Исследования речевой готовности детей к школе. Речевая готовность ребёнка к школе. Характеристика детей с развитой речью

Консультация для родителей

«Что такое ОНР?»

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

В нашем детском саду работают две логопедические группы, одна из них для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

Более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

Экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

Дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

У детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень - у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

По словам Р.Е. Левиной «Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму для качественного формирования письменной речи у ребенка должна быть хорошо развита устная речь: произношение, фонематическое восприятие, речевой анализ (синтаксический, морфологический, слоговой, звуковой), лексико-грамматические компоненты речи. Грамотная, связная устная речь – залог успешного обучения в школе!

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи . Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов , умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи .

4. Умение пользоваться разными способами словообразования , правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей

1) проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

2) не ругать ребенка за неправильную речь;

3) ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

4) не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

5) осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

6) большое внимание уделяем рассказыванию: составлению творческих рассказов, составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам сказок, коротких рассказов.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для речевой работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата.
Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

При этом очевидно, что помощь ребенку, именно родителей, обязательна и чрезвычайно ценна: во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Но для этого необязательно устраивать дома некую школу. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.

Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.

Игра с ребенком доставит радость и удовольствие, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

Литература:

1.С.Коноваленко Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. Москва. Эксмо 2003

Кумакова Ю.И.,
учитель-логопед

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей.

Давидюк Оксана Николаевна Учитель-логопед.
Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственничный Кондинский район ХМАО - Югра.
Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению.
Быть готовым к школе – не значит
уметь читать писать, считать.
Быть готовым к школе – значит,
Быть готовым всему этому научиться.


Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? На что именно стоит обратить внимание?
Прежде всего, необходимо учесть, что письменная речь напрямую зависит от уровня развития устной речи. Если в речевом развитии дошкольника есть какие-либо отклонения, то к началу школьного обучения стоит приложить максимум усилий, чтобы их преодолеть.
Каждый поступивший в школу ребенок, за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.
Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
1. Полноценность владения речевыми звуками.
(на экран проецируется слайд № 2)
В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться замене или пропускаться. Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы (пропуски и замены букв на письме). Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет. Тем не менее, риск довольно велик, и к началу школьного обучения в интересах родителей позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник чисто произносил все звуки.
2.Полная сформированность фонематических процессов.
(на экран проецируется слайд № 3)
К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух - умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как велосипедист, аквалангист и прочее. При этом следует обратить внимание, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. И, разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематический слух, проблема становится еще серьезнее. Так же стоит отметить, что при закреплении подобных ошибок в письменной речи, работа усложняется и на искоренение этого дефекта понадобится гораздо больше времени.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов, т.е. у ребенка должна быть сформирована
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д.
Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины “Звук”, “Слог”, “Слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой.
Итак, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.
Казалось бы, что может быть проще: назвать звуки, из которых состоит слово? Предлагаю провести небольшой эксперимент: назовите по порядку все звуки в слове «КОТ», скажите, вы представили себе слово написанным или произносили слово, прежде чем назвать звуки?
Надо отметить, что тот, кто представил написанное слово – на самом деле, провел не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь, предлагаю еще одно слово «ЮРА». Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: й-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку?
Давайте попробуем провести еще один маленький эксперимент: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”.
(В случае:
1. Если родители называют слова, начинающиеся с твердого звук Л - Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому Вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушивались в звуки, вы думали о букве. Звуковую действительность Вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.
2. Если родители, верно выполнили задание: Молодцы, Вы справились с заданием и учли мягкость и твердость согласных. Детям же этому нужно еще учится.)
Занимаясь с ребенком самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению.
(на экран проецируется слайд № 4) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
3.Достаточность словарного запаса.
(на экран проецируется слайд № 5)
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.
(на экран проецируется слайд № 6) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
4.Сформированность грамматического строя речи.
(на экран проецируется слайд № 7)
Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово.
(на экран проецируется слайд №8) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
5. Владение связной речью.
(на экран проецируется слайд №9)
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики - слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
(на экран проецируется слайд №10) - родителям предлагается выполнить практические упражнения
Итак, если ребенок допускает аграмматизмы в устной речи, это отразится и на письме. Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен, а если имеются речевые нарушения, то задача становится еще тяжелее. При возникновении дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме. Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения и без этого навыка не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих. Кроме того, у ребенка появляется негативный настрой к учебе, естественно, низкие оценки и многочисленные ошибки заставляют школьника «опустить руки» и мешают ему поверить в собственные возможности. Для того чтобы искоренить дисграфические ошибки требуется очень много времени и сил. Таким образом, гораздо проще предотвратить это нарушение в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему Вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.

Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению, что подразумевает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Кулагина И. Ю. выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы. .

Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Но мы рассмотрим развитие речевой сферы.

Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: «... ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.... По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира» .

При исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выходить характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый -- усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.) ; второй -- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

На этом уровне об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует в основном его речь. Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н. И. .

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, «Школьная зрелость» (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Наряду с речевой готовностью она включает в себя следующие параметры:

  • 1. Личностная готовность.
  • 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
  • 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
  • 4. Физическую готовность.
  • 5. Эмоционально-волевую готовность.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А. Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». .

И. Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». .

Л.. И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. .

Л. А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». . Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д. Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д. Б. Эльконин выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. .

Исследования Лисиной М. И., Кравцовой Е. Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению. Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (Таблица 1).

Таблица 1

Психологические особенности детей пяти-семи лет

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором речевая готовность играет едва ли не самую важную роль. Достаточное развитие интеллектуальной готовности, предполагающей наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире невозможно без должного уровня речевого развития.

Е. И. Рогов, указывая на критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению, отдельным критерием выделяет «овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов». .

Р. С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Речевая готовность детей к школе может определяться по таким уровням развития речи (Таблицы 2, 3).

Таблица 2

Критерии готовности детей к школьному обучению

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Таблица 3

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. .

Критерии речевой готовности ребёнка к школе. .

  • 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  • 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  • 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: знать гласные и согласные звуки.
  • 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
  • 6. Умение самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения. (Этот материал необходимо переместить ниже, сначала в целом о готовности, а затем о речевой готовности).

Следовательно, основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершающийся процесс фонематического развития,

высокое развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.

Наталья Мамаева
Речевая готовность ребенка к школе

Речевая готовность ребенка к школе . Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус : дошкольник становится школьником . Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка . Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде :

Хорошее физическое развитие ребенка ;

Развитый физический слух;

Развитая мелкая моторика пальцев

Нормальное функционирование ЦНС

Владение знаниями и представлениями об окружающем мире

Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя

Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми

работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность

к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» , звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами : меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы .

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе , - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье . Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом . Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу , когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро) . Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники , которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы . Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л) . Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков в словах (бочка – почка) . Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме) .

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка. Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка , чтобы начать логопедическую работу с ним до школы , предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе . Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.