Формулировка задания 23 егэ по русскому языку. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку. Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Теория для Задания №23 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Функционально-смысловые типы речи.»

В 23 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия:

1) определить тип речи в указанных фрагментах

2) понять, какое из высказываний верно, а какое - нет.

В предложениях содержится:

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование

Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм.

Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание - обычно характеристика человека, места, явления, предмета.

Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.

Описания могут быть фактографическими или творческими.

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

Отвёртка- ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень снаконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока

Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей.

Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис.

Чаще всего встречается в научном стиле(например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.

Рассуждение может быть развернутым и кратким.

Внимательно читайте формулировку

Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.

Средства связи предложений в тексте

(Среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи… Напишите номер этого предложения).

Алгоритм действий.

Обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск - выявление формальных показателей связи предложений - определение наличия связи между двумя предложениями -запись ответа цифрами только одного предложения (в клеточке должен находиться один символ).

Аналитический отчёт ФИПИ:…Низкие результаты выполнения задания фиксируются в случаях, когда средство связи – местоимение – «спрятано» внутри следующего предложения либо средством связи являются контекстные синонимы или антонимы…

Средства связи. Лексические:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себецену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.Уважение к более способному иопытному - первый признак талантливости.(В.Белов)

2) Синонимы .В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Контекстные синонимы.

) Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические:

1) личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так,тогда идр.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем жеговором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

6) вводныеслова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён

Людовика XVбыло в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили наднашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Предложения

1. Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

(1)Лес поредел, отчего кругом посветлело. (2)Слева виднелся невысокий каменистый холм, поросший мелколесьем, справа - овраг, заваленный валунами. (3)Тропинка круто сворачивала туда и терялась среди кустов и камней. (Автократов Н.)


2. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Ярко освещённая пристань и пароход, стоящий около неё, были ясно видны. (2)Их огни отражались в воде. (3)А дальше в обе стороны реки в тумане мерцали зелёные и красные огни сигнальных фонарей, указывающих фарватер. (4)Но любоваться было некогда. (5)Цепляясь за кусты и помогая друг другу, мы стали спускаться прямо по крутизне. (Автократов Н.)


3. Среди предложений 1-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. Напишите номер этого предложения.

(1)Я обожал смекалистых, озорных мальчишек. (2) Тихонь недолюбливал. (3)Но один такой тихоня заставил меня изменить своё мнение о них. (4)Был он родом из Ольховки. (5)Звали его Ленька. (6)А ещё дразнили по деревне Кнутом, потому что он был длинный и тонкий, как цыганский кнут. (7)Ольховку знали все заядлые грибники. (8)По осени тут грибок хоть косой коси. (9)Я приезжал в Ольховку каждое лето. (10)Останавливался в крайней избе у бабки Балабосихи. (11)По соседству с бабкой жил знакомый мне Ленька Кнут. (Шмань Г.)


4. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Запах моря смешался с запахом лесных трав. (2)Звёзды горят среди чёрных веток, будто далёкие фонарики. (3)И фонарики в руках у ребят мигают, как пойманные звезды. (4)И все молчат. (5)Лишь трава шелестит да широкие листья кустарника хлопают по ногам, как маленькие ладошки. (6)Да речка журчит. (Крапивин В.)


5. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

(1)В деревянном старом доме стояла тишина. (2)Но не сильная, не до звона в ушах. (3)За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка – четвероклассница Римка Романевская. (4)Она учила правила по русскому языку. (5)Эти правила она целыми днями долбила. (Крапивин В.)


6. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Почти двести километров от стойбища Бахари шёл старый охотник Родя со своим сыном Степаном к промысловой избушке. (2)Шёл и радовался. (3)Богатая должна быть нынче охота. (4)А как же. (5)На кедраче уродилось много орехов. (6)От рябиновых ягод красно в глазах. (7)Ого! (8)Все звери, все птицы пожалуют в промысловые угодья Роди. (Савин В.)


7. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Беляк увидел человека на скале, припал меж камней, а потом, сообразив, что это не спасение, огромными прыжками, с камня на камень, пошёл наутёк. (2)Собака, обнаружив зайца, с визгом, а затем с лаем кинулась за ним. (3)Под вечер на выходе из леса Торопыгин встретился с охотником Коростелевым. (4)Тот был кругом обвешан зайцами и походил издали на снежного деда-мороза. (5)Собака Пират, взятая на поводок, важно шагала рядом со своим хозяином. (Савин В.)


8. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Засветив карманные фонарики, мы стали шарить по кустам, стараясь отыскать тропинку. (2)Но прошло более получаса, прежде чем мы на неё набрели. (3)Тропинка тянулась вдоль дороги, шагах в ста от нее, постепенно отдаляясь вправо. (4) Она сильно заросла травой и покрылась слоем прошлогодней листвы. (5)Здесь, видимо, редко ступала нога человека. (6)Деревья обступали её со всех сторон. (7)Их кроны повисали, как кровля, защищая тропинку от дождя, и Рожков напрасно искал на ней следы. (Автократов Н.)

Формулировка задания:

Из предложения 41 выпишите фразеологизм.

(41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

не давая спуску

Комментарий: В предложении употреблен фразеологизм не в чистом виде, а со словом "себе". Точно так же можно было бы написать не давать ему, нам, им — а это значит, что данные слова не являются частью фразеологизма.

Что нужно знать:

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание учащимися раздела "Лексика и фразеология"

Чтобы выполнить задание правильно, нужно вспомнить следующие опорные моменты:


Лексическое значение слова

Лексическое значение слова - это исторически закрепленное смысловое (понятийное) "содержание" слова. Слова могут иметь:
Прямое значение - первоначальное, исходное значение слова.
Переносное значение - вторичное значение, возникающее на основе первого.
Например: Ткач раскроил полотно - выделенное слово употреблено в прямом значении.
Вдаль простирается железнодорожное полотно - слово "полотно" употреблено в переносном значении на основе сходства по внешнему виду.

Перенос значения по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой:
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией:
Мужик Белинского и Гоголя с базара понесет. (Н. Некрасов)
Одной из разновидностей метонимии является синекдоха . Синекдоха - перенос названия целого на его часть или наоборот:
Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)

Синонимы

Синонимы
Например: Путь - дорога, думать - размышлять

Контекстные синонимы - слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами.
Например: Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали , что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.). Выделенные слова являются контекстными синонимами глагола говорить.

Антонимы

Антонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.
Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи.
Например:

Полюбил богатый бедную ,
Полюбил ученый глупую ,
Полюбил румяный бледную ,
Полюбил хороший вредную :
Золотой полушку медную.
М. Цветаева. 1918

В данном примере только пары богатый - бедный, румяный - бледный являются антонимами, остальные пары приобретают значение противопоставления только в данном контексте, а в обычной речи антонимами не являются.

Омонимы

Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными.
Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы.
Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды).
Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы совпадают.
Например: печь (глагол в форме инфинитива) - печь (существительное в Им. пад., ед.ч.)

Фразеологизмы

Фразеологизмы - это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма лексических значений входящих в его состав слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. Основные фразеологизмы, которые могут встретиться Вам на экзамене, приведены ниже в словарике фразеологизмов.

Скачать словарик фразеологизмов


Заимствованные слова

Заимствованные слова - это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами.
Например: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета, который они обозначали.
Например: кушак (матерчатый крестьянский пояс), бурмистр, барин.

Архаизмы - устаревшие слова, заменённые современными синонимами.
Например: чело - лоб, уста - губы, ланиты - щеки

Неологизмы - это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий.
Например: юзер, аниматор

Скачать словарик неологизмов


Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы - это слова, используемые только на определенных территориях.
Например: векша - белка (северный диалект).

Профессионализмы - слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах.
Например: чайник - у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

Жаргонная лексика - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения.
Например: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)

Сленг - слова, употребляемые в речи молодежи или в разговорной речи взрослых.
Например: бабло (деньги), тема (что-то хорошее)

Арго - диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык)
Например: домушник (вор, занимающийся квартирными кражами), обуть (обмануть)

Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относится и нецензурная лексика.
Например: свистнуть - в значении "украсть", харя, морда - в значении "лицо" и т.д.

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

Нейтральная лексика - лексика, которая употребляется в любом стиле речи.
Например: хороший, человек, говорить

Книжная лексика - используется преимущественно в письменной форме, в языке художественной литературы.
Например: трепетать, возмездие

Разговорная лексика - используется в непринужденной беседе
Например: гробить, запаска, деляга