гостя. Чудик решил сделать ей приятный сюрприз, разрисовав коляску. В своей деревне Чудик разрисовал печку, и это очень всем понравилось. Чудик предположил, что снохе тоже понравится такое творчество. Но все получилось не так, как предполагалось. Вернувшись с прогулки, Чудик услышал как сноха кричит на его брата. Она хотела, чтобы Чудик завтра же покинул их дом. Чудик обиделся на это, провел ночь в сарае, а на следующий день уехал домой.

Но домой он возвращался, подпрыгивая и что-то напевая.

В одном месте чуть не упал, поскользнувшись. Настоящее имя Чудика было Василий Егорыч Князев. Ему было тридцать лет. Он работал в селе киномехаником. Любил собак и сыщиков. В самом детстве была у него мечта стать шпионом.

О чем этот рассказ? В чем смысл и мораль?

Обновлено: 2013-09-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: "Гости к бабке Агафье приехали?" "Кандидаты!" - "Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов". Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина... И тут он попер на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе...

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: "Валя, тут у нас какой-то странный разговор!"

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно... Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчеты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно...

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более... поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов... Но... если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск... среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: "Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал". В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: «Гости к бабке Агафье приехали?» «Кандидаты!» - «Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов». Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе…

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти… танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла -нии их как бы и нет. Верно… Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчеты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно…

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более… поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

Из небольшой деревни Новой вышло много «знатных» людей: один полковник, два лётчика, корреспондент… Односельчане гордятся именитыми земляками, но испытывают и некоторую деревенскую ревность к вышедшим в видные фигуры горожанам. Пусть они не слишком задаются, пусть знают, что и те, кто остался в родной деревне, тоже не лыком шиты!

Приезжая погостить на родину, знатные люди обычно собирают односельчан на застолье по случаю приезда. Жители Новой любят, чтобы во время таких встреч кто-нибудь из деревенских «срезал» городского: поставил его в тупик замысловатыми речами и каверзными вопросами, показав превосходство простых селян над образованными горожанами. Мастером красиво «срезать» городских грамотеев считается в селе Глеб Капустин – белобрысый мужик, любитель читать газеты и смотреть телевизор.

После приезда очередного знатного земляка мужики из Новой собираются на крыльце у Капустина и ведут его на посиделки к приезжему как опытного кулачного бойца, предвкушая удовольствие послушать, как Глеб срежет горожанина.

На сей раз к старухе Агафье Журавлёвой приезжает на отдых сын Константин Иванович, кандидат наук, с женой Валентиной, тоже кандидаткой. Вечером того же дня Агафья накрывает для односельчан стол. Во главе деревенских мужиков к Агафье приходит и Глеб Капустин. Сев за угощение, он сразу начинает «подбираться к прыжку».

Написанный с искрометным юмором диалог между «дошлым» Капустиным и кандидатом наук Константином Ивановичем составляет центр рассказа Шукшина «Срезал». Капустин, черпающий свои «познания» из обрывков услышанных из радио- и телепередач новостей, с успехом противопоставляет городской эрудиции деревенскую смекалку.

Заводя разговор с «кандидатом», Глеб вначале интересуется, что думают современные мыслители о «первичности духа и материи» – не «наблюдается ли по этому поводу растерянности среди философов»? Константин Иванович начинает смеяться. Чувствуя, что попал пальцем в небо, Глеб ловко переводит беседу на «проблему шаманизма в отдельных районах Сибири». Замявшийся кандидат наук не сразу находится с ответом. Все больше переходя в наступление, Капустин спрашивает, соответствует ли истине «предположение, что Луна лежит на искусственной орбите и внутри её живут разумные существа»? Ведь люди стали летать на Луну, и может получиться, что «в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут к нам навстречу». Капустин осведомляется у кандидата: знает ли он способ, чтобы земляне и лунатики смогли при встрече понять друг друга. Опешивший Константин Иванович вновь не находит, что сказать. Глеб тогда предлагает оригинальное и простое решение:

– Я предлагаю: начертить на песке схему нашей солнечной системы и показать ему, что я с Земли, мол. Что, несмотря на то что я в скафандре, у меня тоже есть голова и я тоже разумное существо. В подтверждение этого можно показать ему на схеме, откуда он: показать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким образом, выяснили, что мы соседи…

Торжествуя полную победу над образованными горожанами, Капустин ставит им на вид: «надо хотя бы газеты читать – кандидатам это тоже не мешает. Деревенских сейчас не удивишь, если прикатишь на такси и вытащишь из багажника пять чемоданов. Мы тут видели и кандидатов, и профессоров, и полковников. Так что почаще спускайтесь на землю. Ей-богу в этом есть разумное начало».

Василий Шукшин. Срезал. Читает П. Шкалов

Застолье у Агафьи едва не переходит в скандал. Ошеломлённый Константин Иванович называет Капустина «типичным демагогом-кляузником». Глеб парирует это утверждением, что в жизни не написал ни одной анонимки, и советует супругам кандидатам впредь быть «немного собраннее и подготовленнее перед выездом в народ – а то легко можно в дураках очутиться».

Капустин с горделивым достоинством выходит из избы, а восхищённые односельчане потом долго вспоминают, как он «оттянул» и «срезал» городского кандидата.