Влияние избыточного освещения на зрение. Как освещение влияет на работоспособность

Искусственное освещение оказывает огромное влияние на здоровье человека, причём не всегда положительное, что определяется следующими факторами:

1. Низкий уровень освещённости.

Недостаточная освещённость помещения оказывает негативное воздействие на психическое состояние человека, вызывая чувство подавленности, создавая гнетущее настроение и даже доводя до депрессии. Изменяются и физиологические процессы: излишне напрягается зрительный аппарат, ослабляется восприимчивость слухового центра, утомляется нервная система, замедляется работа мозга.

2. УФ-излучение.

Вред здоровью человека наносит ультрафиолетовое излучение, которое не задерживается стеклом колб некоторых видов люминесцентных ламп. Как показали исследования британских учёных, освещение этими лампами вызывает ряд негативных изменений в организме человека:

Разрушаются коллаген, эластин, следствием чего является раннее старение кожи;
- создаются предпосылки для образования раковых клеток;
- наблюдается появление сыпи, экземы, псориаза;
- возникают сильные головные боли (мигрени) и даже приступы аллергии;
- ухудшается состояние сетчатки глаза

3. Низкочастотные пульсации.

Учёные утверждают, что самая главная проблема - опасность световых электроизлучателей для нашего организма, которую создаёт пульсация (невидимое глазу мерцание света, вызванное перепадами подаваемого напряжения).

Так, лаборатория промышленного освещения НИИ охраны труда (г.Иваново, Россия) проводила исследования, которые доказали огромный вред пульсации, наносимый здоровью человека. Исследования лаборатории строительной светотехники Московского НИИСФ РААСН доказали связь пульсации с возникновением стробоскопического эффекта. Его опасность заключается в создании иллюзии мнимой неподвижности предмета либо его мнимого движения. К идентичному выводу привели и многочисленные исследования зарубежных экспертов.

Зрительное напряжение, головная боль, невозможность сконцентрировать внимание - такие и ещё более худшие признаки отрицательного влияния пульсации испытывает человек, постоянно находящийся в зоне освещения подобным светильником.

Светодиодное освещение: технология №1

Если используется светодиодное освещение, то все отрицательные проблемы, связанные с искусственным светом, полностью снимается с повестки дня.

1. Во время работы светодиоды потребляют постоянный ток, что исключает мерцание. Поэтому для всех LED-светильников характерен коэффициент пульсации < 1%.

2. Ровный мягкий свет равномерно, без бликов ложится на освещаемую поверхность, создавая для глаз комфортные условия.

3. Для LED-светильников характерен спектр излучения, близкий к естественному - солнечному. Идентичная цветопередача позволяет использовать этот тип освещения очень широко.

4. Светодиодные лампы и светильники не содержат абсолютно никаких вредных веществ, могущих быть потенциально опасными для здоровья человека и внешней среды. Важным преимуществом является и тот факт, что эти светильники совершенно не испускают ультрафиолетовые лучи; тепловое излучение от них также незначительно. Поэтому именно такое освещение особенно предпочтительно, например, в детских и санаторных-лечебных учреждениях.

6. Высокая степень контрастности, которая достигается в светодиодных лампах, гарантирует прекрасную чёткость освещаемых объектов.

Безопасность, комфорт освещения, долговечность - такой набор положительных свойств превращает в единственную альтернативу существующим ныне типам светильников.
Таким образом, замена привычного осветительного оборудования новыми светодиодными приборами - это необходимость, продиктованная заботой о здоровье людей.
Будущее - за светодиодным освещением!

Любой хозяин квартиры занимается его благоустройством, делает ремонт, обставляет мебелью, декорирует, проще говоря, создает уют в своем дома. Помимо всего перечисленного выше, немаловажно и освещение помещений. Каждая комната должна иметь правильно подобранное освещение в зависимости от ее назначения. Это в первую очередь необходимо для зрительных нервов глаза, воспринимающих световой поток, а так же освещение играет роль создания уютной обстановки в комнате.

Неверно устроенное освещение отражается на здоровье человека и особенно маленьких детей. Если неправильно разместить на стене бра над столом для выполнения уроков, то ребенок постоянно будет находиться в дискомфортном состоянии, напрягая зрительный нерв глаза, что может привести к близорукости. Перенесите источник света ближе к столу, и проблема будет решена.

Вот так, утрированно можно ответить на волнующий многих вопрос: как освещение комнаты влияет на здоровье всей семьи? Но, это еще далеко не все, что можно узнать о влиянии света на здоровье.

Несколько лет назад считалось, что сочетание искусственного освещения с естественным вредно для организма человека, теперь учеными доказано, что это не соответствует истине. Оказалось, необходимо включать искусственный источник света при работе в полумраке, так как недостаток света влияет на глаза.

Искусственное освещение производится при помощи различного типа ламп: люминесцентные и накаливания. Лампы дневного света (люминесцентные) имеют больше положительных качеств: высокую отдачу светового потока, почти естественный спектр света, они не нагреваются, долгий срок эксплуатации.

Такой вид ламп применяется в помещениях, где необходим рассеянный почти естественный свет: в школах, вузах, магазинах и прочих помещениях большой площади с требованиями высокого стандарта освещенности. Такая необходимость возникает из-за того, что в этих помещениях выполняется определенная работа, которая требует освещенности каждого рабочего места одинаково достаточно, отсутствие нормального освещения рабочего места влияет на работоспособность и производительность.

В этих помещениях используют многоламповые осветительные приборы. В многоламповых установках применяются люминесцентные лампы, микропульсация светового потока уравновешена и почти незаметна для человеческого восприятия. Выбирая освещение для комнаты дома руководствоваться надо тем, что в этой комнате будет, спальня, зал, кухня. Все эти помещения требуют свой вариант освещенности в темное время суток.

Естественный свет имеет не только практичную сторону, можно читать, работать, отдыхать, но и влияет на здоровье человека. Солнечный свет, приносит с собой ультрафиолетовое излучение, которое благоприятно отражается на организме людей. Ультрафиолетовые лучи повышают иммунитет, способствуют образованию витамина D, стимулируют обменный процессии сопротивляемость всех систем организма к различным видам инфекций. Витамин D это профилактика такого неприятного заболевания как рахит.

Недостаток ультрафиолетовой подпитки для организма выливается в простудные заболевания, рахит, на понижение работоспособности, ухудшение общего состояния самочувствия. Если взрослые от этого страдают меньше, то дети получают на фоне дефицита ультрафиолета массу заболеваний.

Искусственное освещение не дает ультрафиолет, необходимый для человека, их не применяют для пополнения запасов витамина D, это просто освещение комнат для комфортной жизни.

Лапы с ультрафиолетовым излучением может только порекомендовать физиотерапевт, который и расскажет как ими и какое время пользоваться.

Ультрафиолетовое излучение влияет положительно, не только на человека, но обладает таким полезным свойством обеззараживать воздух, убивая в нем бактерии и микробы. Это способность солнечных ультрафиолетовых лучей воспроизведена в лампах с УФ - излучением.

Искусственные лампы - бактерицидные обеззараживают в отсутствие людей комнаты от микробов. Обработка такими лампами выполняется с соблюдением правил безопасности. Необходимо одеть, на время включения и выключение ламп, защитные очки, вынести комнатные растения и забрать домашних животных. Кроме бытовых ламп ультрафиолетового излучения, существуют еще и стационарные, более сильного действия, применять их в быту категорически запрещается. Так же нельзя бытовые бактерицидные лампы применять как освещение комнат.

Сокращает присутствие микроорганизмов в воздухе влажная уборка комнат и проветривание. Мытье окон это необходимость получения достаточного количества солнечного света.

Остекленная поверхность окон пропускает солнечную радиацию в дом. Какая-то часть радиации поглощается поверхностью стекла, какая-то отражается, количество пропущенного света напрямую зависит от стекла, его качества, состава, чистоты, конструкции окна и размера.

Одинарное остекление пропускает около половины светового потока, при двойном остеклении процентов - 25-35. Чем дальше от окна вглубь комнаты, тем меньше освещенность и влияние ультрафиолетового излучения. Немытые долго стекла окон пропускают мизерную часть светового потока, поглощается ультрафиолет, солнечный свет и меняется даже спектральный состав светового потока проходящего через грязное стекло. Надо чаще мыть окна и проветривать помещение, чтобы не лишать организм благотворного влияния солнечного света. Существует несколько типов ламп, по цветовой температуре: холодный белый, белый дневной, белый нормальный, теплый белый. Самым подходящим светом является применение для домашнего освещения этого вид теплого белого света. Его световая температура находится в диапазоне от 2700 К до 3200К. Не забывайте, та же про экологичность источников света, имейте ввиду, что люминесцентные лампы содержат пары ртути, по этой причине будьте, особенно осторожны в обращении с ними.

Свет обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, определяет его жизненный тонус и биоритмы. Сила его воздействия зависит от длины волны, интенсивности и количества излучения. В интегральном потоке лучистой солнечной энергии различают ультрафиолетовую (УФ), видимую и инфракрасную (ИК) области спектра. ИК-излучение является носителем тепловой энергии. УФ-излучение модулирует минеральный обмен, синтез витамина D активирует кортико-адреналовую систему, обладает бактерицидным действием. Видимая часть спектра обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора, является регулятором биоритмов человека. Показано, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует на психику и эмоциональное состояние человека. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения.

Освещение помещения может быть естественным (за счет солнечного света) и искусственным (при применении ламп накаливания и люминесцентных ламп). Лампы накаливания генерируют свет при нагреве нити накала до температуры свечения. В люминесцентных лампах электрическая и химическая энергия превращается в световое излучение, минуя стадию перехода в тепловую энергию (лампы холодного свечения). В тех случаях, когда в помещении одновременно и естественное, и искусственное освещение, говорят о смешанном освещении.

Каким бы ни было освещение в учебном помещении - естественным, искусственным или смешанным, - к нему предъявляется ряд общих требований.

1. Достаточность освещения, которая зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.

2. Равномерность освещения зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блесткости) зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.

5. Отсутствие перегрева помещения зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Выполнение на практике указанных требований относительно естественного освещения во многом запрограммировано строительными нормами и правилами, т.е. уже заложенными в проекте школьного здания.

Существует ряд показателей, количественно характеризующих уровень естественного освещения. Основными из этих показателей являются:

Световой коэффициент – отношение остекленной площади окон (площадь окон за вычетом оконных переплетов) к площади пола. Чем больше площадь окон, тем выше уровень естественного освещения. Однако значительное увеличение размеров окон, например "ленточное остекление", ведет к снижению теплоустойчивости здания в зимнее время и к чрезмерной инсоляции весной и осенью. Поэтому норма светового коэффициента школ средней полосы России равна 1/4 -1/5 (в сельских школах и в физкультурных залах - 1/6);

Угол падения света – тот угол, под которым свет падает на рабочее место. Он образован двумя прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места по горизонтали к окну. Понятно, что таких углов будет ровно столько, сколько рабочих мест в классе, и чем дальше от окна расположено рабочее место, тем этот угол меньше и тем хуже условия освещения. Поэтому угол падения света определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и норма его - не менее 27°;

Угол отверстия – тот угол, под которым видно небо над крышей противоположного здания. Он характеризует влияние затеняющих объектов на уровень естественного освещения и образуется следующими прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места к проекции в окне крыши противостоящего здания. Как и угол падения света, угол отверстия определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и его норма - не менее 5°;

Коэффициент заслонения – отношение высоты противолежащего здания к расстоянию от него до школы. Этот показатель также характеризует влияние затеняющих объектов на величину естественного освещения класса. Его норма - не более 1/2; показано, что если коэффициент заслонения равен 1/5, затеняющего эффекта практически нет.

Некоторые качественные стороны естественного освещения во многом зависят от правильных действий учителя в классе.

1. Следует следить за чистотой стекол в помещении. В больших промышленных центрах к концу учебного года стекла загрязнены настолько, что задерживают от 30 до 50 % солнечных лучей. Поэтому весьма целесообразно осуществлять мытье окон не только перед началом учебного года и весной, как это чаще всего практикуется, но и во время зимних каникул. При этом нужно помнить, что "к мытью окон, безотносительно к этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов" ("Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", № 397-62 от 22.05.1962). Кроме того, неровные, волнистые стекла также задерживают свет, поэтому стекла в школьных окнах должны быть высокого качества.

Для остекления окон в начальных классах, особенно в северных районах, рекомендуется использовать увиолевые стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи.

2. Светопроемы должны быть свободными. Снижение напряжения механизма аккомодации возможно в том случае, если школьник может время от времени посмотреть в окно, сфокусировать взгляд в бесконечности. Рекомендуется иметь на окнах класса два типа штор: полупрозрачные и непрозрачные. Первые используются в тех случаях, когда нужно снизить уровень инсоляции и избежать слепящего действия прямых солнечных лучей, вторые - когда используются технические средства обучения (кино, телевидение); в обычном же состоянии шторы должны быть раздвинуты. Не рекомендуется располагать на окнах высокие цветы - в той или иной степени они загораживают свет, высота цветка вместе с горшком не должна превышать 30 см.

Искусственное освещение осуществляется, в основном, двумя типами ламп: накаливания и люминесцентными, которые имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания:

Спектр их близок к естественному, что создает оптимальные условия для зрительной работы;

Обладают меньшей яркостью и не дают резких теней;

Не повышают температуры воздуха в помещении;

При равном уровне освещенности они более экономичны.

В то же время люминесцентные лампы имеют два недостатка: высокую, до 35-65% глубину пульсации (для сравнения: глубина пульсации ламп накаливания - 5-15%), создающую эффект стробоскопа, и шумовой эффект.

Эффект стробоскопа, связанный с незаметными для глаза пульсациями (мельканиями), проявляется в том, что при рассматривании движущегося предмета возникают различные искажения зрительного восприятия в виде множественности контуров воспринимаемого объекта, кажущегося изменения направления и скорости движения. Вот почему люминесцентные лампы не всегда рекомендуется устанавливать там, где нужно следить за быстро перемещающимся предметом (например, игровые и спортивные залы, теннисные корты, площадки для спортивных игр и пр.). Кроме того, установлено, что пульсации вызывают заметное зрительное утомление и ухудшение функционального состояния центральной нервной системы. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в разные фазы или применяют схему с искусственным сдвигом фаз.

Присущий люминесцентным лампам шумовой эффект также оказывает негативное воздействие на деятельность центральной нервной системы, вызывая сначала повышенное возбуждение нервных клеток, а затем разлитое торможение. Устраняется этот недостаток использованием специальных бесшумных пускорегулирующих агрегатов (ПРА).

Таким образом, отмеченные недостатки люминесцентных ламп вполне могут быть устранены правильным монтажом. Описание такого монтажа приводится в специальных руководствах по светотехнике; администрация школы должна осуществлять контроль в этом направлении.

При нормировании искусственного освещения в первую очередь обращают внимание на его достаточность и равномерность. Достаточность обеспечивается количеством применяемых ламп и их мощностью. Нормируется искусственное освещение либо по уровню освещенности на рабочем месте, определяемому люксметром, либо по удельной мощности светового потока, которая определяется отношением суммарной мощности ламп к площади пола. Норма освещенности на рабочем месте в классе для ламп накаливания равна 150 лк, в физкультурном зале - 100 лк, для люминесцентных ламп эти цифры равны соответственно 300 лк и 200 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в классе равна 40-48 Вт/м2, в спортивном зале - 32-36 Вт/м2. Удельная мощность светового потока для люминесцентных ламп должна быть в классе 20-24 Вт/м2, в физкультурном зале - 16-18 Вт/м2.

Что касается равномерности искусственного освещения, то оно зависит от расположения светильников и типа арматуры. Светильники в классах желательно располагать равномерно по площади, высота подвеса примерно 3 м над уровнем пола, в физкультурных залах - по периметру под потолком; наилучшими являются светильники равномерно рассеянного света, создающие достаточно равномерное освещение при почти полном отсутствии теней и слепящей яркости.

Особое внимание следует уделять искусственному освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк; светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется.

На уровень освещенности помещений большое влияние оказывают цвет и тональность окраски поверхностей стен, пола и потолка. Большие поверхности окрашенные в темные цвета способствуют интенсивному поглощению квантов света и снижению уровня освещенности, очень светлые, белые и зеркальные поверхности отражают почти весь световой поток (до 80-90 %), но могут создать условия повышенной слепимости в помещении.

Стены детских групповых, классных комнат, спален рекомендуется окрашивать клеевыми красками с отражением примерно 40 – 60 %, что соответствует светло-зеленым и светло-желтым тонам. Потолки белят. Окраску стен и потолков следует проводить не реже 1 раза в 2 года.

Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях и помещениях для трудового обучения должны быть не менее следующих значений: для потолков, оконных проемов и дверей – 0,7; верхней части стен – 0,6; панелей стен – 0,5; мебели – 0,35; полов – 0,25.

Следует помнить, что беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений витрин, плакатов, стенных газет и т.д. резко снижает светоотражение ограждающих поверхностей. Исходя из этого, все перечисленное следует развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 м от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

Свет - это естественное условие жизни, обеспечивающее восприятие окружающего мира. Чтобы не навредить здоровью, необходимо знать, как влияет на зрение избыточное освещение. Искусственный свет настолько слился с современным образом жизни, что люди его уже просто не замечают. Однако это основной фактор, который влияет на зрительные функции.

Как на зрение влияет освещение?

Солнечное

Люди видят мир с помощью двух видов света - естественного (солнечного) и искусственного. Освещение от солнца предпочтительней, поскольку оказывает благоприятное влияние на человеческий организм и органы зрения. Солнечное излучение делится на две части:

  • видимую - ультрафиолетовую;
  • невидимую - инфракрасную.

Инфракрасное излучение является тепловым. Ультрафиолетовое - положительно воздействует на человеческий организм и вызывает эритемное действие (загар). Однако если интенсивность лучей высокая, могут появиться ожоги на кожных покровах. При проникновении в глаза интенсивное ультрафиолетовое излучение способно привести к ожогу сетчатки глаза, что способствует ухудшению или потере зрения.

Искусственное

Внутри незащищенного глаза происходит нагревание и химическая реакция.

Лучи ультрафиолета образуются и во время работы искусственной осветительной техники. К ним относятся следующие приборы и технические факторы:

  • электрическая дуга;
  • кварцевые лампы;
  • электро- и газовая сварка;
  • лазерные установки;
  • эритемные лампы.

Чтобы защитить глаза от ультрафиолетовых лучей, необходимо при интенсивном освещении пользоваться защитными очками.

Для искусственной иллюминации применяются люминесцентные лампы и лампы накаливания. На свойства и состояние глаз влияют энергосберегающие осветительные приборы. При их применении осуществляется дополнительная нагрузка на органы зрения, вызывая быструю усталость глазных мышц. При применении энергосберегающей лампы она мерцает, негативно воздействуя на глаза, и приводя к постепенному ухудшению зрения. В результате глаза краснеют, сохнут или, наоборот, слезятся.

Некоторые источники искусственного освещения способствуют возникновению зрительных иллюзий. Немалый вред человеческому зрению могут нанести сильные световые блики, которые возникают из-за глянцевых поверхностей, зеркал и стекол. Из-за бликов отвлекается внимание, напрягается зрение, сложно сфокусироваться на определенном предмете. Поэтому для глаз полезней светлые матовые поверхности, отражающие излучения.

Какое освещение наиболее благоприятное?

Наиболее полезно чтение при дневном свете.

Лучшим условием для органов зрения является свет от солнца, но не чересчур яркий, а слегка рассеянный. Однако не всегда его достаточно из-за таких факторов:

  • При пребывании в помещении меняется уровень освещенности пространства на протяжении дня, поскольку солнце перемещается относительно местонахождения человека.
  • В холодное время года - с поздней осени до середины весны - естественное освещение слишком блеклое.

Какое должно быть?

Поэтому днем солнечные лучи используются для фона, который необходимо дополнять искусственной местной иллюминацией. Лучший вариант - умеренно-интенсивная освещенность, при которой видно все и комфортно глазам. Чтобы достичь оптимального эффекта, комбинируют два вида освещения - общее и местное. Общее должно быть ненавязчивым, рассеянным, местное - намного интенсивней.

Желательно, чтобы местное освещение направлялось и регулировалось. При общем можно заниматься бытовыми вопросами, отдыхать, общаться или выполнять работу, для которой не нужно напрягать зрение. Если для деятельности требуется вовлечение глаз, можно включить местный источник иллюминации и подобрать необходимую интенсивность - для работы за ПК - одна, при чтении - другая.


Для каждого вида работы интенсивность освещение разная.

Интенсивное освещение рекомендуется применять только тогда, когда нужна острота зрения - надо что-то почитать, посчитать, написать и др. В остальных случаях следует отдавать предпочтение рассеянной общей иллюминации с естественным бело-желтоватым оттенком. Днем это солнечные лучи, в темное время суток - потолочная лампа или другой источник. Рабочее и жилое пространства должны освещаться грамотно, в зависимости от вида деятельности. Все эти моменты нужно учитывать как для жилых помещений, так и для организации освещения на рабочих местах.

Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Идея целостности организма, ярко выраженная в работах И.П. Павлова, подтверждается и реакциями организма в ответ на воздействие света. Свет как элемент жизненной среды человека представляет собой один из основных факторов важнейшей медико-биологической проблемы современности - организм и среда. Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.

Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Свет - видимое излучение - является единственным раздражителем глаза, вызывающим зрительные ощущения, обеспечивающие зрительное восприятия мира. Однако действие света на глаз не ограничено только аспектом видения - возникновением на сетчатке глаза изображений и формированием зрительных образов. Помимо основного процесса видения, свет вызывает и другие важные реакции рефлекторного и гуморального характера. Воздействуя через адекватный рецептор - орган зрения, он вызывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга (в зависимости от интенсивности) возбуждает или угнетает центральную нервную систему, перестраивая физиологические и психические реакции, изменяя общий тонус организма, поддерживая деятельное состояние.

Видимый свет оказывает еще влияние на иммунные и аллергические реакции, а также на различные показатели обмена, изменяет уровень аскорбиновой кислоты в крови, в надпочечных железах и мозге. Он действует и на сердечно-сосудистую систему. В последнее время установлено также и гуморальное влияние нервного возбуждения, возникающее при световом раздражении глаза.

Особое гигиеническое значение имеет бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей, входящих в состав спектра солнечного света. Под воздействием ультрафиолетовых лучей задерживается развитие бактерий, а при достаточно длительном воздействии бактерии погибают.

Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Активизируя процессы обмена, она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи, переводя провитамин D, находящийся в коже ребёнка, из недеятельного состояния в деятельное, обеспечивают нормальное костеообразование. Хорошее освещение оказывает и психологическое воздействие; обилие света создаёт эмоционально-приподнятое, радостное настроение.

Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф. Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости.

В зависимости от спектрального состава свет может оказывать возбуждающее действие и усиливать чувство тепла (оранжево-красный), или, наоборот, - успокаивающее (желто-зеленый), или усиливать тормозные процессы (сине-фиолетовый).

Это используется при эстетическом оформлении производственных помещений, окраске оборудования и стен: холодные тона - при высоких температурах и наличии источников тепловыделений, в жарком климате. Теплые тона - в случае пониженных температур, необходимости тонизирующего влияния производственной среды на работающих. Наиболее широко используется зеленый цвет, оказывающий благоприятное психологическое воздействие.

Вопросы рациональной организации производственного освещения не случайно отнесены к главе «Защита работающих от вредных производственных факторов». При недостаточной освещенности и плохом качестве освещения состояние зрительных функций человека находится на низком исходном уровне, повышается утомление зрения в процессе выполнения работы, возрастает риск производственного травматизма, ухудшается производительность труда.

Согласно статистике в среднем при различных видах производственной деятельности число несчастных случаев, связанных с неудовлетворительным освещением, составляет 30…50% от общего количества.

Сейчас в век научно-технического прогресса, в самых разносторонних областях широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим человек подвергается воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности: от 100000 лк и более днем при прямом солнечном свете до 0.2 лк ночью при свете луны.

С отсутствием естественного света связано явление «светового голодания».

Световое голодание - это состояние организма, обусловленное дефицитом ультрафиолетового излучения и проявляющееся в нарушении обмена веществ и снижении сопротивляемости организма.

Кроме того, продолжительная работа в помещении без естественного света может оказать неблагоприятное психофизиологическое воздействие на персонал из-за отсутствия связи с внешним миром, ощущение замкнутости пространства.

Для компенсации ультрафиолетовой недостаточности используются УФ-облучательные установки длительного действия (совмещенные с осветительными установками) и облучательные установки кратковременного действия (фотарии).

В помещениях без естественного света для освещения применяются газоразрядные источники света со спектральным составом близким к естественному, устройства динамического освещения, а также используются специальные архитектурные приемы, имитирующие естественное освещение (витражи, ложные окна и т.п.).

Любая работа (например, чтение) может выполняться в очень большом диапазоне уровней освещенности. Однако ее эффективность (скорость чтения) будет меняться так, как это показано на рисунке.

влияние свет освещенность организм человек

Рис.

До некоторого уровня освещенности работа выполняться не может (текст не виден, скорость чтения будет равняться нулю), затем эффективность зрительной работы возрастает и в некоторой точке достигает максимума.

Дальнейший рост освещенности не приводит к увеличению эффективности (скорость чтения не меняется). Освещенность соответствующую этому значению (точке насыщения кривой), называют оптимальной освещенностью.

Многие считают, что смешанное освещение вредно для глаз. Однако это не совсем так. Смешанное освещение состоит из различных по длине волн, это обстоятельство делает его менее желательным, чем, например, достаточное естественное освещение. Но отрицательного влияния на организм человека оно не оказывает.

Вредно выполнять зрительную работу при недостаточном уровне естественного освещения, и в этом случае смешанное освещение будет благоприятствовать зрительным функциям. Поэтому включать электрический свет следует не дожидаясь, пока совсем стемнеет.