Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Абрахам Харольд Маслоу (1908 - 1970 гг.) - известный американский психолог, который посвятил жизнь изучению природы человека, его взаимоотношениям с самим собой и окружающим миром. Идеи профессора послужили созданию гуманистической теории. Это тот раздел психологии, предметом которого является самоактуализация индивида, его высшие ценности и смысл жизни.

Детство

Родился известный учёный в густонаселённом районе Нью-Йорка - Бруклине. Малыш, появившийся на свет 1 апреля 1908 года, стал первенцем в семье евреев, иммигрировавших в Америку из России. Родители, будучи необразованными, сделали всё от них зависящее, чтобы старший сын получил глубокие знания и вырос достойным человеком. Несмотря на это, взаимоотношения маленького Абрахама со старшим поколением не складывались. Отец много пил, а мать была религиозной фанаткой. Уже будучи взрослым, Абрахам Маслоу сумел понять их и простить.

В юности же он испытывал стыд за поведение родителей. Кроме того, мальчик гнушался даже еврейской национальности и внешнего вида: он был щуплым и слабым. Чтобы компенсировать физическую неказистость, юноша активно занимается спортом, добиваясь хороших результатов. С тем же рвением Маслоу начинает грызть гранит науки, глотая раз за разом новые увесистые книги из местных библиотек, которых в Нью-Йорке было больше чем достаточно.

Образование

Поначалу 18-летний юноша, поддаваясь уговорам отца, поступил на юридический факультет в Сити-колледже. Быстро поняв, что выбрал неправильный жизненный путь, он начал активно изучать психологию. В 1930 году ему удалось получить степень бакалавра, годом позже - магистра гуманитарных наук, ещё через некоторое время - доктора. Работать начал в родном университете. Поведение макак - вот что изучал в стенах alma mater юный Абрахам. Маслоу даже посвятил этой разновидности обезьян диссертацию, раскрывающую тему полового и доминантного поведения самцов в колонии животных. Именно в этот период он также познакомился с большинством учёных, бежавших из захваченных Гитлером европейских стран. Их общение и споры стали плодородной почвой для «прорастания» его известной гуманистической теории.

Психолог Абрахам Маслоу женился в 20 лет на Берте Рудман: она была его двоюродной сестрой, из-за этого родители обоих были против брака. Несмотря на всеобщее осуждение, у четы родились две дочери: Энн и Эллен. Последняя стала известным психотерапевтом.

Первые книги

Значительную исследовательскую работу на тему «Мотивация и личность» читатели увидели уже в 1954 году. На страницах книги была изложена иерархическая структура потребностей, которая сегодня известна каждому школьнику. Нарисованная в форме пирамиды, она указывала на то, что человек не может удовлетворять свои новые потребности, пока будет чувствовать недостаток в базисных нуждах. Кроме того, Абрахам Харольд Маслоу уделил внимание и комплексу Ионы: когда человека удовлетворяет его ограниченное, но стабильное существование, он, боясь потерять контроль, избегает новых жизненных успехов, игнорирует шансы и возможности, подаренные судьбой.

Уже в 1962 году был опубликован труд «К психологии бытия», где потребности индивида обрели чёткие очертания и были разделены на группы. Хотя эту работу так же, как «Дальние пределы человеческой природы», которая вышла в мир уже после смерти психолога, Маслоу характеризовал как предварительные и недоработанные изыскания.

Структура потребностей

Пять основных насущных нужд, без которых индивид не мыслит свого существования, выделил и описал Абрахам Маслоу. Потребности, согласно его видению, размещались от низа до верха, образовывая пирамиду. Её фундаментом были физические надобности, верхушкой - моральные и духовные. Выглядит такая структура следующим образом:

  • Жизнеобеспечение - потребность в еде, сне, сексе и материальных ресурсах.
  • Безопасность - уверенность в завтрашнем дне, стремление к общественной защищённости.
  • Социальные контакты - необходимость любить, дружить, общаться, принадлежать к определённой социальной группе.
  • Признание - потребность в уважении со стороны окружающих.
  • Самоактуализация - желание развиваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческий потенциал.

Первые четыре группы потребностей можно удовлетворить полностью, над пятой - работать вечно. Кроме того, человек не способен приступить к реализации последней нужды, пока он чувствует нехватку в предыдущих.

Самоактуализация

Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.

Основные пути самоактуализации:

  1. Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
  2. Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
  3. Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
  4. Умение делать адекватный выбор.
  5. Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.

Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.

Конец жизненного пути

Абрахам Маслоу направил существующие резервы на исследование вышеуказанных теорий. Кроме того, ему удалось поработать президентом Американской психологической ассоциации. Этот пост он занимал с 1967 по 1968 год, после чего ушёл работать в известный благотворительный фонд. Именно здесь, в калифорнийском Менлоу-парке, он мог заняться и другим своим пристрастием: философией демократической политики, экономики и этики. К сожалению, не все научные изыскания психолога были завершены: 8 июня 1970 года сердечный приступ навсегда прервал его неутомимую работу.

Несмотря на то, что минуло не одно десятилетие, труды учёного популярны и в наши дни. Абрахам Маслоу стал тем теоретиком, который, начиная с бихевиоризма и поддавшись влиянию психоанализа, полностью сформировал гуманистическую психологию. Поэтому отнести его имя к тому или иному направлению фактически невозможно. Даже сегодня его пирамида потребностей и вопрос самоактуализации волнуют светлые умы современников во всём мире.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов. После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества. Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдштейном, который первым использовал сам термин. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования. Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребность в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; 2) принятие (себя, других, природы); 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); 5) некоторая отъединенность и потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний, 9) чувства сопричастности, единения с другими, 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора, 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры. В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации 1. Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием. 2. Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития 3. Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. 4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия. 5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума 6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций. 7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования. 8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон. Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией. В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии. Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». Умер Абрахам Маслоу 17 февраля 1970 г.

МАСЛОУ Абрахам Харольд

Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970)- американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951). С1951 по 1969 г. М. -профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. - президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду Гуманисту Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала Eupsychian Management. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному- любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоид-ной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации - раскрытии заложенных в человека потенций. В 40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических уровней потребностей (так называемая пирамида М.). Низшие потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении развития человека привели его к идеальной модели эвпсихического общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: Motivation and Personality , N.Y., 1954; Toward a Psychology of Being, N.Y., 1962; Religions, Values, and Peak-experiences, Columbus, 1964; The Psychology of Science, N.Y., 1966; The Farther Reaches of Human Nature, N.Y., 1971. В рус. пер. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982; Мотивация и личность, СПб, 1999. Д.А.Леонтьев

Старший из семерых детей Самуэля и Розы Маслоу, Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке. Родители его были евреями, иммигрировавшими в США из России.

Рос мальчик в многонациональном квартале. Семья была бедной, родители к детям были безразличны и мало о них заботились.

Отец так часто обижал и унижал мальчика, что тот искренне поверил в свою никчёмность. Мать же его была грубой и эгоистичной женщиной, от которой дети не видели ни любви, ни заботы.

Вдобавок ко всему, Абрахам был единственным евреем среди мальчишек в окрестностях, а потому стал жертвой яростного антисемитизма, подвергаясь постоянным нападкам за свою религию.

Всевозможные перипетии жизни заставляют мальчика искать спасения в библиотеке, где он открывает в себе любовь к книгам.

Он учится в Средней мужской школе, где является участником целого ряда тематических клубов. Также, в течение целого года, он принимает участие в выпуске «Латинского журнала» и школьной газеты на темы физики.

После окончания школы Маслоу поступает в Нью-Йоркский городской лицей, а по вечерам берёт уроки правоведения. Однако, вскоре осознав, что занятия правом – дело вовсе не его, он бросает дополнительные занятия.

Позже, Абрахам поступает в Висконсинский университет на факультет психологии. Там он занимается исследованиями в области экспериментального бихевиоризма. Благодаря этой работе, в нём упрочилось позитивное мировоззрение. В 1931 г. Абрахам Маслоу получает степень магистра психологии.

Научная деятельность

В 1937 г. Маслоу становится членом профессорско-преподавательского состава Бруклинского колледжа, где проработает до 1951 г. Когда, в 1941 г., США вступила во Вторую мировую войну, Маслоу был уже слишком стар и непригоден для воинской службы. Однако же ужасы войны вдохновляют его на развитие идей мира и влияют на его теории в психологии, помогая создавать науку гуманитарной психологии.

Большой след в душе Маслоу оставил образ жизни и действий двух его научных наставников – психолога Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт, – впоследствии и заложив основу его исследованиям в области душевного здоровья и человеческого потенциала.

В 1943 г., в своей статье «Теория мотивации человека», появившейся в журнале “Psychological Review”, Маслоу предлагает собственную систему иерархии потребностей. Подробное объяснение этой теории было дано в вышедшей в 1954 г. книге «Мотивация и личность».

Маслоу придерживается точки зрения, что у любого человеческого существа есть ряд потребностей, которые, для достижения самореализации, должны быть удовлетворены в определённом порядке. Согласно его классификации, потребности человека располагаются в следующем порядке: физиологические потребность, стремление к безопасности, необходимость принадлежать к определённой социальной группе и быть любимым, тенденция к уважению, потребность к самореализации и тяготение к превосходству. Будучи психологом-гуманистом, Маслоу искренне верит в то, что каждому индивиду для достижения самореализации необходимо полностью осознать свой потенциал. Свою теорию он подкрепляет изучением личностей Альберта Эйнштейна, Генри Дэвида Торо, Рут Бенедикт и т.д. – тех, кому, по его мнению, успешно удалось достигнуть самореализации.

В 1951 г. Маслоу становится профессором в Брандейском университете. Там он будет преподавать до 1969 г., пока не перейдёт в штат Лафлинского института в Калифорнии.

В 1961 г. Маслоу, совместно с психологом Тони Сутичем, основывает журнал “The Journal of Humanistic Psychology”, который публикует научные статьи и поныне.

Основные работы

Величайшим вкладом в психологию Маслоу является его теория иерархии потребностей, предложенная им в 1943 г. На этой классификации потребностей основываются многочисленные исследования в области социологии, менеджмента, психологии, психиатрии и т.д.

Личная жизнь и наследие

В 1928 г., когда ему едва исполнилось 20 лет, Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте. И этот брак становится для него началом счастливой семейной жизни. Их жизнь в любви и согласии продолжалась до самой смерти Абрахама. От этого союза на свет появилось две дочери.

На протяжении многих лет Маслоу имел проблемы с сердцем, и в 1967 г. пережил серьёзный приступ. Три года спустя, в 1970 г., после второго удара, он умирает.

Американская психологическая ассоциация ежегодно вручает премию Абрахама Маслоу за значительный вклад, вносимый в реализацию перспективных исследований в область дальнейших изучений человеческой души.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 году, по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.

В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет.

В Висконсинском университете он становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы. В 1951 г. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология. В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу? теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.

Развивая теорию мотивации? можно выделить три этапа развития этой теории? Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы? активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых "пик-переживаниях" (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, "четвертой силы" ? трансперсональной психологии.

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отcутствие в его теориях учета социальных факторов, окружающего контекста.

Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  2. Приятие (себя, других, природы).
  3. Непосредственность; простота; естественность.
  4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
  5. Способность обособиться; потребность в уединении.
  6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  8. Мистический и вершинный опыт.
  9. Gemeinschaftgefuhl [чувство общности с другими].
  10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  11. Демократичность.
  12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  14. Креативность.
  15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Введение

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Краткая биография

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы:

«Религии, ценности и вершинные переживания»(1964)

«Эупсихея: дневник» (1965)

«Психология науки: рекогносцировка» (1966)

«Мотивация и личность» (1967)

«По направлению к психологии бытия» (1968)

«Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных раннее)