От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи – основные события, праздники, родительские субботы. Сколько длится пасха

Пасха - один из самых замечательных праздников. Празднование этого дня довольно интересно, так же как и его история. Иначе Пасху называют Bocкpeceниe Господне. Этот день не фиксирован в календаре, поэтому как только приближается весна, мы задаемся вопросом, когда пасха в этом году?

Точные даты пасхи и родительского дня в 2018 году:

Пасху в этом году, можно назвать поздней, так как праздновать ее будут уже 28 апреля — в воскресенье.

Существует пасха католическая и православная. Но празднуют их в разное время, так как существует разное мнение на дату смерти и воскрешения Иисуса Христа. Но самое интересное в этом моменте то, что у крестьян, в определении даты праздника, используется один способ вычисления:

В 2019 году Пасху можно назвать поздней, так как праздновать ее будут уже 28 апреля — в воскресенье.


Далеко для всех не секрет, что Пасха является самым последним днем Великого поста, который имеет продолжительность в 48 дней. В эту ночь нужно обязательно сходить в церковь и отстоять там службу. Те, кто относятся к классу верующих, берут с собой корзины с куличами и крашенными яйцами для того, чтобы их осветить.


Между куличами и яйцами устанавливают небольшую свечу и зажигают ее. Гореть она должна на протяжении всей службы. Вернувшись домой, люди накрывают красивые пышные столы, которые просто переполнены разнообразными блюдами. Самое главное, в первую очередь нужно съесть яйцо и кусок кулича. Только после этого будет дозволено приступить к другим блюдам.

Пасху больше относят к семейному празднику. Существуют интересные обычаи и традиции, которые соблюдаются каждый год именно в этот. Люди обмениваются освещенными сладкими куличами. Дарят друг другу красивые крашенные яйца, которые символизируют Воскресение Христово.

«Традиционным цветом считается красный, как символ жизни и победы. Поэтому среди крашенных пасхальных яиц обязательно присутствуют красные»

Кулич — это один из обязательных символов праздника. Его наличие обязательно. По старой традиции, куличи выпекали строго в русской печке в специальной цилиндрической форме, размером, примерно, с ведро.


В настоящее время такие размеры выпечь довольно сложно, поэтому мы используем формы, которые гораздо меньше по размеру, но такие же по форме.

В качестве украшения такого кулича использовали крашеное пшено, которое сейчас заменили огромным выбором сыпучих украшений.

Пасха — это великолепный десерт, изготовленный из молочных продуктов или из муки. Вариантов пасхи и способов приготовления существует миллионы. Раньше ее изготавливали и на теплом молоке, на сливках или только на муке. Использовали так же и творог — творожная пасха. Но творог был не тот, который мы привыкли видеть сейчас на своем столе.


Раньше считалось, что творог — это прокисшее молоко, которое женщины собирали в течении всего большого поста в одну тару. Кисляк настаивался, становился более плотным. Поэтому раньше пасхи были очень нежными, легкими с особенным ароматом.

Когда будет родительский день?

Кроме всех праздников, которые касаются церкви, у христиан есть такой день, который принято называть родительским. Таких дней в церковном календаре прописано восемь. Но самый главный всегда выпадает на девятый день после Пасхи и обязательно на вторник. В такой вторник принято вспоминать всех умерших родных и близких людей, подавать по ним помин. Обязательным считается и то, что необходимо обязательно посетить кладбище и положить сладости для усопших.

Этот день называют – Радоница. Хоть родительский день посвящен грустным событиям для каждого человека – поминают умерших родителей и близких родственников, но по христианской вере – смерть, это не конец, а переход в новую лучшую жизнь. И мы должны радоваться за своих родных и близких людей. Принято в этот день ездить с угощениями для усопших на кладбище.

Этот день так же называют «Радоница». Это слово возникло от слова «радоваться», так как мы не только поминаем всех родных, но и обязательно поздравляем их с Пасхой, верим в то, что наступит Царствие Небесной и все мертвые воскреснут.

Когда католическая Пасха?

В зависимости от расчетов, католическая пасха и православная могут праздноваться в разные даты. Этот день определяют по солнечно-лунному календарю. А так как, у каждого используется свой календарь, то соответственно даты праздника будут совпадать очень редко.


Православные и католики в Великий праздничный день чествуют победу жизни над смертью, отдают свое почтение Воскрешению Иисуса Христа.

Существую определенные символы католической пасхи, которые значительно отличают ее от православной.

Яйцо — это самый главный символ праздника. Яйцо подается как главное блюдо еще с глубокой древности. Но оно не должно быть обычного внешнего вида. Его обязательно нужно оформить яркими красивыми красками и замысловатыми узорами.


Подача яиц должна проходить особым образом: они должны обязательно находиться либо в, украшенной цветами и лентами, корзине. Либо на красивой, сочной, зеленой травке. На роль травы всегда самостоятельно проращивают семена пшеницы и овса в домашних условиях, при этом нужно отслеживать густоту, насыщенность, высоту и сочность зелени.

Существует также очень интересное традиционное развлечение для детей в день Пасхи. Помимо яиц, символом считается кролик, который любит прятать яйца.


Исходя из этого, взрослые прячут раскрашенные яйца и сладких кроликов в саду около дома. Задача детей состоит в том, что нужно найти все запрятанные яйца и кроликов.

За все находки, каждый ребенок получает сладкий подарок («пасхалку»). В роли «пасхалки» могут быть не только куличи, но и другие сладости, фрукты и разные лакомства.

Пасхальный кролик — обязательный символ, который отвечает за «пасхалки». Если верить детским сказкам, то именно это пушистое, доброе создание по ночам раскрашивает красочно яйца и прячет их в саду так, чтобы на утро Светлого Воскресенья дети нашли свои сюрпризы.


Курочка — это единственный атрибут в католической Пасхе. Ее изображения, фигурки должным обязательно присутствовать. Это могут быть сладости, аппликации, сувениры и так далее.

Пасхальный венок — этот символ может выполнять две роли: украшение и основа под яйца. В первом случае его изготавливают из сплетенных веток вербы, травы и прутьев. Перевязывают красивыми лентами и используют как символ и украшение интерьера. Во втором варианте в него укладывают крашенные яйца и тем самым подают их на стол.


Цветы — основной символ праздничного пасхального стола. Специально к этому дню выращивают тюльпаны, крокусы, виолы и петунии. Вокруг букеты можно украсить зеленью, используя пророщенный овес, пшеницу и т.д. Такой оригинальный букет есть практически в каждом доме и семье.

Почему красят яйца на Пасху (краткая история)?

Еще с давних времен яйцо символизировало новую жизнь, возрождение. Поэтому на выход с поста (40 дней) разрешено первым делом съесть праздничное яйцо.

Почему же необходимо обязательно красить яйца? Ответ очень прост. Когда Мария Магдален узнала о том, что Воскрес Иисус Христос, то Мария Магдалина первым же делом прибежала к императору Тиберию и сразу же подала ему крашенное яйцо со словами «Христос Воскресс».

Императора конечно смутило то, что яйцо красного цвета, однако подержав его в руках — оно стало розовым. После этого покраска яиц стала основной традицией праздника.

Красное яйцо считается символом воскрешения и возрождения. Как Воскресс Иисус Христос, так и началась жизнь из яйца. А красный цвет тому подтверждение.

Покрасить яйца можно как природными красителями — луковой шелухой и т.д., так и искуственными.

Прежде, чем начать красить яйца и дарить их в дальнейшем, необходимо знать значения некоторых цветов.

Белый — можно свободно называть райским, так как он символизирует чистоту и духовность.

Красный - относится к царским цветам, так как символизирует власть и управление.

Желтый, оранжевый и золотой — являются символами обеспеченности, богатства и достатка.

Голубой - несет в себе любовь, чистоту и взаимопонимание к ближним.

Зеленый — относится к тем цветам, которые выражают обеспеченность и возрождение.

Черный - цвет скорби и плача. В такой цвет яйца красить строго запрещено.

Вот такая она, необычная пасха. Сколько же всего интересного в себе она несет. И всего просто не перечислить. Но самое важное уже известно и многие до сих пор придерживаются необходимых правил и требований.

Желаю Вас светлой Пасхи!

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Во вре-мя Страст-ной неде-ли, Пас-хи, а за-тем всей Свет-лой сед-ми-цы усоп-шие глас-но не по-ми-на-ют-ся. Про-дол-жа-ет-ся по-ми-но-ве-ние на Ли-тур-гии: за про-ско-ми-ди-ей, на су-гу-бой ек-те-нии («о всех преж-де по-чив-ших»), а так-же в тай-ных мо-лит-вах по-сле за-до-стой-ни-ка, - так да-же на Пас-ху мо-лят-ся об усоп-ших.

Но са-ма Пас-ха Гос-под-ня ― это празд-ник по-бе-ды над смер-тью, да-ро-ва-ние Хри-стом жиз-ни веч-ной все-му ро-ду че-ло-ве-че-ско-му. И в та-кие свет-лые дни по-ми-но-ве-нию усоп-ших при-да-ет-ся осо-бый от-те-нок.

Об-ря-до-вое по-ми-но-ве-ние на-чи-на-ет-ся по-сле Фо-ми-ной неде-ли

По-не-дель-ник Ра-до-ни-цы (сле-ду-ю-щая сед-ми-ца по-сле Свет-лой) ― это пер-вый день, ко-гда, соб-ствен-но, со-вер-ша-ет-ся ря-до-вое за-упо-кой-ное по-ми-но-ве-ние.

С са-мой древ-но-сти опи-са-на тра-ди-ция, ко-гда по-сле Пас-халь-ных тор-жеств хо-ди-ли на клад-би-ща. Но для че-го? Преж-де все-го, для мо-лит-вы.

В на-ши же дни по-ход на клад-би-ще ― ско-рее, некий по-вод для «ма-ев-ки», «пик-ни-ка на обо-чине», а так-же и для встре-чи с даль-ни-ми род-ствен-ни-ка-ми, ко-то-рых ви-дишь раз в го-ду. Ну и по-вод по-кра-со-вать-ся пе-ред од-но-сель-ча-на-ми, чтобы быть «как все», или да-же «луч-ше всех».

Ес-ли уж речь идет о тра-пе-зе, как о древ-ней-шем цер-ков-ном уста-нов-ле-нии, то смысл ее со-сто-ит в ми-ло-стыне. Как ска-за-но в Еван-ге-лии: «Ко-гда де-ла-ешь обед или ужин, не зо-ви дру-зей тво-их, ни бра-тьев тво-их, ни род-ствен-ни-ков тво-их, ни со-се-дей бо-га-тых, чтобы и они те-бя ко-гда не по-зва-ли, и не по-лу-чил ты воз-да-я-ния. Но, ко-гда де-ла-ешь пир, зо-ви ни-щих, увеч-ных, хро-мых, сле-пых, и бла-жен бу-дешь, что они не мо-гут воз-дать те-бе, ибо воз-даст-ся те-бе в вос-кре-се-ние пра-вед-ных» ().

Та-ких лю-дей зва-ли, чтобы они по-мо-ли-лись об усоп-ших. К при-ме-ру, мать бла-жен-но-го Ав-гу-сти-на, по мест-но-му обы-чаю, с ра-до-стью ва-ри-ла ка-шу и кор-ми-ла ею ни-щих, тво-ря ми-ло-сты-ню во бла-го ду-шам усоп-ших.

Смысл по-хо-да на клад-би-ще, ― это, преж-де все-го, мо-лит-ва

Ещё бо-лее важ-но - прий-ти в этот день в цер-ковь на служ-бу и по-мо-лить-ся об усоп-ших. Да-же в неболь-ших при-ход-ских хра-мах бо-го-слу-же-ния все рав-но со-вер-ша-ют-ся - пусть да-же и не Ли-тур-гии, а толь-ко па-ни-хи-ды. А при-дя в Ра-до-ни-цу на клад-би-ще (втор-ник вто-рой сед-ми-цы по-сле Пас-хи), на мо-ги-лы близ-ких, не сле-ду-ет де-лать то-го, что оскорб-ля-ет их па-мять, да и Са-мо-го Бо-га.

На-при-мер, сей-час тра-ди-ци-он-ным «ат-ри-бу-том» по-ми-но-ве-ния ста-ло рас-пи-ва-ние на мо-ги-лах ал-ко-голь-ных на-пит-ков. Это нон-сенс, та-ко-го быть не долж-но. На-став-ле-ние рю-мок, вы-ли-ва-ние вод-ки в мо-ги-лу, по боль-шо-му сче-ту, ― яв-ное от-вер-же-ние Еван-гель-ских норм. Ведь ска-за-но, что Цар-ство Бо-жие ― это не пи-ща и пи-тие (). По-лу-ча-ет-ся, на-ми ру-ко-во-дит ти-пич-ное язы-че-ское пред-став-ле-ние о том, что по-кой-ник дол-жен есть и пить.

С дру-гой сто-ро-ны, без-от-каз-но «сра-ба-ты-ва-ет» яв-но нехри-сти-ан-ское по-ня-тие о том, что ес-ли мы тут пьем, едим и ве-се-лим-ся, зна-чит, и по-кой-ни-ку «там» хо-ро-шо. Как не по-смот-реть, язы-че-ство, да и толь-ко.

А ведь глав-ное на Ра-до-ни-цу ― это по-мя-нуть, то есть, по-мо-лить-ся о по-чив-ших, а не на-сы-тить-ся и упить-ся. Пьян-ствуя же, мы сви-де-тель-ству-ем о том, как не лю-бим на-ших усоп-ших.

По-ми-ная усоп-ших, луч-ше сде-лать все пра-виль-но - по-Еван-гель-ски

На-вер-ня-ка каж-дый зна-ет, где непо-да-ле-ку жи-вет ста-ру-ха, для ко-то-рой бу-хан-ка бе-ло-го хле-ба ― уже ла-ком-ство, по-то-му что она не в со-сто-я-нии его се-бе ку-пить. Где-то жи-вут вдо-вы, си-ро-ты, ин-ва-ли-ды… Пой-ти в этот день к ним, при-не-сти им что-то по-ку-шать, убрать у них до-ма ― эти де-ла ми-ло-сер-дия при-не-сут и нам са-мим, и ду-шам на-ших усоп-ших род-ных го-раз-до боль-ше поль-зы, неже-ли соб-ствен-но тур-по-ход на клад-би-ще.

Ведь по-мо-лить-ся об усоп-ших мож-но в лю-бом ме-сте, в лю-бое удоб-ное вре-мя - а уж осо-бен-но в хра-ме Бо-жи-ем. Но сде-лать доб-рое де-ло и по-про-сить, чтобы по-мо-ли-лись об упо-ко-е-нии ра-ба Бо-жье-го имя-рек ― вот са-мое луч-шее про-ве-де-ние Ра-до-ни-цы.

Итак, смысл тра-пезы ― это ми-ло-сты-ня, наш по-ход на клад-би-ще ― для мо-лит-вы. А у нас по-лу-ча-ет-ся, что та-кие «по-хо-ды» пре-вра-ти-лись в бес-смыс-лен-ную тра-ди-цию, ко-гда не все по-ни-ма-ют ее смыс-ла и пред-на-зна-че-ния.Для че-го это все? Ну дру-гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху-же ко-го-то!

По-ход на клад-би-ще имен-но в пас-халь-ные дни не име-ет смыс-ла. Цер-ковь для все-го уста-нав-ли-ва-ет свое вре-мя: вре-мя по-ми-нать усоп-ших, и вре-мя ра-до-вать-ся по-бе-де над смер-тью.

Пас-халь-ная сед-ми-ца ― это по-бе-да над смер-тью, и да-же в цер-ков-ном уста-ве ска-за-но, что ес-ли на пас-халь-ную сед-ми-цу вы-па-да-ет тре-тий, де-вя-тый или со-ро-ко-вой день пре-став-ле-ния усоп-ше-го, по-ми-на-ние пе-ре-но-сит-ся.

Мо-лит-ва, ми-ло-сты-ня, воз-дер-жа-ние от язы-че-ских обы-ча-ев ― вот это ос-нов-ное.

Су-ще-ству-ет тра-ди-ция - при-гла-шать на мо-ги-лы свя-щен-ни-ка

В се-лах, как пра-ви-ло, ни-кто ни-ку-да не спе-шит, свя-щен-ник со-вер-ша-ет об-щую па-ни-хи-ду, и мо-жет по-дой-ти к каж-дой мо-ги-лоч-ке, спеть «Со свя-ты-ми упо-кой» или от-слу-жить ли-тию. В го-ро-дах с этим слож-нее. Огром-ные клад-би-ща, и род-ствен-ни-ков за-ча-стую при-хо-дит-ся по ты-ся-че на свя-щен-ни-ка. Как быть?

В этом во-про-се скры-ва-ет-ся еще один нема-ло-важ-ный ню-анс по-ми-но-ве-ния усоп-ших. Ес-ли уж мы при-шли на клад-би-ще, глав-ное - чтобы серд-це бы-ло об-ра-ще-но к Бо-гу, и в нем зву-ча-ла мо-лит-ва. Но не долж-но быть тще-слав-но-го же-ла-ния, чтобы вот имен-но «к мо-ей мо-ги-лоч-ке» по-до-шел ба-тюш-ка, имен-но у мо-е-го род-ствен-ни-ка от-слу-жи-ли.

Бог не счи-та-ет мет-ры бли-зо-сти свя-щен-ни-ка до мо-ги-лы усоп-ше-го, и уж тем бо-лее Бог не со-чув-ству-ет на-ше-му тще-сла-вию. Ес-ли хо-чет-ся, чтобы имя по-чив-ше-го срод-ни-ка или близ-ко-го че-ло-ве-ка бы-ло воз-не-се-но в мо-лит-вах, для это-го есть Ли-тур-гия, осо-бые дни по-ми-но-ве-ния, есть и лич-ное чте-ние Псал-ты-ри ― все это боль-шое уте-ше-ние для душ усоп-ших.

Вспом-ни-те ис-то-рию Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ры, ко-гда на пас-халь-ное при-вет-ствие пре-по-доб-но-го Ди-о-ни-сия свя-тые от-цы, в пе-ще-рах по-чи-ва-ю-щие, от-ве-ти-ли «Во-ис-ти-ну Вос-кре-се!». По-че-му бы и нам, при-дя с мо-лит-вой на клад-би-ще, не ска-зать на-шим усоп-шим «Хри-стос Вос-кре-се!», про-чи-тать у мо-гил-ки Пас-халь-ный ка-нон, сти-хи-ры Пас-хи. Это дей-стви-тель-но ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рой мы де-лим-ся с успо-ши-ми.

К во-про-су о «гроб-ках», «крас-ных гор-ках», «чер-ных неде-лях»

Эти дни не от-но-сят-ся к ка-те-го-рии об-ще-цер-ков-ных устав-ных по-ми-наль-ных дней, но обы-чай име-ет на-столь-ко ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние, что стал прак-ти-че-ски по-все-мест-ным. Его си-ла ве-ли-ка чрез-мер-но, и его зна-че-ние в «на-род-ном со-зна-нии» по-рой пре-вос-хо-дит все обыч-ные ро-ди-тель-ские суб-бо-ты.

Се-го-дня Ра-до-ни-ца ста-но-вит-ся все ме-нее и ме-нее цер-ков-ной. На-про-тив: всё бо-лее на-пол-ня-ет-ся язы-че-ски-ми и про-сто про-ти-во-цер-ков-ны-ми обы-ча-я-ми и по-ня-ти-я-ми. Для боль-шин-ства Ра-до-ни-ца - ма-ло-по-нят-ный ри-ту-ал: ни-кто тол-ком не зна-ет, что оно озна-ча-ет, но на клад-би-ще идут прак-ти-че-ски все.

В на-ро-де его име-ну-ют «гроб-ка-ми», «крас-ной гор-кой», а са-му Ра-до-ни-цу «чер-ной неде-лей». Ре-гио-наль-ных осо-бен-но-стей пре-ве-ли-кое мно-же-ство, рав-но как и на-зва-ний по-ми-наль-ных дней ― «еже по обы-чаю».

Неосо-знан-ные обы-чаи

В со-цио-ло-гии 20-25 лет ― это по-ко-ле-ние. Со-вет-ское вре-мя «вы-би-ло» из цер-ков-ной тра-ди-ции це-лых три по-ко-ле-ния. Опре-де-лен-ные зна-ния мож-но бы-ло бы пе-ре-дать от ба-буш-ки к внуч-ке, но через три по-ко-ле-ния ― это ма-ло-ве-ро-ят-но. Пра-во-слав-ные тра-ди-ции ис-чез-ли, а что-то на-нос-ное оста-лось. И ко-гда со-вер-ша-ют-ся по-ми-на-ния, боль-шин-ство совре-мен-ни-ков вряд ли мо-жет чет-ко от-ве-тить, для че-го то или иное де-ла-ет-ся.

Вот, на-при-мер, вспом-ни-те обы-чай в се-ле, ко-гда несут гроб и оста-нав-ли-ва-ют-ся на пе-ре-крест-ках. Для че-го? Де-ло в том, что рань-ше во вре-мя несе-ния гро-ба с усоп-шим от до-ма к хра-му для от-пе-ва-ния на каж-дом пе-ре-крест-ке со-вер-ша-лась ли-тия, чи-та-лось Еван-ге-лие за упо-кой (во мно-гих мест-но-стях Укра-и-ны этот доб-рый обы-чай со-хра-нил-ся). Это очень хо-ро-шо, очень по-учи-тель-но, всё се-ло воль-но-неволь-но мо-лит-ся…

А в со-зна-нии боль-шин-ства лю-дей остал-ся лишь фраг-мент обы-чая: несут по-кой-ни-ка, на пе-ре-крест-ке оста-но-ви-лись, а для че-го - неве-до-мо. И та-ко-го очень мно-го.

Даль-ше. Да-же и в не очень ве-ру-ю-щих се-мьях в со-вет-ские вре-ме-на ста-вил-ся порт-рет по-кой-но-го, воз-ле ко-то-ро-го за-жи-га-лась све-ча. Хо-тя по ло-ги-ке ве-щей ― све-ча за-жи-га-лась пе-ред ико-ной. И та-ких при-ме-ров мас-са…

Да-же ми-ло-сты-ня пре-вра-ти-лась в ка-кой-то стран-ный ри-ту-ал раз-да-я-ния кон-фет: дет-ки на Ра-до-ни-цу хо-дят по клад-би-щу с ку-леч-ка-ми, а им го-ра-ми скла-ди-ру-ют кон-фе-ты, пе-че-нье, фрук-ты. При этом щед-рые «по-да-те-ли» ни на се-кун-ду не за-ду-мы-ва-ют-ся: за-чем это? Идея хо-ро-шая, это ж ми-ло-сты-ня! Но по боль-шо-му сче-ту это пре-вра-ти-лось в раз-вле-че-ние.

Что уж го-во-рить о бу-тыл-ках, со-би-ра-е-мых мест-ны-ми «тру-же-ни-ка-ми ты-ла» по-сле вы-пи-ва-ния остав-лен-ных на мо-гил-ках «ри-ту-аль-ных ста грам-мов»… Вы-хо-дит, мы соб-ствен-но-руч-но по-мо-га-ем па-да-ю-щим упасть?

Что по-ду-ма-ют лю-ди…

Пред-ставь-те, сколь-ко долж-но прой-ти лет, чтобы лю-ди, чи-та-ю-щие эти стро-ки, со-гла-си-лись с тем, что здесь ска-за-но, и это-му на-учи-ли де-тей.

Но в от-вер-же-нии язы-че-ских тра-ди-ций для мно-гих скры-ва-ет-ся ужас-ный и очень бо-лез-нен-ный во-прос: «А что лю-ди по-ду-ма-ют, что ска-жут?»

…Умер один из мо-их род-ных. Сра-зу по-шли рас-спро-сы, на-до ли за-ве-ши-вать зер-ка-ла? - Нет, в этом нет смыс-ла; зер-ка-ла не за-ве-си-ли. А что вил-ки в ка-че-стве сто-ло-вых при-бо-ров нель-зя класть на стол по-ми-наль-ной тра-пезы? - Мож-но, по-ло-жи-ли на сто-ле вил-ки. И всё, про-блем не бы-ло!

Итак, мы са-ми мно-гое про-во-ци-ру-ем, без-дум-но со-гла-ша-ясь с окру-жа-ю-щи-ми и по-вто-ряя чу-жие ошиб-ки. Все го-во-рят: на-до ид-ти на клад-би-ще, - пой-дем и мы. Все го-во-рят, на-до по-ста-вить рюм-ку, - по-ста-вим и мы. Все го-во-рят, на-до раз-дать кон-фе-ты, - раз-да-дим и мы…

Мо-жет, не нуж-но бо-ять-ся стать «бе-лой во-ро-ной» - не лить по при-ме-ру со-се-дей вод-ку на мо-ги-лу, не осквер-нять па-мять по-чив-ших по-пой-ка-ми и об-жор-ством, спо-кой-но тво-рить ми-ло-сты-ню на фон об-ще-го нетрез-во-го ве-се-лья?

Так, на-вер-ное, по-сту-пать луч-ше, неже-ли устра-и-вать пас-халь-ные де-бо-ши.

За-чем свя-щен-ник на клад-би-ще?

Мо-лит-вы над гро-бом, на мо-ги-ле усоп-ше-го со-вер-ша-лись все-гда. Так что се-го-дня Цер-ковь ни на йо-ту не от-хо-дит от то-го, что де-ла-лось 10-15 ве-ков на-зад.

В этом, кста-ти, мо-жет быть и мис-си-о-нер-ский смысл. Од-но де-ло, ко-гда си-дит пря-мо-та-ки ком-паш-ка лю-дей, вы-пи-ва-ю-щих воз-ле мо-ги-лы, и дру-гое - ко-гда при-шед-ший свя-щен-ник у мо-ги-лы про-из-но-сит свя-щен-ные сло-ва, про-из-но-сит свя-щен-ные пес-но-пе-ния. Для мно-гих ― это жи-вая про-по-ведь. Без свя-щен-ни-ка по-се-ще-ние клад-би-ща есть сле-до-ва-ние непо-нят-но-му ри-ту-а-лу, а так кто-то по-мо-лит-ся, пусть и неосо-знан-но, а кто-то за-ду-ма-ет-ся о Веч-ном.

При-сут-ствие свя-щен-ни-ка на клад-би-ще име-ет так-же и некий дис-ци-пли-нар-ный эф-фект, ко-гда и вы-ру-гать-ся стыд-но бу-дет, и го-лос по-вы-сить, и пес-ню спеть - все-та-ки ба-тюш-ка ря-дом. Так что на-ли-чие свя-щен-но-слу-жи-те-ля по-мо-га-ет обла-го-ра-жи-вать эту за-ча-стую ди-кую сре-ду.

От се-дой древ-но-сти хри-сти-ане в по-сле-пас-халь-ные дни при-хо-ди-ли для осо-бен-ных мо-литв на мо-ги-лы усоп-ших хри-сти-ан. И се-го-дня важ-но, чтобы из обы-ча-ев Ра-до-ни-цы ушло все на-нос-ное, язы-че-ское, чтобы всё, про-ис-хо-дя-щее на клад-би-щах в эти дни, про-ис-те-ка-ло бы из хри-сти-ан-ской люб-ви к по-кой-ным, а не из же-ла-ния сде-лать «как у лю-дей» или из про-сто-го тще-сла-вия.

Чем боль-ше бу-дет нас, пра-во-слав-ных, тем боль-шая ве-ро-ят-ность то-го, что ра-но или позд-но клад-би-ща пре-вра-тят-ся в свя-щен-ные ме-ста мо-лит-вы, а не пре-воз-но-ше-ний и уве-се-ле-ний.

Епи-скоп Фила-рет (Зве-рев)

Первая неделя после Пасхи называет Светлая седмица или Светлая неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: "Христос Воскрес - Воистину Воскрес!".
Понедельник
Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь остаются в этот день дома.
Вторник
Во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьямии. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
Среда
По средам "Великодних святок" многие селяне устраивили танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались "на музыку", чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя - топтали их приговаривая: "Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать".
Четверг
В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины и молодые люди присматривали себе невесту. Когда-то на четвертый день пасхальной недели "водили кобылу". На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган "грыз" ей ухо и она вставала. Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: "Христос воскрес-Воистину воскрес!" Так позволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.
Пятница
В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которых приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.
Суббота
Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.
Воскресенье
Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.
Что можно и нельзя
Поскольку праздник Пасхи - торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Даже тот, кто не верит в приметы и традиции других праздников, с уважением относится к поминальным дням. У каждого из нас есть дорогие люди, которых мы потеряли, наши предки, о которых рассказывали родители. Светлая неделя, или первое воскресенье после Пасхи 2017 – это поминальные дни. По украинской традиции, их три: в этом году 22, 23, 24 апреля. Суббота, воскресенье и понедельник.

В нашей стране даже в советские времена, когда нельзя было красить яйца и носить их на кладбище, все равно отмечали Гробки. Эту традицию поминовения не удалось искоренить еще с языческих времен. Родительскую субботу, а за ней Воскресенье и Понедельник, реже – Вторник, называют еще Проводы.

Церковный календарь хранит более редкое название – Радоница. Это дни, когда вся семья собирается за общим столом, поминает усопших, желает им «земли пухом», накрывает столы, украшает могилки венками.

В разных регионах на кладбище приходят в разные дни. Когда-то это был строго 9-й день после Пасхи – вторник. Но сейчас из-за всеобщей занятости традиции немного изменились, на кладбище ходят в тот день, в какой принято в том или ином селе, городе. Обязательно посещают церковь и молятся за упокой.

Что нельзя делать в поминальные дни

Люди приходят на кладбища уже несколько веков. Сначала эти захоронения были языческими. Потом, во времена христианства, людей долго пытались отучить от того, что нельзя устраивать «языческие пиры», но по-прежнему помянуть усопших самой лучшей едой считается по-христиански. Поэтому на поминальный стол «на гробки» щедро тратят деньги даже те, у кого их тотально нет.

В этот день нельзя называть покойниками тех, кто почил в боге. Мы общаемся с Господом, называя умерших людей по именам, поскольку, согласно Матфею, 22. 32, он «не есть Бог мертвых, но живых». Все наши близкие для нас по-прежнему живы в душе.


Говорят, что каждое слово, проговоренное на кладбище в эти дни, слышат почившие предки. Слова имеют здесь особую силу, поэтому нужно быть осторожным с каждой фразой. Нельзя на кладбище обижаться, осуждать, выяснять отношения и тем более ругаться.

Любой священник скажет, что на кладбище нельзя пить водку, поминая. Этот запрет часто нарушают, и все же из алкоголя лучше предпочесть красное церковное вино.

Напиваться категорически нельзя – это строго осуждается церковью. Можно слегка пригубить вина за упокой. По славянским поверьям, в эти дни ни в коем случае не чокаются рюмками ни на кладбище, ни за семейным поминальным столом.

Многие семьи в этот день не используют за столом острых предметов – вилок, ножей. Все блюда едят ложками.

По одному из самых сильных поверий, дошедших до наших дней, нельзя входить на кладбище через другой вход (обычно их несколько). Только через главные ворота. Нужно три раза перекреститься на входе и прочитать «Отче наш». При выходе сделать то же самое, находясь к могилам не спиной, а лицом. Считается, что это сильный оберег от нечистой силы и проявление уважения к Царству небесному.


Придя с кладбища домой, следует вымыть руки, окропить одежду свяченой водой. Если этого не сделать, часть мира почивших и чужую энергетику домой принесешь.

В Поминальное воскресенье, конечно же, нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю будет плохо всходить и родить.

Можно ли беременным ходить на кладбище в поминальные дни

Поминальные дни, или неделя после Пасхи 2017, напитаны очень мощной энергетикой. Она усиливается, когда в одном месте собирается много людей, и каждый из них искренне за что-то просит. Это «что-то» не всегда хорошее. Поэтому деток до годика на кладбище лучше не приносить. Беременным тоже лучше сходить в церковь, а не на могилы усопших.

Нужно помолиться за всех своих близких: живым пожелать здоровья, а почивших помянуть.

Беременным и маленьким детям на кладбище на Гробки лучше не ходить и по той простой причине, что в эти дни очень холодно, а нынешнем году – невообразимо холодно. Высокий риск простудиться и заболеть.

К ак вести себя на кладбище в поминальные дни

За неделю, а особо старательные хозяйки – за две недели – приходят на кладбище и приводят в порядок могилки. Для многих людей это священный долг перед родными и близкими. В Украине не уважают тех, кто перестал ухаживать за могилами и привел их в запустение. Перед походом на кладбище посещают церковь, исповедуются.


  • Если не очень холодно, на могилках сеют цветы. Железные оградки, все деревянные и металлические части постаментов, площадок подкрашивают, поправляют памятники.
  • Считается, что на кладбище нужно обязательно помолиться за тех, кто недавно умер, особенно если не прошло еще 9 или 40 дней, когда душа мается и остается на земле. Иначе покойный родич будет часто являться во сне.
  • Если приснился умерший и что-то попросил (поесть, попить), следует отнести это в церковь и отдать «за упокой».

На могилках оставляют конфеты и печенье, чтобы их ели и поминали ваших близких, которые уже не здесь. Никогда нельзя прогонять людей, собирающих сладости с могилок – это большой грех.

Молитвы в поминальные дни

По словам Господа, с людьми следует поступать так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Будьте искренними, простите всех своих обидчиков, помолитесь за них. Обязательно прочтите в церкви и на кладбище молитву «Отче наш» и «Да воскреснет Бог».


Если по недомоганию нет возможности посетить их, помолитесь дома. Обязательно поблагодарите своими словами тех людей, которые сделали вам добро в этой жизни. Поблагодарите и тех, кто принес зло: это наши учителя.

Традиции и обычаи в поминальные дни

Многие спрашивают, можно ли работать в Родительскую субботу. Церковь этого не запрещает, но неписанные законы диктуют другое. В субботу готовят поминальный стол, приводят в порядок дом. Многие посещают церковь и кладбище.


Очень полезно в поминальные дни раздать милостыню нуждающимся. По традиции, тот, кто отдает, получает в десятки раз больше. Отдать деньги или еду нужно с чистым сердцем, пожелать человеку блага.

По приметам, сформировавшихся на протяжении целых веков, нельзя подбирать мелочь по дороге с кладбища и крупные купюры, золотые цепочки и другие украшения. Некоторые люди оставляют на перекрестке или в людном месте для того, чтобы отдать свое горе или невезение, болезнь или неудачи.

Нельзя наступать на найденные предметы, а если такое случилось и вы нашли их у себя во дворе – окропите святой водой и сожгите. Так злая энергия вернется к тому, кто ее послал.

Что приготовить в поминальные дни

По традиции, на столе обязательно должен быть кулич (паска), крашеные яйца (крашенки), а главное блюдо – это кутья. Ее готовят из риса, меда и изюма, на воде. Это постное блюдо, но некоторые люди привносят в него свои изменения и добавляют для вкуса сливочное масло.


На столе, за которым собирается вся семья, обязательно стоит свяченая вода. Не возбраняется вино. Одна рюмка, по старым славянским традициям, наливается для усопших, ее накрывают хлебом, рядом кладут ложку.